Окончательное решение
Хитрый Гадес узнал об этом соглашении и обманул свою сопротивляющуюся невесту, которая плакала весь день и ночь от отчаяния, чтобы съесть несколько зернышек гранатового плода. Это была пища подземного мира, и каждый раз, когда кто-то съедал хотя бы несколько семян этого растения, через некоторое время он начинал скучать по жизни в Подземном Мире.
Когда перед Зевсом состоялось собрание и Персефону спросили, где она хотела бы жить, она ответила, что хочет жить со своим мужем. Услышав это, Деметра пришла в ярость и обвинила Гадеса в том, что он каким-то образом обманул ее дочь.
Деметру охватила тоска по пропавшей дочери, и на земле наступил голод. Тогда Зевс решил, что полгода их дочь будет проводить с матерью, а полгода с мужем – в Царстве Аида.
И с тех пор верная супруга Аида, брата Зевса и Посейдона, осень и зиму живет в своем царстве, а весну и лето – с матерью.
Вот так прекрасная дева Персефона стала законной женой Гадеса и царицей подземного мира.
В итоге, похищение, т. е. символическая смерть, Персефоны имело огромное значение для человечества. В результате этого жительница Олимпа и благосклонная богиня стала проводить время в царстве смерти. Она стерла непроходимую грань между Аидом и Олимпом. Посредница между двумя божественными мирами, она могла с этого времени вмешиваться в судьбы смертных.
Окружение Аида
Властелин умерших был одинок, мало общался с живыми. Но в его царстве были такие подданные:
- Радамант, Эак и Минос, судья, помогавшие Аиду воздавать человеческим душам по заслугам;
- Танатос — бог смерти; не проживал в подземельях постоянно, но по роду своей деятельности регулярно их посещал;
- Гипнос — родной брат Танатоса, бог сновидений;
- Харон — лодочник, перевозящий души;
- Оркус — бородатый демон, уносящий души в загробный мир, считается древнее Аида, последствии «поглощен» им;
- Эмпуса — женщина-вампир, заманивавшая в преисподнюю смертных;
- Гидра — змееподобное многоголовое чудовище, охраняющее вход в Тартар;
- Аскалаф следил за растительностью подземного царства.
Царство бога Аида
«Нижний» таинственный мир носит имя своего владыки – Аид. Он располагается глубоко под землей, живому человеку попасть в него непросто. Души умерших ко входу на территорию бога смерти обычно провожал Гермес.
В редких случаях их могла сопровождать Ирида – радужная посланница богов. Она также имела право спускаться в Подземный мир и некоторое время безнаказанно находиться там.
Во владениях бога смерти есть реки и болота, озера, пустоши, равнины и луга. В одних местах здесь царят тишина, покой и забвение, в других – холод, темнота, слышатся стоны и крики страдающих после смерти грешников.
Ступить на земли Аида можно, только перебравшись через черные бурные воды реки Стикс (в другой версии – реки Ахерон – реки смерти).
Старый Харон на своей лодке переправляет с одного берега на другой тени, однако на борт он пускает лишь тех, кто готов заплатить. Ворота в Загробное царство охраняет свирепый, преданный Аиду демонический пес с тремя головами – Цербер.
Есть также предположение, что существует три незримых двери, ведущие в Аид:
- Первая находится в Пилосе: в храме, выстроенном в честь божества;
- Вторая – на Тенарском мысе;
- Третья – на берегу озера Аверн.
Страшный суд над душами вершится за воротами царства. Оценивают прижизненные поступки такие древнегреческие персонажи, как Радамант, Минос и Эак.
Если человек совершал лишь благие деяния, ему дают испить волшебной воды из реки забвения. После этого тень забывает о прошлом. Грешников же обрекают на муки и страдания.
Суд Аида
Прежде, чем обсуждать дальнейшую судьбу царства мертвых, вы должны знать еще одну особенность. Дело в том, что оно также делилось на несколько частей. Дело в том, что люди жили по-разному, соответственно жизнь после смерти их также должна была ждать разная, в зависимости от того, кто какие поступки совершал при жизни.
При этом важно, что абсолютно каждая душа была обязана пройти через суд. А самое интересное, что вершил суд далеко не сам Аид, а лишь его помощники
Это Эак, Минос и Радамант. Уж они всегда знали, куда и какую душу определить после смерти.
Как правило, судьбу душ решали Эак и Радамант. Первый был хранителем ключей от всех дверей в Аиде, а также отвечал за простых белых людей. Второй же следил за порядком в Элизиуме, а также был ответственен за азиатов. Что касается Миноса, то к его услугам прибегали лишь только в том случае, когда Эак и Радамант не знали, что делать с той или иной душой, ибо Минос считался мудрейшим из них.
Дальнейшая участь душ была такова:
-
- Люди, которые жили праведной жизнью – попадали в Элизиум (что-то вроде нашего рая). Как правило, тут находились или воины, погибшие за правое дело, или просто люди, которые не нарушали указов богов. Именно они пили из Леты, чтобы полностью забыться и продолжать существовать в радости и счастье.
- Что касается грешников, то, изначально Аид и его слуги придумывали персональные наказания для таких душ. Например, Сизиф был обречен заталкивать на гору камень, который всегда скатывался вниз, едва тот был близок к финишу. Тантал – был вынужден стоять в воде, под яблоней, но испить воды он не мог, ибо она сразу уходила в землю, а также не мог он и поесть, ибо яблоня вздымала свои ветви вверх. Иксион – был навечно привязан к вращающемуся колесу, а Данаиды были вынуждены бесконечно наполнять бездонную бочку.
Впоследствии, под влиянием других религий и культур, грешные души стали попадать в Тартар, где их также ждало серьезное наказание.
Мифы[]
Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар).
После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.
Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти(хотя бог смерти это Танатос) и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).
Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами— между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления о Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием елевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека. См. в связи с этим Персефону, богиню плодородия и жену Аида.
В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (ср. «Шапку-невидимку» русских и немецких сказок). Она была подарена ему циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их; этой шапкой пользовались также Зевс во время битвы с титанами, Персей, убивая Медузу Горгону, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним; в гигантомахии она покрывает голову Гермеса.
Скипетр Плутона изображает трех псов. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом.
Три круга греческого «ада»
С прислужниками Аида мы немного разобрались, теперь взглянем на его мир глазами древних греков, а также попробуем найти какое-либо научное подтверждение легендам.
Мы уже говорили, что главное отличие древнегреческих верований от христианской религии как раз и кроется в обустройстве загробного мира. У греков не было никаких иллюзий насчет вечной жизни. Праведник ты или грешник, нищий или богач, да будь хоть самим сыном бога, но если не награжден бессмертием твоя дорога все равно закончится в унылом царстве теней, а значит Аид, несмотря на всю свою неприглядность, имеет власть над всеми живыми, и нет никого к кому бы он ни смог дотянуться.
Большинство попавших к Аиду душ влачат свое унылое существование на просторах асфоделевого луга. У таких нет ни радости, ни страдания. У христиан же аналогом этим лугам служит хорошо описанное чистилище. А как же ад?
Оказывается, он также был «содран» с греческого тартара. Бездонной пропасти, которая удалена от поверхности земли на такое же расстояние, как и само небо. Там боги заключали особо опасных или особо провинившихся грешников. Например, именно там сейчас томится Пифон и опальный Кронос. Но интереснее другое. В этой же «языческой» тюрьме Бог христиан заточил до страшного суда падших ангелов. Не верите?
Читаем . 2-е Петра 2:4
Неожиданно, да?
Но если в греческом Аиде нашлось место и чистилищу, и аду, возможно, там стоит поискать и рай? Тем более что его уже искали и до нас. Недалеко от Афин, в небольшом городке Эвлисине археологи обнаружили разрушенный храм, а в нем барельеф с надписью: «Богу и богине». То есть это было одно из очень немногих святилищ Аида и Персефоны, той супружеской пары, имена которых греки старались не называть. Здесь основывался культ смерти, в котором в разные времена состояли такие деятели, как:
Внимание!
- Сократ
- Платон
- Цицерон
Но что забыли эти, любившие жизнь философы, у самых врат смерти? Чем интересен им был Аид?
Ответ в своих стихах нам может дать сам Гомер. Читаем:
Так творец «Илиады» описывает элизиум, древнегреческий рай, который также находится во владении бога мертвых, Аида. По преданию, там отдыхали убитые в сражениях герои, но только те из них, которые принадлежали к четвертому поколению, для остальных подземный рай недоступен. А ведь так хотелось!
Потому-то и искали мыслители дорожку в загробный мир, потому-то и не боялись приносить жертвы Аиду. Соблазн попасть ещё при жизни в рай был слишком велик.
Сказка «Царство мрачного Аида (Плутона)»
Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты *3. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела *4, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер *5, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида. *1 Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте. *2 Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а «загробную жизнь» — несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида. *3 Отсюда выражение: «канула в Лету», т. е. забыто навсегда. *4 Асфодел — дикий тюльпан. *5 Иначе — Цербер. В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших — Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души. Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон. Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели. Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками *1. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак. *1 Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса. Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям *2. *2 Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.
Сказка «Царство мрачного Аида (Плутона)», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
Гера3 Гера (у римлян Юнона) — богиня неба, покровительница брака, охранительница матери…
ИоИзложено по поэме Овидия «Метаморфозы» Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса…
Аид и Персефона
Историй, напрямую связанных с Аидом, не так уж и много. Хотя он и центральная фигура в греческой мифологии, но чаще всего его упоминают вскользь или показывают всякий раз, когда герой входит в подземный мир.
Однако есть одна известная история. Это связано с похищением Персефоны.
Персефона была дочерью Зевса и Деметры, богини плодородия и земледелия. Согласно этой легенде, единственный раз, когда Аид решил войти в страну живых, было из-за желания понаблюдать за Персефоной. Он влюбился в нее и хотел взять в жены.
Некоторые версии этого мифа менее «романтичны»: Аид не влюбился в нее, а просто попросил Зевса отказаться от дочери, чтобы она стала его невестой.
В любом случае, Аид знал, что Персефона не захочет идти добровольно. Поэтому он разработал план, как забрать ее. Когда она резвилась на Нисийской равнине, ей явился Аид в своей золотой колеснице. Некоторые версии говорят, что Аид заставил цветок расцвести и отвлечь Персефону. Другие говорят, что он просто унес ее прочь, а ее служанки сосредоточились на чем-то другом.
Как бы то ни было, Аид похитил Персефону и забрал ее в Подземный мир.
Это причинило Деметре много боли. Она искала свою дочь на краю земли. В конце концов, Геката сообщила ей о похищении Аида. Гелиос, всевидящий бог солнца, подтвердил события. Это еще больше разозлило Деметру.
Она отказалась от своих божественных обязанностей, и земля стала бесплодной. Олимпийцы опасались, что ее влияние на мир полностью уничтожит человечество. Поэтому Зевс посылал одного бога за другим умолять Деметру вернуться к своим обязанностям. Но она отказывалась.
Тогда Зевс отправил бога-посланника Гермеса в Подземный мир, чтобы вернуть Персефону в последней отчаянной попытке.
Интересные факты о боге
- Аид – одно из самых известных имен древнегреческого бога смерти. Но в некоторых легендах он представляется как Орк, Климен, Дит, Гадес, Аидоней. Римляне величали его Плутоном.
- Черный – цвет этого божества.
- В жертву богу всегда приносили черных быков.
- Стихия Аида – земля. Он также взаимодействует с пеплом, прахом.
- Символ в царстве цветов – дикорастущие тюльпаны темного оттенка.
- В Греции некогда искренне верили, что только благодаря волшебным силам Аида порастают закопанные, посаженные в землю зерна и семена.
- В одном из мифов божество вступило в схватку с Гераклом и проиграло. Аид был серьезно ранен в бою, из-за этого ему пришлось подняться на Олимп и попросить помощи у врача Пэона.
- Древний философ Гераклит считал, что бог Дионис и бог Аид – один и тот же персонаж.
- Из-за того, что было запрещено произносить лишний раз вслух имя божества, его называли или Плутоном, или Незримым, или Богатеем.
- С точки зрения психологии, «темное» царство – зона коллективного и личного бессознательного. А сам бог – архетип отца. Психологическая работа с божеством помогает унять и принять страх смерти (умирания), поработать спрятанные в глубине души негативные эмоции.
- В одних легендах сказано, что, едва Аид появился на свет, он был проглочен своим отцом. По иной версии, Кронос сбросил старшего сына сразу после рождения в Тартар.
- Несмотря на то, что Персефона не давала своего согласия на свадьбу, со временем она полюбила мужа. Есть миф, в котором подземный владыка неожиданно увлекся прекрасной нимфой Минту, живущей у вод одной из рек в Царстве теней. Когда Персефона узнала об этом, она, не справившись с ревностью, обратила нимфу в растение – мяту.
Образ и атрибуты Аида
По сравнению с другими богами Аид, как бог смерти, редко изображался на картинах, вазах и храмах. Также существует очень немного его статуй. Одним из ранних источников, рассказывающих об Аиде, является Гомер, который в «Илиаде» и «Одиссее» достаточно подробно описывает бога и говорит, что Аид является копией Зевса, однако имеет инфернальные черты, присущие богу подземного мира. Как пишет Гомер:
В Гомеровском гимне к Деметре Аид назван «чернокудрявым». Трагик Еврипид в своей пьесе «Алкестида» называет Аида черноволосым, крылатым и пишет, что у него «тёмные брови». Аиду приписывалась бледность. Марциан Капелла описывает его как «бледного в тени, беглеца от света».
Согласно Гомеру, местом Аида в глубоких пределах подземных, является темный пространный дом с широкими вратами, в котором стоял золотой трон, выкованный самим Гефестом. Для путешествия Аид использовал колесницу, в которую запрягали четырех черных коней. Кони являются важным атрибутом Аида. Гомер называет Аида «конями гордящимся» (Ил. XI 445). В мифе о похищении Персефоны (Гомеровский гимн Деметре. Стт. 17—20) Аид восседает на золотой колеснице, запряженной конями.
Имена четырех коней Аида-Плутона называет римский поэт Клавдиан (ок. 370 года — ок. 404 года) в первой книге своей поэмы «Похищение Прозерпины»:
- «Страшны очами горящий Орфней и Этон, быстротечней
- Легкой стрелы, и Никтей, табуна высокая слава
- Стиксова, Дита клеймом Аластор запечатленный».
Помимо коней в Орфическом гимне Плутону упоминаются и другие его атрибуты: двузубый скипетр, ключи и трон. В гимне ключи связаны с способностью Аида-Плутона давать богатства человечеству, особенно сельскохозяйственные богатства «плодов года». В эпоху Возрождения двузубец стал символическим атрибутом Плутона. Ключ Аида-Плутона — это ключ от подземного мира. Как пишет Павсаний в «Описании Эллады»:
Ещё одним важным атрибутом Аида является его волшебный шлем (Ἄϊδος κυνέην, Aidos kunéin), много раз упоминаемый в греческой мифологии. Впервые о нём рассказывает Гомер в «Илиаде» (Ил. V 845). Впоследствии его упоминает греческий драматург Аристофан (Ахарняне, 390) и философ Платон (Государство, X, 612В). Как утверждает Аполлодор, киклопы подарили Зевсу гром, молнию и перун, Плутону — шлем-невидимку, а Посейдону — трезубец. Имея такое вооружение, они победили Титанов и заключили их в Тартаре. Шлемом Аида пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу Горгону; Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним; в гигантомахии этот шлем покрывает голову Гермеса. Двузубые вилы Аида — также подарок циклопов.
Аид в образ Плутоса-Плутона обладал рогом изобилия. По сути — это рог огромных размеров, который наполнен различными богатствами и снедью. Греки считали, что именно из этого рога Аид выбирает богатство, чтобы отблагодарить верных ему людей. Если Плутон всегда держал рог изобилия, то Аида иногда изображали с пустым рогом (очевидно, его следует понимать как рог для питья). В отличие от Плутона, Аид никогда не имеет аграрных атрибутов, таких как стебли зерна.
Согласно философу-стоику Корнуту (I век н.э.), Плутон носил венок из фазганиона, традиционно отождествляемый с разновидностью гладиолуса. Считалось, что с Аидом связаны также нарциссы, кипарисы, а также змеи, поскольку его иногда изображали либо держащим их, либо в сопровождении их. Мифограф эпохи Возрождения Натале Конти говорит, что Плутону были посвящены венки из нарцисса, папоротника и кипариса. В гомеровском гимне Деметре Гея (Земля) создала нарцисс по просьбе Зевса чтобы завлечь Персефону, которую хотел похитить Аид.
Также Аиду соответствует белый тополь. Согласно греческим мифам, он влюбился в прекрасную нимфу-океаниду и похитил ее, увезя в подземный мир. Когда она умерла, Аид превратил её в белый тополь. Как и другие растения, связанные с Аидомм, белый тополь в древности считался противозачаточным средством.
Аид в своем царстве
Что и говорить, греки хоть и почтительно относились к смерти, но у них она не имела такого важного значения, как, например, у тех же египтян. Возможно, это одна из многих причин, по которой Аид считался у греков самым нелюбимых богов, опережая в этом даже Ареса
О нелюбви к Аиду явно говорят все факты. Например, у него было прозвище — Гадес. Произносить же его имя — считалось делом не только опасным, но еще и глупым, ибо это лишний раз привлекало к себе взор владыки подземного мира, а раньше времени туда никто не стремился. Римляне, кстати говоря, полностью переняли у греков отношение к своему Плутону.
Впоследствии образ его слегка смягчился, о чем говорят истории, когда греческие герои сумели попасть в царство мертвых, а после — вернуться оттуда невредимыми. Аид стал не только богом смерти, но и богом плодородия, а также владыкой богатств, которые хранит в себе матушка-земля. Впоследствии он еще и женился на Персефоне, которая была призвана отвечать за плодородие и, так сказать, хлеб насущный.
Несмотря на то, что Аид по договору вынужден был постоянно обитать в своем подземном царстве, он все же считался олимпийцем. Более того, он нередко показывался и на Олимпе, особенно, когда дела богов шли не лучшим образом.
В мифологии Аида называют самым гостеприимным богом. И не удивительно, ведь не одному человеку не удалось избежать его суда, ни один смертный не смог обмануть свою судьбу и избежать потустороннего мира. Не удивительно, что хозяин этого мира вызывал у древних греков ужас и страх настолько, что те боялись даже его имени.
Но, как мы уже сказали ранее, впоследствии образ его немного смягчился. Греки стали считать Аида дарителем земных благ и богатств. В результате, Аид получал жертвы ничуть не реже, а то и чаще других богов. Единственное отличие — ему всегда преподносили жертвы скота черного цвета.