Загадки про 4 стихии природы
С давних времен люди преклонялись перед силой стихии, обожествляли ее: ведь жизнь невозможно себе представить без солнца, тепла, воды, воздуха и, конечно, земли, на которой растет все живое, в том числе – человек. Загадки про 4 стихии природы слагались не только в древности, их смысл не потерял своей актуальности и в наши дни.
Земля
В головоломках на эту тему использованы стихи и вопросы не только о земле, но и ее разновидностях: болоте, тропинке.
Ее колют, режут, секут, кромсают, а она от этого с каждым годом краше. (Земля)
Не ходи туда, турист,
Хоть ты лучший гитарист.
Там не проедет тракторист.
Не проберешься, не пройдешь.
Только сразу не поймешь.
(Болото)
Ни земли, ни талых вод,
Жить здесь неохота,
Лишь кулик как патриот
Хвалится…
(болотом).
Бежит поясок через лес наискосок. Ни завязать, ни разорвать невозможно. (Тропинка)
Живу в лесу и на лугу,
В поле на раздолье.
Серпантином я бегу,
По-другому не могу.
(Тропинка)
Черная красавица летом – в изумрудной одежке, осенью – в золотой, зимой – в бриллиантовой. А как весна наступит, в малахите щеголяет. (Земля)
По чему люди при царе Петре ходили вниз ногами? (По земле)
Огонь
Он бывает очень разный:
Ярко-желтый,
Медно-красный,
Голубой и золотой,
Добрый, тихий,
Гневный, злой.
(Огонь)
На него всегда глядят,
Да на нем еще хотят
Суп сварить, испечь картошку.
Рядом сесть и песни спеть
Под гитару, под гармошку.
А еще чуть-чуть погреться
И надолго засидеться.
(Костер)
Летит по небу конь.
Его не тронь:
ведь он огонь.
Стрелы извергает,
На землю посылает. (Молния)
Воздух
Он кудрявится над крышей,
Вырастает в вышине.
Добежал до облаков,
А потом – и был таков!
(Дым)
Волшебник-невидимка везде бывает.
Без него никто жить не желает.
(Воздух)
Чтобы им понаслаждаться,
Нужно к соснам собираться
В глубь лесную, к камышам.
Он везде: и тут, и там.
(Воздух)
Никто нигде его не видел,
Не приголубил, не обидел.
Мы без него совсем не можем
Прожить минуты, он поможет
Дышать нам, петь, и танцевать,
И птицам высоко летать.
(Воздух)
Вода
Над домами, над равниной
Тихо, словно, паутина,
Он разлегся, развалился
Густо-белою картиной.
(Туман)
В реках- морях гуляет,
В небе тоже пролетает.
А потом – на землю вниз:
Вот такой для нас сюрприз.
(Вода)
Резво бегает без ног да запасы имеет: хоть рук нет, а рукава пригодятся. (Река)
Воды много, а не напиться. (Море)
Серебряные нити
протянуты с небес.
Вы только посмотрите:
что чудо из чудес!
Потрогаешь руками
И сразу все поймешь,
Что эти струйки сами
И есть небесный…
(дождь)
Она река и море,
Метелица, туман,
И озеро, и туча,
Безбрежный океан.
С небес дожди к тому же
И снега пелена,
Весной большие лужи –
И это все она.
(Вода)
Смешанные
Эти загадки про стихии природы описывают несколько явлений, поэтому и ответы должны быть очень точными. Например:
Живут на свете брат и две сестры. У брата аппетит хороший: ест все, что попадается. Старшая сестра всегда пить хочет. Когда попьет, еще прекраснее становится. Младшая сестра резвая: бежит, не останавливаясь. (Огонь, земля, вода)
Брат сильный, а сестра еще сильнее. (Огонь, вода)
Занимательными вопросами необходимо озадачивать младшее поколение, так как они помогают:
- образовывать детей знаниями о живой и неживой природе, стихийных бедствиях, дополнить их словарный запас;
- развивать умение делать выводы, опыты;
- воспитывать уважительное отношение к сверстникам, не перебивать, считаться с мнением товарищей.
Загадки о стихиях природы можно сопровождать знакомством с условными знаками, обозначающими каждое явление окружающего мира, которые пришли к нам из глубины веков
Поняв необходимость и важность Воды, Земли, Огня и Воздуха, дети научатся уважать и беречь ресурсы, которыми щедро делится с человеком сама природа
Загадки про воду
•Много меня — пропал бы мир,Мало меня — пропал бы мир(Вода)
•Книзу летит капельками, А кверху — невидимкою. (Вода)
•В жаркий деньСамой желанной бывает.(Вода)
•Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
•Чего в гору не выкатить, В решете не унести И в руках не удержать? (Вода)
•В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода)
•Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. (Река)
•Течет, течет — Не вытечет, Бежит, бежит- Не выбежит. (Река)
•Зимой спит,А летом шумит.(Река)
•Нет ног, но на месте она не стоит,Ложе есть, но не спит,Не котел, но бурлит,Не гроза, но гремит.Нет рта, но она никогда не молчит.(Река)
•Если руки наши в ваксе,Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мамаНи готовить, ни стирать,Без чего, мы скажем прямо,Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли —Жить нельзя нам без …(Воды)
•Не море, не земля,Корабли не плавают,А ходить нельзя.(Болото)
•В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.(Река)
•Кругом вода, а с питьем беда.(Море)
•По городу дождик осенний гулял,Зеркальце дождик свое потерял.Зеркальце то на асфальте лежит,Ветер подует — оно задрожит.(Лужа)
•Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?(Снежинка)
•Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.(Пруд)
Загадки про воздух
Он без цвета и запаха, невидимка, без которого мы жить не можем. Очень легкий, но обладает таким давлением, что несколько пар лошадей не могут преодолеть его — все это свойства, которые описывают детские загадки про воздух. Они пригодятся для школьников 2-3 класса на уроках по окружающему миру. На развивающих занятиях предложите детям самостоятельно придумать загадки про воздух, и вы оцените, какие особенности воздуха знакомы вашим школьникам.
Oн невидимый, и все же,Без него мы жить не можем.Ни есть, ни пить, ни говорить.И даже, честно говоря,Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
Есть бумага и дрова, Ветки, хворост и трава, Спички есть, но без меня Не разжечь тебе огня. Кто я? (Воздух.)
Он вокруг, его невидим, только всем необходим: Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.
Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.(Воздух)
Для дыхания он нужен,С ветром, вьюгой очень дружен.Окружает нас с тобой,Не поймать его рукой! (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится,А прежде людей бежит торопится.(Воздух)
Мы его не замечаем,Мы о нём не говорим.Просто мы его вдыхаем –Он ведь нам необходим…
Ни веса ни цвета у него нету!(Воздух)
Окружает нас всегда,Мы им дышим без труда.Он без запаха, без цвета.Угадайте, что же это? (Воздух)
Он – прозрачный невидимка,Лёгкий и бесцветный газ.Невесомою косынкой он окутывает нас.
Птицы реют в небесах — по нему, Самолёт летит в горах — по нему, В организм наш кислород поступает «по нему», Без него нам жизни нет — никому…
Им дышат звери, птицы, люди, Без него мы огня не добудем, Без него нет жизни нигде — Даже тем, кто живёт в воде…(Воздух)
Рассыпался горох на семьдесят дорог;никому не собрать — ни попам,ни дьякам, ни нам, дуракам.(Воздух)
Рассыпался горох по сто дорог,никто его не соберет:ни царь, ни царица,ни красна девица,ни бела рыбица.(Воздух)
Ты без него не сможешь житьНи есть, ни пить, ни говорить.И даже, честно говоря,Разжечь не сможешь ты огня.(Воздух)
Чего в комнате не видишь?(Воздух)
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?(Воздух)
Чем мы дышим?Что мы не видим?(Воздух)
Через нос проходит в грудьИ обратный держит путь.Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.(Воздух)
Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?(Воздух)
Я коварный поджигатель.Вы огня хотите — нате!Я всесильный окислитель (Если только дров дадите).(Воздух)
Сложные загадки про воздух
Если каштаны положить на горячие угли то они раскалываются с сильным треском. Почему?.. Ответ-(Воздух, находящийся под оболочкой каштана, от нагревания расширяется и с треском разрывает его)
Даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листьев, осина не остается в покое. Ее листочки все время дрожат. Почему?…Ответ — (Даже в самую тихую погоду над землей движутся вертикальные потоки воздуха. Теплые струи поднимаются вверх, холодные опускаются. Листья осины, имеющие тонкие длинные черешки, чувствительны к самым незначительным перемещениям воздуха)
В стихотворении А.С. Пушкина «Кавказ»есть такие слова: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне». Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями? Ответ — (Нагретый у земли воздух поднимается на значительную высоту. Эти теплые потоки воздуха ударяются снизу в распростертые крылья птицы и поддерживают ее.)
Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги? …Ответ — (Холодный воздух более тяжелый и поэтому всегда находится у пола).
Интересные факты про воздушные загадки:
Магдебургские полушария
В 1654 году Отто Герике в г. Магдебурге, чтобы доказать существование атмосферного давления, произвел опыт. Он выкачал воздух из полости между двумя металлическими полушариями, сложенными вместе. Давление атмосферы так сильно прижало полушария друг к другу, что их не могли разорвать восемь пар лошадей.
Еще больше загадок вы найдете здесь:
Ход занятия:
Приветствие:
«С добрым утром – ручки,
С добрым утром — ножки,
С добрым утром — пяточки, а потом носочки,
С добрым утром — плечики, наши локоточки.
Мы друг к другу потянулись, и друг другу улыбнулись».
-Сегодня я хочу поговорить с вами об огне – давнем друге человека. Во все времена люди стремились использовать огонь для своего блага. Огонь согревает людей и их жилище; с помощью его люди готовят себе пищу. Чтобы изготовить на заводе игрушки, технику тоже необходим огонь.
— Огонь не всегда для нас друг он может быть нм и врагом. Сейчас мы с вами это можем проследить в игре.
Я вам предлагаю разложить правильно картинки, где для нас он друг, а где враг.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо» (воспитанники распределяют картинки в нужное место, где огонь полезен, где может навредить в быту)
-Мы с вами определились, где огонь может нам навредить.
-А по какому номеру вы должны позвонить в случае пожара?
(в пожарную часть по номеру 01, а если с мобильного телефона, то 010). Сообщить своё имя, фамилию. Указать, где горит и адрес.)
-Об огне мы с вами разучивали различные пословицы (ответы).
«Огонь не вода — пожитки не всплывают».
«Огонь не вода — охватит, не выплывешь».
«Не шути с огнём, обожжёшься».
«Берегись, не ожгись».
«Спичка — невеличка, а огонь от неё большой».
«Слёзы пожар не тушат».
«Нет дыма без огня».
«Огонь — хороший слуга, но плохой хозяин».
«Спичка невеличка. Огонь великан».
«Маленькая спичка сжигает большой лес».
«Спичка не игрушка, а огонь не забава».
Опыт.
-Сегодня хочу показать вам, как опасно баловаться с огнём в домашних и природных условиях.
К пламени свечи подносится сначала бумага, потом вата и сухая ветка. Монета не горит, а сильно нагревается (при опускании в таз шипит)
Вывод: опыт показывает, что быстрее всех загорается вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят. Но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься)
Рассуждения детей по теме эксперимента, чем опасна игра со спичками и воспламеняющими предметами.
Физкультурная минутка.
-«Раз, два, три, четыре! (Хлопают в ладоши)
Загорелся стул в квартире. (Имитация огня)
Пять, шесть, семь, восемь! (Хлопают в ладоши)
«Ноль один» зовём мы в гости!» (Имитация набора номера 01).
— Да с огнём нужно быть, очень, осторожными помнить ряд правил, чтобы не было пожара:
1. Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками.
2. Самостоятельно не зажигай газовую плиту.
3. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.
4. В лесу не разжигай костёр без взрослых.
5. Не играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
-А кто-нибудь из вас ходил летом в поход? (ответы)
Расскажите, как нужно правильно обращаться с огнём в лесу. (Не жечь сухие листья и палки, заливать и закапывать угли после костра, не пользоваться бензином и т. д.)
-К чему может привести не правильное обращение с огнём в лесу? (ответы)
-Как нужно затушить костёр, когда вы угодите домой? (залить огонь, засыпать закопать угли песком)
Давайте и мы с вами будем беречь себя и своих близких, свой дом, нашу природу – всё вокруг от огня.
— Многие люди не знают или не хотят правильно обращаться с огнём.
Сегодня я предлагаю вам сделать плакаты — памятки где «Огонь-друг, огонь — враг».
По-другому такие плакаты называют постеры. (повторы детей).
Воспитанникам раздаются листы формата А3 с изображение огня и двух дорог, их задача: наклеить картинки в двух направлениях, где огонь наш друг и где огонь наш враг.
В конце занятия дети делают выводы о вреде и пользе огня.