Как определить размер стиха?

Урок литературы в 5 классе «стихотворные размеры»

Содержание курса

Тема 1. Системы стихосложения: силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая. Характеристика, примеры поэтического текста.

Тема 3. Рифма. Виды рифм (перекрёстная, парная, опоясывающая или кольцевая). Особенности строфики поэтического текста.

Тема 4. Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы). Простые и сложные. Название тропа, характеристика, примеры из поэтического текста. Разновидности эпитета. Функции художественно-выразительных средств (тропов).

Тема 5. Поэтический синтаксис (синтаксические фигуры поэтической речи0. Стилистические фигуры, синтаксические приёмы. Название синтаксической фигуры, характеристика, примеры из поэтического текста.

Тема 6. Поэтическая фонетика (использование звуковых сочетаний в поэтической речи). Фонетические приёмы (звуковой повтор – звукопись): анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс. Характеристика. Примеры из поэтического текста.

Тема 7. Лексические средства выразительности художественной речи. Контекстуальные, историзмы, архаизмы, авторские. Название лексического средства, характеристика, примеры из художественного произведения.

Тема 8. Анализ лирического произведения. История создания лирического произведения. Особенности жанра. Идейно-тематическое своеобразие. Особенности лирического героя. Художественно-выразительные средства, используемые в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта. Лексические средства, используемые в стихотворении, их идейно-художественное значение. Синтаксические фигуры. Их идейно-художественная роль. Риторическая фонетика. Её роль. Стихотворный размер лирического произведения. Место и роль лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Тема 9. Практическая работа учащихся над анализом лирического произведения.

Тема 10. Тестирование по теме.

Хорей

Хорей – ещё один двусложный размер
. В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:

«Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»

Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей
. Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое. Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Роль двусложных размеров стиха в творчестве А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, активно использовал двусложные размеры стиха в своем творчестве. Эти размеры играли важную роль в его поэтическом стиле и помогали ему выразить свои мысли и эмоции.

Создание музыкальности и ритма

Двусложные размеры стиха, такие как ямб и хорей, обладают определенным ритмом и музыкальностью. Пушкин мастерски использовал эти размеры, чтобы создать гармоничный и приятный звуковой фон для своих стихотворений. Он часто комбинировал двусложные размеры с трехсложными, создавая интересные и разнообразные ритмические схемы.

Выделение ключевых моментов и эмоций

Пушкин использовал двусложные размеры стиха, чтобы выделить ключевые моменты и эмоции в своих произведениях

Он мог использовать короткие и резкие строки с двусложными размерами, чтобы подчеркнуть напряжение, страсть или важность определенного момента. Это помогало ему создавать эмоциональную глубину и интенсивность в своих стихотворениях

Усиление выразительности и запоминаемости

Двусложные размеры стиха, особенно ямб и хорей, обладают определенной ритмической силой и запоминаемостью. Пушкин использовал эти размеры, чтобы усилить выразительность своих стихотворений и сделать их более запоминающимися. Красивые и ритмичные строки с двусложными размерами легко запоминаются и передаются из поколения в поколение.

Возможность игры с рифмой

Двусложные размеры стиха предоставляют автору возможность играть с рифмой. Из-за ограниченности слогов автор может экспериментировать с различными рифмовками и создавать интересные звуковые эффекты.

В целом, двусложные размеры стиха являются важным элементом поэтического языка и имеют свои особенности и свойства, которые делают их уникальными и интересными для изучения и использования в литературе. В творчестве А.С. Пушкина они играли особую роль, помогая ему создавать музыкальность, выделять ключевые моменты и эмоции, усиливать выразительность и играть с рифмой.

Как определить стихотворный размер

  1. Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
  2. Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
  3. Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
  4. Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
  5. Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.

Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

  • Как писать стихи
  • Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

      Стопа – единица измерения стихотворного размера.      Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

     Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.      Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха    

      Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.       Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.

Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений: «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению. «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется. «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1)    расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2)    расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3)    составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1)    Пронумеровать все слоги в строке.

2)    Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2)    Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3)    Выписать подряд номера ударных слогов.

4)    Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб

Как определить размер стиха?

Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.

Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

                                                                                                   Ф.И. Тютчев, «Silen­tium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯ

дру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:

‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)

Ваня-Ваня-Ваня-Ваня

Иван — ямб:

‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)

Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:

‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)

Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:

‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)

Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:

‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)

Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

                                                                                    О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,

‍—U—UU—UU—UU—

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.

‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|

—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.

—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—|

UU—|UU—|UU—|UU—|

—U—|UU—|UU—|UU—|

‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Разновидности хорея с примерами

В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.

Четырехстопный хорей

Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.

В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:

Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:

В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и (например, «Утопленник» Пушкина):

Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:

Смотрите это видео на YouTube

Трехстопный хорей

Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:

Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:

Пятистопный хорей

Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).

Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.

Это стихотворение открывает длинный ряд лирических размышлений о жизни, окрашенных образами природы.

Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:

Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:

Смотрите это видео на YouTube

Шестистопный хорей

Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:

Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.

Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:

Другие (редкие) виды хорея

Семистопный хорей получил развитие в пору Серебряного века. Пример бесцезурного семистопника:

  • Разностопный хорей встречается несколько чаще разностопного ямба, вероятно, потому что хорей как размер кажется более монотонным и охотнее разнообразится разностопностью.
  • Вольный хорей, в отличие от вольного ямба, в русской поэзии почти отсутствует. Краткий взлет вольных хореев произошел в 1890-1930-х гг. (например, у Маяковского – «Товарищу Нетте», «Сергею Есенину»).

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Виды стихотворных размеров с примерами

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|». 

Каждый стихотворный размер имеет свою схему:

  • хорей – _U | _U |;
  • ямб – U_ | U_ |;
  • дактиль – _UU | _UU |;
  • амфибрахий – U_U | U_U |;
  • анапест – UU_ | UU_|.

Проиллюстрируем конкретными примерами:

  • хорей – Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет;
  • ямб – Мой дя́-дя са́-мых че́-стных пра́-вил;
  • дактиль – Ту́-чки не-бе́-сны‑е, ве́ч‑ны‑е стра́-нни-ки;
  • амфибрахий – Шу-ме́-ла пол-но́ч‑на‑я вью́-га;
  • анапест – Не гру-сти́, до-ро-га́-я со-се́-дка.

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

«То как зверь она завоет,

‍|—U|—U|—U|—U|

То заплачет как дитя»

‍|—U|—U|—U|—|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

«Люблю грозу в начале мая,

‍|U—|U—|U—|U—U|

Когда весенний первый гром…»

‍|U—|U—|U—|U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г. 

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

«Тучки небесные, вечные странники:

‍|—UU|—UU|—UU|—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною…»

|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

«Россия — священная наша держава,

‍|U—U|U—U|U—U|U—U|

Россия — любимая наша страна…»

‍|U—U|U—U|U—U|U—|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

«На Васильевский остров

‍|UU—|UU—U|

Я приду умирать».

‍|UU—|UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Стихотворные размеры таблица — Литфест.ру

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,

‍— — U — U — U — U

Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»

‍U — U — U U U —

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем.

Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге. 

Другие размеры

  • четырёхсложные размеры (пеоны, хориямб, антиспаст, диспондей, эпитрит и др.);
  • пятисложные размеры (пиррихиямб, месобрахий, киприй, амебей, дохмий и др.).

Последние два типа характерны для античного стихосложения, но иногда некоторые вариации на тему этих размеров можно встретить и в русской поэзии. Вот пример имитированного хориямба (схема стопы ! _ _ !):

Конь спотыка|ется под ним…

«Измаил-бей», М. Ю. Лермонтов.

В час незабвен|ный, в час| печальный…

«Для берегов отчизны дальной…», А. С. Пушкин.

Пример имитации антиспаста (схема стопы _! ! _):

Верста слева|, верста справа,

Верста в брови|, верста в тыл.

Тому песня|, тому слава…

«Молодец», М. И. Цветаева.

Заметим, что многие поэты современности продолжают пользоваться рассмотренными размерами. Но есть и такие, которые предпочитают экспериментировать и создавать новые формы.

Анапест

Наконец, анапест — поистине волшебный стихотворный размер. Словно магический кристалл, он превращает всё вокруг — обыденный пейзаж, неспешную прогулку, перемену погоды — во что-то сказочное, легендарное. Как, например, в стихотворении «Вечер» А. А. Фета:

  • Прозвучало над ясной рекою,
  • Прозвенело в померкшем лугу,
  • Прокатилось над рощей немою,
  • Засветилось на том берегу.
  • Далеко, в полумраке, луками
  • Убегает на запад река.
  • Погорев золотыми каймами,
  • Разлетелись, как дым, облака.
  • На пригорке то сыро, то жарко,
  • Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
  • Но зарница уж теплится ярко
  • Голубым и зелёным огнем.

Казалось бы, что тут особенного? Заскучавший помещик вышел прогуляться и залюбовался закатом. Вскоре он вернётся домой и сядет пить чай с плюшками, вот и вся поэзия. Но за счёт выбранного размера картина природы, прощающейся со «вздохами дня», завораживает, если не сказать одурманивает.

Также анапест использовала М. И. Цветаева в стихотворении «Лесное царство». Центральные персонажи ещё минуту назад были детьми; они верят в чудеса и не задумываются о горестях. Они ещё не знают, что их влюблённость не сможет стать чем-то большим. Но пока они очарованы друг другом и счастливы, сказка жива — и она всегда будет жить в их сердцах:

  • Ты — принцесса из царства не светского,
  • Он — твой рыцарь, готовый на всё…
  • О, как много в вас милого, детского,
  • Как понятно мне счастье твоё!
  • В светлой чаще берёз, где просветами
  • Голубеет сквозь листья вода,
  • Хорошо обменяться ответами,
  • Хорошо быть принцессой. О, да! <…>
  • Наслаждайтесь весенними звонами,
  • Милый рыцарь, влюблённый, как паж,
  • И принцесса с глазами зелёными, —
  • Этот миг, он короткий, но ваш!
  • Не смущайтесь словами нетвёрдыми!
  • Знайте: молодость, ветер — одно!
  • Вы сошлись и расстанетесь гордыми,
  • Если чаши завидится дно.
  • Хорошо быть красивыми, быстрыми
  • И, кострами дразня темноту,
  • Любоваться безумными искрами,
  • И как искры сгореть — на лету!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: