Структурный анализ
В стихотворении широко используются устаревшие слова. Например, «искони», «хмельный пир», а лексика высокого стиля, с которой связаны архаизмы, практически не употребляется. Иван Саввич восхищается красотой зимы, не прибегая к слишком возвышенным, причудливым словам. Однако есть одно исключение — это фраза о Руси святой, которая заканчивается восклицанием, что прежде всего свидетельствует об отношении автора к своей Отчизне.
Как видно, отсутствие высокой лексики Никитин восполняет с помощью иных художественно-изобразительных средств. Особенно часто встречаются олицетворения и метафоры, а также используются сравнения и эпитеты. Например, маленький ребёнок сравнивается с богатырём, который растёт, как будто дуб под бурями. А зимушка, как и вся природа, представляется живым созданием, которое всё понимает и тонко чувствует.
В произведении используется перекрёстная рифма и короткие строки. Они придают стихотворению певучесть, делают его хорошо запоминающимся.
В стихотворении Иван Никитин не только восхваляет неповторимую красоту всей русской природы, но и говорит об особом типе людей, живущих в гармонии с природой.
Темы и настроение
Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.
Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.
помогите плиз написать анализ стиха пастернака зимняя ночь, оч нужно
Ника Знаток (468) 5 лет назад
Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:
Свеча горела на столе, Свеча горела.
Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже
жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.
Обратим внимание на первую строфу:
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:
Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.
Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую:
Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Последние две строки совпадают, но не первые
Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью
Это подчёркивается повтором: “мело, мело. ” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный. Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:
Мело, мело по всей земле Во все пределы.
Или в другой строфе:
Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.
Или согласные звуки:
Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.
В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова играет на антитезу.
Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен:
И всё терялось в снежной мгле, Седой и белой.
Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Бориса Пастернака
Описание произведения
«Зимняя ночь» – это стихотворение Бориса Пастернака, написанное в 1934 году. Оно описывает зимнюю ночь в селе, где герой наслаждается тишиной и красотой природы.
Характеристика стиля
Борис Пастернак использовал яркие метафоры и образы, чтобы передать чувства и эмоции своего героя. В стихотворении присутствует множество музыкальных и ритмических элементов, которые создают особую атмосферу и настроение.
Темы и мотивы
Основной мотив стихотворения – это любовь к природе и жизни. Герой получает удовольствие от зимней ночи, звездного неба и тишины, которая царит вокруг. Также здесь присутствуют мотивы уединения и отрешенности от суеты городской жизни.
Исторический контекст
Строки «Зимняя ночь» написаны в трудный для страны период, когда наступила эпоха тоталитарного режима. Стихотворение откровенно говорит о том, что человеку необходимо мирное соприкосновение с природой и несокрушимость его души перед деспотизмом власти.
Заключение
«Зимняя ночь» Бориса Пастернака – это шедевр русской поэзии XX века. В нем читатель может найти глубокий смысл и насладиться красотой поэтической формы. Стихотворение Пастернака – это свидетельство того, что и в самые трудные моменты жизнь остается прекрасной.
Анализ стихотворения Никитина «Утро»
Стихотворение «Утро». написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло
Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы. Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания
В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину. Кольцову. Некрасову. В стихотворении «Утро» фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»). Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли
Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину. Кольцову. Некрасову. В стихотворении «Утро» фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»). Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.
Высокую оценку «Утру» давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.
«Зимняя ночь» Б.Пастернак — между жизнью и смертью
«Зимняя ночь» Б.Пастернак
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.
Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал.
И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.
На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.
Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.
Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.
Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.
Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.
В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.
Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.
Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.
Анализ стихотворения Зимняя ночь Пастернака
Борис Леонидович Пастернак был одним из известных писателей хх века. Он получил Нобелевскую премию по литературе.
Стихотворение было написано в послевоенное время примерно зимой 1946 года, и считается первым произведением Пастернака. Слова стихотворения даже были переложены на музыку. Писатель описывает прекрасное время года зиму, когда снег огромными хлопьями спускается на землю. Зима это предвкушение праздников и хорошего настроения.
В произведении описывается погода в доме, где тепло и уютно благодаря зажжённой свечи и за окном, где февральская метель. Метель окутывает весь мир, февраль бушует и лишь огонь свечи в доме делает эту картину романтичной. Огромные хлопья снега делают зимнюю ночь сказочной и очень красивой, в сочетании с луной снег светится.
В стихотворении Пастернак пишет о тенях на потолке. По теням можно сказать о сплетении тел, об этом и свидетельствует упавшие башмачки на пол и капающий воск с лампы на платье. Писатель очень красиво и аккуратно описал картину свиданий мужчины и женщины.
Стихотворение написано в год, когда Борис Леонидович встретил Ольгу Ивнинскую и влюбился в неё без ума. Возможно даже это стихотворение описание одного вечера проведенного вместе.
Вообще это произведение является противостоянием двух стихий это снег, лед и пламя свечи, и домашний уют.
Стихотворение очень красиво и грамотно написано. Чувствуется лирический настрой героя. В доме, где горит свеча тепло и уютно, в то время когда за окном хлопьями сыпется снег, залепляя окно густым слоем
На душе у героя стихотворения тихо и спокойно, ведь рядом с ним любимый человек, и неважно какая погода за окном, главное какая погода в доме
В мир произведение вышло в 1988 году, и было признано самым удачным лирическим стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака.
Анализ стихотворения. Бориса Пастернака “Зимняя ночь”
Зимняя ночь. Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом. свеча на столе.
В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.
Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк.
Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:
Свеча горела на столе,
Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже
Вздымал, как ангел, два крыла
Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.
Обратим внимание на первую строфу:
Мело, мело по всей земле
Свеча горела на столе,
Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:
Как летом роем мошкара
Слетались хлопья со двора
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую:
Мело весь месяц в феврале,
Свеча горела на столе,
Последние две строки совпадают, но не первые
Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью
Это подчёркивается повтором: “мело, мело. ” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В. Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный. Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:
Или в другой строфе:
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»
Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» — проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем — проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи. Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это — описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, «психологически нагруженных» лексических средств: Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал. На земле зима, и дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал. Мы понимаем, что герой почти трагически воспринимает наступление ночи, для него она принимает колоссальные масштабы – «на земле зима». Это время года становится для лирического героя синонимом безжалостной стужи и тьмы, мы догадываемся, что это относится и к его внутреннему состоянию. Далее эта, главная, тема получает свое развитие. Вторая строфа – описательная, дающая нам сведения о лирическом герое: из нее мы узнаем, что он гувернер в старом дворянском доме. Сейчас, ночью, герой остался совершенно один, потому что «спать услал ученика». Герой стремится спрятаться, «укутаться» в старом доме, занесенном снегом по самые окна. От чего же он бежит? От кого прячется? Оказывается, лирическому герою не дает покоя его собственная память. Он умоляет ее: Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй И уверь меня, что я с тобой — одно. Но память бесжалостна. Тогда герой начинает с ней виртуальный диалог: Снова ты о ней? Но я не тем взволнован. Кто открыл ей сроки, кто навел на след? Тот удар — исток всего. До остального, Милостью ее, теперь мне дела нет. Эта, предпоследняя, строфа становится самой главное в стихотворении – она раскрывает причину страдания героя, причину «зимней ночи» в его душе. Лирический герой ранен – мы понимаем, что в его сердце и памяти образ некой женщины, которую он любит, но по каким-то причинам не может с ней быть. Чувство лирического героя сильно и искренне, больше того – оно судьбоносно, фатально. Именно поэтому он утверждает, что «тот удар — исток всего». Этот «удар» свершился, он стал роковым в жизни героя, кроме него, этого человека теперь ничто не интересует. О каком ударе идет речь? Возможно, так лирический герой называет чувство, вспыхнувшее в его сердце. Это чувство перевернуло все в нем, заставило переосмыслить жизнь, ее ценности и законы. А возможно, удар – это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега, «зализывать свои раны». В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию, вторит ему. Конечно, мы понимаем, что сам лирический герой «окрашивает» зимний ночной пейзаж в мрачные, неприютные тона, но это как нельзя лучше передает его внутреннее состояние: Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин Вмерзшие бутылки голых, черных льдин. Булки фонарей, и на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым. В этой строфе, с помощью метафор, поэт создает сюрреалистический пейзаж («Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым»), рисует жуткую, мрачную ночь – душевные страдания лирического героя. Таким образом, название стихотворения и описание зимы в произведении становятся символическими, глубоко психологическими – они призваны передать внутреннюю драму лирического героя. Сделать это помогают художественные средства стихотворения. Прежде всего, яркие и необычные метафоры и олицетворения: «Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»; «дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал»; «Булки фонарей и пышки крыш»; «Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «Булки фонарей, и на трубе …Потонувший в перьях нелюдимый дым». Эти лексические средства превращают зимнюю ночь в живое существо, мистическое и зловещее – будто из готических сказок. Все это способствует созданию определенного настроения, передачи определенной атмосферы в стихотворении. Сделать это помогают и синтаксические средства стихотворения: эллипс («Но — наглухо портьеру»); обращения («Память, не ершись!»); анафора («Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»); неполные предложения («и черным По белу в снегу — косяк особняка») и т.д. Большое значение имеет в этом произведении и цветопись: здесь «царят» черный и белый цвет как символ борьбы добра и зла, света и тьмы, как символ хаоса, царящего в душе лирического героя.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Композиция
Данное творение разбито на восемь строф, связанных кольцевой композицией. Дублируются начальная и заключительная катрены. Антитеза – главная особенность построения этого произведения. Противопоставляется изображение ночной ледяной вьюги и зажжённой свечки, выражающей пламенную любовь.
Стихотворение условно делится на четыре части.
Первую составляют 3 начальных катрена. В этих строках приветствуется о бушующей, заметающей всё и везде морозной вьюге, рисующей на оконном стекле: метель «лепила на стекле кружки и стрелы». Поэт видит в кружащихся снежинках «рой мошкары», стремящейся к огню, тем самым сравнивает тепло и стужу.
В следующей части автор рассказывает о влюбленной паре, поэтому её можно назвать «горячей». Говорится о них вскользь и будто сквозь завесу, вырисовываются только их эфемерные образы да тени на потолке, на которые и делается упор.
Третья часть обобщает всё то, о чём шла речь в двух предыдущих. Она состоит из двух строф, в которых собранные образы сливаются в один, но по-прежнему расплывчатый.
И финальная строфа, являющаяся четвёртой смысловой частью, словно кольцом возвращает нас к началу стихотворения, делая замкнутый круг.
Тропы и образы
Для описания неживой природы Никитин использует преимущественно метафоры: звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, от зари алый свет разливается, восток горит-разгорается. Даже немногочисленные эпитеты почти все метафорические: зеркальная вода, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки, весёлое утро.
Основной троп стихотворения – олицетворение. Его Никитин использует, чтобы очеловечить природу и показать её связь с человеком и его неотделимость от жизни земли: кудри лозняка, макушки ракит, дремлет чуткий камыш, стоит себе лес, улыбается, солнце покинуло свой ночлег за морями.
В последней строфе лирический герой обращается к собственной душе, призывая её не болеть, обращается к солнцу и к утру весёлому. Эти абстрактные образы для него антропоморфны, очеловечены.
Интересно, что при описании человеческого труда (рыбаков и пахаря) Никитин тропов не использует (не считая языковой метафоры молодцу всё по плечу). Описание людей в стихотворении скудное, это мимолётный взгляд шагающего по лесу, вдоль водоёмов и полей лирического героя.
Рыбная ловля и хлебопашество — занятия очень древние, библейские. Именно рыбаки и хлебопашцы в Библии оставляют земные дела и приближаются к Богу. Так и для Никитина человек – творец Божьих дел, преобразователь Божьей земли. Но, с другой стороны, человек – творение Божье, и солнцу в стихотворении равно радуются неживая природа, растения, животные и человек.
Стихотворение наполнено глаголами. Его образы – постоянная смена декораций вокруг лирического героя. Это смена времени суток и положения героя в пространстве. Для поэта важна динамика. Поэтому почти в каждой строчке есть глагол, из 20 рифм 14 глагольных. В созерцательном, медитативном стихотворении почти нет назывных предложений (только «В огне облака» и «Тишь – безлюдье вокруг»). Глаголы иногда повторяются (действие будто растягивается во времени): горит-разгорается, едет, едет. Сменяющие друг друга действия передаются с помощью однородных сказуемых, часто синонимичных: звёзды меркнут и гаснут; ветерок потянул, морщит-рябит; утки пронеслись и скрылися; рыбаки пробудилися, сняли сети и несут; птички ждут солнышка, поют; лес стоит, улыбается; солнце встаёт, блестит, покинуло ночлег, хлынуло потоками; пахарь едет и поёт. Устаревшая форма инфинитивов не только нужна для дактилической рифмы, но и делает описание эпичным, былинным.
Жанр и литературное направление
Своеобычный никитинский жанр, найденный воронежским мещанином в стихотворении «Русь», а именно – бесконечно длинная песня (29 строф), стилизованная под народную, нечто среднее между большим стихотворением и маленькой поэмой – сознательно повторён во «Встрече зимы» (21 строфа). Не дотягивая всё же до лиро-эпоса (нет повествования о конкретных персонажах), «Встреча зимы» являет собой типичный образчик лирики эпохи реализма с её установкой на народность и попыткой всё понять и объяснить, основываясь на «естественных» причинно-следственных связях. Отсюда и убедительность перехода от точных, конкретных реалистических пейзажей к картинкам из крестьянского быта и рассуждениям о силе русского духа. Первая часть стихотворения – фрагмент пейзажной лирики, последняя (третья) – типичный образчик лирики военно-патриотической (и даже с элементами агитационной), а переходная вторая часть (с 10-й по 12-ю строфу) удачно сочетает в себе обе эти жанровые линии.