Аудиокниги автора
3 ч. 00 мин. 24 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин М. А. Булгаков «Собачье сердце». Биографические сведения. Краткое содержание. История создания повести. Анализ текста. Образы повести. Примеры сочинений
1 ч. 49 мин. 51 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин А. П. Чехов «Вишневый сад». Биографические сведения. Краткое содержание. Анализ текста. Примеры сочинений
2 ч. 17 мин. 50 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения
1 ч. 32 мин. 53 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин А. М. Горький «На дне». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения
1 ч. 31 мин. 55 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин И. С. Тургенев «Отцы и дети». Краткое содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения
1 ч. 26 мин. 51 сек.
16+
Оцените книгу
И. О. Родин А. Н. Островский «Гроза». Биографические сведения. Краткое содержание. Анализ текста. Примеры сочинений»
3 ч. 10 мин. 58 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин Толстой американец
2 ч. 14 мин. 48 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Биографические сведения. Краткое содержание. Анализ текста. Примеры сочинений
2 ч. 01 мин. 26 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Биографические сведения. Краткое содержание произведения. Анализ текста. Примеры сочинений
2 ч. 21 мин. 36 сек.
12+
Оцените книгу
И. О. Родин Брошюра И. А. Гончаров «Обломов». Биографические сведения. Краткое содержание. Анализ текста. Примеры сочинений
Великий прародитель
Существует еще один миф о появлении мира. Он гласит о том, что вначале не было ничего, кроме огромного яйца, заполненного первозданной тьмой. Также внутри яйца находился великан Пань Гу — прародитель всего живого. Он провел в глубоком сне 18 тыс. лет, но однажды его глаза открылись.
Первым что предстало пред взором Пань Гу, была кромешная тьма. Она давила на него непомерным грузом, и он захотел прогнать ее прочь. Но скорлупа не давала сделать этого, а потому разгневанный великан разбил ее своим огромным топором. В тот же миг все содержимое яйца разлетелось в разные стороны: тьма опустилась вниз, ставши землей, а свет поднялся верх, превратившись в небо.
Но недолго радовался свободе Пань Гу. Вскоре его начала преследовать мысль о том, что небо может упасть на землю, тем самым погубив окружающий мир. Поэтому прародитель решил удерживать небо на своих плечах, покуда то окончательно не закрепится. В итоге еще 18 тыс. лет Пань Гу продержал небосвод.
В конце он понял, что достиг своей цели и упал на землю замертво. Но его подвиг не пропал даром. Тело великана превратилось в великие дары: кровь стала реками, жилы — дорогами, мускулы — плодородными землями, волосы — травой и деревьями, а глаза — небесными светилами.
Нюйва
О сотворении мира, пусть и в разных формах, но говорят все без исключения религии мира. Так, в Библии написано о сотворение мира и человека Богом. У древних же китайцев несколько иное представление о рождении жизни.
По легенде сначала Земля отделилась от неба. Поднялись горы, а к морям потекли реки, наполненные рыбой. Леса заселились животными, над лугами появились птицы. Не было только людей, что означало не завершенность мира.
Знала об этом прародительница − мать богов Нюйва, богиня с телом змеи, но с белым человеческим лицом. Она сползла к пруду, взяла жменю желтой глины и по своему подобию вылепила небольшую фигуру. Не успела поставить ее на ноги, как фигурка ожила и запрыгала.
Нюйва была очень рада, что ей удалось создать Жэня − человека. Продолжив свой труд, она вылепила еще сотни людей. Но Нюйва понимала, что ей не хватит сил, чтобы вылепить людей для заселения всей Земли. Поэтому, сорвав лиану, она опустила ее в топь, а когда лиана покрылась глиной, стряхнула ее на землю. Всюду, где падали кусочки глины, появлялись прыгающие человечки. Позже богатые вельможи говорили, что они вылеплены руками самой Нюйвы, в отличие от бедных, к которым ее руки не прикасались.
Жила Нюйва, не зная бед. Но однажды на землю обрушились бедствия. В некоторых местах разрушился небосвод, образовав огромные дыры. Сквозь них прорвался жар, из-за чего загорелись леса. Затем появились новые дыры, через которые хлынули воды. И тогда враждебные вода и огонь объединились, чтобы уничтожить людей.
Видя, как страдают человеки, Нюйва решила исправить небосвод. Она собрала много разноцветных камней, расплавила их и заделала образовавшейся массой небесные дыры. Чтобы укрепить небосвод, Нюйва убила гигантскую черепаху, отрубила у нее четыре ноги и поставила их на четырех частях земли в качестве подпорок. Однако небосвод так и не вернулся на прежнее место. Он немного перекосился, что заметно по движению солнца, луны и звезд. Кроме того, к юго-востоку от поднебесья образовалась огромная впадина − океан, которая заполнила водой все моря и реки.
Завершив работу, Нюйва села в колесницу грома, запряженную двумя летающими драконами и помчалась по небу в сопровождении свиты из бесчисленного воинства духов. Нюйва поднялась на небо, прошла прямо через небесные ворота и предстала перед верховным владыкой − Нефритовым государем. Поведав о своих деяниях, Нюйва навсегда поселилась в Небесном дворце.
Дом в Амстердаме создан 3d-принтером
3D Print Canal House – уникальная достопримечательность Амстердама, располагающаяся по адресу Asterweg 49. Проект Research & Design …
Летели по небу над Окиян-Морем бескрайним три птицы. Летели три Ясна Сокола, Один впереди, два сзади. …
Богиня Иштар. Сошествие в преисподнюю
В ассиро-вавилонской мифологии Иштар – богиня плотской любви и производительных сил всего живого – является родной сестрой …
Причины Великой Отечественной Войны
Война против СССР планировалась правящими кругами фашистской Германии еще с 1933 г с момента прихода нацистов к власти. …
После разрушения прежней Земли несколько выживших племен осторожно выбрались из ямы в земле в только что созданный Второй мир. Везде они увидели прекрасные горы, нарядные деревья,…
Мифы звездного неба
Много лет назад Творец не смог больше терпеть, царящее на Земле зло и решил уничтожить этот мир, чтобы создать новый
Оглядев Землю, Творец смог найти только…
Богиня Нюйва — мать человечества
Но на этих двух Нюйва не остановилась. Вскоре она слепила еще около ста фигурок, которые молниеносно разбрелись по всей округе. Новая жизнь радовала Нюйву, но она понимала, что не сможет слепить своими белоснежными руками много людей. А потому, небожительница взяла лиану и погрузила ее в густую грязь. После она вытянула ветвь, и стряхнула с нее куски болота прямиком на землю. Из капель грязи один за другим повставали люди.
Позже китайские аристократы будут говорить о том, что все богатые и успешные люди пошли от тех предков, что были слеплены Нюйвой вручную. А бедняки и рабы всего лишь потомки тех каплей грязи, что были сброшены с ветки лианы.
Космические боги Древнего Китая
Шан-ди – бог неба, верховный бог китайского пантеона. Считался прародителем государей первой исторически подтверждённой китайской династии – Шан-Инь. В более поздние времена бог Шан-ди получил и другие имена – Тянь-ди, Тайи и т. д.
Юй-ди – «нефритовый император». Верховный владыка Вселенной, позднейшая модификация образа Шан-ди под влиянием даосизма, буддизма и, возможно, проникшего из Индии культа бога Индры. (См. Боги Индии – список.) Юй-ди сидит на троне с бесстрастным выражением лица, со знаками императорской власти и в халате, расшитом драконами. Из дворца, который находится на высшем из 36 небес, он правит небесами, землёй, подземным миром, всеми богами и духами. При небесном дворе Юй-ди существуют такие же министерства, как вокруг земных правителей.
Бог Юй-ди
Сиванму – в ранних китайских мифах – богиня страны мёртвых на дальнем западе, где Сиванму и живёт во дворце на легендарной горе Куньлунь.
Богиня Сиванму. Статуэтка эпохи Хань
Сиванму похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки тигра. Она живёт в пещере, пищу ей приносят три синие птицы. Рядом с Сиванму стоят зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия. В волосах у неё большая заколка.
Сиванму – богиня небесных кар. Она насылает эпидемии, болезни и стихийные бедствия. Ей подвластна жизнь всех людей, кроме мудрецов и святых.
В позднейшей мифологии даосов Сиванму – воплощение женского начала (инь), которая встречается со своим супругом, повелителем Востока Дун-вангуном, раз в году на крыле гигантской птицы. Она – хозяйка рая (сянь) на горе Куньлунь. Там растут персики бессмертия, туда съезжаются на свои пиры другие божества.
Образ Сиванму чрезвычайно популярен в дальневосточной литературе. Сохранилась легенда о её приезде в гости к великому ханьскому императору У-ди (141-87 до н. э.) в пурпурной колеснице, которой правили небесные феи.
Доу-му – («матушка ковша») – женское божество, ведающее жизнью и смертью. Доу-му живёт на звёздах Большой Медведицы. Она имеет четыре лица и восемь рук, в которых держит лук, копьё, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну. У неё три глаза, один (посредине лба) поставлен вертикально – благодаря этому она видит всё, что совершается в мире. У Доу-му есть муж Доу-фу («батюшка ковша») и девять звёзд-сыновей, из которых двое – божества Северного и Южного полюсов: первый, в белом одеянии ведает смертями, второй, в красном, – рождениями.
Богиня Доу-му
Янь-ван – владыка загробного мира, китайского ада (Диюя). В его подчинении находятся стражники, чиновники и главы различных адских управ. Образ Янь-вана сложился под влиянием проникших в Китай сказаний об индийском боге смерти Яме, от которого Янь-ван заимствовал и само своё имя.
Пань-гу – первочеловек, родившийся на заре существования вселенной, когда она представляла собой подобие куриного яйца. Пань-гу рос вместе с этим яйцом 18 тысяч лет, пока светлое начало (ян) не образовало небо, а мутное (инь) – землю. Вдох Пань-гу превратился в ветер, выдох – в гром и молнию. Когда Пань-гу открывал глаза, наступал день, когда закрывал – ночь.
Пань-гу вытянулся до гигантских размеров: 90 тысяч ли (около 45 тысяч км). Ростом своего тела он разделил небо и землю, а потом умер. Вслед за этим левый глаз его стал солнцем, правый – луной, четыре конечности и пять частей тела – четырьмя сторонами света и пятью священными горами, кровь – реками, жилы и вены – дорогами, плоть – почвой, волосы и усы – созвездиями, растительность на теле – травами и деревьями, зубы и кости – золотом и каменьями, костный мозг – жемчугом и нефритом, пот – дождём и росой. Паразиты, жившие на теле Пань-гу, превратились в людей.
Сотворение людей
Согласно древним преданиям, когда земля уже отделилась от неба, на ней было все – ввысь поднялись величественные горы, к морям потекли реки, полные рыб, леса и степи были переполнены дикими животными, но мир все еще оставался незавершенным без рода человеческого.
Как и в различных религиозных версиях, в Древнем Китае считали, что людей сотворили из глины. В трактате II века «Общий смысл обычаев» написано, что создателем людей стала Нюйва – великий женский дух. В древних мифах Китая Нюйву видели благоустроительницей мира, а потому изображали ее с измерительным угольником в руке или, как олицетворение женского начала Инь, с диском Луны в руках. Нюйва изображалась с человеческим телом, птичьими ногами и змеиным хвостом. Она взяла горсть глины и стала лепить фигурки, они оживали и становились людьми.
Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени, чтобы слепить всех людей, могущих населить землю. И тогда она протянула через жидкую глину веревку. Когда богиня встряхнула верёвку, во все стороны полетели кусочки глины. Падая на землю, они превращались в людей. Но толи из-за того, что они не были слеплены вручную, толи потому что болотная глина, всё же, отличалась по своему составу, от той, из которой слепили первых людей, но древние мифы Китая утверждают, что люди более быстрого способа сотворения значительно отличались от созданных вручную. Таким образом, считается, что богатые и знатные – это люди сотворены богами собственноручно из желтой земли, в то время как бедные и ничтожные люди, сотворены с помощью веревки.
Далее своим созданиям Нюйва дала возможность размножаться самостоятельно. Правда до этого она передала им закон об обязанностях обоих сторон в браке, что в древней цивилизации Китая соблюдалось неукоснительно. Для китайцев Нюйва считалась покровительницей бракосочетаний, которая могла избавить женщину от бесплодия. Божественность Нюйвы была так сильна, что даже из её внутренностей родились 10 божеств. Но заслуги Нюйвы на этом не заканчиваются.
Китайские боги ремёсел, занятий, людского быта и человеческих качеств
Гуаньинь («Внемлющая звукам (мира)») – китайский перевод санскритского имени Авалокитешвара, в Корее – Кваным, в Японии – Каннон) – заимствованное из буддизма женское божество милосердия, спасительница людей от бедствий, подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Очень популярная в Китае Гуаньинь часто изображается тысячерукой, с глазами на ладони каждой руки. Этими глазами она видит всех, кто бедствует в бесчисленных мирах вселенной, а руками спасает их. Облик Гуаньинь близок к христианской Богородице.
Богиня Гуаньинь. Вьетнамская статуя XVII века
Си-шэнь – бог радости и наслаждения. Он имеет облик человека, который несёт корзину или решето, с улыбкой сгребая туда золотые и серебряные слитки.
Юэся Лаожэнь – божество бракосочетаний.
Шоу-син – бог долголетия, живущей на одноименной звезде (в Европе она именуется Канопусом). На изображениях Шоу-син держит в одной руке посох с привязанными к нему тыквой-горлянкой (символ процветания потомства) и бумажным свитком (символ долголетия), а в другой – персик (также символ долголетия).
Чэнхуан – бог-охранитель городов. Обычно изображался в облике чиновника высшего ранга. В качестве Чэнхуана в каждом городе почитали какого-либо деятеля, спасшего данный город или прославившегося службой в нём.
Туди – божество данной местности или деревни. После смерти человека он делает в особой книге отметку про душу умершего и сообщает о ней своему начальнику – Чэнхуану. Изображался стариком в чиновничьей шапке.
Цзао-ван – божество домашнего очага.
Чуан-шэнь – божество кровати.
Вэньчан – бог литературы. Ведал писательскими делами и экзаменами на чиновничий пост. Изображался сидящим в одежде чиновника со скипетром в руке, символизировавшим исполнение желаний. Двумя помощниками Вэньчана были Куй-син и Чжу-и. Чжу-и, старик с длинной бородой, одетый в красное, подсказывал экзаменующимся, что надо писать в сочинении.
Мэн Тянь – бог кистей для письма. Обожествленный знаменитый полководец, который служил объединившему Китай императору Цинь Ши-хуанди и считался изобретателем писчей кисти.
Лу-шэнь – божество карьеры, особо почитавшееся чиновниками. Имел облик старца, едущего верхом на олене.
Бигань – гражданский бог богатства. В старом Китае все начальники делились на гражданские и военные чины – подобно этому и среди некоторых божеств имелись особые персонажи для гражданских лиц и военнослужащих.
Гуань-ди – бог войны и военный бог богатства. Это – обожествлённый Гуань Юй (160-219 гг.), бесстрашный и верный слуга Лю Бэя, государя эпохи Троецарствия.
Лю Хай – бог монет, входящий в свиту богов богатства. Он держит в руках шнур с нанизанными на него монетами, за нижнюю из них держится ртом трёхлапая жаба.
Бянь Хэ – бог-покровитель ювелиров.
Гэ-Сяньвэн – бог-покровитель красильщиков.
Сунь Бинь – бог-покровитель сапожников, чеботарей и шорников
Лу Бань – бог-покровитель плотников и строителей
Янь-гун – водяной дух, покровитель моряков.
Ян Цзянцзюнь – бог-покровитель лодочников, плотогонов и торговцев деревом.
Ду Кан и Сыма Сянжу – боги-покровители виноделов и виноторговцев
Лаолан – бог-покровитель актёров и певичек.
Удай Юаньшуай – бог-покровитель музыкантов.
Ло-цзу – бог нищих и цирюльников.
Китайский Новый год
Вы любите празднование китайского Нового года? Люди во всем мире празднуют его в кругу семьи, друзей и близких, надеясь, что впереди будут хорошие времена. Самыми важными аспектами китайского Нового года являются украшения и петарды. Но эта традиция связана с мифом.
Согласно китайской мифологии, нянь — свирепый зверь, который жил под водой и появлялся раз в год в начале китайского Нового года. Он питался животными и людьми. Но у этого зверя была слабость, он ненавидел громкий шум, огонь и красный цвет. Чтобы отогнать его, китайцы носили красную одежду, зажигали лампы и петарды, и так началась современная китайская новогодняя традиция.
Основы мира
Китайцы верили в то, что вся Вселенная разделена на три части: небо, землю и подземный мир. При этом сама суша держится на восьми столбах, которые не дают ей утонуть в морской пучине. На таких же опорах держится небосвод, который в свою очередь разделен на девять отдельных зон. Восемь из них нужны для движения небесных светил, а девятая служит местом сосредоточения высших сил.
Помимо этого, вся суша поделена на четыре стороны света или четыре Небесных царства. Управляют ими четыре бога, олицетворяющие основные стихии: воду, огонь, воздух и землю. Сами же китайцы живут посредине, а их страна является центром всего мира.
Мифологический мир
Горы были населены горными духами. Они всегда имели заметные отличия от людей: были кривыми, одноногими, двухголовыми и т.д. Некоторые из них были антропоморфными, другие зооморфными.
Самый грозный из них обитал под впечатляющей горой Тайшань. Это был хранитель подземных сокровищ, а по совместительству – загробного мира.
В китайской мифологии вообще был целый подземный мир, к которому вели глубокие пещеры.
В водоемах жили многочисленные духи-покровители. В отличие от горных духов, среди них были и женщины и мужчины. Во многом это объяснялось наличием среди них утопленников из настоящих людей. У реки Ло, например, была покровительница Фу-си Ло, дочка демиурга и прародителя людей Фу-Си. Она стала духом этой реки после того, как утонула в ней.
Прародительница Нюйва оберегает человечество
Жила Нюйва некоторое время спокойно, не зная забот. Но землю, которую уже заселяли созданные ею люди, охватили великие бедствия. В некоторых местах обрушился небосвод, и там появились огромные черные дыры. Дух огня Чжужун породил духа вод Гунгуна, борьба с которым занимала, большое место в древней мифологии. Древние мифы Китая описывают невероятный огонь и жар, который просочился сквозь них, а также пожар, который охватил леса на Земле. Образовались впадины в земле, через которые хлынули подземные воды. Две противоположности, которые характеризуют древнюю цивилизацию Китая, две стихии, враждебные друг другу, Вода и Огонь объединили усилия, чтобы уничтожить людей.
Видя, как страдают человеческие создания, Нюйва, как истинная благоустроительница мира, принялась за работу, чтобы «залатать» прохудившийся небосвод. Она собрала разноцветные камни и, расплавив их на огне, заполнила образовавшейся массой небесные дыры. Чтобы укрепить небо, Нюйва отрубила у гигантской черепахи четыре ноги и поставила их на четырех частях земли в качестве подпорок, поддерживающих небосвод. Небосвод укрепился, но не вернулся в свое прежнее состояние. Он несколько покосился, но и в реальности это можно увидеть по движению солнца, луны и звезд. Кроме того, к юго-востоку от Поднебесной образовалась огромная впадина, ставшая Океаном.
Ксения Величко. Великая Эпоха
Являются чем-то сложным и непонятным. Их представление о мире, духах и божествах сильно отличается от нашего, что приводит к некому диссонансу при их прочтении. Однако если немного вникнуть в их структуру, осознать все происходящее, то перед глазами откроется совершенное новая картина мироздания, наполненная удивительными историями и открытиями.
Значение имени и сотворение мира
Имя Нюйва означает «рожающая детей», что позволяет поместить его происхождение в контекст древнего общества матриархата в Китае, в котором преобладала созидательная и творческая сила женщин. В современном китайском обществе определение «Нюйва» до сих пор применяется к особам женского пола, чтобы придать значение «красивая девушка». Изображают Нюйву с короной на голове, держащей в руках измерительные инструменты или таблички с надписями, содержащие космологические диаграммы.
Согласно китайской мифологии, Землю сотворил великан Паньгу, создатель всего сущего и первого живого существа, и сначала на ней, кроме его и Нюйвы, никого не было. Паньгу был одет в шкуры, имел большие рога, был волосатым, примитивным и гигантским существом. Он возник из совершенного баланса возвышенных универсальных принципов инь и янь, которые присутствовали в хаосе, сгущающемся в космическое яйцо в течение 18 тысяч лет. А до этого во Вселенной ничего не было, лишь истинный хаос.
Паньгу взял топор и разрушил космическое яйцо, создав Землю (Инь) и небо (Янь). Чтобы разделить их, он стал толкать небо вверх. Этот процесс длился ещё 18 тысяч лет. С каждым днём земля становилась всё ниже, а небо поднималось всё выше, но и великан рос пропорционально.
Паньгу помогали в разделении четыре мифических зверя: черепаха, Цилинь (который был химерным существом), феникс и дракон. После такой долгой работы дыхание Паньгу стало ветром, а голос — громом. Левый глаз его превратился в солнце, а правый — в Луну. Остальная часть тела Паньгу стала всем миром, поверхностью Земли и горами.
Сотворение людей
Согласно древним преданиям, когда земля уже отделилась от неба, на ней было все – ввысь поднялись величественные горы, к морям потекли реки, полные рыб, леса и степи были переполнены дикими животными, но мир все еще оставался незавершенным без рода человеческого.
Как и в различных религиозных версиях, в Древнем Китае считали, что людей сотворили из глины. В трактате II века «Общий смысл обычаев» написано, что создателем людей стала Нюйва – великий женский дух. В древних мифах Китая Нюйву видели благоустроительницей мира, а потому изображали ее с измерительным угольником в руке или, как олицетворение женского начала Инь, с диском Луны в руках. Нюйва изображалась с человеческим телом, птичьими ногами и змеиным хвостом. Она взяла горсть глины и стала лепить фигурки, они оживали и становились людьми.
Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени, чтобы слепить всех людей, могущих населить землю. И тогда она протянула через жидкую глину веревку. Когда богиня встряхнула верёвку, во все стороны полетели кусочки глины. Падая на землю, они превращались в людей. Но толи из-за того, что они не были слеплены вручную, толи потому что болотная глина, всё же, отличалась по своему составу, от той, из которой слепили первых людей, но древние мифы Китая утверждают, что люди более быстрого способа сотворения значительно отличались от созданных вручную. Таким образом, считается, что богатые и знатные – это люди сотворены богами собственноручно из желтой земли, в то время как бедные и ничтожные люди, сотворены с помощью веревки.
Далее своим созданиям Нюйва дала возможность размножаться самостоятельно. Правда до этого она передала им закон об обязанностях обоих сторон в браке, что в древней цивилизации Китая соблюдалось неукоснительно. Для китайцев Нюйва считалась покровительницей бракосочетаний, которая могла избавить женщину от бесплодия. Божественность Нюйвы была так сильна, что даже из её внутренностей родились 10 божеств. Но заслуги Нюйвы на этом не заканчиваются.
Общие черты и влияние на мировую культуру
В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.
Китайский взгляд на сотворение мира
Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей — Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества — Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.
Особенности мифологии
Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?
Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления — образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.
Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.
Что такое миф?
Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.
Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.
В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.
Прародительница Нюйва оберегает человечество
Жила Нюйва некоторое время спокойно, не зная забот. Но землю, которую уже заселяли созданные ею люди, охватили великие бедствия. В некоторых местах обрушился небосвод, и там появились огромные черные дыры. Дух огня Чжужун породил духа вод Гунгуна, борьба с которым занимала, большое место в древней мифологии. Древние мифы Китая описывают невероятный огонь и жар, который просочился сквозь них, а также пожар, который охватил леса на Земле. Образовались впадины в земле, через которые хлынули подземные воды. Две противоположности, которые характеризуют древнюю цивилизацию Китая, две стихии, враждебные друг другу, Вода и Огонь объединили усилия, чтобы уничтожить людей.
Видя, как страдают человеческие создания, Нюйва, как истинная благоустроительница мира, принялась за работу, чтобы «залатать» прохудившийся небосвод. Она собрала разноцветные камни и, расплавив их на огне, заполнила образовавшейся массой небесные дыры. Чтобы укрепить небо, Нюйва отрубила у гигантской черепахи четыре ноги и поставила их на четырех частях земли в качестве подпорок, поддерживающих небосвод. Небосвод укрепился, но не вернулся в свое прежнее состояние. Он несколько покосился, но и в реальности это можно увидеть по движению солнца, луны и звезд. Кроме того, к юго-востоку от Поднебесной образовалась огромная впадина, ставшая Океаном.
Ксения Величко. Великая Эпоха
Китайские мифы о происхождении человека
имеют несколько вариантов.
Сотворение мира и человека
Самой значимой фигурой в китайской космогонии считается Пань-гу. В книге “Мифы и легенды Китая” рассказывается о том, что в самом начале не было ничего — был только Хаос. Этот Хаос был подобен яйцу, и существовал он на протяжении 18000 лет. Внутри этого яйца с Хаосом спал гигант Пань-гу. Вопрос о том, откуда появилось это яйцо, кто его создал, и кто поместил туда Пань-гу, ответа, к сожалению, не имеет. Кстати, великий китайский поэт Цюй Юань тоже задавался этими вопросами, и четко сформулировал их в своем произведении “Вопросы к небу”:
Как повествует легенда, Пань-гу проснулся и яйцо раскололось. После этого светлая часть, Янь, поднялась наверх, а темная часть, Инь, опустилась вниз. Из светлой части сформировалось небо, а из темной части была сформирована земля.
Пань-гу было очень тесно в этой “скорлупе”, и со временем он начал раздвигать небо и землю. По одной версии, они начали раздвигаться сами. Согласно другой легенде, Пань-гу подпер небо руками (он был гигантом и мог запросто сделать это) и начал толкать его наверх. И еще 18000 ет расходились небо и земля — каждый день на несколько метров.
Разведя порознь небо и землю, Пань-гу упал и умер. Его голова стала горами, дыхание — ветром, голос стал громом, тело стало землей, руки и ноги — четырьмя частями света. Кожа и волосы стали травами и деревьями. Головной мозг, зубы и кости стали драгоценностями, скалами и металлами. Пот стал дождем, а ползавшие по его телу насекомые обернулись людьми.
Есть еще одна легенда о Пань-гу. Согласно древнему мифу, в яйце сидел не великан, а прекрасный пес. Выйдя из яйца, чудесная собака отправилась к императору, который очень полюбил ее.
Однажды один из министров императора поднял мятеж, и император сказал, что тому, кто принесет ему голову врага, он отдаст в жены свою дочь. После этого собака отправилась в лагерь противника, отгрызла ему голову и принесла хозяину. Император понимал, что ему придется сдержать обещание, но, тем не менее, в ужасе возопил:
Как же я отдам за тебя свою дочь, если ты — собака, а она — человек?!
На это пес заговорил по-человечески, и сказал императору, что вообще-то является человеком в образе пса. Чтобы принять человеческий образ, ему нужно посидеть под золотым колоколом семь дней и ночей.
Так и было сделано. Но дочь императора, е верившая в то, что собака может стать человеком, приподняла колокол, и увидела человека с головой пса. Он навсегда остался таким — ведь колокол был приподнят, поэтому трансформация не могла завершиться до конца.
Понимая свою вину, принцесса до конца своих дней носила на голове шапку, которая напоминала собачью голову. Император поженил их, и от них произошел весь человеческий род. Подробнее об этом следует читать онлайн в книге “ мифы древнего Китая ”.
Миф о всемирном потопе
Бог воды, Гун Гун, и бог огня, Чжу Жун, начали спорить о том, кто из них займёт небесный трон. Их спор перешёл в сражение, сея хаос на небе и земле. Гун Гун в приступе гнева ударил головой мифическую гору Бу Чжун, одну из четырёх поддерживающих небо. Гора разрушилась, и половина неба упала на землю. Земля треснула, подземные воды вырвались из трещины и затопили всё вокруг, погубив много живого.
Нюйва очень страдала от того, что сотворённые ею живые существа умирают. Она соединила пять разноцветных камней, восстановив небо, а подпёрла его отрезанными ногами гигантской черепахи. Наводнение Нюйва остановила пеплом из тростника. Это объясняет то, что облака на небе иногда бывают цветными, а западная часть Китая выше восточной, потому что ноги черепахи были разной длины.
О книге
В последнее время люди всё больше подвержены стрессу и эмоциональному переутомлению. Как избавится от душевного напряжения и поднять себе настроение? Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Книги помогают справится со многими душевными неурядицами, погружая читателя в другую жизнь, мир и даже время.
Одной из выделяющихся книг, написанных в жанре мифы. легенды. эпос, является работа Юаня Кэ «Мифы древнего Китая»
Рассматривая многие глубокие проблемы современности, автор обращает наше внимание на то, насколько они важны для каждого из нас. Увлекательный сюжет, реалистичное описание обстановки и детально проработанные персонажи произведения определенно произведут на Вас впечатление
История создания
Биография Гильгамеша дошла до современного мира благодаря клинописи под названием «Эпос о Гильгамеше» (другое название – «О все видавшем»). Литературное произведение содержит в себе разрозненные легенды, рассказывающие о подвигах неоднозначного персонажа. Некоторые записи, вошедшие сборник, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Героями древнего творения стали сам Гильгамеш и его лучший друг – Энкиду.
Гильгамеш и Энкиду
Имя героя также встречается в Туммальских надписях – хронике реконструкции города Туммаля, которая происходила во 2 тысячелетии до нашей эры. Надписи утверждают, что Гильгамеш отстроил храм богини Нинлиль, который пострадал от потопа.
Мифология, посвященная правителю шумеров, нашла отражение в «Книге исполинов», которая вошла в Кумранские рукописи. Манускрипты вскользь затрагивают царя Урука, не акцентируя внимания на подвигах мужчины.
Письмена Шумеров
Письменные свидетельства и анализ творчества шумерских мастеров позволяют утверждать, что у персонажа древнего эпоса есть прототип. Ученые уверены, что образ древнего героя списан с реально существовавшего правителя города Урука, правившего своей вотчиной в 17-16 веке до нашей эры.