Рассказ Антона Павловича Чехова
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:
— Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
— Ничего, ничего…
— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!
— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:
— Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…
— Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.
— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!
— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.
На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.
— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихыул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…
— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков, шагнул за ним и забормотал:
— Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.
— Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.
О чем произведение?
Как-то раз экзекутор Червяков отправился на премьеру пьесы «Корневильские колокола»
Не удержавшись, он сильно чихнул, и случайно попал на лысину важной персоны – статского генерала Бризжалова, который сидел впереди него. Мысль о том, что он, пусть и ненароком, доставил неприятность большому начальнику, заставила Червякова измениться в лице
Он наклонился вперед и вежливо извинился, на что генерал успокоил его, сказав, что ничего страшного не произошло.
Однако чиновнику показалось, что Бризжалов слукавил, и на самом деле затаил на него обиду. Несмотря на то, что генерал был не его прямым начальником, Червяков не на шутку встревожился. С трудом дождавшись антракта, он подошел к его превосходительству и вновь извинился. Сановник, в свою очередь, заверил клерка, что все в порядке.
Вернувшись домой, Червяков рассказал о досадном случае жене, но та не придала истории ровным счетом никакого значения. На следующий день клерк отправился на прием к Бризжалову с просьбой о прощении. Генерал в очередной раз попросил его не беспокоиться, однако Червяков почему-то не верил его словам, и считал, что генерал говорит так из вежливости, а на самом деле очень сердится.
В попытках объясниться с сановником Червяков отправился к нему на прием и на следующий день. Но только в этот раз Бризжалов уже не смог держать в себя в руках – он в гневе накинулся на назойливого чиновника, который постоянно беспокоил его по сущему пустяку.
Ошарашенный Червяков в состоянии ступора вернулся домой, где, не снимая одежды, лег на диван и умер от сильного душевного потрясения. Так Чехов продемонстрировал, к чему может привести крайняя степень чинопочитания.
«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова
«Смерть чиновника» — один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова. В 1886 году произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы». «Смерть чиновника» написана в духе реализма, это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в.
Чехову удалось совместить «строгий реализм» с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты этого направления, но в конце произведения Чехов выходит за рамки реализма, для которого насмешка над смертью недопустима.
В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека. В своем творчестве Чехов пытаеся протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении «Смерть чиновника» ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.
В рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией Иван Дмитриевич Червяков, жена Червякова и генерал Бризжалов. Наибольше внимания Чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. Остальные персонажи автора не интересуют.
Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.
В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для Чеховских произведений. Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. Но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.
Такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.
Мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. Чеховская лаконичность просто поражает. В его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею. В данном рассказе не чувствуется присутствия автора, Чехов отстраняется от героев. Этот прием помогает описывать действия еще более объективно.
Текст рассказа «Смерть чиновника»
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?
Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:
— Извините, ваше — ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
— Ничего, ничего…
— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!
— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:
— Я вас обрызгал, ваше — ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…
— Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.
— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!
— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.
На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.
— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…
— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
— Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.
— Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.
Жанр
«Смерть чиновника» принадлежит к жанру «юмористический рассказ». Антон Павлович неспроста выбрал подобный жанр для того, чтобы высмеять царившие в его время пороки в обществе: чинопочитание, приспособленчество, лицемерие, стремление всегда и во всем угождать вышестоящим чинам. В своем произведении Чехов в свойственной ему ироничной манере раскрывает конфликт ложных и истинных ценностей. Писатель наглядно демонстрирует, насколько его герой и подобные ему люди далеки от внутренней свободы: стремясь угождать господам, они сами возвеличивают их в собственных же глазах, унижая при этом и втаптывая собственно «я» в грязь.
История создания рассказа Чехова
История создания этого знаменательного рассказа до сих пор доподлинно неизвестна. У нее существует ряд интересных версий. Всего их три.
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы.
Первая гласит о том, что младший брат А. П. Чехова, Михаил, рассказывал в своих воспоминаниях, что однажды Антон Павлович побывал в имении Бабкино, и там заведующий театрами В. Бегичев рассказал ему в точности описываемый в произведении случай в Большом театре. Однако сегодня эта теория отвергается, поскольку рассказ написан двумя годами раннее, чем состоялась поездка.
Вторая версия связана с деятельностью Алексея Жемчужникова, русского поэта, сатирика и юмориста. Антон Павлович часто бывал на театральных спектаклях и видел, как Жемчужников ведет себя неподобающе. Тот специально наступал на ногу вельможе, чтобы разговориться с ним и получить желаемое.
Третья версия связана с реальными событиями в Таганроге, где один из знакомых писателя, после того как поссорился с местным вельможей, попытался извиниться, но извинения не были приняты. В итоге его знакомый умер, покончив с собой.
Год написания рассказа — 1883 г. Всего за день до написания, 25 июня, Чехов сообщил главному редактору журнала «Осколки», что пишет для него рассказ и очерк. В итоге, издатель прочитал оба произведения и был в восторге, дав положительный отзыв, который Чехов, как и читатели, увидел в журнале от 2 июля.
Проблематика
Несмотря на небольшой объем произведения, автору удалось в нем отразить множество важных социальных проблем, которые не перестают быть актуальными и в наши дни.
- Проблема чинопочитания. Антон Павлович поднимает остросоциальную проблему, которая заключается в неправильной подмене жизненных ориентиров у человека, пребывающего в зависимом положении. Так, для Червякова мнение генерала оказывается важнее его собственного. Он настолько погружается в переживания, что своими же силами доводит себя до нервного истощения и преждевременной смерти. К такому печальному результату приводит подмена ценностей, когда на первое место человек ставит не свои интересы, своей семьи, а интересы службы.
- Проблема произвола. Обратной стороной медали является деспотичное, надменное начальство, представляющее реальную угрозу для своих подчиненных. Оно способно по собственному желанию «казнить» и «миловать» зависимых от них людей, и никто деятельность этих «самодуров» не контролирует.
- Проблема равнодушия в семье. Для Червякова на первом месте была его служба, а не семья. Однако и супруга главного героя проявляла привычное равнодушие по отношению к мужу. Когда он пожаловался ей на случай в театре, она лишь отмахнулась от него.
- Проблема неравенства. Никому из героев – ни Червякову, ни Бризжалову – даже в голову не приходит, насколько неправильными, уродливыми являются их отношения, в основе которых лежит иерархическая система ценностей. Что самое печальное – каждый из них уверен, что неравенство между ними имеет под собой основание. При таком отношении социальные противоречия неизбежны.
Главные герои и их характеристика
Чтобы как можно точнее отобразить характер и манеру поведения персонажей, Чехов использует говорящие фамилии. К примеру, фамилия Червяков основана на слове «червь», Бризжалов – на слове «брюзжать». Уже глядя на эти многозначительные фамилии, перед глазами возникает тот или иной образ персонажа.
- Иван Дмитриевич Червяков – простой чиновник, экзекутор. Подобная фамилия выбрана писателем неслучайно: внутренний мир героя такой же узкий, как червь, он так же жалок и ничтожен. Червякова больше всего интересует мнение окружающих, он почитает вышестоящие чины, чье мнение для него закон. Все интересы Червякова ограничены одной лишь службой, его больше ничего не интересует. Свой нечаянный чих возле генерала он воспринимает как самую настоящую катастрофу. Его ужасно волнует реакция высокопоставленного чиновника, и в своем болезненном воображении он так сгущает краски, что уже не в состоянии спокойно жить. Жизнь Червякова настолько пуста и безрадостна, что единственным ее смыслом становится служба. Он растаптывает собственную личность в угоду вышестоящим чинам, в раболепном прислуживании ним он не видит ничего предосудительного. У Червякова нет ничего личного, поскольку он полностью растворился в своем бюрократическом мирке, приспособился к внешним обстоятельствам. Для него нет ничего страшнее, чем выделиться на фоне остальных людей, самовыражение для него – страшный грех. Так Чехов описывает одного из самых распространенных персонажей в русской литературе – так называемого «маленького» человека, вечно забитого, униженного, мелкого и ничтожного в своих желаниях, бедах и планах на жизнь. Чтобы приспособиться к миру и как-то выживать в нем, он вынужден не служить, но прислуживать. Однако подобное поведение накладывает неизгладимый отпечаток на личность человека, делает его безвольным и бесправным рабом. Личность неизбежно деградирует, в ней не остается ничего человеческого – лишь унизительное пресмыкание и желание угодить господам. Писатель настолько брезгливо относится к данному персонажу, что даже не дает описания его внешности.
- Бризжалов – статский генерал по ведомству путей сообщения, важная персона, большой начальник, привыкший к полному подчинению. Поначалу он спокойно реагирует на просьбы Червякова извинить его за досадный поступок. Он пытается делать вид, будто ничего не произошло, однако такая реакция сановника совсем не устраивает Червякова, который очень боится ненароком навлечь на себя гнев начальника, пусть и чужого. В итоге Бризжалов, утомленный назойливостью мелкого чиновника, выходит из себя и в гневе набрасывается на него. Утратив привычное самообладание, он принимается громко кричать, ругаться и топать ногами. Подобный контраст в поведении указывает на человека, который привык срывать свое раздражение и прочие отрицательные эмоции на своих безропотных подчиненных. Писатель также не дает точной характеристики Бризжалову, все его описание заключается в занимаемом им посту. Это, по сути, такой же безликий персонаж, как и Червяков, с той лишь разницей, что занимает высшую ступень в иерархической лестнице.
Чему учит рассказ?
Чехов описывает ситуацию, которая лишь на первый взгляд может показаться смешной и нелепой. Зрелый мужчина, семьянин добровольно загнал себя в могилу только потому, что испугался гнева сановника. В своем воображении он накрутил себя настолько сильно, что не только выставил себя в смешном положении, но и довел до ручки генерала, уставшего успокаивать его. Червяков никак не мог понять, что надоедает начальнику своими навязчивыми извинениями. В его больном воображении важный сановник хитрил и лукавил, и даже не собирался забывать досадный случай в театре. На самом же деле Бризжалов и думать позабыл о том пустяке, но Червяков раздул его до таких масштабов, что сам поверил в серьезность ситуации, и умер, испугавшись уже реального гнева начальника.
Чтобы в обществе было меньше людей, подобных Червякову, нужно изменить правила и законы, по которым это самое общество существует. Именно к этой мысли и приводит Чехов, с присущей ему иронией высмеивая ущербность чиновников и клерков.
Рассказ Смерть чиновника читать сюжет
Главный герой рассказа Иван Дмитриевич Червяков, просматривая спектакль в театре, нечаянно чихает на лысину сидящего впереди него человека. Сначала он даже не обращает на это внимания. Но позже, узнав в этом человеке генерала Бризжалова, Червяков пугается и тут же начинает лихорадочно извиняться перед ним. Генерал, будучи человеком спокойным и все понимающим, говорит ему, что ничего страшного не произошло и просит не мешать смотреть представление.
Во время перерыва взволнованный Червяков, не находя себе места из-за переживаний, снова подходит к генералу и повторно просит прощения. Бризжалов отвечает, что уже давно забыл о произошедшем, и что все это сущие мелочи. Однако мысли о том, что случилось никак не идут у Ивана Дмитриевича из головы. Он не может успокоиться, считая, что Бризжалов затаил на него обиду.
Вернувшись домой, Червяков рассказывает жене о том, что чихнул в театре и случайно обрызгал генерала. Жена, тоже испугавшись сначала, узнает, что генерал «не свой» и сразу же успокаивается, посоветовав мужу просто сходить и извиниться. Ей не важны чувства собственного мужа, она больше беспокоится о том, что скажут люди.
Утром Червяков надевает свой новый костюм, приводит себя в полный порядок, моется, стрижется и отправляется к генералу Бризжалову. Придя в кабинет к генералу, он еще раз извиняется перед ним. Бризжалов, которому все это уже начинает надоедать, отмахивается от Червякова: «Какие пустяки», и снова приступает к работе.
Обеспокоенный чиновник думает, что генерал даже разговаривать с ним не хочет, и остается в кабинете, ожидая, когда все посетители уйдут. Когда Бризжалов заканчивает прием, Червяков, бледный, с трясущимися коленками, снова приносит ему свои извинения. Генерал приходит в бешенство, считая все это издевательством, и прогоняет Ивана Дмитриевича.
Червяков решает, что генералу необходимо написать письмо с извинениями. Но потом бросает эту идею и снова идет в кабинет Бризжалова. Генерал с криками выгоняет Ивана Дмитриевича из кабинета.
Червяков больше не выдерживает, вернувшись домой, он ложится на кровать прямо в одежде и умирает.
Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» учит тому, что нужно ценить и уважать себя как личность, а не унижаться перед людьми, имеющими высокий чин. Нужно помнить о чувстве собственного достоинства. Чехов своим рассказом хотел показать до чего человека может довести чинопочитание и стремление сохранить свою должность.
Краткий анализ произведения «Смерть чиновника»
Чехов выдвигает протест против того, чтобы человеческая личность подавлялась обстоятельствами. Так, главный герой вынужден подчиняться вышестоящим лицам, чтобы его не уволили.
Его нелепая настойчивость комична, но в то же время вызывает чувство жалости, поскольку Червяков часто унижается. Каждый раз, принося прощение за нелепую ситуацию, Иван Дмитриевич отрекается от себя и гордости, которая должна быть присуща каждому человеку.
Вначале писатель прописывает добрую и злую сторону Червякова с генералом. Однако, смерть героя непривычная линия победы зла над добром. Высокопоставленный человек здесь не видится как законченное зло: он кричит на героя в тот момент, когда тот его доводит до агрессивного состояния.
В конечном счете, Червяков умирает не от испуга и душевных мук, а из-за нарушения высокопоставленным лицом привычных для него понятий почитания власти и подавления начальством подчиненного. Герой ждал, что генерал накричит на него из-за его дерзости и придумает ему наказание, но ничего подобного не случилось.
Темы
- Замещение частной жизни общественной, полное поглощение личного пространства. Червяков добровольно жертвует своей жизнью в угоду неписанным правилам, царящим в бюрократическом обществе. В итоге его существование больше напоминает абсурдную пародию на нормальную полноценную жизнь.
- Тема внутреннего рабства. Эта одна из любимых тем Антона Павловича Чехова, который, мастерски смешивая грустное и смешное, раскрывает всю бессмысленность казенной жизни, сосредоточенной на одной лишь службе.
- Тема тоски. Главный герой произведения тяготится собственным положением, и очень быстро становится понятно отчего. Многолетнее унижение собственной личности не способно пройти бесследно.
- Тема преклонения перед начальством. Подобное поведение, воздвигнутое на уровень определенной культуры, является проблемой всего общества, его неправильным устройством. Причиной тому, по мнению автора, является самодержавие, где царь является помазанником божьим, а аристократия – привилегированным сословием. Остальные же люди – просто челядь, призванная решать насущные проблемы «избранных». Подобная идея, пропагандируемая в обществе, и порождает людей, подобных Червякову: неуверенных в себе, жалких, без чувства собственного достоинства.
- Тема маленького человека. Автор раскрывает ее сквозь призму образа чиновника Червякова. Подобный человек, начисто лишенный самоуважения, обречен на вечное прозябание в жестоком мире.
Главная мысль
Основная мысль произведения заключается в том, что человек, став крошечным винтиком бюрократической машины, готов распрощаться с чувством собственного достоинства ради сохранения должности. Самодурство начальника способно оставить зависимого от него мелкого чиновника без средств к существованию, и потому последний видит выход из положения лишь в пресмыкании и чинопочитании. В итоге этот страх, всячески поощряемый обществом, способен вырасти до абсурдных размеров и привести к смерти.
Антон Павлович демонстрирует, как желание угодить вышестоящим чинам, ставшее уже образом жизни, стирает личность человека, убивает его душу. В итоге такой человек становится лишь серым, безликим должностным лицом, которое стремится во что бы то ни стало укрепить свое положение в обществе путем лицемерия и угодничества. Все, чем заняты мысли главного героя – не упасть в глазах окружающих, и уж тем более вышестоящих чинов. И даже супруга Червякова больше обеспокоена тем, что скажут люди, нежели самочувствием своего супруга.
В рассказе описывается смерть не человека, личности, а чиновника. И это отражается уже в самом названии произведения. Пребывая в иллюзорном мире своих страхов, Червяков доводит свое раболепие перед начальством до такой степени, что собственными руками роет себе могилу. Вместо реальной человеческой жизни он проживает выдуманную им, искусственную жизнь, в которой истинные ценности были подменены чинами и рангами, а вместо добродетели правили такие пороки как лизоблюдство и лицемерие.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Смерть чиновника» соответствует лаконичной форме произведения. В произведении есть два основных персонажа: маленький человек Червяков и генерал Бризжалов. Между героями и происходит незначительный конфликт, который выводит из равновесия обоих персонажей. Многомудрый Литрекон описал героев в таблице:
герои | характеристика |
иван дмитриевич червяков | мелкий чиновник, служба которого протекает в постоянном почитании вышестоящих лиц, вся его жизнь после конфуза теряет смысл, все крутится вокруг желания червякова угодить и загладить вину перед генералом, который даже не подозревает о душевных терзаниях мелкого чиновника. говорящая фамилия червякова происходит от слова «червь», что указывает на ничтожество героя и его стремление пресмыкаться. так и есть: он не ценит себя и свою личность, зато из генерала делает сверхъестественное существо, мотивы которого непостижимы для обычных смертных. видя генерала, он приписывает ему то, что он даже не думал показать. самое комичное в его образе, это то, что он действительно мучается и теряет покой после того злополучного спектакля. это очень робкий, трусливый и мнительный человек. |
генерал бризжалов | это человек высокопоставленный. он случаю с червяковым значения не придал, но при постоянном повторении ситуации, решил, что над ним просто смеются и издеваются. ему непонятны переживания червякова, он его не понимает, поэтому теряет терпение и кричит на него, чтобы он оставил его в покое. говорящая фамилия бризжалова происходит от слова «брюзжать», то есть означает ворчливость и вечное недовольство героя. после того, как его обрызгали, он недовольно бормотал что-то под нос, а его последующие реплики сливались в одну нечленораздельную фразу: «милостисдарь!». то есть он не говорит, а брюзжит. это указывает на его неуважение к собеседнику. |