Индийская мифология

Индийская мифология

Брахманизм

Другая индийская легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пуруши.
Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пуруши принес себя в жертву создавшим
его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых
возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны
света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием — кастой — считались брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись
жрецами богов на земле, знали священные тексты. Следующим по значимости
сословием стали кшатрии — правители и воины. Их Первозданный Человек создал из
своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы — вайшьи.
Низшим сословием, возникшим из ступней Пуруши, стали шудры — подневольные люди, выполнявшие роль
слуг. Самое незавидное положение занимали неприкасаемые — к ним нельзя было
даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых.

Касты не должны были контактировать между собой. Кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и
религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы — представители
высшей касты. Однако позже возникают и более демократические религиозные учения — буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую
официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией
внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию.

Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман — основа мира, его причина и сущность, безличный
Абсолют, и Атман — духовное начало каждого человека, присущее только ему и
стремящееся к слиянию с Брахманом. С развитием брахманизма возникает и идея
Сансары — круговращения бытия; Инкарнации — перерождения после смерти; Кармы — судьбы, закона, который определит, в каком
теле человек родится в следующей жизни; Мокши — идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.

Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав
которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их
обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически
рождает Вселенную, которую хранит Вишну и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная —
длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь
Брахмы. 12 тысяч Божественных лет — такова циклическая продолжительность и дня,
и ночи. Эти годы состоят из суток, которые равны человеческому понятию года.
После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.

В целом культовое значение Брахмы второстепенно. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность,
преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения — шиваизм и вишнуизм.

С этой книгой читают

Подвиги Геракла. Мифы Древней ГрецииКун Николай Альбертович

«Мифы Древней Греции» Н. Куна рекомендованы к прочтению в 6 классе.

4.2
 (3)

Мифы и легенды народов мира. Центральная и Южная ЕвропаТокмакова Ирина Петровна, Балабанова Е., Петерсон Ольга Михайловна, Чеснокова Татьяна

Мифы и легенды народов мира — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они…

4.4
 (5)

Боги и герои. Мифы Древней ГрецииКун Николай Альбертович

Николай Альбертович Кун – русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал и пересказал самые важные сюжеты легенд…

3.75
 (4)

Легенды. Приключения и сраженияЭнтони Горовиц

Новый взгляд на мифы и легенды, те что с детства помнят все по школьной программе. Энтони Горовиц знает, как занимательно и весело рассказать эти истории: о Тесее и…

5
 (2)

Иудейские мифы. Книга БытияГрейвс Роберт, Грейвз Роберт Ранке Джон Дойл, Патай Рафаэль

Третья книга о мифологии древности Р. Грейвза. Две другие — Белая богиня и Мифы Древней Греции. Соавтор  — Рафаэль Патай

Книга известных американских исследователей…

5
 (3)

Великие мифыЧекулаева Елена Олеговна

«Миф — это рассказ. Рассказ о богах и героях, о появлении земли и людей, неба и солнца. Практически каждый народ слагал свои мифы. Древняя мифология вошла в современную…

2.3
 (1)

Сказания о нартахСлавянский эпос

Осетинский эпос — это сказание о легендарных богатырях древних осетин, в характере которых воплотились лучшие черты кавказских народов: мужество, героизм, благородство.

5
 (1)

Мифы финно-угровПетрухин Владимир Яковлевич

Эта книга расскажет заинтересованному читателю о самобытных мифологических традициях финно-угорских народов — финнов и карелов, венгров, эстонцев, мордвы и марийцев,…

5
 (1)

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

распространенный
сюжет космогонических мифов или мифологизированный ритуал.

Как Жертвоприношение
понималось творение богами космоса из расчлененного тела первожертвы —
чудовища, воплощающего хаос (Тиамагп), или первоче-ловека — ведийского Пуруши,
скандинавского Имира и т. п. Соответственно ритуал Ж. повторяет
космогонический акт (ср. ашвамедха—Ж. коня, пурушамедха— Ж. человека, пуруши
в ведийской традиции) или поддерживает мироздание, как у ацтеков, боги к-рых
(Тласольтеотль, Уицило-почтли) восстанавливают свои силы — и силы космоса —
жертвенной человеческой кровью. Сниженным вариантом мотива Ж. как основы
мироздания являются легенды о строительных жертвах — Ж. человека, тело и
кровь к-рого укрепляют фундамент возводимой крепости, города и т. п.

При
посредстве Ж. достигалось также расположение богов (духов), к-рые вкушают
жертвенную пищу (вдыхают аромат сжигаемых жертв и т. п.); ср. мифы о Соме
(иранский Хаома), о Ж. Сервия Туллия Диане, благодаря к-рому Рим получил
власть над Италией, и т. п. В ведийской и др. традициях существовали
божества, специально ведающие Ж. (Брихаспати, Ила), при этом ритуал Ж.
объединял всех богов пантеона (Аг-пи переносил жертву с жертвенным огнем и т.
д., см. также Сати); китайское высшее божество Шан-ди исходно, видимо, было
персонификацией Ж. (ср. также первопред-ка Фуси, чье имя связывается с
добыванием жертвенных животных, вед. Сваху, семитского Молоха).

Отсюда
— особая мифологизированная роль жреца как руководителя Ж. Человеческое Ж.
считалось высшим ритуальным актом в иерархии жертв (птица — копытное животное
— человек), приносимых с целью умилостивить божество. Характерны мотивы замены
человека животным в момент Ж. (см. Исаак, Ифигения) и об освобождении от Ж.
(напр., Шунахше-пы) как знака милости божества (и отказа от кровавых
обычаев).

Наиболее
архаичный мифологический сюжет, связанный с Жертвоприношением,— миф об
умирающем и воскресающем звере. Для древних земледельческих цивилизаций
характерен календарный миф об умирающем и воскресающем боге как жертве. В
отличие от ритуалов Ж. раба, преступника, пленного иноплеменника,
воплощающего грехи человечества (ср. библейского «козла отпущения»), в мифах
традиционный мотив — Ж. ребенка (ср. Ж. Авраама), «агнца» и т. п. невинного
существа, искупляю-щего эти грехи.

Традиционная
символика Жертвоприношения — смерть царя в облике раба, воскресение, бог как жертвенный
(пасхальный) агнец, причастная трапеза — в христианской мифологии подверглась
переосмыслению: суть Ж. спасителя — добровольная искупительная жертва,
освобождающая человечество от последствий «грехопадения» (см. Иисус Христос).

Сикхизм

Сикхизм — религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности.
Сикхи верят в единого бога, всемогущего и всепронизывающего творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения бог существовал как
Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не
было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда бог
захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой бог
растворен, присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны или духи не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают
«неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и
новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования
покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях». Всё это, с
точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и
обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда —
просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Джайнизм

Согласно джайнской мифологии, Вселенная включает мир и немир.

Немир недоступен для проникновения и познания.

Мир делится на высший, средний и низший и состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого
из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.

Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада,
страдающие от истязаний; в других — омерзительные существа чёрного цвета,
похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.

Средний мир состоит из океанов, континентов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями,
пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решётки которых усыпаны
драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров.
Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре
среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.

Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров)
слоёв. Каждый слой делится на подслои, населённые многочисленными божествами;
часто их имена только упоминаются и не даётся никакого
описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке Вселенной), пребывают сиддхи — освободившиеся души.

В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют
силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей.
В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах.

В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного
существа они могут возвратится в своё прошлое состояние.

Рудра и жертвоприношение Дакши

Шива — одно из самых древних порождений Брахмы. Он несёт в себе пламя гнева и жестокости, но помогает тем, кто исправно возносит к нему молитвы.

Ранее этот бог носил другое имя — Рудра — и пребывал в облике охотника, которому подчинялись все звери. Он же не обходил ни одну из людских войн, насылая на человеческий род различные напасти. Зятем ему проходился Дакши — властелин и родитель всех созданий на земле.

Однако союз сей так и не связал богов дружескими узами, поэтому Рудра отказывался почитать отца своей жены. Это и привело к событиям, которые по-разному описывают древние мифы Индии.

Но наиболее популярная версия такова: Дакша по велению богов впервые сотворил очищающее жертвоприношение, на которое созвал всех, кромы Рудры, тая на него обиду. Жена гневливого Шивы, узнав о столь вопиющем неуважении к мужу, бросилась от отчаяния в костёр. Рудра же был вне себя от ярости и явился на место проведения обряда, чтобы вершить месть.

Ритуальную жертву грозный охотник пронзил стрелой, и та взвилась в небо, навеки запечатлевшись созвездием в облике антилопы. Несколько богов также попались под горячую руку Рудры и были серьёзно изувечены. Только после уговоров мудрого жреца Шива согласился отпустить гнев свой и исцелить раненных.

Однако с тех пор по велению Брахмы все боги и асуры должны почитать Рудру и приносить ему жертвы.

Легенды и предания древней Индии — Судхин Гхош читать онлайн бесплатно полную версию книги

Пальван-борец

Жил некогда борец по имени Пальван, и был он человеком горячим.

– Я нисколько не боюсь демонов, – заявил он как-то на рыночной площади. – А что до гномов и гоблинов, – продолжал он, – то я готов сыграть с ними в мяч.

– А что ты скажешь о злых духах? – спросили жители деревни, столпившиеся вокруг. – Не побоишься ли встретиться с духами, живущими в лощине Страха?

– А что это за духи? – полюбопытствовал Пальван. – И что такого страшного в лощине Страха?

– Ты, конечно, слыхал про лощину Страха, – ответили жители деревни, – это пустынная дорога между Дастипором и Бастигунджем.

Пальван пробормотал, что слышал что-то об этих двух городах, но не имеет ни малейшего понятия о лощине Страха, населенной злыми духами.

– Дорога, связывающая два города, – объяснили жители деревни, – проходит через лощину.

– Вообще-то дорогой ее назвать трудно, – добавил кто-то. – Она вся разбита. Вьется мимо страшных обрывов и глубоких ущелий, а местами проходит под нависающими утесами, с которых срываются камни, угрожая путникам.

– Отлично! – воскликнул Пальван. – Пройти по этой дороге все равно что переплыть реку, кишащую черепахами-людоедами и крокодилами – пожирателями скота. Черепах и крокодилов я не боюсь, не испугают меня и камни.

– Но ты услышал только половину истории, – сказали жители деревни и рассказали Пальвану, что, хотя все эти обрывы и обвалы опасны, они не идут ни в какое сравнение со сверхъестественными существами – злыми духами.

– Духи – ужасные существа, питающиеся человечиной. Они подстерегают путников и убивают их. И самое страшное, что они способны принимать любой облик, чтобы завлечь доверчивого человека в западню.

– Проходя по лощине, – сказал продавец манго, – ты можешь встретить корову или верблюда. «Что здесь делает корова?» или «Чей это верблюд?» – удивишься ты. Но не успеешь ты моргнуть, как корова или верблюд обернется исполином, который нападет на тебя.

– А еще, – добавил торговец дынями, – чудовище может принять облик одного из твоих друзей и попросит глоток воды, а потом вдруг обернется вампиром и высосет у тебя всю кровь до последней капли.

– Другими словами, – прервал Пальван жителей деревни, – вы не знаете, как выглядят духи. Что ж, я немедленно отправляюсь в лощину Страха. Когда вернусь, расскажу вам про ваших пожирателей человечины.

– Не говори глупостей! – воскликнули собравшиеся. – Отправляться одному в лощину – верная гибель.

Но Пальван заупрямился. Окончательно он вышел из себя, когда вся деревня запричитала:

– Ты всего лишь борец, куда тебе тягаться с духами?

– Уж не знаю как, но я справлюсь с ними, – огрызнулся Пальван. – Из первого же встреченного духа я сделаю чучело.

Он повернулся и поспешил прочь из деревни, не взяв с собой ничего, кроме небольшого свертка, который одна добрая вдова сунула ему в карман.

В этот крошечный мешочек она положила щепотку соли и яйцо.

Открыв сверток и увидев гостинцы вдовы, Пальван улыбнулся. Эта добрая женщина слыла чудачкой. Она кормила своих кур красной чечевицей, свеклой и другим странным кормом, чтобы получать яйца с красным желтком. «Нужно было поблагодарить ее, – вздохнул Пальван. – Ее дочь – самая красивая девушка в деревне. Но теперь, пожалуй, поздно – я почти добрался до лощины Страха».

И тут Пальван услышал, как кто-то окликает его по имени.

– Дружище Пальван! – послышался голос. – Ты сбился с пути. Так ты, чего доброго, заблудишься. Это я, твой друг Дулал. Иди сюда!

Пальван сразу понял, что его зовет не кто иной, как дух. Он немедленно насторожился, но, притворившись беспечным путником, закричал в ответ:

– Где же ты, дорогой Дулал? Уже темно, и я не вижу тебя. Иди же сюда и покажи мне дорогу!

Дух, принявший облик Дулала, тут же оказался рядом с Пальваном.

123456789101112131415Перейти

Похожие книги

Мифы и легенды Японии Хэдленд Дэвис

Похищение Даниэла Стил

Предания, сказки и мифы западных славян Лифшиц-Артемьева Галина

Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты Ко Майкл

Валенсианская вдова Лопе де Вега

На восток от солнца-на запад от луны. Норв. сказки и предания Асбьёрнсен Петер Кристен

Вивасват и его дети

Индра был седьмым сыном Адити, восьмым был Вивасват. Но когда он родился, его не признали равным семерым старшим братьям, богам. Ибо восьмой сын Адити родился безобразным — без рук и без ног, гладкий со всех сторон, и высота его была равна его толщине. Старшие братья-Митра, Варуна, Бхага и прочие — молвили: «Он не похож на нас, он иной природы — и это плохо. Давайте переделаем его». И они переделали его: отсекли все лишнее; так возник человек. Вивасват и стал прародителем смертных на земле; только сам он потом сравнялся с богами. Он стал богом солнца; и как бог солнца он зовется Сурья. А из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон.

Первая «жатва»

Все люди являются потомками Вивасвата. Поскольку сам он от рождения был смертен, то и старшие его дети появились на свет обыкновенными людьми. Двое из них — разнополые близнецы, им дали почти одинаковые имена: Ями и Яма.

Они были первыми людьми, поэтому их предназначение состояло в заселении земли. Однако, согласно одной из версий, Яма отказался от греховного кровосмесительного брака со своей сестрой. Чтобы избежать этой участи, юноша отправился в путешествие, где по прошествии некоторого времени его и настигла Смерть.

Так он стал первым «урожаем», который удалось собрать порождению Брахмы. Тем не менее на этом его история не закончилась. Поскольку отец Ямы к тому времени стал богом Солнца, сын его также получил место в индийском пантеоне.

Впрочем, его судьба оказалась незавидной — ему было суждено стать аналогом греческого Аида, т. е. повелевать миром мёртвых. С тех пор Яма считается тем, кто собирает души и судит по земным деяниям, решая куда отправится человек. Позже к нему присоединилась и Ями — она воплощает тёмную энергию мира и заведует той частью преисподней, где своё наказание отбывают женщины.

Бегство Агни, бога огня

Восемь блистательных богов появились на свет на ис-ходе творения. Их знают под именем Васу, что значит Благодетельные. Говорят, что они изошли из пупа Брахмы. Имя старшего из них — Ахан, День, второго — Дхрува — он стал владыкой Северной Звезды, третьим был Сома, ставший богом луны, четвертый из Васу — Дхара, Опора Земли, пятый — прекрасный Анила, прозы-ваемый также Ваю, Ветер, шестой — Анала, он же Агни, Огонь, седьмой — Пратьюша, Рассвет, восьмой — Дьяус, Небо, он же Прабхаса, Сиянье. Агни был могуществен-нейшим из них, и он стал их предводителем; но все они слывут свитой Индры, царя богов, коего часто именуют поэтому Васава, Владыка Васу.

Индийская мифология

Если рассматривать легенды разных народов о богах, природных явлениях и сотворении мира, можно легко провести между ними параллель, чтобы понять, сколь они похожи. Заменены лишь имена и незначительные факты для более удобного восприятия.

Мифология крепко связана с и учениями о той цивилизации, на которой взращивалась философия жителей этой страны. В давние времена эти сведения передавались только из уст в уста, причём считалось недопустимым опускать какой-либо элемент или переделывать его на свой лад. Всё должно было сохранять первозданный смысл.

Индийская мифология часто выступает в качестве основы для духовных практик и даже этической стороны жизни. Она уходит корнями в учения индуизма, которые создавали опираясь на трактаты о ведической религии. Что удивительно: в некоторых из них приводились механизмы, описывающие научные теории современности касательно зарождения человеческой жизни.

И тем не менее древние мифы Индии повествуют о множестве различных вариаций происхождения того или иного явления, о которых будет рассказано ниже.

Конец бессмертию

Увещевал Рудра Брахму, просил не губить мир, что создан с таким трудом, и не винить своих созданий за то, как они устроены. Предложил Шива сделать людей смертными, и Прародитель послушался его слов. Забрал он гнев назад, в своё сердце, чтобы из него появилась на свет Смерть.

Она воплотилась в облике юной девушки с чёрными очами и венком из лотосов на голове, одетой в тёмно-красное платье. Как гласит сказание о происхождении Смерти, не была эта женщина ни жестока, ни бессердечна. Не переняла она гнев, из которого была создана, и не по душе приходилась ей такая ноша.

Смерть в слезах молила Брахму не взваливать на неё эту ношу, но тот остался непреклонен. И лишь в награду за её переживания позволил он не убивать людей своими руками, а забирать жизни тех, кого настигла неизлечимая болезнь, губительные пороки и застилающие взор страсти.

Так Смерть осталась за пределами человеческой ненависти, что хоть немного скрашивает её тяжкое бремя.

Деяния Индры

Индра был любимым сыном Адити, матери богов, са-мым могучим из ее сыновей. Рассказывают, что он родил-ся не так, как другие ее дети, а необычным путем, при рождении чуть было не погубив свою мать. Едва появив-шись на свет, он схватился за оружие. Устрашенная необычным рождением сына и его грозным обликом, Адити спрятала Индру; но он явился перед всеми в золотых доспехах сразу после рождения, наполнив собою вселен-ную; и мать преисполнилась гордости за могучего сына. И он стал великим, неодолимым воином, перед которым трепетали и боги, и асуры. Еще будучи совсем юным, он победил коварного демона Эмушу. Этот демон в облике вепря похитил некогда у богов зерно, предназначавшееся для жертвоприношения, и спрятал его среди сокровищ асуров, что хранились за трижды семью горами. Эмуша уже принялся варить из похищенного зерна кашу, когда Индра натянул свой лук, пронзил стрелою двадцать одну гору и убил вепря Эмуша. Вишну же, младший из Адитьев, унес жертвенную пищу из владений асуров и вернул ее богам.

Асуры, старшие братья богов

Когда Брахма создал небо, и землю, и воздушное про-странство и от сыновей его пошли все живые существа во вселенной, сам он, утомленный творением, удалился от-дыхать под сенью дерева шалмали, а власть над мирами передал своим потомкам — богам и асурам. Асуры были старшими братьями богов. Они были могучи и мудры и ведали тайны волшебства — майя, могли принимать раз-личные образы или становиться невидимыми. Им принад-лежали несметные сокровища, которые они хранили в сво-их твердынях в горных пещерах. И было у них три укрепленных города, сначала на небе, потом на земле: один из железа, другой из серебра, третий из золота; впоследствии они соединили эти три города в один, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве.

Буддизм

Будда

В буддийской религии нет высшего материального или нематериального творца. Нет здесь и
такого понятия как сотворение мира в принципе. Более того, буддизм не дает
ответа на вопрос о начале мира, вернее этот вопрос относится к неопределенным,
по поводу которых великий Будда хранил молчание.

Согласно буддизму, происходит постоянное повторение циклов возникновения и уничтожения Вселенной, которые обусловлены
воздействием общей кармы всех живых существ предыдущего цикла. Конец цикла и, соответственно, конец Вселенной настает тогда,
когда накапливается дурная (плохая, отрицательная) карма живых существ.

Один цикл существования Вселенной называется махакальпа, состоит он из 4 периодов:

  1. Пустота — от конца одной Вселенной до начала следующей
  2. Формирование
  3. Пребывание — стабильное состояние космоса
  4. Разрушение

Верховное божество в буддизме — бог Брахма. Он является самым первым существом, появляющимся в новом мире, но он не
является творцом. Он подчинен причинно-следственному закону кармы и не является неизменным и постоянным также как и все живые существа во Вселенной.

Единственная цель жизни состоит в полном избавлении от страданий сансары, именуемом нирваной.

Буддисты принимают существование обитателей высших миров, известных как «дэвы», но
они, подобно людям, считаются претерпевающими страдания сансары и не особо мудрее нас.

Воплощения Вишну

Когда в давние времена умножились бессчетно живые существа, Земля изнемогла под бременем гор и лесов и расплодившихся на ней тварей. Она не вынесла этого бремени и, провалившись в недра Паталы, погрузилась там в воду. Тогда ради ее спасения Вишну обратился в огромного вепря, с телом, подобным темной грозовой туче, и глазами, сверкавшими, словно звезды. Он спустился в Паталу и, поддев землю клыком, вытащил ее из воды и вознec ввысь. Могучий асур Хираньякша, сын Дити, прербывал в ту пору в Патале; он увидел гигантского вепря, несущего на клыке землю, с которой стекали потоки воды, затопляя подземные чертоги асуров и нагов. И Хираньякша напал на вепря, чтобы отобрать у него землю и завладеть ею. Вишну в облике вепря сразил в бою великого асура. Потом он вынес землю из Паталы и утвердил ее посреди океана так, чтобы она уже никогда больше не проваливалась.

Индуизм

Индуизм — старейшая из мировых религий,
зародившаяся приблизительно в 6 веке до н.э. на территории Древней Индии.

Брахма

Вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и
великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря
великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо. На тот момент в мире не
существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении
с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана
около года, после чего возник прародитель всего — Брахма. Он разбил яйцо,
после чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя — в Землю.
Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство. Далее
прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким
образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная.

Однако Брахма почувствовал себя очень
одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живых существ. Сила мысли Брахмы
была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей —
великих владык, а также других богинь и богов.

Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям,
а сам удалился на покой. Что касается появления людей в мире, то они родились от
богини Саранью и бога Вивасвата, который из бога превратился в человека по воле старших богов. Первые дети этих богов были
смертными, а остальные — богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок
Брахмы — Ману — пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

Падение Дьяуса

Мудрый Дадхьянч едва не лишился головы за то, что выдал тайну коровы. Дьяус, отец Ушас, прекрасной богини зари, бывший некогда блистательным и могущественным владыкой небосвода, за грех похищения священной коровы был низвергнут на землю и обречен из бога стать человеком. Рассказывают, что однажды Дьяус вместе со своей женою пришел в заповедный лес на вершине Химавата. В том лесу они увидели чудесную корову Нандини, исполняющую все желания, дочь прародительницы коров Сурабхи. Божественная корова была дарована великому мудрецу Васиштхе, владевшему тем лесом. А в ту пору благочестивый Васиштха, сын Варуны, отлучился из своей обители.

Пуруша, первочеловек.

Пуруша уподобляется Брахме, богу с четырьмя головами, управителю мира. Из Брахмы (Пуруши) начинается Творение: он приводит в действие процесс эволюции мира.

Мир прошлого, мир настоящего, мир будущего, мир целиком — это Пуруша. Пуруша — это скрытое состояние всего, что существует, в то же время он — необходимая энергия, которая простирается по миру.

Пурушу представляют гигантским человеком, который охватывал всю землю и простирался за ее пределы. На три четверти он бессмертное существо на небесах, а на четверть — совокупность смертных созданий. У него тысяча бедер, тысяча ног, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Из его тела, разрубленного богами, появились люди и весь мир: изо рта возникли брахманы (жрецы), из рук — кшатрии (воины), из бедер — вайшьи (ремесленники и торговцы), из ног — шудры (низшее сословие). Из головы появилось небо, пуп стал воздухом, ноги — землей, глаз — Солнцем, дыхание — ветром.

Вселенная.

Пуруша — это вечное, сознающее, но инертное начало, чистая духовность. Он не выражен и невыразим. Он не мыслит, не желает, не действует и не воспринимает абсолютно ничего. Он неактивный по природе. Пуруша — это сама Вселенная, он пронизывает и поддерживает все существа в этом мире. Он уникален, несменяем и неизмерим.

Он есть начало и конец, сущее и не сущее.

Пуруша и Пракрити.

Чистая энергия Пуруши, сила аскезы и жизненная сила планет, храбрость воина и свирепость гроз представлены в его соправительнице (и супруге) Пракрити. Соединившись с ней, он пробудил ее энергию и запустил эволюцию мира — от самого утонченного до самого грубого, от сверхчувствительного до физического, от глубокого сознания до материи. Но эта эволюция — лишь иллюзия, поскольку все уже предписано, и сотворено, и является в свое время. Пуруша не ведает ни счастья, ни возможности действовать или материальных причин. Он не разделяет ни радости, ни желания, ни горести, ни чувств. Именно в этом он истинен.

Атман и Пуруша. «Он, этот Атман : „Не , не “. непостижим, ибо не постигается; неразрушим, ибо не разрушается; неприкрепляем, ибо не прикрепляется; не связан, не колеблется, не терпит зла. (…) Но как, избегая его, отталкивая его, превосходит дух, о том пуруше упанишад я спрашиваю тебя?».

«Брихадараньяка-упанишада», глава III.

Пуруша, духовный принцип. «Из этой первопричины невидимой, вечной, образующей реальное и нереальное, возник дух Пуруша… Из самого себя он также извлек разум (манас), образующий реальное и нереальное, из разума же — сознание (аханкара), имеющее способность самосознания и господствующее; кроме того, Великую душу, все творения, одаренные тремя качествами, и по порядку пять органов чувств, воспринимающих предметы мира».

«Законы Ману», 1,11; 14-15.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: