Опасность отхода от русских традиций в воспитании
В современной социокультурной ситуации наблюдаются тревожные тенденции, содержащие опасность для будущего человечества. Не отрицая ряд позитивных моментов, связанных с распространением новейших информационных технологий, следует отметить, что информационное общество, цивилизация всеобщей компьютеризации представляет собой общество, в котором утверждается расчеловечивание. Виртуальный компьютерный мир, в который погружается ребёнок, когда он не контролируется взрослыми, лишает его живого общения с другими людьми и общения с природой, нарушает естественное становление эмоциональной сферы, препятствует духовно-нравственному становлению личности. Подрастая, деформированный компьютерной средой молодой человек уже сознательно предпочитает жизнь в виртуальной среде нормальному человеческому общению, теряет способность к выстраиванию здоровых отношений, созданию полноценной семьи.
Родная природа
Кроме того, сформированная в виртуальной среде личность тонет в потоках разнообразной информации, дезориентирована и дезорганизована, так как в процессе своего развития идивид был оторван от национальных корней, практически был оторван от своей семьи, был лишён нравственных ориентиров. Он целиком и полностью доверяет интернету. Таким человеком легко манипулировать, в том числе с помощью соцсетей. Он или аморфен, или становится радикалом с непредсказуемым сознанием и поведением. В первом случае он, скорее опасен только для самого себя, так как не реализуется как личность и как обыкновенный человек, из-за низкой степени социализации. Во втором же случае он может быть крайне опасен для общества, по той же причине, ввиду отсутствия нормальной социализации. И тут общество получает Брейвика в Норвегии, или Тарранта в Новой Зеландии. Причём, это люди, отстаивающие определённую идеологию, активно защищающие национальные интересы в том виде как они их понимают. Но воспитанные интернетом, они ущербны, а их активная позиция крайне опасна для общества: они становятся пособниками зла, сеют разрушение, совершают массовые убийства. Профилактикой такого поведения является воспитание молодого поколения на основе национальных традиций, пропаганда русских традиций для детей, начиная с раннего возраста. И тогда молодой человек не будет теряться в информационном пространстве, а из компьютерных технологий будет извлекать пользу а не вред.
Топ вопросов за вчера в категории Другие предметы
Другие предметы 12.06.2023 19:34 1045 Svezhentsova Ira
Составить список предметов быта (минимум 10), возникших в 20 веке
Ответов: 1
Другие предметы 06.06.2023 22:20 3670 Nesterovich Alexa
СРОЧНО!! сколько вам лет? -26 если бы вы родились 10 лет назад сколько бы вам было?
Ответов: 1
Другие предметы 05.06.2023 04:17 5123 Котова Юля
Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены. Испол
Ответов: 1
Другие предметы 13.06.2023 16:43 719 Кулимшин Айдана
Естествознание Проведи наблюдение «Мой домашний питомец 1. Цель: 2. Объект: 3. Этапы наблюдения:
Ответов: 2
Другие предметы 02.07.2023 13:00 357 Силантьева Дана
Мини проект Погодные аномалии на Кубани и методы борьбы с опасными природными явлениями.
Ответов: 2
Другие предметы 03.06.2023 16:24 895 Куцкий Андрей
Вам поступило обращение от пользователя. С его слов водитель был сонный, ехал очень медленно, а на с
Ответов: 2
Другие предметы 07.07.2023 11:38 790 Ощепков Никита
Ответить на вопросы. 1.Какова главная мысль легенды об Урал-Батыре? 2.О каких нравственных качеств
Ответов: 2
Другие предметы 02.07.2023 15:30 277 Козьяков Илья
Домашнее задание Напиши своё напутствие для класса, продолжив предло-жение «Чтобы стать дружным, н
Ответов: 3
Другие предметы 02.05.2023 03:11 410 Симан Ульяна
Какие меры предпринимались правительством России в борьбе с работорговлей
Ответов: 2
Другие предметы 26.07.2023 22:30 969 Лискина Маша
Какие сказки, легенды , былины о любви к Родине рассказывали нам наши родные?
Ответов: 2
Удмуртские сказки о животных
Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.
Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Удмуртские стихи для детей короткие
Удмуртия любимая моя
Удмуртия любимая моя,
С тобою рядом я не знаю печали,
Никогда не покину твои безграничные дали,
Что стали родными давно для меня…
Удмуртия любимая моя,
Я навсегда останусь твоим другом,
Даже когда совсем будет туго —
Ты успокоишь и поддержишь меня…
Удмуртия любимая моя…
Удмуртия любимая моя,
Люблю всем сердцем и ценю тебя я…
Савинов Иван
Родная Удмуртия!
Родная Удмуртия!
Не вижу я красивей края,
Расцветаешь!
Удмуртия, голубушка, как хороша!
Удмуртия, Удмуртия — девица-душа.
Пусть растут в Удмуртии травы и цветы,
Хотим мы жить в Удмуртии
невиданной красы!
Костина Даша
Удмуртия прекрасная, девчонка златовласая
Удмуртия прекрасная, девченка златовласая.
Открыла путь в Россию серебряным ключем,
Здесь воды Камы мчатся, чтоб с Волгой повстречаться,
России быть с Удмуртией единым государством.
Удмуртия поющая, язык свой не забывшая,
Ты подарила миру великого творца,
Легенды стародавние о девушках лебедушках,
Здесь услыхал Чайковский от древнего певца.
Прокошева Галина
Удмуртия, любимая — наш чудный Италмас
Удмуртия, любимая — наш чудный Италмас,
Цветком любви хранимая, живет в сердцах у нас.
Восточными мотивами порадуем крестьян,
Под свисты с переливами звучит в ночи Шулан.
И девицы — красавицы танцуют до утра,
Чтобы парням понравиться у пламени костра…
Бакаев Стас
Моя Удмуртия
Моя Удмуртия,
Край мой родниковый.
Тебя люблю я всей душой,
Твой поля лес и горы,
Они прекрасны любой порой.
Как тобой мне не гордиться,
Как тебя мне не любить,
Родина наша это сердца частица,
А без сердца не возможно прожить.
Петровна Елена
В любой чащобе
В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишаться древней,
Естественной и дивной красоты.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Флор Васильев
Дети прочтут стихи на удмуртском языке для собаки-поводыря
Поэт, музыкант, исполнитель, сотрудник Дома Дружбы народов в Ижевске Богдан Анфиногенов широкой публике стал известен несколько лет назад, когда снял клип на песню “Супер удмурты”. О национальном и сокровенном – в интервью “НацАкценту”.
2620
Удмурты — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале “НацАкцента”.
46695
Журналист из Ижевска Александр Бикузин нашел оригинальный способ привлечь внимание к удмуртскому языку. Он запустил проект #Учимудмуртский — смешные и запоминающие картинки-ассоциации слов на удмуртском с переводом на русский язык
Удмуртские слова подобраны так, что по написанию совпадают с каким-нибудь русским словом, но при этом имеют другое значение.
В столице Удмуртии с размахом провели этногастрономический фестиваль. Республика сделала серьёзную заявку на мировое лидерство и намерена поставить жирную точку в споре о том, кто же изобрёл это кулинарное чудо – пельмени.
3649
Кто это? Знакомьтесь: так зовут удмуртского Деда Мороза! Говорит он на двух языках – русском и удмуртском, шубу носит не красную, а фиолетовую. И не случайно. У удмуртов этого района республики фиолетовый цвет издавна символизирует благоденствие и радость.
5039
Клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пестрые пояса, стилизованные мониста, расшитые монетками и пуговками съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами. Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты.
В ночь с 20 на 21 сентября умер Владимир Николаевич Завалин, подлинный патриот России, достойный сын удмуртского народа, министр национальной политики Удмуртии.
3522
Обычаи удмуртов
Культура народа сочетала в себе традиции северной Руси, а также татар, которые располагались по соседству и в значительной мере воздействовали на обычаи этногруппы. Однако основные компоненты остались аутентичными и уникальными в своем роде.
Быт
Поселения народности долгое время состояли из бускелей — вокруг большого дома выстраивали жилища новые семьи этого же рода. Таким образом сохранялась общность и взаимовыручка, ведь вся работа также делилась между членами семьи. Сама же «ячейка» состояла из небольшого количества людей, в жилище родителей молодые долго не задерживались. Впрочем, все равно все постройки были частью одной усадьбы.
Местечки, где проживают удмурты, называли гурт, а типичную избу — корка. Она мало отличалась от тех, что строили на Руси, только сени оставались холодными.
Из-за развития общинного строя в гуртах долгое время не появлялись улицы, и только с принятием закона в 19 веке, планировка все же была проведена. После этого родственники стали соседями и продолжили строить дома недалеко друг от друга. |
Одежда
Относительно одежды, традиции сочетали в себе и русскую рубаху косоворотку и татарский камзол с разнообразной вышивкой. Цвета отличались в зависимости от географического распределения. На юге в быту использовали пестрые узоры, разнообразные оттенки, а на праздники облачались в белое. На севере же в светлом ходили ежедневно.
Классическим убранством у женщин считались:
- нательную рубаху с прямыми рукавами;
- красный нагрудник;
- расшитый халат, в южных областях камзол;
- опояску или фартук;
- узорные чулки или вязаные носки;
- зимой валенки, а летом лапти.
Головной убор создавался из гибкой бересты. Каркас покрывался холстом, обшивался бисером, разноцветной нитью или монетами. Также носили налобные повязки, полотенца в виде чалмы.
Мужчина же выглядел почти как славянин:
- синие штаны в белую полоску;
- косоворотка с поясом;
- жилет;
- обувь, как и у женщин, за исключением сапог;
- на голову надевали валяные или меховые шапки (овчина).
Жители севера старались украсить свое облачение разноцветным бисером, вышивкой с сакральным узором, а на юге эту роль играли монеты с отверстиями. Орнамент создавался на белом фоне, а цвет нитей преимущественно был красным, черным, коричневым.
Праздники
Кроме ритуальных обрядом, народ совершал также календарные торжества. Отмечали на них, как и все, отход холодной зимы, плодородие летнего периода, весной молили богов об урожае, а осенью благодарили. Стоит отметить, что Новый год наступал с началом периода возделывания земли.
На сегодняшний день сохранились некоторые праздники, которые проходят сейчас в виде этнических фестивалей:
- Вой или Войдыр — отмечается уход зимы, у славян это Масленица;
- Акашка — знаменует явление весны и новой жизни, с приходом христианства этот день совпадает с Пасхой;
- Гырон быдтон — радость от завершения периода подготовки земли и посевов;
- Гербер — празднуется самый длинный день в году, также назван Петров день, у славян — Ивана Купала.
Культура
На формирование традиций, обычаев и искусства удмуртов повлияло множество племен, проживающих на их территории:
- иранцы;
- угорцы;
- татары;
- славяне.
В фольклоре оставили след представления о мироздании и христианские, и исламские и языческие верования. К тому же, эти понятия были неразрывно связаны — поэзию, хореографию, музыку и философию не отделяли от жизненно важных вещей — ритуалов, заговоров, обрядов.
Особенное место занимали обрядовые песни. В каждом регионе они отличались по мелодии и конечно же текстам. Нередко напев переходил в причитания, так как его целью было выражение смысла, а не художественной нагрузки
В труде и повседневных делах народ также пел — здесь важно было создать системный ритм, помогающий выполнять работу степенно и эффективно
Существовали и праздничные танцы — весь гурт собирался в большой хоровод и неспешно выполнял простейшие движения под музыку. Развили парные танцы, а также вдвоем и вчетвером, которые также были частью ритуала.
Внешность удмуртов и их характер
Монголоидность безусловно оставила отпечаток на чертах лица народа, корни которой все же уходят к европеоидной расе. Выражается это в округлости лица посредством широких скул, частично восточном разрезе глаз, иногда при этом верхнее веко закрыто, как у азиатов. Цвет кожи от белого до желтоватого.
Но чем отличительна и даже удивительна внешность удмуртов, так это наличием высокой процентности среди них рыжеволосых людей. В себе они объединяют, казалось бы, несочетаемые вещи, которые могут проявиться только в браке людей разных национальностей. Но у вотяков получилось объединить раскосые глаза, веснушки и огненные локоны в рамках одной этнической группы.
Многовековые обычаи значительно сказываются на характере современного удмурта. Живя в общих домах и подворьях, помогая друг другу в труде и строительстве на протяжении веков, в них выработалась взаимовыручка, спокойствие, предельная сдержанность. Не удивительно, что самым большим проступком здесь считается развязывание конфликта на любой почве — бытовой, экономической, политической.
Конечно такое отношение посторонний человек может принять за безразличие, флегматичность, однако в кругу знакомых и друзей народ ведет себя открыто и весело. К тому же, стеснительность и ненавязчивость создает ореол загадочности в личности представителя древнего народа.
Удмуртские стихи для детей красивые
Смотрю в тебя, и вижу облик новый
Смотрю в тебя, и вижу облик новый,
Задумчив он и, кажется, суров.
Я выросла из города родного,
как вырастают из ребячьих снов.
В коротком платье памяти о прошлом
Бегу по краю будущих веков.
Навстречу Храм, вплывающий на площадь
под дулами отбойных молотков.
Мост деревянный, каждый год сносимый
весенним ледоходом. А снега —
до горизонта!.. Боже, дай мне силы,
к родным вернуться снова берегам.
…Смотрю в тебя, и вижу облик новый,
Запомню, заберу его с собой.
Удмуртия моя, мой край суровый,
моя судьба, душевный мой покой!
Струина Лариса
Восхищаться не устану
Восхищаться не устану
Я тобою, край удмуртский!
Ты мне, Богом с детства данный,
Стал родным, хоть я и русский.
Пусть родился я далёко,
Нет тесней родства меж нами:
Мой отец — Амур широкий,
Мать — стремительная Кама.
На плече-волне качая,
Щедро Кама мне открыла
Красоту родного края,
Крылья сердцу подарила.
Жар лазоревого цвета
Навсегда смутил мне душу,
Пробудил во мне поэта,
Чувства выплеснул наружу.
Не клянусь, не обещаю
Верным быть, хоть есть причина.
Просто долг свой возвращаю
Песней сердца — песней сына.
Тяптин Владимир
Удмуртия лесистая небезразлична мне
Удмуртия лесистая небезразлична мне;
Хранит свои традиции, но с веком наравне,
Как часть страны великой, с ней движется вперед
И от других при этом ни в чем не отстает.
Леса, природу края нельзя не воспевать,
Вернуться, побывав там, так хочется опять…
Частица моей жизни ему принадлежит,
Надеюсь, что с Удмуртией мне встреча предстоит.
С другими операми, в кругу своих коллег,
В Удмуртии, в угрозыске, любимый человек
Боролся с бандитизмом, разбоем, воровством…
Все память воскрешает, все думаешь о том.
В столице ее, в Ижевске, прожив почти что век,
Трудился сам Калашников, умнейший человек.
Его изобретение(простейший автомат)
Взять на вооружение ряд стран был очень рад.
Хор бабушек Бурановских всем оказался мил,
О них — простых, талантливых — узнал огромный мир!
В их голосах нам слышится и птичий голосок,
И протекавший по лесу журчащий ручеек.
Качинская Людмила
Родными просторами едем
Родными просторами едем —
Встречает нас Кама и Иж:
Удмуртия — добрым медведем
На карте России стоишь.
И держишь могучую лапу
На пульсе реки нефтяной,
И знаешь, чем дышит Сарапул,
Любуешься в Кезе — весной.
Пусть в Глазове — кружат снежинки,
В Камбарке — уже ледоход.
И плавно березки-можгинки
У пруда ведут хоровод.
Горит италмасами Позимь,
Вся в пене черемух — Кильмезь.
Мы большего счастья не просим,
Ведь вся наша Родина — здесь.
Нам юность ушедшая машет
Невестой-мечтою в цветах:
В Дебесах — венком из ромашек,
Букетом сирени — в Селтах.
Родилось в твоих окоемах
Немало великих людей.
Увидел в каких водоемах
Чайковский своих лебедей?
Здесь все, что мы ценим и любим —
От звезд до пушистой травы.
Простые и добрые люди,
Удмуртия — это же Вы!
Рассветова Ольга
Тут лес густой, луга и речки
Тут лес густой, луга и речки,
Склонились ивы над водой.
Здесь раньше жили человечки,
Чудь, с белобрысой головой.
А напугал их гул подземный,
Они собрались и ушли.
Как жил народец это древний,
С собою тайну унесли.
Земля недолго пустовала,
Пришёл сюда другой народ.
И вскоре, домна запылала,
Дала истории свой ход.
Теперь повсюду здесь заводы,
Деревни, сёла, города.
По Каме ходят пароходы,
Машины всюду, поезда.
Народ здесь строится веками,
Трудом прославил сам себя.
Талантами, как родниками,
Полна удмуртская земля.
Иродов Виталий
Из нищеты, невежества и мрака
Из нищеты, невежества и мрака,
Во тьме веков, бесправен, угнетён,
Искал народ удмуртский руку брата —
Народа русского, и руку принял он.
В чреде событий, в смене поколений
Чертили годы свой извечный круг,
И над планетой встал бессмертный Ленин —
Народам мира вождь, учитель, друг.
В СССР средь наций равноправных
Пришла и к нам желанная пора:
Страна удмуртов, равная средь равных,
Большой России младшая сестра.
Такая жизнь была бы прежде дивом:
В лесах кизнерских, на реке Чепце
Стоит она, мудра, щедра, Красива,
С мечтою светлой, с радостью в лице.
Шумят леса, цветут поля без края,
Свободным стал удмуртский человек…
Земля моя, Удмуртия родная,
Тебе, любимой, процветать вовек!
Тимонин Виктор
История удмуртского народа
Этническая группа сформировалась еще в 1 веке, а 15 ее земли стали частью Российского государства. До этого, от начала истории существования владения находились под началом Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Так кто такие удмурты или вотяки, как их называли древние соседи?
Первые упоминания о пермянах, которые положили начало существования коми и удмуртов, датируются 6 веком до нашей эры. Затем, под влиянием России на севере и татар на юге от месторасположения, утвердился новый народ со своей культурой и ценностями.
Принадлежит группа к финно-угорцам — это означает, что праотцами их были те же люди, кто населяет Восточную Прибалтику, Центральную Европу и Западную Сибирь. Центром развития исторически стал территория Прикамья, и где живут удмурты поныне. На сегодняшний момент большая часть населения сосредоточена в Удмуртской Республике и соседних областях Федерации, однако встретить коренного вотяка можно и в Казахстане, и в Украине, и в Беларуси.
1920 год знаменательный для народа, ведь им датируется первая официальная автономия в виде Вотской области. В Советском Союзе регион был известен, как Удмуртская АССР. Во время войны с фашистской Германией, жители героически работали на предприятиях, которые в короткие сроки были переквалифицированы на нужды фронта. Местами продукции создавалось столько, сколько не было сделано за предыдущие девяносто лет, а промышленность увеличила тем в пять раз.
Филиппова Лидия
Кырзанъес
Прожив всю жизнь в городе, душа человека рвется и стремится в родные места, в беззаботное детство, к точке отсчета.
Жаба гурт сярысь кырзан I Кычэ потэ, кычэ потэ, Вордскем местаме адземе. Кычэ потэ, кычэ потэ, Жаба гуртме адземе. II Жаба гуртын мон вордски, Вотка вылын мон буди, Туж шулдыр деревняе, Чупчы дурын со сылэ. III Коркае чебер овол, Пиосъёс отын овол, Косяктим Чупчы адске, Шумпотытэ со монэ. IV Чупчы дурэ мынысько, Отысь возьвыл адзысько, Сяськаос отын будо, Мон соосты октысько. V Чужез шунды кадь шунтэ, Тодьыез сайкыт каре, Гордэз яратон вае, Чагырез шумпотыгэ. VI Чушни отысь шедьтысько, Мон сое сийысько, Туж ческыт со потэ, Мынам коты соин тырэ. VII Пыдлогес ке пырысько, Горд сутэр но сийысько, Со мыным визь сётэ, Синъёсме ик бэрэктэ. VIII Кисьтаськысь песок вылын, Мон кема кылльылысько, Чупчыям пыласькысько, Сэрэ гуртам кошкысько. IX Гурт нимыд вочкиз тынад, Гордь Яр шуо ни тонэ, Мон но вочки и таре, Улыны кошки Каре. Х Жаба гуртме эн быдтэ Монэ эн вунэтэ, Миша-Лида мон вал- Корка нимы озьы вал. XI Мон тонэ яратысько. Уй вотам но адзисько, Тон мынам лул сюлэмы Ку ачимес адскомы?
«Палэзь сярысь» (Песня) Пичи дыръям палэзъ пукти, Мон сое будэти, Косяк улам со будэ, Со монэ яратэ. Пельдорам ик со лыктэ, Маке верамез потэ, Учкысько мон со вылэ, Пукты дорам шу шуэ. Шу татын уз буды, Шудэд шуэн уз луы, Со тонэ быдтоз, Ваменак тонэ чигоз. Тон монэ яратыськод, Пельдорам ик лыктыськод, Шумпотыса учкысько вылад, Палэзьдэ сиысько сайкак.
«Ошмес сярысь» (Стихотворение) Жаба гуртын мон вордски, Война вылын мон буди, Война вылын куазь пось улиз, Пось куазен сю куасьмылиз. Эсьняпиос дорын ошмес бызе, Корка нимзы соослэн озьы, Мон со доры ветлыли, Кезьыт вузэ юыли. Туж сайкыт солэн вуэз, Ошмеслэн ческыт вуэз. Кычэ со кисьтаське, Асме ик со возьматэ. Мон чем со доры ветлыли, Быземзе солэсь кылскыли, Вузэ коркам нуыли, Чай соин посятыли.
«Шунды сярысь» (Стихотворение) Вазь чукна шунды потиз, Со монэ сайкатиз, Йырме, бамме маялтиз, Со монэ шунтиз. Коркаме но со шунтэ, Югыт но сое карэ, Шумпотытэ со монэ, Султы ни мыным шуэ. Султэм бэрам педло поти, Шунды мынам борсям ветлиз, Гордь, гордъ бамме кариз, Собере со пуксиз. Шундыез яратоно, Шундылы тау кароно, Инмар сое аслэм сётиз, Дуннеын улыны косиз.
«Бубыли сярысь» (Стихотворение) Бакчаям мон поти, Бубыли отысь адзи, Туж чебер со потиз, Кутэме сое потиз. Лобаса улэ дорам, Кышкаса учке вылам, Эн кут шуэ монэ, Шумпотыто мон тонэ. Кема лобаса улиз, Мынам вьыам учкиз, Дорысьтым кошкиз, Кыдёке ...лобиз.
«Кучкыла сярысь» (Стихотворение) Кучкыла! Кучкыла! Малы тынад кузь нимыд? Тынад кылыд Кузь вылэм, Соин нимыд озьы вылэм. Моно тонэ сиисько Кылме кузь поттисько, Сялае ик потэ, Синъёсме ик берыктэ. Кучкыла! Кучкыла! Туж чырс тон вылэм, Тынад кылыд кузь вылэм, Соин нимьщ озьы вылэм.
«Узы сярысь» Шунды потиз, Гужем вуиз, Шунды шунтиз, Узы вуиз. Нюлэсэ мон мыни, Узыез отысь адзи, Ватскемен монэным шудо, Ми татын... соос шуо! Йыръёссэс мыкыртыллям, Турын полы ватскыллям. Чур! Мон тонэ шедьти! Корзинаям мон пони. Лузьёс дорам лобало, Монэ соос куртчыло, Шумпотыса октысько, Весь ке но, мон чидасько.
«Чупчы» Чупчые! Чупчые! Малы тон курекьяськод? Тынад вуэд кисьтаське, Монэ но со возьматэ. Мон вуад пыласькисько, Уясько но, омырскысько, Чорыгъёс но пыласько, Пыд бордам ик лякысько. Тонэ уг ни жаляло, Оломар но киськало, Вуэд пож потэ ни, Чорыгъёс но быро ни. Чупчые! Чупчые! Тау тыныд карысько, Дорад чэм ветлысько, Тон монэ возьмаськод.
Удмуртские новеллистические сказки
Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, — не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие удмуртских социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д.. Удмуртская новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она без аллегорий и каких-либо других форм иносказаний обнажает глубокие социальные противоречия, убеждает слушателей в несправедливости существующих общественных норм.