Как написать анализ стихотворения по литературе?

Полный анализ стихотворения «школьник» (н.а. некрасов)

Темы и проблемы произведения

Главной темой произведения является поэт и его поэзия. Автор пытается донести до нас, насколько ценно в минуты вдохновения для творца уединение. Ему мешает общество, оно отвлекает его и не дает возможности сосредоточиться. То ли дело природа. В ней автор черпает вдохновение, успокаивается и готов творить.

Так же поднимается проблема непонимания, с которой сталкивался неоднократно каждый поэт. Не всегда творчество сразу же принимается толпой. Иногда приходится сталкиваться с негативом, непринятием произведения. Поэтому в минуты вдохновения автор старается уединиться и побыть наедине с собой.

Тема природы больше выступает в роли музы в данном произведении. Именно из неё автор черпает свое вдохновение и идеи.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

Стихотворение русского поэта периода Золотого века, Фёдороа Ивановича Тютчева, «Как океан объемлет шар земной…» представляет собой некоторый результат его жизненного пути и наблюдений. Написание этого стихотворения датировано 1830 годом (одна тысяча восемьсот тридцатым годом), автор написал его в возрасте 27 лет. Это произведение обнаруживает глубину мысли автора и степень его прозрения (говоря проще, автор имеет свои уникальные убеждения и взгляды на жизнь).

Сюжет и проблематика произведения — необычные. Это не стих о природе, это не любовная лирика. Фёдор Иванович Тютчев здесь пишет о тайном мире, неизвестной метафизике.

Лексическое содержание стихотворение: обычное, здесь все слова доступны для понимания. Однако, высока степень метафоричности: автор использует простые слова, чтобы описать новые понятия, которые не всем доступны. Я думаю, что прочтение данного произведения у каждого может вызывать различные отклики и оценки. Попытаемся определить сообщение, которое вкладывает автор в данный стих.

Стихотворение начинается строкой: «Как океан объемлет шар земной.» Отсюда читатель делает вывод о масштабе авторского видения: Тютчев рассказывает о целом мире, о нашей планете.

Вторая строка содержит метафору: «Земная жизнь кругом объята снами.» Можно предположить, что под снами тут понимается понятие духовного мира, мира фантазии, то есть автор затрагивает тему тонкого неосязаемого мира, который окружает нас и является таким же реальным, как океаны нашей планеты. Этот мир сравнивается с океаном, чтобы подчеркнуть его лёгкость и его изменчивость. Это не твёрдая земля, а это меняющийся мир.

Последние строки первого четверостишия погружают читателя в сумрак ночи. Ночью автор обнаруживает этот тонкий мир, мир фантазий и идей. Он пишет об этом так:

Настанет ночь — и звучными волнами
     Стихия бьет о берег свой.

Значит этот мир буйный, стихийный, непостоянный. Именно ночь — спокойное время дня — является временем, когда появляются следующие ощущения.

Второе четверостишие больше погружает читателя в этот таинственный мир. Автор создаёт образ лодки, которая ожидает на берегу, приглашая читателя в новый мир. Это «волшебный челн», который «быстро нас уносит в неизмеримость темных волн». Сказочный сюжет повествования продолжается и в третьем четверостишии.

В третьем четверостишии герои произведения, коими являются автор и читатель, то есть мы, уже оказываются окружены «пылающею бездной» — так сравнивает Фёдор Иванович Тютчев своё ночное путешествие в мир фантазий с космической бездной или пустотой.

Этим сюжетом завершается данное произведение.

Тема, затронутая в произведении, является характерной для творчества русского поэта Ф.И. Тютчева, и также появляется в других произведениях: «Душа моя — Элизиум теней», «В толпе людей, в нескромном шуме дня…», «Silentium!»

Ф.И. Тютчев — это человек высокой культуры, его духовный мир богат. В нём поэт черпает силы и вдохновение для своих замечательных произведений.

Спасибо.

Чему учит поэзия Ф.И. Тютчева

Произведения о душе и духовном мире — это откровения, которые очень важны для осмысления творческого пути и наследия поэта. Да, мы можем говорить только о стихах великого русского поэта и их художественной составляющей, но за ними кроется жизнь и судьба духовно-богатого человека! Я ценю творчество Фёдора Ивановича Тютчева, и анализ его произведений позволил ещё глубже понять смысл его стихов и всей поэзии. Мне нравится, когда чтение стихов открывает новое видение, когда это обогащает.

Ещё один очень важный урок, который преподносит поэт в своих стихах — это закон молчания и согласия. Наставления Тютчева лаконично и доступно представлены в стихотворении «Silentium!» («Молчание!»). Следующий афоризм принадлежит Тютчеву: «Мысль изречённая есть ложь.»

К такому выводу приходит автор стихов о природе, о любви, о душе и о жизни. Конечно, эту фразу нужно правильно понимать, лучшим образом это пояснит цитата из стихотворения «Молчание!»:

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..

Изображение: https://www.deviantart.com/zakuga/art/She-died-today-813450636

С чего начать?

Как ни странно, начать нужно не с первого пункта плана, а просто с внимательного, вдумчивого, неоднократного прочтения стихотворения. Для этого нужно иметь под рукой текст стихотворения, напечатанный на бумаге, но лучше не в книге, чтобы можно было делать различные пометки. Если же текст в книге — используйте простой карандаш, который затем можно стереть.

Сначала стихотворение лучше прочитать про себя — именно внутренним голосом мы лучше всего улавливаем текст. Параллельно можно подчеркивать карандашом непонятные слова, интересные выражения, зацепившие вас мысли. Не нужно сразу пытаться понять всю суть и посыл произведения — это лишь первое ознакомление.

Второе прочтение необходимо сделать уже вслух — без какого-то особенного выражения, своим обычным голосом. Паузы и смену интонаций делать только интуитивно.

А вот на третий раз можно прочитать стихотворение так, как вам кажется, оно должно звучать: интонационно, ритмически, по настроению, скорости и громкости. Помните: поэзия — очень субъективная вещь, как и все виды литературы и искусства вообще, ваше прочтение не может быть правильным или неправильным, оно — только ваше, разные люди слышат, читают и понимают одно и то же стихотворение совершенно по-разному, в силу возраста, воспитания, образования, жизненного опыта и множества иных немаловажных факторов.

Можно прочитать произведение и четыре, и пять раз, если вы чувствуете, что это вам необходимо. После этого можно начинать непосредственно анализ по плану.

Жанр, размер произведения

Поскольку в то время на пике популярности был романтизм, то и Александр Сергеевич не стал исключением данного направления. Автору было очень близко это направление литературы, поэтому немалое количество произведений были написаны именно в этом русле.

Безусловно, это лирика, где все действие происходит вокруг лирического героя

Его чувствам и мыслям так же отводится большое внимание. Это стихотворение можно так же назвать философским, поскольку поэтом были подняты размышления на весьма глобальные темы

Не обошла стороной тема поэта в обществе, отношение общества к творческой личности.

Размер произведения – это любимый размер поэта – пятистопный ямб. Используется перекрестная рифмовка, но во второй строфе встречается кольцевая.

Размер стиха

После изучения истории написания приступайте к исследованию стихотворной формы. В первую очередь, конечно, определяется размер стиха. Существует пять основных размеров (стоп):

  • хорей (два слога в стопе, ударение при этом ставится на каждом первом, например: бу

    -ря-мгло -ю-не -бо-кро -ет…);

  • ямб (два слога в стопе, ударение при этом на каждом втором, например: мой-дя

    -дя-са -мых-че ст-ных-пра -вил…);

  • дактиль (три слога в стопе, ударение при этом на каждом первом, например: ту

    -чки-не-бе с-ны-е-ве ч-ны-е-стра н-ни-ки…);

  • амфибрахий (три слога в стопе, при этом ударение на каждом втором, например: на-се

    -ве-ре-ди -ком-сто-и т-о-ди-но -ко…);

  • анапест (три слога в стопе, при этом ударение на каждом третьем, например: о-вес-на

    -без-кон-ца -и-без-кра -ю…).

Безусловно, существуют и другие, более сложные стихотворные размеры, но они, как правило, не встречаются в стихах, предлагаемых школьникам и студентам для анализа.

Для определения размера берут самую первую стихотворную строку, впрочем, если вы возьмете вторую, пятую или десятую, результат будет тем же. Строку необходимо разделить косой чертой на интонационные слоги, а затем поставить ударения на тех слогах, которые выделяются при чтении. После этого становится виден вид стопы.

11 класс

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина

Анализ стихотворения «Скифы» Блока

Анализ стихотворения «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Цветаевой

Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой

Анализ стихотворения «Ночь» Бунина

Анализ стихотворения «Холмы» Бродского

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока

Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой

Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока

Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Исаковского

Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилёва

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин

Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака

Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам

Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского

Анализ стихотворения «Чёрный человек» Есенина

Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова

Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока

Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского

Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.

Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев

И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.

Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.

Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Основная мысль произведения

Одной из мыслей данного стихотворения, можно назвать роль природы в жизни творческой личности. Насколько общество может играть негативную роль на творчество. Находясь в нем, можно столкнуться с критикой, непониманием, что негативно влияет на творческую личность. Пропадает желание творить, появляется депрессивное состояние, выйти из которого не всегда легко.  Находясь в толпе, творец практически ничем не выделяется из неё. Но это все происходит до той поры, пока к нему не приходит вдохновение. Это две абсолютно разные личности.

Когда поэта посещает муза, ему становится чуждо все то, что так увлекает толпу. Ему становятся не интересными проблемы окружающих, да и свои его начинают волновать не так уж и сильно. Он полностью растворяется в творчестве, в которое уходит с головой. Но для того, чтобы он смог творить и полностью отвлечься от суеты – ему необходимо полное уединение. Вот тут и приходит на помощь природа, которая всегда сможет помочь найти гармонию с самим собой.

Здесь показывается влияние природы на поэта. Её влияние всегда благотворно сказывается на написании произведений, поскольку природа всегда успокаивает, помогает сосредоточиться на творчестве и мыслях. Она вдохновляет на новые и новые свершения, за которые каждой творческой личности приходится платить одиночеством.

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
Затем нужно определить главную тему произведения.
Написать заголовок или подумать над заголовком

Почему автор выбрал именно этот вариант?
Составить план работы, разделив его на смысловые части.
Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
Определить связь, соотношение начала и конца работы.
Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
Изучить морфологический состав текста

Какие части речи и для чего использует автор?
Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

9 класс

Анализ «Вечер» Жуковского

Анализ «Узник» Лермонтова

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина

Анализ стихотворения «Светлана» Жуковского

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Анализ стихотворения «Поэту» Бунина

Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского

Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина

Анализ стихотворения «Царское село» Пушкина

Анализ стихотворения «Цветы последние милей» Пушкина

Анализ стихотворения «Подражания Корану» Пушкина

Анализ стихотворения «Вольность» ода Пушкина

Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Анализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина

Анализ стихотворения «Море» Жуковского

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина

Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова

Анализ стихотворения «Перемена» Пастернака

Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета

Анализ стихотворения «Памятник» Державина

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого

Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина

Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина

Анализ стихотворения «Арион» Пушкина

Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» Тютчева

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Анализ стихотворения «Родина» Некрасова

Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина

Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова

Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернака

Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной. «

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной. «

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. » — необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано

И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь

В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека

Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Тема стихотворения – состояние природы в первые дни осенней поры. Автор невероятно красиво и правдоподобно описывает то, как выглядит и как «ощущает» себя природа в «осени первоначальной».

Настроение стихотворения полностью умиротворённое, спокойное, полное тихих дум о будущем и, в то же время, не забывающее о настоящем, о ценности этого осеннего мига.

Произведение состоит из трёх четверостиший, каждое из которых является отдельной пейзажной зарисовкой, но свой истинный смысл, значение они обретают, только соединившись в одно целое.

Для передачи всех чувств и мыслей автор использует различные художественные приёмы. Здесь присутствуют эпитеты: дивная пора, лучезарные вечера, бодрый серп, праздная борозда и др. Есть также олицетворения: день стоит, серп гулял, льётся лазурь. И ещё присутствуют метафоры: паутины тонкий волос, отдыхающее поле и др. Эти приёмы как нельзя лучше помогают поэту достичь тех живых впечатлений, которые он и хотел передать своим произведением.

Основная идея стихотворения – каждый момент, каждое время года должно быть нам драгоценно, нужно уметь видеть прекрасное в каждом дне, оставляя при этом в памяти прошлое и будущее.

Это стихотворение по-настоящему оставило во мне неизгладимое впечатление, поэт мастерски передал все чувства, краски, эмоции, которые очень близки и мне.

Идея

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Литературные приёмы, художественно-выразительные средства

Для анализа обычно требуется указать название тропа, строку, в которой он используется, а также авторский замысел в использовании данного приема. Количество тропов доходит до нескольких сотен, но некоторые из них особенно известны и используются чаще других.

Сравнение — художественно-выразительное средство, знакомое с детства, когда два предмета, явления, события, человека, чувства сопоставляются друг с другом по какому-то признаку. Есть также особый вид сравнения — метафора, когда сравнение подается в завуалированной форме.

Например: «он нужен был толпе, как чаша для пиров» у Лермонтова — это сравнение. А «пара лебедей в золото волос моих ныряют» у Есенина — это метафора, причем двойная: руки сравниваются с лебедями, а рыжие волосы — с золотом.

Литота и гипербола — это преуменьшение и преувеличение каких-то свойств или явлений. Например, «мальчик с пальчик» и «мужичок с ноготок» — это литоты, а «напугать до смерти» и «сто лет не виделись» — это гиперболы.

Олицетворение — наделение неживого предмета человеческими чувствами и эмоциями. Например, «белеет парус одинокий»: парус, конечно, это всего лишь тканевое полотнище, оно не бывает одиноким, но в этом знаменитом стихотворении обретает свойственные человеку чувства.

Инверсия — изменение привычного и нейтрального порядка слов в строке. Например, «скоро получишь ответ ты» у Высоцкого в обычном, не инверсированном варианте, звучало бы как «скоро ты получишь ответ».

Эпитеты — устойчивые прилагательные или причастия, применяемые для обозначения признака предмета или свойства человека, например: добрый молодец и красна девица, белая березонька, ясно солнышко, синее море и др.

Оксюморон — сочетание явлений, которые обычно противопоставляются, например: «живой труп». Оксюмороном может быть и имя собственное: герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Лев Мышкин — отличный тому пример.

Аллегория, или иносказание — перенесение свойств одного человека или явления на что-то другое. Особенно часто аллегория используется в баснях и притчах. Например, практически все персонажи басен И. А. Крылова — аллегории на человеческие образы и человеческие пороки.

К тропам иногда относят синонимические, антонимические, омонимические выражения в тексте, а также неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, которые употреблены автором для создания определенного настроения или подражания какой-то эпохе.

Шаблоны для анализа произведения

Образец, как проанализировать текст по литературе, должен предоставить учитель. Он должен полностью отражать правильный разбор художественного произведения. Для упрощения задачи можно использовать шаблоны:

В предоставленном тексте содержится информация о…(пересказ в 3−5 предложениях)
Автор (ФИО) хочет привлечь внимание читателя к проблеме…(указать проблему, которая поднимается в тексте). Это помогает раскрыть следующие темы… .
Чтобы утвердить основную мыль произведения…(назвать ее), автор использует следующие средства художественной выразительности… (перечислить их, к каждому приводить примеры)
Кроме этого, дополняет картину композиция (линейная, зеркальная и т

п. ).
В тексте несколько (или один) действующих лиц. Главные из них …, второстепенная роль отведена…

Отношение автора к персонажам неоднозначно (оно может быть и очевидным, важно доказать свои мысли текстом).
Говоря о герое, невольно вспоминается другой персонаж произведения (назвать ФИО автора и название). Сходство улавливается в том, что… .
Важную роль в отрывке играют пейзажные зарисовки. Они отражают (основную мысль, характер героев и проч.)

Они отражают (основную мысль, характер героев и проч.)

Жанр

Жанр, в котором был написан
стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой
– на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный
романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью
строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы,
происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое –
золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час –
нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты –
черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Смысл произведения

Назвав стихотворение «Школьник», автор показал то, что в образе школьника он постарался собрать всех тех людей, которые не имеют возможности получить образование. Он показывает так же то, что из-за правительства люди не в состоянии реализовать свой потенциал и показать свои возможности. Право на достойное образование имеют лишь богатые и именитые люди, которые очень часто уступают умом деревенским простым ребятам. Но так же автор не теряет надежды, и даже приводит примеры того, что даже проживая в глубинке и не имея средств для обучения, не нужно сдаваться. Нужно стараться идти к своей цели и показывать всем то, на что ты способен.

Данная тема была очень актуальна для Николая Алексеевича, поэтому он постарался как можно ярче показать то желание, которым обладают дети из бедных семей. Он хочет, чтобы у всех была возможность получить хорошее образование. Ведь тогда будущее его родной страны будет намного лучше.

Наша страна очень богата на потенциал, который не всегда есть возможность раскрыть и показать. Именно это является основной идеей, а одновременно и проблемой, стихотворения «Школьник».

Разбор художественных элементов

Из-за того, что состояние героев различно, отличается непосредственно и структура самих стихотворений. Так, у раздраженного Вяземского строфы перенасыщены восклицательными предложениями. Это показывает читателю, насколько он гневен. Пушкин же, наоборот, постоянно задается риторическими вопросами, на которые никак не может найти. Именно они тревожат героя.

Накал страстей передается с помощью таких выразительных средств, как олицетворение (диалог с часами, обращение к картинам и так далее), эпитеты («бессонная пытка» и «раздражительный» ход стрелок на часах), сравнения («как молотом, кузнец стучит») и, конечно же, метафоры.

Сравнивая различные произведения и биографию поэтов, можно с уверенностью сказать, что оба стихотворения призывают задумываться над одним и тем же вопросом: «Как помочь своей стране?». Кроме того, есть ощущение, что оба автора рассуждают на тему вечности и смысла бытия.

Краткий анализ

Перед прочтением
данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением «Осенний
вечер».

История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время
пребывания писателя в Мюнхене.

Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение
тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда
приобретается мудрость ценить каждое мгновение.

Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в
первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – драматизирует
неизбежность изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о
цикличности бытия.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с
перекрестной рифмовкой.

Метафоры«пестрота деревьев», «таинственная прелесть».

Эпитеты «порывистый, холодный», «багряных».

Олицетворения «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей
землей», «томный шепот».

Инверсии – «багряных листьев», «холодный ветр порою».

Образ героя

Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой

Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета. В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная

В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная

Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь. Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны

Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: