Главные герои и их характеристика
Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:
- Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался.
- Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
- Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека.
- Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.
Витя
Витя (от его лица ведётся рассказ) – сирота, внук Екатерины Петровны. Он часто рассуждает о гибели его матери. Из всего повествования хорошо заметно, что мальчик любит свою деревню, почитает родню, ценит родину, уважает простой деревенский народ: «Я и поныне, как вспомню песню, — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясённости», «дрожит, сжимается сердце от песни», «деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».
Витя уважает и семейство левонтьевских: «Ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства»
Он никогда не упускает возможности побыть вместе с этой семьёй: «Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору», «я окружён бывал нередкостным вниманием, тут мне полный праздник»
Хоть Витя часто глядит на ребят, иногда подражает им, но что-то всё таки подсказывает ему, что нельзя себя вести также, как они: «Я тоже знал поганые слова, научился говорить их у ребят, но боялся, может стеснялся употреблять поганство». Главный герой также проявляет слабохарактерность, он легко поддаётся чужому влиянию , ведётся на «слабо», потакая Саньке, хвастается, что «ещё у бабушки калач украдёт», решает обмануть бабушку, «натолкав в туёс травы, сверху ягод». При этом его мучает совесть: «Терзался я ночью», «а что если всё рассказать», «что только будет», «и зачем я так сделал».
В итоге мальчик решает раскаяться: «Да чтобы я ещё раз сплутовал». Становится понятно, что Витя испытывает стыд, ему сложно признаться в содеянном, попросить прощение, но опять таки совесть помогает ему исправиться, потому что мальчиком руководит его добрая душа.
Короткий пересказ «Конь с розовой гривой»
Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку.
Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».
Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой.
Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Читайте такаже: В рассказе Астафьев описывает период раскулачивания, жизнь и быт крестьян сибирской деревеньки. Краткое содержание «Фотографии, на которой меня нет» В. Астафьева поможет узнать главных героев и фабулу рассказа. История о старой фотографии, сделанной приезжим фотографом в то далекое время.
История создания
История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.
У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении.
Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон».
Действующие лица «Коня с розовой гривой»
Речь ведет рассказчик, который одновременно выступает в тексте главным героем. Мальчик, рассказывающий читателям историю, приходится внуком Екатерине Петровне. Главный герой лишился родителей, мальчика воспитывает бабушка.
Также в повествовании выделяется фигура Саньки – сына Левонтия, который жил с рассказчиком по соседству. У Левонтия были и другие дети, но Санька – самый злой из ребят. Сам же Левонтий в прошлом служил моряком, но те времени бесследно исчезли. В рассказе описана также супруга мужчины – Васена.
Витя – главный герой произведения – с виду крепкий мальчик. Писатель сравнивает рассказчика с грибом-боровиком. Известно, что деревня, где живут Витя, бабушка и дедушка, расположена в глубине тайги. Бабушка Вити – крепкий орешек, женщина трудно поддается на жалость и слезы. Также Катерина Петровна тонко чувствует обман и ложь. Бабушка строже дедушки, старается держать внука в условиях дисциплины, требуя отчитываться о поступках. Шалости Катерина Петровна не поощряет.
Санька – соседский мальчик-хулиган – плохо влияет на Витю, обучая того нецензурным словам, грубости, проказам. Бабушке не нравится, что внук водит дружбу с детьми соседа, потому что влияние ребят способно испортить Витю. Соседские дети обманывают маму, грубят, ругаются, ссорятся, но Витя не привык лгать Катерине Петровне.
Бабушка – сильная женщина, на плечах которой держится все хозяйство. Женщина много трудится и устает. Вите жаль бабушку, встающую с рассветом. После того, как Витя обманул бабушку, совесть мучила его. Этот урок показал мальчику, что ложь и мошенничество – плохие товарищи. Писатель, однако, упоминает, что Катерина Петровна – женщина строгая, изредка практикующая даже легкие телесные наказания за проступки. Катерина Петровна тревожится, что из-за общения с левонтиевской бандой из внука вырастет арестант и плут.
Бабушка любит пошуметь, ведет себя громко, а когда произносит слова, то кажется, что «гремит». Достается как Вите, так и дедушке, который даже дал жене прозвище – генерал. Катерина Петровна – пожилая женщина, однако бабушка сохранила прежнюю бойкость, энергичность, трудолюбие. Женщина не любит алкоголиков, тунеядцев, ленивых людей.
Катерина Петровна – хорошая рассказчица. Героиня часто делится с соседями свежими историями и новостями. Проступок внука тоже превращатся в историю, в анекдот.
Дедушка героя, напротив, человек спокойный и тихий, герою свойственна мягкость и доброта. Витя чувствует комфорт рядом с дедушкой, свободу. Однако большую часть лета старичок проводит на земельном участке, расположенном вдалеке от дома, поэтому с внуком видится редко. Витя скучает по дедушке. Бабушка часто ругается на мужа, потому что тот балует внука, потакая шалостям мальчика. Катерина Петровна склонна много говорить, поэтому муж, уходя от конфликта, находит себе занятия, чтобы не слушать болтовню супруги.
Краткий пересказ повествования о коне с розовой гривой
Писатель начинает рассказ изложением истории из детства. Бабушка главного героя отправляет внука собрать землянику на увале. Мальчик решил выполнить задание бабушки вместе с друзьями – соседскими ребятишками.
Сладость была похожей на произведение искусства: розовая глазурь, детализация в изображении формы лошади, копыт, гривы. Обладание таким пряником означало, что соседские мальчишки будут оказывать почет тому, у кого есть такая сладость. Поэтому покупка пряника стала мечтой ребят.
Поход за земляникой
В поход за ягодами главного героя сопроводили дети соседа – Левонтия. Сосед занимался заготовкой леса, и когда получал оплату за труды, то семья Левонтия могла расплатиться с долгами, а также устроить роскошный пир для детей. Рассказчик старался в этот момент попасть в гости к соседям, чтобы попробовать вкусной еды. Бабушке главного героя не нравились поползновения внука гостить у Левонтия, так как женщина считала, что не стоит «объедать» пролетарскую семью. Однако соседи радушно относились к рассказчику, желая осиротевшего мальчика.
Мне избы серые твои…
Современный школьник, живущий в мегаполисе, вряд ли понимает, что такое деревенская жизнь — со всеми её прелестями и тяготами.
С одной стороны, бытовых трудностей в селе намного больше, чем в городе. Квартирные жители воспринимают горячую воду, центральное отопление, канализацию и обилие бытовых приборов как что-то само собой разумеющееся, — а за городом, тем более в начале ХХ века, всего этого не было. Воду приходилось носить из колодца; чистить зубы и мыть руки полагалось из умывальника, расположенного над тазиком; «полностью» помыться можно было только в бане, которую требовалось как следует растопить (это вам не просто кран с горячей водой открыть), а чтобы прогреть дом, приходилось жечь дрова в большой русской печи — примерно такой, как в мультфильме «Вовка в Тридевятом царстве». В этой же печи готовились завтраки, обеды и ужины на всю семью… Представьте-ка, что легче: купить батон в супермаркете — или провозиться часа два с тестом, дожидаясь, пока оно «подойдёт»?
Кстати, насчёт «купить»: заработать деньги, живя в селе, было делом крайне непростым. Помните, как в рассказе «Конь с розовой гривой» описан сосед главного героя — бывший моряк дядя Левонтий, чем он занимался в Овсянках и как жила его семья: жена и многочисленные отпрыски?
- Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать <…> Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность <…> охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним ещё утром к бабушке забегала тётка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.
- — Кума! — испуганно-радостным голосом восклицала она. — Долг-от я принесла! — и тут же кидалась прочь из избы, взметнув юбкою вихрь.
- — Да стой ты, чумовая! — окликала её бабушка. — Сосчитать ведь надо.
- Тётка Васеня покорно возвращалась <…>.Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из «запасу» на чёрный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот «запас» состоял, кажется, из десятки…
«Заготовлять лес на бадоги» — значит рубить большие деревья, распиливать их поперёк на «кругляшки», а потом раскалывать топором, чтобы получились небольшие дрова, которые удобно класть в печь. Работа физически затратная, на износ, — но, с тех пор как Левонтий обзавёлся супругой и детьми, других вариантов заработка у него не осталось. Он, может, и вернулся бы в море, но деревенская жизнь сурова, и мужчина нужнее в семье. Отправится Левонтий в плавание, а дома что-нибудь случится: дымоход засорится, половицы проломятся, крыша начнёт протекать… И что будет делать бедная Васеня со своим выводком?
Увы, зарабатывал Лаврентий немного: купить самое необходимое, чтобы не залезать в долги к соседям, у него никогда не получалось. Но что значит эта «десятка», которую отложила бабушка главного героя на чёрный день — и периодически давала в долг тётке Васене?
Минимальная зарплата рабочего в 1930-е годы составляла 110 рублей, но семья главного героя — дедушка и бабушка — официально не трудились, да и пенсии им не платили (какие-то пособия по выслуге лет начали выдавать только в 1937 году, и деньги это были совсем небольшие). Так что семейству приходилось кормить себя самостоятельно. Не случайно автор упоминает, что дед героя ходил «на заимку», то есть на участок земли, где можно было выращивать урожай:
Дедушка был на заимке, километрах в пяти от села, в устье реки Маны. Там у нас посеяна полоска ржи, полоска овса и гречи да большой загон посажен картошек. О колхозах тогда ещё только начинались разговоры, и селяне наши жили пока единолично.
Так что заработать десять рублей — меньше, чем десятую часть зарплаты обыкновенного рабочего, — для семьи главного героя было делом почти непосильным. Вот Катерина Петровна и послала как-то внука насобирать земляники, чтобы продать её в городе. Но мальчишка подошёл к поручению не слишком-то ответственно…
Проблемы
Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:
- Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке.
- Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
- Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.
Вариант 4: Дедушка
Повесть Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» — это трогательная история, которая крутится вокруг дедушки главного героя Вити. Дедушка — мягкий, добрый и мудрый человек, который приносит в жизнь мальчика мир и спокойствие. Витя обожает своего дедушку, потому что он всегда спокоен, никогда не повышает голос и дает ему свободу быть самим собой.
Дедушка всегда занят работой на своем дальнем огороде, но когда он возвращается домой, сердце Вити прыгает от радости. Он всегда рад видеть дедушку, который балует его любовью и заботой. Даже бабушка Вити признает мягкость деда, называя его «баловнем» за то, что он балует своих внуков.
Дед оказывает внуку неизменную поддержку, дает советы в трудных ситуациях, даже если приходится делать это тайком, чтобы не сердить сварливую жену. Когда Витя извиняется перед бабушкой, дед оказывает невидимую, но надежную поддержку, давая понять мальчику, что он не один.
Красивый и чувственный стиль письма Астафьева подчеркивает отношения между дедом и внуком. Характер деда показан настолько ярко, что читатель чувствует его любовь и доброту, что не может не восхищаться им.
В целом это душещипательная история о крепкой связи между дедом и его внуком
Через характер дедушки история подчеркивает важность любви, доброты и понимания в нашей жизни. Это история, которая наполняет сердце теплом и оставляет неизгладимое впечатление
Мне нравится7Не нравится5
Темы
Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно:
- Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
- Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
- Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
- Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
- Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.
Вариант 7: Чему учит?
Это душещипательная история, которая напоминает нам о силе доброты и прощения. Когда я читала эту историю, меня поразило яркое описание лошади и красоты сельской местности. Чувственный язык заставил меня почувствовать, что я нахожусь прямо там, переживая все вместе с героями.
Несмотря на обманчивое поведение главного героя, акт милосердия его бабушки был поистине трогательным. Он напомнил мне о том, что даже когда кто-то поступает неправильно, прощение и сострадание могут проделать долгий путь к восстановлению разрушенных отношений.
Эта история также подчеркивает, как важно быть разборчивым в советах, которые мы принимаем от других. Иногда то, что на первый взгляд кажется хорошей идеей, может привести нас по ложному пути
Очень важно прислушиваться к своему внутреннему голосу и следовать своему моральному компасу, даже если это противоречит тому, что могут посоветовать другие.
В целом, «Лошадь с розовой гривой» — это мощное напоминание о важности доброты, прощения и самоанализа. Она вдохновила меня быть более внимательным и сострадательным в общении с другими людьми и доверять собственным инстинктам при принятии важных решений
Мне нравится16Не нравится3
Композиция
Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.
Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука.
Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета. Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность.
По следам истории создания рассказа
Как мы упоминали выше, писатель создавал произведение, учитывая собственный опыт, биографию, переживания прошлого. Перед нами – реконструкция памяти автора «Коня с розовой гривой».
Мать Виктора Астафьева умерла, когда мальчику было 7 лет. Женщина погибла так, как описано в рассказе: лодка, в которой находилась мать автора, перевернулась, женщина утонула в реке. После этого отец мальчика нашел другую жену, отправив сына жить в детском доме. Тот факт, что читатель, пробегая глазами текст рассказала, касается реальных событий, делает произведение трогательным и грустным.
После смерти матери у мальчика остались двое близких людей – бабушка и дедушка. С бабушкой, Потылицыной Екатериной Петровной, Виктора связывали по-особенному тесные отношения.
Также Витя общался с соседями – семьей бывшего моряка Левонтия. Соседское семейство писатель тщательно выводит на страницах рассказа. Деревня, многодетная семья Левонтия, дружба с Санькой – левонтиевским сыном, рыбалка, купание в реке, приключения, в которые часто попадали мальчишки, отпечатались в памяти будущего писателя.
Символы рассказа и значение повествования о прянике
Символике названия рассказа стоит уделить отдельное внимание. Писатель использует образ пряника в виде розового коня, который напоминает о людях, оставшихся в сердце навсегда, о событиях детства, о беззаботности и непосредственности, свойственной детям, пусть даже пережившим тяжелые испытания и боль
Проблема детства, взаимоотношений между поколениями – важные мотивы произведения Виктора Астафьева. Писатель стремится продемонстрировать читателям необходимость иметь чистую совесть по жизни, без которой не достичь покоя. Чистая совесть приобретается, когда человек учится говорить правду, избегать лжи, не совершать поступков, за которые потом будет стыдно.
Воспоминание об этом эпизоде детства – это исповедь уже пожилого человека, воспоминания которого свежи, будто события рассказа произошли вчера.
5
5
(
1
голос
)
Добрым молодцам урок
Итак, «Конь с розовой гривой» — это произведение не столько о социальном неравенстве и тяготах сельской жизни, сколько о знакомстве человека с совестью, а ещё — о том, что настоящая любовь — это всегда «золотая середина». Любящий человек не закрывает глаза на проступки другого и умеет, когда нужно, быть строгим и требовательным. Но также любящий человек никогда не отвернётся от того, кого любит, — и, когда минует буря, снова станет ласковым и понимающим. Для главного героя таким бесценным товарищем стала бабушка Катерина Петровна. Да и дедуля тоже заботился о внуке: понимая, в каком тяжёлом положении оказался мальчишка, он как мог постарался помочь ребёнку.
Так что главного героя, пожалуй, можно назвать счастливым человеком. И уж точно ему живётся легче и веселее, чем иным ребятам, у которых есть гора дорогих игрушек — но нет ни одного человека, с которым можно было бы поговорить по душам, поделиться сокровенным, посмеяться и поплакать.
Вариант 2: Витя
«Конь с розовой гривой» — это душещипательная история о мальчике по имени Витя и его пути взросления в большой деревне где-то в тайге. Мать Вити утонула в реке, и он остался сиротой, которого воспитывали суровые бабушка и дедушка. В повести прекрасно показаны сложные отношения Вити с бабушкой и дедушкой, особенно с бабушкой, которая воспитывает его строго, требуя отчета за все его поступки.
Несмотря на жесткое воспитание, Витя — добрый и честный мальчик, который любит проводить время с дедушкой, чувствуя себя в его обществе спокойно и свободно. У него есть близкая компания друзей из соседских детей, но он попадает под влияние местного хулигана Саньки, который учит его обманывать, воровать и использовать нецензурную лексику. Витя поначалу увлечен азартом и новизной нового поведения, но вскоре осознает всю серьезность своих поступков, когда обманывает свою бабушку и подвергает ее публичному унижению.
В рассказе переданы эмоции Вити и его путь от наивного и доверчивого мальчика до понимания последствий своих поступков. Он чувствует стыд и вину за свой обман и понимает, какую боль причинил бабушке. Однако он учится на своей ошибке и просит прощения, обещая больше никогда не обманывать ее. История заканчивается тем, что Витя понимает, что обманывать нельзя и что честность — всегда лучшая политика.
Астафьев прекрасно передал в своем произведении чувственность природы, тайги и деревенской жизни. Он показывает читателю контраст между невинностью Вити и суровостью окружающего его мира
Эта повесть — трогательное напоминание о том, как важно быть правдивым, как опасно поддаваться давлению сверстников и о безусловной любви бабушек и дедушек к своим внукам. Она оставляет читателя с теплым и пушистым чувством в сердце и благодарностью за простые радости жизни
Мне нравится18Не нравится9
Виктор Астафьев. Конь с розовой гривой
Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.
— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
— Конем, баба?
— Конем, конем.
Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.
Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.
— Кума! — испуганно-радостным голосом восклицала она. Долг-от я принесла! — И Тут же кидалась прочь из избы, взметнув юбкою вихрь.
— Да стой ты, чумовая! — окликала ее бабушка. — Сосчитать ведь надо.
Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.
Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из «запасу» на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот «запас» состоял, кажется, из десятки. Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк.
— Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! напускалась бабушка на соседку. — Мне рупь, другому рупь! Что же это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и укатывалась.
— Передала ведь!
Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.
Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас, натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.
В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях, — он когда-то был моряком.
Семейство утихло, внимая голосу родителя, впитывая очень складную и жалостную песню. Село наше, кроме улиц, посадов и переулков, скроено и сложено еще и попесенно — у всякой семьи, у фамилии была «своя», коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни.