«Котенок» Л.Н. Толстой рассказ для детей 5-6 лет
Небольшое повествование Льва Николаевича Толстого «Котенок» подарит вам бурю положительных эмоций. Читайте его с детьми и будьте уверены, что воспитаете любящего животных ребенка. Для читательского дневника всю информацию найдете ниже.
Рассказ поднимает вопрос об ответственности за наших питомцев, которую мы несем перед ними. Если уж решили обзавестись собачонкой или котиком, то будьте добры в первую очередь к себе и относитесь к нему как к члену семьи.
Сейчас даже экзотических животных можно встретить на улице, а это очень прискорбно. Давайте же вместе культивировать любовь и ответственность к братьям нашим меньшим с самых ранних лет.
**********
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка.
Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него.
Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
**********
Каждый из нас должен очень тщательно подумать перед тем как обзавестись домашним питомцем. Это очень ответственное решение, от которого зависит его жизнь и здоровье. Взвесьте все «за» и «против», и только после этого принимайте решение.
Лозина(Быль)
На святой пошел мужик посмотреть – оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!» Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями – замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. Но веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее – опа все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил; она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один взлез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!»
Акула
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
Мораль басни Волк и Журавль:
Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.
«Волк и журавль»Выполнила студентка 232 группы Вильданова И.И.
Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.Слово «басня» произошло от басня – баять – баян говорить.
Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера.Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде
Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам
Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.3
ПОПРОБУЙТЕ ОТГАДАТЬ НАЗВАНИЕ БАСНИДлинноногий, длинношеий,Длиннокрылый, телом серый,А затылок голый, красный.Бродит по болотам грязным.Ловит в них лягушек,Бестолковых попрыгушек.На овчарку он похож,Что ни зуб – то острый нож.Он бежит оскалив пасть,На овцу готов напасть.4
ПОДУМАЙТЕ, О ЧЕМ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ В ЭТОЙ БАСНЕ?5
Басня Волк и журавльЧто волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился.Пришло хоть ноги протянуть!По счастью, близко тут Журавль случился.Вот койкак знаками стал Волк его манитьИ просит горю пособить. Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть и с трудностью большеюКость вытащил и стал за труд просить.Поди ж, приятель, убирайся,6Видеоролик
А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно представить. Какая будет первой? Волк сидит и чтото ест. Кости грызёт. Что потом случилось с Волком? Он подавился.(Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился). Как об этом сказано в тексте?Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;Пришло хоть ноги протянуть! А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете?(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.)8
Кто же оказался рядом?По счастью близко тут журавль случился.(Случился – появился.) Волк мог позвать Журавля – чтото ему сказать или крикнуть? Что сказано в тексте?Вот койкак знаками стал Волк его манить…(Койкак – с большим трудом, елееле.)- Покажите, как Волк стал манить Журавля. (Лапой машет или мордой машет.) Зачем Волк манить Журавля? Прочитайте следующую строчку.И просит горю пособить.(Пособить – помочь.)9
А как Волк просит? Он же говорить не может.(Волк может сделать жалостливое выражение глаз, а потом лапой на свою пасть показать.) Какую мы видим картину дальше? Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему в пасть свой клюв засунул. Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть… А что произошло потом? Журавль «кость вытащил и стал за труд просить».10
Что сделал Волк? Прогнал Журавля. Прочитаем, как об этом сказано в тексте.»Ты шутишь! зверь вскричал коварный, Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!А это ничего, что свой ты долгий носИ с глупой головой из горла цел унес!Поди ж, приятель, убирайся,Да берегись: вперед ты мне не попадайся».(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми показной доброжелательностью.)11
Действующие лица- Волк- Журавль- Слова автора12
Вопросы для обсуждения Как изменилась картина? Каким был Волк до того, как Журавль вытащил кость? Каким Волк стал потом?(Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а потом со злостью стал кричать на Журавля). Правильно ли повёл себя Волк?(Волк повёл себя неправильно, Журавль ему помог, а он злом ответил).
ОХАРАКТЕРИЗУЕМ ВОЛКА. КАКОЙ ОН?Выбери качества волка и объясни почему.НЕБЛАГОДАРНЫЙДОВЕРЧИВЫЙДОБРЫЙМУДРЫЙЗЛОЙКОВАРНЫЙЖАДНЫЙХОРОШИЙ
Медведь на повозке(Басня)
Поводырь с медведем подошел к кабаку, привязал медведя к воротам, а сам вошел в кабак выпить. Ямщик на тройке подъехал к кабаку, закрутил коренную и тоже вошел в кабак. А в телеге у ямщика были калачи. Медведь учуял в повозке калачи, отвязался, подошел к повозке, влез и стал шарить в сене. Лошади оглянулись и шаркнули от кабака по дороге. Медведь ухватился лапами за грядки и не знает, как ему быть. А лошади, что дальше, то пуще разгораются. Медведь держится передними лапами за грядки и только голову поворачивает то на ту сторону, то на другую. А лошади оглянутся-оглянутся – еще шибче катят по дороге, под гору, на гору… Проезжие не успевают постораниваться. Катит тройка вся в мыле, на телеге сидит медведь, держится за грядки да по сторонам оглядывается. Видит медведь, что дело плохо – убьют его лошади; начал он реветь. Еще пуще лошади понеслись. Скакали-скакали, прискакали домой в деревню. Все смотрят, что такое скачет. Уткнулись лошади в свой двор, в ворота. Хозяйка глядит, что такое? Не путем прискакал хозяин – видно, пьян. Выходит на двор, а с телеги не хозяин – медведь лезет. Соскочил медведь, да в поле, да в лес.
«Косточка» — поучительный рассказ Л.Н. Толстого для детей 7 лет
Этот короткий рассказ Льва Николаевича Толстого воспитывает в детях чувство правды. Всегда нужно говорить только правду, и никакие соблазны и внешние обстоятельства не должны этому мешать. Сейчас остро стоит вопрос в воспитании честных и ответственных за свои поступки детей, рассказ именно об этом.
Несмотря на свою краткость, в повествовании глубоко раскрыта сущность лжи. Читайте его детям, или пусть детки сами читают. Именно такие произведения нужны всем нам, и обязательны для чтения детьми.
**********
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
**********
Мораль басни «Волк и Журавль»
Не все достойны помощи, кто в ней нуждается, такой видится мораль басни Волк и Журавль. Мы привыкли, что нужно оказывать помощь тому, кто угодил в неприятности – это закон для доброго и порядочного человека. Но оказывается, не все люди, у которых произошла беда, достойны того, чтобы их спасли — возможно это урок именно для них.
Пример такого жадного и неблагодарного человека мы видим в герое басни Волке. Избежав смерти, он и не собирался благодарить спасителя, а нагрубил ему. Остается лишь радоваться, что не съел.
И все же, большая часть людей обладает чувством благодарности и долга, и, невзирая на некоторых представителей людского рода, стоит выручать того, кто волею судьбы попал в опасное положение. Если вы видите беду и в силах помочь – не проходите мимо, судьба обязательно вознаградит вас за доброту!
Журавль
свой нос по шею
Засунул
к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость
вытащил и стал за труд просить.
«Ты
шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе
за труд? Ах ты, неблагодарный!
А
это ничего, что свой ты долгий нос
И
с глупой головой из горла цел унес!
Поди
ж, приятель, убирайся,
Да
берегись: вперед ты мне не попадайся».
ЗАДАНИЯ
1.Как
вы понимаете выражение «ноги протянуть»?
2.«Близко
тут Журавль случился
».
Каким словом можно заменить выделенное
слово?
3.Какие
качества характерны для Журавля? Какими
чертами обладает Волк?
4.Что
осуждается в басне? Выбери подходящее
слово и объясни свой выбор: жадность,
доброта, взаимопомощь, бескорыстие,
неблагодарность, коварство
.
ГУСЬ
И ЕГО КРИТИКИ
(И.А.Крылов)
Однажды
Гусь, вытягивая шею,
Расхвастался
на целый птичий двор:
«Сам
поражен я широтой своею.
Ведь
я, как человек, ходить умею,
Как
рыба, плаваю. А если захочу,
То
полечу!
Через
забор!»
Индюк
подпел: «Стихии вам подвластны!»
А
Утка молвила: «Я с Индюком согласна.
У
вас такой обширный кругозор!»
«Вы
— ко-ко-корифей! — Петух воскликнул
с жаром. —
Как
птица вами я горжусь!
Повсюду
говорят: хорош, мол, Гусь!»
Так
славил Гуся птичий говор,
Пока
не появился Повар.
И
только полетел гусиный пух…
«Я
знал, — вздохнул Индюк, — что Гусь
гогочет глупо,
Что
он годится лишь для супа».
«Как
он ходил! — вскричал Петух, —
С
такими лапками, с такой фигурой
Он
ко-ко-ковылял!
Над
ним смеялись куры!
А
Утка крякнула: «По правде говоря,
Гусь
плавать не умел, и хвастался он зря.
Летать
через забор — невелики дела.
Подумаешь,
орел! Я б тоже так могла!»
Пусть
этой басни птицы не услышат,
Но
в том беды особой нет.
Она
не для того, кто перьями одет,
А
для того, кто ими пишет.
ЗАДАНИЯ
1.Понравился
ли тебе Гусь? Почему? Какими качествами
характера он обладает?
2.Как
относятся к нему птицы? Что происходит
после появления Птицы?
3.В
каких строчках басни содержится её
поучительный вывод (мораль)? Как ты его
понимаешь?
4.Может
ли история, рассказанная в басне,
произойти с людьми?
5.Как
ты понимаешь смысл заглавия басни?
Объясни.
РАБОТА
В ГРУППАХ 6.Обсудите фразы, которые
произносят герои. Подберите необходимую
интонацию для их прочтения. Распределите
роли. Разыграйте басню по ролям (слова
необходимо выучить наизусть). С какими
трудностями пришлось столкнуться во
время подготовки? Проведите обсуждение
постановки.
Воробей и ласточки
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали. Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал. Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда. Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Орел(Быль)
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.
Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.
Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, – нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.
«Прыжок» — рассказ Толстого для детей 2-3 класса
Приключенческий рассказ Льва Николаевича Толстого не оставит никого равнодушным, даже юных читателей. Повествование яркое и игривое своими трепещущими красками. Заполняйте читательский дневник только после прочтения этого увлекательнейшего произведения. Ведь приключения всем нам присущи и знакомы.
Суть в том, что нам нужно учиться вовремя останавливаться. Этот навык поможет в дальнейшем. И, если потребуются быстрые и решительные действия, то сразу же их принимать.
**********
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.
— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
**********
Такие повествования будет не лишним прочитать и взрослым, ведь все мы родом из детства, как известно. И все наши мысли, желания и поступки сформированы еще там, в детстве. Самое время окунуться в атмосферу литературного чтения и «перепрошить» свои установки. Приятного путешествия!
Короткие повествования Льва Николаевича Толстого достойны наивысшей награды человеческого восприятия. С их помощью происходит формирование жизненных принципов существования. Читайте их детям и развивайте все лучшее, что в них есть.
Квартет (и.А.Крылов)
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли
сыграть Квартет.
Достали нот, баса,
альта, две скрипки
И сели на лужок под
липки —
Пленять своим искусством
свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку
нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит
Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом,
Мишенька, садись против альта,
Я, прима,
сяду против вторы;
Тогда пойдет уж
музыка не та:
У нас запляшут лес и
горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он
все-таки на лад нейдет.
«Постойте
ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы,
верно, уж поладим,
Коль рядом
сядем».
Послушались Осла: уселись
чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет
на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них
разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось
Соловью на шум их прилететь.
Тут с
просьбой все к нему, чтоб их решать
сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми
на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок
наш привесть:
И ноты есть у нас, и
инструменты есть;
Скажи лишь, как нам
сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье
И уши ваших понежней,
—
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья,
как ни садитесь,
Все в музыканты не
годитесь».
ЗАДАНИЯ
1.Какая
цель была у музыкантов? Найдите строки
в тексте.
2.Какой
получилась игра? Найдите выражения,
характеризующие игру музыкантов.
3.Как
музыканты пытались исправить положение?
Почему у них начались разборы и споры?
4.Как
секрет не смогли раскрыть музыканты
сами? Кто и что им подсказал об этом?
ТЗ
5.Прочитайте басню по ролям. Разыграйте
спектакль. Но перед этим подумайте, как
необходимо играть за каждого героя, с
какой интонацией произносить его реплики
и т. п.
Волк и журавль рисунок
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Вопросы для обсуждения
• Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («…он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?
Вопросы для обсуждения
• Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» можно прочитать до слов: «…собачку взяли и бросили в клетку к льву на съедение. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки…» Затем чтение прервать и предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что случится с собачкой? Выслушав несколько вариантов ответа, нужно продолжить чтение до конца в целях проверки высказанных предположений. После этого можно предложить ребёнку вопросы для работы над текстом.
• Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («…он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?
Мышка, кот и петух
Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».
Сова и заяц(Басня)
Смерклось. Стали совы летать в лесу по оврагу, высматривать добычу.
Выскочил на полянку большой русак, стал охорашиваться. Старая сова посмотрела на русака и села на сук, а молодая сова говорит: «Что ж ты зайца не ловишь?» Старая говорит: «Не по силам – велик русак: ты в него вцепишься, а он тебя уволочет в чащу». А молодая сова говорит: «А я одной лапой вцеплюсь, а другой поскорее за дерево придержусь».
И пустилась молодая сова за зайцем, вцепилась ему лапой в спину так, что все когти ушли, а другую лапу приготовила за дерево уцепиться. Как поволок заяц сову, она уцепилась другой лапой за дерево и думала: «Не уйдет». Заяц рванулся и разорвал сову. Одна лапа осталась на дереве, другая на спине у зайца. На другой год охотник убил этого зайца и дивился тому, что у него в спине были заросшие совиные когти.