Подборка стихотворений по теме «горы»

Стихи о природе

Анализ стихотворения Бродского «В горах»

Многие русские поэты посещали горы, и результатом таких поездок часто становились великолепные стихотворения, отражающие красоту увиденных пейзажей. Примером тому могут служить многочисленные произведения М. Ю. Лермонтова, посвящённые Кавказу, стихи А. С. Пушкина, А. А. Фета, Велимира Хлебникова и др. В жизни И. А. Бродского тоже имели место такие путешествия, однако вместо восторга они вызывали у поэта глубокие раздумья о смысле человеческого существования.

Стихотворение «В горах» точно отражает воздействие горных пейзажей на сознание Иосифа Александровича. Это долгое, подчас трудное для понимания произведение наполнено, с одной стороны, величественными картинами монументальной природы, а с другой – мелкими самоуничижительными высказываниями о человеке.

Виды могучих гор автор воссоздаёт с помощью живописных эпитетов («белых склонов тишь да гладь») и метафор («снега битого фарфор», «наста лунного наждак»). Читатель легко может вообразить краски – сияющий белый снег, сказочный голубой бор. Прозрачный воздух поэт сравнивает с тонким стеклом, которое разбивается от одного вздоха. Значительность природы поэт подчёркивает анафорой «Голубой саксонский лес», звучащей через каждые две строфы.

Но всё это великолепие – лишь декорация для осмысления места и смысла человека в мире. Почти столь же часто, как напоминание о лесе, встречается провозглашение низменности личности. Поэт не устаёт повторять: «Мы с тобой – никто, ничто». Все образы, так или иначе связанные с фигурой лирического героя, производят тягостное впечатление:
На ночь снятое пальто.
Трепыханье фитиля.
Даже бог выглядит жалко:
В туче прячась, бродит Бог,
ноготь месяца грызя.

Собрав все описания человека воедино, мы получим существо слабое, сиюминутное. Он быстро возникает в мире, осуществляет какую-то незначительную деятельность, чтобы скоро сгинуть без следа. Небытие, распад – главные слова в этом произведении. Всё сводится к ним.

Что же может предотвратить или хотя бы замедлить исчезновение личности? Конечно, поэт предпринимает попытку найти ответ на этот вопрос. В стремительном потоке образов читатель может заметить такие, которые живее и выразительнее других передают чувства автора. Со странной грубоватой нежностью говорит поэт о любви, и главное, взаимности:
Крепче в локоть мне вцепись,
побеждая страстью власть
тяготенья…
Взгляд, прикованный к чертам,
освещённым и в тени…
жизнь моя на жизнь твою
насмотреться не могла.

Речь здесь идёт о том, что только взаимные чувства помогают двум «распадам» (жалким человеческим существам) наполнить свою жизнь глубоким смыслом и противостоять враждебной равнодушной природе.

Это стихотворение сложно для восприятия. Оно написано в типичной для Иосифа Александровича манере: в нём часто встречаются инверсии, метафоры, разорванные фразы. Оно само по себе – поток затейливых образов, часто дополненных жаргонными словами («пся крев» – неприличное выражение из польского языка). Однако за всем эти скрывается серьёзное философское размышление о скоротечности жизни и о её назначении.

Иосиф БродскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

9

Минут годы, и вот означенный
Камень, плоским смененный, снят.
Нашу гору застроят дачами, —
Палисадниками стеснят.
Говорят, на таких окраинах
Воздух чище и легче жить.
И пойдут лоскуты выкраивать,
Перекладинами рябить.
Перевалы мои выструнивать,
Все овраги мои вверх дном!
Ибо надо ведь — хоть кому-нибудьДома — в счастье, и счастья в дом!
Счастья — в доме! Любви без вымыслов!
Без вытягивания жил!
Надо женщиной быть — и вынести!
(Было-было, когда ходил,
Счастье — в доме!) Любви, не скрашенной
Ни разлукою, ни ножом.
На развалинах счастья нашего
Город встанет — мужей и жён.
И на том же блаженном воздухе
— Пока можешь ещё — греши! —
Будут лавочники на отдыхе
Пережёвывать барыши,
Этажи и ходы надумывать,
Чтобы каждая нитка — в дом!
Ибо надо ведь — хоть кому-нибудь
Крыши с аистовым гнездом!

Примечания к «поэме горы» Марины Цветаевой

Впервые поэма напечатана в журнале «Вёрсты» (Париж. 1926. №1). Приводится в последней авторской редакции по беловому автографу 1940 г.

Поэма обращена к Константину Болеславовичу Родзевичу. Цветаева встретилась с ним в 1923 году, когда он учился на юридическом факультете в Парижском университете.

Гора — Петршин-холм в Праге. Цветаева называла её Смиховским холмом — от района Смихов, где она жила осенью 1923 года. В то же время гора в поэме — синоним и символ Любви. Образ горы всегда связан в творчестве Цветаевой с высотой, огромностью, лавинностью чувств и с величием человека. 25 мая 1926 г. Цветаева пишет Пастернаку: «…горы благодарны (божественны)…». Гора — «верх земли и низ неба, — пишет она другому адресату. — Гора — в небе».

Посвящение. — В окончательный текст не вошли строки:

* * *

Если б только не холод крайний,
Замыкающий мне уста,
Я бы людям сказала тайну:
Середина любви — пуста.

Послесловие. — В ранней редакции поэмы были строки, не вошедшие затем в окончательный текст:

* * *

Та гора хотела! Песнь
Брачная — из ямы Лазаревой!
Та гора вопила: — Есмь!
Та гора любить приказывала…
Та гора была — миры!
— Господи! Ответа требую!
Горе началось с горы.
И гора и горе — пребыли.

= = =

Послесловие вышло длинное —
Но и память во мне долга́.

«Поэма горы». Окончание. Автограф.

Благодарим за прочтение произведения Марины Ивановны Цветаевой «Поэма горы»!
Читать все произведения Марины ЦветаевойНа главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

10

Но под тяжестью тех фундаментов
Не забудет гора — игры.
Есть беспутные, нет беспамятных:
Горы времени — у горы!
По упорствующим расселинам
Дачник, поздно хватясь, поймёт:
Не пригорок, поросший семьями, —
Кратер, пущенный в оборот!
Виноградниками Везувия
Не сковать! Великана льном
Не связать! Одного безумия
Уст — достаточно, чтобы львом
Виноградники заворочались,
Лаву ненависти струя.
Будут девками ваши дочери
И поэтами — сыновья!
Дочь, ребёнка расти внебрачного!
Сын, цыганкам себя страви!
Да не будет вам места злачного,
Телеса, на моей крови!
Тве́рже камня краеугольного,
Клятвой смертника на одре:
— Да не будет вам счастья дольнего,
Муравьи, на моей горе!
В час неведомый, в срок негаданный
Опозна́ете всей семьёй
Непомерную и громадную
Гору заповеди седьмой!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Есть пробелы в памяти, бельма
На глазах: семь покрывал…
Я не помню тебя — отдельно.
Вместо че́рт — белый провал.
Без примет. Белым пробелом —
Весь. (Душа, в ранах сплошных,
Рана — сплошь.) Частности мелом
Отмечать — дело портных.
Небосвод — цельным основан.
Океан — скопище брызг?!
Без примет. Верно — особый —
Весь. Любовь — связь, а не сыск.
Вороной, русой ли масти —
Пусть сосед скажет: он зряч.
Разве страсть — делит на части?
Часовщик я, или врач?
Ты — как круг, полный и цельный:Цельный вихрь, полный столбняк.
Я не помню тебя отдельно
От любви. Равенства знак.
(В ворохах сонного пуха:
Водопад, пены холмы —
Новизной, странной для слуха,
Вместо: я — тронное: мы…)
Но зато, в нищей и тесной
Жизни — «жизнь, как она есть» —
Я не вижу тебя совместно
Ни с одной:
            — Памяти месть.

—————

Марина ЦветаеваПрага. Гора. 1го января — 1го февраля 1924 г.

Стихотворения для заучивания наизусть про маму

Матери

Иван Бунин

Я помню спальню и лампадку. Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была?

1906—1911 гг

Маме

Марина Цветаева

В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

1907 г

Мама, глянь-ка из окошка

Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

1887 г

О вера наших матерей…

Виктор Коротаев

О вера наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей,

Её, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей.

Уж матери — такой народ – Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: Пусть перебесятся, пройдет, И снова верят, верят, верят.

Как верят матери одни Взыскательно и терпеливо. И — не крикливые — они Не почитают это дивом.

И просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной, Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды.

О матери

Анатолий Передреев

Уляжется ночь у порога, Уставится в окна луна… И вот перед образом Бога Она остается одна.

Туманный квадратик иконы, Бумажного венчика тлен… И долго роняет поклоны, Она, не вставая с колен. И пламя лампадки колышет, Колеблет комочек огня Ночной её вздох… Не услышит Никто её, кроме меня! Лишь сердце мое отзовется, Сожмется во мраке больней… Никто никогда не вернется С кровавых безмолвных полей… Не будет великого чуда, Никто не услышит молитв… Но сплю я спокойно, покуда Она надо мною стоит!

Поделиться статьей с друзьями!

43
Поделились

7

Гора горевала, что только грустью
Станет — что́ ныне и кровь и зной.
Гора говорила, что не отпустит
Нас, не допустит тебя с другой!
Гора горевала, что только дымом
Станет — что́ ныне: и мир, и Рим.
Гора говорила, что быть с другими
Нам (не завидую тем другим!).
Гора горевала о страшном грузе
Клятвы, которую поздно клясть.
Гора говорила, что стар тот узел
Гордиев — долг и страсть.
Гора горевала о нашем горе —
Завтра! Не сразу! Когда над лбом —
Уж не memento, а просто — море!Завтра, когда поймём.
Звук… Ну как будто бы кто-то просто,
Ну… плачет вблизи?
Гора горевала о том, что врозь нам
Вниз, по такой грязи —
В жизнь, про которую знаем все́ мы:
Сброд — рынок — барак.
Ещё говорила, что все поэмы
Гор — пишутся — так.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: