Сотворение мира. часть 2

Внешний вид

Древние египтяне изображали Геба в виде человека, на голове которого корона Верхнего или Нижнего Египта, реже гуся. На некоторых фресках его можно встретить с головой змея на голове. Его внешний вид иногда вовсе мифический – лицо божества окрашено в зеленый цвет либо покрыто зелеными пятнами, также на теле иногда прорисовывалась растительность. Облик Геба олицетворял величие божественной власти над всем живым на земле.

Как бога земли его иногда изображали лежащим, опирающимся на локти, при этом одно колено было присогнуто, олицетворяя горы, и тело – долины и степи.

Итак, самые древние изображения Геба показывают его, слившегося воедино со своей сестрой, а впоследствии и женй, Нут. Разница только в том, что Нут, как богиня неба, была сверху, а Геб, отождествлявшийся с землей, находился всегда снизу. Ну а все, что между ними – это все то, что происходит на нашей планете.

Вопрос эксперту — Почему Геба изображали зеленым или с зелеными пятнами на лице? У древних египтян Геб ассоциировался не только с землей, но и с плодородием. В частности, больше всего Гебу приписывалась связь с ячменем. Видимо, именно из-за этого бога часто изображали с зеленцой.

Существует миф о разделении земли и неба, о расставании Геба и Нут. Во времена этой разлуки, Геб изображался как обычный человек. Впрочем, мистификации присутствовали и в те времена, поэтому Геб нередко изображался с зеленой кожей. Практически всегда, на одиночных портретах, Геб изображался как обычный человек, носящий корону Верхнего или Нижнего Египта. Иногда его изображали с головным убором, содержащим символ утки (или, по некоторым данным, гуся), символизировавший имя Геба.

Многие историки приписывают Гебу утку, как священное животное. На самом деле, в истории фигурирует лишь единственный священный предмет, относящийся к Гебу. Это фаллос, символизирующий мужское начало на земле. Что касается утки (или гуся) именно такой картинкой изображалось имя Геба.

Характерной особенностью Геба считается накладная бородка. Большинство историков приписывают эту бородку потомкам Осириса, однако знающие люди провели временную линию дальше и вышли на Геба. Кроме того, эту теорию подтверждают и факты. Многие последующие фараоны считались наследниками Геба.

Источники сведений о египетской мифологии

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения.
Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов.
Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты:
гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.
Наиболее значительные из них —
«Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов,
вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.);
«Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н. э.),
«Книга мёртвых» — составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта,
сборники заупокойных текстов.

Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как
«Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат» и др.
Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников
и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи.
Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат
эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т. д., иконографический материал.
Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов:
Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н. э., Плутарха (1-2 вв. н. э.), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и др.

Сетевые ресурсы с информацией о древнеегипетских культах:

Шу, Тефнут, Геб и Нут — читать онлайн

Шу и Тефнут — первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой. Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат — как богиня мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с «сердцем и языком Птаха», то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги. После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра — Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов. Наступил Золотой век — время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра — бога Солнца, «Владыки Всего Сущего». В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню. Тефнут была богиней влаги, — поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие — страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскалённые лучи Солнца иссушили почву по берегам — она потрескалась и стала твёрдой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода. Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему: — Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно! Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло её родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил её вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул с неба живительный «небесный Нил» — дождь Засуха кончилась, и голод прекратился. После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино. Нут по вечерам рождала звёзды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньей, поедающей своих поросят. Владыка Всего Сущего Ра был очень недоволен ссорой Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь. Шу исполнил приказ Ра: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Поэтому считается, что Шу — воплощение творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает «Пустота» (т. е. воздух). Египтяне вкладывали в саркофаги умерших маленькие деревянные статуэтки Шу — чтобы покойный не задохнулся в Загробном Царстве, где воздуха нет. Шу носит на голове страусиное перо: это — иероглифдетерминатив его имени. Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю. Поэтому одна из эмблем Шу — четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо. Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы — дождь — превращаются в растения. По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой подобно тому, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаёт солнечный диск Ра. Ра берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку — по животу Нут. Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца — гигантский змей Апоп. В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, — но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт.

↑ Мифы

Главный миф о богине рассказывает, что она является дочерью Тефнут (богини влаги) и Шу (бога воздуха), рожденных от Ра. У нее был брат – бог земли – Геб. С появления на свет они очень полюбили друг друга, что привело к безудержной страсти, которая сплела их вместе.

Ничто не могло их разлучить и это привело к тому, что между небом и землей никто не мог перемещаться. Поэтому Ра послал своего сына Шу, чтобы тот рассоединил влюбленных.

Шу всеми силами старался это сделать, но Нут вцепилась ногами и руками в Геба и лишь ее тело выгнулось дугой, образовав небосвод. С тех пор влюбленные, как и прежде, соединены, но между ними много свободного пространства, где зарождается и процветает жизнь.

 

Нут — богиня неба фото

У Нут и Геба было много детей. Среди них Осирис и Изида, Гор, Сет, Нефтида, из-за которых пантеон египетских богов был очень неспокоен и не всегда миролюбив. Кроме того, она родила все звезды, имеющееся на небосводе.

В некоторых источниках указывается, что Нут – мать Ра. Но на самом деле она его внучка. Причина этих указаний таиться в еще одном мифе. Согласно нему каждый день солнце проходит по небу – телу богини, которое высится над землей.

Во время заката Нут глотает Ра – солнце скрывается. На протяжении всей ночи Ра плывет на лодке уже в ночном теле богини и на рассвете появляется из ее чрева. То есть символически она как бы его рождает. В то же время, когда на небосводе появляется Ра, богиня проглатывает все звезды – это своеобразный круговорот.

Гермопольская космогония

В основу пересказа положены разные фрагменты «Книги Мёртвых» и «Текстов Саркофагов»

Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Старого царства назывался Унут — по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В Первый Переходный период, когда Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства и власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя (греч.; египетск. Хенсу, Ненинисут), объявивших себя фараонами, соответственно возрастает политическое значение Заячьего нома, властители которого были союзниками гераклеопольских фараонов, растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя. Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) — «Восемь», «Восьмёрка» — в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии

Гораздо более важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесом — отсюда греческое название города

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма*.

Илл. 14. Рождение Солнца-Pa из бутона лотоса.

В некоторых источниках к «отрицательным» изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы — четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, — Великая Восьмёрка, Огдоада. Мужские божества Восьмёрки — Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон («Невидимый» — то есть Воздух(?)) имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет — богини со змеиными головами (илл. 13).

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм — «Огненный остров». И там, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри (илл. 2 и 3 на с. 11 и 14).

По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса (илл. 14), выросшем на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слез, упавших на Холм, возникли люди; впоследствии на Холме возник город Гермополь. Эта версия получила распространение во всём Египте.

В «Книге Мёртвых» сохранились фрагменты ещё одной мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): Яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун — белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса Нуна (сравн. на с. 34 о Бену). Великий Гоготун изображался в виде белого гуся — священной птицы бога земли Геба (см. илл. 31 на с. 53).

Ра создал Шу и Тефнут — первую пару богов. От Шу и Тефнут произошли все остальные боги.

Ответы к §11. Искусство Древнего Египта

Объясните значение слов:

Египетские пирамиды — древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Большая часть пирамид была построена в качестве усыпальниц для фараонов Древнего и Среднего царств. Самой известной и большой пирамидой является пирамида Хеопса, которая входит в число Семи чудес света.

Чудеса света — самые прославленные сооружения архитектуры. Семь чудес света были отобраны еще в античную эпоху. В этом списке — семь самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства.

Сфинкс — зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана. Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), который охраняет пирамиды фараонов в Гизе. Египтяне видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. Поэтому считается, что статуя Большого сфинкса выступала стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов.

Обелиск — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца.Колонна — архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий.

Мифы о Гебе

И вот мы подошли к самой важной части нашего рассказа о Гебе. Дело в том, что почти все, что мы знаем об этом боге, мы знаем из мифологии и легенд

Мы больше не будем испытывать ваше любопытство и перейдем сразу к легендам.

Любовь и расставание Геба и Нут

Достоверно известно, что Геб и Нут очень любили друг друга, несмотря на то, что были братом и сестрой. Но их родители (Шу и Тефнут) также были связаны узами крови, что не помешало им связать себя узами брака.

Вообще существует легенда, что этот союз принес большие беды Ра и всему живому на земле. Дело в том, что объятия Геба и Нут были настолько крепкими, что ни для чего другого просто не оставалось места. Даже Ра, который был богом солнца, не мог каждый день объезжать небо на своей ладье. Такая непристойность разозлила Ра, и он немедленно отреагировал. Он послал на землю Шу, который разделил землю и небо, Геба и Нут. Именно так Шу нашел свое место в мире.

По другой версии, Геб и Нут много ссорились из-за того, что Нут каждый день пожирала своих детей (небесных тел), чтобы на следующую ночь вновь родить их. В этой легенде говорится и о Шу, который разлучил супругов, но по собственной инициативе.

Как бы то ни было, все легенды сходятся во мнении, что Шу удержал Геба на земле и толкнул Нут на небеса. Вот они и разошлись, более того, этим отчасти и объясняются длинные руки и ноги богов на разных изображениях. Потом их дети станут великими богами-правителями Египта, но родились они чудесным образом, благодаря мудрецу Тоту, но об этом вы узнаете подробнее в статье о Нут.

Геб на египетском троне

Все мы знаем, что в древности египетские боги правили на земле до того, как отправились на небеса. Более того, именно они создали правило, по которому власть на фараоновом престоле переходила от отца к сыну и только в случае смерти или отречения старшего представителя рода.

Из статьи о боге Ра мы все знаем, что он был первым правителем египетской земли. Но мы также знаем, что его дела не всегда были хорошими и благоприятными для людей. К тому же и сами люди не всегда стремились жить по законам, написанным верховным богом.

Ко времени сотворения земли уже родились Геб и Нут, созданные Шу и Тефнут. Именно из-за описания его имени историки связывают Хеб с птицей, снесшей золотое яйцо, из которого появилось солнце (которое впоследствии стало Ра при соединении с Атумом). Однако пока это только теории.

Это было одной из причин, по которой Ра отрекся от престола и посадил на него своего сына Шу. Шу также недолго правил египетскими землями. Легенда гласит, что, несмотря на все его усилия, несмотря на то, что люди считали его достойным правителем, силы хаоса внесли смуту в правление фараона. Вскоре после Ра он тоже отправился на небеса, оставив бразды правления своей жене Тефнут.

Тут на сцене появляется обиженный Геб. Ведь по законам Ра престол должен был переходить от отца к сыну. Почему Шу отдал его своей жене? Он убивает Тефнут (впоследствии она воскреснет), но для полноценного правления ему не хватает оружия — урея (страшного глаза Ра).

Геб следует за отцом и в гневе срывает урей со лба, и все это произошло так быстро, так неожиданно, что Геб в порыве ярости применил на себе оружие и сильно обжег себе лицо. Он пошел просить помощи у своего деда, у самого Ра. Он оказался милостив к внуку (видимо, разделял его взгляды и на престол). Ра исцелил Геба, чья неудача только побудила его занять египетский трон.

Мы должны отдать должное Гебу — он действительно знал, во что ввязывался. Времена его правления считаются самыми благоприятными в истории Египта, а правление этого фараона по праву называют уникальным. Более того, многие последующие фараоны называли себя последователями Геба и его наследников, и всячески пытались ему подражать.

Однако судьба Геба оказалась гораздо менее радужной, чем у его предков. Его сын Осирис оказался гораздо более жадным до власти и гораздо менее терпеливым. Вместе со своими сторонниками Осирис организовал восстания по всему Египту. Более того, можно предположить, что он планировал убить самого Геба, чтобы власть легально перешла к нему. Однако он потерпел неудачу. Геб сорвал план своего сына, казнил всех его сторонников, а затем убил его самого. Затем он раскаялся. Осознав содеянный ужас, он вернул к жизни Осириса, отрекся от престола и вознесся на небо вслед за Ра и Шу. Так египетский престол перешел к Осирису, а от него к Гору.

Документы Религии

Тексты пирамид: Тексты пирамид — самая древняя коллекцией религиозных надписей, датируемых 3100 г. до н.э. Эти тексты являются погребальными надписями и в конечном итоге были разделены и классифицированы. В конце концов они стали частью «Книги мертвых».

Камень Розетты: Вырезанный в 196 г. до н.э. Камень Розетты был найден в 1799 г. французскими солдатами в городе Розетта. Розеттский камень важен, потому что человек по имени Жан-Франсуа Шампольон расшифровал его в 1822 году, что позволило египтологам читать иероглифы. Хотя расшифровка Розеттского Камня сама по себе не была религиозным документом, она позволила историкам читать другие религиозные документы древнего Египта.

Тексты Гроба: Частично полученные из Текстов Пирамиды. Тексты Гроба содержат почти 1200 заклинаний. Выявленные первыми в течение первого промежуточного периода, тексты Гробов означали, что те, кто был достаточно богат (а не только фараоны), могли иметь загробную жизнь.

Книга мертвых

Книга Мертвых: содержащая некоторую информацию из текстов пирамид. Книга Мертвых использовалась в качестве погребального текста в Новом Царстве примерно до 50 г. до н.э. Ее можно перевести как «Книга о предстоящем за день или Книга всплывающих в свет».

Космогония[]

Каждый из различных рассказов о сотворении мира был связан с культом определенного бога в одном из крупных городов Египта: Гермополисе, Гелиополисе, Мемфисе и Фивах. В какой-то степени эти мифы представляют собой конкурирующие теологии, но они также представляют различные аспекты процесса творения.

Гермополис

Миф о сотворении мира, распространенный в городе Гермополисе, был посвящен природе вселенной до сотворения мира. Присущие первобытным водам качества были представлены набором из восьми богов, называемых Огдоад. Богиня Наунет и ее мужской двойник Ну олицетворяли инертную первобытную воду; Хах и его двойник Хаухет олицетворяли бесконечную протяженность воды; Кек и Каукет олицетворяли тьму, присутствующую в ней; Амун и Амаунет представляли его скрытую и непознаваемую природу, в отличие от материального мира живых. Первобытные воды сами были частью процесса творения, поэтому божества, представляющие их, могли рассматриваться как боги-творцы. Согласно мифу, восемь богов первоначально были разделены на мужскую и женскую группы. Они символически изображались как водные существа, потому что обитали в воде: самцы были представлены в виде лягушек, а самки — в виде змей. Эти две группы в конечном итоге сошлись, что привело к великому перевороту, который произвел пирамидальный курган. Из него вышло солнце, которое поднялось в небо, чтобы осветить мир.

Гелиополис

В Гелиополисе сотворение мира приписывалось Атуму, божеству, тесно связанному с Ра, который, как говорили, существовал в водах Ну как инертное потенциальное существо. Атум был самопорожденным богом, источником всех элементов и сил в мире, и гелиопольский миф описывал процесс, посредством которого он «эволюционировал» из единого существа в эту множественность элементов. Процесс начался, когда на кургане появился Атум и породил бога воздуха Шу и его сестру Тефнут, чье существование представляло собой появление пустого пространства среди вод Чтобы объяснить, как Атум сделал это, миф использует метафору мастурбации, причем рука, которую он использовал в этом акте, представляет собой женское начало, присущее ему. Говорят также, что он «чихнул» и «плюнул», чтобы произвести Шу и Тефнут, метафору, которая возникла из каламбуров на их имена. Затем Шу и Тефнут объединились, чтобы произвести бога земли Геба и богиню неба Нут, которые определили границы мира. Геб и Нут, в свою очередь, породили четырех детей, которые представляли силы жизни: Осириса, бога плодородия и возрождения; Исиду, богиню материнства; Сета, бога хаоса; и Нефтида, богиня защиты. Таким образом, миф представлял процесс, благодаря которому жизнь стала возможной. Эти девять богов были теологически сгруппированы как Эннеада, но восемь меньших богов и все остальное в мире в конечном счете рассматривались как продолжение Атума.

Мемфис

Мемфитская версия творения была сосредоточена на Птахе, который был богом-покровителем ремесленников. Таким образом, он представлял способность ремесленника представить готовый продукт и сформировать сырье для создания этого продукта. Мемфитское богословие утверждало, что Птах сотворил мир подобным образом. Это, в отличие от других египетских творений, было не физическим, а интеллектуальным творением Словом и Разумом Бога. Идеи, развивавшиеся в сердце Птаха (которое египтяне считали вместилищем человеческой мысли), обрели форму, когда он назвал их своим языком. Произнося эти имена, Птах создавал богов и все остальное.

Миф о сотворении мира в Мемфисе сосуществовал с мифом о Гелиополе, поскольку считалось, что творческая мысль и речь Птаха вызвали образование Атума и Эннеады. Птаха также ассоциировали с Татьененом, богом, олицетворявшим пирамидальный курган.

Фивы

Фиванская теология утверждала, что Амон был не просто членом Огдоада, но скрытой силой, стоящей за всем сущим. Существует объединение всех представлений о творении в личность Амона, синтез, который подчеркивает, как Амон превосходит всех других божеств в своем существе «за пределами неба и глубже, чем подземный мир». Один фиванский миф сравнил акт творения Амона с криком гуся, который сломал неподвижность первобытных вод и привел к образованию Огдоада и Эннеады. Амон был отделен от мира, его истинная природа была скрыта даже от других богов. В то же время, однако, поскольку он был конечным источником творения, все боги, включая других создателей, на самом деле были просто аспектами Амона. Благодаря этой вере Амон стал верховным богом египетского пантеона.

Онурис и Мехит

Имя бога Онуриса (египетск. Анхуре) означает «Доставивший удалившуюся»: Онурис отождествляется с Шу, возвращающим из Нубийской пустыни Око Ра — богиню Тефнут в облике львицы. Шу почитается египтянами в паре с Тефнут — и Онуриса они чтут в паре с богиней-львицей Мехит. Онурис, как и Шу, поддерживает небо над Гебом-землёй, и потому его имя сопровождается торжественным эпитетом «Держащий небеса», а на голове он носит убор из высоких перьев (илл. 33), которые символизируют колонны, поддерживающие небо — богиню Нут.

Великий Онурис — бог города Тиса (грецизир.; египетск. Чени), бесстрашный боец, покровитель воинов и охотников. Он защищает людей от сил тьмы и зла, от диких зверей, помогает Ра в его борьбе с извечным врагом Солнца — змеем Апопом. Его жена, львица-воительница Мехит, тоже покровительствует городу Тису и египетским воинам. Эпитет её — «Май хеса», что значит «Лютый лев», а имя «Мехит» означает «Северный ветер» — благодатный ветер, приносящий в знойные дни прохладу.

Илл. 33. Онурис. Бронзовая статуэтка; XIII в. до н. э.; Эрмитаж.

II. Мифы о солнечном боге и его Оке

Миф о бегстве Тефнут в Нубию

(Этот миф связан с древнейшими представлениями о сезонной засухе и возвращением плодородия в долину Нила. За основу взят пересказ Лейденского папируса II в. до н.э.)

Однажды солнечное Око – любимая дочь бога Ра поссорилась со своим отцом.

В качестве солнечного Ока – дочери Ра, в разных вариантах мифов предстают разные богини, связанные между собой: Тефнут, Хатхор, Сехмет, Мехет-урет, Бастет и т.д. Солнечное Око предстает как богиней дарующей жизнь и свет, так и свирепой карательницей, которая может уничтожить все на своем пути. Зачастую свирепая ипостась Ока предстает в облике богини с львиной головой.

Богиня решила уйти из Египта в южные земли Нубии. С ее уходом в долине Нила началась засуха и голод. Ра отправляет на ее поиски бога Тота.

В некоторых вариантах мифа на ее поиски отправляются боги Шу или Онурис, бог войны и охоты.

Тот отправляется на юг и находит богиню, которая охотится в образе нубийской кошки (львицы). Когда она решает отдохнуть под деревом, Тот принимает облик павиана и предстает перед ней. Сначала Тефнут хочет растерзать павиана, но он говорит ей о возмездии, которое настигает того, кто наносит вред маленьким и беззащитным существам. Богиня прислушивается к словам павиана, и он начинает восхвалять ее мудрость и силу, тем самым располагая на беседу. Тот рассказывает ей о том, как все стало плохо в Египте без нее, и добивается ее возвращения. Тефнут возвращается в Египет, и Ра встречает ее с радостью и почетом, устраивая пышный праздник. С возвращением Тефнут в долину Нила возвращается и благодатная влага.

Миф о Ра – огненно-рыжем коте

(Этот миф рассказывает о битве Ра в образе огненно-рыжего кота со змеем под священным деревом. Пересказ основан на отдельных фрагментах, которые встречаются в Книге Мертвых)

Когда Ра воцарился над всеми божествами и земными созданиями, он поселился в городе Иуну (Гелиополь). Там росло священное дерево, а под ним находился водоем Нечер-Уаджет (Божественное Око). Это священное дерево – сикомор, было посвящено богине Хатхор.

По одному из вариантов было деревом Нут, которая пряталась в его ветвях. Таким образом, это дерево представлялось неким мировым древом или древом жизни.

Однажды на Восточную половину неба напали дети бессильного бунта, ведомые змеем. На земле и на небе начались непрекращающиеся сражения. Этот змей проник в город Иуну и хотел погубить священное дерево. Бог Ра принял облик огенно-рыжего кота (Миу) и вступил в битву, не жалея себя. Змей ранил его, но на помощь пришли богини: Мафдет – убийца змей и Селкет – владычица скорпионов. Мафдет защитила Ра от яда змея, а Селкет наносила ужасные удары его врагу. В итоге бог Ра отрезал голову змею и одержал победу.

Миф о тайном имени бога Ра

(Этот миф отражает представления древних египтян о магической силе личного имени (рен). За основу взят пересказ с Туринского папируса XII в. до н.э.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: