Анализ стихотворения «эти бедные селенья…» ф. тютчева

Анализ стихотворения тютчева «эти бедные селенья»

Анализ произведения «Эти бедные селенья…»

Поэтом было создано большое количество произведений. Одни описывали особенности природы, совмещенные с жизнедеятельностью человека, другие рассказывали о любви. Были и стихотворения, рассказывающие про особенности родины автора. Ярким примером является шедевр, получивший название «Эти бедные селенья…». Данное творение – своеобразное откровение автора, который обладал определенными пророческими чертами.

Федор Иванович Тютчев сострадал своему народу и в этом он не был одинок. Многие современники той эпохи также писали в данном направлении, частично осуждая русского человека и стараясь направить его на истинный путь. Автор излагал мысли благочестиво, они были наполнены особенным и осторожным любовным отношением к родине. Он старался раскрыть особенности всей России, давая читателю возможность заглянуть в её самые отдалённые уголки.

Следует отметить, что в произведении «Эти бедные селенья…» отслеживается особенное противопоставление, где присутствует как гордыня, так и исключительное смирение. Зачастую такие особенности можно понять лишь на религиозном уровне. Гордыня представляет собой определенный источник всего зла в мире, она приводит к непоправимым последствиям. В данном случае основой для спасения является именно смирение, без которого обойтись невозможно, смирение со всей окружающей обстановкой и жизненными проблемами. Если посмотреть на два этих понятия с христианской точки зрения, то гордыня способна просто-напросто застелить взор, а смирение откроет человеку истинное зрение, позволит трезво взглянуть на происходящую ситуацию.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»

Первоначальной сферой деятельности всем известного поэта Тютчева была политика. Выполняя дипломатические задачи, Тютчев около двадцати лет прожил в Германии. Именно там, помимо политики, его заинтересовала и литературная деятельность. Он начал писать.

Живя за границей, Тютчев видел уровень жизни населения многих стран, что совершенно не соответствовал уровню жизни на Родине. Несмотря на это, его постоянно тянуло в край родной, поэтому бросив пост дипломата, писатель возвращается в Россию. Однако, он не может безучастно наблюдать за несправедливостью политического строя и ужасами крепостного права. Свои переживания он изливает в стихах. Среди таких произведений, где Тютчев делится своими взглядами, выделяется стихотворение Эти бедные селенья. Его анализ мы проведем в нашем сочинении.

Краткий анализ стихотворения

Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья показывает насколько сильно писатель любит страну, и насколько больно ему видеть несовершенство экономики и существующих политических реалий. Его Родина истощена, а народ унижен. Люди очень бедны, природа скудна, и рождается на свет его знаменитое стихотворение Эти бедные селенья. И здесь скудность природы употребляется автором не в буквальном смысле, ведь все мы прекрасно знаем, насколько богата и красива природа нашей страны. Здесь имеется в виду скудность и истощенность живущего в России народа, его быт, уничтожаемый железной пятой крепостного права. И тут всему виной внутренняя политика царя.

В отличие от других стран, жизнь народа в России не совершенна. Здесь властвует рабовладелец, поэтому писателю очень больно. Ему хочется рассказать о проблемах, не молчать. И Тютчев указывает на бедность, но при этом в каждой строчке мы все равно чувствуем гордость поэта за Родину. Он восклицает: Край ты русского народа, где люди отличаются от иностранцев. Им не чужды такое, как доброта и смирение, терпеливость и отзывчивость. Свою ношу, пусть и тяжелую, русский народ несет с достоинством и это невозможно было понять иноплеменному гордому взору.

Используя разные приемы, эпитеты, иносказания и метафоры, Тютчев хочет сказать, что он верит в лучшее будущее. Поэтому бедные селенья завершаются словами о том, что наша земля под взором царя небесного, который исходил ее и благословил.

План

1. Тютчев политик
2. Рождение стиха Эти бедные селенья
3. Несправедливость политического строя
4. Крик автора о жизни русского народа, который страдает от политики царя и при этом несет свой крест с достоинством
5. Вера в лучшее

Беляева Наталья | | Журнал «Литература» № 9/2005

После возвращения Ф.И. Тютчева в Россию в его творчестве всё чаще звучат размышления о судьбе русского народа. Он уверен, что в противостоянии “Запад–Восток” России отведена особая миссия.

Российская империя видится поэту непоколебимым утёсом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. В стихотворении «Эти бедные селенья…» поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека.

Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.

Тайное сияние русской души не заметит “гордый взор иноплеменный”, но оно видно тому, кто, подобно “Царю небесному”, исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет “ношей крестной” и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым.

Именно поэтому “в рабском виде Царь небесный” исходил родную для поэта землю, благословляя её смирение, долготерпенье как истинные нравственные ценности.

Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, её внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего подчёркивается знаком тире, делящим первую строфу надвое.

Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчёркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.

“Крестная ноша” русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути “Царя небесного”, наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением.

Слово “благословляя” является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности. Строки из стихотворения Тургенев берёт эпиграфом к рассказу «Живые мощи», воспевающему силу человеческого духа.

Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в стихотворении «Над этой тёмною толпой…», в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать…» и «Умом Россию не понять…». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа.

Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия всё равно обретёт спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре Тютчева «Умом Россию не понять…».

В нём, как в “осколке” монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной “стати” русского человека.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев. Федор Иванович в этом непохож на своих современников.

Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями. Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности.

Фёдор Иванович всегда имел особенное смирение, которое только усиливалось под действием жизненного опыта. Именно это олицетворяло его эстетическое освоение и осмысление вещей, происходящих в мире. Такие особенности всё больше убеждали автора в том, что без определенной веры во что-либо человек не сможет существовать в настоящем мире. Поэт всецело осознавал насколько несовершенно, противоречиво и слабо, а порой даже губительно проявление собственного «я» у каждой человеческой личности. Он открыто заявлял, что у каждого человека присутствует свое собственно самовозвеличивание.

Произведения Фёдора Ивановича Тютчева имели гражданско-философское направление. Взгляды, раскрываемые в произведениях, напоминали о мыслях славянофилов и духовном стремлении к постижению истины. Следует отметить, что в преодолении жизненных проблем автору никто не помогал, ему приходилось со всем справляться самостоятельно – в одиночку. Поэту необходимо было сделать определенный подвиг для себя, и он его сделал, совершил все максимально качественно.

Тютчев был отдалён от России еще в самом раннем молодом возрасте. Его отправили на работу в Германию, а именно город Мюнхен по достижению восемнадцатилетнего возраста. Здесь он был предоставлен только себе и все возникающие время от времени проблемы решал самостоятельно. Федор сам переживал процесс внутреннего развития, который длился с самой юности до зрелого возраста. Вернулся на свою родину автор только тогда, когда ему пошёл пятый десяток. Жизнь за границей продлилась более 22 лет и оказала огромное влияние на формирование его личности.

Автор никогда не терял связь с Россией, верил в ее лучшее будущее, и был убежден, что верховное историческое призвание поможет справиться со многими проблемами. Родина владела поэтом с особенной могущественностью, упорством, безраздельностью. Свои взгляды Фёдор Иванович не скрывал и не изменял им. Наоборот, те взгляды, которых придерживался поэт, придавали ему особую силу и мощь.

Россия – это самый высокий интерес жизненного пути Фёдора Ивановича Тютчева.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

История создания

Работу над созданием стихотворения «Эти бедные селенья…» Фёдор Иванович завершил в 1855 году. Если вспомнить историю, то это время оказалось очень непростым для страны. В этот год правителем стал Александр II. Смена власти воспринималась многими гражданами как начало кардинальных изменений в общественной и государственной жизни. Не секрет, что многие в то время ждали, когда завершится правление Николая I, ведь он не признавал никаких проявлений свободы. Его царствование прославилось тираническими законами, застоем в общественной и политической жизни. Общественность с нетерпением ждала справедливости, свободы и социального равенства. Александр Второй ожидания оправдал: при нем свершилась долгожданная реформа — освобождение крепостных крестьян.

Будучи частью русской интеллигенции, Тютчев тоже сочувствовал народу. Он верил в его историческую миссию всей душой. Однако было бы ошибочно приписывать консервативному публицисту либеральные устремления и вольнодумие. Тютчев придерживался монархических взглядов, государственной идеологии и верил в то, что лишь стабильная Россия противостоит «революционной Европе». Его мнение об исторической роли России изложено в стихотворении «Эти бедные селенья…». В нищете и страданиях простых людей он видел свидетельство их богоизбранности.

К созданию анализируемого произведения Фёдор Иванович приступил после возвращения в Россию из Германии (там писатель учился и долгое время работал). В произведении автор даёт понять, что нищая Россия духовно богаче сытой Европы. Через страдание народ обретает истину и чистоту. Тютчев убежден, что родная страна представляет собой величайшую духовную державу.

Тема и главная мысль

Главная тема, которую автор поднимает в своем произведении, — проблема крепостного права. Явно прослеживается боль, испытываемая поэтом за свой бесправный народ. Простой русский люд проживает в нищете, терпеливо перенося все выпавшие на его долю унижения. В своем стихе Тютчев выражает идею христианского смирения. Образ русского народа напоминает поэту Иисуса, несущего на Голгофу свой крест. Автор с любовью и гордостью подчеркивает особую суть русской души, пронизанной светом:

Прожив 20 лет в Германии, Тютчев ясно сознает, насколько русский народ не похож ни на один другой. Никакой иноземец не смог бы так долго и безропотно выносить тяготы жизни, из поколения в поколение живя надеждами на светлое будущее. Выражением «эта скудная природа» поэт подчеркивает ощущение безысходности, которым полна жизнь полуголодных крестьян на родной земле.

Тютчеву есть с чем сравнить быт русского народа, жизнь на Руси видится ему слишком убогой на фоне иноземного благополучия. Краткий анализ произведения показывает: несмотря на то, какой автор рисует Русь, в его строках сквозит вера в счастливое будущее страны и простых людей. При этом Тютчев не вынашивает вольнодумных планов, не призывает к восстаниям. В душе он полон патриотизма, ощущает себя частью народа, жизнь которого описывает.

Финальным аккордом произведения звучит мысль о благословении Христа, на которого только и остается уповать тем, кто живет на Руси. Поэт подчеркивает, что именно вера дает русским людям нравственную силу и помогает выдержать все выпавшие на их долю тяготы. Сытые иностранцы не могут постичь той же степени духовности, как русские крестьяне, испытавшие немало страданий. Для Тютчева Русь была и навсегда останется великой страной, а свой народ он считает избранным.

В стихотворении поэт подчеркивает контраст между рабским существованием и внутренней свободой, красотой и величием русской души. Оно несет в себе сразу три мотива: страдания и нищета в жизни народа, сравнение русских крестьян с жителями сытой Европы, важная роль христианской веры.

Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья»: анализ контрастов

Наиболее важный контраст в произведении — противопоставление гордости и смирения. Гордыня — это смертный грех, застилающий взор человеку, а смирение — путь к спасению у христиан. В этом и кроется глубокий подтекст стиха, выходящий на религиозно-философскую тематику.

Произведение поражает читателя еще одним контрастом — противопоставление убогого внешнего вида селений и великой силы духа русских людей. Постоянная тоска по Родине заставляет поэта-философа смотреть на нее иначе. С грустью пишет он о природе России, ее деревнях, заброшенных и одиноких. Серые ветхие избенки и тропы, уходящие в поля, вызывают в его сердце щемящее чувство тоски.

Но именно этот пейзаж может гармонировать с чистой и смиреной душой русского человека.

История создания

Стихотворение было создано Тютчевым в 1855 году. В это время в России состоялось значимое политическое событие: вместо царствующего Николая I трон занял Александр II. Каждый раз при смене царя народ получал надежду на улучшение условий жизни. Люди вновь начинали заявлять права на свободу и равенство.

По этой причине стихотворение «Эти бедные селенья» написано иносказательно. Автор не говорит читателям открыто, что именно он имел в виду, однако смысл произведения понятен даже при использовании эзопова языка. Стихотворение создано в жанре политической лирики. Тютчев написал его по дороге из Москвы в свое родовое имение.

Композиция

Стихотворение Фёдора Ивановича включает в себя три строфы, каждая из которых представляет собой определенную смысловую часть.

  1. В первой части Тютчев рассказывает про «край русского народа», описывая «скучную природу» и «бедные селенья».
  2. В следующей части автор утверждает, что душа русского человека полна тайн и загадок. Так, Тютчев отмечает, что «взор инопленных» не способен понять духовного богатства души русских.
  3. Третья строфа содержит в себе главную мысль анализируемого стихотворения. Фёдор Иванович убежден, что Царь Небесный непременно защитит родную землю. Поэт искренне верит в нравственную силу русского народа.

Образы и символы

Передать основную идею стихотворения «Эти бедные селенья…» помогают три ключевых образа.

В образе лирического героя воплощен наблюдатель, который видит все духовные богатства родной страны. Лирический герой может разглядеть под «наготой смиренной» благословение Бога. Он испытывает гордость за то, что родился в России, в этом «краю долготерпения». С особым восхищением он заявляет: «Край ты русского народа!».

Образ света и Христа — эти два символических образа олицетворяют веру в счастливое будущее, защиту и надежду на силу русского народа. Божественный свет символизирует духовную красоту родной страны. Страдания делают людей нравственно чище, а лишения дают им возможность освободиться от земных соблазнов. Ведь Христос тоже ходил в рубище, трудился и делил скудный стол с мытарями и грешниками. Русский народ живет по его заповедям и идет по его стопам.

Образ народа также важен в стихотворении Тютчева. Авто показал бедные селенья и скудную природу, которые не дают жителям никакого изобилия, даже достатка. Но «край долготерпенья» справляется с этой ношей, без ропота несет свой крест, как говорится в Писании. В этом духовном подвиге автор видит духовную красоту, недоступную пониманию иноземца. Он ведь не может почувствовать гармонию, объединяющую народ вокруг его небогатой земли. Люди любят ее не за дары, а за то, что она есть. Их чувства бескорыстны и прекрасны.

Символика стихотворения и применяемые средства

Размер: четырехстопный хорей. Тип рифмы в стихотворении перекрестный.

2 стр., 544 слов

«Как я помирился со своим другом?», русский язык, Школа России …

… к другу. Постепенно я … Я был обижен на него и не стал с ним разговаривать. Мы даже не поздоровались. И так продолжалось несколько дней. Мы не разговаривали с Данилом и не подходили друг …

Следует также обратить внимание на обилие и чередование звуков «с» и «р». Первый является приглушенным, а второй — звонким

Это задает ритм и отражает общую направленность: смирение и рабская покорность противопоставляются благословению и гордости за свою родину.

Тема 86. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…».

(Восприятие, истолкование, оценка.)

После возвращения Ф.И. Тютчева в Россию в его
творчестве всё чаще звучат размышления о судьбе
русского народа. Он уверен, что в противостоянии
“Запад–Восток” России отведена особая миссия.
Российская империя видится поэту непоколебимым
утёсом, основанным на вере и долготерпении
народа, который является образцом смирения и
покорности заветам Христа. В стихотворении «Эти
бедные селенья…» поэт утверждает, что бедность
России и её “смиренная нагота” таят в себе
богатство и великодушие русского человека.
Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его
внешнем облике и внутреннем содержании
наполняются общественно-историческим
контекстом.

Характерные черты Родины — это “бедные
селенья” и “скудная природа”. Но за внешней
убогостью кроются неисчерпаемые душевные
богатства, свидетельствующие о внутренней силе и
могуществе. Именно долготерпенье поэт считает
главнейшим качеством истинного христианина.
Тайное сияние русской души не заметит “гордый
взор иноплеменный”, но оно видно тому, кто,
подобно “Царю небесному”, исходил и познал
русскую землю. Судьбу русского народа поэт
называет “ношей крестной” и связывает
испытания, выпавшие на его долю, с причастностью
к деяниям Христовым. Именно поэтому “в рабском
виде Царь небесный” исходил родную для поэта
землю, благословляя её смирение, долготерпенье
как истинные нравственные ценности.

Скорбные интонации, связанные с вековой
покорностью родной земли, сочетаются с чувством
гордости, её внутренней стойкостью и
долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего
подчёркивается знаком тире, делящим первую
строфу надвое. Тайные порывы души подчёркивает
аллитерация на “р”: “кРай Родной долготеРпенья,
кРай ты Русского наРода” — и восклицательные
интонации. Воспетая поэтом “смиренная нагота”
как важнейшая нравственная норма
противопоставлена гордыне “иноплеменного
взора” и подтверждается расширением
пространства текста. Именно смирение русского
человека возвышает его над цивилизованной
Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку
русской души подчёркивается двойным отрицанием
в начале второй строфы. “Крестная ноша” русской
судьбы композиционно вписывается в нравственный
контекст: стезя России созвучна пути “Царя
небесного”, наделившего русский народ за
терпение и смирение своим благословением. Слово
“благословляя” является венцом стихотворения,
а умение укрощать в душе пожар страстей, по
Тютчеву, является важнейшим качеством человека.
Россия достойна Божьей благодати, потому что
русский народ способен к смирению эгоизма и
индивидуализма и может предпочесть им высшие
начала бытия и вечные ценности. Строки из
стихотворения Тургенев берёт эпиграфом к
рассказу «Живые мощи», воспевающему силу
человеческого духа.

Мысли поэта о судьбе русского народа и его
нравственных качествах звучат в стихотворении
«Над этой тёмною толпой…», в лирических
миниатюрах «Нам не дано предугадать…» и «Умом
Россию не понять…». Спасение поэт видит в
осознании вечных заповедей Христа. Он считает,
что свобода, как порождение цивилизации,
разгонит сон “долготерпенья”, но вряд ли она
способна излечить “растленье душ” и пустоту,
“что гложет ум и в сердце ноет”. Библейским
подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано
предугадать…», где поэт размышляет, как
отзовётся в будущем “наше слово”. Если ему не
дано пережить века и разбудить человеческие
души, Россия всё равно обретёт спасение как оплот
веры и носительница высших нравственных истин.
Эта мысль в афористической форме звучит в
поэтическом шедевре Тютчева «Умом Россию не
понять…». В нём, как в “осколке” монументальных
жанров, характерных для классицизма, звучит
мотив преодоления трагического миросозерцания,
воскресения души, уверовавшей в могущество и
величие духовности, свойственной “стати”
русского человека.

Главная тема произведения

Основная идея «Бедных селений» — осуждение внутренней политики царя и крепостного права, которое существовало на территории нашей страны довольно долгое время. Строки «край родной долготерпенья» именно об этом.

Тютчев пишет о несвободе русского человека и косвенно указывает на его неспособность противостоять власти.

Строки «бедные селенья» и «скудная природа» являются указанием на бедность и униженность народа, а также общую истощенность страны.

И хотя лирический герой исытывает душевную боль, видя истинное положение вещей, он все равно остается горд за свою родину, о чем свидетельствует строка с восклицанием: «Край ты русского народа!».

Судьба россиян предстает в строках стихотворения не только как несправедливая ноша, но и как нечто святое. Тютчев возывашает народ и воспевает его смирение, косвенно упоминая в стихотворении о христианских ценностях. «Гордый взор» иностранцев противопоставляется спокойствию и кротости русских жителей.

В этом контексте автор упоминает, что русский народ находятся под покровительством Иисуса Христа — «царя небесного», который благославляет наши земли. В то же время в стихотворении образ Христа и образ русского народа как бы сближаются и становятся единым целым. Это видно из выражений «в рабском виде» и «удрученный ношей».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: