Смысл рассказа «каштанка»

10 самых известных произведений антона павловича чехова

Проблемы

Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:

Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили»

Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;

Взаимовыручка и равнодушие

Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;

Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Каштанка» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

герои рассказа «каштанка» характеристика
каштанка

она не просто молодая рыжая собачка, а живое существо со своими чувствами и переживаниями. а.п. чехов придает ей человеческие качества: разумность, рассудительность, доброту, преданность. каштанка является путеводителем в мир людей, ведь ее глазами передаетсясуть происходящего. она умеет любить, дружить, поддерживать и быть верной хозяину, несмотря на его грубость и халатность. в мире животных она испытывает симпатии и антипатии, но стремится жить со всеми в мире;

незнакомец он дрессирует животных и работает в цирке. он учит всех своих животных жить дружно и искренне заботится о них. он добр, ласков и внимателен. не жалеет для питомцев ни еды, ни времени;
белый кот федор тимофеич это персонаж, которого мало что интересует в жизни, кроме сна. он не любит учиться трюкам, поэтому и выполняет все лениво;
гусь иван иваныч он говорит слишком много и непонятно, из-за чего не всем под силу его слушать;
лука александрыч он усердно работает, чтобы содержать свою семью. он плохо заботится о каштанке, плохо ее кормит и даже пинает ногами. грубость уживается в его душе с привязчивостью. он любит собаку и не может скрывать своих эмоций, когда снова встречает ее.

Сюжет

Сюжет строится вокруг Каштанки — небольшой собачке, принадлежавшей столяру. Однажды она потерялась и, как не силилась найти любимого хозяина (который, к слову, был с ней необычайно груб и жесток), осталась одна. Её подобрал добрый мужчина, который всячески её баловал и мечтал воспитать из нее хорошую цирковую собачку. При этом новый владелец обходился без физического воздействия на собаку. И вот настал «час икс»: Каштанка впервые выступает в цирке. Но представление оказалось сорвано, поскольку среди зрителей был прошлый хозяин собаки. Прямо со сцены она радостно убежала к прежнему владельцу. Но, увы, столяр не был рад её возвращению настолько, чтобы поменять своё отношение к ней…

Дядя Ваня (1896)

«Дядя Ваня» – пьеса Антона Павловича в четырех действиях. Иван вместе со своей племянницей работают всю свою жизнь в имении, надеясь получить хоть какую-то прибыль.

Однажды в имение приезжает профессор со своей женой и заявляет, что имение, которое досталось ему от матери Сони, он продаст, чтобы приобрести дачу в Финляндии.

Иван возмущен тем, что его труды и старания были напрасны, и он даже хотел убить профессора. Тем временем жена профессора Серебрякова влюбляет в себя Астахова – возлюбленного Сони, и Ивана. В конце она уезжает со своим мужем, а жизнь остальных возвращается в привычное русло.

II

Во дворе жили: ручной журавль и две собаки. Надо заметить, что Антон Павлович очень любил всех животных, за исключением, впрочем, кошек, к которым он питал непреодолимое отвращение. Собаки же пользовались его особым расположением. О покойной Каштанке, о мелиховских таксах Броме и Хине он вспоминал так тепло и в таких выражениях, как вспоминают об умерших друзьях. «Славный народ — собаки!» — говорил он иногда с добродушной улыбкой.

Журавль был важная, степенная птица. К людям он относился вообще недоверчиво, но вел тесную дружбу с Арсением, набожным слугой Антона Павловича. За Арсением он бегал всюду, по двору и по саду, причем уморительно подпрыгивал на ходу и махал растопыренными крыльями, исполняя характерный журавлиный танец, всегда смешивший Антона Павловича.

Одну собаку звали Тузик, а другую — Каштан, в честь прежней, исторической Каштанки, носившей это имя. Ничем, кроме глупости и лености, этот Каштан, впрочем, не отличался. По внешнему виду он был толст, гладок и неуклюж, светло-шоколадного цвета, с бессмысленными желтыми глазами. Вслед за Тузиком он лаял на чужих, но стоило его поманить и почмокать ему, как он тотчас же переворачивался на спину и начинал угодливо извиваться по земле. Антон Павлович легонько отстранял его палкой, когда он лез с нежностями, и говорил с притворной суровостью:

— Уйди же, уйди, дурак… Не приставай.

И прибавлял, обращаясь к собеседнику, с досадой, но со смеющимися глазами:

— Не хотите ли, подарю пса? Вы не поверите, до чего он глуп.

Но однажды случилось, что Каштан, по свойственной ему глупости и неповоротливости, попал под колеса фаэтона, который раздавил ему ногу. Бедный пес прибежал домой на трех лапах, с ужасающим воем. Задняя нога вся была исковеркана, кожа и мясо прорваны почти до кости, лилась кровь. Антон Павлович тотчас же промыл рану теплой водой с сулемой, присыпал ее йодоформом и перевязал марлевым бинтом

И надо было видеть, с какой нежностью, как ловко и осторожно прикасались его большие милые пальцы к ободранной ноге собаки и с какой сострадательной укоризной бранил он и уговаривал визжавшего Каштана:

— Ах ты, глупый, глупый… Ну, как тебя угораздило?.. Да тише ты… легче будет… дурачок…

Приходится повторить избитое место, но несомненно, что животные и дети инстинктивно тянулись к Чехову. Иногда приходила к А.П. одна больная барышня, приводившая с собою девочку лет трех-четырех, сиротку, которую она взяла на воспитание. Между крошечным ребенком и пожилым, грустным и больным человеком, знаменитым писателем, установилась какая-то особенная, серьезная и доверчивая дружба. Подолгу сидели они рядом на скамейке, на веранде; А.П. внимательно и сосредоточенно слушал, а она без умолку лепетала ему свои детские смешные слова и путалась ручонками в его бороде.

С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны — и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и с пониманием. Не могу не рассказать здесь одного случая, который передаю со слов очевидца, маленького служащего в «Русском о-ве пароходства и торговли», человека положительного, немногословного и, главное, совершенно непосредственного в восприятии и передаче своих впечатлений.

Это было осенью. Чехов, возвращавшийся из Москвы, только что приехал на пароходе из Севастополя в Ялту и еще не успел сойти с палубы. Был промежуток той сумятицы, криков и бестолочи, которые всегда подымаются вслед за тем, как опустят сходни. В это-то суматошное время татарин-носильщик, всегда услуживавший А.П-чу и увидевший его еще издали, раньше других успел взобраться на пароход, разыскал вещи Чехова и уже готовился нести их вниз, как на него внезапно налетел бравый и свирепый помощник капитана. Этот человек не ограничился одними непристойными ругательствами, но в порыве начальственного гнева ударил бедного татарина по лицу.

«- И вот тогда произошла сверхъестественная сцена, — рассказывал мой знакомый. — Татарин бросает вещи на палубу, бьет себя в грудь кулаками и, вытаращив глаза, лезет на помощника. И в то же время кричит на всю пристань:

— Что? Ты бьешься? Ты думаешь, ты меня ударил? Ты — вот кого ударил!

И показывает пальцем на Чехова. А Чехов, знаете ли, бледный весь, губы вздрагивают. Подходит к помощнику и говорит ему тихо так, раздельно, но с необычайным выражением: «Как вам не стыдно!» Поверите ли, ей-богу, будь я на месте этого мореплавателя, — лучше бы мне двадцать раз в морду плюнули, чем услышать это «как вам не стыдно». И на что уж моряк был толстокож, но и того проняло: заметался-заметался, забормотал что-то и вдруг испарился. И уж больше его на палубе не видели».

Глава первая Дурное поведение

Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:— Каштанка, пойдем!Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой:— Чтоб… ты… из… дох…ла, холера!Побывав у заказчиков, Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал; от сестры пошел он к знакомому переплетчику, от переплетчика в трактир, из трактира к куму и т. д. Одним словом, когда Каштанка попала на незнакомый тротуар, то уже вечерело и столяр был пьян, как сапожник. Он размахивал руками и, глубоко вздыхая, бормотал:— Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем — в гиене огненной гореть будем…Или же он впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:— Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра…Когда он разговаривал с ней таким образом, вдруг загремела музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому её удивлению, столяр, вместо того, чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы:«Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

1/7Глава вторая. Таинственный незнакомец

Конец идиллии

Однако, собачий рай в Мелихово существовал сравнительно недолго — всего пять лет. Семью Чеховых одно за другим посетили несколько несчастий — сначала серьёзно ухудшилось здоровье самого Антона Павловича, а потом внезапно умер его отец. Врачи настоятельно советовали писателю уехать лечиться на юг, и Чехов, постоянно страдавший от приступов кровохаркания, был вынужден согласиться. В 1899-м году он принялся собирать деньги на покупку дома в Крыму. Между тем, его материальное положение оставляло желать лучшего. В письме к жене Ольге Книппер писатель сознавался, что на тот момент у него «гроша медного не было», он «был должен Суворину, издавался при этом премерзко». В отчаянии Чехов продал за 75 тысяч рублей издателю Марксу права на «всё написанное и напечатанное» им и купил дом в Ялте. Усадьба в Мелихово также поступила на продажу, и это самым печальным образом сказалось на судьбе собак. Антон Павлович, уехавший в Крым, по его собственным словам, «умирать», животных с собой взять не мог, а сестра Мария, занимавшаяся делами по продаже имения, вынуждена была переехать в Москву. Бром и Хина остались на попечение прислуги. Собак, привыкших жить с хозяевами, отправили на общую псарню… Вскоре Хина сильно пострадала — в драке с дворовыми собаками ей вырвали глаз. Бром же одичал, заболел бешенством, и его пришлось пристрелить. Со смертью такс и продажей имения закончился и самый счастливый для Чехова мелиховский период. Начался отсчёт последних лет жизни великого писателя. До знаменитого последнего бокала шампанского в немецкой гостинице «Зоммер» оставались недолгие три с половиной года…

Книги для старшеклассников

Эрнест Сетон-Томпсон

  • «Все о собаках»;
  • «Мустанг-иноходец»;
  • «Домино»;
  • «Рассказы о животных».

Книги английского естествоиспытателя и художника-анималиста Эрнеста Сеттон-Томпсона, родоначальника литературного жанра о животных,  не оставят равнодушным ни одного читателя, поскольку они наполнены неподдельной любовью к братьям нашим меньшим, тонким юмором и глубоким знанием жизни.

Джеймс Хэрриот

  • «Всех их создал Бог»;
  • «О всех созданиях — прекрасных и разумных».

Джеймс Хэрриот, врач-ветеринар, в своих книгах делится с читателями интересными эпизодами из своей практики, а вместе с этим — своим отношением к четвероногим пациентам и их владельцам, то теплым и лиричным, то саркастическим, очень тонко передавая все это с большой человечностью и юмором.

Джеральд Даррел

«Моя семья и другие звери» — юмористическая сага о детстве Дж. Даррелла, проведенном им на греческом острове в окружении семьи и четвероногих домочадцев, количество которых неуклонно увеличивалось. Веселые приключения и драматические события, новые открытия и забавные происшествия — таким было начало творческого пути будущего знаменитого зоолога и писателя.

Фарли Моуэт

«Собака, которая не хотела быть просто собакой» —  это увлекательное повествование о собаке по имени Матт, ставшей достойным и полноправным членом семьи Моуэтов.

Конрад Лоренс

«Человек находит друга» — научно-популярная книга повествует о том, как в истории человечества происходило приручение кошек и собак, и об этой во многом загадочной связи людей и животных.

Джон Гроган

«Марли и я» — история о самой несносной собаке на свете, лабрадоре Марли, которая сумела научить своих хозяев быть настоящей семьей. Трогательная и добрая история о верности, дружбе и всепобеждающей любви.  По книге снят фильм.

Джой Адамсон

  • «Рожденная свободной»;
  • «Живущая свободной»;
  • «Свободная навсегда».

Эта трилогия повествует об удивительной судьбе африканской львицы Эльсы, котенком оставшейся сиротой и три года прожившей в усадьбе супругов Адамсон на правах члена семьи.

Чарльз Робертс

«Рыжий лис»

Пол Гэллико

  • «Томасина»
  • Эрик Найт
  • «Лесси»

Джек Лондон

«Белый клык»

Книги о животных для дошкольников

Самым маленьким читателям, дошколятам, будут интересны забавные стихотворные произведения, сказки о животных и небольшие рассказы классиков детской литературы — Владимира Сутеева, Михаила Пляцковского и других.

Самуил Маршак

Сборник стихотворений «Детки в клетке»

Редьярд Кинплинг

«Сказки и рассказы о животных»

Владимир Сутеев

  • «Елка»;
  • «Кот-рыболов»;
  • «Мешок яблок»;
  • «Палочка-выручалочка»;
  • «Это что за птица?»;
  • «Кто сказал «мяу»?»;
  • «Под грибом»;
  • «Петух и Краски»;
  • «Мышонок и Карандаш»;
  • «Разные колеса»;
  • «Яблоко»;
  • «Кораблик»;
  • «Три котенка»;
  • «Цыпленок и Утенок» (и другие).

Михаил Пляцковский

  • «Мышонок Крошка выходит на лед»;
  • «Прыгающий домик»;
  • «Сердитый дог Буль»;
  • «Тюлентяй»;
  • «Умка хочет летать»;
  • «Шишки»;
  • «Как две лисы нору делили»;
  • «Облако в корыте»;
  • «Как Чернобурчик в футбол играл»;
  • «Песенка для карнавала»;
  • «Фонтан, который умел плавать»;
  • «Солнышко на память»;
  • «Самое интересное слово»;
  • «Сказка о перевернутой черепахе»;
  • «Жужуля» (и другие).

Борис Житков

«Рассказы о животных»

Виталий Бианки

«Лесные домишки»

Керр Джудит

  • «Рассеянная Мяули»;
  • «Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

Мария Ваго

«Записки черного кота»

Таинственный незнакомец

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. Из отворенной двери вышел какой‑то человек, принадлежащий к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:

– Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват.

Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку.

– Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. – Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалостнее.

Дама с собачкой (1898)

Женатый банкир Дмитрий Гуров приезжает в Ялту отдохнуть, где знакомится с Анной – замужней привлекательной девушкой («Дамой с собачкой»).

Дмитрий уже давно не любит свою жену и заводит романы на стороне, он подумал, что отношения с Анной – также мимолетны, но она влюбляется в него.

Когда Дмитрий и Анна возвращаются к привычной жизни, то не могут забыть друг друга, поэтому Дмитрий едет в город, где она живет.

Влюбленные встречаются каждые 3 месяца в гостинице, но развестись им практически невозможно. Они страдают от двойной жизни, которую ведут, но не знают, каким образом можно все изменить…

Человек в футляре (1898)

Произведение «Человек в футляре» является первым рассказом «Маленькой трилогии» Чехова – цикла, включившего рассказы «О любви» и «Крыжовник». Рассказ строится на том, что два приятеля – ветеринарный врач и учитель, сидят в старом сарае и рассказывают друг другу истории.

Учитель Буркин рассказывает о Беликове – преподавателе той же гимназии, где он работает. Беликов боялся отклониться от нормы, он всю свою жизнь, казалось, прятал в футляр, во всем следовал правилам.

Беликов хотел жениться на Вареньке – сестре одного учителя гимназии, но ее брат нарисовал на него карикатуру, после чего Беликов очень оскорбился и передумал жениться.

Как-то раз Беликов увидел, как Варенька катается со своим братом на велосипедах, и счел сказать, что считает это неподобающим. Брат Вари спустил Беликова с лестницы, тот не смог пережить позора и умер со стыда…

Пренебрежение своим питомцем

Конец произведения трудно назвать счастливым: хозяин Каштанки как был с ней груб, так и остался. Не было заметно, чтобы он был рад возвращению питомицы. Столь преданное животное заслуживало куда лучшего к себе отношения, нежели постоянную ругань со стороны самого дорого для неё человека. Потеря животного ничему не научила столяра.

На примере двух владельцев Каштанки Чехов показывает читателю, каким хозяин должен быть и каким ему быть не следует. Нельзя, утверждает автор, безответственно относиться к животному, для которого человек — смысл жизни, которое готово отдать всё ради того, чтобы быть с ним рядом. Тот, кто по-настоящему любит собаку, никогда её не обидит и будет стараться сделать её жизнь как можно лучше. Ведь на огромную любовь, которую собака дарит вам каждый день, нужно отвечать взаимностью.

Глава первая Дурное поведение

Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:

— Каштанка, пойдем!

Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками.

Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой:

— Чтоб… ты… из… дох…ла, холера!

Побывав у заказчиков, Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал; от сестры пошел он к знакомому переплетчику, от переплетчика в трактир, из трактира к куму и т. д. Одним словом, когда Каштанка попала на незнакомый тротуар, то уже вечерело и столяр был пьян, как сапожник. Он размахивал руками и, глубоко вздыхая, бормотал:

— Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем — в гиене огненной гореть будем…

Или же он впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:

— Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра…

Когда он разговаривал с ней таким образом, вдруг загремела музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому её удивлению, столяр, вместо того, чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек.

Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.

Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.

Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы:

«Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Каштанка
2 стр. →
Страницы: 1            Всего 7 страниц

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

«Злоумышленник» (1885)

Главный герой этого чеховского рассказа — некто Денис Григорьев, неграмотный мужик, которого застали за странным занятием: он пришёл к железной дороге и принялся откручивать гайку от рельс. Сторож поймал нарушителя и передал стражам порядка, и вот Григорьева судят — а заодно пытаются выяснить, зачем ему эта гайка понадобилась. Выясняется, что Денис хотел сделать из неё грузило для удочки — и совсем не понимал, что из-за таких «злоумышленников», как он, могла произойти катастрофа. Следователь пытается достучаться до Григорьева, но разговаривает словно со стеной:

— …Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведёт это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

— Избави Господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? <…>

— А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение! <…>

— Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!

— Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам! <…> В прошлом году здесь сошёл поезд с рельсов, — говорит следователь. — Теперь понятно, почему… <…>

— На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши… Господь знал, кому понятие давал… Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит…

В болгарском языке есть пословица: «Маленькие камешки переворачивают повозку». Так и тут: из-за каких-то, казалось бы, гаек могут пострадать и даже погибнуть ни в чём не повинные люди! Но Григорьев искренне этого не понимает — как и его деревенские соседи, которые, кстати, этими удочками ещё и приторговывают. У Дениса другая логика: если все так делают, значит, ничего плохого в этом нет. Ситуация абсурдная — но, прежде чем смеяться над глупым крестьянином, давайте задумаемся: не произносим ли мы сами подобные фразы, когда сделали что-то нехорошее и ищем себе оправдание?

Однако, как ни странно, главный герой не вызывает у автора отвращения — скорее жалость. Это становится ясно с первых же строк, которые описывают внешность Григорьева:

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.

Главный герой напоминает не то домового, не то, действительно, паука — впечатление скорее смешное, чем угрожающее. А ещё, какие бы «фокусы» ни выкидывал этот персонаж, автору искренне жаль, что крестьянин ходит в штанах с заплатами и без обуви — и что в России так много не просто бедных, а нищих людей (хотя это, конечно, их не оправдывает).

Книги для детей 7-10 лет

Виталий Бианки

«Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

Евгений Чарушин

«Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

Ольга Перовская

«Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

Холли Вебб

«Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

Владимир Дуров

  • «Мои звери»;
  • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Эдуард Успенский

«Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин

«Зверье мое»

Вера Чаплина

«Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин

«Тошка, собачий сын»

Эдуард Тополь

«Еду я на осле!» и другие смешные истории»

Юрий Дмитриев

«Лесные загадки»

Николай Сладков

«Лесные тайнички»

Юрий Дмитриев

«Сказки про Мушонка и его друзей»

Феликс Зальтен

«Бемби»

Константин Сергиенко

«До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.

Палата №6 (1892)

Знаменитая повесть «Палата №6» была написана Чеховым в 1892 году, и до сих пор является одной из самых популярных.

Андрей Ефимович – умный и добрый доктор, он заведует городской больницей уже 20 лет, но с годами его разочарование в работе стало нарастать, и он все реже бывает в больнице.

Доктор чувствует себя одиноко, живя в этом городе – нет умных и интересных людей. В свободное время он любит читать книги.

Однажды Андрей Ефимович заходит в палату №6, где знакомится с душевнобольным пациентом Иваном Громовым – молодой дворянин страдает от мании преследования.

Глубокий и умный Иван понравился доктору, и он каждый день приходит к нему поговорить. Окружающие считают, что доктор сходит с ума, если приходит общаться с душевнобольным (что не является правдой)…

Глава втораяТаинственный незнакомец

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежащий к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:

– Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват.

Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку.

– Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. – Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалостнее.

– А ты хорошая, смешная! – сказал незнакомец. – Совсем лисица! Ну, что ж, делать нечего, пойдем со мной! Может быть, ты и сгодишься на что-нибудь… Ну, фюйть!

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!» Каштанка пошла.

Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал ей кусочки… Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи все это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался голод.

– Однако плохо же кормят тебя твои хозяева! – говорил незнакомец, глядя, с какою свирепою жадностью она глотала неразжеванные куски. – И какая ты тощая! Кожа да кости…

Скучная история (1889)

В пьесе «Скучная история» рассказывается о старике – умном профессоре Николае Степановиче, умирающем от болезни.

Несмотря на свой авторитет и уважение, он стар, немощен, и ждет своего конца. Ожидая смерть, Николай Степанович перестает есть и все маленькие радости кажутся ему бессмысленными. Он никогда не верил в загробную жизнь, а теперь это для него – дилемма.

В его доме происходит все, как обычно – его дочь и жена продолжают жить рутинными делами, что вызывает в старике раздражение.

Только Катя – девушка, которую он удочерил еще маленькой после смерти своего друга, вызывает в нем отрадные чувства.

На что обращать внимание при выборе

Антон Павлович – мастер малых форм. На нескольких страницах он раскрывает характеры героев, показывает внутренние и внешние конфликты, оставляет почву для размышления читателям

Чтобы среди богатейшего литературного наследия найти рассказы и пьесы по душе, нужно обращать внимание на ряд параметров

Жанр

Писатель выделялся среди современников необычным подходом к сюжету, темам, поднимаемым проблемам и выбору формам. Рассмотрим основные жанры произведений Чехова и художественные приёмы, которые он применял.

Рассматривая популярные произведения, можно выделить следующие жанры произведений Чехова – пьеса, рассказ, драматическая комедия и детектив с элементами иронии.

Тематика и проблематика

Писатель первым среди современников стал поднимать темы, далёкие от глобального поиска смысла жизни и мироустройства. Герои рассказов страдают от собственных комплексов, они жертвы браков по расчёту, зависят от чужого мнения. Одна из острых проблем – чинопоклонничество.

Автор обличает тех, кто не видит за высокой должностью человека и старается угодить ему ради собственной выгоды. Обличает Антон Павлович и тех, кто сам загнал себя в рамки общественного строя, постепенно превращаясь в «серую массу». Любовь в рассказах и пьесах часто остаётся недоступным чувством для героев. Они предпочитают сытую и благополучную жизнь, создав семью из корысти.

Сюжетная линия

В произведениях Антона Павловича нет резких смен сцен и поворотов событий

Действия протекают неспешно, но всегда держат внимание читателя. По мере развития сюжета каждый герой проявляет свою сущность

Финал часто остаётся открытым.

Лучшие книги для поднятия самооценки

Каштанка (1887)

«Каштанка» – это имя рыжей собаки, которая скитается по городу в надежде отыскать своего хозяина – Луку Александровича.

Однажды Каштанка встречается с артистом цирка – клоуном по имени Мистер Жорж, и он забирает ее к себе. Собака попадает в цирк и у нее появляется кличка – Тетка.

Мистер Жорж уже обучил интересным трюкам других своих животных – среди них есть свинка, гусь и кот. Все они имеют интересные прозвища. Каштанка тоже должна была обучиться разным трюкам, и продемонстрировать их для публики, но этого ей не удалось сделать…

Во время выступления она узнала среди зрителей Луку Александровича, который пришел в цирк со своим сыном, и бросилась к ним, несмотря на то, что они обращались с ней не так хорошо, как Жорж… Каштанка вернулась к своим хозяевам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: