Знакомство детей с пейзажной лирикой
Например, если это пейзажная лирика, то будет правильным помочь детям увидеть, ощутить и запомнить картину, которую создал поэт, состояние природы, которое отображено в стихотворных строках, почувствовать мелодию, музыку стиха, его настроение, определить личное настроение при чтении стихотворения
При этом очень важно обратить внимание на тот образный язык, которым написаны стихи, на их ритм
В этом случае можно посоветовать ребенку нарисовать то, что ему представлялось во время чтения стихотворения, Очень полезным является «устное рисование». Так, детям предлагают вспомнить и устно нарисовать свои представления тех видений природы, что описаны в стихе.
Работаем руками и строим глазки
Важным подспудным инструментом в выразительном чтении, несомненно, являются эмоции. Не останавливайте ребёнка, если вдруг у него пошли в пляс руки и оформились характерной дугой брови. Если жесты ваших чтецов соответствуют содержанию читаемого произведения, это большой плюс к передаче авторских переживаний и настроений.
- При помощи улыбок дети выражают радость и светлые чувства, а также иронию и сарказм.
- Сведённые брови делают лицо хмурым, а опущенный взгляд даёт понять, что человек обижен. Поднимая бровные дуги вверх, ребёнок удивляется. Если опустить кончики губ и выдвинуть подбородок вперёд, мы получим агрессивного чтеца.
- Жесты и движения рук могут всё сказать без слов, а при чтении усиливают смысл произнесённых фраз. При этом можно применять различные позы, выбрасывая руки в стороны, выдвигая ноги, горбясь или выпячивая живот – всё это мотивирует текст произведения.
Такие эмоциональные умения и навыки хорошо отрабатываются перед зеркалом. Немного терпения – и перед вами уверенный в себе актёр.
Или актриса) Посмотрите видео, на нем маленькая девочка, Варя Ивлева, читает стихотворение. И проблем с выразительным чтением у нее нет никаких.
https://youtube.com/watch?v=6SPQHWWpV4g
Не забывайте, что при проверке техники чтения в школе, учитывается не только скорость, но и выразительность, так что тренируйтесь и пусть у вас все получится)
Вот и всё на сегодня. Надеюсь, что информация будет вам полезна. Жду ваших комментариев, друзья. Делитесь ссылкой на статью в сетях. Давайте вместе делать мир наших детей ярче!
Всего вам самого доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Методы приобщения детей к поэзии
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом художественного восприятия поэзии. Дошкольники очень любят слушать и читать стихи. Они отдают им явное преимущество в сравнении с прозаическими произведениями.
В раннем детстве при слушании художественного стихотворного произведения его непосредственное содержание не имеет для детей никакой значимости и остается на втором плане.
Стихи, с которыми воспитатель знакомит дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными пониманию детей, способными вызвать у них определенные эмоции.
Методика работы по ознакомлению дошкольников с поэзией имеет свои особенности. Для младших дошкольников необходимо подбирать стихи небольшие по объему (4-6 строк), близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они должны обязательно иметь динамическое движение, музыкальную рифму, передавать полное действие.
В большей степени этим требованиям соответствуют стихотворные произведения устного народного творчества, такие, как стишки «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», песенки («Заинька», «Спи, сыночек миленький»), заклички («Солнышко», «Дождик», «Божья коровка» и др.).
Короткие четверостишия об осени для дошкольников 3-4 лет
Для самых маленьких я предлагаю совсем небольшие стишки. Ведь их ни к чему нагружать, а из их уст будут такие строчки блестать и мы взрослые будем в полном восторге от услышенного.
***************************************************
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
***************************************************
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
***************************************************
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
***************************************************
Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
***************************************************
Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
— Успокойся,
Белой зимушки не бойся.
***************************************************
Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.
***************************************************
Кричит ворона в небе: — Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень!
***************************************************
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится
Целый день сегодня всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
***************************************************
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер.
***************************************************
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
***************************************************
Листопад,
Листопад!
Птицы жёлтые летят…
Может, и не птицы это
Собрались в далёкий путь?
Может, это
Просто лето
Улетает отдохнуть?
Отдохнёт,
Сил наберётся
И обратно к нам
Вернётся.
(И. Бурсов)
******************************************************************************************************
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
***************************************************
Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(И. Токмакова)
***************************************************
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
(В. Авдиенко)
***************************************************
Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она ходит по лесу,
Как будто лосиха,
Не видать,
Не слыхать,
Как идёт за ветвями.
Но за ней мы с тобой
Поторопимся сами.
Видишь, вспыхнули
Гроздья сентябрьской рябины.
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Виснет лёгким дымком
На сосне паутина.
В ней запуталось лето
Листочком осины.
(Г. Новицкая)
***************************************************
Осы к осени желтее,
Полосатее и злее, –
Видно, бабушкин компот
Им покоя не даёт.
И варенье, и повидло
Есть у нас , а им
Обидно.
(В. Степанов)
***************************************************
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, –
Дождь из листиков и я.
(Л. Разводова)
Нюхаем цветочки, ловим комаров
Конечно, у каждого педагога есть свои методики для формирования у школьников выразительности чтения. А что делать нам, простым родителям, которые к педагогике отношения не имеют и познаниями такими не обладают.
Нашла в интернете абсолютно простые советы учителей для таких рядовых пользователей, как мы с вами, без изысков.
Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.
- Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
- Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
- Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».
Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.
- В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
- В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
- Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.
Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».
Азы выразительного чтения
Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами
Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства
Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить
Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник учит очередное стихотворение, многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп
Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому
При работе с произведениями разбираем содержание. Непонятные детскому мозгу слова могут стать причиной неправильной передачи смысла. Попросите ребёнка поставить себя на место героя произведения, чтобы пережить события самому.
Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл. Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что
Используем наглядные примеры, но при этом соблюдаем меру и не переусердствуем! Лучше дайте ребёнку шанс попробовать свои силы, ведь зачастую способности своих детей мы недооцениваем, спеша сразу на помощь, а зря!
Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью. В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим
Раскрываем таланты и преодолеваем застенчивость ребёнка, начиная с привычной для него бытовой обстановки, постепенно расширяя круг выступлений обязательным участием в школьных праздниках. Многие дети открывают для себя актёрские способности при посещении театральных студий.
Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак
Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные. Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок
Стихи про овощи и фрукты
Как то спонтанно мне пришла еще такая мысль, ведь всегда на осенних утренниках используются стихи про овощи и фрукты, ведь такое время, как осень предполагает сбор урожая. Поэтому думаю к месту будет такая коллекция. Пользуйтесь, пожалуйста.
Они будут небольшими, я бы сказала короткими. Подойдут для любой возрастной категории учащихся или малышей. Предлагаю вам посмотреть эти видео сюжеты.
https://youtube.com/watch?v=z_SJtxjrRgM
Так что выбирайте, вдруг и вам понадобятся уже прямо сегодня такие простые четверостишия.
На этом у меня все. Желаю вам отличного дня и хорошей погоды. Всем удачи и до скорого.
Как легко заучивать стихотворения
Специалисты советуют разбить процесс работы со стихотворением на несколько этапов.
Этап впечатлений.
Прослушать текст, рассмотреть иллюстрации (или репродукции, которые подготовил учитель). Ощутить первые эмоции от произведения, начать его осмысливать.
Этап анализа.
Восстановить картину жизни, понять настроение лирического героя. Здесь отвечаем на вопросы: чем именно понравился (не понравился) текст? Почему впечатлил или, наоборот, оставил равнодушными? За счет каких слов и выражений автору удалось вызвать такие эмоции? На этом этапе складывается общая картина и понимание настроения
Если ученики уходят далеко от разгадывания эмоций, их можно вернуть к тексту и обратить внимание на слова-подсказки, которые дал сам автор.
Этап синтеза.
На этом этапе школьники читают и пытаются понять произведение целиком, опираясь на иллюстрации и/или образы в голове. Чтобы заинтересовать учеников и развить у них «наслушанность», полезно записывать чтение друг друга, а потом аргументированно оценивать друг друга.
Заключительный этап.
Прочитать по памяти
Если предыдущие три этапа отработаны правильно, заучивание будет быстрым и легким.
В помощь учителям и родителям эксперты из ГК «Просвещение» разработали новую методику работы с поэтическими произведениями и реализовали ее в сервисе «Учим стихи».
На уроке сервис «Учим стихи» пригодится для:
-
Подготовки.
В приложении есть аудиопрочтение каждого стихотворения из школьной программы. Его можно запустить в начале урока. Стихи читают профессиональные чтецы и актеры, поэтому их подача помогает усилить эмоции в произведении. Полезно сравнить интерпретацию профессионала с тем, как поняли стихотворение ученики. Иногда трактовки оказываются совершенно разными.
-
Освоения трудной лексики.
В стихах часто употребляются незнакомые и непонятные детям слова. Их значение можно быстро выяснить, кликнув на них. Разработчики составили пояснения для таких групп слов, как архаизмы и историзмы, высокая лексика (поэтизмов), оттенки цветов (особенно актуально для начальной школы), оттенки чувств и переживаний, некоторые глаголы и глагольные формы (деепричастия).
-
Заучивания наизусть.
Благодаря общему разбору стихотворения и объяснению конкретной лексики сервис помогает не заучивать отдельные слова, а осваивать стихи образно, запоминать смысловые отрывки. Если ученики поняли текст, представили картину происходящего, поработали с настроением и осознали его и оно стало им близко — слова из стихотворения будут вспоминаться «сами по себе».
Запись лектория «Урок поэзии: чтение или анализ?» доступна по ссылке.
Материалы по теме:
- «Палка-селедка»: почему школьники не любят читать стихи, и как это изменить
- Нескучная классика: как увлечь подростков литературой
Партнерский материал
Слайд 27ЧУДО-ШАРАДЫ Следующая забава – шарады. В них заданное слово делится на несколько
частей, каждая из которых – самостоятельное слово: фа-соль, верх-ушки и т.п. В старых детских журналах этой полезной игре отводилось много места. И неспроста. Шарады – замечательное задание на сообразительность и эрудицию. Отгадывание подобных загадок помогает глубже понять родной язык и его многообразие. У шарад существует множество разновидностей. Самая популярная среди них – анаграмма. В ней слово отыскивается путем перестановки букв. Вот пример:
В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(кит-тик)Для того чтобы написать анаграмму, нужно подобрать сначала пару слов, а потом на ее основе придумать стихотворение-пояснение. Таких пар существует великое множество, но вот вам для начала: насос-сосна, липа-пила, умница-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово.
Поэзия в младшей группе
Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями в первой младшей группе детского сада происходит в процессе ежедневного общения. Так, во время наблюдения за явлениями природы, воспитатель может подчеркнуть их красоту, уточнить некоторые признаки, рассказать о их свойствах при помощи волшебного художественного слова. Этому помогают такие стихи, как «Снежинки» А. Деружинского, «Пчелка» С. Соколова-Воюша и др.
Гораздо более интересными станут для детей те режимные моменты, где будут звучать поэтические произведения: «Я сама», «Котик просыпается» и т.п.
Чтение стихотворений
Знакомство детей с игрушками также может сопровождаться чтением интересных стихотворений.
К ним можно отнести: «Птичка», «Лисичка», «Медведь» А. Якимовича и др. Эти же произведения желательно использовать для чтения во время самостоятельных игр детей с соответствующими игрушками.
Образец художественного чтения стихотворения воспитателем позволяет ему настроить время в художественно-речевой деятельности определенный эмоциональный контакт с детьми.
А многократное повторение поэтического произведения, которое сопровождается определенными действиями, направленными на определение основных черт вещи, дает возможность ребенку наглядно увидеть то, о чем рассказывается красивыми образными словами.
Так, при чтении стихотворения «Мой конь» разглядывание игрушки одновременно сопровождается словом и движениями воспитателя
Внимание детей направлено на определение частей тела коня, описание его красивой упряжи. Такое чтение непосредственно включает ребенка в активную художественно-речевую деятельность
Игровые приемы при ознакомлении с поэзией
Основное место при ознакомлении младших дошкольников с поэзией принадлежит игровым приемам. Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями побуждает детей лучше запомнить их, а потом и воссоздавать четко и образно. Так, перед чтением стихотворения Т. Кляшторной «Хозяйка» можно создать игровую ситуацию «Напоим Мишку чаем», а уже после прочитать детям и сам стих. Игрой с куклой желательно сопровождать чтение стихотворения Н. Галиновской «Колыбельная».
После того как воспитатель с использованием различных приемов познакомит детей со стихотворением, можно вызвать детишек, если они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При чтении стихотворения детьми воспитатель должен поощрять их рассказывать дальше, подсказывать слова или целые строки, которые ребенок не успел запомнить.
Художественно-речевые занятия
Художественно-речевые занятия по заучиванию стихотворений с младшими дошкольниками определяются определенной структурой. Чтение стихотворения всегда сопровождается выполнением активных действий.
Поэтические произведения, которые заучиваются на память с детьми на занятиях, можно повторять утром, в ежедневных делах в течение дня, во время игр, при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях других разделов программы.
Заучивание стихов с ребенком — как учить?
В старшем дошкольном возрасте при воспроизведении стихотворения ребенок читает его от начала до конца. Воспитатель только подсказывает отдельные слова или ставит наводящие вопросы до тех слов, которые ребенок забывает.
Например, заучивание стихов с ребенком Н. Гилевича «Наша матушка» можно помочь рассказать стихотворение при помощи следующих вопросов: «Как заботилась о нас матушка?», «Что учила говорить родным языком?»
Подражая воспитателю, дети учатся читать выразительно, с соответствующей интонацией.
Воспитатель может объяснить дошкольникам, как читать определенные места стиха, где с умилением, с нежностью, где с особой интонацией.
Чтение по ролям
Старшие дошкольники читают тексты по ролям и инсценируют их.
После заучивания стихотворения воспитатель распределяет роли среди детей и разъясняет им, когда и какую часть стиха необходимо читать
Чтение по ролям развивает внимание ребенка, заставляет его следить за текстом
Детям старшего дошкольного возраста можно на одних занятиях знакомиться с несколькими стихами разных авторов на одну близкую тему. При этом один стих заучивается по памяти, а другие просто читаются с их последующим художественным анализом.
Детям очень интересно отыскать в различных стихах слова, которыми поэты передают одни и те же событии, сравнить, сопоставить их между собой.
Каждый педагог сталкивается с трудностями при заучивании стихов. Если это предназначается для утренников, то самый легкий вариант — отдать, пусть учат с родителями.
И чаще всего при таком подходе нет ни четкости, ни интонации, ни красоты поэзии и слова.
Стихи на 8 марта для детей 5
В детском саду 8 Марта один из самых любимых праздников. Дети 5 – 6 лет учат стихи, что бы поздравить любимую мамочку. Предлагаем подборку коротких веселых стихов для детей старшей группы.
Дорогая наша мама
Мамин день! Мамин день! Платье лучшее надень!Утром встань пораньше,В доме прибери,Что-нибудь хорошее Маме подари.(О. Высотская)
***
С праздником весенним! С радостным волненьемВ этот светлый час!Дорогие наши,Добрые, хорошие, С днем 8 мартаПоздравляем Вас!
***
Маму я свою люблю,Ей подарок подарю.Я подарок сделал самИз бумаги с красками.Маме я его отдам,Обнимая ласково.
***
Мамин праздник наступает —Символ счастья и весны.Самая красивая,В мире, мама, ты.
***
Сегодня праздник мамин,Украсим все цветами,Открытку нашей мамеМы нарисуем сами.
***
Из цветной бумаги Вырежу кусочек.
***
Сегодня в день весенний,Давайте вместе с намиСпасибо скажем бабушкам,Спасибо скажем мамам.За хлопоты, за ласки,За песенки,за сказки, За вкусные ватружки,За новые игрушки.
***
Вот подснежник на поляне,Я его нашел.Отнесу подснежник маме,Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежноМама обняла,Что раскрылся мой подснежникОт ее тепла.
***
Вот какой нарядный Детский сад – Это мамин праздник У ребят.
Мы для мамы Песню запоем, Мы для мамы Пляску заведем.
Письмо
Пишет мама:«Знаешь что,Я куплю тебе лото!Хочешь саблю?Я куплю!Хочешь лошадь?Я пришлю!Я пришлю тебе слона!Я пришлю гиппопотама!»А себя не шлет она.А нужна мне только мама.(Э. Мошковская)
***
Будем маму поздравлять Крепко-крепко обнимать! Милую, любимую,Самую красивую.
***
Мама, мамочка моя!С днём 8-го марта!На окошке расцвелаДля тебя фиалка!Я старалась, поливала,Был один листочек,А сегодня, дорогая,Весь в цветках горшочек!
***
Вот пришло Восьмое марта, Распирает счастье грудь, Подарить мне маме надо В этот праздник что-нибудь.
Я умоюсь ей в подарок, Ей в подарок причешусь, Влезу в пару лучших тапок И духами надушусь!
***
Весна шагает по дворамВ лучах тепла и света,Сегодня праздник наших мам,И нам приятно это.
Стоит мимоза на столеВ хороший день весенний.Пускай все мамы на землеНе знают огорчений.
Наш детский сад поздравить радВсех мам на всей планете.“Спасибо!” – мамам говорятИ взрослые и дети.
***
Весна шагает по дворамВ лучах тепла и света,Сегодня праздник наших мам,И нам приятно это.
Стоит мимоза на столеВ хороший день весенний.
Наш детский сад поздравить радВсех мам на всей планете.“Спасибо!” – мамам говорятИ взрослые и дети.
***
МимозаУтром снег на сквере серебрится, Под ногой похрустывает лед.А старушка в теплых рукавицах Свой товар веселый продает.Желтые пушистые цыплята На зеленых ветках расцвели.Им, должно быть, здесь холодновато,От Кавказа теплого вдали.Но они не вянут отчего-то,Не боятся снежной белизны. Привезли в кабине самолета Этих первых вестников весны.И мимозу теплыми руками Дети петербургские берут.И несут ее в подарок маме,В свой домашний праздничный уют.(О. Высотская)
Частушки на 8 Марта для мам в школу
Частушки на 8 марта девочкам от мальчиков
Стихи на 8 Марта
Частушки на масленицу для детей
Слайд 29ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ?А потом можно и посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом. Интересно играть
в буриме, используя рифмы из известных детских стихотворений. Ну-ка, попробуем сочинить свой вариант из цепочки: на пол-лапу-брошу-хороший или в норке-замолчи-корки-свечи. А можно поиграть в “угадалки”, попросив малыша вспомнить, в каком стихотворении встречались эти рифмы.
Одной из разновидностей буриме является монорим (от греч. monos – один и франц. rime — рифма). В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Можно придумывать строчки по очереди. Например, выбираем слово “утка” и сочиняем такое стихотворение:
Жила-была на свете утка,
Она любила незабудки.
Они цвели в ее желудке.
А это, знаете, не шутки!
Однажды в гости на минутку…
… ну, и так далее.
Слайд 6КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВЫЕ СТИХИ? Есть лишь один способ, который во все
эпохи был популярен у великих поэтов – читать, очень много читать. И наблюдать. Только так можно научиться чувствовать музыку поэзии. Только так можно увеличить словарный запас, расширить свои познания поэтических приемов. Только так можно проникнуться духом творчества. При этом читать нужно и классиков и современников, и прославленных поэтов и неизвестных. Читать авторов, чье мастерство далеко от совершенства тоже полезно. Это позволит осознать, как не надо писать стихи, и избежать ошибок в будущем. Но лучше всего читать настоящих литературных гениев, истинных мастеров слова. Учиться у них, и в своем творчестве стремиться к непрестанному совершенствованию.
Слайд 9ИНСТРУКЦИЯРазбудите воображение. Оно похоже на бесформенный кусок пластилина. Прежде, чем его
размять, нужно его «погреть». Для этого можно послушать красивую музыку и нарисовать ее (а точнее, свои эмоции). Взять любое понравившееся стихотворение и переделать его, изменяя слова, смысл, но сохраняя слог и рифму. Литературные игры — прекрасные тренажеры. Самая известная — буриме. Менее известная — биномы, когда берутся два не связанных между собой существительных. Например, жираф и телевизор. И сочиняется сказка когда берутся два не связанных между собой существительных. Например, жираф и телевизор. И сочиняется сказка. Например, о том, как одинокому жирафу в зоопарке установили телевизор. Это забавно и безобидно и весело. К тому же в эту игру можно играть со взрослыми и детьми.
Как же проводится заучивание стихотворений в старшей и подготовительной группах?
Дидактические игры вроде «Найди слово, которое звучит похоже» проводится и как часть занятий, и в свободное время. До того как прозвучит текст, нужно объяснить незнакомые слова.
На примере стихотворения Я. Коласа «Приход зимы» попробуем показать несложную методику заучивания стихотворения.
Можно уже за неделю начать играть в игру «Найди похожее по звучанию слово», например: мату — вату, духом — пухом, сани — Ване и другие словосочетания.
Затем однажды утром или вечером, когда за окном воет метель, на окнах изморозь, которые описаны в стихотворении, вы обращаете на это внимание детей. И опять же не сразу: «Вот посмотрите, мороз оставил следы»
Дайте им самим увидеть без электрического света, через окно смотреть на улицу, а сами тихо читаете одну-две строки: «Закрывайте плотно дом, чтоб не дули холода. Снег лежит, словно море, словно белый океан, правда?»
И опять же не сразу: «Вот посмотрите, мороз оставил следы». Дайте им самим увидеть без электрического света, через окно смотреть на улицу, а сами тихо читаете одну-две строки: «Закрывайте плотно дом, чтоб не дули холода. Снег лежит, словно море, словно белый океан, правда?»
На прогулке покажите тот белый океан снега. На листе бумаги дети свободно наносят мазки, а вы подсказываете: «Рисуйте и вдоль и поперек!» Или позовите детей к себе не просто: «Идите сюда», а радостно: «Айда сюда!» Так и дети познакомились с новыми словами.
И вот наступило время послушать стихотворение о зиме. Вы читаете, а половина слов — знакомые. Вам только остается установить логические связи.
Воспитатель: «Зачем нужно плотно закрывать дом? Чтобы…» Дети договаривают: «Чтобы не дули холода». Если лирика не стихотворной строкой, то прочитайте, чтобы дети услышали авторское слово. И эхом повторили. Игра так и.называется: «Эхо». Воспитатель читает строчку, а дети повторяют.
Затем разбирается содержание, но не по стандартным вопросам, а ориентируясь на эмоциональное восприятие: «Вы слышали, что я вам читала, или видели?
Что вам захотелось сделать, когда я читала строки? Какая музыка должна звучать, когда мы слушали стихотворение? Веселая, замороженная, сердитая, фантастическая?» Дайте детям подумать и высказаться.
Если есть в стихотворении простой язык, то дети по желанию выполняют чтение в ролях. Замечено, что скорее всего дети запоминают тексты в ролях или в играх, когда читают текст и помогают движениями. Один-два раза — и текст изучен.
Как читать стихи
Вы можете читать и понимать стихи, если хотите. Вам не обязательно нравиться все стихотворения, которые вы читаете, но вы можете понять большинство из них. Поэзия обширна и разнообразна. Следовательно, не существует универсального метода чтения и понимания стихов. Стихотворение, которое вам нравится, может быть ненавистно другим, и наоборот.
Стихи заставляют меня иногда смотреть на мир с другой точки зрения. В других случаях чтение стихов заставляет меня думать, что мы с поэтом могли бы стать лучшими друзьями. Для меня чтение стихов приносит удовольствие и развлечение. Когда это сопровождается умным использованием языка и глубокими эмоциями, меня это волнует. Я не всегда любил поэзию, пока не понял, что это не тяжелый вид искусства.
В этой статье описывается мой собственный взгляд на то, как читать и понимать стихи для начинающих читателей. Это не фиксированные методы, но они могут сработать для вас так же, как и для меня.
Однако, во-первых, вы должны знать ключевой секрет понимания поэзии, который нельзя пропустить.
Вы можете читать и понимать стихи, если хотите. Вам не обязательно нравиться все стихотворения, которые вы читаете, но вы можете понять большинство из них.
Поэзия в жизни старших дошкольников
Для детей старшего дошкольного возраста подбираются стихи с более сложным содержанием и большим размером.
Чтобы воспитанники могли глубже воспринять стихотворение и понять его смысл, педагог проводит наблюдения за явлениями природы.
Так, заучивание стихов с ребенком «Осень золотая» С. Новикова предупреждает наблюдение детей за этой порой года, определение цвета, запахов, языка.
Прежде чем начать заучивание стихов с ребенком «Загадки на грядках» Р. Бородулина, можно разглядеть настоящие овощи. Рассмотрение картинок с изображениями животных предупреждает заучивание стихотворения «Про кота и мышку» Е. Лось.
С особым вниманием воспитателю необходимо отнестись к стихам, которые богаты на поэтические выражения и незнакомые слова. Так, в стихотворении «Едет осень» В
Рабкевича рассказывается, что «едет осень полем на рябом коне». Поэтому после прочтения стихотворения необходимо спросить у детей, как они понимают это выражение. Почему осень едет на «рябом коне»? Переполненные впечатлениями дети заинтересуются стихом, его поэтические образы станут близкими и понятными им
Так, в стихотворении «Едет осень» В. Рабкевича рассказывается, что «едет осень полем на рябом коне». Поэтому после прочтения стихотворения необходимо спросить у детей, как они понимают это выражение. Почему осень едет на «рябом коне»? Переполненные впечатлениями дети заинтересуются стихом, его поэтические образы станут близкими и понятными им.
После первого чтения с детьми уточняют определенные слова и словосочетания. После повторного чтения проводят беседу по содержанию стихотворения.
Воспитатель предупреждает, что стихотворение дети будут учить наизусть и поэтому необходимо его внимательно слушать. Она читает текст еще один раз, а потом вызывает детей по одному для повторения стихотворения.
Хоровое заучивание стихов с ребенком в детском саду не рекомендуется.
Дети старшего возраста быстро запоминают стихотворение, но не всегда сознательно усваивать его содержание. Если поэтическое произведение относится к лирике, то характер проверки его восприятия будет иметь свои особенности.