Пословицы и поговорки народов севера

Северные народные поговорки и пословицы Мудрость народов севера в кратких, но емких пословицах и поговорках

Ительменский фольклор

По ительменским легендам, ворон Кутх сотворил животных, изобрел лодку, научил
людей ловить рыбу и первым начал шить теплую меховую одежду.

В ительменском фольклоре находят отражения верования, связанные с поклонением
духам-хозяевам: анимизм, тотемизм. Многих животных ительмены наделяли
человеческими качествами – в частности, бытовало представление о мышах как о особом
народе, состоявшем из нескольких племен. В народных сказках мыши хозяйственны и
сообразительны. Если ительмены находили мышиные запасы, то не трогали их: считалось,
что, не найдя еды, мыши покончат жизнь самоубийством.

Посмотрел Кутх в окно и увидел катающихся мышей. Ах, вот кто мне свет заслоняет! –
воскликнул Кутх, взял свои штаны и вышел на улицу. Подошел близко к мышам и сказал:
– Это вы здесь катаетесь? Ну-ка, я вас покатаю, внучата. Скатитесь вот сюда – в мои
штаны.

Ительменская сказка «Кутх и лиса»

С цифрой 2

Парочка – баран да ярочка.
Две собаки дерутся – третья не приставай.
Два века не изживёшь, две молодости не перейдёшь.
Два брата на медведя, а два свояка – на кисель.
Дважды молодым не бывать.
Два медведя в одной берлоге не улягутся.
Два горя вместе, третье пополам.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Два арбуза под подмышкой не уместишь.
Два раза послушай, один раз скажи.
Два сокола поссорятся – вороне корм перепадёт.
Два уха, один рот: сорок два раза послушай, один раз скажи.
Две половины – одно целое.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Скупой платит дважды.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
За одного битого двух небитых дают.
Из двух зол выбирают меньшее.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Две пары сандалий сразу не наденешь
Двух правд не бывает.
За двух поработаешь — за трех поешь.
Где больше двух, там говорят вслух.
Старый брат как второй отец.
Где двое бранятся, тут третий не суйся.
Где двое стоят, тут третьему дела нет.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два Демида, а оба не видят.
Два дурака об одном уме.
Два гроша — куча хороша.
Два раза не умирать.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Дважды молоду не бывать.
Дважды в год лето не бывает.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.

Историческая справка

Появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Они с давних времен накапливали и продолжают накапливать мудрость народа, отражают его нравственные заповеди и устои. В пословицах и поговорках содержится вся народная мудрость, которая оживает в фольклоре и несет в себе актуальную информацию, которая представляет собой прямой совет или подсказку как следует поступать в конкретной ситуации.

Пословицы и поговорки не упоминают без причины или повода. Сказанная к месту поговорка или пословица помогает избежать лишних слов, кратко выразить свою мысль или отношение к происходящему, дать совет или подсказку. Это связано с тем, что каждая пословица и поговорка содержит краткий и образный смысл.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Появление пословиц и поговорок исторически обусловлено тем, что человек заботился не только о собственном пропитании и укрытии (жилище), но и со временем начала осознавать необходимость познания окружающего мира. В процессе познания человек начинает сравнивать разнообразные предметы и явления, создает что-то новое в своем воображении. Многовековые наблюдения и раздумья приводят к тому, что люди начинают воплощать свои мечты, чувства, надежды и т.д. в сказках, песнях, легендах, пословицах, загадках и поговорках.

Таким образом, на протяжении всего существования человечества народ создает собственное искусство и поэзию.

Былины, потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и иные виды устного народного творчества называют фольклором.

Определение 2

Фольклор – это слово, произошедшее от английского folk lore, в переводе означающее народное знание и народная мудрость.

Пословицы и поговорки относят к малым жанрам фольклора, порожденным устным народным творчеством, обобщающим опыт и мудрость человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Народная мудрость в пословицах и поговорках 430 ₽ Реферат Народная мудрость в пословицах и поговорках 260 ₽ Контрольная работа Народная мудрость в пословицах и поговорках 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Данный вид фольклора со временем стал одним из самых распространенным и необходимым в быту каждого человека и народа в целом.

Сложно точно сказать, в какой именно исторический период времени, пословицы и поговорки появились среди народа Руси. Бесспорным является то, что они возникли в древности, и сопровождают народ на протяжении всей его истории существования.

Отношение народа к пословицам и поговоркам, а также их значимость в жизни людей, ярко отражается в следующих изречениях:

Появление пословиц и поговорок относится еще к тому времени, когда на Руси появилась письменная грамота. Они передавались «из уст в уста», от «строго поколения – молодому поколению».

Таким образом, народ, который еще не умел ни писать, ни читать, создал своеобразную устную школу жизни. Через пословицы и поговорки народ передавал житейскую мудрость, заветные правила, учил подрастающее поколение.

Замечание 1

В настоящее время отношение к пословицам и поговоркам уважительное, так как они представляют собой цвет народного ума, красят устную речь любого человека.

Кроме того, значимость пословиц и поговорок подтверждается тем, что начиная с 17-го века начались масштабные работы по их рукописному сбору. Работу по сбору пословиц и поговорок вели многие известные писатели и поэты. Одним из наиболее крупных сборников является сборник Даля (1862 год).

Пословицы и поговорки узбекские

Пословицы узбекские

Богатство не богатство, единство – богатство.
Дитя не заплачет, мать молока не даст.
Достаток объединяет, бедность разобщает.
Друг в лицо смотрит, а враг – вослед.
Если за едой не наелся, не наешься, облизывая посуду.
Идущий дорогу одолевает, сидящего думы одолевают.
Когда выбираешь ситец – смотри на длину, когда выбираешь невесту – смотри на мать.
Кто получит знания, тот не будет жить в нужде.
Куда сердце влечёт, туда путь недалёк.
Лучше попусту работать, чем вовсе не работать.
Над соседом не смейся, свою беду накличешь.
Не будь сильным, будь правым.
Неудачника и на верблюде собака укусит.

О содеянном сожалеть – себя не жалеть.
Плохие дни будут хорошими, дурные люди хорошими не будут.
Совершить хорошее дело никогда не поздно.
Узнаешь хорошие источники во время засухи, а хороших людей в беде.
Человек уважение в собственных руках держит.
Что найти суждено – на дороге лежит.
Чужое тело не ведает твоей боли.

Поговорки узбекские

Ворон ворону глаз не выклюет.
Где толсто – растянется, где тонко – порвётся.
Дыма без огня не бывает.
Кувшин разбивается только раз.
Капля по капле – море.
Коза – о жизни, мясник – о сале.
Луну подолом не закроешь.
Лягушка квакает в своё время.
По котлу и крышка.
Сказанного не проглотишь.
Смерть коня – пир для пса.
Собака лает – караван идёт.
Удрал от снега – попал под дождь.
У потерянного ножа ручка золотая.

Эвенки: «Язык острее лезвия ножа»


Книга «Эвенкийский фольклор», М. Воскобойников.

У эвенков, как, пожалуй, ни у одного другого северного народа, много пословиц и поговорок, схожих по смыслу с русскими – притом что образы, сравнения, метафоры в них, конечно, «растут» из национальной культуры. Изучение этого пласта эвенкийского фольклора началось лишь во второй половине ХХ века – до тех пор пословицы и поговорки бытовали только в устной форме.

Топ-10 эвенкийских пословиц

  • Сказанное слово – срубленное дерево.
  • Он как дырявый наперсток (много говорит, ничего в нем не держится. – Прим. ред.).
  • Добыв зверя, поделись с соседями – тогда и охотничье счастье придет.
  • Без времени с веточки лист не упадет, а если время пришло – и утес рухнет.
  • Клеить разбитый лук – только маять себя.
  • Пустая поняга для охотника тяжелая ноша. (поняга – прообраз каркасного рюкзака. – Прим. ред.)
  • Счастливый и горе счастьем ощущает.
  • У него будто муха в желудке (О слишком активном, непоседливом человеке. – Прим. ред.).
  • Чужая парка – не согрев, чужой дом – не жилище.
  • Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.

Традиционные занятия

Несмотря на то, что многие соседние народы были кочевниками, нанайцы издавна жили оседло. Интересно, что немало их поселений имеет возраст в несколько сотен лет. Главным занятием предков современных нанайцев были ремёсла. Как и прежде, нанайский народ нашего времени славится своими кузнецами, рыбаками, охотниками.

Основными материалами для изготовления одежды у нанайцев служили рыбья кожа и шкуры таёжных животных. Нередко уже по одному только наряду человека можно было сказать о роде его деятельности. Так, например, охотников отличали маленькие меховые шапочки-капоры, а вот рыбаки носили широкие передники из рыбьей кожи.

Пословицы о человеке и его месте в мире

Пословицы и поговорки часто выражают отношение человека к жизни, окружающему миру и своем положении в этом мире:

  • Мең көн күләгә булып йөрөгәнсе, бер көн кеше булыуын, яҡшы. Лучше на один день стать человеком, чем тысячу – быть тенью. Тут речь идет о положительных качествах людей.
  • Кеше — кешегә иш, хайуан — хайуанга иш. Человек должен быть человеком, животное – животным. Для башкир человек является живым существом, животное – нет. Следовательно, на зверей можно охотиться, а человек должен быть охотником. Выражается превосходство людей над животным.

Важным дополнением речи человека являются пословицы, башкирские часто имеют прикладное значение. Их используют в основных сферах жизни, таких как любовь, свобода, труд, дружба, знание. Они позволяют понять не просто язык, но и душу башкирского народа.

Мудрость предков

Меня искренне восхищает отношение нанайцев к своей культуре. Несмотря на свою малочисленность, этот народ стремится передавать рассказы, легенды, местный фольклор будущим поколениям

В воспитании детей особенное внимание уделяется рассмотрению общественных норм и законов, по которым должен жить человек

Вот только не стоит представлять себе скучные нравоучения или нотации. Нет, нанайцы, как и русские, – обладатели уникальной сокровищницы народной мудрости, содержащей массу пословиц и поговорок. Они учат добру, взаимопониманию, скромности и уважению к старшим людям. Приведу в пример некоторые из них:

  • «Хвала и честь тем, кто помогает старшим».
  • «Поклоны и уважение к старшим оборачиваются тебе счастьем и удачей в жизни».
  • «По чужой лыжне не ходи».
  • «На зов о помощи иди, чего бы тебе это не стоило, особенно в тайге или на Амуре».

    Нанайская шаманка

Нанайцы – народ, что сохранил свои традиции и даже старинные занятия, несмотря на смену веков и ритма жизни. Один этот факт вызывает невольное уважение к жителям тайги. На сегодня нанайцев насчитывается всего около 16 000 человек, однако они смело доказывают правильность утверждения, что многое в жизни познаётся совсем не в количестве, а в качестве.

Ненцы: «Правдивое слово дороже важенки»


Книга «Ненцы», Хомич Л. В., 1994 г.

Собирать ненецкий фольклор начал в XIX веке российский филолог финского происхождения Матиас Кастрен. Накопленные материалы при жизни исследователя опубликованы не были – только в 1940 году их подготовил к изданию финский ученый Тойво Лехтисало. В его книгу «Народное творчество самоедов» были включены и пословицы. Тематика большинства из них связана с бытом ненцев, природой, животным и растительным миром.

Топ-10 ненецких пословиц

  • Олень за ягелем бежит быстрее, чем от хорея (палка для управления упряжкой. – Прим. ред.).
  • Сполох (северное сияние. – Прим. ред.) красиво играет, да не греет.
  • Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра.
  • Не будь важным – не останешься одиноким.
  • Не ругай землю, если споткнешься: земля не виновата!
  • С хорошим человеком и без чума тепло.
  • Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
  • Если среди смелых растешь, сам станешь смелым.
  • С неубитого рябчика перья не ощипывай, с неубитого песца шкуру не снимай.
  • Начнешь стареть – приготовь своему сыну камусные лыжи, санки для оленей, маут и ружье.

Селькупский фольклор

Добрым началом у селькупов считается Ном – творец, олицетворявший собой небо. Во
многих фольклорных преданиях содержатся отсылки к древним верованиям и культам.

В центре внимания сказок селькупов – отважный герой, который вступает в схватку со
злыми духами и всегда побеждает их. В сказках хвалят его доброту, щедрость,
уважительное отношение к старшим. Однако когда речь заходит о столкновении с врагом,
герой храбр и решителен.

Также во многих сказках находят отражения старинные верования, связанные с
анимистическими представлениями об окружающем мире.

Хозяйка огня пальцем до груди ее дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел,
забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину
пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.
А старушка сказала:
– Из этого чума пойдет сказка-предание о том, как из живого сердца огонь зажегся.
Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!
Селькупская сказка «Хозяйка огня»

Пословицы и поговорки армянские

Пословицы армянские

В воду не полезешь – плавать не научишься.
В году двенадцать месяцев и в каждом свои ягоды.
Виноватому всё кажется, что про него говорят.
Доброе слово дороже всех сокровищ мира.
Если человек захочет, гору на гору поставит.
Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду?
Заработать легко, сберечь трудно.
И хорошее, и плохое у детей от отца с матерью.
Когда видишь, что вода не следует за тобою, последуй за нею.
Носи шапку так, как носят в городе, куда ты пришёл.


От дурного глаза даже камни трескаются.
Под прекрасной наружностью черти живут.
Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
Собираешься кому-то яму копать – копай по своему росту.
Сотворив добро, хоть в воду кинь – оно не пропадёт.
Человек смотрит человеку в лицо, а Бог – в душу.

Поговорки армянские

Время дороже денег.
В чужой каше и зёрна крупнее.
Выше лба уши не растут.
Где худо, тут и порется.
Долг – огненная рубашка.
Долг платежом красен.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Дыму без огня не бывает.
Злой язык острее бритвы.
И волки сыты, и овцы целы.
И в чашу царя муха попадает.
Каждая курица свой насест хвалит.
Каждый горшок найдёт себе крышку.
Курдюк для овцы не груз.
Ложкой моря не исчерпать.

Пословицы и поговорки на разные темы.

Пословицы и поговорки о правде.

Кстати, а Вы замечали, что эти два понятия, практически всегда употребляются вместе. Почему? Да просто они настолько близки друг к другу, что часто даже трудно бывает их различить. Далеко не каждый человек сможет определить, что перед ним – пословица или поговорка

Да в принципе, для общения не столько важно правильно определить принадлежность фразы к тому или иному типу фразеологизмов. Намного важнее умение правильно употреблять их в речи, а для этого надо эти фразы знать, понимать и уметь правильно использовать. Давайте, все же уточним, чем различаются пословицы и поговорки, чтобы потом не возникало вопросов

Давайте, все же уточним, чем различаются пословицы и поговорки, чтобы потом не возникало вопросов.

Пословицы — короткие народные изречения имеют буквальное или переносное значения и представляют собой законченные предложения. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий. («В гостях хорошо, а дома лучше» – констатирует факт, «Куй железо, пока горячо» – предписывает образ действия).

Поговорка – языковой афоризм, отличающийся особой краткостью и имеющий только буквальное значение. Она не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. (« Коса – девичья краса», « В тесноте, да не в обиде»; «Поживем – увидим»)

Пословицы и поговорки настолько близки друг к другу, что все эти отличия условны. Поэтому они образуют одну группу языковых афоризмов и обычно употребляются вместе и мы будем говорить о пословицах и поговорках в целом.

Все прекрасно понимают, что формирование личности идет через овладение родным языком. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.

«Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- отмечал в работе «Первая книга после азбуки» К. Ушинский. Именно поэтому значение пословиц и поговорок в развитии детей трудно переоценить.

Очень часто, особенно для дошкольника, та маленькая задача, которую представляет собой понимание смысла пословицы, перерастает в довольно трудную задачу. Понять скрытый подтекст ребенку не всегда легко и здесь очень важна помощь взрослого. Объяснить, научить правильно понимать и использовать – это наша задача. Обогащая речь ребенка пословицами и поговорками, мы помогаем малышу стать умнее, потому что сразу выполняем несколько задач:

  • Развиваем речь малыша,
  • Расширяем словарь ребенка, обогащая его афоризмами, новыми словами,
  • Учим видеть скрытый подтекст в речи, понимать переносный смысл слов,
  • Развиваем память ребенка, ведь пословицы и поговорки обычно легко запоминаются и увеличивают объем памяти,
  • Развиваем интерес к истории своего народа, на основе фактов или слов, использованных в пословицах.

Фольклорные афоризмы играют важную роль в обучении ребенка. Начиная с детского сада, мы знакомим детей с пословицами и поговорками, употребляем их в речи сами и дети непроизвольно запоминаю их. Но кроме всего этого, пословицы и поговорки – отличный материал для развития навыков чтения, техники чтения, памяти. Их можно и нужно использовать на уроках, на самых разных занятиях и разными способами. Дальше мы рассмотрим, как можно использовать пословицы и поговорки для развития техники чтения ребенка.

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ненецкий фольклор

В фольклоре ненцев много загадок, тематика которых связана с повседневной жизнью:
природой тундры, кочевым бытом, повседневными занятиями.

У ненецкого фольклора две особенности – персонификация изложения (наряду с героями
действующим лицом становится и сам сказ, мынеко) и реалистический характер эпоса.
Благодаря этому предания становятся важным источником сведений об истории, быте,
обычаях и хозяйственной деятельности ненцев. Христианизация ненцев, начавшаяся в
XIX веке, существенно не повлияла на их верования, согласно которым весь окружающий
мир населен духами. Духи – хозяева местностей – главные действующие лица заговоров и
преданий, они играют важную роль в легендах и волшебных сказках.

Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с
неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От
берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада… Голубых и белых песцов не
переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело
жилось ненцам в тундре.

Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце»

Традиции нанайцев, связанные с Амуром

Не менее важным в жизни нанайцев были и сезонные праздники, посвящённые окончанию заготовки дров или удачному рыбному лову. Осенью, когда на реке Амур начинается путина, нанайцы стараются задобрить духов священной реки. Амур они называют Муэ Эднурни. Этот праздник получил имя «День Хозяина Амура». Жители нанайских поселений спешат к реке, чтобы поблагодарить за рыбу, что Амур преподнесёт им в этом сезоне.

Интересным обычаем в День Амура стало изготовление миниатюрных корабликов. Такое «судно» может приобрести или сделать любой желающий, после чего к кораблику следует прикрепить записку со своим желанием и кусочком еды для духов Амура.


День Хозяина Амура похож на ритуальное жертвоприношение духу моря на Сахалине / ujnosahalinsk.bezformata.com

Малыш в стружках

Старинные обряды и сегодня находят отражение в жизни нанайцев. Пожалуй, самое главное событие в жизни человека – рождение, что сопровождается особенными ритуалами. Появление ребёнка было большим праздником не только для семьи, где произошло пополнение, но и для всего поселения.

Если же на свет появлялись близнецы, радости не было предела. Нанайцы верили, что таких малышей посылают могущественные духи тайги и воды, что будут покровительствовать новорожденным. После рождения ребёнка его клали в колыбель, наполненную стружками черёмухи. По мнению нанайцев, это дерево священно, а потому защитит от злых духов малыша.

От себя замечу, что исследователи доказали уникальность свойств черёмухового дерева. Сок мелких стружек имеет антибактериальное действие. Выходит, древние нанайцы были абсолютно правы, ведь черёмуха и правда оберегала дитя от недугов. Рядом с домом, где произошло пополнение, нанайцы разжигают костёр из багульника. Этот народ верит, что ароматный дым этой травы отпугнёт недобрых духов от жилища.


Нанайское село Сикичи-Алян / Инна Кабанова / nazaccent.ru

Юкагирский фольклор

Юкагиры с особым почтением относились к лосям, диким оленям, медведям и другим
промысловым животным. А волков считали своими родичами и никогда на них не
охотились.

Исторический фольклор юкагиров предоставляет исследователям богатый материал для
изучения их прошлого: первых встречах с русскими, войнах с коряками, межродовых
отношениях. Интересны «исторические карты» юкагиров – сказки, в которых говорится,
что некоторые острова на Колыме или остроги Колымского нагорья когда-то были
людьми.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна черные
сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался черным. Сперва
медведь не понял, в чем дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом
сообразил: звери его черный нос видят!
Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный»

Русские пословицы

Русские пословицы очень колоритны. В них заключена мудрость русского народа.Аппетит приходит во время еды.Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше это узнаёшь.

Баба с возу – кобыле легче.Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

Беда не по лесу ходит, а по людям.Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.

Беда никогда не приходит одна.Она обязательно «прихватит» за собой минимум ещё одну.

Бедность не порок.Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Береги платье снову, а честь смолоду.О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав, восстановить уже не удастся.

Бережёного Бог бережёт.Осторожному в своих поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями.

Бог шельму метит.Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.

Болтун – находка для шпиона.Если хвастаться людям о своём успехе, о возвышении своих дел, то найдутся завистники с попыткой утянуть вас обратно вниз. Подобно пословице Чем похвалишься, без того и останешься.

Большому кораблю – большое плавание.Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.

Бумага всё стерпит.Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.

В гостях хорошо, а дома лучше.Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.

В здоровом теле – здоровый дух.Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.

В семье не без урода.В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами.

В темноте все кошки серы.Внешность человека может быть обманчива, если не знать его душевного качества.

В тесноте, да не в обиде.Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.

В тихом омуте черти водятся.В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.В чужом коллективе, обществе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.

В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.Ошибки и недостатки окружающих людей более заметны, в отличие от собственных.

Век живи, век учись, а дураком помрёшь.О невозможности знать всё, даже при постоянном и упорном наборе знаний.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.

Видна птица по полёту, а человек – по делам.О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.

Вода камень точит.Даже незначительный труд, проявляющийся долго и настойчиво, даёт хорошие плоды.

Смотрите ВСЕ русские пословицы.

Башкирские пословицы о гостеприимстве

С давних пор известно, что к гостеприимству башкирский народ относится, как к долгу. Хозяин дома должен окутать гостя заботой

Ввиду того, что совместному приему пищи уделяется особое внимание, многие пословицы на башкирском языке акцентированы на угощении гостей:

  • Атлы ҡунаҡ һыйлаһаң, атын да ҡара. Если гость приехал на коне, угости и гостя, и коня. Означает, что если гость привел друга, родственника, животное, то хозяин дома обязан накормить всех.
  • Орап бирмә кунагыца, һөйөп бир. Не нужно спрашивать гостя, хочет ли он есть. Это следует понимать, как напутствие хозяину о том, что он должен накормить гостя прежде, чем тот захочет есть.
  • Йомарт йорттоң усагында көлө күп булыр. У радушного хозяина в печи остается зола. Означает, что хозяин не жалеет для гостя ничего, в том числе — дров.
  • Ас ыҡ йөҙ – һый өҫтөнә һый. Радушие — это угощение. Из перевода можно понять, что гостеприимство начинается с улыбки хозяина.

Карелы: «Родина – земляника»


Книга «Карельские пословицы, поговорки, загадки», сост. Г. Н. Макаров.

О «манере» жителей Карелии «оснащать свое красноречие пословицами, поговорками и присловьями» писал еще лексикограф и собиратель фольклора Владимир Даль. Однако впервые систематизированы они были только в середине ХХ века, в сборнике «Карельские пословицы, поговорки, загадки», который составил филолог и этнограф Григорий Макаров.

Топ-10 пословиц Карелии

  • Родина – земляника, чужбина – черника.
  • Какой мужик в лес идет – такое ему и дерево навстречу.
  • Умом бы сделал, да силы нет.
  • Не будь лапотника, не было бы и бархатника (т.е. дворянина. – Прим. ред.).
  • Силен медведь в лесу, но люди на его шкуре спят.
  • Жизнь человека пестрее, чем дятел.
  • К дому пьяницы лыж не ставят.
  • Дважды женится неверный, трижды – несчастный.
  • Без хозяина крыша валится, без хозяйки изба остывает.
  • Для хорошего рыбу наварят, от плохого и сваренную спрячут.

Собака – не просто друг человека

Древнейшими религиями у нанайцев стали анимизм и шаманизм. Интересно, что даже сегодня многие их элементы присутствуют в обрядах и поверьях. Известная всем поговорка «Собака – друг человека» у этого народа приобретает особый смысл.

Познакомившись с некоторыми древними нанайскими легендами, я заметила, что собака – один из главных их персонажей. Что интересно, она выступает не только сторожем или помощником, но и создателем мира. Например, Железная Собака представляет собой своеобразное женское божество, что стало прародителем многих народов, в том числе и нанайцев.


Нанайцы – жители Дальнего Востока

Нередко и у шаманов были «особенные» собаки, что выполняли роль искателя и охранника потерянных душ. Кстати, у многих амурских племён есть подобная «собачья» культура, где четвероногий друг показан главным соратником человека. Нанайцы же отметили чуткость собак, способность их видеть и чувствовать то, что часто неподвластно человеку. И не забывайте, что нанайцы – народ охотников. А какой же охотник откажется от помощи верного пса?

(Гуктэ, гукит) эвенкийские пословицы и поговорки

точно подмечают

особенности характера человека,

при этом очень деликатно.

Вот пример одной из них:

«Ты обморозил глаза»

О чем говорит эта пословица?

Возможно, она говорит о том,

что человек поступил плохо.

О чем, например эта поговорка

«Экун тар? Нонон би биктэ,тадук си бикэл?»

(Сначала я, потом ты)

«Тар экун?» «Это что?»

Считалки, загадки

и игровые тексты.

(Тагивка, ноновка)

начинаются всегда с вопроса.

Вот пример, одна из загадок:

«Великий зверь бечеву от носа имеет?!»

(загадка о игле с ниткой)

Преимущественное направление афоризмов

— подрастающее поколение.

Следовательно, они несут

основную функцию

знакомства детей.

И, конечно, молодежи

с окружающим миром.

С раннего возраста

детей учат жить своим трудом,

уважать и ценить труд:

«Пустая поняга тяжелая ноша».

«Работящий рубит дрова вечером,

а ленивый утром»

Поэтому своеобразные

и богатые устные изречения

несут в себе огромный

опыт наших предков.

Загадки, приметы сообщают нам

о нравах и обычаях народа.

В отличии от русских загадок

эвенкийские загадки

не всегда понятны человеку

из другой среды обитания.

Загадки эвенков,

они всегда иносказательны.

Для этого нужно пожить

повседневной таежной

жизнью эвенка.

Мифы у эвенков выполняли функцию закономерности Бытия.

Между тем,

Однажды глухарь

с совой поссорились.

Поэтому они

пошли к Эксэри

(жаловаться друг на друга).

Наконец-то

дошли до Эксэри.

Глухарь сказал:«Сова меня хватает(острыми когтями)».

Сказала сова:«Я никогда не ловила глухаря,на глухаря нападает ястреб».

Впоследствии этого события, Глухарь очень устыдился,в снегу спрятался(нырнув в снег). Поэтому глухарьпрячется под снегом(часто).

Они объясняли повадки,

признаки животных,

явления матери-природы.

Бережно относится к родной земле:

«Тыкми, дуннэвэ экэл валарэ!»

(Упав, землю не ругай!)

Значение афоризмов в жизни народа

В результате все пословицы

и поговорки,

и другие бытующие

среди эвенков предания,

заповеди и наставления.

Они являются, следовательно,

нравственным стержнем.

Вокруг которого

Во-первых :выстраивается этика человека,

человека тайги

– вечно странствующего,

глубоко уединенного ,

верующего в силу

матери Природы и ее духов.

Во-вторых:

представлялось, что люди

находятся в постоянном окружении

всевозможных духов.

Возможно, эти духи

и составляли суть

всей окружающей среды

обитания человека,

а в целом – и всего мироздания.

И в конечном итоге,

хочется закончить эту статью

эвенкийской пословицей:

«без веры даже сильный человек

– все равно, что упавший лист:

куда хочет, туда и несет его ветер».

Я очень надеюсь,

что вам было интересно

почитать о духовном ,

нравственном

и поучительном наследии

нашего народа.

И думаю многие,

прочитав ее,

найдут в ней то,

что примечательно:

до сих пор живут

по древним заповедям

своих предков.

И следовательно,

чтут, оберегают традиции

и обычаи своего народа.

Чукотский фольклор

Главный персонаж чукотских мифов и сказок – ворон.

Образ ворона, значимый для многих народов Севера, в чукотском фольклоре приобретает
характерные, только ему присущие черты, отличающие его и от ительменского Кутха, и
корякского Куткынекку. Чукотский ворон – это и безымянный творец, продалбливающий
клювом небесную твердь, и прародитель людей, и персонаж, который добывает огонь,
подобно Прометею – а также простак и шут в поучительных сказках о животных.

Представления о тесной связи природы и человека находят отражение в историях о браках
животных с людьми и перевоплощении людей в животных. Особенное распространение у
чукчей получили бытовые сказки.

Собрался старый волк со своей сестрой кочевать на другое место. В это время ворон и
горный баран приехали сватать его сестру.
– Пришли! – сказал волк гостям.
– Ага! – ответили оба жениха.
– Хорошо. Я кочевать собрался, вот вы мне и помогите.
Приехали они на новое место. Поставили ярангу. Волк и говорит:
– Сходи, ворон, в тундру, принеси дров, будем чай пить.

Чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: