В каком возрасте можно начинать обучение
У педагогов и психологов нет строгих предписаний по поводу конкретного возраста, с которого дошкольника можно знакомить с буквами. Однако самым благоприятным временем для этого специалисты всё же считают пять лет. Такая рекомендация основана на том, что у совсем маленьких детей преобладает наглядно-действенный тип мышления. А вот к 5 годам мозг уже способен воспринимать абстрактную информацию, знаковые изображения, которыми являются буквы.
Кроме того, до 5 лет речевой аппарат ещё только формируется, поэтому кроха часто не может правильно произносить названия некоторых букв. Есть вероятность, что он запомнит их неправильное звучание, что в будущем создаст проблемы при обучении чтению.
По мнению психологов и педагогов, оптимальный возраст для изучения алфавита — 5 лет
Ещё один важный момент. Родители должны понимать, что изучение букв и алфавита тесно связано с обучением чтению. Если начать знакомство с алфавитом слишком рано, малыш может просто забыть буквы к тому времени, когда пора уже будет осваивать чтение (чтобы этого не случилось, повторять их нужно практически ежедневно).
Тем не менее это только общие рекомендации. Не нужно забывать, что каждый малыш индивидуален. И кто-то способен отлично осваивать буквы уже в три года, а для кого-то эта задача становится посильной только к школе.
Правильное знакомство с русскими буквами в 3 года
К трём годам у многих детей уже есть любимые сказки, книжки. В этом возрасте можно выучить с малышом лишь отдельные буквы, и уж точно не зацикливаться на их последовательности (не затрагивать алфавит).
Трёхлетнему малышу стоит сделать или приобрести буквы-игрушки — объёмные, красочные, интересные для разглядывания. На помощь родителям придут различные кубики (лучше объёмные, мягкие) с нарисованными буквами и картинками. Изображение можно выбирать определённой тематики (например, только животные).
Для трёхлетнего малыша буквы лучше всего связывать с игрушками, например, объёмными мягкими кубиками
Например, у меня в детстве был большой надувной мяч, на котором были изображены все буквы алфавита с чёрно-красными картинками. Я помню, что очень любила с ним играть, подолгу рассматривала изображения. Первое знакомство с буквами у меня связано именно с этой игрушкой.
Мама также может выкладывать крохе буковки из счётных палочек, спичек, пуговиц, рисовать их на бумаге, мелом на асфальте. Затем нужно стимулировать малыша повторять эти действия.
4 года: играем и запоминаем
Рекомендации для четырёхлетнего крохи будут теми же, только взрослый начинает использовать для изучения ещё и различные игры: домино, лото, «Волшебный мешочек» и пр.
Кроме того, можно приобрести интерактивную азбуку в виде плаката или книги. Малышам обычно очень нравится нажимать на ней кнопки. В памяти ребёнка отложится форма буквы, он будет связывать графический символ со звуком.
Интерактивная азбука будет связывать графический символ с картинкой и звуком
Ребёнку уже можно показывать различные обучающие мультфильмы, видео, где алфавит, например, предстаёт в виде забавной песенки.
Видео: весь алфавит в виде весёлой песенки
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/__K1u5nGvKM
5–6 лет: школьные приёмы обучения в комфортных домашних условиях
В 5 лет уже можно учить непосредственно алфавит, то есть буквы в их правильной последовательности. Нужно рассказать ребёнку, что алфавит — это основа нашего языка. Его знание помогает в жизни, например, так гораздо легче ориентироваться в библиотеке, когда нужно найти книгу, начинающуюся на определённую букву.
В это время подспорьем для родителей опять-таки будут игры, более сложная продуктивная деятельность (например, пластилинография, выполнение нетрадиционной аппликации из семян, крупы, салфеток и пр., лепка). На помощь придут различные пособия (печатные азбуки), специальные рабочие тетради, прописи (ведь буквы можно не просто изучать, а сразу учиться их писать).
В 5–6 лет ребёнку можно уже предлагать специальные рабочие тетради, прописи
Кроме того, существует множество полезных приложений для смартфонов, планшетов. Это развивающие игры, помогающие осваивать алфавит.
Картинки для малышей
Отличным пособием в изучении азбуки могут стать картинки. Их легко скачать у нас на сайте и распечатать. Карточки с буквами можно развесить по дому, где ребенок чаще всего бывает, или отводить по 10-15 минут каждый день для их рассмотрения. Прежде чем распечатать картинки с буквами, определитесь, в каком виде вы будете их использовать. Русский алфавит можно наклеить на картон, чтобы они не мялись. Для более взрослых деток можно распечатать азбуку на одном листе, чтобы они видели порядок расположения букв в алфавите.
Таблица с карточками русского алфавита.Русский алфавит в картинках для детей.Красочная азбука для малышей.Черно-белый русский алфавит для раскрашивания.
Карточки с буквами русского алфавита.
Русский алфавит с транскрипцией произношения букв.
Таким образом, вашими лучшими помощниками в изучении азбуки с малышом станут мультики, видео уроки или буквы в картинках: их можно смотреть онлайн или распечатать с сайта. Обязательно используйте этих веселых учителей, и результаты поразят вас. Учим азбуку весело!
Электронный плакат «Говорящая азбука»
Обучающий звуковой плакат — отличное дополнение к стандартным методикам изучения алфавита.
Он сочетает в себе визуальное и звуковое восприятие, позволяет изучать буквы и звуки алфавита, а также цифры от 1 до 33. В плакате представлено несколько режимов — песня, загадка или задание, что позволяет разнообразить процесс обучения.
Плакаты отличаются по звучанию и принципам произношения. Рекомендуется выбирать те, где есть произношение букв, как звуков.
Изучение алфавита — важный шаг в жизни каждого ребенка, который позволит получать новые знания и анализировать их. Стоит отнестись к этому периоду с терпением и помогать малышу в обучении с помощью игрового подхода и поддержки.
Как ребенка научить запоминать буквы: методики
В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.
Раскраски букв
Классические методики
Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.
Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже. Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г)
Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки
Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.
Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.
Авторские методики
Созданы все условия, большое количество авторских методик, чтобы выучить буквы, звуки и алфавит. У каждого метода свои достоинства и недостатки.
Важно! Не стоит пытаться использовать и комбинировать все способы сразу. Стоит остановиться на той методике, с которой комфортно и интересно работать малышу
Учим буквы: игровая методика Полякова
Основа метода Полякова — множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).
Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота — 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.
В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.
Кубики Зайцева
Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.
Принципы методики Зайцева:
- Системная подача информации.
- Наглядная подача информации, которая задействует разные каналы восприятия.
- Подача информации от частного к общему и наоборот.
Основной принцип методики — обучения не по слогам, а по складам. Склад — созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.
Карточки Домана
Карточки Домана
С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.
Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев. Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись
Чаще всего, представлены в тематических наборах
Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.
Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.
Методика Ольги Соболевой
Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:
- визуалов;
- кинестетиков;
- аудиалов.
Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.
Рекомендуемый возраст для начала занятий 3-4 года.
Познаем мир
Возится ли ваш малыш в баке с одежкой для стирки или обливается с леечки, поливая вашу любимую клумбу, помогает ли вам приготовить суп или же закапывает в землю папины инструменты – все это первые шаги в познании удивительного и прекрасного окружающего нас мира
Очень важно в этот момент не скупиться на похвалу, даже если очень тяжело на первый взгляд оценить и понять смысл его трудов. Родительское восхищение необходимо для того, чтобы малыш обрел на всю свою жизнь уверенность в себе
Наблюдая за тем, как вы готовите, поливаете, пересаживаете или убираетесь – ребенок делает свои первые открытия в области физики, химии и биологии – то есть познает тайны природы.
Отправляясь с малышом на прогулку, не забудьте захватить с собой увеличительное стекло – совместные наблюдения и новые находки пробуждают тягу к знаниям и пониманию окружающего мира. Будьте готовы к самому любимому слову всех-всех без исключения малышей – тому самому «Почему?». Старайтесь всегда найти ответ на интересующие кроху вопросы, но даже если вы чего-то не знаете, признайтесь ему в этом честно, нежели отвечать с глубокомысленным видом: «Ты еще слишком мал, чтобы это понять». Все, чему ребенок учится от вас – становится фундаментом для его взаимоотношений с другими людьми – приучайте ребенка к самостоятельности, доброте и состраданию. С возрастом он научится поддерживать стабильные отношения с окружающими, а этому, безусловно, способствует посещение детских игровых групп, учреждений и всевозможных детских праздников.
Если же вы предпочитаете домашнее обучение, то вас порадует:
Как учить песни про алфавит
Взрослый сначала объясняет ребёнку, что такое алфавит. Один-два дня нужно оставить для закрепляющих упражнений на поиск определённых букв. Когда малыш будет хорошо понимать, что представляет собой алфавит, можно переходить к стихотворениям и песенкам.
Взрослый предлагает сначала послушать произведение. Во второй раз можно станцевать с ребёнком. *После многократных прослушиваний и повторения дошкольники хорошо запоминают такую форму подачи материала.#
Следующий шаг после того, как малыш хорошо выучил песенку о буквах, – воспроизведение алфавита без опоры. Это нужно предлагать дошкольнику ненавязчиво. Если у него не получается, лучше отложить – получится позже. Главное, чтобы дети понимали, что такое алфавит, и знали последовательность букв к началу школьного обучения.
Известные методики обучения детей чтению
Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.
Методика | Как действует |
---|---|
Обучение по методу Домана | Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев. |
Метод чтения по слогам | Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс. |
Метод чтения по складам | В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение. |
Кубики Зайцева | Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте. |
Как объяснить ребенку значение мягкого и твёрдого знаков в алфавите
С объяснением дошкольникам звуков и букв обычно трудностей не возникает. Однако в русском алфавите есть две буквы, которые не имеют звуков. Не все дети сразу понимают смысл мягкого и твёрдого знаков.
*Знакомство с Ь и Ъ начинают в конце изучения алфавита, когда ребёнок уже хорошо понимает различие между звуками и буквами.#
Для начала лучше объяснить, что такое мягкий звук. Мягкость звуков определяется последующими гласными И, Ю, Я, Е, Ё.
Потренируйтесь с малышом делать изолированные звуки мягкими:
— М – МЬ;
— Л – ЛЬ;
— Р – РЬ.
Чтобы ребёнок понял, что делать с мягким и твёрдым знаками при чтении, нужно потренироваться на чтении слогов.
Взрослый:
«Мягкий знак и твёрдый знак делают звуки мягкими или твёрдыми. Если ты видишь Ь или Ъ, нужно приостановиться и произнести согласный звук отдельно, а затем звук после Ь или Ъ. Если Ь последний, нужно просто звук перед ним сделать мягким».
Примеры: коНЬ, оБЪ-явление и т. д.
*В теме Ъ и Ь самое важное – это практические упражнения.# Дети довольно быстро понимают, зачем нужны Ъ и Ь, если часто сталкиваются с ними в процессе чтения. Изучение алфавита не вызывает затруднений у ребёнка и его родителей, если организовать занятия в интересной игровой форме и использовать разные методы
Изучение алфавита не вызывает затруднений у ребёнка и его родителей, если организовать занятия в интересной игровой форме и использовать разные методы.
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
- «Вконтакте»:
- «Одноклассники»:
- «Инстаграм»:
- «YouTube»:
Сейчас в текущем разделе «Буквы, алфавит» также читают
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан «сюрприз».
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась
Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас
Все буквы русского алфавита
Можно считать, что современный русский алфавит окончательно официально сформировался лишь в 1942 году. Поскольку лишь с 1942 года буква «Ё» была официально утверждена. До этого буквы «Е» и «Ё» считались вариантами одной и той же буквы. Буква «Ё» делает язык более совершенным.
Номер буквы | Буква | Произношение |
1 | А, а | а |
2 | Б, б | бэ |
3 | В, в | вэ |
4 | Г, г | гэ |
5 | Д, д | дэ |
6 | Е, е | е |
7 | Ё, ё | ё |
8 | Ж, ж | жэ |
9 | З, з | зэ |
10 | И, и | и |
11 | Й, й | (и краткое) |
12 | К, к | ка |
13 | Л, л | эл |
14 | М, м | эм |
15 | Н, н | эн |
16 | О, о | о |
17 | П, п | пэ |
18 | Р, р | эр |
19 | С, с | эс |
20 | Т, т | тэ |
21 | У, у | у |
22 | Ф, ф | эф |
23 | Х, х | ха |
24 | Ц, ц | цэ |
25 | Ч, ч | чэ |
26 | Ш, ш | ша |
27 | Щ, щ | ща |
28 | Ъ, ъ | твердый знак |
29 | Ы, ы | ы |
30 | Ь, ь | мягкий знак |
31 | Э, э | э |
32 | Ю, ю | ю |
33 | Я, я | я |
Сегодня алфавит русского языка состоит из 33 букв.
Гласных букв всего 10: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Согласных букв всего 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Имеются также два знака: ъ и ь.
Также буквы принято делить на печатные и прописные. Их внешний вид довольно сильно отличается друг от друга.
Игры с магнитной азбукой
Маленький ребенок постигает природу простейших явлений и предметов, как правило, в процессе игры. И самое благоприятное для этого время 1,5 – 3 года – используйте его с пользой. К полутора годам ребенок начинает замечать, что все предметы отличатся друг от друга определенными свойствами. К примеру, по цвету, размеру, форме – формируется логическое мышление. И непременно магнитная азбука призвана нам помочь в этом вопросе. С помощью нее можно легко запомнить буквы, научиться складывать их в слоги, а потом запросто составлять самые первые, по началу простые слова.
Используя магнитную азбуку, можно придумать множество увлекательных игр со словами. Так игра «Волшебник»: замените в составленном слове всего лишь одну букву, и оно тут же превращается в совершенно иное по смыслу слово. Например: РОТ –КОТ; МАМА –РАМА; НОЧЬ –ДОЧЬ, ЛОДКА — ЛОЖКА и т.д. постепенно усложняя.
Рекомендую вам посетить страничку моего блога, https://sovetmamam.blogspot.ru , статья «Учим алфавит» посвящена всевозможным методам, позволяющим добиться хороших результатов в этом вопросе.
Обучение происходит гораздо быстрее, если одновременно произносить звук и при этом показывать соответствующие картинки. Возьмите это на вооружение!
А вот вариант – говорящая азбука, будь то плакат с сенсорным управлением или же книжка — не совсем оправдывают себя. Поскольку приходится в дальнейшем столкнуться с определенными трудностями. А вот и они: как объяснить потом малышу, что «Мама» это не «ЭМаЭМа». Поэтому желательно обучать ребенка буквам не так как они произносятся, а самое главное – как пишутся. Имейте это в виду.
А еще, можно заинтересовать ребенка, предложив ему написать письмо любимому мультипликационному герою. И обязательно писать вместе, предоставляя большую самостоятельность малышу. Объясняя, что письмо дойдет только в том случае, если мы правильно все сделаем. А значит, малыш будет стараться из-за всех сил!
Придумывайте, удивляйте, обучайте – делайте все легко и непринужденно. Желаю вам удачи!
Как выучить алфавит
Нельзя заставлять дошкольников зубрить последовательность букв. Ребёнку в этом возрасте трудно запоминать то, что нельзя потрогать и представить. Бездумное заучивание в конечном итоге принесёт результат, но он будет кратковременным, а процесс зубрёжки оставит неприятные ассоциации с обучением.
Для дошкольников существуют особые методы заучивания. *Алфавит можно быстро выучить при помощи песенок.#
Доказано, что ритмичные стихи под музыку позволяют быстро запоминать материал. Детские писатели специально придумали стихотворения, которые можно петь, чтобы запомнить алфавит. Это гораздо эффективнее, чем заставлять ребёнка зубрить буквы. *Все дети любят музыку и песни, запомнить небольшую песенку про алфавит не составит никакого труда.#
Рекомендации по знакомству с алфавитом
Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:
- Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий — учим буквы, играя.
- Знакомство с алфавитом — достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
- Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бэ», м, р, с, но не «эм, эр, эс»). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а — а- а.
- Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а — арбуз, о — осень, у — улитка и т. д.
- Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
- Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.
Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам
У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:
По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание
Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.
Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление
А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.
Обзоры песенок на алфавит
1. «Алфавит» (композитор Раймонд Паулз, текст: Илья Резник)
Песня написана известными авторами. Можно разучивать её парой или с группой детей:
*Первый вокалист: А
Второй вокалист: Алфавит поём мы вместе!
Первый вокалист: Б
Второй вокалист: Будем петь его как песню!#
Потом роли меняются.
Песня очень динамичная, рекомендуется сочетать её с различными движениями. Она хорошо подходит для разучивания в детском саду для утренника.
2. Песня про алфавит «Чтобы смог ты сам читать»
Песня достаточно длинная, но с интересным и логичным сюжетом. Содержит много повторяющихся строчек, поэтому запомнить её будет легко.
*Чтобы смог ты сам читать
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать!#
Песню лучше всего исполнять под музыку. Минусовка под неё имеется в свободном доступе.
3. Весёлая песенка «Я сейчас от всех закрыт – я изучаю алфавит»
*Я сейчас от всех закрыт:
Я изучаю алфавит.
И чтоб шли мои дела,
Мне песня в голову пришла.
Эту песню напевая,
Алфавит запоминаю.
Если тоже хочешь знать,
Нужно вместе повторять:
А-Б-В-Г-Д-Е-Ё
Вместе весело поём.
Ж-З-И-К-Л-М-Н
Повторяю как во сне.
О-П-Р-С-Т-У-Ф
Про себя рычу, как лев.
Ц-Ч-Ш-Щ-Э-Ю-Я
Алфавит запомню я.
Как же так, ну как же так?
Ты забыл про твёрдый знак.
И ещё про мягкий знак.
Это, в общем, не пустяк!
Не вмещались в ритм никак
Твёрдый знак и мягкий знак.
Но мы знаем, что вообще
Место их после буквы Щ.
А-Б-В-Г-Д-Е-Ё
Вместе весело поём.
Ж-З-И-К-Л-М-Н
Повторяю как во сне.
О-П-Р-С-Т-У-Ф
Про себя рычу, как лев.
Ц-Ч-Ш-Щ-Э-Ю-Я
Веселись, компания!#
4. Песня про буквы с Грузовичком Лёвой
Песенка из мультфильма «Грузовичок Лёва»
Это мультик, который очень любят все малыши.
В песне нет лишнего текста, буквы мелодично пропеваются по порядку. После песенки главный герой показывает и повторяет их.
5. Песенка из популярного мультфильма для детей «Синий трактор»
*Припев:
Вслед за нами повторяй
И слова запоминай!
Кто за нами повторит,
Тот узнает алфавит!
А-а-а-а – автобус,
Б-б-б-б-б – бегемот,
В-в-в-в-в-в – ворона
Г-г-г-г-г – горшок,
Д-д-д-д-д – дети,
Е-е-е-е-е – енот,
Ё-ё-ё-ё-ё-ё – ёжик,
Ж-ж-ж-ж-ж – жираф!
Припев.
З-з-з-з-з – звонок,
И-и-и-и-и-и – игла,
Й-й-й-й-й – йогурт,
К-к-к-к-к – компот,
Л-л-л-л-л-л – лошадь,
М-м-м-м-м – малыш,
Н-н-н-н-н – носорог,
О-о-о-о-о – огурец.
Припев.
П-п-п-п-п – поезд,
Р-р-р-р-р – рыба,
С-с-с-с-с-с – самолет,
Т-т-т-т-т-т – таракан,
У-у-у-у-у-у – улитка,
Ф-ф-ф-ф-ф – флейта,
Х-х-х-х-х-х – холодильник,
Ц-ц-ц-ц-ц-ц – цыпленок.
Припев.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч – чашка,
Ш-ш-ш-ш-ш – штаны,
Щ-щ-щ-щ-щ – щука,
Ы-ы-ы-ы-ы-ы – мЫЫЫ,
Твёрдый знак и мягкий знак,
Э-э-э-э-э-э – электричество,
Ю-ю-ю-ю-ю – юла,
Я-я-я-я-я-я – яблоко.
Припев.#
Без музыки песенка не имеет особого смысла. Узнаваемый ритмичный мотив из мультфильма дети хорошо воспринимают и запоминают. В мультфильме подобран соответствующий видеоряд.
Развивающие мультфильмы
Наилучшим способом приобщить ребенка к азбуке являются развивающие мультики. Смотреть их можно онлайн на нашем сайте.
Рассмотрим несколько интересных выпусков мультфильмов, которые наверняка понравятся вашим малышам.
1. Дизяка мизяка
Это название серии мультфильмов, выпущенных одной студией. Эти развивающие мультики направлены на обучение азбуке в виде игры. Одним из наиболее интересных является мультик «Говорящая азбука». Его можно смотреть онлайн на нашем сайте. Каждая буква в мультфильме представлена в каком-либо образе: с ним обычно ассоциируется какой-либо звук. Например, буква «т» скачет, как молоточек, а в букве «и» мы узнаем веселую лошадку. При этом звуки повторяются несколько раз, чтобы малыш мог запомнить их не только зрительно и ассоциативно, но и на слух.
https://youtube.com/watch?v=fOpfH76mKho
В серии «Дизяка мизяка» есть и другие мультики и видео уроки. На основе методики Зайцева, позволяющей изучать с детьми русский алфавит по так называемым складам, были созданы короткие развивающие мультики «Дизяка мизяка», каждый из которых посвящен отдельному складу. Ситуация всячески обыгрывается благодаря серийным героям: экскаватору, дирижаблю или пароходу, которые доставляют буквы на место и составляют и них склады. Также студия «Дизяка мизяка» имеет в своем архиве видео уроки для детей различных возрастов, направленные не только на обучение азбуки, но и на получение общих представлений о мире.
2.Теремок ТВ
Эта серия предлагает множество выпусков с интересными мультфильмами для изучения азбуки. Одним из них является мультик-песенка «Алфавит: азбука для малышей». Как и в предыдущем примере, мультик представляет собой видео уроки в картинках, которые можно смотреть онлайн на нашем сайте. Каждой букве соответствует слово, начинающееся с нее, и картинка, иллюстрирующая слово. Все это сопровождается интересной песенкой.
У студии «Теремок ТВ» есть еще множество других интересных мультфильмов для изучения цветов, животных, растений и т.д.
3. Мультик «Звуки»
Весьма полезным для малышей будет мультик под названием «Звуки», представляющий русский алфавит в его звучании. Этот мультфильм можно смотреть онлайн на нашем сайте. В нем обыгрываются буквы алфавита, а голос за кадром называет звуки, которые они обозначают.
Мультфильм можно ставить даже грудничкам: пусть впитывают информацию. По времени развивающие мультики небольшие, но зато несут в себе максимальную смысловую нагрузку.
4. Мультик «Животные: учим звуки и буквы»
Если малыш уже начал свое знакомство с миром животных, его можно с успехом дополнить изучением звуков и букв. На нашем сайте вы без труда найдете мультфильм «Животные: учим звуки и буквы». Каждой букве соответствует животное, название которого начинается с этой буквы. Мультфильм «Животные: учим звуки и буквы» иллюстрирует каждое животное и представляет написание каждой буквы в ярких цветах.
Благодаря такому красочному звуковому пособию ваш малыш очень скоро овладеет азбукой, а вам не придется заставлять его и тратить время на уговоры.
Заключение
Мы подобрали для вас самые эффективные способы изучения букв русского алфавита в игровой форме. Применяя их, вы не только поможете ребенку освоить новые знания, но найдете с ним общий язык, интересно проведете время вместе, обеспечите ему полноценное и разноплановое развитие.
Игровые элементы в обучении очень важны для детей дошкольного возраста. Они развивают воображение, креативность, учат творческому мышлению, а самое главное — помогают не потерять интерес к учебе.
Наталья Соснина
Соавтор и методист обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем и детьми разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным. В основе приложения лежит методика складового чтения Н.А. Зайцева. Свободное время любит проводить с семьёй и путешествовать.
Подробнее о Наталье в VK, Instagram и YouTube-канале «Читания».