Подсказки, как быстро и легко за 5 минут выучить наизусть стих по литературе

Как выучить стих за 5 минут: простой способ запоминания наизусть

Методы и советы по развитию памяти

Первым делом, чтобы запомнить текст, нужно его прочесть и понять, что автор хотел донести до читателя. Понимая, о чем говорится в каждом абзаце, запомнить его будет куда легче, чем просто набор слов. Верным способом запоминания также является визуализация прочитанного, то есть создание в своей голове небольшого кино, используя образы данного текста. Правильно выполняя все условия методов, можно быстро запомнить произведение.

При изучении текста стоит организовать вокруг себя спокойную обстановку. Желательно выключить радио, телевизор и уединиться, так как если рядом кто-то будет разговаривать по телефону, вряд ли удастся запомнить теорему или стихотворение.

После, прочитанный текст рекомендуется пересказать кому-либо. Есть утверждение, что когда передаешь информацию другому человеку, ее легче запомнить, а также разобраться в ней.

В некоторых случаях из произведения, которое нужно выучить, стоит выписать некоторые слова, получится что-то вроде шпаргалки, а они, как уже давно доказано, полезны для учебы. Записи позволяют выделить из сочинения главную информацию, при написании работает зрительная память. Также, читая книгу, запоминайте шрифт текста, картинки на страницах.

Если вдруг покажется, что устали, и мозг не воспринимает информацию, отвлекитесь, выпейте кофе, отдохните, а потом с новыми силами приступайте к изучению, предварительно вспомнив уже выученный текст. Зазубривать прозу дома намного легче, чем в другой обстановке, на это уходит меньше времени.

Подберите правильные ассоциации

Неправильно было бы подходить к задаче как к попытке
уместить стих в памяти на пару дней и потом забыть его. Это нанесет удар по
вашему образовательному процессу. Чтобы улучшить закрепление, нужно
использовать ассоциации.

Это довольно просто – используйте закрепление при помощи привязывания образов к каким-то словам или словосочетаниям. К примеру, вам нужно запомнить строчку «Мороз и солнце – день чудесный». Попробуйте выстроить четкий ассоциативный ряд, представить себе солнечный морозный день. Можно попытаться и по-другому – просто вспомните, что для вас значит словосочетание «чудесный день» и вспоминайте это каждый раз, как произносите стих.

Метод караоке — помогает легче учить стихи

Попробуйте выучить стихотворение Владимира Маяковского с помощью этого видео ролика. Автор читает вслух и помогает более простому запоминанию текста.

Маяковский — «Послушайте»

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной? И, надрываясь

Далее

в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

Нравиться читать и учить стихи — пишите как вы это делаете.

А занаете ли вы, кто автор строк на заставке к этой статье? И кто перевел эти строки на русский язык?

Все просто:

Автор строк  — Иога́нн Во́льфганг Гете. А перевел это короткое стихотворение с немецкого языка — Михаил Юрьевич Лермонтов

Способы запоминания

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Короткие стихи, которые легко учатся

Дождь в лицо и ключицы…

Белла Ахмадулина

Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.

То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.

Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…

Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.

1955 г

Мосты

Валентин Гафт

Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.

Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, Мой путь закончен, я – пришёл.

О, я хочу безумно жить…

Александр Блок

О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

1914 г

Не ставь границ…

Любовь Козырь

Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.

Николай Гумилёв

Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?

1917 г

Любовью дорожить умейте…

Степан Щипачев

Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.

1939 г

— Ну, как тебе на ветке? — Спросила птица в клетке. — На ветке, как и в клетке, Только прутья редки.

Посредине панели…

Николай Заболоцкий

Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.

1957 г

Открыв наук зелёный том

Даниил Хармс

Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.

1933 г

2 класс

В начале второго учебного года мой сын участвовал в конкурсе чтецов, посвященном родному городу. Вместе с ним мы выбрали небольшое стихотворение местного автора – Эрнеста Кузьма.

Небо над Касимовым синее пресинее,

Травы изумрудные в заливных лугах.

А еще над Сиверкой сосны золотистые,

Да вода хрустальная бьётся в родниках.

Над Окою матушкой вечерами вешними

Песни задушевные льются до утра.

А еще на Бабинке в зарослях черёмухи

Раздаются звонкие трели соловья.

Был в далёких странах я, видел дива дивные,

Видел я красивые сказки-города.

Только самою лучшею, самою красивою

Сказкой был Касимов мой, где бы ни был я.

***

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья (Константин Бальмонт).

***

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я не малое лукошко,

А корзину взял с собой.

Я заглядывал за кочки,

Под березовые пни.

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной

И под елью зря искал.

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал (В. Д. Берестов).

***
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
***

В третьей четверти второго класса по программе «Школа России» школьники учат наизусть стихотворение Есенина, но не полное, а в сокращении. Расскажу, как мы с сыном учили это произведение.

Сначала я прочитала сыну данный стих самостоятельно с выражением. Затем объяснила, что значат непонятные ему слова и словосочетания. Например, «зима аукает», «седые облака», «метелица ковром шелковым стелется», «стозвоном сосняка», «как детки сиротливые». Я уверена, что ребенок быстрее запомнит то, что понимает. Поэтому стараюсь объяснять, что, как и почему.

Затем Ваня прочитал стих 3 раза сам.

Потом я взяла тетрадь, которая была под рукой, и немного закрыла стих справа. Получилось, что мы видели только начало и середину строк. Ребенок снова прочитал все сам, договаривая то, что не видит.

Пришло время закрывать конец и середину строк. Я так и сделала. И Ваня снова прочел все стихотворение.

В следующий раз я закрыла все, кроме первых букв каждой строки. Сын и в этот раз справился. По сути дела, он уже много раз прочитал произведение и запомнил его, а первые буквы помогли вспомнить начало. Вот и все.

Вроде бы как для забавы мы с ним написали «код стиха». Это те самые первые буквы, по которым легко все вспомнить. Именно с этим кодом Иван повторил стих наизусть перед сном, а потом утром перед школой.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

***

Следующее произведение, которое задали выучить – «Белая береза» Сергея Есенина.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

***

Закрой глаза, Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

Костры в лесу не разжигать,

Зверей и птиц не обижать!

В тенистый лес входи,

Будь другом!

Грибов и ягод набери.

Вдыхая свежий, чистый воздух,

Деревья поблагодари!

Природа — щедрая хозяйка,

Бери, что надо,

Ей не жалко!

И не забудь, что ждет она

От нас такого же добра.

***

Если был бы я девчонкой —

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты,

Сынок!»

(Эдуард Успенский)

Великолепная восьмерка

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого…». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

Распределяю время

Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.

Можно порекомендовать такой план:

  • Первый день. Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
  • Второй день. Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.

Способ «пирамиды»

Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.

Третий день. Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: