Краткое содержание рассказа “Матренин двор” по главам
Повествование ведется исключительно от лица рассказчика Игнатьича. Во многом А. Солженицын сопоставляет себя рассказчику. В рассказ вошли 3 главы, описывающие жизнь женщины Матрены.
Глава 1
Игнатьич возвращается из ссылки, которая длилась более 10 лет. Мужчина решает найти работу, устроившись учителем математики. Он приходит в отдел кадров, и его посылают в разные места. После поисков нужной работы Игнатьича отправляют работать в селе Тальново.Во время прогулки по базару рассказчик встречает женщину. Он просит ее посоветовать, у кого можно снять комнату, женщина приводит его к Матрене. ДомМатрены был хоть и большим, но пришел в негодность — везде бегали мыши и тараканы, бревна сгнили. Матрена была не особо рада новому гостю, жаловалась на свои болезни, но все же пустила жить Игнатьича. Рассказчику полагалась машина торфа на зиму от школы. Этот торф был частью платы за комнату. Матрена жила бедно, без пенсии, родные практически не помогали ей. Вот так с мышами и тараканами рассказчик стал жить у старушки. Старушка вставала рано утром, доила козу и готовила завтрак для квартиранта — картошка в мундире и суп “картонный”. За неимением продуктов в магазине, блюда не менялись. Однажды Матрена Васильевна, услышала от соседей, что вышел новый пенсионный закон, по которому она сможет получать пенсию. Женщина стала ездить по конторам и оформлять пенсию.
Матрену Васильевну селяне любили, часто просили ее помочь. Женщина была нарасхват, когда подходили работы в огороде — все, что было посажено Матреной, всегда вырастало и давало хороший урожай. Матрена помогала и пастухам — раз в полтора месяца она приносила им консервы, масло и сахар, хотя себе никогда не позволяла такой роскоши.После долгих хождений по инстанциям Матрене удалось оформить пенсию, соседки стали завидовать старушке. Матрена, не обижалась на них, купила с первой пенсии валенки и пальто.На Крещение к Матрене Васильевне пришли ее младшие сестры. Рассказчик думает, что приходили они только из-за пенсии, так как до этого он их не видел. После получения пенсии старушка повеселела, перестала жаловаться на свои болезни, ее огорчил только один момент, что из церкви во время службы кто-то утащил ее котелок с освященной водой.
«Матренин двор» очень краткое содержание
А. Солженицын Матренин двор краткое содержание для читательского дневника:
Автор – рассказчик после войны и лагерей оказывается в глубине России, в маленькой деревне под названием Тальново, куда он устраивается учителем и встает на постой к местной жительнице Матрене Васильевне Григорьевой.
У Матрены была нелегкая судьба: любила она Фаддея, а вышла замуж за его младшего брата Ефима. Все ее дети умирали в младенчестве, поэтому в деревне ее не любили и считали «испорченной». Она очень любила племянников своего мужа и взяла на воспитание девочку Киру, которую и содержала до самого ее замужества.
Матрена не думает о себе, всю жизнь она работает на кого-то, всем старается помочь не требуя за это награды и даже доброго слова. Может быть, за это на селе ее считают блаженной. И конец рассказа трагичен: Матрена погибает на железнодорожных путях, помогая тому же самому Фаддею перетаскивать половину своего дома, которую она завещала Кире. О Матрене в селе никто по-настоящему не горюет, родственники думают только об оставленном имуществе.
Вывод
Рассказ ведется от первого лица, сам автор выводит себя рассказчиком и показывает в рассказе элементы собственной судьбы. Встреча с Матреной раскрыла ему глаза на таких вот простых и, с первого взгляда, обычных женщин, на которых и держится весь мир.
Это интересно: Хватающая за душу и сжимающее сердце история изложена в кратком содержании рассказа «Кукла» для читательского дневника, который должен периодически читать каждый ребенок и взрослый.
Краткое содержание рассказа «Матренин двор» подробно по главам
Глава 1
Повествование ведется от первого лица, и главный герой является рассказчиком. Это мужчина средних лет, который запоздало возвращается в Россию. Герой хочет начать работу учителя где-нибудь подальше от суеты, а вот конкретное место выбирает практически наугад. В первой деревне, которую мужчина выбрал, не пекли хлеб, поэтому герой решил отправиться дальше. Он остановился в селе под названием Тальново и снял комнатку у женщины лет шестидесяти – Матрёны.
Хозяйка избы, в которой поселился герой, всегда занята делами. Она встает рано, кормит немногочисленное хозяйство, состоящее из козы и хромой кошки, готовит завтрак постояльцу и идет работать. Женщина держит небольшой огород, однако земля не слишком плодородна, поэтому урожай получается скудным.
Часто Матрену зовут помочь с огородом соседки, и женщина никогда не отказывает. Она с чистой душой и искренней радостью целый день может провести за сбором чужого урожая, при этом не взяв с хозяев ни копейки. Раз в шесть недель настает очередь Матрены кормить пастухов. Но даже в этом случае женщина показывает широту своей души: она закупается мясом, сахаром и прочими продуктами, которые сама себе не позволяет даже по праздникам. Женщина питается только тем, что сама и вырастит.
Однажды от своих соседок Матрена узнает о пенсионной реформе, которая позволит ей получать выплаты от государства. Женщина пытается получить эти выплаты, однако этот процесс оказывается весьма сложным: для оформления пенсии требуется подписать множество документов в конторах, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Так Матрена могла потратить целый день всего на одну подпись.
К зиме женщина наконец получает пенсию, что делает ее жизнь немного легче. Матрена даже смогла купить себе валенки, пальто и отложить на черный день.
Глава 2
Сельские жители часто расспрашивали Матрену о ее постояльце, а женщина передавала эти вопросы главному герою. Однако он не слишком распространятся о своем прошлом, как и не расспрашивал Матрену о ее собственном. Он знал только то, что она вышла замуж и стала в этом доме хозяйкой, а все ее шестеро детей умерли еще в младенчестве.
Однажды в дом Матрены заходит старик – Фаддей. Он просит главного героя, который уже работает в школе учителем, за своего сына. Его рассказчик считает наглым и ленивым, однако и Матрена часто просила посодействовать парню в учебе. После ухода гостя главный герой узнает, что Фаддей должен был стать мужем Матрены. Однако он ушел на фронт и пропал, а семья Матрены настояла, чтобы женщина вышла замуж за его младшего брата. Женщина так и поступает, однако в скором времени Фаддей возвращается домой. Мужчина не прощает Матрену и женится на девушки из соседнего села – тоже Матрёне.
После этого муж Матрены уходит на фронт и не возвращается. Жена Фаддея часто навещает Матрену и жалуется о том, что муж ее бьет и унижает. Позже «вторая Матрена» отдает женщине на воспитание одного из своих шестерых детей – девочку Киру. Матрена растит ее на протяжении 10 лет, а затем та выходит замуж и покидает село.
Однажды Кира возвращается, чтобы навестить названную мать и попросить о том, чтобы Матрена сейчас отдала часть избы, которую завещала девушке. С этой же целью часто наведывается Фаддей.
Однажды вечером, когда рассказчик возвращается домой, он видит, что Фаддей пригнал сани и грузит на них разобранную часть избы. Матрена отправляется с ними, чтобы довести горницу до места, однако не возвращается. Ночью герой узнает, что вторые сани, которые из жадности Фаддей присоединил к первым, застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погиб машинист, сын Фаддея и сама Матрена.
Глава 3
В этой главе герои рассказа «Матренин двор» полноценно раскрывают свои личности. По Матрене горюет лишь ее названная дочь Кира, остальные только делают вид. Фаддей в этой ситуации волнуется лишь о том, чтобы вернуть сани домой.
Избу Матрены заколачивают, а рассказчик селится у золовки Матрены, которая часто вспоминает женщину, однако далеко не лестно.
После описанных событий рассказчик понимает, что вся русская земля держится на таких людях как Матрена: добрых, бескорыстных и открытых душой. Образ Матрены – это образ человека, который незримо создает основу целому селу своей помощью, добротой и поддержкой.
Описание персонажей
Прежде чем приступать к прочтению пересказа, важно ознакомиться с основными действующими лицами. Автор собрал в одной истории героев с разными типажами, противопоставляя злость и доброту, щедрость и алчность
Герои произведения:
- Главный герой, он же рассказчик – мужчина средних лет, побывавший в тюрьме. Он стремится жить тихо и спокойно, ближе к природе. Живет в доме Матрены, подробно повествуя о ее нелегкой доле.
- Матрена – жительница села, женщина преклонного возраста. Проживает одна, семьи не имеет.
- Фаддей – бывший мужчина Матрены, в прошлом звал ее замуж. Алчный и вредный человек.
- Матренины сестры – женщины, которые плохо относились к своей сестре, используя доброту ее сердца для своей выгоды.
Женщина, с которой был списан образ главного персонажа
Вариант 2
Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.
Матрёна была одинокой шестидесятилетней женщиной из деревни. От всех людей, которые ее окружали, она отличилась своей добротой и отзывчивостью. Женщина всегда приходила на помощь даже незнакомым людям, бесплатно трудилась с утра до ночи и при этом не просила ничего взамен, откладывала свои заботы на потом. Даже во время плохого самочувствия она не жаловалась и не обращалась за помощью. Все жители знали о мягком характере женщины и пользовались этим. Они вежливо себя вели с ней исключительно ради собственной выгоды.
В молодости Матрёна испытывала любовь к Фаддею, но молодой человек уходит в армию. Она верно ждала его возвращения несколько лет, но ни разу не получила от него письма. Поэтому ее выдают замуж за Ефима, младшего брата ее возлюбленного. Неожиданно возвращается Фаддей и очень бурно реагирует на данный брак, потому что он любил девушку. Смирившись с обстоятельствами, он находит себе жену с именем Матрёна и живёт в браке счастливо, имеет шесть детей. У Матрёны же не было детей, все они погибали ещё в младенчестве. Ефим пропадает во время войны, и для того, чтобы не быть полностью одинокой, Матрёна удочеряет Киру, дочь Фаддея. К этому времени женщина начинает получать деньги и ее приданное начинает возрастать. Кира вырастает и уезжает, а Матрёна ей обещает передать часть избы после смерти. Фаддей узнает об этом и без разрешения начинает разбирать избу вместе с сыновьями. Они перетаскивали ее через железную дорогу, и, как ни странно, Матрёна помогает им даже здесь. Ее жизнь заканчивается под колесами поезда в тот момент, когда она делала людям добро. Даже на похоронах женщины ее родные сестры, которые не любили ее, делят имущество.
Таким образом, Матрёна является положительным персонажем рассказа Солженицына. Не просто так рассказчик говорит о том, что именно на таких людях держится весь мир. Деревня давно бы развалилась и духовно пала, не будь в ней лучика добра и любви в виде Матрёны, которая бескорыстно отдавала часть своей души народу.
Автобиографичность рассказа «Матренин двор». Образ рассказчика
Сюжет рассказа имеет автобиографическую основу. Житейская история рассказчика Игнатича отражает во многом судьбу самого писателя после возвращения из заключения и ссылки. Пройдя войну и пережив лагерь, главный герой, обретя долгожданную свободу, хочет найти себе пристанище в каком-нибудь затерявшемся провинциальном уголке России, чтобы потерять связь с миром, в котором ему довелось так много вынести. Игнатич находит себе место школьного учителя математики в районном центре с чудовищным названием Торфопродукт, устроившись на проживание в соседней деревеньке Тальново у местной жительницы Матрены Васильевны.
После пережитого ему нравится деревенский уклад жизни Матрены в ее небогатой избе. Его радует даже отсутствие радио, возможность не слушать пропагандистские лозунги о коммунистических идеалах и «счастливой» жизни народа. Ему приятнее незатейливый простонародный доброжелательный говор Матрены, казавшийся «теплым мурчанием».
Солженицын
Для него скромный деревенский быт не был обременительным. Он и сам неприхотлив, у него сохранились фронтовые и тюремные привычки: есть два раза за день, спать, укрывая ноги своей лагерной телогрейкой. Его еда из одной картошки, которую стряпала в печи Матрена, представляла собой суп «картонный» или «картовь необлупленную». Мышиная возня и тараканье шуршание по ночам на кухоньке за печкой кажутся ему далеким шумом океана. Мыши и тараканы, которых Матрена не хотела травить, чтобы не навредить кошке, его раздражают меньше, чем колхозные и чиновничьи порядки или посторонние люди в шинелях, внезапно вторгающиеся ночью.
Игнатич ценит возможность уединения, простую душевную заботу и ненавязчивость Матрены, ее рассказы о своей жизни, полной невзгод, в которых ему видится исконное, народное, настоящее.
Хотя рассказчик по сюжету всего лишь учитель, его наблюдательность и интерес к жизни «нутряной» России, затворничество, занятия вечерами допоздна, которым Матрена боялась помешать, косвенно говорят о том, что он еще и писатель.
“Не стоит село без праведника” (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”)
В настоящее время мы имеем возможность восхищаться произведениями А. И. Солженицына, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу.
https://youtube.com/watch?v=C390Te1Is_E
В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”.
Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены.
Его рассказ – спокойный и насыщенный деталями и подробностями – придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию”.
Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
“Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом.
А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес.
И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Так, ни одна пахота не обходилась без нее.
Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе.
Обратите внимание
Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет… А для Матрены было это – конец жизни”.
Далее читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. Судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь – Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: “…если б не брат мой родной – я бы вас порубил обоих”.
Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В нем ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело. Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом.
Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: “…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …и глупая, помогала чужим бесплатно”. Даже Игнатич с болью и раскаянием признается: “Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку”.
(No Ratings Yet)
Главные герои
Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».
У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.
Рассказчик, Игнатьич, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.
Вариант 4
Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».
Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.
Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?
Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.
С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других». Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.
Глава 2
Замуж Матрена вышла до революции. Родных у мужа не было. В его доме ей пришлось тащить все хозяйство на себе. Родилось у них в браке шестеро детей. Все они умерли рано. Муж пропал на войне. После смерти детей, женщина взяла на воспитание девочку Киру.
Как-то раз в гости пожаловал старик Фаддей Григорьев, просить за своего сына Антона. Парень учиться не хотел. Был заядлым двоечником. Учителя, боясь испортить статистику успеваемости, переводили его из класса в класс. Антон об этом прекрасно знал. Так зачем лишний раз напрягаться с домашними заданиями.
После ухода Фаддея, Матрена рассказала, кем он ей приходится. Это родной брат ее мужа. Она должна была выйти замуж за него, но Фаддей не вернулся с войны. Прождав жениха три года, Матрена выходит замуж за Ефима. Только свадьбу отыграли, Фаддей так как тут. Все это время он был в венгерском плену. Такая злость его взяла. Если бы не брат родной, порубил бы всех топором. Долго после этого искал себе невесту с таким же именем. Нашел. Женился, но не по любви. Часто поднимал руку на жену, а она в слезах прибегала и жаловалась другой Матрене. Их все шестеро детей были живы.
Кира была дочерью Фаддея. Десять лет воспитывала ее Матрена, пока не отдала замуж. Горницу по завещанию она отписала ей. Вскоре Кира сама наведалась в гости. Молодым, чтобы удержать выделенный участок земли, необходимо что-нибудь на нем построить. Горница для этого вполне подходила. Фаддей зачастил в гости, уговаривая при жизни отдать горницу. Матрене было не жалко отдать ее. Она боялась начинать ломать крышу дома.
Разбирали горницу по досочкам. Вывезти сразу не получилось. Помешала сильная метель. На одни сани доски не входили. Сыновья Фаддея наспех смастерили вторые. Самодельные сани привязали к трактору и тронулись в путь. Матрена пошла всех провожать. Больше ее никто не видел.
Внимание автора привлекли громкие голоса. Он сразу понял, что это к ним в дом
Стук в ворота подтвердил предположение. Четверо в железнодорожных шинелях начали задавать вопросы. Уже потом от прибежавшей соседки Маши открылась страшная правда.
Сани, сколоченные на скорую руку, застряли на рельсах, начав разваливаться на части. В это время шли два сцепленных паровоза. Из-за шума трактора поезд не было слышно. Огни его были выключены, да и шел он задом. Машинист не успел затормозить, наехав на людей. В числе погибших была Матрена.
С этой книгой читают
Человек в проходном двореТарасенков Дмитрий Анатольевич
В настоящее издание вошел остросюжетный детективный роман советского писателя Дмитрия Тарасенкова «Человек в проходном дворе».
4.5
(2)
Двор, книга 2Львов Аркадий Львович
Довоенная Одесса…Редко можно встретить такое точное описание столкновений простого советского человека — не интеллектуала, не аристократа, не буржуа и не инакомыслящего…
Двор, книга 3Львов Аркадий Львович
«Двор» — книга третья. Долгожданное продолжение классической эпопеи знаменитого Аркадия Львова.Первые две книги были опубликованы еще в 1979–1981 годах и переизданы…
4.6
(1)
Двор. Книга 1Львов Аркадий Львович
Довоенная Одесса…Редко можно встретить такое точное описание столкновений простого советского человека — не интеллектуала, не аристократа, не буржуа и не инакомыслящего…
Проклятый дворАндрич Иво
В том выдающегося югославского писателя, лауреата Нобелевской премии, Иво Андрича (1892–1975) включены самые известные его повести и рассказы, созданные между 1917 и…
Двор холода и звездного света Маас Сара
Спустя месяцы после сокрушительных событий во «Дворе Крыльев и Гибели», Фейра, Рис и их друзья по-прежнему заняты восстановлением Ночного Двора и значительно…
3.24
(5)
Двор Тумана и Ярости Маас Сара
Фейра вырвалась из когтей Амаранты и вернулась в Весенний Двор, но цена, которую ей за это пришлось заплатить, была слишком высока. Несмотря на то, что сейчас Фейра…
2.7
(2)
Двор шипов и роз Сара Дж. Маас
Когда девятнадцатилетняя охотница Фейра убивает в лесу волка, мстить за него приходит чудовищное существо и, в обмен за отнятую жизнь, забирает её в опасные земли,…
4.5
(2)
История создания
В рассказе Солженицын описал вполне конкретную женщину — Матрёну Васильевну Захарову. Героя-рассказчика зовут Игнатич, что созвучно отчеству самого Солженицына — Исаевич.
Проблематика: философская (мотив неузнанного святого).
Смысл названия: первоначально автор планировал назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Праведник — это высоконравственный религиозный человек.
Название было изменено по требованию цензуры, но фактически это изменение переменило и смысл рассказа: двор Матрёны, её дом стали единственным средоточием жизни и правды. Без Матрёны село не рухнет — оно и раньше «не стояло», настолько далеки её соседи от праведной жизни.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: нам уже знаком такой тип рассказа, когда, повествуя о судьбе простого человека, автор возвышается до общечеловеческих ценностей («Судьба человека» Михаила Шолохова). «Матрёнин двор» также следует отнести к «монументальным рассказам». В качестве отличительной особенности можно назвать сближение рассказа «Матрёнин двор» с традиционными житиями святых. Мотив неузнанности и жертвенности святого характерен для житийных произведений.
Время и место действия: действие рассказа происходит в деревне Тальново в 1950-е годы.
Тема праведничества и нравственная проблематика рассказа «Матренин двор»
Тема праведничества, к которой обращались многие русские писатели второй половины XIX в., возродилась в советской литературе благодаря Солженицыну. Переосмысливая эту тему, писатель показал, праведник – это не только человек, искупивший свои грехи, раскаявшийся, живущий в служении Богу. Поведение и жизнь русской крестьянки Матрены далеко не идеальны по христианским канонам. Праведничество в рассказе «Матренин двор» – это просто естественный образ жизни героини с чистой душой, греховные помыслы ей просто даже и в голову не приходят.
Понимание праведности Матрены приходит к Игнатичу после ее трагической гибели. Он говорит, что «грехов у нее было меньше,чем у колченогой кошки, та хоть мышей душила». Осознать праведность Матрены не дано было живущим долгие годы рядом с ней людям, пользующихся ее безотказностью
Никто не понял, что с уходом Матрены, из их жизни уходит что-то настоящее, важное. Лишь некоторые интуитивно почувствовали это: приемная дочь и ее муж, подруга Маша
Мученическая смерть не исказила светлый облик Матрены. Обмывая изуродованное тело, от которого уцелели лишь одна рука и лицо, спокойное, словно живое, одна из деревенских баб заметила, что правую руку «оставил ей Господь», чтобы Матрена смогла «там молиться». Оборвалась жизнь никем не понятой праведницы в деревне, разрушена ее изба, опустел Матренин двор.
Картины быта деревни в послевоенное время. Духовная деградация крестьянства и разрушение деревенского уклада жизни
В рассказе Солженицына деревня Тальново представлена как одна из многих маленьких русских деревень 50-х г. прошлого века. Ища себе уединенный уголок «кондовой России»,герой-рассказчик называет несколько деревень с исконными названиями: Высокое поле, Часлицы, Шестимирово, Овинцы и др. На смену этим постепенно вымирающим деревням, в которых и хлеба уже не пекли, стали появляться рабочие поселки, грязные и необустроенные, с однообразными бараками вместо изб, с бездушными названиями, вроде Торфопродукт. Рассказчик, услышав это название, вспоминает с горечью Тургенева, которому не пришло бы в голову «по-русски составить такое».
Вырождающийся крестьянский быт измотанных бедностью людей, не имеющих возможности ни заработать в колхозах, ни купить себе самое необходимое, влечет за собой нравственное оскудение. В таких условиях люди становятся бесчеловечными, ими обесцениваются бескорыстие, доброта, честность, а нормой становятся неблагодарность и стяжательство. Не считается постыдным воровство, чтобы выжить и не замерзнуть зимой, бабы таскают у государства тайком мешками торф для растопки печей, ведь купить его невозможно. Матрене, чтобы запасти сена для козы, приходится серпом срезать траву на обочинах и болотах, ведь на колхозных лугах косить запрещено. Председатель колхоза урезал огороды сельчанам, с которых кормились их семьи, и теперь эти необрабатываемые земли превратились в пустыри. Бездействие и безответственность представителей власти только усугубляют и без того нелегкое положение послевоенной деревни.
Среди деревенских обитателей особо выделяется Фаддей. Еще при первом знакомстве Игнатича насторожила во внешне благообразном облике старика чернота его лица, обрамленного густыми черными, без малейшего намека на старческую седину волосами, окладистой бородой, скрывающей половину лица, бровями, нависшими над глазами. Матрена постояльцу расскажет о том, как судьба связала ее с этим «черным» человеком.
Фаддей сватался к Матрене в молодости, но его в 1914 г. призвали на войну, где он пропал без вести. Она спустя 3 года пошла за его брата, который посватался к ней оттого, что после смерти матери их семье нужна была работница. Через полгода возвратился из плена Фаддей, в гневе грозил, что зарубил бы обоих, ведь у него отняли Матрену, которую он считал своей. Женился на другой Матрене, выбрав ее за имя, всю жизнь вымещал на ней свою обиду, нещадно бил не только ее, но и детей. Как собственник всю жизнь он будет бороться за свое «добро». Он заставляет бывшую свою Матрену еще при жизни разобрать горницу, которую она завещала своей воспитаннице Кире, его дочери. Ломая избу Матрены, Фаддей словно преображается, из дряхлого старичка превращается в неутомимого работника. Без устали разбирают избу одинокой старой женщины все его сыновья и зятья, не задумываясь о том, как она будет жить дальше.
Из-за скупости Фаддея, пожалевшего денег на еще один трактор, на железнодорожном переезде оборвался трос, тянувший наспех сколоченные вторые сани с бревнами. Вытаскивая сани, тракторист, один из сыновей Фаддея и Матрена Васильевна погибли, они не заметили идущего задним ходом паровоза в ночной темноте и не услышали его приближения из-за работающего трактора. Игнатичу, узнавшему о трагедии, почудился в дверном проеме призрак бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее страшной гибели, словно сорок лет «пролежала его угроза в углу», дожидаясь своего часа.
Но даже после трагедии Фаддей думает, как спасти свое «добро», несмотря на то, что погибли родной сын и вовсе нечужая ему женщина, дочь Кира находилась на грани сумасшествия от горя, пытавшегося повеситься зятя арестовали. Он же, опасаясь, что брошенные на обочине бревна могут растащить, добивается разрешения на их вывоз до окончания следствия, обивает пороги кабинетов разных начальников, изображая убитого горем отца.
Схожи во многом с этим практичным мужиком его односельчане. Даже Матренина подруга детства, придя ночью со страшной вестью, заблаговременно забирает вязаную кофту погибшей Матрены, понимая, что уже утром родня займется дележкой ее скудного имущества. У гроба Матрены ее сестры и родственницы мужа в своих неискренних похоронных плачах ведут борьбу за наследство, продолжая отстаивать свое право на остатки разоренной избы.
Суть рассказа
«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.
«Матренин двор» разделён на три части:
- Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
- Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
- В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.