Стихи о герани
Если задать вопрос, о каком цветке написано больше всего стихов, большинство из нас ответит — о розе. Наверное, это будет правильный ответ. В разных странах есть стихи, легенды, предания и сказки о розе.
Но кажется, что в нашей стране не меньше поэты и сказочники писали о герани. Сегодня мы называем это растение пеларгонией. А наши родители и раньше знали этот цветок, как герань. Было время, когда объявили ни в чем не повинную герань символом мещанства. Не будем сегодня вдаваться в тонкости ботаники, и запоминать, что гераней есть много разных видов. Речь идет о той, которая так привычна сельским домикам нашей Родины.
Известная поэтесса Вероника Тушнова в свое время написала так:
Старинный пыльный пригород Казани,Дом в три окошка, где отец мой рос,А в окнах — шапки огненной герани(В слободке не выращивали роз).
Да, я люблю мещанские цветы,И без кавычек ставлю это слово,В его первоначальном смысле, в том,Что люди жили тяжко и сурово,
А труд во все эпохи был трудом….Цветы цвели, смиренно, безотказно,В подвалах и на чердаках цвели,В кастрюльках ржавых, в банках безобразных
Цвели – благословение земли.Теперь, когда конец домишкам тесным,И всё иначе, именно теперь,Мне кажется особенно нечестным,Взять и захлопнуть перед ними дверь…
Наверное, каждый из нас с ней согласится.
И тяжелая бабья доля в русской деревне скрашивалась алыми цветами герани в будни и в праздники. Вот как об этом написал Евгений Евтушенко.
Мои алые герани
За большими-пребольшими горамиотцвели и мои алые герани.Они слушали тихонько с подоконника,как играла там, на улице, гармоника.И сидел я на завалинке со вдовами,одинокими совсем, на всё готовыми.
А одна из них вонзала пальцы в клапаны,и меха о чем-то горько-горько плакали.И влетела в складки с неба – ах, неладница! –одна бабочка, красотка-шоколадница.
И меха её прихлопнули нечаянно,ибо слишком уж вела себя отчаянно.
Но когда гармонь потом опять раздвинулась,вновь она в полет, целехонькая, ринулась,так что вздрогнули, хотя они бывалые,на окошке, чуть привстав, герани алые.
И сказала гармонистка – баба злючая:«Ух, какая!.. Вроде нас она, живучая!»
А вот строчки, которые написала Наталья Меркушова.
Герань
Ращу цветок старинный я —Герань теперь есть у меня.Она в окне горит огнём,Напоминает о былом:
Росла в купеческих домах,И в захудалых деревняхОна скрывала бедноту,Пылая, жаркая, в цвету.
Неугасимый этот свет,Пронёс тепло сквозь толщу лет.Сейчас горит в моём окнеИ часто душу греет мне.
Просто и почти о каждом из нас.
А следующее стихотворение — это память о детстве, отчем доме, о времени, которое невозможно вернуть. Автор — Владимир Архипов.
Ветка герани
Домик родительский грозами ранен.Мама в окошке или ветка герани?Что-то в сердечко стучится упрямо –Вспомнил далёкое – “мама” и “рама”…
Рама зимой – ледяное лукошко.Мама в окошке. И в школу дорожка.Сына, бывало, как птицу, сбивало –Ты бинтовала и вновь поднимала.
Взгляд материнский я нёc постоянноВ небе высоком, на дне океана…Солнышко ходит, рождаются дети…Нет, я не верю, что матушки нету!
Видишь ли сына, душа золотая?Как мне сегодня тебя не хватает!…Домик родительский грозами ранен.Мама в окошке или ветка герани?
Всем авторам стихотворений – огромное спасибо. А сколько еще стихов есть о герани-пеларгонии!
А может кто-то поделится своими собственными?
Сайт www.lubludachu.ru
Одуванчики
Ирина Гурина
На холмах, на лугах,
На зеленых берегах
Золотистые шатры,
Одуванчиков ковры.
Словно солнышки на ножке
Раскатились вдоль дорожки.
Полосатый шмель гудит,
К одуванчикам летит.
Кружат бабочки в кольце
И купаются в пыльце.
Аромат висит густой
Над поляной золотой.
Только что случилось вдруг?
Побелело все вокруг!
Муравей спросил жука:
– Может, это облака?
Удивляется оса:
– Это просто чудеса!
Мы такого не видали:
Облака с небес упали!
Дунул ветер и пушинки
Разлетелись как снежинки.
Что за летняя метель
Стелет бабочкам постель?
В небе чистом, как слеза,
Стрекотала стрекоза:
– Одуванчики созрели,
Белым пухом полетели!
***
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.
- Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
- Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
- Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».
Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.
- В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
- В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
- Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.
Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным.
Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
Логическое ударение
Пауза
Интонация. В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки
В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов.
Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении.
В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств:
- темпом и силой голоса
- паузами
- удлинение звуков и др.
При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения.
Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость)
- Медленный темп повествует о торжественности момента.
- А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи
- Выделяют следующие виды интонации:
- Выразительная.
- Повествовательная
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков.
Восклицательная
Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения.
Интонация перечисления
Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Стихи про герань | KidsClever
Стихи > Стихи про цветы
Детские стихи про герань. На данной странице собраны интересные стихи про такой замечательный цветок, как герань. Эти стихи очень нравятся детям, родителям и воспитателям в детских садах.
Стихи про герань
В окне случайном, незнакомом
Вдруг вспыхнет искрой золотой
В унылом доме, старом доме
За занавесочкой простой.
Герань, нехитрое растенье
Листами тянется ко мне.
Там все, наверное, добрее,
За занавеской на окне.
Герань цветет над изголовьем,
Свои нашептывает сны,
И дай Бог памяти – любовью! –
Те сны рассветные полны.
Сквозь все обиды и напасти
(А сколько было их, невзгод!)
Все тем же, радостным и красным,
В горшочке простеньком цветет…
Светлана Зайцева
***
Герань через стекло смотрела,
Как жизнь бурлила за окном,
Как легким бабочка крылом
Цветка касалась, и на нем
Пчела веселая жужжала.
Её давно печаль терзала,
Что никогда в её окно
Не залетит веселый шмель
И ветерок игривый легкий,
Что шелестит листвой куста
В окно подуть её не смел.
Лишь две соседки за столом
Чаи гоняли пред окном
Где яркая герань стояла.
Татьяна Генина
***
На окне стоит цветок,
К солнцу тянется росток,
Красно-алые цветы,
Яркой,дивной красоты.
Они радуют цветеньем,
Шапки,словно загляденье
И головками кивают,
Любоваться приглашают.
Мы герани очень рады,
Не остались без награды,
За уход благодарит,
Ярким цветом вся горит.
***
Ращу цветок старинный я —
Герань теперь есть у меня.
Она в окне горит огнём,
Напоминает о былом:
Росла в купеческих домах,
И в захудалых деревнях
Она скрывала бедноту,
Пылая, жаркая, в цвету.
Неугасимый этот свет,
Пронёс тепло сквозь толщу лет.
Сейчас горит в моём окне
И часто душу греет мне.
Владимир Архипов
Букет
Зинаида Александрова
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелек.
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
Всех цветов не сосчитать в букете!
Жарко в поле, солнце ярко светит.
Девочки зовут купаться Таню, —
Ей на речку хочется самой.
Но ромашка с васильками вянет,
Надо их скорей нести домой.
Надо ей бежать без остановки –
Солнышко пригрело горячо,
И ромашки светлые головки
Положили Тане на плечо…
Добежала до дому Танюшка,
Бабочка за ней влетела вслед.
И теперь стоит в зеленой кружке
Первый Таней собранный букет.
***
Зацвели для Олечки в поле колокольчики
Стихи про цветы для детей 5-6 лет
Одуванчик
Ярко-желтый одуванчик
Весь под дождиком продрог,
А когда просох на солнце –
Сам себя узнать не смог:
Побелел он и распух,
И рассыпался, как пух.
Полетел пушинок рой
Над притихшею травой,
Над забором, над рекой,
Над тропинкой луговой
Под веселый крик ребят:
«Парашютики летят!»
С. Шушкевич
***
Прекрасный цветочек
На клумбе расцвёл
И весь в чёрных точках
Его ореол.
Он, словно тигровую шкуру надел,
На толстом стебле, очень вид его смел!
Оранжевый с чёрным, его лепесток,
Тигровая лилия – этот цветок!
А. Полетаева
Колокольчики
Зацвели для Олечки
В поле колокольчики,
Развернули новые
Шапочки лиловые.
И у нашей Оленьки
Сарафанчик новенький.
В нем сегодня Олечка
Вроде колокольчика!
Зинаида Александрова
Ромашки
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова
Цветок
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял — и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
В. Викторов
Фиалка
На солнечной опушке
Фиалка расцвела —
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится
От загребущих рук.
Но кто-то ей поклонится,
И сразу видно: друг.
Е. Серова
Репей
На бугре растёт ничей
Злой, взъерошенный репей.
Не берут его в букет,
А ему и горя нет.
Он стоит, темноголов,
До весны среди снегов.
Но зато голодным птицам
Он цветком прекрасным снится:
Нет для них еды вкусней,
Чем взъерошенный репей!
Г. Новицкая
***
Ноготки лучистые
Озарили дом.
Светят золотистые
Прямо под окном.
В утро ли ненастное
В пасмурный закат
Будто солнце ясное
В дом они глядят.
Как посланцы сказочных
Жарких летних дней
С ними сердцу радостней
И душе теплей.
Е. Груданов
***
В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
Н. Нищева
***
Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя – умница большая,
Маленькая дочка.
Н. Нищева
***
На зелёных тонких ножках
В новых лаковых сапожках
Стройные красавицы –
Маки называются.
В ярко-алых юбочках,
И тычинках-трубочках.
— Ах! – воскликнула пчела.
— Я ваш сок весь день пила.
До чего он вкусный был:
В сон волшебный заманил.
Я в мечтах теперь витаю
И от счастья таю, таю…
Т. Лаврова
***
Листья, выпустил, как стрелы.
Он цветёт цветочком белым,
В серединке жёлт цветок,
Голову склоняет вбок,
Смотрит скромно-скромно вниз.
А красавца звать НАРЦИСС.
В. Черняева
Детям нравятся цветы
Наталья Самоний
Детям нравятся цветы: Гоше – ГЕОРГИНЫ,
Потому что он – Георгий, в этом вся причина;
Роза – РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.
Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН – Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА – Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ – Васеньке;
Наде с Натою – НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ – Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК – Оленьке,
Маргарите – МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК – Коленьке.
Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС – Глаша.
Сидор – белую СИРЕНЬ, розовую – Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же – ПЕТУНИЯ.
Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК – любит, рвать не смея;
Кузе – милые КУВШИНКИ, Косте же – КОСМЕЯ.
А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия – в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ – цветики-трёхцветики…
Любят мамы нас, детишек, мы для них – БУКЕТИКИ!
***
Разбираем текст по смыслу
- Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку.
- Прочтите его вслух с нужным выражением.
- Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.
- Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.
Первые занятия выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.
Азы выразительного чтения
Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами
Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства
Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить
Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник учит очередное стихотворение, многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп
Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому
При работе с произведениями разбираем содержание.
Непонятные детскому мозгу слова могут стать причиной неправильной передачи смысла. Попросите ребёнка поставить себя на место героя произведения, чтобы пережить события самому.
Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл.
Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что
Используем наглядные примеры, но при этом соблюдаем меру и не переусердствуем!
Лучше дайте ребёнку шанс попробовать свои силы, ведь зачастую способности своих детей мы недооцениваем, спеша сразу на помощь, а зря!
Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью.
В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим
Раскрываем таланты и преодолеваем застенчивость ребёнка, начиная с привычной для него бытовой обстановки, постепенно расширяя круг выступлений обязательным участием в школьных праздниках.
Многие дети открывают для себя актёрские способности при посещении театральных студий.
Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак
Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные. Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок
Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.
Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению
Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников.
Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова.
Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение.
Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали
7 главных советов детям и их родителям:
Первый шаг – знакомство с текстом: Прочитайте стихотворение вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания (такие остановки придают высказыванию законченность).
После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия – длинную. Отметьте места психологических значимых пауз перед фразой или после нее, перед предложением и после него. Этот прием выразительности помогает точно передать суть предложения.
Познакомьтесь с историей создания стихотворения, чтобы получить полную информацию об авторе и обстоятельствах, побудивших написать данное произведение. Это поможет точнее передать образ, созданный автором. Определите мотивы поступков героев, представьте их чувства, переживания.
Второй шаг: Представьте образ, чувства, настроение произведения… Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.
Третий шаг: Подумайте, достигли ли вы полного понимания? Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?
Четвертый шаг: Прочитайте стихотворение своим близким. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.
Пятый шаг: Разбейте стихотворение на несколько частей (блоков). Учите стихотворение по блокам (сначала первый блок, потом – второй и т. д.) Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.
Шестой шаг: Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьетесь точности, яркости, искренности прочтения.
Седьмой шаг: Используйте средства выразительного чтения: Правильное дыхание (техника обучения, используемая в ораторском искусстве). Научитесь правильно дышать. Отрегулируйте объем и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы – нехватка воздуха искажает голос.
Интонация и тембр — важнейшие инструменты выразительного чтения. Учитесь передавать чувства и эмоции автора тембром голоса. Стихотворение, где присутствует авторская речь, само указывает на интонацию (повышение или понижение голоса). Чтец должен пропустить текст через себя, чтобы донести его содержание до слушателя.Мимика и жесты
Эти инструменты выразительного чтения помогают привлечь внимание слушателя, овладеть аудиторией. Переборщить с мимикой, построить гримасу – значит испортить впечатление слушателей от чтения. Мимика должна точно соответствовать эмоциям чтеца
«Играть лицом» и одновременно сосредотачиваться на голосе – сложно. Это настоящее актерское мастерство. Жесты чтеца не должны противоречить тексту. Размашистая и активная жестикуляция может полностью изменить суть стихотворения, превратить выступление в клоунаду.
В Интернете представлены видеозаписи актеров, читающих стихотворения известных поэтов. Однако чтение у всех совершенно разное. Прослушивание чужого прочтения – возможность найти золотую середину.
Красивое выразительное чтение – результат совместного труда детей и родителей. Я рассказала родителям о том, с чего начинается восприятие слова и как научить ребенка выразительно читать стихи для того, чтобы они вовремя открыли ребенку мир гармонии и красоты, мир поэзии.
Уважаемый читатель! Как вы думаете, кто должен научить ребенка правильному восприятию поэзии?
Советую подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
Выразительность произношения зависит во многом от верного употребления
- логических ударений
- пауз
- интонации.
Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве.
Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками
- рост интонации (нисходящая или восходящая);
- длину паузы (длинная, короткая, средняя).
Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться
Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.