Индийские верования
В индуизме есть минимум 5 версий происхождения мира и человека. В соответствии с первой версией мир возник из звука Ом, произведенного барабаном Шивы.
По второму мифу мир и человек появились из «яйца» (брахманда), пришедшего из космоса. В третьей версии было «первичное тепло», породившее мир.
Четвертый миф звучит довольно кровожадно: первочеловек, которого звали Пуруши, совершил жертвоприношение частей своего тела самому себе. Из них появились остальные люди.
Последняя версия говорит о том, что своим происхождением мир и человек обязаны дыханию бога Маха-Вишну. При каждом его вздохе появляются брахманды (вселенные), в которых проживают Брахмы.
Гермопольская космогония
В основу пересказа положены разные фрагменты «Книги Мёртвых» и «Текстов Саркофагов»
Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Старого царства назывался Унут — по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В Первый Переходный период, когда Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства и власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя (греч.; египетск. Хенсу, Ненинисут), объявивших себя фараонами, соответственно возрастает политическое значение Заячьего нома, властители которого были союзниками гераклеопольских фараонов, растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя. Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) — «Восемь», «Восьмёрка» — в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии
Гораздо более важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесом — отсюда греческое название города
В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма*.
Илл. 14. Рождение Солнца-Pa из бутона лотоса.
В некоторых источниках к «отрицательным» изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).
Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы — четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, — Великая Восьмёрка, Огдоада. Мужские божества Восьмёрки — Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон («Невидимый» — то есть Воздух(?)) имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет — богини со змеиными головами (илл. 13).
Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм — «Огненный остров». И там, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри (илл. 2 и 3 на с. 11 и 14).
По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса (илл. 14), выросшем на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слез, упавших на Холм, возникли люди; впоследствии на Холме возник город Гермополь. Эта версия получила распространение во всём Египте.
В «Книге Мёртвых» сохранились фрагменты ещё одной мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): Яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун — белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса Нуна (сравн. на с. 34 о Бену). Великий Гоготун изображался в виде белого гуся — священной птицы бога земли Геба (см. илл. 31 на с. 53).
Ра создал Шу и Тефнут — первую пару богов. От Шу и Тефнут произошли все остальные боги.
Семья Хаоса
В древнегреческой мифологии, Хаос обычно не имеет изображений родителей. Его происхождение либо связывается с возникновением из небытия, либо существованием с самого начала. Однако, считается, что вскоре после появления Хаоса появились другие важные божества, такие как Гея (богиня Земли) и Эрос (бог любви). Хотя иногда говорили, что они произошли из Хаоса, традиционно их никогда не рассматривали как его детей.
Эрос
Мне нравится1Не нравится2
Но это не означает, что у первого божества не было потомков. Согласно мифу, переданному Гесиодом, у Хаоса было двое детей: Никс (богиня ночи) и Эреб (бог тьмы). Считается, что Хаос сам породил их. Затем Никс и Эреб стали родителями других изначальных божеств и существ, таких как Эфир (бог неба) и Гемера (богиня дня).
Хотя генеалогия Гесиода была широко принята в древности, были и другие варианты. В орфической традиции Хаос был представлен как дочь Хроноса (бог времени) и Ананке (богиня необходимости). Латинский автор Гигинус утверждал, что он был ребенком Калиго (Тумана), а Никс и Эреб были его собственными детьми. Другие авторы также упоминали, что Эрос (бог любви) и Мойры (три олицетворения судьбы) были потомками Хаоса.
Также, подобно тому, как Хаос породил Никс и Эреба, у Геи и Эроса были свои дети. Титаны, потомки Геи и Эроса, в свою очередь, стали родителями богов. Интересно, что эти две семьи всегда оставались генеалогически отделенными друг от друга, и у них не было общих потомков.
Эреб
Мне нравитсяНе нравится
Роль Хаоса в греческой мифологии заключалась именно в его роли прародителя. Хаос не имел ярко выраженной личности, и, помимо мифа о сотворении, редко упоминался в других мифах. Когда Хаос упоминался, чаще всего его представляли как место, а не как божество.
Царство мрачного Аида
Глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нём. Там протекает всё леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями, полными печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные лёгкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трёхглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезёт через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни.
Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения эринии. Грозные, с бичами и змеями, преследуют они преступника, не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших — Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в чёрном плаще, с громадными чёрными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сражённые воины; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сражённых и вырывают из тела их души.
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землёй с головками мака в руках и льёт из рога снотворный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.
Царство Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; заманив в ночной тьме хитростью людей в уединённое место, оно выпивает всю кровь и пожирает их ещё трепещущее тело. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадёт у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у неё. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окружённая стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтят её и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.
Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям.
Оры (горы) — дочери Зевса и Фемиды, богини времён года Эвномия, Дике и Эфрена.
Хариты — дочери Зевса и Океаниды Эвриномы. Богини красоты и изящества. Музы — девять дочерей Зевса и Мнемосины. Богини поэзии, искусства и наук.
Асфодел — дикий тюльпан.
Настольная игра Десятое королевство Дабл Слинг. Гонки мини
Хаос как первое божество
Хаос, как первое божество в греческой мифологии, имеет свои уникальные атрибуты. В отличие от других богов и богинь, Хаос обычно описывается как бесформенное существо. Он не имеет никакой связи с человечеством и никогда не показывается во взаимодействии с другими божествами или смертными.
Хаос в качестве божества обычно считается женским, но это представление не является полностью точным. Хаос порождал своих потомков без полового размножения, и греческое слово “Хаос” является грамматически нейтральным, что означает, что оно не обозначает ни мужской, ни женский пол.
В некоторых изображениях Хаос представляется как богиня воздуха и птиц, подобно тому, как Гея является богиней земли. Благодаря своей генеалогии, Хаос иногда также изображается в качестве богини судьбы, связанной с Никс и Мойрами.
Зачем нам нужно знать мифы?
Можно ведь решить, что это бесполезные, второсортные знания. В наше время точных знаний самым важным кажется умение создавать машины и управлять ими. А мифы – это балласт, который навязываю нам по привычке, по устаревшей, утратившей всякий смысл традиции. Эти знания невозможно применить на практике. Миф о Геракле не поможет строить высотные дома, заводы, гидростанции, а «Одиссея» не подскажет, где искать нефть. Но подобные рассуждения, в конце концов, приведут к отрицанию литературы и искусства вообще. Литература и искусство зародились в недрах мифологии и одновременно с мифологией. Человек, создавая сказания о богах и героях, совершал первый акт творчества и делал первый шаг к самопознанию. Литература и искусство с тех давних времен прошли долгий путь. Чтобы понять этот путь и его результаты, каждый человек сам должен его заново пройти: нельзя, не сделав первого шага, делать последующие шаги.
И потому «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных творениях величавой древности».
Именно так считает А. С. Пушкин.
В Древнем Риме рабов называли «инструментум вокале» – «говорящее орудие». Раб ничего не знал, кроме своей тачки или весла. Он таким стал не по своей воле, – таким его сделало насилие. В наше время человек, довольствующийся только утилитарными, технологическими знаниями, по доброй воле становится «говорящим инструментом», а тот факт, что он приковывает себя не к тачке, а к компьютеру, ничего не меняет. Компьютер – лишь примета нового времени. Такой «технарь» остается при убеждении, что Геркулес – это всего-навсего овсяная крупа, Орфей – название сигарет, а Орион – магазин хозтоваров.
Короткие древние мифы 3 класс
как произошел мир и боги
В самом начале времен был один только Хаос, из которого все и возникло. Сначала появилась Гея (Земля), самая первая богиня, давшая жизнь всему живому и родившая Урана (небо), взявшего Землю себе в жены. В глубинах Земли — Тартар, олицетворяющий вечную тьму. Всеобъемлющую Любовь представлял Эрос. Так началось создание мира.
В безграничном хаосе зародились мрак и ночь, это были Эреб и Нюкта , а от них — Эфир (свет) и Гемера (день). Так на Земле появились темное и светлое время суток. У Геи и Урана были дети — 6 дочерей и 6 сыновей, грозные и могучие титаны, которые в свою очередь породили звезды, зарю, ветра, океан, реки, Луну и Солнца. Все они олицетворяли субъекты или явления природы.
Но, помимо титанов, породили Гея и Уран необычайно сильных великанов — трех одноглазых, еще трех огромных, высотой такой же, как горы, имеющих сто рук и 50 голов, назывались они Гекатонхейры. Отец ненавидел своих детей за уродство и держал их в темных глубинах Земли. Тогда стала подговаривать Гея титанов воспротивится отцу, но те очень его боялись. Был среди детей хитрый Крон, он то и сверг отца и забрал у него власть. А Богиня Ночи, чтобы отомстить Крону, родила отвратительных существ, среди которых — Танату (смерть), Эриду (раздор), Кер (уничтожение), Апату (обман), Немесиду (месть), Гипнос (сны-кошмары),
как родился Зевс
После того, как Крон обрел власть, его повсюду преследовал страх, что его дети так же поступят с ним, как он со своим отцом. Поэтому каждого родившегося своего ребенка от жены Реи, он съедал. Чтобы спасти очередного ребенка, Рея отправилась в одну из критских пещер и родила там Зевса, а Крона обманула и вместо ребенка отдала для поглощения длинный камень. Так Зевс и вырос в пещере, кормом ему служило молоко козы (Амолфея) и мед, приносимый пчелами.
миф борьба богов с титанами
Зевс, став взрослым, решил освободить своих братьев и сестер из отцовского тела и заставил Крона выплюнуть их, после чего воссели они на Олимпе и начали борьбу за власть над миром с самим Кроном и титанами. 10 лет длилась эта борьба и ни одна сторона никак не могла победить другую. Тогда к восставшим примкнули циклопы и гекатонхейры. Циклопы воспользовались молниями и громом, а гекатонхейры бросали оторванные от земли скалы в титанов. Наконец, победа была одержана и титанов отправили в Тартар, в вечную тьму.
жизнь Олимпа
Воцарились Боги на Олимпе во главе с Зевсом, который повелевал судьбами людей. Высоко над ними голубое солнечное небо, нет ни дождя ни снега и царит вечное лето. Внизу — облака, иногда закрывающие землю, где у людей сменяются времена года, бывает радость и горе. У ворот его дворца стоят два сосуда с разным содержимом, в одном — дары для тех, кто совершает добро, в другом — для злых людей. Не избежать неприятностей тем, кто нарушает земные законы.
Кастрация Урана
Однако Уран был жестоким мужем и еще более жестоким отцом. Он ненавидел своих детей и не хотел, чтобы они увидели свет. Итак, он заточил их в сокровенные места земли, чрево Геи. Это разозлило Гею, и она вместе со своими сыновьями устроила заговор против Урана. Она сделала арфу, большой адамантовый серп, и попыталась подстрекать своих детей на нападение на Урана. Но все они были слишком напуганы, кроме самого молодого титана, Кроноса.
Месть Кроноса
Гея и Кронос устроили Урану засаду. Когда он готовился лечь с Геей, Кронос кастрировал его серпом, бросив отрубленные гениталии в океан. Неясно, что случилось с Ураном впоследствии; он либо умер, либо удалился от земли, либо был сослан в Италию. Из крови, пролитой на землю из-за его кастрации, появились Гиганты, Мелии (Нимфы Ясеня) и Эринии (Фурии). Из морской пены, образовавшейся, когда его гениталии упали в океан, возникла Афродита, богиня красоты.
Подвиги Геракла
1. Немейский лев. В первом подвиге Эврисфей приказал Гераклу убить немейского льва, порожденного Тифоном и Ехидной, который опустошал все. Геракл нашел логовище льва и стал ждать, затем он пустил во льва стралы и убил его, оглушив палицей, а затем задушил. Взвалив льва на плечи он понес его в Микены.
2. Лернейская гидра. Это второй подвиг Геракла. В логово гидры он отправился с Иолаем. Он начал бить её палицей, но она все равно оставалась живой. Тогда по приказанию Геракла Иолай прижигал головы гидры. Геракл зарыл бессмертную голову, а тело рассек и погрузил стрелы в желч, раны от которой стали теперь не излечимы.
3. Стимфалийские птицы. После победы над гидрой Эврифей приказывает Гераклу убить стимфалийских птиц. Афина-Паллада дала ему тимпаны, которыми он поднял шум и птицы начали кружить над ним, которых он перестрелял стрелами из лука. Некоторые из них в страхе улетели из Стимфала.
4. Керинейская лань. Затем Эврисфей послал Геракла за Керинейской ланью. Целый год он преследовал лань и наконец убил её, Артемида хотела его наказать, но он сказал, убил лань не по своей воле, а по приказу Эврифея и богиня простила его.
5. Эриманфский бык. После лани Эврисфей послал Геракла за Эриманфмским быком. Перед боем Геракл дрался с кентаврами, в ходе чего был ранен его лучший друг Харон. Это обстоятельство сильно опечалило Геракла. Он убил быка и показал царю, после чего тот спрятался в кувшине.
6. Скотный двор царя Авгия. Затем Эврисфей приказал Гераклу очистить скотный двор царя Авгия, который стоял грязным годами, Геракл согласился, но в качестве оплаты потребовал десятую часть стада. Он почистил скотный двор водами реки за один день.
7. Критский бык. Что бы поймать Критского быка, Геракл отправился на Крит. Этот бык опустошал все вокруг. Геракл поймал его и укротил. Но затем отпустил его обратно, где его убил Тесей.
8. Кони Диомеда. После укрощения быка Геракл отправился во Фракию, где у царя Диомеда были кони. Геракл захватил коней и убил Диомеда. Он отпустил коней и их растерзали дикие звери.
9. Пояс Ипполиты. Затем Эврисфей послал Геракла за поясом Ипполиты в страну амазонок. Геракл миром хотел добыть пояс, но ревнивая Гера сделала все, что бы началась война, в которой ценой плена был добыт пояс царицы амазонок Ипполиты.
10. Коровы Гериона. После похода к амазонкам Эврисфей велит Гераклу привести ему коров великана Гериона. По пути Геракл убил пса Орфа и великана Эвритиона, а затем и самого Гериона. Привести коров стоило ему больших трудов.
11. Кербер. После получения коров Эврисфей приказывает отправится в Аид за псом Кербером. Геракл укротил пса и привел его в Микены, но трусливый Эврисфей попросл отправить пса снова в Аид.
12. Яблоки Гесперид. Последний подвиг для Геракла был самым трудным — добыть яблоки Гесперид. На своем пути он убил Антея- царя Бусириса, держал небесный свод за Атланта пока он ходил за яблоками. Но и яблоки были отданы Эврисфеем обратно в сад.
Миф «Происхождение мира и богов» читать онлайн
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос.
Вечный, безграничный, темный Хаос
В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея.
Богиня Земля Гея
Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы.
Мрачный Тартар
Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Беспредельное голубое Небо Уран
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады, Немесиду — отмщение за преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Родословная Богов и Богинь
Крон — всепоглощающее время (хронос — время).
Титаномахия
Боги против Титанов
Тем не менее, Кронос все еще был у власти, и его еще предстояло победить. Он был слишком стар, чтобы защитить себя от нападений своего потомства, но заручился помощью верных Титанов, которые тоже боялись нового поколения богов. Это привело к десятилетней войне между Титанами и Олимпийцами, которую многие поколения запомнили как Титаномахию. Атлас стал лидером Титанов и привел свою армии ко многим победам. В какой-то момент даже казалось, что Зевс будет побежден. Однако по совету Геи он отправился в Тартар и освободил циклопов и гекатонхейров. В благодарность циклопы снабдили Зевса его фирменной молнией и сделали трезубец для Посейдона и шлем-невидимку для Аида. И тогда все изменилось.
Выигрышный трюк
Однако, как и много раз прежде, окончательная победа не стала результатом грубой силы, а произошла благодаря хитрой маленькой уловке, возможно, придуманной Прометеем, заранее дезертировавшим из армии титанов. Вооружившись валунами, Гекатонхейры устроили титанам засаду. В нужный момент Зевс отступил, заманив Титанов в ловушку Гекатонхейров. Соторукие начали сбрасывать сотни валунов с такой яростью, что Титанам показалось, что на них падают горы. Они убежали и Зевс стал Царем Вселенной.
Тартар и Атлас
Зевс изгнал сражавшихся против него титанов в Тартар. Однако с Атласом он сделал исключение: будучи лидером противоборствующих сил, его заставили держать вселенную на плечах.
Сотворение мира Богом из ничего.
Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo
. Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.
Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует . Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.
У иранцев
Мифы о сотворении мира у разных народов нашли своё продолжение у иранцев. По их представлениям история мира делилась на 4 больших периода. Во время первого периода существовали прообразы всего того, что впоследствии появилось на Земле. Это, так называемый, невидимый или духовный период.
Второй период характеризовался сотворением зримого или реального мира. Занимался этим главный творец Ахура-Мазда. Были созданы Солнце, Луна, звёзды, небо, первый человек и первый бык. Но в творения главного творца вмешался Ахриман. Он наслал смерть на первого человека и первого быка. Но к этому времени уже родились мужчина и женщина, от которых пошёл человеческий род, а от первого быка пошли все животные.
В третий период появляется сияющее царство, во главе которого стоит царь Йима. В этом царстве нет холода, жары, старости, зависти, жадности. Благородный царь спасает людей и животных от Великого Потопа. А в четвёртый период появляется пророк Зороастра, несущий людям добро и правду о мироздании. Он вещал, что после него появятся его сыновья, а последний из них решит судьбу мира и человечества. Он воскресит праведников, уничтожит зло и победит Ахримана. После этого наступит очищение мира, а то, что останется, обретёт вечное существование.
Внешний вид
Хаос, в соответствии с греческой мифологией, не обладал физическим обликом или формой. Вместо этого, его представляли в виде всей Вселенной, воплощением огромной силы и начала всех вещей. Из-за этого отсутствия конкретной формы, Хаос практически не изображался на полотнах античных художников, поскольку его сущность была слишком абстрактной для визуального представления.
Однако образ и символика изначального бога часто присутствуют в легендах и мифах. Он олицетворяет первоначальное состояние мира и его таинственность. Хаос является силой, которая предшествовала структурированию и формированию всего сущего. Хотя его облик не изображается непосредственно, его присутствие чувствуется в силе и динамике космических событий и процессов.
История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)
Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что , на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.
Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике
: Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован
. Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …»
.
В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.
Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль
.
Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.
Дети Хаоса и Геи
Эреб и Никс
Хаос породил Эребуса (Тьму) и Никс (Ночь). Эреб спал со своей сестрой Никс, и из этого союза возникли Эфир, светлый верхний воздух, и Гемера, День. После этого Никс, которую боялись все, кроме брата, в одиночку создала семью призрачных сил. Среди других ее детей были ненавистный Морос (Судьба), Черный Кер (Рок), Танатос (Смерть), Гипнос (Сон), Онейрой (Сны), Герас (Старость), Ойзус (Боль), Немезида (Месть), Эрис (Раздор), Апат (Обман), Филот (Сексуальное удовольствие), Момос (Обвинение) и Геспериды (Дочери Вечера).
Гея и Уран
Тем временем Гея родила Урана, Звездное Небо. Уран стал мужем Геи, окружив ее со всех сторон. Вместе они произвели на свет три группы детей: трех одноглазых циклопов, трех сторуких гекатонхейров и двенадцать титанов.
«Война Богов» в легендах ацтеков
Когда-то, на 13 небе возникло божество Ометеотль. Появившиеся первыми после него 4 бога были и самыми сильными. Именно они создали землю и воду, огонь, а также календарь. Красный Тескатлипока стал Солнцем, а другие боги сделали гигантов. Тогда Солнце не двигалось по небу и быстро темнело. Тогда Кецалькоатль ударил этого бога своим посохом, тот слетел в воду, стал огромным тигром и съел всех. Сам Кецалькоатль стал светилом, вновь появились люди. Но Тескатлипока уничтожил Солнце. Ветер унес все, почти все люди погибли, а оставшиеся стали обезьянами. Потом Солнцем был Тлалока, но с неба обрушился лед и пламя. Почти все люди умерли, а выжившие стали птицами. Позже Солнцем была Чальчиуитликуэ, начались затяжные дожди, был потоп. Люди, оставшиеся в живых, обернулись в рыб. Вскоре боги создали новых людей.