Пословицы на тся и ться для запоминания правописания

Правописание -тся и -ться в глаголах | 5 класс

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 136,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 41,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 260,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 110,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 120,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 169,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 210,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 276,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 525,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 632,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 84,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 393,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 693,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 161,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 221,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 479,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 491,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 530,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 138,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 96,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 212,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 261,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 475,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 532,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 430,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 509,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 235,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Повторение стр. 158-159,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 352,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 35,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 37,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 230,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 378,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 494,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 169,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 121,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 157,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 160,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 195,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 426,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 27,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Примеры пословиц с глаголами «тся» и «ться»

Своеволить

Не своеволься – денег не польешь.

Лучше раньше своеволить, чем позже выпрашивать прощение.

Своевольный козел два ожидает: удара и резины.

Бояться

Боится ложных следов, не должен попасть на гарь.

Кто боится волка, тот и в лес не ходит.

Бояться страшно – не жить.

Упиваться

Упиваясь вчерашним днем, не забывай про завтрашний день.

Упиваясь чарующими ароматами, становишься пленником парфюмерных маневров.

Упиваясь своим успехом, не забывай о тех, кто принес тебе славу.

Искренность

Ложь и искренность не подружатся.

Искренность — первая добродетель, которая приходит в голову только после бессильной лжи.

Позируй, не позорьсу своей искренностью.

Переживаться

Никто не станет временем выкидывать, если его позже вновь можно пережить.

Друга слушай, а свои переживания худо-бедно скрывай.

Умом-разумом, а переживаниями-добротой.

Гордиться

Если есть, чем гордиться, то и за что деньги не жалеть.

Ни роскошные украшения, ни воинские победы не могут сравниться со спокойствием гордого сердца.

Гордись родиной, она даёт силу и вдохновение.

Лениваться

Лежа на печи, ленивайся, как хочешь. Работы от этого меньше не станет.

Ленивая барышня ужина не уставит.

Ленивый — не работник, а праздник.

Стыдиться

Стыдно стыдиться! Неизвестно, как покраснеют щёки от счастья.

Стыдно не систематизировать свои «не злонамеренные» шаги.

Стыдно смотреть на англоязычного нафталина, когда можно обслужиться на родном языке.

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

  1. Не стоит боя… перемен.

  2. Не могу реши… выйти к доске.

  3. Дамы и господа, концерт продолжае…

  4. Ей нужно верну… домой к вечеру.

  5. Он идет, все, спряч… за диван!

  6. Не смей сдава…!

  7. Обуча… нужно смолоду.

  8. Прекратите шепта… за моей спиной!

  9. Земля скоро покрое… снегом.

  10. У него дело из рук вали… 

Ответы:

  • бояться;

  • решиться;

  • продолжается;

  • вернуться;

  • прячься;

  • сдаваться;

  • обучаться;

  • шептаться;

  • покроется;

  • валится.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила. 

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревьях стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

или что сделает?, то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Правило
Буква «ь» пишет­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме гла­го­ла, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать?

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг запо­лощется — листья запо­лощутся.

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Правило
Буква «ь» не пишет­ся в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что дела­ют? что сделают?

Понаблюдаем:

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

  • он рису­ет — она рису­ется перед нами;
  • она спро­сит — с него спро­сится;
  • лек­тор пока­жет — нам пока­жутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

  • опре­де­лим часть речи (гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие или состояние);
  • зада­дим вопрос к слову;
  • выяс­ним фор­му гла­го­ла (неопре­де­лён­ная фор­ма или );
  • пра­виль­но напи­шем -тся или -ться в соот­вет­ствии с правилом.

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния.  Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью  задан­ных вопросов:

  • озор­ник (что дела­ет?) боит­ся;
  • боит­ся (что сде­лать?) при­знать­ся.

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Пословицы для запоминания правила -тся и -ться

Русский язык такой сложный, когда дело доходит до грамматики — настоящий вызов для школьников и педагогов, которым приходится лезть вон из кожи, чтобы заставить ребят выучить правила. Однако попробуйте включить в программу урока пословицы на тся — и увидите, как быстро дело сдвинется с мертвой точки. Можно добавить элемент игры, предложив подумать, нужен ли здесь мягкий знак, а затем всем вместе порассуждать о том, что же означает то или иное изречение. Так дети отвлекутся от учебников, написанных, честно говоря, довольно сухим языком, и у них сложится впечатление, что они сами себя учат. Да и новые фразы обогатят лексикон, что тоже не будет лишним!

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 634, с. 107 — 108

634. Выпишите из пословиц: 1) подлежащие с глаголами-сказуемыми на -тся; 2) словосочетания с глаголами на -ться.

1. Трус и тени своей бои тс я. 4 2. Волков боят ь ся — в лес не ходить. 3. От работы руки не отниму тс я. 4. Лентяю 3 и приподнят ь ся лень. 5. На миру и работа спори тс я. 6. Всякий человек по делу узнаё тс я. 7. Всякое дело человеком стави тс я, человеком и слави тс я.

1. Трус бося . Руки не отнимся . Работа спорся . Человек узнася . Дело стався и слався .

х х 2. Волков бояся, лень приподняся.

Трус и тени своей боится . 4 –––––

(повеств., невоскл., распр., двусост., не осложнено)

I Лентяю 3 — сущ. (кому?)

II. Н. ф. — лентяй, нариц., одуш., м. р., 2-е скл., Д. п., ед.ч.

III. Лень (кому?) лентяю. ––––––– ––

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.

Правило
Буква «ь» пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.

Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.

Буквосочетание -тся прослеживается в морфемном составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг заполощется — листья заполощутся.

Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.

Правило
Буква «ь» не пишется в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?

Понаблюдаем:

Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:

  • он рисует — она рисуется перед нами;
  • она спросит — с него спросится;
  • лектор покажет — нам покажутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:

  • определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);
  • зададим вопрос к слову;
  • выясним форму глагола (неопределённая форма или );
  • правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.

В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения.  Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:

Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.

Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.

В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью  заданных вопросов:

  • озорник (что делает?) боится;
  • боится (что сделать?) признаться.

Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.

Пословицы, поговорки с глаголами, оканчивающимися на «тся» и «ться»

Искренность лежит в основе доверия. И говоря о знаменитой поговорке «Раз два и три — вышел крот искусней быстрей», мы подчеркиваем, что человек, проявляющий искренность, не стремится манипулировать другими и действует открыто и прямо.

Необходимо осуждать своего ближнего, который своеволит и не придерживается установленных правил. Ведь, как гласит известное послание, «Своеволить — дело глупое, лень только желания дурного несет». Избегайте желания делать что-то запрещенное или неподходящее, чтобы не вступить в конфликт с другими.

Не следует упиваться успехами и неувязками. Это хорошо отражает пословица «Упиваться собственным величием — первый знак бездарности». Человек, который упивается своими достижениями и неудачами, может потерять свою работоспособность и неспособен к самокритике и росту.

Бояться трудностей означает ограничивать себя и не рисковать. Как говорится, «Побояться — не пройти». Иными словами, если мы боимся действовать и преодолеть свой страх, мы не сможем достичь успеха или преодолеть трудности в жизни.

Стыдиться наших ошибок и недостатков — это хорошо. Говорят: «Стыд без добра не пройдет». Это означает, что если мы испытываем стыд и признаем наши ошибки, это может вести к нашему росту и улучшению.

Лениваться — это препятствовать своему успеху и развитию. Ведь, как говорят, «Много труда, мало дела — только в глазах будет зрачок». Если мы ленивимся и не прилагаем усилий к нашей работе или предприятию, то мы не достигнем желаемых результатов и успехов.

Гордиться своими достижениями и качествами — это важно. Как говорится: «Гордись молодым работником, где новинка качество ценится»

Это означает, что стоит гордиться своей работой и добиваться качества и улучшений, особенно когда вы новичок в сфере.

Радоваться жизни и радоваться простым вещам необходимо. Ведь, как гласит поговорка: «Радоваться каждой долей». Иными словами, мы должны ценить и наслаждаться каждым маленьким моментом и радоваться простым радостям, которые жизнь предлагает нам.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Тесты по теме «Правописание ться — тся у глаголов»

Тест 1

Вопрос № 1. Отметь глаголы, в которых нужно писать ь.

  1. надо было торопит…ся
  2. дорога вдруг стала сужива…ся.
  3. мама освободит…ся вечером
  4. кошка садит…ся на окошко
  5. нам надо ближе познакомит…ся
  6. начали попада…ся редкие деревья

Вопрос № 2. В каком варианте НЕ пишется Ь?

  1. не могу взят…ся
  2. будет старат…ся
  3. не хочу злит…ся
  4. прут гнет…ся

Вопрос № 3. В каком варианте пишется Ь?

  1. болт закрепит…ся
  2. больной лечит…ся
  3. вопрос выяснит…ся
  4. надо распорядит…ся

Вопрос № 4. Где НЕ пишется Ь?

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Ученик не может сосредоточит…ся.
  4. Он ни к кому не обратит…ся.

Вопрос № 5. В каком глаголе в окончании пишется буква И?

  1. ты бор…шься
  2. мы накол…м дров
  3. лицо пыш…т здоровьем
  4. мы высп…мся

Тест 2

Вопрос 1. Укажите, в каком варианте в глаголе пишется Ь.

  1. Делает…ся
  2. Мне не нравит…ся
  3. Будет строит…ся
  4. Крапива жалит…ся

Вопрос 2. Укажите, в каком словосочетании в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Не могу взят…ся.
  2. Будет старат…ся.
  3. Не хочу злит…ся.
  4. Прут гнет…ся.

Вопрос 3. Укажите, в каком словосочетании в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Болт закрепит…ся.
  2. Больной лечит…ся.
  3. Вопрос выяснит…ся.
  4. Надо распорядит…ся.

Вопрос 4. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Он ни к кому не обратит…ся
  4. Ученик не может сосредоточит…ся.

Вопрос 5. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Любите труд, и пусть вам будет жаль с ним расстават…ся.
  2. Каждый человек гордит…ся тем, что он делает для людей.
  3. Тот, кто трудит…ся над собой, тот извлекает из себя все, что в тебе заложено.
  4. Человек умрет, а дело его останет…ся.

Вопрос 6. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Писатель с годами становит…ся умнее, зрелее, искусней, добрее.
  2. Художник умирает, если повторяет…ся.
  3. Искренность – качество драгоценное для писателя и необходимое, разумеет…ся.
  4. Семен Гудзенко умел веселит…ся, умел действовать, работать.

Вопрос 7. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научит…ся в школе.
  2. Когда дни начинают пылит…ся и краски блекнуть, я беру Грина.
  3. Чтобы стать мужчиной, мало им родит…ся.
  4. Если друга верного найти, коротки становят…ся пути.

Вопрос 8. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Я часто время торопил, привык во все дела впрягат…ся.
  2. Два года понадобилось мне, чтобы вернут…ся в дорогую мою пехоту.
  3. С добром надо спешить, а то оно может остат…ся без адресата.
  4. Свет остает…ся светом, хотя слепой и не видит его.

Вопрос 9. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Работа моя над «Лесной повестью» идет медленно и, кажет…ся, верно.
  2. Вымышленный мир захлестывал меня, и я не мог ему противит…ся.
  3. Все, что человек не может понять, называет…ся тайной.
  4. Все на свете рождает…ся в муке: и деревья, и птицы, и звуки.

Вопрос 10. Укажите, в каком предложении в глаголах на месте пропуска не пишется Ь.

  1. За двумя зайцами погониш…ся — ни одного не поймаеш…
  2. Много будеш… знать — скоро состариш…ся.
  3. Руки не протянеш…, так и с полки не достанеш…
  4. Ширина долины то суживает…ся метров до ста, то расширяет…ся более чем на километр.

Тест 3

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

А. Надо упражнят..ся, план не удаст..ся.
Б. Стало смеркат..ся, пора собират..ся.
В. Не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся.
Г. Туман рассеет..ся, хотел отправит..ся.

Варианты ответов: 1) Б, В; 2) А, Б; 3) Б, Г; 4) В, Г

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Поэтому важно учесть следующие правила:

  • когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

  • у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься»

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

  • «Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

  • «Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

  • «Не годится ей молодиться»;

  • «Ему приходится мириться с новым начальством». 

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1.      Я люблю заботиться о животных;

2.      Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3.      Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4.      Он перестал меня слушаться;

5.      На небе начали проявляться звезды.

1.      Она с удовольствием заботится о животных;

2.      Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3.      Он поклонится в конце выступления;

4.      Надя слушается маму и папу;

5.       На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: