Как учить стихи наизусть быстро. советы учителя литературы

Как работает память

Процесс сохранения информации в нашей памяти можно разбить на три этапа:

  1. Запоминание. Когда мы видим, слышим или чувствуем что-либо посредством наших каналов восприятия, наш мозг обрабатывает эту информацию, трансформируя ее в звук, изображение либо значение, после чего сохраняет в кратковременной памяти.
  2. Хранение. На данной стадии закодированная информация перемещается из кратковременной памяти в долгосрочную.
  3. Воспроизведение. Третий этап – это произвольное либо непроизвольное воспоминание. В какой-то момент наш мозг извлекает записанные в него данные и возвращает их в сознание. 

Проблемы с памятью могут проявляться на любом из перечисленных этапов

То, что для нас действительно интересно и важно, запоминается более эффективно, но с другими сведениями часто возникают сложности

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Поэзия в жизни старших дошкольников

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются стихи с более сложным содержанием и большим размером.

Чтобы воспитанники могли глубже воспринять стихотворение и понять его смысл, педагог проводит наблюдения за явлениями природы.

Так, заучивание стихов с ребенком «Осень золотая» С. Новикова предупреждает наблюдение детей за этой порой года, определение цвета, запахов, языка.

Прежде чем начать заучивание стихов с ребенком «Загадки на грядках» Р. Бородулина, можно разглядеть настоящие овощи. Рассмотрение картинок с изображениями животных предупреждает заучивание стихотворения «Про кота и мышку» Е. Лось.

С особым вниманием воспитателю необходимо отнестись к стихам, которые богаты на поэтические выражения и незнакомые слова. Так, в стихотворении «Едет осень» В

Рабкевича рассказывается, что «едет осень полем на рябом коне». Поэтому после прочтения стихотворения необходимо спросить у детей, как они понимают это выражение. Почему осень едет на «рябом коне»? Переполненные впечатлениями дети заинтересуются стихом, его поэтические образы станут близкими и понятными им

Так, в стихотворении «Едет осень» В. Рабкевича рассказывается, что «едет осень полем на рябом коне». Поэтому после прочтения стихотворения необходимо спросить у детей, как они понимают это выражение. Почему осень едет на «рябом коне»? Переполненные впечатлениями дети заинтересуются стихом, его поэтические образы станут близкими и понятными им.

После первого чтения с детьми уточняют определенные слова и словосочетания. После повторного чтения проводят беседу по содержанию стихотворения.

Воспитатель предупреждает, что стихотворение дети будут учить наизусть и поэтому необходимо его внимательно слушать. Она читает текст еще один раз, а потом вызывает детей по одному для повторения стихотворения.

Хоровое заучивание стихов с ребенком в детском саду не рекомендуется.

Дети старшего возраста быстро запоминают стихотворение, но не всегда сознательно усваивать его содержание. Если поэтическое произведение относится к лирике, то характер проверки его восприятия будет иметь свои особенности.

Стихи о войне

Рассказ танкиста

Александр Твардовский

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

1942 г

До свидания, мальчики

Булат Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли — Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом — солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите, и все-таки Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб — разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги — ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон… Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад… До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад.

1958 г

Снова в школу!

Чаще всего учить стихи наизусть приходится школьникам, поэтому ими придумано много способов запоминания поэтических творений классиков и современников быстро и продуктивно. В большинстве школьные методы основаны на работе короткой памяти, и запомнить надолго вряд ли получится. Но это вытекает только из недостатков нашей системы образования. Неизвестно, есть ли системы лучше, но школьникам приходится запоминать наизусть огромные объемы информации, и кроме короткой памяти, никакая другая такого просто не выдержит. Поэтому нужно быстро запомнить и также быстро забыть…

Итак, школьные способы выучить стихи быстро.

  1. Запоминаете стихотворение понемногу в течение дня, буквально по паре строчек. Полезно повторить его на ночь и сразу после пробуждения. Вспомнится он быстро, ведь память человека лучше работает непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
  2. Знают школьники и о том, как учить стихи в последний момент. Для этого нужно за день до сдачи уложить в памяти только часть произведения либо целиком, но плохо. А дальше за 15 минут, до момента Х начать учить его перед самой сдачей, ни на что не отвлекаясь.

При этом мы понимаем, что другого шанса рассказать произведение просто не будет. Конечно же, это не лучшая методика заучивания стихотворений, но зато это легко для школьников: не придется тратить время на поэзию, когда необходимо сделать домашние задания на завтрашние шесть уроков…

  1. Выучить наизусть любой поэтический шедевр можно, просто разделив на части. Каждую хорошенько запомнить и связать первую со второй, вторую с третьей и все вместе.
  2. Еще один школьный способ. Просто много раз их читать, пока это не будет получаться быстро и легко. Лучше делать это после завтрака, а потом забыть об их существовании. Минут за 15 до сна снова прочесть стихотворение и заснуть. Утром оно вспомнится легко, и знать его вы будете наизусть.
  3. Также можно начитать на диктофон. Частично зубрить придется, но меньше привычного. Музыку же мы без труда сохраняем в памяти!
  4. Еще один способ выучить стихи быстро — просто переписать на бумагу. Запоминания легко добиться, если задуматься над каждым словом.
  5. Наконец, можно напевать их или даже положить на мотив любимой песни – так запомнить будет и лучше, и забавнее.
  6. Недавно появились и сервисы, цель которых — заучивание текстов наизусть. Достаточно вставить в них текст и нажать на кнопку «далее». Текст появится со скрытыми словами, которые необходимо вспомнить. После следующего нажатия исчезнут другие слова. Так текст выучится скорее, чем привыкли.

Вижу цель!

Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.

Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?

Или мы готовимся к экзамену по литературе?

Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».

Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.

Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки. И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой. Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.

Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение. Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо. Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.

Ищу средство

Для быстрого и прочного запоминания необходимо задействовать все способы. Если вы учите стихи с ребенком, помогите ему «проработать» произведение, опираясь на все виды памяти:

Зрительная

Внимательно прочтем стихотворение, обращая внимание на его расположение на странице, шрифт, стараясь затем вообразить себе эту страницу с напечатанным на ней произведением.

Слуховая. Прочитаем стихотворение вслух

Можно записать себя на диктофон, или попросить кого-нибудь прочитать стихотворение вслух, или найти в интернете это произведение в исполнении профессионального артиста или участника конкурса чтецов. Постараемся вспомнить чтение с интонацией, паузами, заставить голос исполнителя звучать в нашей памяти.

Моторная. Перепишите аккуратно и без ошибок стихотворение на бумагу. Можно писать поочередно ручками разных цветов. Тогда нам будет его легче припомнить. Неплохо еще и рисуночки делать возле строчек или строф. Если мы переписывали стихотворение, теперь подсматриваем только в него, а не в книгу.

Эмоциональная. Постараемся прочувствовать все, о чем мы читаем, ощутить запахи, прикосновение ветерка, стужу, зной — то, о чем говорится в произведении. Потом мы вспомним свои эмоции и слова тоже.

Смысловая. Необходимо точно представлять себе, о чем идет речь в стихотворении. Тогда можно припомнить и по смыслу, «о чем там дальше».

Конечно, все это требует времени. То есть ответ на вопрос, как выучить стих за 5 минут, нам уже очевиден. Никак. Разве что там одно четверостишие или вообще пара строк.

Великолепная восьмерка

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого…». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

Для более качественного запоминания

Эта методика заучивания стихотворений эффективнее, чем школьное насилие над психикой. Выучить получится и не так скоро, но лучше, ведь запомнить все вы сможете надолго.

  1. Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
  2. При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
  3. Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
  4. Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
  5. Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
  6. Сам процесс запоминания. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше также поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
  7. На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.

Таким способом сохранить в памяти любое произведение можно буквально за час, но учить лучше начинать за пару дней до нужного момента, уделяя запоминанию по полчаса до сна.

Распределяю время

Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.

Можно порекомендовать такой план:

  • Первый день. Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
  • Второй день. Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.

Способ «пирамиды»

Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.

Третий день. Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.

Разрезанные строчки

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

Друзья, я не знаю каким способом учила произведение Пушкина эта милая девочка, но рассказывает она его просто великолепно! Не отказывайте себе в удовольствии, посмотрите видео)

https://youtube.com/watch?v=V0m_eG39WgE

Всего вам самого доброго!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Советы по развитию памяти

Мы рассмотрели 6 методик для тренировки памяти. В дополнение приведем ряд рекомендаций, выполнение которых поможет улучшить вашу способность запоминать информацию.

Различные исследования по изучению взаимосвязи сна и памяти говорят о том, что сон не менее 8 часов в сутки играет решающую роль в нормальной работе мозга, тогда как недостаток сна ухудшает память. Перед сном выполняйте такое упражнение: воспроизведите в уме все события прошедшего дня, вспомните как важные, так и совсем незначительные детали. Подключите зрительную память: попробуйте воссоздать в своем воображении мимику людей, с которыми вы разговаривали

Визуализируя свой день, вы не только укрепляете память, но и стимулируете воображение.

Больше читайте – во время этого занятия повышается мозговая активность и улучшается кровообращение, чтение поддерживает тонус нейронов и синапсов нашего мозга, а их активная работа улучшает память и внимание. Как выяснили ученые из Канады, лучше запоминать информацию и дольше удерживать ее в памяти помогает чтение вслух. 
Еще одно упражнение – произнесение слов наоборот – развивает воспроизведение, то есть тренирует быстрое получение из памяти нужных данных

Занятие на первых порах не такое уж простое, поэтому для начала можно посоветовать произносить в обратном порядке алфавит. Чем более высокой скорости произнесения вы добьетесь, тем лучше. Также отлично стимулирует воспроизведение устный счет – решение арифметических задач в уме.

Изучение иностранного языка – известный способ улучшить память. В процессе вы активизируете свой мозг, научитесь структурировать сведения и анализировать их. Даже запоминание всего нескольких слов в день даст заметный результат уже через месяц.

Составление интеллект-карт (mind-mapping), согласно исследованиям, задействует радиантное мышление, которое присуще нашему мозгу, и способствует лучшему пониманию и усвоению новых сведений, а также улучшает качество запоминания.

Существует множество онлайн-игр и приложений для смартфона, созданных для тренировки различных видов и механизмов памяти. Выберите интересный именно вам вариант, но не забывайте периодически менять игры, так как наш мозг быстро привыкает к одному типу заданий.
Большинство людей лучше запоминает информацию, когда она визуализирована. Рисуйте графики и задействуйте разноцветные маркеры – так вероятность, что вы запомните все детали, многократно возрастет.
Считается полезным периодически устраивать своему мозгу встряску. Тренируйте мозг, меняя привычный ход вещей: выбирайте новые маршруты, если вы правша, пробуйте писать или пользоваться компьютерной мышью левой рукой (и наоборот) и т.д

Такие занятия заставят мозг запоминать непривычную последовательность и научат лучше ориентироваться в пространстве.
Мозг функционирует тем эффективнее, чем чаще и интенсивнее вы его нагружаете, поэтому старайтесь больше полагаться на память, меньше записывайте информацию, реже пользуйтесь поисковиками. 

Включайте внимание, старайтесь чаще фокусироваться на том, что в данный момент делаете. Память и внимание тесно переплетены: то, чему мы не уделили достаточно внимания, как правило, вспомнить потом удается с большим трудом

Таким образом, улучшая концентрацию, мы способствуем развитию памяти.
Для лучшего запоминания старайтесь проассоциировать новые сведения с тем, что вы уже знаете. Установка связи между новыми идеями и уже имеющимися воспоминаниями увеличивает шансы, что вы легко вспомните недавно полученную информацию.

Стихи Александра Сергеевича Пушкина

Чем меньше женщину мы любим

(отрывок из романа  «Евгений Онегин»)

Александр Сергеевич Пушкин

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков.

1823-1830 гг

Ты и я (Александру I)

Александр Пушкин

Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. Не имея ввек забот, Ты живешь в огромном доме; Я ж средь горя и хлопот Провожу дни на соломе. Ешь ты сладко всякий день, Тянешь вины на свободе, И тебе нередко лень Нужный долг отдать природе; Я же с черствого куска, От воды сырой и пресной, Сажен за сто с чердака За нуждой бегу известной. Окружен рабов толпой, С грозным деспотизма взором, Афедрон ты жирный свой Подтираешь коленкором; Я же грешную дыру Не балую детской модой И Хвостова жесткой одой, Хоть и морщуся, да тру.

примерно 1819 г

Пророк

А. С. Пушкин

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

1826 г

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: