Чтение народной поэзии малышам

Стихи на день народного единства, 4 ноября

Болтунья

Что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,Хоркружок — мне петь охота,За кружок по рисованьюТоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,Когда я шла вчера из зала:»Драмкружок, кружок по фотоЭто слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,Один какой-нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото…Но мне еще и петь охота,И за кружок по рисованьюТоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старостиВ нашем классе староста.А чего мне хочется?Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате…Что такое это, кстати?Может, это стратостат,Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузкиПо-немецки и по-русски.

Нам задание дано -Чтенье и грамматика.Я сижу, гляжу в окноИ вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».

А я говорю: «У меня нагрузкиПо-немецки и по-русски».А он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».

А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко»

Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь»

Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Перемена

«Перемена, перемена!» — Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог — Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним бо-о-ольшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлёпнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи, — Словом, Сделал всё, что мог! Ну, а тут — опять звонок… Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём! — Ничего, — вздыхает Вова, На уроке отдохнём!

Я люблю тебя, край мой родимый!

Стихи про Родину для детей 5-6 классов

Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
П. Синявский

Веет чем-то родным и древним

Веет чем-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.

По тропинке шагая узкой,
Повторяю который раз! –
«Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!»
Юлия Друнина

Дайте русское

Пусть не ждут, что я расплачусь,
Если мне не купят колу.
Пусть не ждут, что заартачусь,
Если мне на завтрак в школу
Бутерброд дадут вместо
Заграничного печенья.
Конфитюр заокеанский
Хуже нашего варенья!

Наложите миску каши –
Стану краше и сильней!
Хлеб да соль вкуснее наши
Зарубежных киселей!
Дайте РУССКОЕ отведать!
Дайте РУССКОЕ носить!
Лучше пшёнкой пообедать,
Чем заморское просить!
Анатолий Власов

Лучшая на свете

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг —
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова —
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Наталья Забила (перевод с украинского З. Александровой)

Родина

Занялася заря расписная,
Выхожу за околицу я.
С добрым утром, сторонка родная –
Дорогая Отчизна моя.

Дружно двинулись в поле артели,
Труд кипит от села до села.
Топоры по лесам зазвенели,
Тишина за курганы ушла.

Пароходы стоят под погрузкой
У причалов разбуженных рек,
И о Волге, красавице русской,
Вдохновенно поёт человек.

Льются песни потоком незримым
К звёздам счастья — к седому Кремлю.
Я люблю тебя, край мой родимый,
Неизменно, по-русски, люблю!
Н. Сусленников

О, Родина!

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески —
Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной — и утешенье
И исцеление моё.
А.В. Жигулин

Моя маленькая Родина

Тихая улица посреди села,
Домик деревянный, рядом тополя.
Два куста сирени,
Вишня под окном.
Здесь провёл я детство
С матерью, отцом.
Бегал на рыбалку,
По грибы ходил,
У костра ночного
Комаров кормил…
Часто вспоминаю
Я милые места,
Детство беззаботное,
Мать свою, отца.
Два куста сирени,
Вишню под окном
И друзей-товарищей
В том селе родном…
Всё, что сердцу дорого –
В памяти храню.
Маленькую Родину
Я помню и люблю.
Е. Арсенина

Предлагаем почитать на нашем сайте другие статьи о нашей Родине – о России:Стихи о РодинеСтихи о России для детейДушевные стихи о России

Что же такое Россия? Об этом очень красиво и душевно расскажет маленькая девочка. Посмотрите это видео вместе с детьми.

https://youtube.com/watch?v=z9ACZPiGOuE

Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

тренировать внимание и память;
развивать мышление и речь;
воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности

Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д

Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели.
Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной.
На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, «Лизочек», С. Маршак, «Кошкин дом», Л. Левин, «Сундук».

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Поэзия в младшей группе

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями в первой младшей группе детского сада происходит в процессе ежедневного общения. Так, во время наблюдения за явлениями природы, воспитатель может подчеркнуть их красоту, уточнить некоторые признаки, рассказать о их свойствах при помощи волшебного художественного слова. Этому помогают такие стихи, как «Снежинки» А. Деружинского, «Пчелка» С. Соколова-Воюша и др.

Гораздо более интересными станут для детей те режимные моменты, где будут звучать поэтические произведения: «Я сама», «Котик просыпается» и т.п.

Чтение стихотворений

Знакомство детей с игрушками также может сопровождаться чтением интересных стихотворений.

К ним можно отнести: «Птичка», «Лисичка», «Медведь» А. Якимовича и др. Эти же произведения желательно использовать для чтения во время самостоятельных игр детей с соответствующими игрушками.

Образец художественного чтения стихотворения воспитателем позволяет ему настроить время в художественно-речевой деятельности определенный эмоциональный контакт с детьми.

А многократное повторение поэтического произведения, которое сопровождается определенными действиями, направленными на определение основных черт вещи, дает возможность ребенку наглядно увидеть то, о чем рассказывается красивыми образными словами.

Так, при чтении стихотворения «Мой конь» разглядывание игрушки одновременно сопровождается словом и движениями воспитателя

Внимание детей направлено на определение частей тела коня, описание его красивой упряжи. Такое чтение непосредственно включает ребенка в активную художественно-речевую деятельность

Игровые приемы при ознакомлении с поэзией

Основное место при ознакомлении младших дошкольников с поэзией принадлежит игровым приемам. Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями побуждает детей лучше запомнить их, а потом и воссоздавать четко и образно. Так, перед чтением стихотворения Т. Кляшторной «Хозяйка» можно создать игровую ситуацию «Напоим Мишку чаем», а уже после прочитать детям и сам стих. Игрой с куклой желательно сопровождать чтение стихотворения Н. Галиновской «Колыбельная».

После того как воспитатель с использованием различных приемов познакомит детей со стихотворением, можно вызвать детишек, если они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При чтении стихотворения детьми воспитатель должен поощрять их рассказывать дальше, подсказывать слова или целые строки, которые ребенок не успел запомнить.

Художественно-речевые занятия

Художественно-речевые занятия по заучиванию стихотворений с младшими дошкольниками определяются определенной структурой. Чтение стихотворения всегда сопровождается выполнением активных действий.

Поэтические произведения, которые заучиваются на память с детьми на занятиях, можно повторять утром, в ежедневных делах в течение дня, во время игр, при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях других разделов программы.

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию;
  • Скажи ласково;
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя.
Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете?Кого любят очень дети?На вопрос отвечу прямо:- Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца,Но больше любит наряжаться? -Очень модная девчонка -Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточкуПрыгает, резвится,Ловкая, проворная,А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами,Полетала над полями.Весело жужжала.Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

Стихи детям о патриотизме

Любовь к Родине

Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от отчего порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!

С. Михалков

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Россия – самая большая страна в мире

От северного полюса и до горы Рагдан
И от Чукотки до Калининграда
Лежит Россия – большая из стран,
И нам земли другой вовек не надо!
Дальний Восток, Сибирь, Урал, Кавказ,
Карелия, Кубань, Крым, Черноземье –
Всё это в сердце каждого из нас,
Всё это наши родовые земли.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Моя великая Россия

Раскинув широко свои просторы,
И с поднятою гордо головой,
Стоит она, как прежде, непреклонна,
Победный триколор воздвигнув свой.
Она – моя великая Россия,
Владелица героев-городов,
Мать русского народа, с ратной силою,
Который за нее отдать готов
Все то, что было дорого когда-то,
И молодость, и кров, и жизнь свою,
Встать в армию из тысячи солдат,
Честь Родины отстаивать в бою!
Вы покажите мне страну другую,
Где есть такой же доблестный народ,
Одну Россию знаю я такую,
Всем вопреки, идущую вперед.
Пусть гордо возносясь, орел двуглавый, —
Свободы герб ей крылья дарит вновь,
Россия увенчалась вечной славой,
Покуда с ней народная любовь.
Мы сохраним святых традиций веер,
Богатство нации на много сотен лет,
Из года в год идем вперед и верим:
Продолжится история побед…

И. Кулиева

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Привет, Россия

Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое. . .

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..

Н. Рубцов

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Россия начиналась не с меча

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить — вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой — озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой — города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Э. Асадов

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Родина

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Т. Бокова

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Духовные ценности
Люди в некоторых странах
Больше собственной души
Любят деньги, рестораны,
Яхты, шубы из шиншилл,
О себе шумиху в прессе.
А у нас в стране важней
Справедливым быть и честным,
Верить в Бога и людей!
Есть духовные богатства,
Надо их копить стараться!

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

У лукоморья дуб зеленый… (отрывок из «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.

Презентация на тему: » Всем известно, что дети любят слушать и читать стихи. Это способствует умственному развитию, развивает память, улучшает речь, расширяет словарный запас,» — Транскрипт:

2

Всем известно, что дети любят слушать и читать стихи. Это способствует умственному развитию, развивает память, улучшает речь, расширяет словарный запас, учит чувству ритма, учит понимать, что такое рифмы и учит их подбирать. Но не все могут быстро их запомнить: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, что приводит к быстрому утомлению и отрицательным эмоциям. Поэтому, чтобы у детей не пропал интерес к поэзии и народному устному творчеству можно использовать мнемотехнику

3

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

4

Учить детей при заучивании стихотворений и потешек пользоваться приемом мнемотехники Цель

5

Задачи — Учить пользоваться мнемотехническими приемами при заучивании стихов и потешек

— Развивать память, внимание, мышление. — Развивать творческую активность, инициативность и стимулировать воображение детей

— Воспитывать самостоятельность.

6

Пособия, используемые для заучивание стихов и потешек и песен Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал, который ориентирован на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. — Мнемотаблицы. — Игры. — Альбомы со стихами, потешками или песнями.

7

Мнемотаблицы Этапы работы с мнемотаблицами 1.Выразительное прочтение стихотворения. 2.Рассматривание таблиц и разбор того, то на ней изображено. 3.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы. 4. Затем разучивание с опорой на образы (отработка метода запоминания).

8

Альбомы со стихами, потешками и песнями для детей — Используют альбомы в сюжетно-ролевых играх («Детский сад, «Дом»). — Развивают память. — Так как дети не умеют читать, то помогают в воспроизведении стихотворений. — Развитие самостоятельности, инициативности.

9

Игры способствующие запоминанию с помощью мнемотехники «Нарисуй что скажу» «Зашифруй слова» «Волшебники» «Подбери картинку» «Копилка слов» «Цвета» «Что где спряталось?»

10

Работа с родителями Оформление стенда «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники» Проведение консультации «Как учить стихи быстро» Составление альбома «Учим весело стихи»

11

И применять мнемотехнические приемы для заучивания стихов можно не только на занятии по художественному чтению, но и на музыкальных занятиях, что способствуют быстрому запоминанию текстов песен, а также использовать эту технику на занятиях по формированию целостной картины мира.

12

Литература Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», Акимова Г. Память – на 5. – Екатеринбург: »У-Фактория», Житникова Л. Учите детей запоминать. -М.: «Просвещение» Матюгин И. Рыбникова И. Как развить хорошую память.-М.: «Рипол Классик», Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение» Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: