Анализ стихотворения «о, как убийственно мы любим» тютчева

Ф.и. тютчев “о, как убийственно мы любим…”: анализ стихотворения

Тропы и образы

Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя.

Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты. Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.

В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.

Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).

Пятая строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем.

Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с ужасным приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором (метафора). Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья. Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в свои воспоминанья, но и они перестали утешать (олицетворение «изменили воспоминанья»).

Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры).

Грязи толпы противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора).

Мученье сжигает душу человека, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают даже слёзы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева

  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева

  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева

  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «О как убийственно мы любим…»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.

Основная идея

Смысл стиха и его основная мысль заключены в понимании как созидательной, так и разрушительной силы чувства, что любовь может не только окрылять и делать человека счастливым, но и убивать, угнетать. Что вряд ли это чувство принесет счастье, ежели встречаются на пути преграды. Это подтверждает и русская народная поговорка: «На чужом несчастье счастья не построишь».

Лирический герой в порыве легкомысленной страсти обрекает на поругание и травлю возлюбленную. Их роман был обречен изначально, но они не смогли преодолеть обоюдную страсть и остановиться вовремя.

Кроме того, лирический герой должен осознавать, что он несет ответственность за любимого человека, за девушку. Герой же понимает, что виноват, уже после произошедшего несчастья.

Поэтому в стихотворении имеется также еще важная мысль, что нужно быть ответственным по отношению к другим людям, иначе легкомыслие, несерьезность, эгоизм в отношениях приведут к очень плачевному исходу. А в случае с Тютчевым и Еленой Денисьевой, она принесла себя в жертву их любви, а поэт не смог пожертвовать своими чувствами ради ее благополучия.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева 3 вариант

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Еленой Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.

Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.

Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.

Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для неё божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную. Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.

Фёдор Тютчев. О, как убийственно мы любим…

Фёдор Тютчев. «О, как убийственно мы любим…»
Исполняет Михаил Козаков
 

Страницы ( 1 из 2 ):
1

Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко» Тютчева

Философское стихотворение «Как неожиданно и ярко» Федор Иванович Тютчев впервые опубликовал в газете «День».

Стихотворение написано в августе 1865 года. Его автору в эту пору 62 года, его уже готовят к производству в тайные советники, и он все также трудится на посту в цензурном ведомстве. Много времени он посвящает сочинению собственных стихов и публицистических статей. В августе прошлого года на его руках умерла его возлюбленная Е. Денисьева, он тяжело переживал это горе, и вот, примерно год спустя, он создает произведение «Как неожиданно и ярко». По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Рифмы открытые, кроме одной. Лирический герой – сам автор. Композиция делится на 2 части: описание «минутного торжества» радуги и ее неминуемое исчезновение. Завершается стихотворение трагическим выводом: то уйдет, чем ты и дышишь и живешь. Лексика возвышенная. Интонацию подчеркивают три восклицания и один риторический вопрос.

Первая строфа начинается с эпитетов: неожиданно и ярко, влажной синеве. Дальше поэт переходит к инверсии: воздвиглась арка. Собственно, сама «арка» — пример общеизвестной метонимии. Затем следует гипербола: один конец в леса, другим – за облака. В сущности, такой ее видит лишь он. Завершается строфа метафорой: в высоте изнемогла. То есть, максимально распростерлась в небе. Поэт придает оптической иллюзии зримость и напряженность, даже концы свои она «вонзает». В этом восьмистишии довольно много глагольных рифм. Вторая строфа начинается с междометия «О». «Нега для очей»: удовольствие для глаз. Тавтологический повтор в пределах одной строки: лови его, лови скорей. Вообще, в этой строфе герой словно обращается к собеседнику. Причем, обращается на «ты» и в повелительном наклонении: смотри. Именно этому молчаливому спутнику поэта адресованы меланхоличные строки о бренности всего, что он любит, чем живет. Впрочем, возможно поэт живописует свою картину и перед читателем, и именно ему сообщает горький вывод о кратковременности бытия и распаде, смертности всего существующего. И тут не требуется пояснять, что конкретно «уйдет». Числительные подчеркивают стремительность описания: еще минута, две. Повтор однокоренных слов: ушло, уйдет.

Зрелое творчество Ф. Тютчева полно печальными образами уходящего времени, потерь на жизненном пути, горьких сожалений и раскаяния. Примером такой лирики служит обманчиво восторженное стихотворение «Как неожиданно и ярко».

Тема и проблематика

В своем произведении Тютчев затрагивает тему несчастной любви, под гнетом осуждений получившей разрушительную силу

С учетом этого развивается и главная идея: автор демонстрирует, что истинные чувства и объект обожания легко погубить, поэтому важно уметь оградить отношения от сплетен общества

Тематика раскрывается в монологе главного персонажа, который в полной мере сливается с писателем. В первых строках стихотворения герой повествует об убийственной любви. Он старается понять, почему для избранницы светлое чувство стало настоящим приговором.

Мужчина находит ответ на свои вопросы: его любимой женщине пришлось пожертвовать собой и полностью отречься от общества. В некоторых строках прослеживается явный намек на то, кому конкретно автор посвящает свой литературный шедевр.

Тютчев не только находит ответы на поставленные вопросы, но одновременно раскрывает и основную проблему, которую очень хочет донести читателям: мужчина в открытую говорит, что юную девушку сгубила его любовь. Бесконечные сплетни и пересуды разрушили счастливые отношения и судьбу возлюбленной, душа которой растоптана толпой.

Анализ стихотворений, написанных в первую годовщину смерти Елены

Накануне годовщины 4 августа 1864 г.

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги…

Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею —

Улетел последний отблеск дня…

Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня…

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Как неожиданно и ярко

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело,

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живёшь.

Композиция

Композиционно стихотворение условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к её истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стихотворения также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчёркивает переживания автора и лирического героя. Таким образом, автор закольцовывает стихотворение.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершённую мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.

Особенности третьей части

Очередная смена сюжетной линии и повествования начинается с шестого четверостишия. Здесь лирический герой представлен не как определённая личность, а как своеобразное орудие, которое способно изменять судьбы окружающих. Автор дает понять читателю, что все горести и муки, причиненные девушке, получены ей незаслуженно и связаны именно с тем случаем, когда поэт влюбился в женщину и влюбил в итоге ее в себя. Такие чувства полностью изменили судьбу юной леди. Только ради любовных отношений Елена решила полностью отречься от всех земных радостей и посвятить себя своему возлюбленному. Она потеряла все: имение, родственников, уважение со стороны общества. Данная мысль начата в шестой строфе и продолжается в седьмой. Здесь жизненный путь представлен в виде постоянных испытаний, на которые обречена в будущем героиня.

Особенно интересно восьмое четверостишие. В нем раскрывается вся суть используемых образов в произведении. Здесь произведение Тютчева наполнено особенным драматизмом. Автор осознаёт свою вину перед любимым человеком. Именно его чувства, его любовь привели к постоянному ожесточению, со стороны светского общества, к нападкам и изоляции женщины. Девятая строфа рассказывает о любви, которая представлена в виде злого огня, способного сжечь все окружающее и оставить лишь пепел.

Выразительные средства


Федор Иванович Тютчев имеет особенную тонкость слуха, именно эту особенность он желает развить и в лирическом герое. Только такие личности способны насладиться особенным «пением», которое льется в душе. Внешний мир, окружающий человека с доисторических времён весьма прост и понятен. Главная идея произведения перекликается с исключительными основными идеями многих литературных деятелей того времени, к примеру, с В.А. Жуковским.

Композиция произведения «Молчание» подразделяется на три отдельные части (три определенные строфы). Каждая часть имеет свой особенный смысл, интонацию, а также синтаксические и музыкальные особенности. Связь отдельных эпизодов сопровождается лишь развитой лирической мыслью, которая и соединяет весь сюжет воедино. Главная особенность – это настойчиво повторяющиеся рифмовки, подчеркивающие единство сюжета.

Стих «Молчание» написан четырехстопным ямбом. Сюда также включены амфибрахии, секстины. Основа написания строк – это рифмовка парного типа словосочетаний. В данном стихе весьма скромно используются выразительные средства. Это и эпитеты, и сравнительные метафоры, и афоризмы.

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой

Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Выразительные средства

Федор Иванович в своем литературном шедевре использует множество различных средств художественной выразительности. Некоторые из них:

  1. Автор применяет оксюморон, чтобы показать портрет любимой женщины при первой встрече, а затем через год: «все опалили слезы».
  2. Первое предложение стихотворения и последнее восклицательные, что показывает эмоциональность лирического персонажа.
  3. Для формирования портрета героини и раскрытия собственных чувств автор использует привычные эпитеты («встреча роковая», «волшебный взор») и метафору — «судьбы приговором любовь была для нее».
  4. Аллитерация на буквы «л», «з», помогающая поддерживать в произведении настроение.

Тема, основная мысль и композиция

Тема задана в первой строфе: любовь порой бывает губительна для объекта любви. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина.

Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура – риторической эпифорой

Тютчев прибегает к этому приёму, чтобы подчеркнуть важность строфы. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод

В основной части чередуются строфы, посвящённые внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого. Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений – изменение внешности возлюбленной – возлюбленная в прошлые, счастливые для неё времена – рассуждение о быстротечности времени – попытка проанализировать изменения к худшему – рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер»

Стихи Ф. И. Тютчева называют поэзией мысли, философии, любви и даже космического сознания. Ф. М. Достоевский уважал Тютчева, называя первым в России поэтом-философом, которому нет равных, кроме Пушкина. Александр Блок стихотворение Тютчева «Два голоса» считал символом своей жизни, несгибаемой веры.

В поэзии Тютчева перед человеком распахивается Вселенная. Хаос, помещенный в мироздание, смысл человеческой жизни – неподвластная разуму тайна, которую мечтал разгадать поэт. Он понимал мир как первозданную стихию. С этим связано многократное обращение к вечерним сумеркам и «тьме ночной». Время, когда человек находится наедине с вечным миром. И ключ к этому миру, его колыбель – природа.

Федор Иванович – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Природа в его стихах одухотворена. Она живет своей особой жизнью. Это драматическая смена состояний. Происходит постоянное движение, динамика, трансформация, взаимодействие природных явлений. В поэзии проходит незримая нить между человеком и природой.

Что значит для человека вечер? Кончается день, его уже не перепишешь заново. Возможно, он был счастливым, полным эмоций, событий. Или наоборот – печальным, совершено много ошибок. Подведены итоги. Завтра будет день новый, который можно прожить совсем иначе. Он как чистый лист. Закат солнца – время спокойствия, гармонии, смирения. В природе происходят неуловимые изменения, которые редко видимы человеческому глазу.

У Ф. И. Тютчева много стихотворений, посвященных вечернему времени. Одно из них с одноименным названием родилось в 1825-1826 г.г. Это был сложный период в жизни поэта. Он только вступил в Государственную коллегию иностранных дел, был командирован в Мюнхен. Надо сказать, что поездка не была рабочей необходимостью.

У юного барина завязался роман с крепостной девушкой Катюшей – наивная, светлая, чистая первая любовь. Отношения молодых людей зашли настолько далеко, что влиятельные родители юноши были вынуждены вмешаться, разорвать союз. Дворяне выхлопотали для сына досрочное окончание университета и заграничную поездку.

Поэт всю молодость проведет заграницей. Катюша Кругликова – единственная любовь лирика, которой не было посвящено стихов. Но грустный след этого чувства читатель может уловить в «Вечере». Автор не использует специальных средств художественной выразительности. В стихотворении нет ни одного эпитета. Оно богато не образами, а звуками. Мельчайшие детали происходящего представлены в аудиальном фоне, что помогает читателю в полной мере представить картину, увиденную рассказчиком.

Где-то слышен колокольный звон. Можно предположить, что это благовест, так как звук одинокий, далекий. Он «веет» над долиной. Приносит покой, становится фоном для картины природы и тяжелых дум автора.

Звуковая доминанта музыкальна, напевна, слышится исключительно вдалеке. До лирического героя долетают только отголоски, своеобразные тени звуков. Вот шорох стаи журавлиной. Его невозможно услышать, но мы знаем, что он есть. Шуршание крыльев улетающих птиц, шелест опадающей листвы говорят читателю о приходе осени.

Второй катрен отличается образностью. Здесь перед нами уже зрительная картина. Появляются яркие метафоры и сравнения. Небо предстает «вешним морем». Оно такое же лазурное, безбрежное, нескончаемое. Создается ощущение бескрайности, безграничности простора. Картина мало похожа на Мюнхен, набережную Изара. Скорее, образ утраченной Родины, Орловской губернии, где вырос поэт.

Автор выбирает самый гармоничный, размеренный стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает мелодичности лирическому этюду.

Стихотворение оставляет противоречивые эмоции после прочтения. Напевность, размеренность ритма приносят покой. Но есть сомнения, раздумья, ведь рассказчик не знает, что принесет ему утро. Он немного растерян.

Образы и символы

В произведении представлен монолог лирического героя. Он обвиняет себя в том несчастье, что произошло с любимой женщиной

Изначально он обращает внимание читателя на свою основную вину, а затем подробно раскрывает свои эмоции, ощущения, пускается в воспоминания о возлюбленной. Он отмечает свой эгоизм, по отношению к любимой, который привел к беде, к трагическому фатальному исходу

Данное стихотворение автора является во многом пророческим, потому что слово «убийственно» — это не только метафора, оно имеет более откровенное прямое и переносное значение. Поэт винит стихотворного героя в легкомысленности и говорит, что этим он сгубил девицу. В реальности на ранний уход из жизни Елены Александровны повлияли легкомыслие и эгоизм Тютчева. Его поведение было причиной отторжения девушки светским обществом. Потому ей было стыдно, и она постоянно находилась в стрессе. Это сказалось и на характере возлюбленной, который начал портиться, на скором ее старении и смерти. В том, конечно же, автор обвинял себя, и эти обвинения в свой адрес он включил в монолог лирического героя.

Образ героини стихотворения, возлюбленной Тютчева, слабый и жертвенный. Она представляется поэту красивым хрупким цветком, который погубили. Любовь же автор сравнивает со скакуном, топчущим возлюбленную на полном ходу.

Общее настроение

Поэт обнаруживает свою вину перед Еленой Александровной, за то, что их связь подверглась резкому осуждению в свете. Прежде это была жизнерадостная молодая женщина. После встречи с лирическим героем она отвергнута всеми, оказавшаяся в полном одиночестве, но так и не научившаяся лицемерить. Это чувствуется в каждой строке, которая являет собой обнаженную душевную боль. Основная мысль глубокая и печальная.

Таким образом, в стихотворении Тютчев мысленно обвиняет себя, ищет причины несостоявшегося счастья. Не стоит забывать о том, что ему довелось пережить смерть любимой женщины. Жить с таким грузом на сердце невероятно тяжело.

Любовь – «поединок роковой»?

В глазах петербургского общества отношения поэта и девушки приобрели характер самого настоящего скандала. И длился этот скандал ни много ни мало четырнадцать лет, до смерти Денисьевой. У Елены и Тютчева было трое внебрачных детей, которые, хоть формально и носили фамилию отца, никаких гражданских прав, связанных с его происхождением, не имели. Страсть поэта обернулась для Денисьевой тяжелыми последствиями: лицемерное общество подвергло ее остракизму. Даже отец от нее отрекся. Тетка Елены была вынуждена оставить учебное заведение и переехать вместе с племянницей на квартиру.

Краткая история написания

Анализируемое нами стихотворение выглядит еще более печальным в свете того, что оно написано Ф. И. Тютчевым о самом себе и о собственных чувствах. Дело в том, что поэт, будучи уже зрелым и женатым человеком, пережил несчастную любовь.
У Тютчева уже были подросшие дочери, когда он познакомился с их подругой – Еленой Денисьевой. Поэт ничего не смог сделать с растущими чувствами и вскоре стал встречаться с девушкой втайне от своей семьи. Да, этот поступок можно считать аморальным, но, так или иначе, очень многие сталкиваются с тем, что влюбляются в кого-то нового уже после свадьбы.

Об отношениях Денисьевой и Тютчева стало известно в 1851 году (поэту на тот момент было 48 лет) – тогда же Федор Иванович и написал анализируемое нами стихотворение. Елена родила ему внебрачного ребенка, и это привело к ужасному скандалу. Общество перестало принимать Денисьеву, но та не отказалась от отношений с возлюбленным и стала матерью еще двоих его детей. При этом официальный брак поэта так и не был расторгнут: он жил сразу не две семьи.
Елена Денисьева была не единственной любовницей Тютчева: он часто заводил романы на стороне, и некоторые из них были довольны продолжительными и значимыми для жизни поэта. Однако Денисьева стала его музой, и чувства к ней были особенно сильны: Тютчев написал много произведений, посвященных этим отношениям. Сейчас из называют «денисьевским циклом».

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала — увлечена,

Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…
О, господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…
Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: