ОБИДА
Моей сестрёнке двадцать дней,
Но все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней.
И слышно в доме по утрам:
— Она прибавила сто грамм!
Ну девочка, ну умница!
— Она водички попила —
За это снова похвала:
— Ну девочка, ну умница!
Она спокойно поспала:
— Ну девочка, ну умница!
А мама шепчет: — Прелесть! —
В восторге от Алёнки. —
Смотрите, разоделись
Мы в новые пелёнки.
— Смотрите, мы зеваем,
Мы ротик разеваем! —
Кричит довольный папа.
И он неузнаваем-
Он всю цветную плёнку
Истратил на Алёнку.
Я гвоздь в сарае забивал,
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне скрывать,
Я больше не могу.
И вот я тоже лёг в кровать
И стал кричать: — Агу!
Взглянул мой папа на меня,
Сказал он: — Не дури!
Ты что вопишь средь бела дня,
Как дети-дикари?
Тогда я лёг лицом к стене,
И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
— Давай возьму на ручки?
А я в ответ: — Я не грудной!
Ты просто так побудь со мной.
Для 3-4 класса
Третьекласснику понадобится совсем немного времени, чтобы заучить одно из этих стихотворений, однако они придутся весьма кстати на семейном празднике или новогоднем утреннике.
Две сестры глядят на братца
Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры:
— Вот уже растет ребенок —
Он чихнул, как взрослый!
Двояшки
Мы друзья — два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
— Какие непохожие!-
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья — два Якова,
Зовут нас одинаково.
Дикарка
Утро. На солнышке жарко.
Кошка стоит у ручья.
Чья это кошка?
Ничья!
Смотрит на всех,
Как дикарка.
Мы объясняли дикарке:
– Ты же не тигр в Зоопарке,
Ты же обычная кошка!
Ну, помурлычь хоть немножко!
Кошка опять, как тигрица,
Выгнула спину и злится.
Кошка крадется по следу…
Зря мы вели с ней беседу.
Для детей 2 класса
Здесь собраны стихотворения подлиннее, а также с более сложной тематикой и подтекстом. Детям постарше будет интересно прочитать их.
Вовка — добрая душа
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!
Про Вовку, черепаху и кошку
Случилось вот какое дело —
Черепаха похудела!
— Стала маленькой головка,
Хвостик слишком тонок! —
Так сказал однажды Вовка,
Насмешил девчонок.
— Похудела? Ну, едва ли! —
Девочки смеются. —
Молока мы ей давали,
Выпила всё блюдце.
Черепаха панцирь носит!
Видишь, высунула носик
И две пары ножек!
Черепаха панцирь носит,
Похудеть не может.
— Черепаха похудела! —
Уверяет Вова. —
Нужно выяснить, в чем дело,
Может, нездорова?
Смотрит Вовка из окошка,
Видит он — крадется кошка,
Подошла, лизнула блюдце…
Экая плутовка!
Нет, девчонки зря смеются!
— Вот, — кричит им Вовка, —
Поглядите, кошка съела
Завтрак черепаший!
Черепаха похудела
Из-за кошки вашей!
Друг напомнил мне вчера
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
Блинчики
Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе –
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.
Доказал, что вместо масла
Можно брать и маргарин.
Решено единогласно:
Он прекрасно говорил.
Кто сказал такую речь,
Сможет блинчиков напечь!
Но, товарищи, спешите –
Нужно дом спасать скорей!
Где у вас огнетушитель?
Дым валит из–под дверей!
А соседи говорят:
– Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела,
Осрамился наш герой –
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь,
Трудно блинчиков напечь!
Важный пленник
Была весенняя пора,
Была военная игра,
И нам попался пленный.
Пленный! Пленный!
Какой почтенный пленный!
Хотя он ростом не высок,
Но у него седой висок,
Он очень важное лицо —
Директор школы
Взят в кольцо. Он был участником игры,
Он жег сигнальные костры
И оказался пленным.
Пленным! Пленным!
Таким почтенным пленным!. Он был участником игры,
Он жег сигнальные костры
И оказался пленным.
Пленным! Пленным!
Таким почтенным пленным!
Он был участником игры,
Он жег сигнальные костры
И оказался пленным.
Пленным! Пленным!
Таким почтенным пленным!
Поставил двойку не одну
Он в наших дневниках,
И вот сегодня он в плену
У школьников в руках.
Приятно, что ни говори,
Дела идут на лад…
К нему бегут секретари:
— Директор! Ваш доклад!
А он вздыхает: — Ну и ну!
Предупредите: я в плену.
Такое важное лицо —
Директор школы
Взят в кольцо!
Такой бесценный пленный
Один во всей вселенной!
Найти человека
Потеряв сына, Агния Барто на некоторое время замкнулась. А потом стала активно посещать детские дома, общаться с ребятами, оставшимися без родителей. В 1947 году она опубликовала одно из самых печальных своих произведений — «Звенигород».
Одним из откликов на публикацию стало письмо женщины из Караганды, рассказавшей о том, как война разлучила ее с 8-летней дочерью. Женщина даже не просила поэтессу ни о чем. Но эта история так задела Агнию Львовну, что она взялась за поиски. И… нашла!
Об этом радостном случае рассказал журнал «Огонек», напечатали другие советские издания. И на имя Агнии Барто пошли тысячи писем от людей, мечтавших отыскать своих родных. Дети искали родителей, родители — детей, братья — сестер.
Агния Барто в момент работы над выпуском передачи «Найти человека».
Татьяна Андреевна Щегляева вспоминала, что письма приходили пачками. Коробками и чемоданами, заполненными письмами, был заставлен коридор их московской квартиры.
Тех, кто приходил к Агнии Львовне Домой, она всегда с участием выслушивала, подробно расспрашивала, важные детали записывала, чтобы опереться на них в работе.
Так на радио появилась передача «Найти человека», которую вела Агния Барто. В эфире она зачитывала письма, рассказывала истории, которые сумела узнать. Из воспоминаний своих собеседников она выбирала такие моменты, которые невозможно забыть. Ребята, с которыми она встречалась в детских домах, рассказывали о том, что они помнили из своей еще довоенной жизни, когда были вместе с родителями. Кто-то говорил о любимой игрушке, кто-то — о доме, в котором жил, о соседях и друзьях, о коротких событиях своей счастливой жизни. Эти яркие эпизоды помогали людям узнать своих близких, найти друг друга даже тогда, когда неизвестны были фамилии.
Передача «Найти человека» выходила на радио до 1973 года. В своих дневниках Агния Львовна Барто называла точную цифру: 927 семей воссоединились благодаря ее работе.
Как Вовка стал старшим братом
— У меня есть старший брат,
Очень умный парень! —
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.—
В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!
И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:
— Если кто меня обидит —
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала —
Он проучит всякого.
Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.
Катя в красном платьице
Как расплачется:
— Я одна ничья сестра,—
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай…
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой — вся родня.
К ней подходит не спеша
Вовка — добрая душа.
Объявляет он ребятам:
— Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.
Если б я была дельфином
Если б я была дельфином
И людей спасать могла!..
Ветер лодку опрокинул:
Нет ни лодки, ни весла…
Все сильней бушует ветер,
Налетает на причал,
Он сорвал рыбачьи сети,
Он все море раскачал…
Если б я была дельфином,
Я была бы гибкой, длинной,
Я бы мчалась как стрела,
Рыбака бы я спасла.
В грозном море черно-синем
Гибель ждет его вот-вот,
Но раздался свист дельфиний —
Друг на выручку плывет.
У дельфина тайн немало:
Как он слышит без ушей?
Как сзывает по сигналам
Годовалых малышей?
Он от всей души резвится,
Ловко скачет по волнам.
Как сумел он так развиться?!
Непонятно это нам.
Ненадолго, хоть на месяц,
Я хочу дельфином стать.
Все увижу, все замечу,
Стану школьницей опять.
Поручается Андрею
Андрюша летом был в Крыму.
Он рассказал на сборе,
Как было весело ему
Купаться в Черном море.
Написал он в стенгазете
О камнях, о южном лете,
И о склонах Аю-Дага,
И о том, как воздух чист…
Все сказали: — Молодчага!
Ты, Андрюша, активист!
Раз ты выступил в печати,
Ты и шефом будешь кстати.
В наш подшефный детский сад
Пусть тебя и пригласят.
И пошло без передышки!
Поручений целый лист:
Обсужденье новой книжки
Подготовит активист.
Выступленье на линейке
Поручается Андрейке.
Клеить детские игрушки
Поручается Андрюшке.
Помогать больной старушке
Поручается Андрюшке.
И пойти в оранжерею
Поручается Андрею.
Вся дружина очень рада,
Что Андрюша так ретив:
— Нам работать и не надо,
Есть для этого актив!
Ночь пришла… Огни погасли…
— Где мой сын? — вздыхает мать.—
Может быть, ушел он в ясли
Помогать детей качать?
Про юного пенсионера
Один малец, лет десяти,
Мечтал на пенсию уйти.
Но разве плохо, например,
Живется деду Косте?
Придет на сквер пенсионер,
с утра играет в кости.
Один малец, лет десяти,
Мечтал на пенсию уйти.
И пусть стучит вожатый в дверь: —
— Ты почему не в школе?
— А я на пенсии теперь!
Вы не слыхали что-ли!
С утра могу развлечься,
Ударить по мячу ..
И на тахте разлечься
Могу когда хочу.
Один малец, лет десяти,
Мечтал на пенсию уйти.
Уйти из школы на покой
И веселиться день-деньской.
А дед грустит.. такой чудак,
Вздыхая то и дело
Встает зачем-то за верстак,
Повсюду ищет дело ..
Иной совсем еще не сед,
Но ищет он пути
Уйти на отдых с юных лет,
На пенсию уйти.
О премии, о Димке и о весеннем снимке
Снимал весну фотокружок.
Решили: снимок первый
Пусть будет ветка вербы
И тающий снежок.
Двух мальчиков в обнимку
Снимали у окна.
По солнечному снимку
Понятно, что весна.
А мой товарищ Димка
(Мы с ним пустились в путь)
Решил найти для снимка
Смешное что-нибудь.
Я предлагаю Димке
Снять рощу в белой дымке,
Где взрослые березки
Стоят в воде по грудь,
А саженцы-подростки
Готовы утонуть…
Нет, не согласен Димка,
Решил найти для снимка
Смешное что-нибудь.
Кругом вода! Хоть плавай!
Я влез на край канавы,
Пошел по самой кромке…
И угодил я с ходу
Двумя ногами в воду!
Вдруг слышу хохот громкий.
— Ура! — хохочет Димка.—
Неплох сюжет для снимка!
Течет за шиворот вода —
Я плюхнулся в болото,
А он кричит: — Вот это да!
Вот это будет фото!
Стою в воде, в грязи густой,
Не вымолвлю ни слова!
А он кричит: — Спокойно стой!
Тебя снимаю снова!
Я весь дрожу, я вымок,
Вот-вот мне плохо станет!
А он кричит, что снимок
На премию потянет!
Я третий день простужен,
Простужен из-за снимка,
А с Димкой я не дружен,
Нет, мне не нужен Димка…
Дружили столько времени…
Но вы меня поймете —
Нельзя же из-за премии
Топить друзей в болоте.
ЖИЛ НА СВЕТЕ САМОСВАЛ
Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам,
Сторожа спросили: — Кто там?
Самосвал ответил так:
— Я привез отличный шлак.
Молодчина самосвал,
Где он только не бывал!
Он кирпич возил и гравий,
Но, увы, застрял в канаве!
Буксовал он, буксовал,
Еле вылез самосвал,
Говорит: — Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте,
У меня помята рама!
— Алексей! — сказала мама.—
Ты успел в канаву влезть?
Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый.
Сколько лет ему?
Лет шесть!
Самосвал сигналит громко:
— У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь.
— Хорошо,— сказала мама,—
Но пока Алешей будь!
Молока попьешь, и спать! —
Что ж, пришлось Алешей стать!
Где Алеша? Спит уже,
Дома спит, не в гараже.
Зовите бабку!
Заявила бабка деду:
У меня уборка в среду!
Вот настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Бабка пол взялась скрести.
А куда деваться деду?
Он сегодня не в чести.
Не придется старику
В тишине попить чайку.
Он ворчит, что скоро полдень —
Он устал, он очень голоден,
Он поспал бы до обеда,
Он на стуле бы вздремнул,
Да старуха из-под деда
Унесла последний стул.
Ни стола вокруг, ни стула,
Только таз да тряпка.
Дом вверх дном перевернула
В среду утром бабка.
У нее хлопот по горло,
Так полы она натерла,
Что котенок в половицу,
Будто в зеркало, глядится,
Поднимает хвост трубой
И любуется собой.
А старик с утра не в духе,
Придирается к старухе:
Ей на пенсию пора.
Еле тащит полведра,
Начала уборку в среду,
А не кончит к четвергу!
Говорит старуха деду:
— Поспеваю как могу! —
Но старик зовет на смену
Пионерку — внучку Лену:
— Пусть моя любимица
За уборку примется!
Вновь настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Внучка пол взялась мести.
В полминуты подмела,
Пыль такую подняла,
Что котенок расчихался
И уполз из-под стола.
Протирала внучка стекла —
Вся до тапочек промокла.
До того она быстра —
Расплескала полведра!
Ей в душе не до уборки,
На коньках кататься с горки —
Вот куда ее влечет!
А под стол ручей течет,
На куски, на черепки
Разлетелась миска.
Внучка дернула плечом,
Говорит: — А я при чем?
Виновата киска.
Только дед вздремнул на стуле,
С полки падают кастрюли.
Грохот! Гром! Стучат тазы!
В кухне плещут волны!
Дом гремит, как от грозы,
Только нету молний!
Дед схватил в охапку шапку
И кричит: — Зовите бабку!
Честность или бюрократия
Лидия Корнеевна Чуковская в своих воспоминаниях высказывала обиду на Агнию Львовну Барто за выступления на писательских съездах против нее самой и отца, за участие в исключении из членов Союза писателей. Называя «на все способной», обвиняла в предательстве и поддержке бюрократической системы.
Но те, кто знал Агнию Львовну близко, был уверен: в каждом своем выступлении она всегда была искренна. Если уж называла очерки Лидии Чуковской «злой антисоветчиной», значит, действительно так считала. Если в 1944 году критиковала военную сказку Корнея Ивановича «Одолеем Бармалея!» — значит, и в самом деле считала ее вредной для советских ребят. Но при этом она всегда называла Корнея Чуковского своим другом и уважала его мнение.
Агния Барто на выступлении в Союзе писателей.
Кстати, из-за своей искренности на должностных постах в Союзе писателей Агния Львовна не задерживалась. Со многими диррективами, поступающими сверху, бывала не согласна и открыто говорила об этом. Бывали случаи, когда действовала откровенно против системы. Например, вместе со Львом Абрамовичем Кассилем долгое время помогали семье репрессированной Евгении Таратуты.
Татьяна Андреевна рассказывала, что всякий раз, написав новое стихотворение, мама читала его всем, кто соглашался слушать — и близким, и случайно оказавшимся рядом людям
Ей важно было увидеть реакцию, узнать мнение. В зависимости от этого она могла что-то переделывать, искать новые образы и рифмы