Древние народные загадки
Древние народные загадки
Древние народные загадки:
- Катится катушка, ни зверь, ни пташка, ни камень, ни вода — не отгадаешь никогда. (Ответ — земля.)
- Меня бьют, колотят, ворочают, режут — я все терплю и всем добром плачу. (Ответ — земля.)
- Батюшкина коня не догонишь, матушкину коробку не закроешь, сестрину ленту не скатаешь. (Ответ — ветер, небо, дорога и земля.)
- Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Ответ — дождь, земля, хлеб.)
- Заря-зарница, красная девица, по полю ходила, слезу уронила, месяц видел — не сказал, солнце увидало — подняло. (Ответ — роса.)
- Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и тускло, и кисло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, мягко, и твердо, и ломко, и черно. (Ответ — каравай.)
- Белая белянка в поле гуляла, домой пришла — по рукам пошла. (Ответ — пшеничный хлеб.)
- Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут, как мальчишку под машинку, поле наголо стригут. (Ответ — жатва.)
- Какое море за селом волнует ветерок? В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.(Ответ — поле.)
- Сутул, горбат, на перед покляп. Все поле облесует, домой придет, по щелям пойдет. (Ответ — серп.)
- Кто ест сено безо рта, тремя зубами? (Ответ — вилы.)
- Временем рассеваю, временем собираю. Сам сыт бываю и других кормлю. (Ответ — пахарь.)
- На поле, на раменье стоят кони подобраны. Едят траву шелковую, пьют воду росовую. (Ответ — снопы.)
- В поле стоит столб, у столба — сто кистей, у кистей — сто кюльцей, у кольцей — сто плетей.(Ответ — стог.)
- С земли встала — избой стала. И хозяин есть, да дома не живет. (Ответ — копна.)
Публикация «Загадки народа Коми во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Республика Коми
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Мелехина Маргарита Васильевна
2019 год
Пояснительная записка
Разработка урока «Загадки народа коми» является составной частью изучаемой темы «Устное народное творчество.
Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Назначение загадок-развивать поэтический взгляд на действительность.
Загадки-один из древнейших видов фольклора. В период своего возникновения они были связаны с обрядами, с магией; следы такого значения загадок сохранились в сказках и свадебном обряде коми. Особую роль в возникновении загадки играло и то, что древние люди, опасаясь навлечь на себя гнев лесных животных и различных хозяев стихий, стара-лись их не называть по именам. С этой целью они прибегали к описательной, иносказа-тельной, тайной речи.
Главным назначением загадки в новых условиях становится развитие у людей сообрази-тельности, смекалки, художественно-образного мышления.
Загадок у коми народа написано много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Тематика загадок народа коми специфична. Она связана с условиями жизни, труда коми крестьян, с природой, сферой, в которой живут коми люди.
Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами, с которыми коми кре-стьяне ежедневно встречались в свой жизни.
Поэтизация природы, самого человека, выраженная в загадках, говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту, видели прекрасное в том, что их окружало и что ими было создано. Поэтому-то загадки, развивая в людях сообразитель-ность, остроту ума, тонкость восприятия окружающего мира, развивали любовь к труду, к своему краю. В этом заключается познавательная и воспитательная роль загадок.
Цель:
Знакомство с одним из древнейших жанров фольклора и осуществление метапредметно-сти с искусством составления коми орнамента.
Задачи:
1. Развивать ассоциативное мышление детей.
2. Расширять знание учащимися коми и русских загадок.
3. Развивать быстроту мыслительной реакции учащихся.
4. Совершенствовать навыки детей в быстром изображении предметов контуром.
5. Упражнять детей в изображении элементов коми орнамента.
Форма проведения: Игровая технология и технология проблемного обучения.
Возраст учащися: 2 класс.
Оборудование учителя:
-Тексты коми и русских загадок, имеющих одну и ту же отгадку.
-Таблица №1 «Двенадцать тем коми загадок».
-Набор жетонов двух цветов: красные-за формулировку русской загадки в стихотворной форме; синие-за неточную формулировку русской загадки, но по теме загадки коми.
Оборудование учащихся:
-Лист бумаги, карандаш.
Задание учащимся:
1. Научиться определять раздел коми загадки по ее тематической направленности.
2. Отгадать коми загадку, вспомнить на эту же отгадку русскую загадку и ответить ведущему загадкой в русском варианте.
3. Изобразить как можно больше отгадок контурным рисунком.
Народные загадки в сказках
Народные загадки в сказках
Познакомить ребенка со сказками можно и при помощи народных загадок. Если ваш малыш не очень усидчив, вы всегда можете заинтересовать его загадками из сказок.
Народные загадки в сказках:
- Он от бабушки ушел, и от дедушки ушел. Песни пел под синим небом, для лисы он стал обедом. (Ответ — Колобок.)
- Нравом зол, цветом сер, семерых козлят он съел. (Ответ — Волк и семеро козлят.)
- Бабушка за дедушку ухватилась крепко: «Ох, никак не вытянуть, помогите, детки!» Добрые помощники скоро набегут, победит упрямицу общий, дружный труд. (Ответ — Репка.)
- Сидит парень на печи, уплетает калачи. Прокатился по деревне и женился на царевне.(Ответ — По-щучьему велению.)
- У Аленушки сестрицы унесли братишку птицы. Та с подружками играла, братца Ваню проморгала. (Ответ — Гуси-лебеди.)
- Миша по лесу идет, короб на спине несет – пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла. Несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! (Ответ — Маша и медведь.)
- Что за гостья в дом пришла к трем лесным медведям? Там поела, попила, в трех кроватях поспала, а хозяева вернулись – еле ноги унесла! (Ответ — Три медведя.)
- У всех женушки как жены, у него – лягушка. Но в итоге будет рад этому Ванюшка. (Ответ — Царевна-лягушка.)
- Сказку быстро вспоминай, персонаж в ней — мальчик Кай. Королева снежная, сердце заморозила, но девчурка, нежная, мальчика не бросила. Шла она в мороз, метели, о еде забыв, постели. Шла она на помощь другу. Как зовут его подругу? (Ответ — Герда из Снежной Королевы.)
- Родилась у мамы дочка из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, знаете, как дочку звали. (Ответ — Дюймовочка.)
- Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги, зато есть замечательный аппарат летательный. Какой? (Ответ — ступа.)
- Вот совсем нетрудный, коротенький вопрос — кто в чернильницу сунул деревянный нос? (Ответ — Буратино.)
- Болото – дом ее родной. К ней в гости ходит Водяной. (Ответ — кикимора.)
- Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтобы мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает откуда я, как я зовусь, но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Ответ — Золушка.)
- Человек немолодой, вот с такою бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, и вообще для всех людей он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас, кто же это? (Ответ — Карабас-Барабас.)
Загадки про буквы и слова
В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата.)
Русской речи государь
По прозванию …
(Словарь.)
Всему название дано —
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено…
(Словами.)
На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква …
(«О».)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
(Слоги.)
ПРИставляемся всегда мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твёрдо помните, друзья, —
В языке без нас нельзя!
(Приставки.)
Как отличить метафору от олицетворения?
Некоторые тропы очень похожи друг на друга. Олицетворение, метафоры и эпитеты очень часто встречаются в одном предложении, из-за чего возникают проблемы с определением правильного названия приёма.
Разберём на примерах олицетворений и метафор, чтобы увидеть разницу:
В первом предложении представлен пример классического олицетворения. Деревья не могут шептаться – это наделение человеческими качествами.
А вот во втором можно ошибиться из-за сочетания «скрипи, перо». Метафора используется для сравнения двух похожих предметов или явлений. В данном предложении перо отождествляется с коготком и посохом.
Выделим то, чем метафора отличается от олицетворения:
- Метафора завуалированно сравнивает два предмета или явления, делая акцент на их качествах, олицетворение же наделяет что-либо человеческими качествами;
- В метафоре имеется скрытый смысл, а в олицетворении он очевиден.
Итак, разница метафоры и олицетворения скрыта как форме выражения, так и в смысловой части. Перед тем, как записать ответ в задании, попробуйте задать себе вопрос: нет ли скрытого подтекста?
Например
В первом предложении используется олицетворение, а во втором – метафора, так как кот является живым существом.
Запомним: то, что называется олицетворением, всегда относится только к неживым предметам или явлениям. Метафора же является скрытым сравнением и может относиться как к живым, так и к неживым объектам.
Загадки для детей на логику с ответами
Загадки для детей на логику с ответами помогут узнать как быстро вы можете узнать ответ.Загадка №1
Меня зовут Миша. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
(Ответ: Миша)
***
Загадка №2
Может ли дождь лить два дня подряд?
(Ответ: Нет, между ними — ночь)
***
Загадка №3
Вы опередили лыжника, который находился на второй позиции. Какое место теперь занимаете вы?
(Ответ: На второе)
***
Загадка №4
Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
(Ответ: 2)
***
Загадка №5
На что больше всего похожа половина апельсина?
(Ответ: На вторую половину апельсина)
***
Загадка №6
Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из мальчиков?
(Ответ: 2 часа)
***
Загадка №7
Из какой посуды не едят?
(Ответ: Из пустой)
***
Загадка №8
Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков — по мешку, а в каждом мешке — по коту. Сколько всего шло в Москву?
(Ответ: Только бабка шла в Москву, а вот старики шли в другую сторону)
***
Загадка №9
Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом?
(Ответ: Когда дверь открыта)
***
Загадка №10
Каким гребешком нельзя расчесаться?
(Ответ: Петушиным)
***
Загадка №11
В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
(Ответ:
***
Загадка №12
Какой рукой лучше размешивать чай?
(Ответ: Той, в которой ложечка)
***
Загадка №13
Что с пола за хвост не поднимешь?
(Ответ: Клубок ниток)
***
Загадка №14
В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
(Ответ: 1)
***
Загадка №15
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
(Ответ: Уроки)
***
Гость в саду и странный наблюдающий глаз
Это свойство данных тропов делает их благодатным материалом для хитроумных задачек. Загадки с метафорами издавна были популярны. Строятся на основе этих тропов они и сейчас.
№1.
Братья – маленькие детки –
Кучкой собираются,
Друг от друга ни на шаг,
Вам будет интересно:Антропогенная нагрузка — это… Виды, показатели и последствия
Вместе быть стараются.
В сад зашел сегодня гость
И назвал их словом «гроздь».
Всех он ласково погладил по головкам,
Подвязал семью рукою ловкой.
Им до осени силенок
Набираться,
За подол зеленый
Матушкин держаться.
Но присмотрись внимательно,
Ведь есть усы у матери!
(ответ: виноградины в грозди, садовод, лоза)
№2.
Наблюдал за мною раз
Очень-очень странный глаз.
Натуральный цвет белка,
Но какая радужка!
Словно солнце иль луна,
Ярко-желтая она.
И совсем уже нет зрачка!
Что за глаз? Задачка!
(ответ: яичница глазунья)
Очень увлекательно, не правда ли? В этих загадках с метафорами с ответами описываемых тропов несколько:
- виноградины в грозди — детки, маленькие братья;
- все растение целиком — семья;
- матушка – лоза;
- зеленый подол – листва;
- усы – особые отростки, которые служат для роста и поддержки растения.
В случае второй загадки метафора с языка слетает сама почти у каждого, кто когда-либо разбивал куриное яйцо или ел яичницу глазунью. Само название этого блюда метафорично.
Шарада
Загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая их которых может быть самостоятельным словом.
Три буквы – термин при игре,
Другие три – победный крик,
А в целом встретишь на дворе,
Услышав вдруг собачий рык.
(Кон-ура)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши –
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
(Ре-Зина)
Ты первым слогом пишешь.
Вторым ты стукнешь по шару,
Вступив с товарищем в игру.
А в целом о ручье услышишь,
Когда ручей тот неглубок,
Не скроет по колени ног.
(Мел-кий)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(Пи-рог)
Русские загадки про природу с ответами
- На поле на Романове стоят кони отобранные,
Пьют воду дождевую, едят траву болотную.
(Бревна И Мох) - Сто гостей, сто постель,
У всех по войлочку.
(Бревна И Мох) - Золотой теленок на привязи толстеет.
(Дыня) - Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох) - Без счёту одёжек, и все без застёжек.
(Капуста) - Не огонь, а жжётся.
(Крапива) - Не шмель, не пчела, а жалит.
(Крапива) - Красна девица,
Каменное сердце.
(Вишня) - Стоят Ермачки,
Красные колпачки.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон им отдает.
(Земляника) - Весной вырастают, осенью опадают.
(Листья) - Низок да колюч, сладок да пахуч,
Ягоды сорвёшь — всю руку обдерёшь.
(Крыжовник) - Стоит древо кудряво:
Кто подойдет, того обоймет.
(Репейник) - Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина) - Золотое решето чёрных домиков полно.
(Подсолнух) - Вырос в поле дом
Полон зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Колос) - Маленек, удаленек,
сквозь землю прошел,
красну шапочку нашел.
(Гриб) - Сидит дед, во сто шуб одет,
кто его раздевает — слёзы проливает.
(Лук) - Стоит кузница – вся в пуговицах.
(Черемуха) - Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Морковь) - И зелен, и густ —
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать.
(Зеленый лук) - Летом — в огороде, свежие, зеленые,
А зимой — в бочке, желтые, соленые.
(Огурец) - Малые малышки,
Зеленые катышки,
Сквозь землю прошли,
На тычинку всползли.
(Горох) - С виду – красная, раскусишь – белая.
(Редис) - Сидит баба на грядках, вся в заплатках,
кто её раздевает, тот слёзы проливает.
(Луковица) - Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед, а вкус не тот.
(Репа) - Сто братьев в одну избушку соткнулись.
(Колос) - Летом — горька, зимой — сладка.
Что за ягодка?
(Рябина) - У матери тысяча сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.
(Желуди) - Выду в лес без топора, без долота,
Высеку две лодки ездовых,
две доски половых,
Горшку покрышку, уполовнику ручку.
(Желудь) - Есть дерево об четыре дела:
первое дело – мир освещает,
второе дело – крик утишает,
третье дело – больных исцеляет,
четвертое дело – чистоту соблюдает.
(береза) - Белым цветёт, зелёным висит, красным падает.
(Яблоко) - Что в хлебе родится, а есть не годится?
(Василек) - Стоит старик над водой, качает бородой.
(Камыш)
Загадки на логику
Чем лошадь отличается от иголки?
Ответ: На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь.
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: Да, если трактористы – женщины, либо речь о разных Сергеях
В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?
Ответ: Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
Ответ: Нет, – через 72 часа будет снова полночь
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
Ответ: Кусок льда
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на “а”, либо на “я”: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на “а”, ни на “я”. Назовите его.
Ответ: Любовь
Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда…)
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
Ответ: Многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта
На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
Ответ: Надо достать лист бумаги
Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой – из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
Ответ: В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы
На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: 2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая – 1 рубль
В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
Ответ: Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка “1”
Какое колесо не крутится при правом развороте?
Ответ: Запасное
Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить – всем по одному досталось. Как это могло быть?
Ответ: Это были дед, отец и сын
На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
Ответ: На березе яблоки не растут
Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?
Ответ: Под мокрым
Как далеко в лес может забежать заяц?
Ответ: До середины. Дальше он уже выбегает из леса
Из какой посуды нельзя ничего поесть?
Ответ: Из пустой
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
Ответ: Пять
Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
Ответ: Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть
Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
Ответ: Якорь (морской, а не ресурсный ;
Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось?
Ответ: Она ходила внутри круга с радиусом 10м, причём не обязательно по кругу
Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
Ответ: Главное бросать его так, чтобы оно летело больше 3 метров, тогда оно разобьется не когда пролетит 3м, а когда упадет
Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее?
Ответ: Так днем дело – то было
Что все люди на Земле делают одновременно?
Ответ: Живут
Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?
Ответ: Спрыгнуть с низщей ступеньки
Какой рукой лучше размешивать чай?
Ответ: В которой ложка, а если ложка есть в обоих, то которой удобней
Когда сеть может вытянуть воду?
Ответ: Когда вода превратится в лед
Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадет с 40 ступенек?
Ответ: Всего одну, т.к. вторая у него уже сломана, либо не больше ни одной, если повезёт.
Белый, а не сахар. Холодный, а не лёд.
Ответ: Труп
В небе одна, в земле нету, а у бабы их целых две.
Ответ: Буква “Б”
Кто под проливным дождём не намочит волосы?
Ответ: Лысый
Что это такое: летит и блестит?
Ответ: Комар с золотым зубом.
Чем их больше, тем вес меньше. Что это?
Ответ: Дырки
Загадки для детей. В чем их польза?
Загадки для детей — это всегда:
тренировка их памяти;
хорошая наука концентрации внимания;
прекрасная возможность усмирить активного ребенка, сделать его более усидчивым;
ненавязчивое переключение внимания;
расширение словарного запаса;
повод для веселья;
активная стимуляция образного мышления;
увлекательный способ познакомиться с окружающим миром;
отличный шанс пообщаться с ребенком лишнюю минутку, уделить ему свое внимание, превратиться из вечно занятого родителя в настоящего друга.
Самое важное — правильно подобрать загадку. Если переоценить возможности ребенка и подобрать слишком сложную, из интересного времяпрепровождения она быстро превратиться для него в скучное, неинтересное занятие. Как, впрочем, и слишком простые загадки, которые быстро лишают детей энтузиазма
Как, впрочем, и слишком простые загадки, которые быстро лишают детей энтузиазма.
Секрет удивительного эффекта загадок для детей кроется сразу в нескольких ее составляющих.
- Во-первых, в форме детской загадки, которая так привлекает детей, превращает обучение в увлекательнейшую игру, приключение, заставляющее логически мыслить, анализировать, развивать наблюдательность, стремиться к познанию мира. Любопытство — двигатель многих открытий.
- Во-вторых, в содержании загадки, максимально удачно отражающем разные аспекты жизни и деятельности человека, его быт, окружение, взаимоотношения и пр.
- В-третьих, в универсальности загадки: загадывать загадки можно детям всех возрастов, причем делать это можно в любом месте (дома, на природе, в пути, в гостях, на празднике) и в любое время. Они всегда уместны, особенно если подобраны в соответствии с выбранным местоположением и родом занятий.
Народные загадки для взрослых
Взрослые, так же как и дети любят проводить время с пользой. Для этого и были придуманы народные загадки. Для современного человека определенные ответы могут казаться сложными так, как некоторые слова больше не используются в быту. А потому для разгадывания таких словесных головоломок надо будет подключать все свои знания.
Народные загадки для взрослых:
- Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. (Ответ — солнце.)
- Над бабкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Ответ — месяц.)
- Белая морковка зимой растет, весною бесследно исчезает. (Ответ — сосулька.)
- Бежит, бежит — не выбежит. (Ответ — река.)
- Сначала она зеленая, потом белая, потом синяя. (Ответ — смородина.)
- Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Ответ — корова.)
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Ответ — гнездо птиц.)
- Стоят вилы, на вилах грабли, над граблями сапун, над сапуном глядун, над глядуном поле, а за полем дремучий лес. (Ответ — человек.)
- Под мостом, мостом, под городом, городищем, две трубы трубили, две свечи светили, два соболя играли. (Ответ — губы, зубы, нос, глаза, брови.)
- Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (Ответ — рот, зубы.)
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Ответ — дерево.)
- Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Ответ — плуг.)
- Кривоногий взлохматит, зубатый причешет. (Ответ — соха и борона.)
- Маленький Дорофейко подпоясан коротенько. (Ответ — сноп.)
- Ни окошек, ни дверей — полна стайка лебедей. (Ответ — огурец.)
Основные темы загадок
Чаще всего темы загадок для детей связаны с тем, что встречается нам в жизни, но есть и народные загадки, ответ которых для современного человека не всегда очевиден. Разгадки могут показаться сложными из-за того, что используются как устаревшие слова, так и бытовые ситуации («Встану, так выше коня, лягу, так ниже кота» — коромысло). Тем не менее, русские народные загадки — часть культуры, с которой можно знакомить детей разных возрастов.
Итак, о чём бывают загадки:
-
о природных явленияхНад бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. Собака лает, А достать не может. Посмотреть ответ
месяц -
о животныхСпит зимой и любит мёд.За малиной в лес пойдёт.А берлога — его дом,Покажи-ка, кто же он? Посмотреть ответ
медведь -
о растениях, овощах и фруктах «Без окон, без дверей, полна горница людей» Посмотреть ответ
огурец -
о сказочных герояхДружила с Пьеро и Буратино,А зовут её — … Посмотреть ответ
Мальвина -
о быте «Два кольца, два конца, а посередине — гвоздик» Посмотреть ответ
ножницы
По форме выделяют следующие типы загадок:
-
загадка-описание — перечисляются самые яркие и отличительные качества загаданного предмета или отдельных его частей («Без рук, без ног, на брюхе ползёт» — червяк);
-
загадка-вопрос («По чему гвоздь колотят?» — по шляпке);
-
загадка-противопоставление («Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» — книга);
-
буквенные загадки: шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы («С буквой «К» берём на покос, а без «К» — ужалит в нос» — коса — оса);
-
загадки-задачи («Петух снёс яйцо. Кому оно достанется?» — никому, петухи не несут яйца).
Если загадки с описаниями несут в себе много красочных художественных образов, наполнены богатством языка и игрой воображения, то загадки-задачи и загадки-вопросы больше задействуют логическое мышление и аналитические способности.
Детям начинайте загадывать простые загадки, а после переключайтесь на более сложные. Затем предложите ребёнку сочинить свои и расскажите об основных правилах и приёмах, которые помогают создать удачную загадку:
-
определитесь с предметом загадки — это может быть животное, явление природы, неодушевлённый предмет. Тему возьмите любую, но предмет должен быть понятен всем;
-
продумайте, на что предмет похож, какими свойствами обладает, какие яркие особенности его отличают от других. Выберите самые интересные синонимы, прилагательные и глаголы, чтобы составить описание;
-
воспользуйтесь литературными методами: олицетворением (придать неодушевлённому предмету признаки одушевлённого), метафорой (красочным сравнением с переносным значением).
-
проведите анализ — на какие составные части можно разложить предмет, каким свойствами эти части обладают?
-
если есть уверенность в своих силах, рифмуйте условие загадки, стараясь не терять смысл задуманного. Однако сам по себе процесс создания загадок всё равно может стать увлекательным развивающим процессом без ориентации на результат. Запаситесь хорошим настроением и чувством юмора и весело тренируйте мозг в любом возрасте!
Какие загадки самые популярные у детей?
Конечно, про животных! Это связано с сильным влиянием русских народных сказок, в которых множество сюжетов посвящено лесным жителям. Сказочные герои всегда наделяются яркими характерами, потому читатели сопереживают им, а мы можем делать понятные выводы из сюжета сказок. Характеристики зверей, которых мы встречаем в сказках, часто ложатся в основу загадок-описаний и загадок-вопросов о животных: «Он зимой холодной ходит злой, голодный» —волк.
Что можно дополнительно использовать для поиска ответа в загадках?
Если ребёнок при разгадывании сталкивается со сложностями, то взрослые могут попробовать показать карточки-подсказки. Также картинки с иллюстрациями можно использовать для объяснения логики построения ответа.
Предлагаем вам отгадать увлекательные загадки про животных для детей на сайте IQша!
Приглашаем вас посетить ещё одну статью об увлекательных задачках для детей: «Головоломки для детей». Развивайтесь с интересом!
Анастасия Барышникова,арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения
Русские народные загадки для младших школьников с ответами
Скоро ест и мелко жует,
Сама не глотает и другим не дает. (Пила)
День спит, ночь глядит,
Утром умирает, другая сменяет. (Свеча)
Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять. (Клубок)
Два конца, два кольца,
А в середке гвоздик. (Ножницы)
Меня ждут не дождутся.
А как увидят — разбегутся. (Дождь)
Рук и ног у него нет,
А всех трясет и качает. (Ветер)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля в разные времена года) •к-к-к
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится — ничего не останется. (Туча)
Какая водица
Только для грамоты годится? (Чернила)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (Книга)
Сидит Пахом,
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает. (Очки)
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела, а живет,
Без языка, а кричит. (Эхо)
Идет по соломе — не шуршит,
Идет по воде — не тонет,
Идет по огню — не горит. (Тень)
Тридцать два молотят,
Один поворачивает. (Зубы и язык)
Идет, идет,
До берега дойдет — исчезнет. (Волна)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Бьют Ермилку,
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (Гвоздь)
Угловат Кузьма,
Развязать нельзя. (Цепь)
Кнутом не гонят.
Овсом не кормят,
Когда пашет —
Семь плугов тащит. (Трактор)
Один братец
Отдыхает зимой,
Другой — летом. (Телега и сани)
Золотой теленок
На привязи толстеет. (Дыня)
Пляшет-скачет крошка,
А всего одна ножка,
Как устанет —
В угол встанет. (Веник)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Маленькая головка,
Тысяча глаз. (Наперсток)
От одного озера
До другого мост лежит. (Ведра и коромысло)
С одной стороны лес,
С другой — поле. (Шуба)
В новой стене,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
Ночью вставлено. (Прорубь)
Вокруг проруби сидят белые голуби. (Рот и зубы)
Мышка из норки выглядывает. (Пуговица в петле)
Какая одежда без рукавов? (Одеяло)
Кверху дном — полная,
Книзу дном — пустая. (Шапка)
Когда видишь, то не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь. (Темнота)
К реке идут — поют,
Назад идут — плачут. (Ведра)
Все ест — не наедается,
А попьет — умирает. (Огонь)
У матери тысяча сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла. (Желуди)
Кого бьют по голове,
Чтобы ровно шел? (Гвоздь)
Увидав рожок над крышей,
Ты его узнаешь вмиг,
Если вечером повыше
Задирать свой нос привык. (Месяц)
Красная лисица
Из своей норки
Не выходит. (Язык)
Побегу в сторону —
Останется хвост
На семь верст. (Клубок)
Где лежала красная коза,
Там трава не растет. (Место, где горел костер)
Черная корова
Всех людей поборола,
А белый вол
Всех поднял. (Ночь и день)
Тело снаружи, рубашка внутри. (Свеча)
Пять амбарушек, одни ворота. (Перчатка)
На одной горе много травы,
Да скот этой травы не ест. (Голова и волосы)
Огромное поле: копать его нельзя,
Камней на нем не счесть. (Небо и звезды)
Молода — похожа на серп,
Поживет — станет, как лепешка. (Месяц и луна)
Черного ворона не могу догнать,
Если и догоню, не могу поймать. (Тень)
Вокруг озера камыш растет. (Глаза и ресницы)
На чем больше всего обручей? (На клубке)
Как только разойдусь —
Все ем и ем.
Но если наемся —
Исчезну совсем. (Огонь)
Пройдет он первым без стыда
В любую дверь упрямо,
И первым в дом его всегда
Пропустит даже дама. (Ключ)
Пришел белый теленок,
Прогнал черного. (День прогнал ночь)
Голова большая, шея тоненькая. (Капуста)
Бежала — шумела,
Заснула — заблестела. (Река)
Белым цветет,
Зеленым висит,
Красным падает. (Яблоко)
От одного очага весь свет греется. (Солнце)
Никого не обижает,
А ее все толкают. (Дверь)
Нас семь братьев.
Летами мы равны.
А именами разны. (Дни недели)
Куда мне угодно,
Туда полечу,
Там и заговорю. (Письмо)
Что это за дорога:
Кто по ней идет,
Тот хромает? (Лестница)
Сама маленькая, тоненькая,
Коса длинная. (Иголка с ниткой)
Дверь откроешь —
Лохматая собака войдет. (Пар в мороз)