К читателю
Уважаемый читатель! Ты держишь в руках уникальную книгу, посвященную мифам и преданиям древних славян. Этот труд стал возможен благодаря уже имеющимся пересказам летописей, а также русского, польского и чешского фольклора. Однако эти пересказы, в большинстве случаев, устарели или изначально не ставили цель поведать во всей полноте о персонажах отечественного Олимпа.
Откровенно говоря, до сих пор не существует обобщающего свода славянских языческих преданий, подобного справочнику Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Те же, что уже во множестве вышли в разных издательствах, оказывались неполными или чересчур фантастическими, авторскими.
Любопытствующему читателю в буквальном смысле приходится перерывать интернет-библиотеки, по крупицам выуживая драгоценные образы, имена, сюжеты из сотен зубодробительных научных трактатов, сказок, былин. Зачастую сделать это, не имея специального исторического или филологического образования, вообще невозможно. Автор надеется, что его труд в значительной мере решит обозначенную проблему.
В чем заключается своеобразие повествований о славянских богах? Славянские боги – грозны, сластолюбивы, коварны, но отходчивы. Они не столько пытаются выяснить отношения между собой, сколько «достроить» созданный мир. Следование общим законам мироздания, в конечном счете, для них превыше родовых склок.
Сюжеты славянских мифов, во многом совпадающие, даже в деталях, с сюжетами эллинских, германских и кельтских легенд, отличаются большей непосредственностью, открытостью, пластичностью: боги и богини знают радость созидания, горе потерь, но их воинственность, щедрость и алчность не беспредельны. Суровой оценке подлежит все, даже дела и судьбы небожителей. И только готовность жертвовать собой, а отнюдь не древность рода или сверхъестественное могущество, возвышает славянских богов над простыми смертными, их неразумными «внуками».
Вопреки сложившемуся мнению, духовное наследие предков славян уходит гораздо дальше времен принятия христианства. Неправильно думать, что до крещения славяне были кровожадными варварами. Из источников известно, что у них имелась даже своя письменность: черты и резы. Возможно, некоторые буквы в алфавите, созданном Кириллом и Мефодием, были заимствованы из славянских священных азбук.
Как справедливо пишет Л. Прозоров в заключение своей замечательной книги «Мы держим небо. Правда о русских богатырях», настоящий мир предков не имеет ничего общего с «дурашливой балаганно-лубочной, сарафанно-кафтанной, частушечно-балалаечной «русачестью», над которой так любят хихикать наши западники и на которую молятся многие горе-патриоты». В мифах и преданиях древних славян «не меньше драматизма, не меньше подвигов и трагедий, чем в легендах эллинов или суровых сказаниях скандинавов, не меньше красоты, благородства и мудрости, чем в легендах Круглого стола короля Артура».
За каждым словом славянского мифа, эпического сказания скрывается глубокий смысл. «Разрывчатый лук» при спускании тетивы издает резкий звук – стрела, устремляясь к цели, буквально «разрывает» воздух. «Меч-кладенец» не выковывается в кузнице, а добывается или переходит по наследству. Славянские персонажи поэтичны, многомерны. Они как бы пронизывают собой пространство. Часто сложно отделить в них божественное от человеческого или наоборот. Им чужды сословная и племенная замкнутость, пустое самодовольство.
И еще, завершая вступительную речь и передавая ее вещему певцу Бояну, хотелось сказать, что если христианство дало славянам возможность вплотную соприкоснуться с культурой древних восточных народов и эллинов, возвыситься до мирового уровня, то, несомненно, изначальные черты их духовности зародились еще в языческую эпоху.
Славянские мифы
Москва : Издательство «Э». 2016. — 96 с.: ил.
(Мифы и легенды народов мира).
ISBN 97S-5-699-840S0-9
Славянские мифы — Содержание
- Введение
- Божества древних славян
- Сотворение мира
- Как появились месяц и звезды
- Как Сварог превратил женщин в камни
- Как Чернобог хотел подчинить Вселенную
- Как Белее запер подземные воды
- Как Белес воровал небесных коров
- Сказание о Дажьбоге, Кощее и Морене
- Сказание о волшебном ландыше
- Сказание о самом длинном дне в году
- Как Жива вызволила Дажьбога из плена
- Как Девана сражалась за трон Сварога
- Сказание о Деване и Симаргле
- Сказание о Леле и Огненном Волхе
- Сказание о палице Перуна
- Миф об огне-Сварожиче
- Сказание о Стрибоге и княжеской дружине
- Сказание о Матери Сыра Земля и Яриле
- Сказание о раненом охотнике
- Как Месяц похитил жену Хорса
- Сказание о Симаргле и берегинях
- Сказание о Карачуне
- Сказание о Костроме и Купале
- Как появились болота
- Легенда о мельнике и баннике
- Легенда о мельнике и лешем
- Список славянских богов
Славянские мифы — Введение
Долго люди поклонялись богам неба и земли, приносили им жертвы, но про владыку подземного мира Велеса совсем забыли. И зарос идол Велеса-Змея высокой травой, а угли в священном костре, куда приносили ему раньше жертвы, совсем остыли).
Разгневался Велес-Змей на людей, запер на замки родники и колодцы. Завяла тогда трава на пастбищах и начал болеть скот. Стали люди возносить молитвы богам: один из родов даже покинул селение и отправился в лесное капище, чтобы просить Перуна послать на землю дождь. Увидел это ворон, спустился на дерево рядом с капищем и выслушал людские молитвы. После взмахнул крыльями и взметнулся ввысь, чтобы достичь Ирия, обиталища богов на небе. Прилетел ворон в чертог Перуна и поведал ему о людских бедах.
Прогневался Перун на Велеса и воскликнул: — Негоже Велесу подземные воды на могучие замки запирать, негоже землю сушью сушить! И взял Перун лук со стрелами, вскочил на белоснежного коня с золотой упряжью и помчался по небу. Велес-Змей в это время прохаживался по иссушенной земле, радуясь, что наказал людей. Вдруг заметил Велес летящего по небу Перуна, обернулся змеем, чтобы спрятаться в подземную пещеру, да не успел. Разгневанный Перун ловким движением извлек стрелу из золотого колчана и метко пустил ее в змея. Ударила стрела-молния рядом с его хвостом.
Попытался Велес-Змей спрятаться в огромное дупло старого раскидистого дуба, но Перун опередил его, пустив огненную стрелу с небес, — вспыхнуло тотчас дерево огнем. Тогда Велес-Змей спрятался под камень, но стрела-молния Перуна расколола камень на маленькие кусочки. И куда бы ни скрывался Велес-Змей, везде его настигали Перуновы стрелы-молнии. Наконец выдохся злодей, поняв, что не может тягаться с самим громовержцем, и взмолился о пощаде: — Помилуй меня. Перун! Все места укромные, где замки на подземные воды навесил, укажу! Смягчил гнев Перун, опустил лук с огненными стрелами.
— Показывай, коли так! — воскликнул он. — И после отправляйся в свой подземный мир. чтобы я тебя здесь больше не видел! Испугался Велес-Змей гнева Перунова. Показал все замки. Да вот беда: потерял он ключи, которыми их запирал, пока от бога-громовержца старался укрыться. Тогда Перун разбил своей палицей замки на подземных водах- Хлынули они в родники, реки, озера и колодцы, и пролился на землю дождь. А Велес-Змей уполз в подземный мир. Люди после этого больше не забывали приносить жертвы Велесу-Змею и почитать его, как и других богов.
Макошь
Макошь — великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди.
Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб.
Она нити прядет,в клубок сматывает,не простые нити — волшебные.Из тех нитей сплетаетсянаша жизнь -от завязки— рожденьяи до конца,до последней развязки-смерти. «Книга Коляды», 1 в
Макошь — Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога. Первый лик — Отец, Второй — Сын, третий — Мать. Ибо Мать — это и есть Дух Бога, приводящий в движение Мир. Именно Мать дает жизнь Сыну. И это значит — Мир изменяется, после Отца является Сын, потом Сын Сам становится Отцом и вновь рождает Сына.
Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро — суть следование пути Прави, а зло — отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу — Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.
Макошь — женщина, и потому изменчива — может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи — Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.
Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой — мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи — Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча — туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею.
Богиня Макошь входила в дохристианский пантеон Владимира. Она упоминается во всех поучениях против язычества IХ-ХIV веков. Ее часто принимали за богиню прядения, так как этнографические записи XIX века сохранили легенды о том, как «Мокуша обходит дома и беспокоит прядущие женщин». В русских деревнях сохранился обычай не оставлять кудель после работы, иначе «Мокуша спрядет». Существовало поверье: «Если пряхи дремлют, а веретено их вертится, то говорят, что за них пряла Мокуша».
В «Слове об идолах» сохранилась запись о богине Макоши: «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» Здесь же она сравнивается с Гекатою — греческой богиней благосостояния: «Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть…». От Макоши зависела судьба: какой жребий «кошь» тебе выпадет. Ее образ вытеснялся Параскевой Пятницей, Марией Богородицей.
На море-Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне светлица, в той светлице красна девица Матерь Божия с двумя сестрицами, они прядут и сучат шелкову кудельку.
Из русских заговоров
Жила была женщина… называлась Счастьем и сотворена была, как бысть живому человеку. Только в двух местах видимая проруха: спина не сгибалась и был у ней один глаз, да и тот на темена кверху видит, а руками хватает зря.. (Она ходит и ищет свое пропавшее дитя) Схватит самого ледащего, глупого, что и денег считать не умеет.. начнет вздымать, чтобы посмотреть в лицо: оно ли доподлинно? Вздымет выше головы, взглянет с темени одним глазом да и бросит из рук, не жалеючи, прямо оземь: иной изживается, иной зашибается и помирает. Нет, не оно!
Из притчи старика-раскольника.
Волшебные народы — читать онлайн
Kогда-то люди заселяли землю вместе с иными народами, которые также были внуками добрых и злых божеств. От Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы. Гмуры и альвы -родственники, первые гмур и альв были братьями. Только гмуры пошли в отца — великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы — в мать прекрасную Алину. В горах, в пещерах, живут гмуры, также их называют гомозулями и гномами. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то — это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека — пугают его громким криком. Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве. Многие; древние роды кузнецов имеют своими родоначальниками гмуров. Альвы (альвины) — родственики гмуров, но они не выносят подземелий, потому им было трудно прятаться от людей. Не любили они воевать, потому не сопротивлялись, а только бежали от людского племени. Альвы — мудрецы и волшебники, но владеют лишь добрым волшебством, не могут причинить зла. Некоторые альвины приходили к людям и сделали много добра. Они учили волхвов волшебству, тайным наукам, стремились улучшить нравы. И кое-чего добились. Но ныне альвов почти не осталось, ибо на них первых был направлен гнев властителей, служащих силам тьмы. Одним из последних пристанищ альвов-эльфов была Эвлисия — Блаженная Лебединая страна близ Алатырской горы, но потом они ушли и отсюда. Говорят, что где-то в океане есть волшебный остров, куда они переселились, но туда нет дороги для людей. На этом острове среди вечно цветущих садов стоят их замки. Здесь альвод никто не беспокоит, они питаются фруктами, поют песни и никогда не старятся. Кроме гмуров и альвов когда-то на землях Руси жили и иные волшебные народы — лесные друды, великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны, псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они — людского племени, часть их смешалась со славянами, часть — с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы. Друды происходят от Анта Велесича и Прии Богумировны. Они смешались с актами, к которым относят своих предков некоторые казачьи и черкесские роды. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов. Был и другой род великанов, которых также называют троллями. Они, судя по-всему, выродившиеся потомки титанов, некогда сосланных или изгнанных от берегов Средиземного моря на Север. Они до недавнего времени населяли северные леса и горы (последний раз их видели у Пановых гор на Волге). Владели черной магией, могли обращаться в скалы и змеев. И в конце концов выродились окончательно, превратились в злобных людоедов и были полностью истреблены. На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство.
Призрак Жужи.
Относительно недавняя русская легенда, сосредоточенная в Москве, рассказывает нам о любви и смерти.
Легенда рассказывает нам о Zхужа, женщина, много лет любившая миллионера. Однажды, гуляя по Кузнецкому мосту, он услышал, как мальчик, разносящий газеты, кричал, что его возлюбленная покончила с собой. Когда она вышла из кареты и пошла за дополнительной информацией, она попала в аварию и умерла.
Однако прошли дни, и мальчика, который продавал газеты, нашли мертвым и задушили женским чулком, которым Чужа носил в день своей смерти. Вскоре умерли и те, кто опубликовал якобы смерть миллионера. С тех пор было несколько свидетельств призрака, который пробегает через Кузнецкий мост в Москве. О том, кто ее видит, говорят, что она может потерять близкого человека мужского пола.
Легенда о Садко.
Одна из русских легенд, относящаяся к историческому периоду еще до создания Киева, — это былина Садко, древнерусский эпос, обычно передаваемый в стихах.
История рассказывает нам, как молодой гуслар (музыкант, играющий на гуслях, древнем русском традиционном инструменте) из Новгорода зарабатывал на жизнь игрой, что он делал с большим мастерством. Однако наступило время, когда в этот район пришли другие музыканты, и постепенно Садко начал терять клиентуру, вплоть до того, что его перестали нанимать. Один день, опечаленный своей бедностью и тем, что его никто не нанял, он начал играть на берегу озера Ильмень.
Пройдя несколько раз прикоснуться к Ильмену, однажды ему явился бог вод озера. Он сказал ему, что слышал его игру и хотел помочь ему в его сложной ситуации. Он предложил, чтобы в следующий раз, когда он поедет в город, его вызовут на работу, он должен был убедиться, что в озере была рыба с золотыми плавниками, и поспорил с торговцами, что они существовали. Молодой человек так и сделал, и, к всеобщему удивлению, когда молодой человек и те, кто сделал ставку против него, отплыли в лодке, чтобы порыбачить, они обнаружили, что действительно, собрав сети, им удалось поймать большое количество золотой рыбы.
С рыбой и выигрышем, полученным от пари, молодой человек вскоре стал очень богатым купцом. Однако однажды ночью, когда он возвращался на лодке, молодой человек вернулся, чтобы играть свою музыку. Воды бурлили от ярости и собирались потопить корабль. Садко подумал, что бог вод хочет, чтобы он делился своей прибылью (благодаря заработанной ему), поэтому он бросил несколько бочек богатства, но это не имело никакого эффекта. Моряки ответили, что, может быть, бог хочет человеческую жертву, и после нескольких обходов всегда была очередь Садко.
Молодой человек бросился в воду и встретил бога, который хотел, чтобы он играл для него в его дворце. Там музыка Садко с огромным неистовством заставила гигантский танец. Но однажды во дворец вошел старик, когда молодой человек играл, и показал, что сила танца бога вызывала большие приливы. Садко решил прекратить играть, чтобы избежать этого, сломав струны, чтобы оправдаться.
После этого он попросил бога вернуться на его землю, и бог в конечном итоге уступил. В некоторых версиях бог озера пытается предложить ему остаться в жены, от которой, как предупреждал его старик, я могу уйти, выбрав последнюю и младшую из его дочерей, с которыми он не ел и после чего божество освободило его от службы.
Мифы Древней Греции 4 класс
Посейдон и Амфитрита
На морском дне стоит дворец Посейдона, властителя морей. На малейшее движение его руки, в которой он держит трезубец отзываются волны. Вместе с Посейдоном живет Амфитрита, дочь Нерея (морской вещий старец). Однажды, на берегу, увидел морской властитель, как прекрасные нереиды водят хоровод, среди них и была Амфитрита, которая приглянулась Посейдону и решил он ее похитить. Но, не удалось ему это сделать с первого раза, так как, Амфитрита спряталась от него у Атласа, титана, который держал небо. Подсказал Посейдону, где находится полюбившаяся ему нереида, дельфин, но попросил за это причислить его к небесным созвездиям. Так и произошло похищение и дальнейшая женитьба Посейдона и Амфитриты.
Аид и Персефона миф
Решил Зевс выдать замуж свою дочь, Персефону, за Аида. А случилось это так: Аид, чтобы похитить Персефону, обратился к Гее с просьбой — вырастить красивейший цветок, что та и сделала. Когда Персефона сорвала цветок, она попала в ловушку, земля под ней разверзлась, тут то и подхватил ее Аид и увез в подземное царство на колеснице.
Деметра (богиня плодородия), мать Персефоны, стала искать свою дочь и обратилась к Гелиосу (владыке Солнца), от которого и узнала о том, что Зевс задумал выдать дочь замуж. Тогда она решает уйти в царство мертвых, где странствует безутешно в своем горе. В ее отсутствие на Земле случался неурожай, тогда Зевс стал уговаривать жену вернуться и послал к Аиду Гермеса, чтобы тот забрал Персефону. Так и случилось. Но, уговор этот действовал не на весь год, Персефона должна один раз в год спускаться назад под землю. Таким образом, в ее отсутствие на Земле зима, а когда она поднимается, наступает лето.
яблоко раздора кратко
На свадьбе родителей Ахиллеса, были гости, среди которых присутствовали богини — Афина (Богиня мудрости), Гера (супруга Зевса), Афродита (Богиня Любви). Но, не была приглашена богиня, которая вызывала раздор — Эрида, чтобы не испортить торжество. На что та обиделась и решила подбросить яблоко, на котором написано, что оно адресовано самой прекрасной. Увидев его на столе, богини стали спорить, кому предназначено яблоко и никак не могли договорится. Тогда их решил рассудить Парис (сын царя Трои) и отдал яблоко Афродите. За это она отблагодарила Париса и помогла похитить прекрасную Елену (дочь Леды и Зевса, жену Менелая). После этого началась Троянская война.
Афина Паллада богиня
Родилась она из головы своего отца, Зевса, в тот момент, когда у того разболелась голова и он попросил Гефеста (один из сыновей Зевса), вскрыть череп, чтобы узнать почему его мучает головная боль. В этот момент и появилась из головы Зевса на свет Афина в доспехах, которая являлась покровительницей военного дела и мудрости. У нее есть и другие статусы — покровительство военному делу, но не агрессивной войне, а стратегической, а, так же, ремеслам и искусствам. Согласно легенде, Афина многое дала людям, благодаря ей, зародилось земледелие, животных стали использовать в сельском хозяйстве. Кроме этого, приручение лошадей, тоже заслуга этой Богини.
Пигмалион и Галатея миф
Пигмалион был одаренным художником и скульптором, но жил обособленно от всех. Но, вот однажды, создал он женскую статую, которая стояла перед ним, как живая и, неожиданно для себя влюбился. Много времени Пигмалион проводил рядом с ней, украшал ее волосы цветами, наряжал в разные одежды, дарил драгоценности. В своих мечтах он представлял, что статуя ожила и разговаривает с ним. Не решался Пигмалион обратиться к богам, чтобы те осуществили его мечту, боясь, что они разгневаются. Помогла ему Афродита после того, как он подарил ей телку с золочеными рогами. Статуя ожила и Пигмалион получил себе в жены красавицу Галатею.
Александр Николаевич Афанасьев. Мифы древних славян
Происхождение мифов, метод и средства их изучения
Богатый и, можно сказать, единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями. Чтобы показать, как необходимо и естественно создаются мифы (басни), надо обратиться к истории языка. В жизни языка, относительно его организма, наука различает два различных периода: период его образования, постепенного сложения (развития форм) и период упадка и расчленения (превращений).
Всякий язык начинается с образования корней или тех основных звуков, в которых первобытный человек обозначал свои впечатления, производимые на него предметами и явлениями природы. Возникавшее понятие пластически обрисовывалось словом как верным и метким эпитетом. Еще до сих пор в наших областных наречиях и в памятниках устной народной словесности слышится та образность выражений, которая показывает, что слово для простолюдина не всегда есть только знак, указывающий на известное понятие, но что в то же время оно живописует самые характеристические оттенки предмета и яркие, картинные особенности явления. Приведем примеры: зыбун – неокреплый грунт земли на болоте, пробежь – проточная вода, леи (от глагола лить) – проливные дожди, сеногной – мелкий, но продолжительный дождь, листодер – осенний ветр, поползуха – мятель, которая стелется низко по земле, одран – тощая лошадь, лизун – коровий язык, куроцап – ястреб, каркун – ворон, холодянка – лягушка, полоз – змей, изъедуха – злобный человек, и проч.; особенно богаты подобными речениями народные загадки: мигай – глаз, сморкало, сопай и нюх – нос, лепетайло – язык, зевало и ядало – рот, грабилки и махалы – руки, понура – свинья, лепета – собака, живулечка – дитя и многие другие, в которых находим прямое, для всех очевидное указание на источник представления. Так как различные предметы и явления легко могут быть сходны некоторыми своими признаками и в этом отношении производят на чувства одинаковое впечатление, то естественно, что человек стал сближать их в своих представлениях и придавать им одно и то же название или, по крайней мере, названия, производные от одного корня. Предмет обрисовывался с разных сторон и только во множестве синонимических выражений получал свое полное определение. Но должно заметить, что каждый из этих синонимов, обозначая известное качество одного предмета, в то же самое время мог служить и для обозначения подобного же качества многих других предметов и таким образом связывать их между собою. Здесь-то именно кроется тот богатый родник метафорических выражений, чувствительных к самым тонким оттенкам физических явлений, который поражает нас своею силою и обилием в языках древнейшего образования и который впоследствии, под влиянием дальнейшего развития племен, постепенно иссякает. В обыкновенных санскритских словарях находится пять названий для руки, 11 – для света, 15 – для облака, 20 – для месяца, 26 – для змеи, 35 – для огня, 37 – для солнца и т. д.
Теперь представим, какое смешение понятий, какая путаница представлений должны были произойти при забвении коренного значения слов; а такое забвение рано или поздно, но непременно постигает народ. Более и более удаляясь от первоначальных впечатлений и стараясь удовлетворить вновь возникающим умственным потребностям, народ обнаруживает стремление обратить созданный им язык в твердо установившееся и послушное орудие для передачи собственных мыслей. А это становится возможным только тогда, когда самый слух утрачивает свою излишнюю чуткость к произносимым звукам, когда силою долговременного употребления, силою привычки слово теряет наконец свой исконный живописующий характер и с высоты поэтического, картинного изображения нисходит на степень абстрактного наименования – делается ничем более, как фонетическим знаком для указания на известный предмет или явление, в его полном объеме, без исключительного отношения к тому или другому признаку.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Сухман Одихмантьевич