«квартет» — анализ и мораль басни и.а. крылова

Басня крылова - квартет: читать текст, мораль ивана андреевича крылова - стихотворения на

Анализ, мораль басни Крылова «Квартет» 3 вариант

Басня И. А. Крылова «Квартет» была написана по поводу неудавшейся реорганизации императором Государственного совета. Предполагалось, что четыре вновь образованных департамента займутся коренными реформами, но дело не закончилось ничем. Стихотворение напечатано в 1811 году.

Басня «Квартет» – одно из самых ярких сатирических сочинений поэта. Если это пародия, то об отношении поэта к государственным мужам можно судить по тому, каких животных он выбрал для олицетворения персонажей басни. А ведь она повествует не только о важничающих смешных дилетантах, но и рисует любопытные психологические типы.

Квартетом называется ансамбль четырех музыкантов. Бас – авторское название контрабаса. Прима и втора – названия первой (солирующей) и второй (ведомой, аккомпанирующей) скрипки. Состав квартета красноречиво говорит об уровне мастерства горе-музыкантов: это Осел и Козел – хрестоматийные символы упрямства и грубости, косолапый Мишка и Мартышка, проказливость, легкомыслие которой выделены автором особо. Она и в прямом, и в переносном смыслах захватывает право «играть первую скрипку» – то есть занимать главенствующее положение, принимать ответственные решения. Причем, если Мартышке все ясно, все лежит на поверхности – она с легкостью необыкновенной берет на себя командование общим предприятием, то тугодум-Осел, напротив, во всем видит секрет.

Произведение буквально пронизывает авторская ирония – с самого начала басни поэт намекает читателю, что дело, затеянное неумелыми животными с грубыми копытами, с когтями, заранее обречено на провал. Поэт саркастически подчеркивает топорность попыток употреблением уменьшительно-ласкательных слов – сели «на лужок под липки», «братцы». Другим выражением иронии является противопоставление метафоры в высоком стиле «пленять своим искусством свет» и метафоры в виде простонародного выражения «дерут». Этой же цели служат неуклюжие олицетворения «музыке идти», «пойдет музыка», «запляшут лес и горы», которые использует глупая Мартышка.

Многочисленные однородные члены предложения – подлежащие «проказница-Мартышка, Осел, Козел до Мишка», отражающие количество действующих лиц, сказуемые «затеяли, достали, сели, ударили, дерут», дополнения «нот, баса, альта, две скрипки» – описывают избыточность действий, усилий, средств, создают акцент на более чем скромном их результате.

Среди других средств художественной выразительности в басне использован эллипсис – «..сели, – (чтобы) пленять», «тут с просьбой все (обратились) к нему», метафоры – «сыграть квартет», «ударили в смычки», «решить сомненье», риторический вопрос – «Как музыке идти?», риторические восклицания – «Стой, братцы, стой!», «погодите!», «..запляшут лес и горы!», антитезы – «дерут, а толку нет», «уселись …в ряд, а …нейдет на лад»; инверсия – «на шум их», «уши ваших понежней».

Лексические повторы автор использует для создания акцента на главной мысли – «на лад нейдет» – «нейдет на лад» и для усиления эффекта воздействия на читателя – «и ноты есть …, и инструменты есть», «стой, … стой».

Яркий народный язык басен Крылова пестрит разговорными словами и выражениями: это «затеяли» – «задумали», «сыскал» – «разгадал» в контексте басни, «поладим» – «придем к согласию», «на лад нейдет» – «не ладится», здесь же устаревший союз «коль», наречие «пуще» – сильнее», «надобно» в значении «нужно», устаревшая форма глагола «привесть (в порядок)», «случилось» в значении «выпало на долю», глагол «пожалуй», форма совершенного вида от «пожаловать» – «оказать милость, любезность», просторечное «понежней».

Несмотря на очевидный характер морали, по разным причинам поэт все же не смог обойтись без иносказания – «уши ваших понежней». Думается, он имел в виду вовсе не уши – в этом слове явно упущена начальная буква «д». Истинный музыкант должен иметь не только хорошую технику – пресловутое «уменье», но и быть творцом.

Басня И. Крылова «Квартет»

Квартет — басня Ивана Крылова и ее анализ


Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, –
Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.


Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» –
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

Анализ / мораль басни «Квартет» Крылова

Иван Андреевич Крылов разместил «Квартет» на страницах своих «Новых басен».

Басня написана в 1811 году. Ее автору в эту пору исполнилось 42 года, он продолжает работать в Императорской публичной библиотеке. Его известность как баснописца к тому времени была уже непререкаемой. Размер — разностопный ямб с затейливой рифмовкой, с преобладанием смежной. Ее можно назвать политической сатирой, хотя мораль сей басни – вечная и не связана с сиюминутным контекстом. Считается, что поводом к созданию произведения послужило реформирование Государственного совета, повлекшее за собой разделение на четыре департамента. Члены Совета не сразу освоили новый принцип работы, только в результате споров построили иерархию, удовлетворившую, наконец, всех. Еще одна версия, куда более близкая к занятиям самого И. Крылова – открытие общества «Беседа любителей русского слова», заседавшего обычно в доме Г. Державина. В его рядах также случались обиды по поводу распределения мест. Героев пятеро, самые колоритные из них, пожалуй, Мартышка (проказница) и Осел. Собственно, остальным участникам квартета слова так и не дали. Соловей же здесь – персонаж назидающий, выразитель авторской позиции. Название относится к ансамблю из 4 музыкантов. «Косолапый Мишка»: фольклорный эпитет и вполне себе антропоним (календарное, человеческое имя у животного). «Затеяли сыграть»: порыв был спонтанный. Играть было решено на вдохновении. В перечислительной градации обнаруживают себя известные музыкальные инструменты: бас, альт, скрипка. Концерт подразумевался без входных билетов, впоследствии был возможен и гастрольный тур. Итак, «дерут», а толку нет. Оказывается одного желания и старания недостаточно. Необходимо еще и правильно сесть. Первой об этом догадалась, естественно, Мартышка. Обращение «братцы» — еще один штрих к очеловечиванию героев. Рефрен «стой». Себя она скромно именует «примой» (главной), пересаживает «Мишеньку» и саму себя. «Запляшут лес и горы!»: оптимизм обезьянки перерастает не просто в олицетворение, а в беззастенчивую гиперболу. «На лад нейдет»: нет гармоничного звучания (здесь еще и устаревшая форма глагола). Затем осенило Осла. Он высаживает всех в ряд. Вновь рефрен «нейдет». Началась словесная перепалка. На шум явился Соловей. Звери просят его стать судьей в споре. Соловей милостиво соглашается. И вот его вердикт: надобно уменье и уши ваших понежней. То есть, он не просто отказал им в навыках, опыте, а именно в способностях. Значит, ансамбль изначально был обречен. Выходит, рассаживание не сделает из них музыкантов. В финале еще и предостережение не браться не за свое дело, трезво оценивать свои таланты.

В «Квартете» И. Крылова современники писателя видели сатиру на злобу дня.

Читательский дневник по басне «Квартет» Ивана Крылова

Название: «Квартет»

Число страниц: 1.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: осёл, козёл, медведь, мартышка, соловей.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка — дружелюбные и любознательные.

Хотели сыграть квартет, но ничего не понимали в музыке.

Соловей — справедливый, рассудительный и честный.

Сказал зверям правду.

Краткое содержание басни «Квартет»

Решили как-то четверо друзей Осёл, Козёл, Мартышка и Медведь стать музыкантами.

Нашли они инструменты и затеяли сыграть квартет, хотя таланта к музыке не имели.

Взяли они инструменты, ноты и стали играть.

Но что-то у них ничего не получалось.

Мартышка предложила поменяться местами, но дело на лад не пошло.

Осёл предложил сесть рядом, но и это не помогло.

Звери стали спорить и на шум прилетел соловей.

Он сказал, что ничто не поможет зверям, ведь они не годятся в музыканты.

Основная мысль произведения «Квартет»

Главная мысль басни в том, что каждый должен заниматься своим делом.

Основная идея и мораль басни в том, что без таланта и умения ничего не получится.

Чему учит басня

Басня учит заниматься лишь тем делом, к которому есть талант и способности.

Учит не спорить и не ругаться.

Учит слушать мудрые советы.

Краткий отзыв по басне «Квартет» для читательского дневника

Прочитав эту басню, я подумала о том, что многие зачем-то делают то, к чему у них нет ни таланта, ни способностей.

И получается всегда смешной и нелепый результат.

Вот и герои басни пытались стать музыкантами не имея слуха и не умея играть на инструментах.

И ничего у них не получалось.

Это интересная и поучительная басня.

Автору удалось под видом зверей показать людей, берущихся за не своё дело.

Мне понравился соловей, который сразу понял, что не так с музыкантами.

Он объяснил зверям, что ничего у них не получится.

Но вот интересно, поверили ли они ему?

Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, своим ли делом вы занимаетесь.

Не похожи ли вы на зверей из произведения?

Надо уметь трезво оценивать свои возможности.

Пословицы к произведению:

  • От перемены мест слагаемых, сумма не меняется.
  • Как медведь на ухо наступил.
  • Без труда — не выловишь и рыбку из пруда.
  • Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Словарь неизвестных слов:

  • Бас — низкий певческий голос.
  • Альт — музыкальный инструмент, похожий на скрипку.
  • Прима — первый голос.
  • Чинно — строго по правилам.
  • Пуще — больше, сильнее.
  • Квартет — музыкальное произведение для 4 исполнителей.
  • Лад — порядок.

Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

  • «Кот и повар»
  • «Листы и Корни»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Ларчик»
  • «Мартышка и Очки»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Осёл и Соловей»
  • «Волк на псарне»
  • «Зеркало и Обезьяна»
  • «Слон и Моська»

Библиотека произведений автора пополняется.

Анализ басни «Квартет»

С первого взгляда может показаться, что басня «Квартет» высмеивает музыкантов-самоучек, которые, неся свое «искусство» в массы, не хотят замечать того, что к этому они совсем не готовы: или таланта нет, или должного опыта, знаний.

И ведь действительно, четверка друзей, вообще не имеющая отношения к музыке, решила сыграть квартет. Взяли ноты, музыкальные инструменты, расселись и начали играть, только ничего у них не вышло. Решив, что дело все в рассадке, звери по-всякому меняли свое положение: то садились в ряд, то друг напротив друга, – но, как и следовало ожидать, от этого ничего не изменилось. Ситуацию спас соловей – признанный в лесу музыкант, мастер своего дела – прилетевший на шум, исходящий от ругающихся товарищей. Он-то и разъяснил хвастунам, что для того, чтобы хорошо играть, нужно уметь это делать, а не просто красиво сидеть с инструментом.

Но на самом деле мораль басни гораздо глубже простого высмеивания музыкантов-«неумех». Автор просто с их помощью показал, как глупо выглядят хвастуны и пустословы, вне зависимости от их возраста и статуса: ребенок это или государственный деятель, как например, Аракчеев, Лопухин, Мордвинов и Завадовский, возглавляющие 4 департамента Государственного совета, сформированного Александром I, через год работы которого Крылов и написал свою басню.

Анализ / мораль басни «Квартет» Крылова

Иван Андреевич Крылов разместил «Квартет» на страницах своих «Новых басен».

Басня написана в 1811 году. Ее автору в эту пору исполнилось 42 года, он продолжает работать в Императорской публичной библиотеке. Его известность как баснописца к тому времени была уже непререкаемой. Размер — разностопный ямб с затейливой рифмовкой, с преобладанием смежной. Ее можно назвать политической сатирой, хотя мораль сей басни – вечная и не связана с сиюминутным контекстом. Считается, что поводом к созданию произведения послужило реформирование Государственного совета, повлекшее за собой разделение на четыре департамента. Члены Совета не сразу освоили новый принцип работы, только в результате споров построили иерархию, удовлетворившую, наконец, всех. Еще одна версия, куда более близкая к занятиям самого И. Крылова – открытие общества «Беседа любителей русского слова», заседавшего обычно в доме Г. Державина. В его рядах также случались обиды по поводу распределения мест. Героев пятеро, самые колоритные из них, пожалуй, Мартышка (проказница) и Осел. Собственно, остальным участникам квартета слова так и не дали. Соловей же здесь – персонаж назидающий, выразитель авторской позиции. Название относится к ансамблю из 4 музыкантов. «Косолапый Мишка»: фольклорный эпитет и вполне себе антропоним (календарное, человеческое имя у животного). «Затеяли сыграть»: порыв был спонтанный. Играть было решено на вдохновении. В перечислительной градации обнаруживают себя известные музыкальные инструменты: бас, альт, скрипка. Концерт подразумевался без входных билетов, впоследствии был возможен и гастрольный тур. Итак, «дерут», а толку нет. Оказывается одного желания и старания недостаточно. Необходимо еще и правильно сесть. Первой об этом догадалась, естественно, Мартышка. Обращение «братцы» — еще один штрих к очеловечиванию героев. Рефрен «стой». Себя она скромно именует «примой» (главной), пересаживает «Мишеньку» и саму себя. «Запляшут лес и горы!»: оптимизм обезьянки перерастает не просто в олицетворение, а в беззастенчивую гиперболу. «На лад нейдет»: нет гармоничного звучания (здесь еще и устаревшая форма глагола). Затем осенило Осла. Он высаживает всех в ряд. Вновь рефрен «нейдет». Началась словесная перепалка. На шум явился Соловей. Звери просят его стать судьей в споре. Соловей милостиво соглашается. И вот его вердикт: надобно уменье и уши ваших понежней. То есть, он не просто отказал им в навыках, опыте, а именно в способностях. Значит, ансамбль изначально был обречен. Выходит, рассаживание не сделает из них музыкантов. В финале еще и предостережение не браться не за свое дело, трезво оценивать свои таланты.

В «Квартете» И. Крылова современники писателя видели сатиру на злобу дня.

Анализ басни Крылова » Квартет «:

Басня «Квартет» была написана в 1811 году. В основу этой басни положен оригинальный сюжет о зверях-музыкантах. Живущие в лесу Медведь, Осел, Козел и Мартышка решили организовать музыкальный квартет. Раздобыв инструменты и ноты, они попробовали играть, но ничего не получилось. Тогда Мартышке пришло в голову, что они неправильно сидят, отчего и музыка не выходит. По ее указаниям звери пересели, но толку от этого не было. Они попробовали занять другие места, но тоже не достигли нужного результата.

Долго несостоявшиеся музыканты спорили, пока на шум не прилетел Соловей. Звери попросили Соловья рассадить их правильно, чтобы музыка звучала красиво. На их просьбу Соловей ответил, что для исполнения музыки требуется умение и музыкальный слух. Он добавил, что как бы звери ни садились, настоящих музыкантов из них не получится.


Существуют две версии того, что послужило поводом для написания басни « Квартет ». По одной версии в басне идет речь о четырех вельможах, которых не знали, как рассадить в четырех отделах Государственного Совета. В 1810 году князь Лопухин был назначен председателем департамента дел гражданских и духовных, Завадовский – председателем департамента законов, граф Аракчеев – департамента военного, бывший военный министр Мордвинов – департамента государственной экономии. Вот и появилось предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом – Лопухина, а под Медведем – Аракчеева.

По другой версии, басня написана на открывшееся тогда литературное общество «Беседы любителей русского слова», которое было составлено из четырех департаментов, наподобие Государственного Совета, с председателями и попечителями в каждом из них. Крылов с трудом выдерживал заседания этого общества, на котором зачитывались длиннейшие и скучнейшие литературные произведения. Характеризуя атмосферу, царившую в обществе, он писал в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь», намекая на литературные «таланты» участников общества.

В любом случае, эта басня ценна и поныне, она давно пережила то историческое событие, по поводу которого она была написана. Славный «Квартет» музыкантов, которые, как бы ни садились, «дерут, а толку нет», приходит на память всюду, где встречаются люди, берущиеся не за свое дело, или решившие поправить дело какой-нибудь внешней, показной реформой.

Зачастую самоуверенные люди, безусловно верящие в свои «таланты», полагают, что за какое бы дело они ни взялись, всё у них будет сделано в лучшем виде. Как в басне, достаточно приобрести инструменты, сесть под липки и можно «пленять своим искусством свет». А если что-то не выходит, то значит, виновата какая-то мелочь, типа неправильной посадки музыкантов.

Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма (результат) не меняется. Как бы не менялись местами дилетанты, успеха не будет. Добиться успеха можно только через профессиональный, кропотливый труд.

Сказка «Красная шапочка»Сказка «Гуси-лебеди»Сказка «Айболит»Сказка «Мойдодыр»Сказка «Колобок»Сказка «Курочка Ряба»Сказка «Репка»Пословицы и поговоркиСкороговорки для детейЗагадки на логику с ответамиЗагадки на логику с подвохом с ответамиЗагадки про зиму с ответамиЗагадки про Новый год с ответамиЗагадки про весну с ответамиЗагадки про лето с ответамиЗагадки про осень с ответамиЗагадки про инструменты с ответамиКарта сайта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: