Философская лирика Тютчева
Философская лирика у Тютчева глубока и многообразна. Часто поэт ищет ответы на «риторические» вопросы, размышляет над такими понятиями как любовь, счастье…
Например, Фёдор Иванович в «Безумии» описывает с философской точки зрения это явленье. Поэт представляет безумие существом весёлым и жалким. Оно прислушивается к источникам «всего». Действительно, безумие может быть и священным, а может наступить от столкновения с чем-то нереальным.
Важна тема природы в философских стихах. Тютчев боготворит её, ищет в ней утешения, чувствует связь свою (и, вообще, людей) с природой. Вот в стихотворении «Тени сизые…» он говорит, что отражается во всём, но и всё в нём отражается.
В «Успокоении» поэт говорит о таких важных вещах, как время, утраты… Герой смотрит в поток (обращается опять к вечной природе), чувствует, что эти струи уносят всё. И человек страдает, плачет, ведь он не в силах остановить «поток». Но в итоге успокоение приходит, вода уносит и саму душу человека. Это метафорически представлено, что каждый становится частью Вселенной.
В «воду» уходит и такое важное чувство людей, как любовь. Вот в стихотворении «На Неве» челнок любви как будто уносит река
Это философски показывает, что чувства со временем (хотя бы после смерти) уходят, но в смысле, что не исчезают, а растворяются в Вечности, делая её немного лучше. А влюбленные тут то ли святые, то ли грешные – не совсем понятно. Или уж не так важно.
Даже в «Мотиве Гейне» поэт, сравнив день с жизнью, признаётся, что день этот его утомил, он уже отходит ко сну, но слышит и сквозь сумерки вечный хор любви.
В философском стихотворении «Два единства» практически призыв к славянам сплотиться. Тютчев говорит о том, что Запад пытается соединить народы, людей кровью, войной, но вот славяне, наследники Византии, стараются это сделать любовью. И время уж рассудит.
И всё-таки поэт всегда просит Создателя о милосердии. Например, в стихотворении «Пошли, Господь…» поэт молится за всех заблудших и несчастных.
У Тютчева много философских стихов. Хотя названия чаще заставляют подумать о природе, красоте. Важнейшие понятия для поэта – Природа, Любовь, Вечность. Федор Иванович воспевает мирозданье, которое объединяет крайности.
История создания
В личной жизни поэт был счастлив не всегда, но у него возникали многочисленные романы, некоторые были продолжительными. Например, его отношения с Еленой Александровной Денисьевой длились около 14 лет. Подруга и ровесница его дочери, девушка была намного моложе поэта, а он был семейным мужчиной. Свою любовную связь влюбленные держали в тайне вплоть до рождения ребенка.
После этого молодая женщина подверглась травле высшего света, светского общества, куда ее перестали принимать. Для нее были закрыты многие приличные дома и престижные салоны, их связь была обсуждаема в общественных кругах. А Тютчев разрывался между своими женщинами. Потом у Елены и поэта родился второй ребенок. Но Денисьева не выдерживает такого к себе отношения со стороны общества, постоянного стресса и умирает в молодом возрасте.
Данное произведение автобиографичное, интересно и построение его содержания, сама структура. Автор сравнивает их любовные отношения с Денисьевой с замкнутым кругом, для изображения этой особенности поэт употребляет кольцевую рифмовку, где рифмуются строки 1 с последней.
«Я встретил вас, и все былое…»
Стихи о любви Тютчев писал не только в молодые, но и в зрелые годы, черпая вдохновение из юношеских увлечений. Пример такого стихотворения – «Я встретил вас…». В нем отразилась история влюбленности поэта в Амалию Крюденер и их встреча после многолетней (выражаясь поэтическим языком – «вековой») разлуки. Он с упоением вспоминает «время золотое».
Произведение наполнено глубиной и сильными эмоциями любящего сердца. Душевное состояние лирического героя показано на контрасте времен года: осени «отжившего сердца» и весеннего дуновения любви. Кроме того используется мотив сна: герой словно пробудился и в то же время глядит на возлюбленную «как бы во сне».
Стихотворение, наполненное символами и образами, принадлежит к романтическому направлению любовной лирики. Оно сочетает в себе элегические, личные мотивы с размышлениями, присущими философской поэзии.
Тютчевские строки были положены на музыку – так появился известный романс, перепетый многими исполнителями. Особенное звучание и мелодичность достигается с помощью приемов звукописи: аллитерации согласных: «з», «с», «д», «т», «б», «п» ассонанса гласных «о», «а», «е».
Смотрите это видео на YouTube
Слушать романс «Я встретил вас, и все былое…»
Любовная лирика
Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.
Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.
Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.
Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.
Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.
Стихи Тютчева о любви
Я помню время золотое…
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Слезы
O lacrimarum fons…
Gray
Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.
В душном воздуха молчанье…
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..
Лето 1854
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..
К N.N.
Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!
Проходя свой путь по своду…
Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?
Все отнял у меня казнящий Бог…
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.
На Неве
И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!
Весь день она лежала в забытьи…
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (1851 год) принадлежит к знаменитому «денисьевскому циклу». Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, из-за этого Елену Александровну отвергли в обществе. Всю свою жизнь она посвятила поэту. Кроме того, Денисьева болела чахоткой. Несомненно, переживания, связанные с незаконной любовью, сказались на здоровье девушки. В 1864 году она умерла, оставив Ф. И. Тютчева в неутешном горе. Поэтому неудивительно, что «денисьевский цикл» весь пронизан трагизмом, к светлому чувству любви здесь всегда примешивается горечь и разочарование. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» написано через год после встречи Тютчева и Денисьевой. В нем поэт размышляет о переменах, произошедших в его возлюбленной. А эти перемены очень разительны. Лирический герой, страдая, спрашивает себя: Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Он вспоминает, что при первой встрече был очарован «волшебным взором», речью, «младенчески-живым» смехом героини. Поэт задается мучительным вопросом: И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Поэт сам дает неутешительный ответ: Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Встреча двух героев оказалась «роковой»: любовь лирического героя изменила его возлюбленную до неузнаваемости: «что уцелело от нея?» Героине «оставались лишь воспоминанья… Но изменили и оне»: И на земле ей дико стало, Очарование ушло… В итоге — что осталось в сердце героини? И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! Но в чем причина ее страданий, ведь любовь героев была так сильна? Да, любовь была наградой, но и наказанием, потому что она считалась «незаконной» в глазах общества: Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. Экспрессивная метафора «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело» в полной мере передает равнодушие и жестокость толпы, уничтожившей прекрасное чувство и разрушившей жизнь героини. Во всем случившемся герой винит себя. Он эгоистично увлекся своими чувствами, своей победой: «Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя…» За своими переживаниями герой совсем не думал о судьбе его незаконной жены: Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Лирический герой делает вывод: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! В этих словах звучит «роковая» сила: что-то неподвластное человеку врывается в его жизнь и разрушает ее. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Одно и то же четверостишие начинает и заканчивает стихотворение. Вероятно, эти строки являются ключевыми, самыми важными, самыми выстраданными для поэта. Кажется, что герой долго размышлял и пришел к такому неутешительному выводу: «Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!» Стихотворение насыщено риторическими восклицательными и вопросительными предложениями, передающими силу душевных мук героя. Также данное произведение содержит предложения с умолчанием («Ей оставались вспоминанья…», «И на земле ей дико стало», «Очарование ушло…» и др.) Они помогают передать боль героя, его эмоциональные сильные переживания, граничащие со слезами. Полноправным героем стихотворения является возлюбленная поэта. Через его восприятие дается портрет девушки (до и после «встречи роковой»), внутренний мир героини, ее переживания. Разительные изменения во внешнем и внутреннем облике возлюбленной поэта передаются с помощью эпитетов и метафор, с использованием устаревшей лексики: розы ланит, улыбка уст, блеск очей, волшебный взор, смех младенчески-живой, злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез. Что было тому причиной? «Долгое мученье, жизнь отреченья, жизнь страданья». Сравнение «как пепл» передает силу страданий героини. Ее жизнь стала почти невыносимой, метафора «незаслуженным позором На жизнь ее она легла» подтверждает это. Таким образом, стихотворение «О, как убийственно мы любим…» — одно из лучших стихотворений, входящих в «денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева. Оно передает все основные темы и мотивы этого цикла: трагическую любовь, роковую предопределенность чувств, злую силу толпы, страдания обоих героев.
Описание природы
Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.
Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.
Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.
Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.
Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.
Философские мотивы в стихах Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти, о человеке и его месте в мире, а также и о человеческой судьбе.
Так в стихотворении «Мотив Гейне» автор рассуждает на тему жизни и смерти, сравнивая их с днём и ночью. «Ах, умаял, он, пёстрый день, меня!..» — восклицает лирический герой. Он устал от жизни и уже его голова «ко сну клонится» — лирическому герою хочется умереть. «Обессиленный» он поддаётся сну, засыпает, умирает.
Но не может расстаться с грёзами о жизни и любви. В последней строфе стихотворения читатель ясно видит сожаление лирического героя о том, что его время пришло, а «ясный день» продолжает «блестеть» и «незримый хор о любви гремит». «Гремит», а не поёт, ведь гром слышно лучше пения – любовь призывает к жизни того, кто уже не вернётся к ней.
Размышления Ф.И. Тютчева о человеке изображены в стихотворении «Silentium!». Здесь автор призывает читателя молчать, таить «и чувства, и мечты свои», ведь никто не сможет понять их так, как понимает их сам человек. «Мысль изречённая есть ложь», — пытается донести нам автор.
В третьей строфе Ф.И. Тютчев пишет — «Есть целый мир в душе твоей». Эта фраза призывает читателя осознать себя, не равняться на окружающих, быть собой, но при этом – молчать, никому не выдавая самого сокровенного.
Судьба одного человека, его беспомощность перед течением времени и невозможность повлиять на происходящие вокруг него события, ярко выражена в стихотворении «Из края в край, из града в град…». «Судьба как вихрь людей метёт», пишет Ф.И. Тютчев.
Этот вихрь не спросит у человека его мнения, и ему остаётся только наблюдать за этой жизнью, участвовать в ней, теряя и приобретая, терпя боль и испытывая радость и не зная, что ждёт его в будущем.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Фёдор Иванович Тютчев видел жизнь с разных сторон, о чём свидетельствуют его стихотворения, раскрывающие нам множество философских тем – от внутреннего мира человека до его судьбы и судьбы близких ему людей.
Темы философской лирики
Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.
Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.
- столкновение пространства и времени, их «стыки», переходы, изломы; двойственность бытия;
- взаимосвязь человека и природы;
- отрицание современного общества;
- предчувствие грядущих трагедий, переворотов, катастроф;
- антииндивидуализм;
- бытие отдельного человека и целого мира.
Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.
Вечность Вселенной
Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.
Стихотворения о вечном мире и жизни человека:
- «Певучесть есть в морских волнах»;
- «Наш век»;
- «Дума за думой, волна за волной».
В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.
Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.
При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.
Средства выразительности
Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.
- Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
- Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
- Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
- Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
- Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
- Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»
Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.
Образы и символы
Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.
- «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
- «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
- «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.
Космос и хаос
Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.
День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».
Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.
Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.
Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:
- «Сижу задумчив и один»;
- «Последний катаклизм»;
- «День и ночь».
Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.
Ключевые черты философской лирики
Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие особенности философской лирики:
- наличие философского замысла, продуманной концепции;
- размышления о соотношении идеального и материального, духовного и чувственного, вечного и бренного, божественного и земного;
- некоторая догматичность и категоричность мысли;
- монументальность;
- однозначность мысли, часто – поучительность;
- главенство мысли над чувством;
- размытость лирического героя, его слияние с человечеством в целом;
- обобщенный психологизм;
- расширение временных рамок до вечности, а границ пространства до вселенной;
- заданность круга тем и жанра (например, ода, послание).
Напротив, медитативно-вдумчивая поэзия, не являющаяся собственно философской, характеризуется большей непосредственностью, живостью, свободой выражения чувств. Лирический герой в ней – это самостоятельная личность, а пространство и время сводятся к «здесь» и «сейчас». Лирика этого направления обращается к более широкому диапазону тем, пользуется свободой форм и поэтических конструкций.
Сочинение 2
Федор Тютчев выделяется из группы остальных поэтов Золотого века русской литературы своим особенным отношением к творчеству. Для него лирика — это один из способов познания себя, мира, и, можно сказать, что самый главный способ. Стихотворения были воплощением его мироощущения. Все произведения поэта окутаны философским ореолом, пронизаны философской темой.
Самый главный вопрос, которым задавался Федор Тютчев — это становление мира. Этим можно объяснить обилие стихотворений и строчек, в которых затрагиваются такие понятия как хаос, который, согласно древней мифологии, дал начало миру. В понимании литератора мир безграничен, но человек лишь гость в этом мире и живет в нем совсем недолго.
Особенно сильно философское познание мира отразилось на пейзажной лирике поэта. Писатель много размышлял на тему единства человека и природы, месте человека в природе, роли природы. Различные природные явления отражают чувства лирического героя, его настроение. Писатель приходит к выводу, что природа — это очень важный элемент человеческой жизни.
Большое значение литератор придавал временам суток. День в его стихотворениях является отражением обыденности, пошлости, грусти. Днем происходят самые печальные события, в это время суток человек отбывает самые жесткие повинности. Ночь — это, наоборот, время волшебное, когда человек снимает свою маску и может быть самим собой. Именно в это время суток происходят самые загадочные вещи. Ночью человек не только отдается мечтам, но и своим любимым занятиям, на которые не остается время днем.
Особое философское понимание действительности отдается в любовной лирике. Федор Тютчев много размышлял на тему любви и влюбленности. Сам поэт не был счастлив в личной жизни, но ему принадлежат многочисленные умозаключения на тему отношений между мужчиной и женщиной. Для литератора любовь была трагическим чувством, но это явление давало силы человеку, чтобы жить.
Говорят, что Федор Тютчев был последним романтиком в русской литературе. Отчасти это правда, ведь после него уже не было писателей, которые могли так тонко чувствовать мир, так глубоко задумываться над обыденными жизненными явлениями. Но есть здесь и ложь, ведь идеи Тютчева отчетливо прослеживаются в творчестве многих писателей XX века: Бунина, Есенина, Ахматовой. Таким образом, философская лирика поэта дала начало учениям многих литераторов будущего.
10 класс
Философская лирика в узком и широком значении
Понятие «философская лирика» объединяет две категории стихотворений.
Философская составляющая присутствовала в творчестве многих знаковых поэтов эпохи. В этом смысле к поэтам-философам можно отнести Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.
Смотрите это видео на YouTube
Философская лирика А.С. Пушкина конца 1820-х–1830-х гг
(см. также «Стихи Пушкина, которые легко учатся»)
Во-вторых, речь идет о собственно философской лирике. В широком понимании философская лирика – это совокупность произведений, в которых любая мысль закончена и самодостаточна, а выстроенная автором система взглядов подчинена определенной концепции.
Философская лирика не ограничивается только содержанием. В ней выражается особый склад мышления поэта, в согласии с которым ведется художественный поиск.
Современная философская лирика: заключение
В XXI веке люди по-прежнему задумываются о смысле жизни, нравственных ценностях и главных метафизических вопросах. Это значит, что философская поэзия продолжает существовать и развиваться.
Темы современных философских стихов во многом созвучны вопросам, занимавшим поэтов прежних эпох. Это не удивительно, ведь человеческая природа мало меняется с течением времени. Философия в стихах формирует мировоззрение, помогает читателю на какое-то время остановиться и подумать о вещах, которых он прежде не замечал.
В этих стихах нет места категоричности. Читатель может как согласиться с авторской точкой зрения и пофилософствовать вместе, так и отвергнуть его взгляд на вещи. Во многом восприятие философской лирики зависит от личного опыта.
Философские размышления представляют благодатную почву для творчества. Хотите написать философское стихотворение, но не знаете, с чего начать? Вам поможет наша статья о том, как научиться писать стихи.