Одиссея Гомера
- Гомер. Одиссея. Песнь первая
- Гомер. Одиссея. Песнь вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь третья
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(1)
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(2)
- Гомер. Одиссея. Песнь пятая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестая
- Гомер. Одиссея. Песнь седьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь восьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятая
- Гомер. Одиссея. Песнь десятая
- Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двенадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь тринадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь четырнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь пятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь семнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь восемнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать первая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать третья
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать четвертая
Славянские мифические существа – обитатели лесов
С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.
Леший – хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные – леший его не трогает, и может даже прийти на помощь – вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает: заставляет плутать и может защекотать до смерти.
Перед людьми леший предстает в разных обличьях: человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным – лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.
Водяной – дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади.
Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку – будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.
Берегиня – этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево – это береза, которая очень почиталась в народе.
Боровик – еще один лесной дух в славянской мифологии. Внешне выглядит как огромный медведь. Отличить его от настоящего зверя можно по отсутствию хвоста. В подчинении у него находятся боровички – хозяева грибов, похожие на маленьких старичков.
Кикимора болотная – еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.
Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото.
Обзор лучших изданий
Остановимся подробнее на изданиях о славянской мифологии. Чтобы было интереснее, мы подобрали книги разных жанров и для разной аудитории.
-
Словарь Славянской Мифологии. Грушко Е., Медведев Ю.
Справочник адресован детям. Но читать его интересно и в зрелом возрасте, если ваше знакомство с мифами и героями древних славян только началось.Статьи расположены в алфавитном порядке и снабжены иллюстрациями. Язык повествования простой и живой — не бойтесь формата энциклопедии.
-
Легенды, предания, бывальщины. Криничная Н.
Автор-фольклорист, долгие годы, исследовала быт и нравы российских глубинок. Она не только воссоздавала мифологическую систему славян (книг на эту тему у нее тоже достаточно), но и записывала фольклорные истории, которыми с ней делились в разных уголках нашей Родины.
-
Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках. Сергеева А.
Что будет, если автор интересуется не только фольклорам, но еще и психологией? Получится увлекательный разбор русских сказок с описанием глубинного смысла действий героев. А ещё — описание архетипических (то есть фундаментальных, записанных в наших генах) сценариев, с которыми сталкивается любой человек.
Цитата: «Чтобы победить Кощея, во-первых, нужно стать «зайцем» — спуститься на уровень простого, дикого, природного существа, которое не прельщается призрачным великолепием будущего, а живет в настоящем, обусловленным реальными физическими и душевными потребностями здесь и сейчас.»
-
Славяне. Сыны Перуна. Гимбутас М.
История в чистом виде. Мария Гимбутас — этнограф и археолог, поэтому ее труд будет интересен любителям фактов и системы. Она рассказывает о том, как жили славяне разных географических зон, в чем быт и понимание природы были схожи, а в чем различались, и как их наследие повлияло на дальнейшее развитие русского народа.
-
Голубиная книга. Славянская космология.
Наш ответ на индийскую «Ригведу» или скандинавскую «Старшую Эдду». Впервые книга упоминается в житии Авраамия Смоленского, жившего в 13-м веке. Истории из нее передавались устно. А записал саму книгу собиратель русского фольклора Кирша Данилов в конце 18-го века. Правда, тогда она считалась не больше чем сборник сказок и легенд, и лишь наши современники расшифровали в затейливых метафорах объяснение мироздания.
-
Сборник «Очерки русской мифологии. Умершие неестественною смертью и русалки». Зеленин Д.К.
Для любителей страшилок. Слабонервным людям, которые к тому же обладают хорошей фантазией, читать не рекомендуем.В книге описаны правильные обряды захоронения и последствия неправильных похорон: а именно из-за них и появляются «неупокоенные» души. Приведены пример реальных случаев эксгумации крестьянами несчастных, которые упокоились без соблюдения обрядов.
Домовые духи
В старых домах живет множество разных духов. Одни — это души прежних хозяев, другие — просто при— блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне — огуменник, в сарае — сарайник, в бане — банник, в курятне — куричий божок, в клети — клетник, в закуте — закутник, за печкой — кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, рядом со снедью живет жировик-лизун, а в доме — сам хозяин всех домовых духов — домовой.
Домовой — дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. По ночам будут шуметь и колобродить шишиги и шиликуны, а коргоруши, обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги, жировик-лизун съест в избе все продукты.
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии — духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам.
Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, — кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу… на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей» считает их за особую отдельную добрую порадуй. (С.В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»).
Где отражены представления славян о мире?
Одним из первых о наших предках рассказал византийский историк Прокопий Кесарийский. Он оставил нам редчайшие и бесценные сведения о славянах. Во время создания произведения «Война с готами» они едва вышли на мировую арену. В то время славяне еще жили обособленной культурой, которая была далека от культуры античности. Наши предки прикоснутся к ее достижениям значительно позже. Это произойдет после принятия нашей страной христианства.
А пока процветали В них отразились представления славян о мире. Древние мифы Руси рассказывают нам о богах, которые непосредственно связаны с природой. Сегодня вряд ли можно представить общую картину славянского пантеона. Многие легенды и древние мифы Руси забыты, потеряны. До наших дней сохранилось лишь несколько имен богов.
Поэтическую прелесть представлений славян о мире донесли до нас русские сказки. И сегодня они окрашивают наше детство поэзией. Мы знакомимся с такими героями, как домовые, лешие, водяные, русалки, Чудо-юдо, Баба-яга и др. Нравственные принципы часто представлялись в персонифицированном виде древнему человеку. Это, например, Кривда, Правда, Горе-злосчастие. Даже смерть наши предки изображали как одетый в саван скелет с косой в руках. Именем бога было слово «чур», употребляющееся в наши дни в виде: «Чур меня!»
Правители и общество
Древняя Русь была известна своими мудрыми и справедливыми правителями. Они обладали большой властью и влиянием, и их решения влияли на всю страну.
Власть в Древней Руси передавалась по наследству от отца к сыну. Первым правителем Руси был Рюрик, который основал Рюриковическую династию. Династия правила Русью в течение многих столетий, хотя иногда власть передавалась и другим родственникам.
Правители Древней Руси обычно следовали религиозным обрядам и верованиям, которые были важной частью жизни общества. Вера в Древней Руси была языческой до принятия христианства в 10-11 веках
Наряду с правителями, в обществе Древней Руси были знатные люди, воины, купцы и крестьяне. Знатные люди обычно имели большой статус и оказывали влияние на правителей
Воины были важной частью армии и защищали страну от внешних угроз
Общество Древней Руси было организовано по системе дворянства и крепостничества. Дворяне имели особые привилегии и жили по особым законам, в то время как крестьяне были обязаны работать на землевладельцев и платить им долю от своего урожая.
В обществе Древней Руси также ценились добродетели, такие как честность, справедливость и мудрость. Люди, которые обладали этими качествами, были высоко уважаемы и считались добрыми правителями и лидерами.
Небесное царство богов
Рипейские горы появились на месте битвы Сварога и Сварожичей со Змеем. Именно в этих местах, над Белой Алатырской горой берет свое начало от нее) победитель Змея учредил Сваргу. Так называлось небесное царство богов. Через некоторое время на горе поднялся росток. Он вырос в связующий весь мир священный Вяз. Дерево протянуло свои ветви к самому небу. Алконост свил гнездо на его восточных ветках, а птица Сирин — на западных. В корнях Мирового Вяза шевелится Змей. У ствола его ходит сам Сварог, небесный царь, а вслед за ним идет Лада-матушка. Близ Алатырской горы, в Рипейских горах, начали расти и другие волшебные деревья. В частности, кипарис поднялся на Хвангуре. Это дерево считалось деревом смерти. Береза начала расти на горе Березани. Это дерево поэзии.
РЕПКА
Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.
Читая эту, как и большинство других якобы «народных» (т.е
языческих: «язык» — «народ») сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, «все так живут». Растят детей одни только дедушки и бабушки
Даже в полной семье стало традицией «сдавать» ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. «Демос», по-гречески, — не просто «народ», а народ зажиточный, «верхушка» общества, «кратос» — «власть». Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем «готовить» новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?
Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией «сдавать» ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. «Демос», по-гречески, — не просто «народ», а народ зажиточный, «верхушка» общества, «кратос» — «власть». Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем «готовить» новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?
С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной «Репке»? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи,
благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.
Конкретно, по «РЕПКЕ». Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица: 1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена
Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. 2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость 3) Бабка — Традиция, Дом 4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением 5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки 6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода 7) Жучка — охрана достатка в Роду Кошка — благостная обстановка Дома 9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты.
Вот и думай потом, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они «работают» теперь.
Религия и верования
Религия и верования занимали важное место в жизни древних русичей. Основной религиозной системой на Руси был языческий культ, основанный на поклонении разным богам и духам
Одним из главных богов был Перун, бог грома и молний, который считался правителем небесной сферы. Ему приносили жертвы и молились, чтобы он защищал от вражеских нападений и недоброго воздействия других богов.
Важное место в пантеоне славянских богов занимал Велес — бог знаний, магии и мудрости. Ему приносили жертвы и обращались за помощью к волшебству и предсказаниям будущего
Также в языческой религии Руси было много божеств-покровителей разных сфер жизни: Сварог — бог огня и кузнечества, Мокошь — богиня плодородия и семьи, Яровит — бог весны и земледелия.
С ростом влияния христианства на Руси, многие языческие обряды и верования стали сливаться с христианскими. Крещение стало основным ритуалом во многих семьях, но в то же время старинные обряды и колдовство продолжали существовать, как смешение двух религиозных систем.
Существовала также вера в различные мифологические существа: леших — лесных духов, русалок — водяных женщин, домовиков — домовых духов, которые жили в хозяйственных постройках и помогали или наказывали людей в зависимости от их отношения к ним.
Русский народ оставался верным своим древним верованиям на протяжении многих веков, и только с появлением абсолютного христианства встретился с сильной конкуренцией и последовали массовые обращения в православие.
Река Смородина
Калинов мост и часто упоминаются в заговорах и сказках. Однако в них эта река называется чаще всего просто Смоляной или Огненной. Это соответствует описаниям, представленным в сказках. Иногда, особенно часто в былинах, Смородину называют Пучай-рекой. Вероятно, она стала именоваться так из-за того, что ее кипящая поверхность вспучивается, бурлит, клокочет.
Смородина в мифологии древних славян — река, которая отделяет друг от друга два мира: живых и мертвых. Душе человека необходимо преодолеть эту преграду по дороге на «тот свет». Река получила свое название вовсе не от ягодного кустарника, известного нам. В древнерусском языке было слово «смород», употреблявшееся в 11-17 веках. Оно означает смрад, зловоние, резкий и сильный запах. Позднее, когда забылся смысл названия этой реки, в сказках возникло искаженное название «Смородина».
Литература о языческих богах
Чтобы лучше разобраться в небесной иерархии языческих времен, предлагаем ознакомиться со следующими произведениями:
-
Забытые боги славян. Николай Липин.
Автор не приветствует околонаучные домыслы. Чтобы максимально достоверно описать верования славян дохристианского времени, Липин использует научные методы: анализирует сакральную лексику славян, обращается к сравнительной мифологии.
-
Славянские боги. Мария Еременко.
В этой книге представлен не самый глубокий анализ славянских обрядов и богов. Зато здесь много иллюстраций, которые помогут «воплотить» образ идолов. Книга больше подойдет для тех, кто только начал погружаться в тему, заинтересует младшее поколении в дальнейшем изучении нашей истории.
-
Славянские боги и рождение Руси. Александр Асов.
Вдумчивый труд по сбору и систематизации данных о славянских богах. Подкупает, что истории о наших предках не голословны, они подтверждены текстом древних легенд и сказаний. Полезная и интересная энциклопедия «Русских Вед». Изображения богов тоже присутствуют.
-
Боги древних славян. Калашников В.И.
Особенность очередного издания о богах наших предков (на этот раз преимущественно восточных и западных славян) — большая доля сравнительного анализа с легендами и преданиями других стран: Индии, Египта, Китая и Скандинавии. Как вы уже догадались, автору удалось найти много общего в религиях первых цивилизаций.
Помните, что изучение мифологии древних славян — это не только увлекательное занятие, но еще и важное обращение к нашим истокам. Оно помогает увидеть и понять глубинные причины русского характера в целом и судеб отдельных людей
Жизнь и быт
Жизнь и быт древних русских людей насыщены множеством интересных традиций и обычаев. Основу их повседневной жизни составляли труд, религия и семья.
Труд был неотъемлемой частью жизни древних русских людей. Главным занятием было земледелие, так как оно обеспечивало выращивание пищи для всей семьи. Женщины занимались ткачеством и шитьем, а мужчины занимались охотой и рыболовством.
Религия играла важную роль в жизни древних русских людей. Они верили во множество богов и проводили различные ритуалы и обряды. Праздники и обряды были связаны с сельскохозяйственными циклами, поэтому они были очень важными событиями для русского народа.
Семья была основным социальным институтом в древней Руси. Семьи состояли из нескольких поколений, которые жили вместе и занимались совместным хозяйством. Были тесные связи между родственниками, и семья являлась основой для защиты и поддержки каждого члена семьи.
Таким образом, жизнь и быт древних русских людей были насыщены трудом, религией и семейными ценностями, которые формировали основу русской культуры и традиций.
О книге
В последнее время люди всё больше подвержены стрессу и эмоциональному переутомлению. Как избавится от душевного напряжения и поднять себе настроение? Чтение увлекательных книг, несомненно, позволит сделать это. Обладая волшебной способностью погружать читателя в другую жизнь, книги хотя бы на время дают шанс позабыть о личных проблемах и переживаниях.
Одной из книг, вызывающих восхищение, безусловно является произведение «Мифы и герои Древней Руси» Яхнина Леонида Львовича
Обращая внимание на многие глубокие вопросы современности, автор делится с нами своими ощущениями и переживаниями. Основной сюжет произведения, главные герои, описание обстановки и диалоги между персонажами — всё детально продумано и проработано автором, что непременно завлечет читателя