Ирина токмаковаиз уроков мудрослова. стихотворения и сказочные повести

Книга из уроков мудрослова. стихотворения и сказочные повести читать онлайн бесплатно, автор ирина токмакова – fictionbook

Литературная деятельность Ирины Токмаковой

 
Свою литературную деятельность Ирина начала довольно-таки поздно. Да и вообще Токмакова не собиралась заниматься литературой. Все произошло очень спонтанно. Однажды в Россию приехал господин Боргквист — энергетик родом из Швеции. В ходе совместной работы мужчина познакомился с юной переводчицей поближе. Он узнал, что Токмакова Ирина Петровна является поклонником шведской народной поэзии. Именно по этой причине мужчина прислал Токмаковой сборник детских шведских песенок, который предназначался для сына Ирины. Первые литературные переводы стихотворений были сделаны для домашнего использования. Однако муж Ирины — известный художник-иллюстратор Лев Токмаков — втайне от супруги отнес переводы стихотворений в издательство. Лев также нарисовал к переводам иллюстрации. В итоге издательство опубликовало произведение, и таким образом на свет появилась первая книга Ирины Токмаковой, которая называлась «Водят пчелы хоровод». Произошло сие событие в 1961 году.
 
Детская книга Токмаковой пользовалась довольно-таки большой популярностью. Это воодушевило Ирину, и она решила активно заняться литературной деятельностью. Таким образом, уже через год в свет выходит сборник ее собственных стихов под названием «Деревья». Как и в случае с «Водят пчелы хоровод», иллюстрации для произведения рисовал супруг Ирины.
 

Личная жизнь

С будущим супругом, художником Львом Алексеевичем Токмаковым, писательница познакомилась, будучи на третьем курсе филфака. Юноша тогда оканчивал Строгановское училище, а потом и вовсе уехал на Урал – работать по распределению. Так что пара поженилась только спустя несколько лет, в конце 50-х. А вскоре супруги стали родителями сына Василия.

Ирина Токмакова и ее муж Лев Токмаков

Именно Лев Алексеевич вернул жену в творчество, и всю оставшуюся жизнь супруги проработали в слаженном тандеме: она писала книги, а он рисовал к ним иллюстрации, создавал оформление. Обратиться друг к другу за помощью или советом было для них обычным делом.

Сын Василий Токмаков пошел по стопам матери, стал писателем, автором нескольких книг для дошкольников.

В 2010 году на 83-м году жизни Лев Алексеевич скончался. В этот же год Ирина Петровна потеряла сына. В последние годы жизни писательницу поддерживала единственная внучка Лидия.

Литература

В период учебы в аспирантуре Ирина была уже замужем за художником Львом Токмаковым и работала гидом-переводчиком. Однажды к ней в группу попал турист из Швеции, завязался разговор. Гость приятно удивился тому, что Токмакова знает его родной язык (второй язык в вузе), любит шведскую поэзию. По приезде на родину он отправил новой знакомой сборник шведских народных песен. Ирина тут же перевела несколько и стала читать маленькому сыну.

Поэтесса Ирина Токмакова

Супруг втайне отнес переводы стихов в детское издательство, и скоро их напечатали: в 1961 году вышла первая книга Токмаковой «Пчелы водят хоровод». Воодушевленная Ирина забросила диссертацию и стала не только переводить дальше, но и писать собственные стихи.

Отрицательную оценку творчеству Токмаковой дал знаменитый тогда поэт Василий Лебедев-Кумач – любимец Иосифа Сталина и всего советского народа. Тетрадку со стихами Ира передала через его дочку – дeвoчки учились в одном классе. А вот другой выдающийся поэт – Самуил Маршак, наоборот, вернул Ирину в творчество, вдохновил и открыл новую страницу в биографии. Детский поэт прочел в «Мурзилке» переводы детских стихов Ирины Токмаковой, позвонил и пригласил прийти.

А потом Самуил Яковлевич рекомендовал Ирину Токмакову в Союз писателей. К этому времени уже вышла ее первая книжка — сборник стихов «Деревья», иллюстрировал которую Лев Токмаков. Затем были «Времена года» (1962), «Звенелки» (1963). В 70-х появляются первые экранизации работ Ирины Токмаковой: мультфильмы «Загадочная планета» (по пьесе «Звездоход Федя», 1974), «Ростик и Кеша» (1979).

Ирина Токмакова и ее книги

Сама автор называет свои стихи «игра и радость». Даже о главном символе страны – Красной площади – пишет легко, живо и так, что запоминаешь с первого раза. А еще творчество Ирины Петровны зачастую несет образовательную функцию. С этими стихами детвора по сей день легко заучивает алфавит, счет, знаки препинания. Писательница просто делает буквы и цифры главными героями своих сказок и пускает в увлекательные приключения. Так родились бесконечно любимые детьми «Может, нуль не виноват» (1984), «Аля, Кляксич и буква А» (1968) и другие повести и рассказы.

В 80-е годы автор больше обращается к прозе. Одина за другой выходят из-под ее пера повести «И настанет веселое утро», «Маруся еще вернется», «Счастливо, Ивушкин». Их главными героями становятся добрые отважные ребята, которые ценят дружбу и верят в то, что добро побеждает зло.

Ирина Токмакова

Велик вклад Ирины Петровны в переводную литературу. На ее счету такие переводы, как «Питер Пэн» Джеймса Барри, «Мио, мой Мио» Астрид Линдгрен, сказки о муми-троллях Туве Янссон, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф и другие. А вот с современными фэнтези-произведениями работать отказывалась.

Поэтесса и прозаик много ездила по миру: работала в жюри Международной премии Г. Х. Андерсена, являлась члeном исполкома Международного совета по детской книге (IBBY). И сама удостоена почетными регалиями: лауреат Государственной премии России и Российской литературной премии имени Александра Грина.

Читательский дневник по стихотворению «Котята» Ирины Токмаковой

Название произведения: «Котята».

Жанр произведения: стихотворение.

Главные герои: Касьянка, Том, Плут, Хозяйка.

Касьянка, Том и Плут — шкодливые, но добрые котята.

Они любят играть и проказничать.

Хозяйка — добрая и заботливая.

Краткое содержание стихотворения «Котята»

У хозяйки было трое котят — Касьянка, Плут и Том.

Они любили проказничать, но во всём помогали своей хозяйке.

К тому же они спасли маленького щеглёнка и судака.

Хозяйка купила букварь и научила котят грамоте.

А они даже послание написали мышам, в котором указали, чтоб их боялись.

Основная мысль стиха «Котята»

Главная мысль произведения в том, что грамота всегда пригодится.

Основная идея стихотворения в том, что нужно находить время и на отдых, и на учёбу.

Краткий отзыв о стихотворении «Котята» для читательского дневника

Прочитав этот стих, я подумала о том, как весело можно жить, если у тебя есть добрые друзья.

С ними можно придумать столько увлекательных игр! Но важно и про учёбу не забывать. Это смешное и увлекательное стихотворение

Это смешное и увлекательное стихотворение.

Автору удалось рассказать не только про игры и баловство героев, но и про полезные занятия — помощь и учение.

Мне очень понравились три озорных котёнка. Они очень весёлые, но добрые.

Они не забывают помогать хозяйке, а ещё учатся читать и писать.

Я всем советую прочитать этот стих и подумать о том, что весело может быть не только в играх, но и в учении.

Пословицы к стихотворению

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Делу — время, потехе — час.
  • Ученье — свет, неученье — тьма.
  • Мы в ответе за тех, кого приручили.

Словарь неизвестных слов

  • Невежда – малообразованный, малосведущий человек.
  • Жмурки — игра в прятки.
  • Припарки, примочки — лечебные процедуры.

Семья

С будущим мужем, иллюстратором Львом Алексеевичем Токмаковым, Ирина Петровна познакомилась в студенческие годы. Юноша завершал обучение в Строгановском художественном училище, потом по распределению уехал работать на Урал. После нескольких лет разлуки и романа в письмах, молодые люди встретились, поженились, и уже никогда не расставались.

Всю жизнь супружеская пара проработала в слаженном творческом тандеме. Ирина писала стихи и повести, муж оформлял ее книги красочными иллюстрациями. Супруг был первым читателем, строгим критиком и редактором. Без его одобрительного согласия в свет не выходило ни одно произведение. Свой, наполненный любовью и творческим задором, семейный союз женщина считала огромной жизненной удачей и большим счастьем.

В 1958 году у пары родился сын. Василий Львович пошел по стопам мамы – литературное творчество стало делом всей его жизни. Он – автор книг для детей дошкольного возраста «Приходи и будь другом», «О чем говорил дятел», «Лесная соня». Несколько произведений мама с сыном создали совместно – «Новые приключения Наташи и Наушки», «Приключения в Тутитамии».

С мужем Львом Алексеевичем

В 2010 году скончался любимый супруг, следом за ним не стало сына. Последние восемь лет опорой для женщины была внучка Лидия. Писательница умерла в 2018 году, похоронена (согласно последней воле) в столице, на Армянском кладбище, рядом с мужем.

Токмакова Котята: читательский дневник как заполнить?

Читательский дневник для 1 класса можно заполнить так:

Ирина Токмакова, стихотворение «Котята».

Главные герои: трое котят, их звали Плут, Том и Касьянка, а также их хозяйка. Судя по всему немолодая уже женщина, что очень их любила. Котята был любознательные, добрые и трудолюбивые. Хотя иногда заигрывались и забывали о работе.

Трое котят жили у хозяйки. Они их очень любила. Котята то каток на кухне сделают, то с кротами играют в жмурки, хотя шли за капустой. Пришлось им спасать судака — бросить в воду, а также птенчиков — отнести их к маме и лечить. Хозяйка купила им Букварь и котята быстро научились писать. Они написали письмо мышам, чтоб те уходили из их дома.

________________­ _________________­ _____

Главная мысль:

Нужно жить в мире и дружбе, помогать тем, кто в беде. Котята старались помогать своей хозяйке, а она их баловала за это всякими вкусняшками и подарками и даже грамоте выучила.

________________­ _______________

А вот и картинки, две иллюстрации к стихотворению «Котята» Ирины Токмаковой.

Источник

Краткий перечень особых дат

Список важных биографических дат включает следующие события:

  1. 3 марта 1929 г. – День рождения (Москва).
  2. 1953 г. – окончание обучения на лингвистическом факультете Московского Государственного университета, и поступление в аспирантуру по специализации «общее и сравнительное языкознание»
  3. 1961 г. – публикация переводов шведского фольклора «Пчелы водят хоровод»
  4. 1962 г. – издание первых авторских стихотворных циклов «Деревья» и «Времена года»
  5. 1966 г. – публикация книги «Сосны шумят»
  6. 1968 г. – издание сборника детских произведений с обучающим уклоном «Ася, Кляксич и буква А»
  7. 1974 г. – мультипликационная экранизация авторской пьесы «Звездоход Федя» (мультфильм вышел под названием «Загадочная планета»).
  8. 1975 г. – вступление в ряды КПСС.
  9. 1975 г. – публикация книги «На родной земле. Предание»
  10. 1979 г. – мультипликационная экранизация сказки «Ростик и Кеша»
  11. 1980 г. – выход в свет сборника стихов «Летний ливень»
  12. 1984 г. – написание полюбившейся многим советским школьником сказочной истории «Может, 0 не виноват?»
  13. 1985 г. – публикация книги «Счастливого пути» (в 2003 году работа отмечена Государственной премией за достижения в области литературы и искусства).
  14. 1986 г. – издание сказочной повести «И настанет веселое утро»
  15. 2002 г. – награждение Премией Александра Грина за плодотворный труд на литературном поприще.
  16. 2008 г. – награждение Премией от Правительства Российской Федерации за создание вспомогательного учебного комплекта для уроков русского языка и литературы.
  17. 2013 г. – написание повести «Плим«», ставшей основой одноименного спектакля для радиослушателей.
  18. 5 апреля 2018 г. – дата cмepти. Прах знаменитой писательницы покоится на Армянском кладбище (Москва).

Детство и юность

Ирина Петровна родилась 3 марта 1929 года в Москве. Отец Петр Мануков (Манукян) работал инженером-электротехником. Мама Лидия Дилигенская – по профессии педиатр, заведовала столичным «Домом подкидышей». Здесь на первом этаже и жила семья Мануковых, другого жилья попросту не было.

Писательница Ирина Токмакова

Еще одним домочадцем была тетушка – сестра отца, она-то и занималась воспитанием Иры и ее старшей сестры Елены, вела хозяйство, готовила, шила. Лидия Александровна много работала: параллельно с основной службой преподавала в 1-м Медицинском институте курс детских болезней.

Поэзией в семье «болел» папа – очень любил творчество Пушкина. Часто сажал маленькую Иру на коленки и декламировал стихи. Отец и тетушка разговаривали с детьми и на русском, и на армянском. Наверное, поэтому языки давались Ирине легко. В школе с удовольствием учила немецкий, увлеклась английским. А еще дeвoчке легко давалась рифма, и как-то незаметно для себя она стала писать стихи.

Ирина Токмакова

В 1941 году семью Ирины вывезли в эвакуацию в Пензу. После войны Мануковы вновь вернулись в Москву. Близился выпускной класс, и Ирина стала готовиться к поступлению на филологический факультет МГУ, изменив давнему решению поступать в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию.

В университет дeвyшку взяли без экзаменов благодаря золотой медали. Столь же блестяще, с отличием, окончила вуз и поступила в аспирантуру.

Урок литературного чтения по теме: «Стихи И.П. Токмаковой»

Разделы: Начальная школа

Задачи:

обучающие – совершенствовать технику чтения,
работать над выразительностью,учиться
анализировать используемые автором в данном
произведении средства язы ковой
выразительности, делать разметку текста для
выразительного чтения: постановку логического
ударения, пауз.
развивающие — развивать творческое мышление,
эмоциональную сферу, воображение, память,
произвольное внимание, речь.
воспитательные — доброту, умение чувствовать
красоту слова, взаимоуважение. Оборудование: учебник “Родная речь” 2
часть, толковый словарь, словарные слова
(олицетворение), правила запоминания стихов,
портрет поэтессы, выставка книг И.П.Токмаковой

Оборудование: учебник “Родная речь” 2
часть, толковый словарь, словарные слова
(олицетворение), правила запоминания стихов,
портрет поэтессы, выставка книг И.П.Токмаковой.

Ход урока

1. Орг. момент

— Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?

— Сегодня вы знаете, у нас необычный урок.
Поприветствуйте наших гостей кивком головы.
Садитесь.

Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок!

2. Разминка.

Игра “Послушай – опиши” (осознание
словесного материала)

Цель: давайте поразмышляем о словах (
учитель показывает слово, а дети, увидев слово,
называют вкус, запах, звуки, которые оно может
издавать)

  • Кошка
  • Счастье
  • Слеза (слёзы радости)

3. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов В.Берестова по выбору, проверка
творческих работ.

4. Постановка цели урока.

— Сегодня мы повторим правила запоминания
наизусть стихотворений и познакомимся (или вновь
встретимся) с творчеством ещё одной детской
писательницы и поэтессы И.П.Токмаковой.

5. Изучение нового материала.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не
собиралась. Она работала переводчиком. Первая её
книжка для детей – перевод шотландских песенок
для собственного сына. Отец И.Токмаковой –
художник Лев Токмаков – увидел книжку и
нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на
свет первая книга. И.Токмакова пишет не только
стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.
Герой её стихотворений – очень внимательный к
окружающему миру, добрый и справедливый,
фантазёр и выдумщик. Он очень любит играть со
словами: повторять их, прятать слова внутри друг
друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном
слове её стихотворение “Плим”.

Перед тем как мы прочтём это стихотворение,
предлагаю вам игру “Угадай предмет”

Например:

1. Этим предметом чистят зубы.

2. Этот предмет раскрывают над головой, когда
идёт дождь.

3. Этим предметом играют в футбол.

Каждое слово имеет своё значение. А что
означает слово “плим”?

6. Речевая разминка

— Прочитайте чистоговорку.

  • Ти – ди – ти — мне домой идти
  • Ти – ти – ди – за руку меня веди.
  • Те – те – де – рыба водится в воде.
  • Те – де – те – хорошо читайте.

7. Чтение стихотворения “Плим” (про себя)

— Как вы думаете, кто мог придумать такое слово,
от чьего имени писательница написала это
стихотворение?

— Часто ли встречаются такие слова, которые
ничего не значат? Где мы можем их встречать?

— Как надо читать это стихотворение?

— Прочитайте выразительно.

8. Физминутка.

9. Речевая разминка.

— Прочитайте на одном выдохе: ста – сто – сту –
сты, смо – сму – сма – сми, сда – сдо – сду – сды.

— Прочитайте скороговорку четко и быстро: У Сени
и Сани в сенях сом с усами.

10. Продолжение изучения нового материала.

“В чудной стране” — читает учитель.

— К кому обращается И.Токмакова в конце
стихотворения?

— Верите ли вы ей? Почему?

— Где может находиться такая страна?

— Какие картины вы могли бы нарисовать к этому
стихотворению?

— Кого вам напомнил ботинок? А остальные вещи?

— Как характеризует писательницу то, что она в
простых, ничем не примечательных вещах видит
необычное?

— А вы внимательны?

Необычное сегодняшнее утро (описание)

— Прочитайте сами выразительно.

11. Самостоятельная работа над
стихотворением И.Токмаковой “Гном”. Чтение по
ролям.

(Гном – карлик охраняющий подземные сокровища)

— Зачем в дом приходит гном?

— Давайте прочитаем это стихотворение по ролям.

12. Закрепление нового материала.

Повторение правил запоминания стихов.

13 .Дом. задание.

2 группа – с.151-152 выучить понравившееся
стихотворение И.Токмаковой

1 группа – придумать небольшой рассказ о том,
как живётся разным жителям чудной страны,
составить иллюстрацию к придуманному рассказу.

14. Итог урока

— Что показалось удивительным вам сегодня на
уроке?

— Что восхитило вас?

— Как вы поработали?

Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.

Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»

Елена Николаевна Румянцева Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»

Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.

• Развитие артистических навыков.

• Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.

• Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.

• Социализация детей, расширение границ общения.

• Домик, волшебные деревья.

• Портрет Ирины Петровны Токмаковой, ее произведения.

• Презентация, ноутбук, телевизор.

• Детский игрушечный магнитофон.

• Магнитофон, CD с записью песни «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского, сл. И. Токмаковой).

•Накидки: елка (зеленого цвета) и мушка (серого цвета).

•Игрушки: цветок и жучок.

•Маски: 2 синицы и дятел; гусь, щенок, козел.

• Мнемотаблица для заучивания стихотворения; символические изображения типа воспроизведения стихотворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: