Тексты колыбельных для малышей

15 детских стишков для быстрого засыпания

Как уложить ребенка спать без слез и истерик?

Ночной отдых детей в 1—3 месяца

В таком возрасте отдых малыша уже становится немного похожим на фазу взрослого человека. Так как у каждого ребенка ее изменение происходит в разном возрасте, заметить восстановление нормального и привычного графика можно как в 4, так и в 12 недель. Постепенно время быстрого сна становится меньше, а медленного больше.

Комаровский утверждает, что ортодоксальная (медленная) фаза требует достаточного уровня развития мозга, поскольку ей необходимо полное «отключение» тела. Поэтому «взрослая» фаза настигает малыша только по мере взросления.

Как только заканчивается первый цикл, грудной ребенок просыпается, чтобы проверить, хочет ли он есть, холодно ли ему и чистый ли у него подгузник. Если малыша все удовлетворяет, он быстро переходит во второй цикл, более глубокий – как правило, занимает это от 1 до 10 минут. Если грудничка что-либо тревожит, он оповещает об этом маму – в данном случае фаза прекращается.

В отличие от новорожденных, в 1—3 месяца жизни малыша цикл значительно меняется. Выглядит он следующим образом:

  • после засыпания сразу же наступает медленная фаза;
  • в быстро проходящей фазе наблюдается активность крохи (он может болтать ручками или ножками или исполнять другие «виды» бодрствования);
  • пробуждение при перемене циклов;
  • во время глубокого сна наблюдается полное отсутствие отрицательных реакций на организм ребенка;
  • сокращение времени сна, что обуславливается долгим нахождением крохи в медленной фазе;
  • ребенок начинает понимать, когда идет день, а когда ночь.

Такие же изменения можно наблюдать и у детей до года, поскольку организм малыша постоянно растет и меняется.

Классические колыбельные

Музыка — М. Мусоргский, слова — А. Плещеев.
Исполняют Андрей Антонов и Дмитрий Сибирцев

Вечер отрадный

Лёг на холмах,

Ветер прохладный

Дует в полях,

Дует, ласкает

Травку, цветы,

Тихо качает

Розы, кусты.

Роза младая

Льёт аромат,

Птички, порхая

В роще поют.

Музыка — В. Моцарт, слова — С. Свириденко.
Исполняет Валентина Толкунова.

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Птички уснули в саду,

Рыбки заснули в пруду.

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни.


В доме все стихло давно,

В комнате, в кухне темно.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит.

Кто-то вздохнул за стеной,

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни.


Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот,

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!

Усни... Усни...


Русский текст колыбельной принадлежит достаточно известной и неординарной русской поэтессе, переводчице и искусствоведу Софии Александровне Свириденко (писала под псевдонимом Святослав Свириденко или С. Свириденко) начала ХХ века. На самом деле, это перевод с немецкого (логично, поскольку музыка этой колыбельной принадлежит Моцарту. Автор оригинального текста — Фридрих Вильгельм Готтер (колыбельная из пьесы «Эстер», Лейпциг, 1795).

Музыка — А. Тома, слова -. Л. Модзалевский.
Исполняет Иван Козловский

Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля!

Тебе поем мы песню,

Вечерняя заря.


Темнеет уж в долине,

И ночи близок час:

На маковке березы

Последний луч угас.


Как тихо всюду стало,

Как воздух охладел!

И в сонной роще громко

Уж соловей запел.


Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля!

Тебе поем мы песню,

Вечерняя заря.


Русский текст колыбельной принадлежит достаточно известной и неординарной русской поэтессе, переводчице и искусствоведу Софии Александровне Свириденко (писала под псевдонимом Святослав Свириденко или С. Свириденко) начала ХХ века. На самом деле, это перевод с немецкого (логично, поскольку музыка этой колыбельной принадлежит Моцарту. Автор оригинального текста — Фридрих Вильгельм Готтер (колыбельная из пьесы «Эстер», Лейпциг, 1795).

Музыка — Михаил Глинка, слова — Нестор Кукольник.
Исполняет Сергей Лемешев

Спи, мой ангел, почивай,

Ясных глаз не открывай.

Баю, баюшки-баю,

Баю, баюшки-баю.

Не спишь, а время улетит,

И грозно тучи соберутся,

И страсти проснутся,

И буря жизни закипит,

И страсти буйные проснутся,

И буря жизни закипит,

И буря жизни закипит.


Спаси и сохрани его от бури,

Всемогущий!

Рассей земных волнений тучи

И тихим счастьем осени,

Рассей земных волнений тучи

И тихим счастьем осени,

Рассей земных волнений тучи

И тихим счастьем осени.

Баю, баюшки-баю,

Баю, баюшки-баю.


Спи, мой ангел, почивай,

Ясных глаз не открывай.

Баю, баюшки-баю,

Баю, баюшки-баю.


Чу! на пороге слышен шум…

Враги пришли, стучатся в двери…

Страданья и потери, рой страшных грез и горьких дум,

Страданья, жертвы и потери, рой страшных грез и горьких дум.


Спаси и сохрани его от бури,

Всемогущий!

Рассей земных волнений тучи и тихим счастьем осени,

Рассей земных волнений тучи и тихим счастьем осени,

Рассей земных волнений тучи и тихим счастьем осени.

Баю, баюшки-баю,

Баю, баюшки-баю.

Музыка — Ц.А.Кюи, слова — С.Надсон

Лунным блеском озаренная,

Синих вод равнина сонная

Далеко ушла в туман.

Дремлет, дышит, колыхается,

И блестит, и разгорается

Неоглядный океан...

Музыка — Н. Римский-Корсаков, слова — А. Фет
Исполняет Валентина Левко

Тихо вечер догорает,

Горы золотя;

Знойный воздух холодает, -

Спи, мое дитя.


Соловьи давно запели,

Сумрак возвестя;

Струны робко зазвенели, -

Спи, мое дитя.


Смотрят ангельские очи,

Трепетно светя;

Так легко дыханье ночи, -

Спи, мое дитя.
Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер, после трех ночей,

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

"Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых;

Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!"

Ветер, солнце и орел

Анализ произведения

Чуковский использует свой любимый прием: причина-следствие (если не будешь умываться – никто не захочет с тобой водиться), обрисовывая его интересной и забавной ситуацией. Широко применяется прием олицетворения «Одеяло убежало, улетела простыня», «Выбегает умывальник», с помощью которого сказка оживает множеством персонажей. Перед читателем разворачивается причудливая картина, в которой обычный будний день превратился в суету и путаницу.

Метод градации встречается часто: «Купаться, нырять, кувыркаться», «В ушате, в корыте, в лохани», даже знаменитый умывальник представляется читателю с помощью этого литературного приема «Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!».

Большое количество глаголов подогревают интерес малыша и заставляют удерживать внимание, а прилагательные в тексте почти не встречаются. Темп стихотворения то увеличивается, то замедляется и точно передает настроение происходящего

Утренняя суматоха передана глаголами действия: «убежало», «ускакала», «пустился», «прибежал».

Интересно и появление персонажа из другой сказки – Крокодила с Тотошей и Кокошей, гуляющих в парке. Даже старый друг отказался принять неряху, что заставило мальчика вернуться к домой и принять ванну. Прослеживается мягкое отношение автора к своему герою – нет ни тени иронии или осуждения, Корней Иванович с присущим ему чувством доброты сопереживает всем перипетиям мальчика. Заканчивается произведение одой Мойдодыра, призывающей маленьких читателей «мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться».

Произведение «Мойдодыр» решает проблему многих родителей, чьи малыши противятся водным процедурам

Легкое и забавное стихотворение просто запоминается, что тренирует память и внимание ребенка, его легко пересказать или цитировать. А особое понимание детской души, и удивительная доброта автора делают «Мойдодыра» настоящим примером детской литературы

Колыбельная песня

Спокойный размеренный ритм колыбельных песен вдохновил многих величайших поэтов на создание красивых стихов для колыбельных. Исполнять эти песни принято тихим ласковым голосом, который способен убаюкивать малыша, позволяет ему успокаиваться, расслабляться.

Александр Блок не стал исключением и также написал стихи для колыбельной песни. Ее можно и петь, а можно и размеренно читать ребенку, находящемуся в кроватке. В любом случае, успокаивающий слог песни позволит малышу настроиться на сон.

Стихи этой колыбельной позволяют младенцу уснуть благодаря размерности слога, воспринимаемого ребенком. А детям дошкольного возраста, которые уже могут воспринимать стихи в буквальном смысле, они обеспечивают полет фантазии. Им видится луна в красивом переливающемся серебром сарафане, она такая же красивая и ласковая как мама или бабушка.

Ее братец – розовощекий веселый день в золотом кафтане, обязательно придет разбудить вас, когда его сестрица вернется с прогулки.

А про какой Божий сад говорит луна в песне нетрудно догадаться: это рай!

Значение колыбельных песен для детей

Колыбельные песни для детей настолько важны, что их смело можно сравнить с оберегами, заговорами на счастье, жизнеутверждающей песней.

Монотонное пение маминым ласковым любящим голосом, которое сопровождается мягким качанием в колыбели благотворны для крох. Так они могут даже исцелиться от родовых травм, страхов.

Колыбельные песни помогают ребенку:

  • мягко войти в этот мир
  • установить и укрепить духовную связь со своим Родом
  • сформировать целостность и уравновешенность психики

Наши предки создали множество потешек, прибауток и колыбельных. Интересно, что они передавались внутри каждой семьи от мамы дочке еще с детства. Когда девочка подрастала и начинала играть в куклы, мама ее и приучала их баить и пестовать. Потом в будущем эти навыки девочка применяла уже в своей семье.

  • До нас дошла традиция сочинения колыбельных для своих детей самими родителями. Вкладывая энергию, воспоминания образа своего малыша, включая фантазию и ассоциации, молодая мама мягко программирует пространство и судьбу ребенка на процветание, счастье, любовь и мирную жизнь с окружающим миром
  • Детки с момента рождения и до пятилетнего возраста абсолютно доверяют всему, что происходит вокруг них, и людям, их окружающим. В это время их разум еще дремлет, а значит и отличить хорошее от плохого по меркам взрослых кроха просто еще не может
  • С другой стороны, малыши полностью открыты к изучению мира, наработке личного опыта взаимодействия с ним
  • Молодым родителям легко под приятную мелодию и свой голос рассказывать малышу о мире, животных, нравственности, дружбе

Так для каждого возраста есть свои колыбельные, с конкретными целями и задачами. Рассмотрим их подробнее.

Когда начинать читать стишки

Читать стишки для засыпания можно уже с рождения, а некоторые психологи вообще советуют начинать это делать ещё во время беременности (когда ваш малыш уже начнёт толкаться в животе). Конечно, кроха едва ли поймёт ваши слова, но интонация, нежные прикосновения и зрительный контакт благотворно подействуют на карапуза, успокоят его, если он перевозбуждён.

Сначала пусть это будут короткие стишки, которые не перегрузят внимание малыша: в них должно быть не больше двух четверостиший. По мере взросления крохи можно читать и более длинные потешки различной тематики: одни помогут избавить вашего ребёнка от ночных страхов (например, боязни темноты), а другие – навеют приятные сновидения

По мере взросления крохи можно читать и более длинные потешки различной тематики: одни помогут избавить вашего ребёнка от ночных страхов (например, боязни темноты), а другие – навеют приятные сновидения.

Другие колыбельные песни:

Колыбельная для девочки
 

Ночь укрылась черным пледом,
Согреваясь в свете звезд,
И сплетает быль и небыль
Из страны волшебных грез.
Ночь показывает сказки
И легенды старины:
Непослушным – в серых красках,
Милым – розовые сны.

Припев:
Закрывай принцесса глазки,
Баю баю, ангел мой.
Верь, когда-нибудь из сказки
Принц придет и за тобой.
Золоченая карета
Повезет тебя к мечте —
К встрече с утренним рассветом,
К ясной утренней звезде.
Оживают в старых книжках
Трубодуры, короли,
Вечно что-нибудь мальчишки
Ищут на краю земли.
И по свету принцы бродят
По селеньям и лесам,
И любовь свою находят,
Так как верят в чудеса.

Припев.
Закрывай принцесса глазки,
Баю баю, ангел мой.
Верь, когда-нибудь из сказки
Принц придет и за тобой.
Золоченая карета
Повезет тебя к мечте —
К встрече с утренним рассветом,
К ясной утренней звезде.

Колыбельная для мальчика
 

За окном затих городок,
Словно выключил музыку дня.
Ничего не бойся сынок,
Ночь сама боится огня.
Нам с тобой улыбнулась луна,
Кружит звездочек хоровод.
Это добрая фея сна
За собою тебя зовет.

Припев.
Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть.
Мчит тебя белоснежный конь
В свой далекий прекрасный край,
Положи на гриву ладонь
И во всем ему доверяй.
В том краю живут короли,
Крошки-гномы хранят леса
И огромные корабли
Поднимают свои паруса.
Припев.

Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть
Вот и сам ты уже летишь,
За спиной у тебя два крыла
И тебя согревает, малыш,
Море солнечного тепла.
Ты отважен и смел, сынок —
Прочь тревоги и страхи прочь.
Я с тобой, ты не одинок
И не так уж страшна эта ночь.

Припев.
Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть.

Текст колыбельной песни «За печкою поет сверчок»
 

(из фильма «Долгая дорога в дюнах»)

За печкою поет сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок, —
Глянь, за окном морозная,
Светлая ночка звездная.
Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко.
Видишь, сияют звездочки,
Месяц плвет на лодочке.
Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет.
Будут орехи, сладости,
Будут забавы, радости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые.
Ну, отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок.

Какие бывают фазы у грудничков

Парадоксальная фаза

Быстроволновый период известен как парадоксальная фаза сна и играет главенствующую роль в жизни малыша. Этап имеет особые отличительные признаки:

  • Ресницы подрагивают;
  • Глазные яблоки движутся под веками;
  • Малютка часто пытается поменять позу.

В процессе такой поверхностной дремы в организме происходят важнейшие процессы – мозговая стимуляция сновидениями, психологическая разгрузка, восстановление нервной системы, задействование функции долгосрочной памяти. Естественно, прервать поверхностный сон довольно просто, но делать этого не рекомендуется, так как вся польза парадоксального периода будет потеряна.

Ортодоксальная фаза

Время глубокого сна иначе называют ортодоксальной фазой. С третьего месяца жизни этот период делится на четыре стадии:

  • Дремота – период засыпания, когда ребенок чутко реагирует на внешние раздражители;
  • Засыпание – постепенное погружение в состояние покоя, при котором еще возможно резкое пробуждение от различных звуков;
  • Медленный сон – физическое расслабление сопровождается отсутствием реакции на несильные внешние раздражители;
  • Глубокий отдых – полное расслабление, сопровождающееся восстановлением всех систем.

Поговорим о времени

А теперь самое важное, сколько же времени будет проходить между снами. Это время индивидуально и зависит от темперамента, возраста и потребностей вашего малыша. В два-три месяца ребенок может бодрствовать достаточно небольшое время

Как правило в утренние часы это совсем немного, около 30-40 минут, может быть чуть меньше или чуть больше.После первого дневного сна этот промежуток немножко увеличивается, и продолжает увеличиваться после каждого сна. Здесь есть только одно правило — бодрствование 3-ех месячного малыша не должно длиться более двух часов, для шестимесячного малыша это время будет около 3-ех часов. Если ребенок «перегуливает» больше положенного, ему становиться еще труднее уснуть. Более того, он становится раздражительным и может отказываться от груди. Это увеличивает проблему тем, что для засыпания ему нужна грудь, а от того, что долго не спал ребенок не может на груди сконцентрироваться и бросает ее. В таких случаях помогает пеленание, укачивание под грудью, и иногда включенный пылесос. Но лучше всего четко реагировать на первые признаки сонливости малыша и сразу же его укладывать спать

В два-три месяца ребенок может бодрствовать достаточно небольшое время. Как правило в утренние часы это совсем немного, около 30-40 минут, может быть чуть меньше или чуть больше.После первого дневного сна этот промежуток немножко увеличивается, и продолжает увеличиваться после каждого сна. Здесь есть только одно правило — бодрствование 3-ех месячного малыша не должно длиться более двух часов, для шестимесячного малыша это время будет около 3-ех часов. Если ребенок «перегуливает» больше положенного, ему становиться еще труднее уснуть. Более того, он становится раздражительным и может отказываться от груди. Это увеличивает проблему тем, что для засыпания ему нужна грудь, а от того, что долго не спал ребенок не может на груди сконцентрироваться и бросает ее. В таких случаях помогает пеленание, укачивание под грудью, и иногда включенный пылесос. Но лучше всего четко реагировать на первые признаки сонливости малыша и сразу же его укладывать спать.

Сонная сказка читаем детям сказку перед сном

Сказка для детей, которые не могут заснуть

— Бабуля, сказку!

Из под одеяла смотрят два больших хитрых глаза. Бабушка садится в кресло рядом, привычно берет в руки вязанье.

— Ну, слушай. Только уговор: пока я не доскажу – не спать!

В глазах обида – кто же спать собирается?

Нитка вьется вдоль спиц, петелька ложится за петелькой, слово за словом…

… Бежит ежик по дорожке лесной, а навстречу ему – Сказка. Ежик испугался, свернулся в колючий шарик и лежит, ждет, что дальше будет.

Сказка тоже подождала немного, и стало ей скучно. Не любят сказки, если их некому слушать.

— Ежик, а ежик, — говорит Сказка, — не бойся, я – не страшная. Я – вообще про яблоки.

Про яблоки ежик сразу услышал. Высунул нос из-под колючек и глаз один.

— А ты про какие яблоки – зеленые или красные?

— А ты какие больше любишь?

— Я – красные, с зеленым бочком. Или нет, зеленые с красным… Или…, — Тут ежик задумался, даже колючки опустил и и на все четыре лапки встал. — Нет, я вообще все яблоки люблю больше. Особенно сладкие.

— Ну, тогда я — про всехные сладкие яблоки. Как они на дереве растут и сами вниз падают. Чтобы ежикам было их легче собирать. А еще про то, как папа и мама ежики своим ежатам яблоки в норку таскают. И про то, какая у них норка теплая, под кучей осенних листьев…

Тут Сказка замолчала, и на ежика смотрит. А тот уже и не слушает почти. Глазки зажмурил – мечтает. Даже гриб уронил, который домой тащил.

И как раз мимо скачет заяц, морковку несет, которую на соседнем огороде выкопал. Запыхался, еле от дачников ускакал. Жадные! Морковки одной зайцу пожалели! Чуть с ходу на ежика не налетел. Тот посреди дорожки мечтает – ничего не видит.

— Ну, дела, — говорит заяц, — Что это с ежиком приключилось?

— Он меня слушает.

— А ты кто?

— Я – Сказка про морковку, как она сама растет посреди полянки, и зайцы ее могут таскать, сколько хотят. И дачников там нет – только зайцы и морковка. А морковка сладкая…И много ее, таскай-не-хочу…

Заяц сел рядом с ежиком, глазки зажмурил, лапки сложил, одно ухо вверх, второе опустил. Морковку уронил в траву. Мечтает…

Сказке скучно опять стало. Смотрит, мимо рыжая бежит. Лисица то есть. Даже не бежит, а так, вроде бы, прогуливается. Но близко не подходит.

А Сказка тут как бы сама себе:

— …И еще в том лесу совсем не было охотников, но зато было очень много зайцев и ежиков, которые лисиц вовсе не боялись. Поэтому ловить их было легко. А вкусные они были какие…

Лисица подошла поближе, села на хвост свой пушистый, облизывается. А глазами этак на зайца с ежиком косит – сказка или не сказка – а выглядят они очень даже аппетитно. Подвинулась к ним поближе, потом еще чуть. Лапу протянула, да как зайца – цап! Да не тут-то было. Ухватила что-то, а это – морковка. Еще раз – цап! А это гриб сухой. Лисица на Сказку – прыг. А той и след простыл – только облачко тумана и трава мокрая. А по траве следы – заячьи да ежиные. Только где там – не догонишь уже.

Фыркнула лисица обиженно, улеглась под кустом и уснула.

А Сказка уже снова тут как тут, сидит на ветке, поет:

— Баю, баю, баю — бай, спи Алиска, засыпай…

… Вязальные спицы выпали из бабушкиных рук, звякнули. Бабушка вздрогнула и открыла глаза.

В кроватке возле кресла сопела малышка. Сопела уже, видимо, давно. Рядом, на подушке, спали ежик и заяц, и рыжая мордочка выглядывала из-под подушки. Им всем снилось что-то очень хорошее.

Стихи-загадки

Деткам постарше читайте стишки подлиннее. Кроме того, с малышами от года можно поиграть перед сном в своеобразную игру.  Рассказывая потешку, не произносите некоторые фразы, а предлагайте ребёнку самому угадать их.

1. Пять щенят спать хотят,
А шестой — не спит.
Пять щенят спать хотят,
А шестой — шалит!
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал… («спать пора!»)
Мирно хвостиком вильнул
И — быстрее всех… (уснул)
И тебе он, между прочим,
Пожелал… («Спокойной ночи»).

2. Трое маленьких ежат
На кровати в ряд лежат.
Рядом мамочка-ежиха
Говорит им тихо-тихо:
«Вам давно пора уж спать,
Чтобы рано утром встать,
Посмотреть, как на поляне,
Лошадь белая в тумане,
Тихо будит облака.
Как притихшая река
Ветки ивы умывает,
Как туман под солнцем тает,
Как, рассеивая тень,
К нам приходит новый день.
А пока, ежатки, спите,
В новый день во снах летите».

3. Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
Мы столько сегодня прыгали,
Что больше совсем не хотим,
Чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
Чтоб завтра снова пуститься в путь!»
И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
Мы одевали, кормили и мыли,
И ещё рисовали,
Вы знаете, как мы устали?»
И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился и помогал!
И ложку держать и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»
И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали,
Мы целый день
Всех внимательно слушали,
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
Если б поспали!»
И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Мы так устали, что аж защипали.
Мы столько сегодня видели,
А теперь хотим мы поспать,
Давайте нас закрывать!»
И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
Я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
Чтобы завтра опять
“Доброе утро” сказать!
И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
Почмокал, почавкал и прорычал,
Я тоже очень устал!»
И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
Отдыхайте и спите,
А я буду вас охранять,
Спокойно дышать и дышать…».

Как исправить ситуацию?

Итак, разобравшись с тем, что мешает вашему крохе полноценно отдыхать ночью, давайте перейдет ко второму этапу: устраним все возможные помехи. Вычислить «алгоритм действий» несложно: проанализируйте вышесказанное и вы поймете, что нужно:

Пересмотреть режим дня, чтобы в нем было достаточно времени на дневной и ночной отдых;

Ориентируйтесь при этом на средние возрастные нормы сна и его распределение в течение суток. Старайтесь привести ночные укладывания к одному времени и выстроить дневной сон таким образом, чтобы до ночного «отбоя» ребенок мог устать, но не переутомиться.

  • За пару часов до сна прекращать все увеселения и «разгулы». Дайте нервной системе успокоиться и настроиться на отдых;
  • Ввести обязательные повторяющиеся ритуалы на сон, тогда маленький организм будет своевременно получать сигнал: скоро пора спать (читайте статью: Ритуалы перед сном>>>);
  • Создать полное затемнение, чтобы не разрушать гормон сна. Если требуется ночник (малыш боится кромешной темноты), выбирайте совсем тусклый;
  • Во время ночных пробуждений, которые будут сопровождать процесс перестройки режима, не играйте с крохой, не говорите, не веселите его, не включайте свет. Он должен принять факт: ночь – для сна;
  • Устраните внешние раздражители: все жесткое, грубое, давящее в кроватке и одежде. Проветривайте помещение перед сном, следите за его влажностью.

При необходимости, можно включать увлажнитель или развешивать на батареи мокрые полотенца.

Убирайте на ночь из кроватки все игрушки, кроме той, с которой кроха привык спать. Только она не должна быть звуковой (пищать, говорить, проигрывать мелодию), чтобы случайно не испугать малыша ночью.

Более подробно каждый пункт этого плана мы с вами отработаем на интернет-курсе по улучшению сна ребенка Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний?>>>.

Выбирайте подходящий вариант участия и начинайте улучшать сон своего малыша не выходя из дома.

Вот такой у нас получился «ликбез». Надеюсь, он поможет вам найти ответ на вопрос – что делать, если ребенок проснулся ночью и не хочет спать.

Не все ошибки в организации сна можно перерасти или переждать.

Понятно, что не все огрехи в организации сна можно исправить быстро и легко. Проблемы со сном могут отразиться на полноценном физическом и интеллектуальном развитии ребенка.  А это уже очень серьезно.

Жду вас на курсе по улучшению сна.

  • Ребенок рано просыпается
  • Ночные страхи у ребенка
  • Ребенок не хочет спать днем

Как уложить ребенка спать в 1-2 года и старше?

По мере взросления грудничок переходит на один дневной сон, а ночью практически не пробуждается. Но чтобы заставить его уснуть нужно постараться.

  • Режим. Дети по своей природе консерваторы, им требуется соблюдение режима. Поэтому заведите такое правило, как укладывать чадо в определенное время.
  • Прогулки на свежем воздухе. Чем больше юный исследователь гуляет и получает кислорода, тем быстрее он заснет. Активная деятельность не только развивает, но и способствует крепкому сну.
  • Любимая книга. Важным ночным ритуалом может стать чтение. Уложите крошку в кровать, прочитайте с ним одну или две любимых книги и поизучайте картинки. Таким образом вы подготовитесь ко сну и привьете любовь к литературе.
  • Отсутствие мультиков. Просмотр мультфильмов крайне нежелателен. Яркие мелькающие фрагменты плохо сказываются на детской нервной системе. Вместо того, чтобы успокаивать, они ее раздражают. Малышу ночью могут привидеться кошмары.
  • Обсуждение прожитого дня. Если карапузу уже исполнилось 3 года, обсудите весь текущий день, что было в нем хорошего, постройте планы на завтра. Это расслабит малыша, придаст ему уверенности в том, что мама всегда рядом.

Выберите определенное время, во сколько вы будете укладываться на ночь. Это может быть 8, 9 или 10 часов вечера.

Шаг № 4. Положите ребенка в кроватку

Я знаю, что это легче сказать, чем сделать, но это вполне возможно. При условии, что вы выполнили все описанные выше шаги, малыш уже  должен быть спокойным и готовым ко сну. Аккуратно положите его в кроватку. Конечно, если до этого момента, ребенок засыпал только с помощью качания на руках или у груди, не следует ожидать сразу положительной реакции на такой шаг. Если он начинает плакать, наклонить вперед к его ушку, шепотом скажите «ччччччччччччччч», погладьте его по спинке. Если плач усиливается, вы можете взять ребенка на руки, успокоить его и снова положить в кроватку. Повторите предыдущий шаг, если ребенок все еще плачет. Покажите ребенку, что вы тверды в своем решении уложить его спать в кроватке. Не нервничайте, не злитесь. Будьте спокойны и ласковы.

Последовательность является ключевым моментом. Если вы будете использовать этот метод постоянно, то уже вскоре вы заметите, что ваш малыш больше не зависит от вас и засыпает самостоятельно. Уже через 5 дней, вам станет гораздо легче укладывать его спать по этой методике, а через 21 день — привычка засыпать самостоятельно сформируется окончательно. Хотя, будем честны, сроки очень зависят от  возраста и темперамента вашего ребенка. Чем раньше вы начнете практиковать этот метод, тем быстрее увидите результаты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: