Басни
Стрекоза и муравьи
Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:
– Что ж ты летом не собрала корму?
Она сказала:
– Недосуг было: песни пела.
Они засмеялись и говорят:
– Если летом играла, зимой пляши.
Работницы и петух
Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили – им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.
Собака и её тень
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
И осталась собака ни при чём.
Осёл в львиной шкуре
Осёл надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ – исколотили осла.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь – бывает и от мыши добро.
Лгун
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
– Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда.
Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
– Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
Делёж наследства
У одного отца было два сына. Он сказал им:
– Умру – разделите всё пополам.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:
– Как вам отец велел делиться?
Они сказали:
– Он велел делить всё пополам.
Сосед сказал:
– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.
Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Шакалы и слон
Шакалы поели всю падаль в лесу, и им не́чего стало есть. Вот старый шакал и придумал, как им прокормиться. Он пошёл к слону и говорит:
– Был у нас царь, да избаловался: приказывал нам делать такие дела, каких нельзя исполнить; хотим мы другого царя выбрать – и послал меня наш народ просить тебя в цари. У нас житьё хорошее: что велишь, всё то будем делать и почитать тебя во всём будем. Пойдём в наше царство.
Слон согласился и пошёл за шакалом. Шакал привёл его в болото. Когда слон завяз, шакал и говорит:
– Теперь приказывай: что велишь, то будем делать.
Слон сказал:
– Я приказываю вытащить меня отсюда.
Шакал рассмеялся и говорит:
– Хватайся хоботом мне за хвост – сейчас вытащу.
Слон говорит:
– Разве можно меня хвостом вытащить?
А шакал и говорит:
– Так зачем же ты приказываешь, чего нельзя сделать? Мы и первого царя за то прогнали, что он приказывал то, чего нельзя делать.
Природа лжи и правда: взаимоисключающие или взаимосвязанные понятия?
Ложь играет важную роль в человеческом обществе. Она может использоваться для различных целей: защиты, манипуляции, самоуспокоения и других. Часто люди выбирают ложь, чтобы скрыть свои недостатки или избежать неприятностей. Однако, использование лжи может иметь негативные последствия и разрушительные эффекты на отношения с другими людьми.
Правда же, в свою очередь, является основой честности, доверия и справедливости. Она позволяет людям строить качественные и глубокие отношения друг с другом, а также соединяет их в общих ценностях и убеждениях. Без правды трудно представить себе развитие общества и достижение прогресса.
Взаимосвязь лжи и правды проявляется в том, что в некоторых ситуациях правда может быть неприемлемой или даже опасной. Моральные дилеммы, когда необходимо выбирать между правдой и ложью, часто встречаются в повседневной жизни. В таких случаях человек должен сделать выбор, основываясь на собственных принципах и обстоятельствах ситуации.
Но несмотря на то, что ложь и правда могут быть взаимоисключающими, они также связаны друг с другом. Абсолютная правда может быть недостижимой, поскольку мы все воспринимаем и интерпретируем мир через свои субъективные фильтры и опыт. Множество факторов, таких как культурный контекст, личные убеждения и эмоциональное состояние, могут влиять на то, как мы воспринимаем истину.
Таким образом, ложь и правда оказывают влияние на нашу жизнь и мировоззрение. Признание и понимание этого диалектического соотношения помогает нам развивать жизненную мудрость и принимать осознанные решения в своей жизни.
Смысл басни «Осел в львиной шкуре»: добро и зло
Главный герой басни — осел, который надевает львиную шкуру и начинает себя считать настоящим львом, пытаясь запугать других животных и властвовать над ними. Однако все животные прозревают его иллюзию, так как его настоящая сущность, внутренний мир и поведение не соответствуют его обличью.
В этой басне Толстой передает важное послание о том, что истинная сила и справедливость не зависят от внешности, звания или власти. Настоящий лев отличается своим храбрым и благородным характером, заботой о других и добротой
Он не пользуется своей силой и не угнетает более слабых существ, а старается помогать и защищать их.
Толстой показывает, что попытка придать себе другое обличие или звание может быть обманчивой и тревожной, так как она основана на лжи и притворстве. Вместо этого, автор призывает нас быть собой, быть верными своим истинным ценностям и делать добрые дела. Иными словами, мораль этой басни заключается в том, что истинное добро определяется поведением и характером человека, а не его внешними признаками.