Сборник скороговорок или говорим правильно. лучшие варианты для развития речи и дикции

Смешные скороговорки для детей

Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.

Короткие

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
  • Грянул гром – гроза в разгаре;
  • Слишком много ножек у сороконожек;
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
  • Красный краб кричит «Ура!»
    Резать торт пришла пора;
  • Триста тридцать три коробки,
    А в коробке по три пробки.

Длинные скороговорки

* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”

* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

* * *

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Скороговорки для детей дошкольного возраста для развития речи и дикции

Скороговорки для развития дикции

Виды скороговорок

Скороговорки используются для устранения дефектов речи и улучшения дикции. Хорошая дикция для устной речи – это то же, что и красивый почерк для письменной. Под дикцией подразумевается верное и чёткое произношение звуков, правильная постановка ударения и интонация. Фразы для речевой разминки подбирают с учётом того, какие проблемы необходимо решить.

Для развития речи

Для развития речи используются специально подобранные фразы. В них часто встречается именно тот звук, отработка которого  необходима в конкретном случае. У малышей это чаще всего звуки р, л, ш, ж.

Регулярное быстрое и правильное чтение фраз с труднопроизносимыми сочетаниями звуков развивает речевой аппарат ребёнка. Со временем он начинает лучше владеть своим языком, произносит слова чётко и понятно, не проглатывая их концовки.

Для развития дикции

Когда ребёнок начинает справляться с «трудными» звуками, речевые разминки проводят для улучшения его дикции. Для этой цели подходят любые скороговорки.  Рекомендуется начинать с самых простых вариантов:

Га-га-га у козы рога.У нас газ погас.Наш Полкан попал в капкан.Король – орёл.

Для занятий с детьми 6 – 7 лет выбирают уже скороговорки более сложные. Их разучивание не только закрепляет речевые навыки, но и тренирует память, внимательность. Дети пополняют свой словарный запас, учатся прислушиваться к своей и чужой речи.

Королева кавалеру подарила каравеллу.У ежа и ёлки иголки колки.Белые бараны били в барабаны.

К таким относятся, например, фразы про лавировавшие корабли и про чёрненьких чертят. Длинные скороговорки рекомендуется почаще произносить даже тем подросткам, у которых нет никаких дефектов речи. Это упражнение обеспечивает чистоту речи, помогает добиться размеренного темпа. К этому возрасту все дефекты речи, как правило, устраняются. Если же они всё-таки нарушения речи не были скорректированы до подросткового возраста, на этом этапе занятия должен проводить только опытный логопед.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных

При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов

Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков

Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Как работать со скороговорками для улучшения дикции

Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н».

Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции.

Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги. Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки.

Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л». Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.

Набор опытов и экспериментов для детей 7 в 1 / Развивающий подарок химические опыты для мальчика и девочки 6 7 8 9 10 11

Скорость произношения скороговорок

Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос.

Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить «Карл у Клары украл кораллы», произносите эту же реплику в быстром темпе

Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию!

Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз.

Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю

Уделяйте внимание правильности речи

Текст самой сложной скороговорки, попробуйте также:

Но попытка — не пытка!

Подарок для детей 7-10 лет / игровой подарочный набор для школьников на выпускной, 23 февраля и 8 марта

Скороговорки на букву р

В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Лото

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Галки

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

Алгоритм разучивания скороговорки

  • Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
  • Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
    1. О чем говорит скороговорка?
    2. Какие герои там действуют (если текст о людях или животных)?
    3. В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события)?
  • Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
  • Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
  • Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
  • Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
  • Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
  • Для того чтобы скороговорка стала интересной забавой, организовать в семейном кругу игру с фантами «Кто быстрее расскажет? У кого лучше всех получилось? Кто припомнит больше всех прибауток?»

Скороговорки на несколько звуков

Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.

Баркарола − песня гондольеров Венеции.
(Звуки к, л, р)

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.
(Звуки в, р, т)

Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт!
(Звуки в, р, т)

Весь март кот поёт, второй кот вторит.
(Звуки в, р, т)

Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
(Звуки в, з, с)

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем.
(Звуки к, р, т, ц)

Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались.
(Звуки в, л, р, т)

Всех денег не перезаработать, не перевызаработать.
(Звуки з, п, р)

Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию.
(Звуки п, т, ц)

Брат! Брал бра?
Брал, брат, бра.
Бра, брат, брал.
(Звуки б, л, р, т)

Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть.
(Звуки б, ж, м)

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
(Звуки л, м, р)

Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым.
(Звуки ж, с, т)

Текст скороговорки «Лигурия»

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;
но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во
мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и
не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, а против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,
— о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.

Лигурия — административный регион Италии на северном побережье Лигурийского моря. Красивые места!

Другие известные скороговорки

Здесь мы собрали коротенькие скороговорки, которые буду интересны и понятны даже малышам.

Белка

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Мыла Мила

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Галки

Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок поп в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».

Вез корабль карамель

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели.

Купила Марусе бусы бабуся

Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — Все бусы склевали по бусинке гуси.

Бычок

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Что дает заучивание скороговорок?

  1. С помощью скороговорки, ребенок тренирует речевой аппарат. Его мышцы становятся подвижными, а речь — более четкой и выразительной.
  2. Несмотря на то что само слово «скороговорка» означает «быстро говорить» их заучивание вырабатывает у детей привычку говорить медленно, четко произнося все звуки.
  3. Стараясь выучить текст, малыш осмысливает все, что нужно запомнить. Учится управлять своей интонацией, пользоваться мимикой и жестами.
  4. Чтобы запомнить скороговорку, ее нужно не один раз прослушать. Умение сосредотачиваться — навык, который очень пригодится в школе, где ежедневно придется «обрабатывать» много разной информации.

Как учить скороговорки?

  1. Сначала мама читает скороговорку, проговаривая каждую буковку, потом просит малыша повторить за ней. Делать это нужно очень медленно, разбивая слова на слоги.
  2. Когда малыш уже хорошо знает текст, предложите ему прочитать стих без звука. Во время этого упражнения хорошо прорабатываются мышцы губ и языка.
  3. На третьем этапе делаем то же, только шепотом. Пусть фразы звучат ясно и четко. Хорошо чередовать чтение скороговорки наизусть шепотом с проговариванием ее вслух.
  4. Когда ребенок выучил скороговорку так, что она буквально отлетает от зубов, предложите ему побыть актером. Пусть он прочтет стихотворение с вопросительной интонацией и с восклицанием, задорно и печально, задумавшись и разозлившись.
  5. Попросите ребенка быстро три раза подряд проговорить скороговорку.

Вернуться в раздел Детские стихи

Скороговорки новые для детей.

Шёл Егор через двор,
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор,
Чтоб не лазили во двор.

Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой крыши.

Жутко жуку
Жить на суку!

На окошке кошка
Ловко ловит мошку.

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Раз дрова, два дрова,
Три дрова!

Идёт с козой
Косой козёл.

Летят три пичужки
Через три пустые избушки.

В грозу от груза арбузов
Развалился кузов.

Ели две Эли
Эклеры в постели.
Мамы отмыли
Эль еле-еле.

Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.

Голубь в голубой горжетке
Голубику ел на ветке.

Валерик съел вареник,
А Валюшка – ватрушку.

В пруду у Поликарпа
Три карася, три карпа.

Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая.
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай,
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая”.

Чукча в чуме
Чистит чуни.
Чистота у чукчи
В чуме.

Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.

На горе Арарат
Рвала Варвара виноград.

У пруда в траве во мраке
Шуршат раки в шумной драке.

Особый фольклорный жанр

Скороговорки как малый жанр народного творчества слагались в поэтически-шутливой форме. Постановка слов проходит
таким образом, чтобы звуки в них повторялись по-особому, поэтому каждая чистоговорка имеет свой фонетический
рисунок. Комичность таких стишков состоит в практически всегда неизбежном соскальзывании с затрудненной фразы,
невольном превращении в смешной вариант сходных по звучанию слогов.

Веселые стихи-скороговорки можно условно разбить на два вида – одни основываются на повторе
труднопроизносимого звука для самых маленьких, другие сталкивают фонемы таким образом, что даже взрослому, который
полностью владеет родным языком, они трудны для четкого произношения.

Чистоговорки, как и потешки, растут вместе с ребенком. Сначала веселая, занимательная игра с элементами обучения,
позже – более усложненная школа дикционных упражнений. В них есть один важный показатель – основная
единица ритма, где можно проследить явное выделение концовки строки с одинаковым количеством слогов. Народные
исполнители «скороговорили» на одном дыхании, поэтому скороговорки состоят из маленьких предложений, без
разделительных точек, которые бы нарушали скорость произношения ненужными паузами.

Тренировочные тексты дают возможность с головой окунуться в мир фонетики, разнообразия звуков в словах,
словосочетаниях, фразах, они обогащают, расширяют словарный запас, запуская механизмы мышления и воображения,
добавляют элемент творческого поиска, личной заинтересованности. Краткость, емкость, ритмичность, динамичность
высказываний выделяют их среди других речевых упражнений. Игра звуков, которые путаются, где-то пропадают, подменяют
друг друга или зеркально повторяются, дразнят и предлагают помериться с ними силам, испытывают память и подвижность
речевого аппарата.

Скороговорки для развития дикции, чистоговорки

Сразу охота оговориться, что они тоже, не все адекватные, и я не делал никакого отбора и подбора скороговорок для дря развития дикции. Это относится и к чистоговоркам. Вы сами должны делать выбор, что надо, а что проходить мимо, но для полноты картины, здесь подобрана самая большая коллекция скороговорок.

Как проговаривать скороговорки?

Да, это должно делаться правильно и методично. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку

Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных

Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение

Медленно, но уверенно, как говорится

Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Далее, идет– чтение скороговорки шепотом

Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу

Логопедические упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм, правильных скороговорок и чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Но только не в случае, когда вы читаете графоманию, где нет ритма и это в убогом исполнении самого автора, этой скороговорки. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки — чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Современные скороговорки

Современные детские скороговорки — это те же упражнения для развития речи, только кроме тренировки артикуляционного аппарата, здесь отрабатывается еще и темп речи.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Лото

Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира — Кормили факира.

Не банкрот

У того, кто не банкрот полон банкомат банкнот, у того же, кто банкрот в банкомате нет банкнот.

Караси

У рыбаков снасти, У карасей пасти. На снасти караси. Карасей не спасти.

Логопедические скороговорки

У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.

* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека — цап!

* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.

* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

* * *
Осип орет, Архип не отстает —
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.

* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста

Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи

https://youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24

Скороговорки для развития речи у детей 3 лет

Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.

3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет 

У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории. 

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Ехал Грека через реку, 

Видит Грека — в реке рак. 

Сунул Грека руку в реку, 

Рак за руку Грека — цап!

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет

В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.

В недрах тундры 

Выдры в гетрах 

Тырят в вёдра 

Ядра кедров! Выдрав с выдры 

В тундре гетры 

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра 

Выдру в тундру!

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка –

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Польза скороговорок для развития речи у детей

В чем же заключается польза скороговорок для развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста? На самом деле, их много, помимо отработки звуков и усовершенствования подвижности речевого аппарата.

Освоение правильного ритма речи

Это касается не только тех, кто говорит медленно, но и тех, кто слишком торопится, «глотая» многие звуки, отчего речь кажется сбивчивой, аграмматичной и корявой. Торопыжкам полезно учиться говорить сначала медленно, а потом быстро, при этом акцент делается на четком произнесении всех звуковых сочетаний. Согласитесь, это заставляет обдумывать каждое слово и немного тормозить поток речи. После, когда более медленное проговаривание отработано, ребенок выговаривает все четко даже при быстром темпе.

Правильное восприятие интонации, мелодики, паузации

В скороговорках ребенок учится правильно воспринимать, а потом использовать самостоятельно, многие акустические аспекты языка. Он начинает улавливать очень тонкие различия в этих просодических компонентах вербального общения, лучше ухватывает связь словосочетаний между собой.

Дети учатся слушать и слышать

Это немаловажно для школьного обучения в дальнейшем. Тренировка речевого слуха и восприятия, слухового анализатора на улавливание/дифференциацию разных и схожих фонем подготовит его не только к правильной устной речи, но и поможет лучше писать под диктовку на школьных занятиях

Обогащение словаря лексикой

Русские народные скороговорки очень богаты лексикой, которая будет встречаться ребенку во многих школьных упражнениях по русскому языку, в стихах и текстах по чтению (литературе). Знание устаревших или не часто употребляемых в обычной речи слов пойдет ему на пользу.

Веселое и занятное обучение в игровой форме

Разве можно усадить дошкольника, особенно при наличии каких-либо дефектов развития, заниматься в монотонном режиме? Конечно, нет! А скороговорки помогают сделать учебное время веселым, насыщенным положительными эмоциями и яркими впечатлениями. Ребенок элементарно не замечает, как что-то запоминает и отрабатывает в упражнениях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: