Мифы и герои древней руси

Русская мифология и фольклор | bestiary.us

Легенда об огненном Волхе и Лели

Мать сырая Земля и Дый породили когда-то сына Индрик-зверя. Однажды гуляя по горам, он встретил матушку, превратился в могучего Змея, напал на неё и овладел. От связи их был рождён Змей Огненный Волх.

Младенец сказал матери, чтоб не кутала она его в пелену и не завязывала златым поясом, а вместо этого пеленала в латы и на голову надевала золотой шлем. Мать так и поступила и вырос молодой бог в великого воина. Окрепнув достаточно, юноша отправился в царство Индерию и одолел там Индрика-зверя. После чего сам сел на трон его царства и женился на жене отца –змее Пераскеи.

Вкоре Пераскея и прочие поданные стали подговаривать ВолхаЗмеевиа проникнуть в Ирийский сад и вкусив золотых яблок стать столь сильным, чтоб завладеть всем миром.

Не сразу, но внял Волх, убеждениям и отправился в сады Ирия за золотыми яблоками, да только, оказавшись там слышал песни, что прекрасная девушка пела. И так глубоко проникло пение девушки в душу воина что влюбился он без памяти. Леле богини любви и красоты, Волх тоже приглянулся. И стал часто прилетать в гости, сокол и стучаться в окно к девушке. Вот только сёстры Лели это заметили.

Естественно Жива и Марена, тут же рассказали обо всём Сварогу, но тому так и не удалось найти ночного гостя. Тогда сёстры натыкали на её окошечке иголочек, и он не смог попасть к ней. Улетая сказал ей искать его в Тёмном Царстве.

Леля не побоялась покинуть Правь и отправилась за любимым. Долог и труден был её путь, но она добралась до земель любимого. Там она обнаружила, что Волха, заколдовала царица змей. Но богиня сумела снять чары, после чего они вместе с богом воином отправились в Ирий. Там была сыграна свадьба и зажили они счастливо. Волх стал не просто богом войны, но и хранителем подступов к Ирию.

Следует отметить, что во многих языческих религиях бог войны и богиня любви являются мужем и женой. Тут мы видим яркое перекликание и с Греческой и Римской Мифологиями, и отчасти с легендами центральной Европы и Скандинавии. Кое-кто даже полагает, что все эти легенды описывают историю одних и тех же богов носящих у разных народов разные имена. Хотя такое заявление и является спорным.

Главный красавец леса

Даже у лесной нежити были свои щёголи и галантные кавалеры. Почётное первое место среди них по праву занимал Перелесник. Его описывали статным красавцем с рыжими волосами и сверкающими очами. Появлялся он в лесу по весне, после чего зазывал на игрища прочих духов.

Он может очаровать и мавку, и простую девушку, но рядом с одной возлюбленной Перелесник долго не задерживается – страсть тянет его к новой избраннице. Несмотря на эту ветреность, Перелесника часто называли покровителем влюблённых.

Перелесник. Иллюстрация Софии Караффа-Корбут к драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»Местонахождение: Литературно-мемориальный музей Леси Украинки, Колодяжное, Украина

Что же олицетворяли лесные духи? В первую очередь, отношение наших предков к лесу. Эта стихия была близка людям, но они прекрасно понимали, что в ней скрыто немало опасностей

Лес требовал уважения и осторожности, разумного поведения и почтительности со стороны человека. Живя по лесным законам, человек находил гармонию с теми, кто обладал невидимой властью под кронами деревьев

На обложке: Фрагмент картины Андрея Клименко «Дубыня»

Славянские мифы Русалка

В славянской мифологии русалки представляются вредоносными существами, с длинными зелеными волосами (всегда распущенными) и рыбьими хвостами. Волосы русалки не заплетали никогда, иногда на голову одевали венок из цветов. Это были девушки с красивым лицом и стройным телом. Древние славяне никогда не сомневались в том, что русалки существуют. Но, откуда они берутся, мнения разнятся. В одних местах считали, что русалки, это утопленницы, в других, умершие не крещенные дети. В любом случае встреча с русалкой не сулила ничего хорошего. Она могла влюбить в себя юношу и утащить его на дно водоема, могла до смерти защекотать, утопить лодку, отнять у коровы молоко. Чтобы защититься от нечистой силы, люди придумывали обереги.

сказочный обитатель лесов и болот, 5 букв, 3-я буква Ш, сканворд

сказочный обитатель лесов и болот

Альтернативные описания

• (лесовик, лешак, лисун, боровик) в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства, хозяин леса и зверей

• в славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям

• в славянской мифологии лесной житель с зелеными горящими глазами

• нечистая сила, по народным поверьям обитающая в лесных трущобах, хозяин леса и зверей

• повелитель лесов, русский Фавн, Сатир

• пьеса Чехова

• рассказ А. Писемского

• там чудеса, а кто там бродит (Руслан и Людмила)

• сказочный «пень с глазами»

• кого в восточно-славянской мифологии называли боровиками?

• какого персонажа славянской мифологии называли еще и такими словами как вольный, ляд, праведный, полисун и шатун?

• русская народная сказка

• лапти он обувает не на ту ногу, левую полу одежды запахивает поверх правой, а в лесу старается сбить людей с дороги, напугать

• персонаж пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»

• кто бродит там, где чудеса?

• нечисть из чащи

• сказочное существо, живущее в лесу

• персонаж оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

• чудище из чащи

• дух рощи, дубравы, ельника и т. п.

• нечисть

• старик-лесовик из русских сказок

• косматый лесной старик

• злой дух леса

• нежить в чаще

• дух-таежник

• «там чудеса, там … бродит»

• страшилище лесное

• фольклорный элемент

• «там чудеса, там … бродит» (Пушкин)

• Враждебный людям дух леса

• В восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства

• В славянской мифологии дух леса, враждебный людям

• Комедия А. Чехова

• “Там чудеса, там … бродит”

• “Там чудеса, там … бродит” (Пушкин)

• дух рощи, дубравы, ельника и т.п

• кто бродит там, где чудеса

• лешня, см. лес

Свита Ярилы и Велеса

Богу Яриле и его отцу — Велесу подчиняются лесовики, русалки и домовые. Эти существа — потомки древних народов, некогда населявших землю.

Рождены они были вместе с животными и людьми в давние времена, они — родственны людям. Так, многие древние роды русалок (царский род) — это внуки Лины Святогоровны и Ильмара (Ильма Морского). Древнейшие царские роды гмуров, альвов и друдов (их также зовут гномами, эльфами и дриадами) — дети Алины Святогоровны и Ильматыря (Ильма Сварожича).

Потом в роды русалок и лесовиков вошли и некоторые потомки Богумира. Они рождались от его дочерей и духов созвездия Большой Медведицы, детей Велеса. Так, в древесных духов (русалок и друдов) обратились потомки мудреца Анта (Онта) Велесича и Прии Богумировны. Кукеры, покровители домашнего скота и зверей из свиты Ярилы, также лесной народ из рода лесовиков.

К свите Ярилы и Велеса также принадлежат воины— оборотни волкодлаки (полулюди-полуволки) а также берендеи (оборачивающиеся бером-медведем).

Согласно древнейшей ведической традиции, венеды (а также сваны, вайнахи, литовцы) почитали своими предками вол— кодлаков, а русские казачьи берендеевские роды (также половецкие и ряд иных тюркских родов) почитали своими предками воинов-полумедведей.

О лесовиках сохранилось бесчисленное множество устных преданий, сказов. О них же повествуют и письменные источники. Сравни текст «Книги Велеса и арабского писателя Х века Масуди. «И тогда-впервые поставили славяне мольбище в граде ином Киеве (Антском)… И около него мы поселились в лесах дубовых. И там лесовики на ветвях колыхлться начали, и бороды у них хмелем утыканы, и волосы в травах… » (Род 1, 2:8). «Другие… обезьяны находятся в северных странах, в кустарниках и камышах, около земли славян и других народов там живущих, как мы уже описывали этот род обезъян и большое их сходство с человеком. («Золотые луга», гл. 13, Абуль Хасана Масуди).

Добрые Хухи

Среди лесных духов было немало опасных созданий, однако существовали и вполне добрые существа. Называли их Хухами. Их представляли в виде маленьких пушистых зверьков. Они пробуждались по весне и бодрствовали до самой поздней осени. Хухи могли менять окраску в зависимости от места, где находились. Именно поэтому их часто называли невидимыми духами.

Согласно поверьям, увидеть Хух может лишь человек со светлой доброй душой. К людям Хухи относились по-доброму. Они нередко помогали найти дорогу путникам, потерявшимся в лесу. С особенным теплом Хухи относятся к детям, которых часто выручают, уберегая от беды.

Добрый лесной дух Хуха / Рената Бедро / animalist.ru

С этой книгой читают

Герои зоны. Пенталогия Шакилов Александр

Закона больше нет, зато у всех и каждого есть оружие. Это Вавилон, рай для тех, кому нужна свобода. Но однажды в раю появились демоны… Президент страны, торговец…

3.35
 (13)

Тайны древнего мираКир Булычев, Можейко Игорь Всеволодович

Неандертальцы и кроманьонцы, древние персы и египтяне, загадочные хетты и скифы — им посвятил свою книгу Игорь Можейко, известный всем под псевдонимом Кир Булычев.

3.64
 (14)

Древняя Русь Рыбаченко Олег Павлович

Попаданцы из недалекого будущего, оказались в Древней Руси времен нашествия Батыя. Как они смогут повлиять на ход истории? Есть ли шанс, предотвратить трагедию, сломать…

2.22
 (10)

Фабрика героев. ТетралогияДакар Даниэль

Если ты появился на свет в результате строгого генетического отбора и в двухмесячном возрасте попал в учебный центр Линий — добро пожаловать на «фабрику героев». А если…

4.05
 (11)

Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказанияхКларисса Пинкола Эстес

Переведенная более чем на двадцать пять языков книга Клариссы Эстес уже несколько лет занимает одно из первых мест в мировом книжном рейтинге.

Эта книга о женском…

3.31
 (38)

Клинок для героя Бадей Сергей

Вот никогда бы не подумал, что я на такое способен! Привыкли мы к цивилизации. Стали мягкими и терпимыми. То ли дело раньше, в Средние века. Там с несогласными особо не…

4.06
 (8)

Зори над РусьюРапов Михаил Александрович

«Зори над Русью» — широкое историческое полотно, охватывающее период с 1359 по 1380 год, когда под гнетом татаро-монгольского ига русский народ начинает сплачиваться и…

4.09
 (11)

Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 годаЛомоносов Михаил Васильевич

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные…

3.53
 (8)

Миф о мироздании

У славян существовало несколько легенд о сотворении мира:

  1. В одном из них рассказывается о царевне, подземном мире и трех золотых яйцах. В мифе описывается история о том, как герой спустился в темный мир мертвых, затем перешел в серебряное и золотое царствия. В последнем он встретил прекрасную царевну, которая дала ему три яйца, олицетворяющих зарождение жизни. Вернувшись в мир живых он разбросал их по разным концам света – так появилось 3 царства.
  2. Еще один славянский миф о сотворении мира гласит, что в самом начале в мире существовал лишь безбрежный океан, над которым летала утка – именно она уронила в воду яйцо, которое, раскрывшись, породило мир. Нижняя часть – это земная твердь, а верхняя его часть образовала небесный свод.
  3. Совсем иная легенда касается борьбы героя и змея, сражавшегося за золотое яйцо. Когда добрый молодец поборол злого змия и разбил напополам золотое яйцо – возникло три мира-царствия: земное и небесное, а также темное мертвых.

Легенда о божестве Роде

Еще в одном сказании идет повествование о том, что в самом начале существовал бог Род – прародитель всего живого и сущего, который был заключен в яйцо и обитал в непроглядной тьме. Он породил на свет Любовь – богиню Ладу и ее силой разрушил узы своей темницы. Так и появился свет, мир, который наполнился первозданной, чистой и светлой любовью.

Появившись в мире, Род сотворил небеса и небесное царствие, далее – земную твердь, отделив воды океана и неба. После он разделил меж собой Свет и Мрак, родил матушку – землю, погрузив ее в темные воды Океана. Лицо божества – это Солнце, а Луна – это его грудь, звезды – глаза, а утренняя зоря – брови. Темная ночь – это отражение всех мысле Рода, а ветер – его буйное дыхание, снег и дождь – слеза, которая скатилась с его глаз, а молния – олицетворение голоса и гнева.

Царь леса – Леший

Наши предки видели лес совсем иным, нежели мы. Это был особенный мир, населённый удивительными и порой весьма опасными существами. Лесным духам поклонялись, у них просили помощи, на них уповали в трудную минуту. Эти таинственные обитатели древесного царства часто выбирали себе укромные места, куда редко заходили путники и практически не попадал солнечный свет. Впрочем, иногда и лесные духи были не против понежиться под лучами прекрасного Солнца-Ярилы.

Как думаете, кто считался главным среди этой лесной братии? Я уверена, вы подумали о Лешем, и это совершенно верно. Его излюбленным местом были старые трухлявые пни. Именно в них, как гласили предания. Леший и проводил всю зиму. Однако с первыми лучами весеннего солнца лесной владыка, словно росток дерева, показывался на свет.

Дмитрий Константинович Фисунов «Сон Лешего» / fisunov.sima.spb.ru

Отличить Лешего от обыкновенного деревенского мужика или лесоруба было не так уж просто. Особенной деталью был кафтан и красный кушак (уж простой люд точно так не одевался – разве что в праздники). Кроме того, левая пола кушака была запахнута за правую, хотя на Руси было принято носить одежду наоборот – правая пола запахивалась за левую. Говорили, что если присмотреться, можно заметить примечательные черты: Леший остроголов, не имеет правого уха, а его длинные волосы всегда зачёсаны на левую сторону.

В отличие от прочих лесных духов, Леший имеет одну удивительную способность. Если он обходит лес дозором, то рост его равняется самым высоким деревьям. В этом случае ничто не может укрыться от взора царя дубрав. А вот если Леший решал попросту прогуляться или же присмотреться к человеку, оказавшемуся в его владениях, то мог уменьшиться до размера былинки.

Не следует забывать, что Леший – царь леса и относиться к нему следует уважительно / Alexandra Egorova / artstation.com

Наибольшее почтение по отношению к Лешему проявляли охотники – им приходилось каждый день взаимодействовать с лесной стихией. Народ верил, что задобрить главного духа леса несложно. Лешему достаточно было принести краюху хлеба, оставить немного мёда или молока. Главным было уважительное отношение. Если охотник был удачлив, домой возвращался с немалой добычей – говорили, что Леший его любит, а потому помогает. Считалось, что для успеха в охоте следует знать особые слова, которые являлись обращением к Лешему.

Лесные и водные жители – Сокровища народов мира притчи басни мифы сказки легенды

Мифы Древней Руси

Существуют и иные роды лесных жителей, кои все подчинены Велесу и Яриле, а также хозяину леса Святибору. Это – лешие, кикиморы, также мелкие духи – лесавки, ауки, листины, шишиги, духи растений, ветерков.Лесовик-леший живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей, посвященной Святибору.Близкая подруга лешего – кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.У Лешего и кикиморы есть дети -лесавки, они шалят, сбивают с дороги путников, сыплют им на голову труху и обматывают паутиной.Листичи верховодят тихими ветерками и лесавками, шелестят в полой листве. Луки – аукают, передразнивают тех, кто кричит в лесу. В лесной пуще, во мхах, на лужайках, на полях живут духи – пущевик, моховик, луговой и полевой. За плодами в лесу следит Плодич, за цветами – Цветич, за грибами – Грибич, за пчелами -Пчелич, за ягодами – Ягодинич. У каждого. дерева, куста и растения есть свой дух – русалка или друд.Подчинены Велесу и Яриле также все речные и болотные жители.Водяной дедушка – хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров – сомов, карпов, лещей и других рыб. Женские духи вод – водяницы, берегини, русалки и мавки, выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут.Большой праздник у русалок – Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке.По берегам рек, в камышах живут русалки-лобасты, они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити – ужасных полумертвых старух.Также по берегам рек живут берегини, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.Берегини-бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом – все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.Болотники и болотницы (их еще называют кикиморами и хмырями болотными, караконджалами, криксами и злыднями) – спутники и помощники Лиха Одноглазого. От них добра не жди. Караконджалы, рогатые, косматые, безобразные, нападают на людей на болоте, ездят на них верхом до первых петухов. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину.Криксы, хмыри и злыдни – болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: