Содержание
Тхеравада-джатаки состоят из 547 стихотворений, составленных примерно из возрастающего количества стихов. По словам профессора фон Хинюбера, только последние 50 были задуманы как понятные сами по себе, без комментариев. Комментарий содержит рассказы в прозе, которые, как он утверждает, обеспечивают контекст для стихов, и именно эти рассказы представляют интерес для фольклористы. Альтернативные версии некоторых историй можно найти в другой книге Палийского канона, Карияпитака, а также ряд отдельных историй можно найти в других книгах Канона. Многие из историй и мотивов Джатаки, такие как Кролик на Луне Шашаджатаки (Jataka Tales: № 316), можно найти на многих других языках и в средствах массовой информации. Например, «Обезьяна и крокодил», «Черепаха, которая не могла перестать говорить» и «Краб и журавль», перечисленные ниже, также широко представлены в индуистских произведениях. Панчатантра, санскрит Нити-шастра которые повсеместно повлияли на мировую литературу. Многие из рассказов и мотивов являются переводами с пали, но другие вместо этого заимствованы из народных устных традиций, предшествовавших палийским композициям.
Джатака
санскрит (см., например, Jātakamālā) и тибетский Истории Jātaka имеют тенденцию поддерживать Буддийская мораль их палийских эквивалентов, но пересказы историй в Персидский и другие языки иногда содержат значительные изменения, соответствующие их культурам.[нужна цитата ] На Махатхупа в Шри-Ланка все 550 сказок Джатаки были представлены внутри камеры реликвария. Реликварии часто изображают сказки Джатаки.
Введение
Изучение любой культуры невозможно полноценно представить без изучения мифов и легенд каждого отдельного народа, которые существенно отличают их друг от друга и указывают на уровень развития общества в определенный период времени
О многом могут рассказать нам именно мифы, поэтому и важно обращаться к ним и уделять им должное внимание
Понятие «миф» — очень важное, но довольно сложное. О нем много спорят современные ученые и философы
Само слово «миф» происходит от греческого языка и означает «перевод», «сказание». Часто в быту его приближают к таким понятиям, как «сказка», «легенда», считают рассказом о чем-то, чего в действительности не было. Но в то же время миф — это не просто чья-то выдумка.
Многие люди когда-то серьезно верили, или же верят и теперь, что на самом деле все происходило именно так, как об этом рассказывает тот или иной миф. Мифы часто рассказывают о священных предметах, о богах и общения с ними. Можно сказать, что миф — это то, во что серьезно верили или верят другие люди, но не верим мы. При этом найдутся люди, которые считают мифом многое из того, во что верим мы сейчас, что считаем для себя важным и даже святым.
Миф тесно связан с понятием чуда — такого события, которое мы не в состоянии объяснить, которое считаем невозможным. Можно сказать, что чудеса всегда нарушают обычную логику окружающего мира. Нашим предкам показалось бы настоящим чудом многое из того, что является обычным для нас сейчас.
Каждый большой, гениальный человек сделал что-то такое, что до него было невозможным. Но, с другой стороны, в невероятные вещи, в невозможное часто верят люди с расстройствами психики (например, человек может считать себя зернышком и бояться, что его склюют птицы). Такая убежденность в невероятном называется бредом. Человек может страдать бредом на какую-то одну узкую тему, а в остальном быть вполне нормальный. Тогда он способен убеждать в своей правоте других людей, которые также начинают в это верить. Часто именно так рождаются мифы.
Гениальный художник Сальвадор Дали говорил: «Я отличаюсь от безумного лишь одним: я не сумасшедший». Многих великих людей, способных увидеть мир иначе от всех, иногда принимали за сумасшедших. В прошлом людей, которые имели видение, слышали голоса и т.д., часто считали не больными, а отмеченными особой благодатью, которым доступно понимание сути вещей, скрытой от других.
Мифологическое мышление не различает естественное и человеческое, растворяет человеческое в естественном, дает ощущение единения с природой, укрепляет волю и ощущение человека частью коллектива. Если между воображаемым и реальным нет границ, то не существует ничего невозможного.
Главная функция — социально-практическая, которая направлена на обеспечение единства коллектива. Мифы обеспечивают сохранение социального и психологического единства коллектива, поскольку источник мифа – не только ужас и подавленность человека, но и мечтания овладеть силами природы с помощью человеческой воли.
Деяния Индры
Индра был любимым сыном Адити, матери богов, са-мым могучим из ее сыновей. Рассказывают, что он родил-ся не так, как другие ее дети, а необычным путем, при рождении чуть было не погубив свою мать. Едва появив-шись на свет, он схватился за оружие. Устрашенная необычным рождением сына и его грозным обликом, Адити спрятала Индру; но он явился перед всеми в золотых доспехах сразу после рождения, наполнив собою вселен-ную; и мать преисполнилась гордости за могучего сына. И он стал великим, неодолимым воином, перед которым трепетали и боги, и асуры. Еще будучи совсем юным, он победил коварного демона Эмушу. Этот демон в облике вепря похитил некогда у богов зерно, предназначавшееся для жертвоприношения, и спрятал его среди сокровищ асуров, что хранились за трижды семью горами. Эмуша уже принялся варить из похищенного зерна кашу, когда Индра натянул свой лук, пронзил стрелою двадцать одну гору и убил вепря Эмуша. Вишну же, младший из Адитьев, унес жертвенную пищу из владений асуров и вернул ее богам.
Индийский бог мудрости
Шри Ганеша — акаша-абхимани-дэвата — божество, которое способно контролировать вторичный эфир (бхута-акаша), произведённый под влиянием гуны тамаса. В нем объединены пять первичных элементов творения, он же становится причиной рождения ложных эгоистических проявлений. На него оказывает существенное влияние бог Шива. Больше всего с вторичным эфиром взаимосвязан слух. С помощью ушей можно воспринимать звуковые вибрации, существующие в эфире.
Следует напомнить, что ведические знания изначально передавались из поколения в поколение в устном виде. Ганеша также известен как покровитель знаний (буддхи). В сказаниях ему приписывают высокие умственные и интеллектуальные способности. Одно из имен божества переводится как «любящий знания» (Буддиприя), где «прия» означает «любящий», а « буддхи» – «знания». Если Ганеша благословит, то человек сможет перейти на новую ступень духовного развития.
Известна легенда, что божество записало текст Махабхараты под диктовку Вьясы, каждый стих которого имеет не только прямое значение, но и десять скрытых смыслов. Тайные знания доступны только тем, кто сможет постичь ведическую истину.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого мероприятия — « Игра путешествие»
Страна волшебных сказок и удивительных чудес.
Педагог: Намасте дорогие ребята! Так традиционно приветствуют друг друга в Индии.
Ребята сейчас Вы приплыли в страну полную тайн и волшебства.
Дорогие мои, как вы думаете, а что это за такое украшение у меня на лбу. Для чего оно?
Это называется ребята «БИНДИ», по-другому точка. Она символизирует восходящее солнце и «Скрытую мудрость». (затем педагог рисует каждому ребенку точку на лбу)
(Педагог показывает жестом, и дети садятся на корточки ).
Педагог: А давайте сейчас и вас украсим и нарисуем точно такую же бинди на лбу.
У меня к Вам вопрос, какой океан в честь индии? (Индийский).
Педагог : Из — за благоприятного климата Индия отличается большим разнообразием растительного и животного мира. Здесь обитает огромное количество различных видов животных, насекомых, растет множество видов растений.
Педагог: Ребята, каких животных, обитающих в Индии вы знаете?
Далее педагог предлагает им отгадать загадки, если дети отвечают правильно, на экране появляется названное ими животное.
Загадки про животных Индии
Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон)
То сидит на задних лапах, то на четырех идет. А то с веточки на ветку прыгает, как скороход. Очень любится покататься на больших лианах…. Вы, наверно угадали – это … (Обезьяна)
Величава, грациозна. Пасть ее, знай, смертоносна. Коль раздует капюшон, Убирайся лучше прочь! (Кобра)
Как большая кошка он
Грациозен и умен.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный (Тигр)
Изящна, красива, сильна и ловка, легендами издавна окружена. Глаза изумрудами ярко горят, к ним так подходит черный наряд… (Пантера)
Педагог: Ребята, вы такие молодцы. Юные путешественники всё — то вам известно . А вот Вам тогда еще одна загадка, она о мальчике. Назовите его имя.
Мальчик вырос в волчьей стае, Волком он себя считает, Дружит с мишкой и с пантерой, ловким он сплывет и смелым.
Педагог: — Правильно, это маугли. А вы знаете, что действие этой сказки происходит как раз в Индии. Давайте вспомним героев этой замечательной истории. (Дети называет животных)
— Ну вот, мои юные друзья. Теперь Вы имеете представление о богатейшем животном мире индийский джунглей.
Педагог : Ребята, а вы знаете, что в индии есть традиционная одежда, вы знаете как ее называют?
Педагог : У меня для вас есть сюрприз. Сейчас наши милые девочки надевают это прекрасное одеяние, и мы все вместе станцуем современный индийский танец.
Педагог расставляет детей, звучит музыка и педагог показывает детям танец.
Педагог: Наше пребывание в Индии подошло к концу, скажем ребята: Индии до свидания.
Альвида ребята, что означает, прощайте!
О чем просить?
На самом деле человек способен сам преодолеть любые препятствия на своем жизненном пути. Это связано с тем, что преграда появляется от внутренних страхов, когда человек боится переходить на следующий уровень духовного роста. Страх движется впереди и формирует постоянные мысли о возможностях и блокировках в планах. Человек самостоятельно запускает негативные сценарии своей жизни, исключая из них возможность выбора наилучшего варианта развития событий.
Если неправильно формировать представления о своих возможностях, то реализации планов будут мешать различные обстоятельства. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо избавиться от тревог и опасений.
Ганеша всегда отвечает на просьбы искренне просящего. К нему можно обращаться для исцеления от иллюзий и помощи в движении по жизненному пути. С его поддержкой можно преодолеть любые преграды, веря в божественную любовь и добро
Это единственное, что действительно важно в этом мире, все остальное иллюзорно
Прозрение наступает тогда, когда человек осознает истину: Бог и любовь — это главное.
Ганеша – и обжора, и мудрец
Ганеша – бог-сладкоежка, поскольку излюбленным его блюдом считаются сладкие рисовые шарики. Именно их и прочие лакомства индусы приносят в ни празднеств, посвящённых Ганеше.
Есть даже предание о том, что однажды Ганеша переел сладостей и не удержался на своей «ездовой» крысе, которую испугала змея. После падения живот бога лопнул, все сладости выпали из него. К счастью, сам Ганеша был бессмертным. Змею он повязал как пояс, который поддерживает его тяжёлый живот, полный сладостей.
Но не стоит считать Ганешу лишь толстым добряком. В первую очередь, этот бог олицетворяет знания. Индийцы верят, что именно он записывал священные тексты «Махабхараты». Ганеша сумел так «зашифровать» все слова, продиктованные ему мудрецом, что они имеют не один, а сотни смыслов.
Как я уже сказала, у Ганеши есть брат Сканда, покровитель войны и гнева. Несмотря на свой кроткий нрав, младшему сыну Шивы удалось завоевать больше любви, чем Сканде. Вероятно, это обусловлено тем, что времена войн и разрушений сменились эпохой созидания и поиска новых знаний.
И сегодня фигурки Ганеши украшают многие дома Индии
Не только в древности, но и сегодня многие индусы поклоняются своему доброму богу. В Индии во многих домах есть обереги – статуэтки Ганеши. Люди верят: если на таком изображении появилась трещинка, Ганеша принял удар судьбы на себя, защитив хозяев жилища. Этот бог был и остаётся одним из самых почитаемых и любимых в народе.
Вивасват и его дети
Индра был седьмым сыном Адити, восьмым был Вивасват. Но когда он родился, его не признали равным семерым старшим братьям, богам. Ибо восьмой сын Адити родился безобразным — без рук и без ног, гладкий со всех сторон, и высота его была равна его толщине. Старшие братья-Митра, Варуна, Бхага и прочие — молвили: «Он не похож на нас, он иной природы — и это плохо. Давайте переделаем его». И они переделали его: отсекли все лишнее; так возник человек. Вивасват и стал прародителем смертных на земле; только сам он потом сравнялся с богами. Он стал богом солнца; и как бог солнца он зовется Сурья. А из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон.
Легенда о Золотом Лотосе
Будда, закончив свою медитацию на горе Дандоку, медленно шел по усеянной камнями дороге в город. Темные тени ночи наползали на землю, и глубокое спокойствие царило повсюду.
Почти достигнув своей цели, Будда услышал, как кто-то крикнул:
— Внешние манеры не всегда показывают характер.
Будда удивился, услышав эти слова, и решил узнать, кто говорит такие мудрые вещи. Снова и снова слышал он эту фразу. Добравшись до края обрыва, Будда посмотрел вниз в долину и увидел отвратительного дракона, смотревшего на него злыми глазами.
Будда уселся на скалу и спросил дракона, как тот сумел постичь одну из высших тайн буддизма. Такая глубокая мудрость подразумевает ряд духовных истин и открытий. Как бы там ни было, Будда попросил дракона поведать еще что-нибудь столь же мудрое.
Тогда дракон, обвив скалу, громко воскликнул громовым голосом:
— Все живущее враждебно закону Будды!
Выкрикнув эти слова, дракон некоторое время пребывал в молчании. Тогда Будда попросил сказать еще что-нибудь.
— Все живущие существа должны умереть! — вскричал дракон.
После этих слов дракон посмотрел на Будду, и гримаса жуткого голода исказила его черты.
Дракон сказал Будде, что следующая истина будет последней и она так ценна, что он не сможет открыть ее, пока не утолит свой голод.
На это Будда отвечал, что не будет отвлекать дракона, пока не услышит четвертую истину, и спросил, что нужно дракону в качестве пищи. Когда Будда услышал, что в обмен на последнюю мудрую истину дракон желает человеческого мяса, Будда ответил, что его религия воспрещает убийство, но для благополучия своих людей он пожертвует собственным телом.
Дракон открыл свою огромную пасть и сказал:
— Самое большое счастье познается лишь после того, как душа покидает тело!
Будда поклонился, а затем прыгнул в раскрытую пасть дракона.
Как только Будда коснулся челюстей чудовища, они внезапно разделились на восемь частей и в тот же миг превратились в восемь лепестков Золотого Лотоса.
Другие статьи:
Помощь пострадавшим
Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях и внезапных заболеваниях — это комплекс срочных мероприятий, направленных на прекращение действия повреждающего фактора, на устранение у …
Подход в организации производства
Производственно-техническое единствоопределяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате к …
Апокрифы
В палийской традиции также существует много апокрифов Jātakas более позднего состава (некоторые датируются даже 19 веком), но они рассматриваются как отдельная категория литературы из «официальных» историй Джатаки, которые были более или менее формально канонизированы, по крайней мере, с V века — о чем свидетельствуют многочисленные эпиграфические и археологические свидетельства, такие как сохранившиеся иллюстрации на барельефе из древнего храма стены.
Апокрифические джатаки палийского буддийского канона, такие как те, что принадлежат к коллекции Панняса джатака, были адаптированы для соответствия местной культуре некоторых стран Юго-Восточной Азии и были пересказаны с поправками к сюжетам, чтобы лучше отразить буддийскую мораль.
Бегство Агни, бога огня
Восемь блистательных богов появились на свет на ис-ходе творения. Их знают под именем Васу, что значит Благодетельные. Говорят, что они изошли из пупа Брахмы. Имя старшего из них — Ахан, День, второго — Дхрува — он стал владыкой Северной Звезды, третьим был Сома, ставший богом луны, четвертый из Васу — Дхара, Опора Земли, пятый — прекрасный Анила, прозы-ваемый также Ваю, Ветер, шестой — Анала, он же Агни, Огонь, седьмой — Пратьюша, Рассвет, восьмой — Дьяус, Небо, он же Прабхаса, Сиянье. Агни был могуществен-нейшим из них, и он стал их предводителем; но все они слывут свитой Индры, царя богов, коего часто именуют поэтому Васава, Владыка Васу.
Переводы
Стандартная палийская коллекция джатаков с канонический текст встроен, был переведен Э. Б. Коуэлл и другие, первоначально опубликованные в шести томах Издательство Кембриджского университета, 1895–1907; переиздан в трех томах, Палийское текстовое общество, Бристоль. Есть также многочисленные переводы избранных и отдельных рассказов с разных языков.
В Джатака-мала Арьи Шуры был критически отредактирован в оригинальном санскрите Хендрик Керн из Лейденский университет в Нидерландах, который был опубликован как том 1 Гарвардская восточная серия в 1891 году. Второй выпуск вышел в 1914 году.
Мифы народов мира читать
Название | Автор | Популярность |
---|---|---|
Рождение Зевса | Сказания о богах | 52974 |
Лесные и водные жители | Мифы Древней Руси | 41587 |
Подвиги стрелка И | Мифы Древнего Китая | 37359 |
Озеро смерти | От «Вед» к «Панчатанатре» | 24610 |
Сказание о создании Ночи | Мифы и легенды Индии | 24037 |
Прометей | Сказания о героях | 20905 |
День и ночь | От «Вед» к «Панчатанатре» | 16968 |
Пандора | Сказания о героях | 16038 |
Домовые духи | Мифы Древней Руси | 16011 |
Илиада | Мифы Древней Греции | 14150 |
Рождение Мира | Мифы Древней Руси | 11034 |
Рождение Афины | Сказания о богах | 10417 |
Одиссея | Мифы Древней Греции | 10409 |
Творение | Мифы и легенды Индии | 9661 |
Происхождение мира и богов | Сказания о богах | 9179 |
Нарцисс | Сказания о богах | 8820 |
Асгард | Вселенная Викингов | 8389 |
Афродита | Сказания о богах | 8324 |
Садко | Мифы Древней Руси | 7815 |
Гера | Сказания о богах | 7802 |
Эльфы и гномы | Сказания о богах | 7766 |
Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг) | Сказания о героях | 7521 |
Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев с титанами | Сказания о богах | 7149 |
Откуда пошла Русская Земля? | Мифы Древней Руси | 6687 |
Орфей в подземном царстве | Сказания о героях | 5866 |
Ио | Сказания о богах | 5770 |
Бог Шива | От «Вед» к «Панчатанатре» | 5614 |
Волшебные народы | Мифы Древней Руси | 5600 |
Подвиги Перуна | Мифы Древней Руси | 5492 |
Рождение и воспитание Геракла | Сказания о героях | 5488 |
Персей убивает Горгону медузу | Сказания о героях | 5156 |
Гермес | Сказания о богах | 5132 |
Семь царей Древнего Рима | Мифы Древнего Рима | 4955 |
Посейдон и божества моря | Сказания о богах | 4610 |
Артемида | Сказания о богах | 4590 |
Сигурд сражается с драконом | Сказания о героях | 4538 |
Хранители мира | Мифы и легенды Индии | 4462 |
Немейский лев (Первый подвиг) | Сказания о героях | 4246 |
Золотой олень | От «Вед» к «Панчатанатре» | 4203 |
Борьба Зевса с Тифоном | Сказания о богах | 4191 |
Сказание о потопе | Мифы и легенды Индии | 4078 |
Фуси | Мифы Древнего Китая | 3955 |
Дети Локи | Сказания о богах | 3692 |
Царство мрачного Аида (Плутона) | Сказания о богах | 3670 |
Гефест | Сказания о богах | 3524 |
Аполлон и музы | Сказания о богах | 3393 |
Эней | Мифы Древнего Рима | 3375 |
Волосы Сиф | Сказания о богах | 3205 |
Пять веков | Сказания о героях | 3159 |
Стимфалийские птицы (Третий подвиг) | Сказания о героях | 3151 |
Для ребенка чтение мифов мира — потрясающая возможность увлекательно познакомиться с древней историей. Мифы и легенды лучше чем что-либо говорят о том, что происходило несколько тысяч лет назад. Чем жили наши предки, до того как было принято христианство? Как жили китайские крестьяне века и тысячелетия назад? Кем были и какими были древние вожди, императоры, цари и короли? Как и почему возникли мифы народов не только героические и божественные, но и мифы о устройстве мира, романтические мифы о настоящей любви, мифы о древних, но исчезнувших государствах, странах и порой целых континентах. До сих пор миф о древней Атландите волнует умы как ученых, так и просто любознательных людей всей планеты. Мифы народов мира — это воистину величайшее историко-культурное достояние всей нашей цивилизации. А мифы и легенды о героях — еще неиссякаемый ресурс для сценаристов, театров, киностудий и телеканалов всего мира!
Разумеется, наша библиотека позволяет вам ознакомиться с нашей мифологической коллекцией в удобной для вас форме — вы можете прочитать мифы онлайн, так и скачать мифы в формате txt и в формате FB2. Кроме того, подчеркнем — все многообразие мифов народов бесплатно, так что вы сами можете решить — либо прочитать их в печатном виде, либо ознакомиться с электронной версией мифов бесплатно у нас на портале. Скачивая мифы, вы можете также использовать их при подготовке учебных курсовых, дипломных работ — коль скоро вы еще учитесь, поэтому собрание мифов онлайн еще и полезно Так что пусть будет выбор! Кроме того, читать мифы на нашем сайте скоро станет еще и необыкновенно удобно — в наших планах создать книжку-читалку онлайн, которая позволит вам не только читать тексты в полноэкранном режиме, но и с комфортным фоном, с системой закладок, с функцией настройки текста и верстки страницы. Так что — читайте мифы онлайн!
Кроме того, в скором будущем мы начнем собирать великие мифы современности — документальные очерки о том, чем грезим и во что верим мы, современные люди. Настоящая история чудовища Несси из шотландского озера Лох-Несс, история Снежного Человека, невероятные истории о встречах с неведомым из самых разных уголков мира, и многое-многое другое.
Итак, повторим — все наше собрание мифов бесплатно! Вы можете как читать мифы онлайн 24 часа в сутки, так и читать мифы, скачав их на свой компьютер. Помните — мифы мира это одно из самых увлекательных видов чтения для любознательного человека. Словом — заходите в гости!
Источник
Примеры
Рассмотрим несколько примеров мифологизации сознания на представителях разных народов.
Индейцы Аризоны
Иногда мифы скрывают глубокие истины. Так, в пустыне Аризона (США) является круглый «Каньон дьявола». Сейчас ученые установили, что это — огромный кратер от метеорита, который упал не позднее 20000 лет назад.
За это время там сменилось много племен и сотни поколений. Но местные индейцы рассказывали гораздо раньше ученых, «Каньон дьявола» образовался от падения на землю «небесного огня».
Догоны
Догоны — народ, живущий в Мали (Африка) — в своих мифах наделяли особым значением Сириус — самую яркую звезду. Они считали, что Сириус на самом деле — тройная звезда, вокруг центральной звезды вращаются еще две маленькие и очень тяжелые звезды-спутники. Это на самом деле так, но увидеть спутники Сириуса возможно только в современный мощный телескоп.
Ученые долгое время считали, что поэмы Гомера о Троянской войне, где действуют боги, — это лишь литературное измышление. Но потом Генрих Шлиман, который поверил в реальность тех событий, на основании свидетельств Гомера нашел и раскопал руины Трои.
Падение Дьяуса
Мудрый Дадхьянч едва не лишился головы за то, что выдал тайну коровы. Дьяус, отец Ушас, прекрасной богини зари, бывший некогда блистательным и могущественным владыкой небосвода, за грех похищения священной коровы был низвергнут на землю и обречен из бога стать человеком. Рассказывают, что однажды Дьяус вместе со своей женою пришел в заповедный лес на вершине Химавата. В том лесу они увидели чудесную корову Нандини, исполняющую все желания, дочь прародительницы коров Сурабхи. Божественная корова была дарована великому мудрецу Васиштхе, владевшему тем лесом. А в ту пору благочестивый Васиштха, сын Варуны, отлучился из своей обители.
Семья
Ганеша родился в семье бога Шивы и богини Парвати. Но история его появления на свет очень противоречиво изложена в пуранических мифах. Есть версия, что создателем божества стал Шива, а в другом варианте — Парвати. Также существует легенда о непостижимом рождении Ганеши и усыновлении его новыми родителями Шивой и Парвати.
Его братом называют Сканду (Картикея, Муруган). Причем северная часть Индии видит старшим из братьев именно Сканду, а южная — Ганешу.
О Сканде известно, что он был воинственным богом и существовал в период с V века до н. э. по VI век н. э. Когда поклонение Сканде пошло на спад, то резко возросло число почитателей Ганеши.
Нет единого мнения и о семейных узах божества. Одни мифы прославляют Ганешу как брахмачарью, у которого не может быть жены. Такое мнение особенно распространено в южной части Индии и частично в северной.
Другая версия гласит, что Ганеша обладал тремя идеями буддхи (интеллектом, разумом), сиддхи (успехом) и риддхи (процветанием). Эти же идеи соответствуют одноименным женам божества.
Третья версия: жена Ганеши — богиня Сарасвати, отвечающая за искусство и культуру, или Лакшми, во власти которой удача и процветание.
Сказки Махаяны Джатаки
То, что некоторые называют историями Махаяна Джатаки, также называют «апокрифическими» Джатаками, что указывает на то, что они происходят из неизвестного происхождения, не входящего в стандартную коллекцию (Палийский Канон). Эти истории, обычно на санскрите, были написаны на протяжении веков многими авторами.
Одна из самых известных коллекций этих «апокрифических» работ имеет известное происхождение. Jatakamala («Гирлянда Джатакаса»; также называется Bodhisattvavadanamala) вероятно был написан в 3 или 4 веке нашей эры. Jatakamala содержит 34 джатаки, написанные Арья Сура (иногда пишется Арьясура). Истории в Jatakamala сосредоточиться на совершенстве, особенно щедрости, морали и терпения.
Хотя его помнят как умелого и элегантного писателя, об Арье Суре мало что известно. В одном старом тексте, сохранившемся в Токийском университете, говорится, что он был сыном короля, который отказался от своего наследства, чтобы стать монахом, но о том, является ли это правдой или причудливым изобретением, никто не может сказать.
Джатаки в мировой литературе
Многие из джатаков имеют поразительное сходство с историями, давно знакомыми на Западе. Например, история «Маленького цыпленка» — испуганного цыпленка, который думал, что небо падает, — по сути та же история, что и одна из палийских джатака (Джатака 322), в которой испуганная обезьяна думала, что небо падает. Когда лесные животные в ужасе разбегаются, мудрый лев различает правду и восстанавливает порядок.
Знаменитая басня о гусе, который откладывал золотые яйца, очень похожа на Пали Джатака 136, в которой умерший человек переродился в гуся с золотыми перьями. Он пошел в свой прежний дом, чтобы найти свою жену и детей из своей прошлой жизни. Гусь сказал семье, что они могут выщипывать одно золотое перо в день, и золото обеспечило семью. Но жена стала жадной и вырвала все перья. Когда перья отросли, это были обычные гусиные перья, и гусь улетел.
Маловероятно, что Эзоп и другие ранние рассказчики имели под рукой копии Джатаки. И маловероятно, что монахи и ученые, составлявшие Палийский канон более 2000 лет назад, когда-либо слышали об Эзопе. Возможно, истории были распространены древними путешественниками. Возможно, они были построены из фрагментов первых человеческих историй, рассказанных нашими палеолитическими предками.
Читать далее — Три рассказа о джатаках:
- Бескорыстный заяц
- Золотой Олень
- Золотая кряква
Тхеравада Джатака Сказки
Самая старая и самая большая коллекция Jataka Tales находится в Палийском каноне. Их можно найти в части канона в сутта-питаке («корзине сутр»), в разделе, называемом «Худдака никая», и они представлены там как отчет о прошлых жизнях Будды. Некоторые альтернативные версии тех же историй рассеяны в других частях Палийского канона.
Общая цель Pali Jatakas — показать, как Будда прожил много жизней с целью достижения просветления. Будда родился и переродился в облике людей, животных и сверхчеловеческих существ, но он всегда прилагал огромные усилия для достижения своей цели.
Многие из этих стихов и историй происходят из гораздо более старых источников.Некоторые из историй взяты из индуистского текста «Рассказы о Панчатантре», написанного Пандитом Вишу Шармой около 200 г. до н.э. И, вероятно, многие другие истории основаны на народных сказках и других устных традициях, которые в противном случае были утрачены.
Рассказчик Рэйф Мартин, опубликовавший несколько книг Jataka Tales, писал: «Сформированный из фрагментов эпопей и сказок о героях, возникших в глубине коллективного индийского прошлого, этот и без того древний материал был взят и переработан, переработан и повторно использован более поздним буддистом рассказчики в своих целях «(Мартин, Голодная тигрица: буддийские мифы, легенды и сказки о джатаках, п. хvii).
Ступы Джатака
В Ступа манкиала на севере Пакистан отмечает место, где, согласно Джатаке, воплощение Будды пожертвовал собой, чтобы накормить тигров.
Много ступы в северной Индии, как говорят, отмечают места из сказок Джатака; китайский паломник Xuanzang сообщил о нескольких из них. Ступа в Пушкалавати, на северо-западе Пакистан, отмечает, где Шьяма исполнил свой сыновний долг перед слепыми родителями. В Ступа манкиала возле Гуджар Хан в память о месте, где принц Саттва принес себя в жертву, чтобы накормить тигренок. Рядом подвижник Экашринга был соблазнен красивой женщиной. В Мангалуре Ксантивадин подвергся искалечению королем. На горе Хадда молодой Брамин пожертвовал собой, чтобы выучить половину стиха дхармы. В Сарвадаттаане воплощение продалось за выкуп, чтобы сделать подношения брамину.
Факсиан описывает четыре великие ступы как украшенные драгоценными веществами. В одном месте король Сиби приносит в жертву свою плоть, чтобы выкупить голубя у ястреба. Другое воплощение отказалось от взгляда, когда его спросили; третье воплощение принесло в жертву свое тело, чтобы накормить голодную тигрицу. Как царь Чандрапрабха, он отрубил голову в подарок брамину. Некоторые отрезали себе части тела перед ступами, содержащими реликвии; или даже покончить с собой.