Мифы древнего китая

Мифы древнего китая

Периоды расцвета мифотворчества

В истории Поднебесной были периоды обостренного интереса к мифам народов Китая. В первую очередь это можно отнести к периоду свержения династии Инь и установления великого дома Чжоу. Это произошло в 1122 году до нашей эры.

Второй период пробуждения интереса к мифам народов Китая связан с войной Трех Царств, которая произошла в 3 в н.э. Это было время героики, которое воспевалось в стихах и прозе. Одним из важнейших и интереснейших памятников этой эпохи является роман Ло Гуанчжуна, “Троецарствие”. При отсутствии этих стимулов китайская культура, наверное, не создала бы такое большое количество богов и героев — и мифов, их прославляющих.

Первые космогонические мифы стали появляться в 8 веке до н.э. Через 100 лет на территории страны распространилось влияние даосизма, создателями которого были Лао-цзы и Мэн-цзы. На этом этапе мифотворчество постепенно затихло. Новый всплеск создания мифов появился в эпоху воюющих государств. Это произошло на фоне сильного эмоционального и социального напряжения.

Некоторые ученые мужи успешно использовали мифологию в своих исторических сочинениях. Например, этим успешно занимался комментатор Конфуция Цзо Цзымин. Философ Ле-цзы также не раз обращался к мифам. Одним из первых он рассказал историю западной царицы Сиван-му. С тех пор рассказчики все чаще обращались к ней и буквально соревновались друг с другом при описании различных чудес страны, в которой она жила.

Ле-цзы был в числе первых, кто упомянул об островах Бессмертных, которые находились в океане. Также он писал о неких царствах, в которых живут ужасные великаны и мудрые карлики…

Одним из самых популярных сюжетов был сюжет о том, как Нюй-ва (в других источниках — Нюй-га), воспользовавшись пятью разноцветными камнями, починила Небо.

Основы мифологии

Мифология – это целый раздел науки, который изучает различные легенды, мифы, предания, повествующие о народных героях, богах, духах, объясняющие видение мира, вопросы сотворения Вселенной и появления многих явлений. Китайская взяла свое начало еще в 3-2 тысячелетии до нашей эры, когда на территории между знаменитыми реками Хуанхэ и Янцзы появилась цивилизация.

Китай долгое время оставался обособленным, жил в некоторой изоляции от остального мира, а потому сумел сохранить свою самобытность, колоритность. Так, к примеру, если древнегреческие или древнеримские боги нам известны как невероятные красавцы, то древнекитайские едва ли похожи на них: они яркие, красочные, разнообразные и часто вовсе не похожи на людей, зато обладают недюжинной силой, сверхъестественными способностями и мощной энергетикой.

В целом мифология Поднебесной неоднородна, она обладает неким синкретизмом: здесь соединились мифы древности, даосизма, буддизма, конфуцианства, более поздний фольклор. Кроме религиозных течений, на ее становлении сказались реальные исторические личности, тотемные представления местных жителей, а также многочисленные философские трактаты.

Последние, сохранившиеся в виде фрагментов, позволяют собрать воедино различные мифы и составить общее представление. К ним можно отнести следующие произведения (все даты указаны до нашей эры):

  • «Шу цзин», или «Историческая книга», период с XIV по XI века.
  • «И цзин», она же «Книга перемен», рубеж VIII и VII столетий.
  • «Чжуан цзы», IV век.
  • «Ле цзы», промежуток между IV веком до нашей эры и IV веком нашей эры.
  • «Шань хай цзин», что переводится как «Книга гор и морей», с IV по II столетия.
  • Многочисленные произведения и стихи поэта Цюй Юаня, IV столетие.
  • «Хуайнань-цзы», относящийся ко II столетию.
  • Трактат философа Ван Чуна под названием «Критические суждения», I столетие.

Одной из главных отличительных черт местной мифологии можно назвать так называемую эвгемеризацию. Иными словами, часто персонажи мифов являлись реальными людьми, которые умерли и вошли в историю как некие божества, их истории искажались, приобретали мифические черты.

Фуси — мифический первый император Поднебесной, божество — повелитель Востока. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фуси правил с 2852 по 2737 гг. до н.э.

Чаще всего так случалось с правителями, царями, императорами, а также с высокопоставленными чиновниками и доблестными воинами. В таком случае божества обретали облик человека. Из-за этого довольно часто бывает сложно провести границу между реальными историческими событиями и выдуманными.

Нередко божественные существа имели образ различных животных. Также, по китайским поверьям, многие явления природы, а еще холмы, реки, горы имели своих духов.

Демоны

Китайская мифология разительно отличается от мифов других стран, но и здесь есть демоны. Главнейший демон китайской мифологии это Чжун Куй. Его образ использовался для магических ритуалов. Повелитель подземного царства – Яньван, который судил мертвецов и определял наказание. Владыкой всех бесов и монстров был Чжан Тяньши. В китайской мифологии царем змей был чудовищный Ман. Несмотря на то, что это змей, его рисуют как дракона с 4 пальцами.


Чжун Куй

Демонами и призраками становятся животные, возвращающиеся ради мести за жестокое обращение при жизни – Яогуай. Есть истории про диких кошек, превращающихся в оборотней и питающихся человеческой энергией. Количество второстепенных монстров огромно, поэтому перечислять все можно бесконечно.

Духи стихий

Одним из главнейших божеств можно выделить Лэйгуна – бога грома, повелителя стихий и природных явлений. Водные духи имели характерные черты драконов, рыб и других животных

Китайцы почитают и верят в каждое мифическое существо неважно, какое у него происхождение или пол. Среди многих духов стихий выделяются основные:

  • Жун Чен – маг, изобретший календарь. Согласно легенде он возвращается на землю каждые 1010 лет. По верованиям этот маг может возвращать молодость, восстанавливает старикам их волосы и зубы.
  • Хоу И является сыном верховного бога, лучник и герой. Легенды о нем рассказывают о многочисленных отважных поступках, борьбе с монстрами и чудовищами. По преданию однажды на небе вместо одного солнца появилось десять, началась засуха. Отважный Хоу И сразил своими стрелами девять солнц — демонов. Богиня запада подарила ему эликсир бессмертия. Но его жена втайне от него выпила эликсир и улетела на луну, оставив мужа умирать от старости.

Хуанди – дух, символизирующий волшебные силы земли. В мифологии его образ совмещает в себе силача, ремесленника и стрелка.

Еще один герой – Юй, усмиривший потоп. Он является императором мифологической династии Ся.

Помимо духов стихий важны существа, контролирующие плодородие и засуху. Богом засухи служит Ба, которого боялся весь народ.

Сотворение Вселенной

Один из базовых мифов повествует о появлении мира. Он известен под названием «миф о хаосе», или по-китайски – «хунь дунь».

Это предание утверждает, что раньше не было ничего, кроме пустоты, абсолютной темноты и хаоса, где бродили неопределенные образы, словно сросшиеся картины. Не существовало небес, земли, воды. Об этом свидетельствует также трактат «Хуайнань-цзы».

Затем возникла вода, а точнее – водный хаос, из которого позже появились два существа божественной природы, два древних бога – Пань-гу и Нюй-ва. Это событие стало началом мира, именно тогда земля и небо разделились.

Пань-гу был могучим существом и первопредком всего на земле. По мере того, как рос он сам, небеса и земля все больше отделялись друг от друга, а также появлялись природные явления и объекты.

Пань-гу вдыхал – и появлялись ветер с дождем, он выдыхал – разверзались небеса с громом и молнией. Он раскрывал глаза – наступало утро, закрывал – приходила ночь. Когда через несколько тысячелетий колосс умер, его голова, колени и локти стали 5 священными системами гор, волосы – всей земной растительностью, а насекомые и паразиты на его теле – людьми.

Изображение божества Паньгу

И если Пань-гу не был непосредственным творцом, ведь изменение мира происходило вместе с его ростом, неосознанно, то другое существо, богиня Нюй-ва, была демиургом – творцом. Она была наделена лицом женщины, но нижняя часть туловища изображалась змеиной или драконьей.

Считается, именно Нюй-ва сотворила все вокруг, а позже избавила мир от потопа. Людей она создавала из горных пород и глины. А когда вследствие жестокого сражения богов небосвод частично обвалился, она самостоятельно починила его: оторвала все четыре лапы гигантской черепахи и подперла ими небо.

Еще один персонаж древнекитайского мифа – Фуси. Он имеет облик одновременно птицыи человека. Фуси обучил древние племена важным занятиям: охотиться, готовить мясную добычу, заниматься рыболовством, изготавливать сети и другие рыболовные снасти.

Одна из легенд сводит Нюй-ву и Фуси вместе, в результате чего они создают крепкую семью. С тех пор, помимо прочего, Нюй-ва стала покровительницей семьи, брака и женитьбы.

Фуси и Нюйва

Легенды о лисах

Китайцы поклонялись множеству животных. Из них следует выделить тех, которые были как-то связаны с погребением или с поклонением могилам.

Такой интерес вполне объясним: считалось, что облик животных принимают души грешников. В книге “Мифы и легенды Китая” встречается большое количество легенд о лисах.

Основным источником здесь является книга Пу Сунлина, которая называется “Рассказы о чудесах из кабинета Ляо”, написанная в 17 веке.

Лисица — хитрый и осторожный зверь. Она может предвидеть будущее, способна превращаться в людей и играть с ними в игры, как в добрые, так и в злые — тут уж как ей вздумается.

Например, известна легенда о дружбе некоего юноши с лисом. Тот являлся человеку в образе старца, и каждый раз приглашал его в гости. Юноша приходил к нему, не зная, что домом старика была обычная лисья нора. У них было множество приключений, и чем крепче человек привязывался к лису, тем тот становился злее. В конце-концов, оборотень завел человека в опасное место и бросил.

Есть легенда, в которой лиса предсказывает будущее. Легенда развивается по законам волшебной сказки с фольклорными элементами. Однажды некий юноша поймал лису, и та, чтобы откупиться от него, предсказала ему будущее. Говорила она иносказательно. Юноша был небогатого ума, и, истолковав ее слова превратно, чуть было не попал в беду. Чудом выпутавшись, он отправился в лес, нашел ту лису и упрекнул ее. Та растолковала ему предсказание., и в итоге все закончилось хорошо.

С этой книгой читают

Подвиги Геракла. Мифы Древней ГрецииКун Николай Альбертович

«Мифы Древней Греции» Н. Куна рекомендованы к прочтению в 6 классе.

4.2
 (3)

Мифы и легенды народов мира. Центральная и Южная ЕвропаТокмакова Ирина Петровна, Балабанова Е., Петерсон Ольга Михайловна, Чеснокова Татьяна

Мифы и легенды народов мира — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они…

4.4
 (5)

Боги и герои. Мифы Древней ГрецииКун Николай Альбертович

Николай Альбертович Кун – русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал и пересказал самые важные сюжеты легенд…

3.75
 (4)

Поэзия и проза Древнего ВостокаЧжао Е, Сун Юй, Цюй Юай, Цзя И, Сыма Сян-жу, Император Вэнь-Ду, Чжан Хэн, Сыма Цянь, Лин Сюань

Ознакомление с литераторами Древнего Востока не только дает нам возможность пережить радость встречи с «началом начал», но и — убедиться еще раз в том, что мир — един и…

5
 (5)

Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легендыНемировский Александр Иосифович, Скогорев Александр Павлович

Мифы и легенды народов мира — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они…

Иудейские мифы. Книга БытияГрейвс Роберт, Грейвз Роберт Ранке Джон Дойл, Патай Рафаэль

Третья книга о мифологии древности Р. Грейвза. Две другие — Белая богиня и Мифы Древней Греции. Соавтор  — Рафаэль Патай

Книга известных американских исследователей…

5
 (3)

Великие мифыЧекулаева Елена Олеговна

«Миф — это рассказ. Рассказ о богах и героях, о появлении земли и людей, неба и солнца. Практически каждый народ слагал свои мифы. Древняя мифология вошла в современную…

2.3
 (1)

Мифы финно-угровПетрухин Владимир Яковлевич

Эта книга расскажет заинтересованному читателю о самобытных мифологических традициях финно-угорских народов — финнов и карелов, венгров, эстонцев, мордвы и марийцев,…

5
 (1)

Борьба с потом Гунь и Юй

Гунь и Юй – два героя древнего Китая о которых существует не мало знаменитых мифов и легенд. Говорят, он за свою жизнь много раз помогали людям, в том числе и спасая их от самых разных опасностей.

Вот об одном из подвигов этих героев и гласит данный миф. На земле случилась большая проблема много десятилетий реки бурно разливались, постоянно уничтожая поля. При этом и от самой стихии и от голода погибло немало людей. Герои захотели исправить ситуацию.

Гунь стал думать каким методом защититься от буйства водной стихии. Вскоре решение было найдено, герой решил возвести на реке, дамбу. Единственная проблема оказалась в нехватке камня. И тогда герой решил обратиться к небесному императору. Он просил божество дать ему волшебный камень «Сижан». Этот камень был способен практически мгновенно создавать дамбы. Вот только император отказал Гуню. И зря ведь герой не отступился от своего плана и украл камень, после чего возвёл дамбы восстанавливая на земле порядок.

Естественно правитель прознал о краже и отобрал камень. Реки оять затопили мир, а люди, не разобравшись и будучи злы казнили Гуня. У Гуня был сын Юй который решил всё исправить, он отправился к императору и попросил «Сижан». На этот раз правитель не стал ему отказывать и Юй вернувшись на землю стал строить новые дамбы, вот только они не сильно помогали.

Чтобы решить проблему герой решил облететь всю землю с помощью небесной черепахи. И найдя русло рек исправить их, направляя в море. Конечно же это потребовало много сил, но герою удалось задуманное и в награду люди объявили его своим правителем.

Поздняя народная мифология

Вместе с буддизмом и даосизмом были популярны культы последователей конфуцианства, народных культов.

К концу 11 века мифологические системы сближаются и становятся единой мифологией. Данный процесс быстрее всего шел в селах, где храмы и статуи разных течений (Будды, ЛаоЦзы, Конфуция) стояли близко. Народное сознание поставило во главе пантеона богов Юйди – нефритового правителя. Остальные божества китайской мифологии – боги и духи – имели устойчивое положение и не исчезли.

Герои китайской мифологии позднего времени представлены как реальные личности, которым посвящаются праздники и дни в лунном календаре.

Что Фу-Си дал человечеству

Этому мифическому персонажу в наше время приписывают очень большие достижения. Например, считается, что именно он обучил людей ловле рыбу, жарке пище на огне, варке мяса. Герой Фу-Си первым изобрел шелководство, рыболовные сети, сплетенные из веревок. Также этот античный персонаж придумал китайскую иероглифическую письменность, создал восемь триграмм, которые впоследствии стали основой для письма и китайской ученой деятельности.

Про изобретение иероглифов даже существует легенда: мифологический герой Фу-Си сидел в одиночестве на берегу реки Хуанхэ. Действие происходило ночью. Вдруг, из воды неожиданно выплыло чудовище, на спине которого были нарисованы причудливые рисунки. Герой Фу-Си, начал срисовывать эти знаки на песок, освещаемый лишь светом луны.

Нынешние восточные правила женитьбы тоже были сформулированы, персонажем Фу-Си. Немало и достижений культуры у героя мифов и преданий: данный античный персонаж стал основополагателем современной китайской музыки и измерительных приборов (неспроста дух дерева Гоуман, покровительствовавший Фу-Си, носил с своих руках циркуль. Мифический персонаж также научил человечество приручать зверей.

Мать Фу-Си не упоминается ни в каких источниках. Известно лишь то, что она забеременала от духа грома Лэй-Шаня, он был великаном, ступив своей ногой в его след. Супругой Фу-Си являлась богиня Нюйва. По древним преданиям, она также была его сестрой. Также существует миф о том, что Фу-Си и Нюйва спаслись от Всемирного потопа, а потом обручились, с целью возродить все человечество, которое погибло за свои грехи. Удачи вам дорогие друзья и ждем вас на страницах блога ancient-east.ru

  • Наша группа в VK: https://vk.com/ancienteast
  • Я в Twitter:
  • Группа в Яндекс Дзен:
  • Мой Ютуб Канал: https://www.youtube.com/c/AncientChannel

Легенда о боге Фуси и том как он обучил людей ловить рыбу

В прошлой статье мы уже рассказали о том, как появились люди, сотворённые богиней по имени Нюйва. Согласно легендам, люди после появления жили, но не стремились к развитию. Они считай ничего не умели лишь охота и сбор плодов падающих с деревьев давал им пищу.

Наблюдавший за людьми небесный бог Фуси рассудил, что это вовсе не дело и принял решение помочь людям. Думая, как это лучше сделать он прогуливался у реки и вдруг увидел выскочившего из воды жирного и весьма аппетитного карпа.

Бог без труда поймал рыбу голыми руками, приготовил её и с удовольствием съел. Так как рыба ему понравилась, Фуси решил, что научит людей рыбачить, но бог драконов Лун-ван, был против, считая, что люди могут съесть всю рыбу на планете.

Он предложил Фучи запретить людям рыбачить голыми руками. Фуси согласился и стал раздумывать чем же людям ловить рыбу? И придумал, он создать сети из лиан. Опробовав её в деле Фуси поделился своими знаниями с людьми и с тех пор они с благодарностью богу стали ловить рыбу.

Фуси — выточил первую цитру цинь

Согласно легенде первую цитру цинь выточил Фуси 伏羲 первопредок и легендарный герой Китая, первый император Поднебесной, повелитель Востока.

Фуси представляется существом с телом Дракона, но с человеческой головой (28-27 вв. до н.э.).

Фуси увидел, как животворное начало великих звёзд пало в полёте на древний платан, и как парами Фениксы слетаются на это дерево. Феникс — царь среди птиц. Обитает он на платане, вкушает лишь плод бамбука и пьёт из источников сладких. Фуси знал, что платан — одна из отменных пород дерева. А теперь, когда платан воспринял животворное начало природных сил, он стал идеальным материалом для изготовления музыкального инструмента. И Фуси повелел срубить его. Высотой дерево было тридцать три чи (1 чи — 32 см.), что соответствовало тридцати трём небесам. Фуси рассёк его на три части соответственно трём созидательным силам в природе – небу, земле и человеку, затем ударил по верхней части и прислушался. Звук был слишком звонок. Фуси счёл эту часть лёгкой и отверг. Он ударил по нижней части – звук был слишком глухим. Фуси нашёл эту часть слишком тяжёлой и от неё тоже отказался. Тогда он ударил по средней части – звук её подходил по звонкости и чистоте. Он положил этот кусок в вечнотекущую воду и вымачивал его 72 дня сообразно семидесяти двум периодам года (год состоит из 72 пятидневок — Хоу). Потом он вынул дерево и высушил его в тени. Выбрав счастливый день и час, он с помощью искусного мастера Лю Цзыци разрезал дерево и выточил из него цитру.

Так как это был музыкальный инструмент Яшмового пруда, то Фуси назвал его янтарной цитрой. Длиной цитра была в триста шестьдесят один фэнь (1 фэнь — 0,32 см.), что соответствовало тремстам шестидесяти одному градусу окружности неба. Передний конец её был шириной в восемь цуней (1 цунь — 3,2 см.) соответственно восьми сторонам света, задний – шириной в четыре цуня, сообразно четырём временам года. Толщиной цитра была в два цуня, сообразно двум началам природы – земле и небу. И было основание цитры в виде головы Золотого отрока, середина – в виде талии Яшмовой девы, а конец – в виде чела бессмертного гения. И были в ней Лун чи 龍池 «Озера Дракона» и Фэн чжао 鳳沼 «Пруд Феникса», колки из яшмы и золотые Хуэй 徽 точки-лады. Точек было двенадцать, по числу двенадцати месяцев в году, и была ещё одна точка, соответствующая високосному месяцу.

Сначала на цитре было пять струн. Число их соответствовало пяти элементам: металлу, дереву, воде, огню, земле и пяти музыкальным тонам: гун, шан, цзюэ, чжи, юй. На пятиструнной цитре часто играли Яо 堯 и Шунь 舜 (24-23 вв. до н.э.), напевая стихи о южном ветре, и в мире тогда царил великий порядок. Затем, когда князь Вэнь Ван 文王 (12 в. до н.э.) находился в заключении в Юли, он, оплакивая сына своего Бо Икао 伯邑考, добавил одну струну, и полились чистые звуки глубокой печали и безысходной тоски. Струну эту назвали струной Вэнь. Когда же У Ван 武王 (сын Вэнь Вана, оснаватель династии Чжоу 12-3 вв. до н.э.) шёл походом на Чжоу (Чжоу Синь 紂辛 последний император династии Шан), то песнь раздавалась в войсках и ликование было в народе. И вот тогда добавлена была ещё одна струна, и родились мощные звуки взлёта чувств, звуки боевого подъёма. Струну эту назвали струною У.

Таким образом, к первоначальным пяти струнам добавились ещё две, и называть эту цитру стали семиструнной цитрой со струнами Вэнь 文и У 武.

Символы и символика Фукси

Фуси в представлении Ма Линя времен династии Сун. ПД.

В период Хань Фукси стали соединять с Нюва, которая была либо его сестрой, либо женой. Как супружеская пара, эти два божества считались покровителями институтов брака. Некоторые историки считают, что их история также отражает переход Китая от матриархального общества к патриархальной культуре.

Когда Фукси и Нува изображены как полулюди, полузмеи, их переплетенные хвосты символизируют инь и янь Если инь представляет женский или отрицательный принцип, то ян символизирует мужской или положительный принцип в природе.

На некоторых иллюстрациях Фукси держит пару компасов, а Нува — плотницкий квадрат. В традиционной китайской вере эти инструменты являются символами, связанными со Вселенной, где Небо круглое, а Земля квадратная. Они также используются для представления космического порядка или связи между Небом и Землей.

В определенном контексте квадрат и компас символизируют созидание, гармонию и социальный порядок. На самом деле, китайские слова, обозначающие компас и квадрат являются gui и цзю соответственно, и они образуют выражение установить порядок .

Фу Си

Божественный правитель Фу Си изобрёл также календарь, письменность и металлургию, стал инициатором музыки, охоты, рыболовства, животноводства и изобрёл систему гадания И Цзин, которую называют ещё Книгой Перемен. Она считается первым из китайских текстов, написанных до зарождения Китайской империи и передаваемых в течение двух тысячелетий. Конфуций называл И Цзин книгой мудрости, в народе её используют в целях гадания, а учёные находят в ней физические, математические и философские аспекты.

Все свои изобретения Первый Август включил в свою знаменитую диаграмму Фу Си, входящую в состав Багуа, в которой заключены символы, значения которых встречаются во многих областях тысячелетней китайской культуры, даже в техниках фэн-шуй и боевых искусств.

Великий и могучий русский язык

Основной соавтор
Jaaj.Club

Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия.

Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим.

Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным.

Читать

Особенности китайской мифологии

Под «китайской мифологией» подразумевается совокупность исторически сложившихся мифов в Древнем Китае, которые и в настоящее время передаются в пределах географических границ страны. Таким образом, она включает не только мифы ханьцев, которые составляют 92% населения страны, но и лелеемые предания 55 этнических групп, живущих на обширной территории. Так как почти у каждого этноса есть свои боги и мифические герои, не существует систематической или однородной китайской мифологии, хранящейся или передаваемой всеми китайцами. Более того, даже среди самих ханьцев нет интегрированной системы мифов.

Но важно отметить, что китайская мифология отличается от китайской традиционной патриархальной религии и древнего даосизма. Патриархальная религия относится к общей системе «государственной религии» в древнем Китае, от божественного мандата «Сына Неба» до религиозных ритуалов народных магов и относится к основным религиозным представлениям династий Шан и Чжоу, включая культуру колдовства, поклонение божествам и предкам, гадание на костях оракула


Царица-матерь Западного рая

Согласно классификации китайского ученого-мифолога Юань Кэ, китайскую мифологию можно разделить на три типа – «миф», «легенда» и «сказка».

  • Мифы возникли еще до династий Цинь и Хань. В основном они описывают отношения между людьми и природой, анимизм и древние религии. Главными героями в них выступают китайские боги или полулюди-полубоги, чей внешний вид, силы и достижения отличаются от обычных людей. Эти мифы повествует о времени, пространстве или событии, находящемся за пределами воображения.
  • Легенды – истории, передаваемые из уст в уста, которые могли перемещаться вместе с населением, с одними и теми же персонажами, но с различиями в зависимости от места, где люди часто преувеличивали описания их внешности, способностей и подвигов. Тем не менее, они уже ближе к реальному миру.
  • Сказки – разновидность мифов. Они возникли примерно в период Сражающихся царств, развивались с даосизмом, в основном для продвижения идеи бессмертия и даосской культуры, описывая жизнь бессмертных и их опыт обретения бессмертия.

Хотя ученые придерживаются такой классификации китайской мифологии, даосы на протяжении веков добавляли в мифологический словарь свои верования и представления, что, в конце концов, окончательно запутывало. Так Паньгу (фигура творения) в сказках превратился в Юаньши Тяньцзунь, который соединился с бессмертной Нефритовой девушка из Тайюаня (Тайюаньской Девой) и она стала матерью Владыки Востока Дун-ван-гуна и Царицы-матери Западного рая Си-ван-му.

Три Августа

Историки считают, что мифические фигуры первых правителей являются результатом многовекового процесса, где они слились с реальными личностями основателей древних родословных.

Обладая сверхъестественными способностями, они жили очень долго.

Первым из Трёх Августов был Фу Си, четырёхглазый бог со змеиным хвостом, которого называли Небесным правителем. Он правил 18 тысяч лет. Через хвост он был связан со своей сестрой Нюйвой, которая потом стала его женой. Нюйва была Земным правителем и правила 11 тысяч лет. Фу Си изображался с угольником в руке, а Нюйва держала циркуль, так они изобрели стандарты, правила и нормы. Фу Си и Нюйве китайцы приписывают всю родословную человечества после катастрофического наводнения. Третьим Августом был Шэнь Нун, Человеческий правитель, который царствовал 45 600 лет. Он первым начал использовать огонь, лечебные травы и научил людей заниматься сельским хозяйством.

Сотворение мира и человека

Самой значимой фигурой в китайской космогонии считается Пань-гу. В книге “Мифы и легенды Китая” рассказывается о том, что в самом начале не было ничего — был только Хаос. Этот Хаос был подобен яйцу, и существовал он на протяжении 18000 лет. Внутри этого яйца с Хаосом спал гигант Пань-гу. Вопрос о том, откуда появилось это яйцо, кто его создал, и кто поместил туда Пань-гу, ответа, к сожалению, не имеет. Кстати, великий китайский поэт Цюй Юань тоже задавался этими вопросами, и четко сформулировал их в своем произведении “Вопросы к небу”:

Как повествует легенда, Пань-гу проснулся и яйцо раскололось. После этого светлая часть, Янь, поднялась наверх, а темная часть, Инь, опустилась вниз. Из светлой части сформировалось небо, а из темной части была сформирована земля.

Пань-гу было очень тесно в этой “скорлупе”, и со временем он начал раздвигать небо и землю. По одной версии, они начали раздвигаться сами. Согласно другой легенде, Пань-гу подпер небо руками (он был гигантом и мог запросто сделать это) и начал толкать его наверх. И еще 18000 ет расходились небо и земля — каждый день на несколько метров.

Разведя порознь небо и землю, Пань-гу упал и умер. Его голова стала горами, дыхание — ветром, голос стал громом, тело стало землей, руки и ноги — четырьмя частями света. Кожа и волосы стали травами и деревьями. Головной мозг, зубы и кости стали драгоценностями, скалами и металлами. Пот стал дождем, а ползавшие по его телу насекомые обернулись людьми.

Есть еще одна легенда о Пань-гу. Согласно древнему мифу, в яйце сидел не великан, а прекрасный пес. Выйдя из яйца, чудесная собака отправилась к императору, который очень полюбил ее.

Однажды один из министров императора поднял мятеж, и император сказал, что тому, кто принесет ему голову врага, он отдаст в жены свою дочь. После этого собака отправилась в лагерь противника, отгрызла ему голову и принесла хозяину. Император понимал, что ему придется сдержать обещание, но, тем не менее, в ужасе возопил:

Как же я отдам за тебя свою дочь, если ты — собака, а она — человек?!

На это пес заговорил по-человечески, и сказал императору, что вообще-то является человеком в образе пса. Чтобы принять человеческий образ, ему нужно посидеть под золотым колоколом семь дней и ночей.

Так и было сделано. Но дочь императора, е верившая в то, что собака может стать человеком, приподняла колокол, и увидела человека с головой пса. Он навсегда остался таким — ведь колокол был приподнят, поэтому трансформация не могла завершиться до конца.

Понимая свою вину, принцесса до конца своих дней носила на голове шапку, которая напоминала собачью голову. Император поженил их, и от них произошел весь человеческий род. Подробнее об этом следует читать онлайн в книге “ мифы древнего Китая ”.

Виды лунов

Драконы в Поднебесной почитаются настолько, что их насчитывается более ста видов. Кроме того, существует несколько их классификаций.

Первая разделяет их по цветам, причем драконы определенного цвета отвечают за конкретную часть света:

  • Цинлун – лазурный, отвечает за восточный сектор, обладает состраданием.
  • Чжулун – красный, охраняет южную сторону, покровительствует водоемам, а также семейным узам, рождению детей.
  • Байлун – белоснежный, несет ответственность за западное направление и наделен честностью и добродетелью.
  • Хуанлун – золотистый, ему можно адресовать просьбы о прощении, мольбы, которые он передаст богам.
  • Сюаньлун – черный, хранитель северной части, обитающий в волшебных водоемах.

Белый дракон Байлун

Кроме того, существует четыре главных луна:

  • Шаньлун – управляет стихией, ветрами, грозой, молниями и громом. Предстает в образе существа с человеческим лицом, телом дракона и огромным животом. И хотя Шаньлун почти не летает, он может возноситься на небеса и плыть по ним, часто сливаясь из-за похожего цвета. Крестьяне и обычные люди стараются его не гневать, так как он способен наслать затяжные ливни или, наоборот, засуху.
  • Тяньлун – охранитель неба и спокойствия богов, обладает туловищем белого или лазурного цвета, с крыльями изображается редко. Его главная отличительная черта – пять пальцев на лапах, в то время как у остальных представителей драконьих – по три или четыре.
  • Фицанлун – хранитель драгоценностей, спрятанных под землей. Он живет в подземных пещерах и обладает особенной мудростью, о чем свидетельствует жемчужное украшение в нижней части лица.
  • Дилун – отвечает за водную стихию, все водоемы и глубокие реки, а также за урожайность. Сам он обитает под водой, на глубине, в невероятной красоты дворцовых комплексах. По поверью, когда кто-то туда попадает, он получает подарки от Дилуна и возвращается домой.

Зеленый дракон Цинлун

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: