Почему ребенок не любит читать?
В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:
- Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
- Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
- Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
- В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.
Никакого насилия!
Как заинтересовать ребенка чтением, если он упрямится и ни в какую не хочет брать в руки книгу? Приобщать ребёнка к литературе необходимо терпеливо и спокойно
Если сегодня малыш не хочет начинать читать, то нужно переждать пару дней, но во время вынужденной паузы ненавязчиво подталкивать и объяснять, почему уметь читать так важно. Как пример, можно сожалеть о том, что когда ребёнок ещё чуть-чуть подрастёт, не сможет сам ходить в магазин, потому что не будет знать какой товар взять с полки
Или останется не у дел, когда вся семья начнёт сражение в настольную игру, потому что не сможет прочесть задание с карточек. Мотивация к чтению должна проходить в лёгкой, игровой форме — тогда процесс приобщения к многогранному миру литературы пройдёт безболезненно для всей семьи и оставит самые тёплые воспоминания о первой самостоятельно прочитанной книге.
В этой статье каждый, кто ищет ответ на вопрос как заинтересовать ребенка чтением? Найдёт подходящий для своего малыша вариант мотивации. Следуя этим простым советам и рекомендациям, знакомство с книгой и чтение пройдут легко и непринуждённо. Ребёнок и сам не заметит, как захочет вновь и вновь возвращаться к историям сказочных героев и волшебных миров. А задача взрослых поддержать юного читателя в этом и не забывать обеспечивать интересными красочными книгами!
Владимир Владимирович Маяковский
Русский поэт исключительно редкого дарования в сочетании с безудержной энергией. В начале литературной деятельности он поддерживал идеи футуристов. Они заключались в том, чтобы отбросить прочь классические художественные средства отображения реальности. По их мнению, стремительно меняющуюся действительность можно было изображать только с помощью новых форм и образов. Он безоговорочно принял революцию 1917 года и с энтузиазмом увлекся идеей утверждения нового миропорядка. Об этом его стихи, поэма «Хорошо!». Но произведения последнего периода творчества наводят на мысль о разочаровании. В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский открыто критикует бюрократизм. Бескомпромиссность, решительность, острый ум и резкое слово подняли его на вершину славы в начале пути и привели к трагическому финалу.
Рекомендации по приобретению детской литературы
Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?»
Какие же книги заинтересуют детей?
Независимо от возраста ребёнка, предлагайте книги, «проверенные временем», — те, которые мы сами читали в детстве. Они уж точно зарядят ребёнка положительными эмоциями, научат доброте, храбрости, честности. Конечно, время, в котором мы живём, тоже сказывается на подборе литературы
Это значит, что и у современных авторов есть достойные произведения, которые подойдут для чтения вашим детям.
Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».
Дошколятам выбирайте иллюстрированные, тематические разнообразные книги: об играх и игрушках, природе, животном мире, взаимоотношениях между людьми, семье, правилах гигиены и поведения.
Школьников заинтересует историческая и военная тематика, искусство, изобретения, фантастические приключения, путешествия и пр.
Обращайте внимание на то, чтобы в круг чтения детей вошли произведения с гуманистической направленностью, утверждающие добро, справедливость, равенство, труд, мир во всём мире, ценность жизни, здоровья и счастья. Ведь основная задача литературы – научить ребёнка осмысливать прочитанное, анализировать и делать выводы
Чтение должно развивать ум и душу ребёнка.
Это видео поможет учителям начальных классов привить ученикам любовь к чтению
https://www.youtube.com/watch?v=dyRPv41YoS0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Возьмите в руки книгу, дети! (https://www.youtube.com/watch?v=dyRPv41YoS0)
Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие. психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт. Помните, что читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.
Красивое поздравление с Днем писателя в стихах от души
Мы чествуем того, кто близок к слову, Кого Господь талантом наградил. Кто книгу завершив, садится снова Горя работой, не жалея сил. Кто жизнь свою не мыслит по-иному, И тех чье назначение — перо, Кого зовет вперед живое слово, Чье творчество прекрасно и добро. Желаем Вам в работе вдохновенья, Проектов новых, замыслов, идей! Отдачи полной, до самозабвенья. За книгами больших очередей!
Ни дня без строчки, мыслей умных стая — Как лист возьмешь, так улетит она, Но все-таки ты пишешь, хоть мешает Тебе погода, кошка и страна. Хочу я с Днем писателя поздравить, Тебе желаю с музой жить в ладу, Чтоб пред собою не пришлось лукавить, Идти у моды вдруг на поводу. Твори, пиши, рождай шедевры людям, Пускай читают их через века, А мы судить тебя по чести будем, Чтоб твердой мысль была, точна рука.
6 советов, как заинтересовать ребенка чтением
1. Совмещайте чтение с актерской игрой
Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом. Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.
2. Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер
Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше. Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку. Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра. Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.
3. Предоставьте право выбора ребенку
Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств
Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки. Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно
Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках. Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.
4. Покажите, что читать можно с любимого гаджета
Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?
5. Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы
Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом. Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.
6. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями
Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело. Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит. Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.
Зачем читать детям книги
Дети обожают, когда им читают
Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:
- расширяет представление ребёнка о мире
- знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
- влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка
- развивает мышление — как логическое, так и образное
- расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия
- учит правильно составлять предложения.
Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец)
Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык
Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.
Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.
Вот что происходит в моменты совместного чтения:
- Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
- Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
- При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
- Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.
Что даёт навык чтения
Процесс чтения может казаться примитивным навыком. Подумаешь, видишь буквы и произносишь их. На самом деле, за этим умением стоит огромная работа многих отделов мозга. Такой навык развивает множество областей «мозгового компьютера» ребенка. В дальнейшем любовь к чтению влияет на умение обучаться.
Дети для прочтения должны научиться концентрировать внимание на мелких деталях, а именно на буквах. Далее малыши учатся соотносить произнесённое слово с напечатанным. Они тренируют зрительную и слуховую память
Они тренируют зрительную и слуховую память.
Если малыш не обладает усидчивостью, не может сконцентрировать внимание более 1-5 минут на одном занятии и ведет себя чрезмерно активно, то это могут быть признаки СДВГ о котором стоит поговорить с врачом. Интеллектуальное развитие читающего ребенка стремительно набирает обороты. Растет словарный запас, улучшается речь, расширяется кругозор
Сам малыш воспринимает и понимает обращённые к нему слова эффективнее
Растет словарный запас, улучшается речь, расширяется кругозор. Сам малыш воспринимает и понимает обращённые к нему слова эффективнее
Интеллектуальное развитие читающего ребенка стремительно набирает обороты. Растет словарный запас, улучшается речь, расширяется кругозор. Сам малыш воспринимает и понимает обращённые к нему слова эффективнее.
Благодаря чтению идёт активное развитие эмоциональной сферы. Знакомясь с эмоциями героев сказок и рассказов, дети лучше понимают собственные чувства и чувства окружающих. Как результат, качество общения с друзьями и семьёй ребенка улучшается.
Книга даёт детям уникальный шанс познакомиться с окружающим миром и пережить тысячу эмоций. Но получит ли книжный опыт ребенок, зависит от родителей и их умению привить не просто интерес, а любовь к литературе.
Читаем и воспитываем
Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его.
Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.
Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.
Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:
- Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
- Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.
- Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.
- Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны.
- Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.
- Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.
- Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.
- Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.
- Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.
- Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.
- Обсуждайте с ребёнком прочитанное.
Хорошо, когда доме царит атмосфера уважения к книге
Борис Леонидович Пастернак
Один из крупнейших русских поэтов XX века. Время расцвета его творчества припало на непростой исторический период. Тем не менее он находил смысл поэзии в постижении сущности жизни. Значительной в его творчестве была идея взаимосвязи человека с миром. Так сборник стихов «Сестра моя – жизнь» поэт посвятил творчеству Лермонтова. Оно представлено символом бессмертия в стихотворении «Памяти Демона». Посредством поэзии Пастернак выражал свой взгляд на миропорядок, ценность и цель жизни, любовь, многомерность и гармоничность мира. Не может оставить равнодушным читателя своеобразный, уникальный стиль написания произведений.
Почему дети не любят читать
Сначала давайте разберёмся в том, почему современный ребёнок не хочет читать и какие действия родителей могут отбить у него охоту к книгам. Об этом сказано и написано много, но всё же стоит повторить информацию, чтобы разобраться в причинах и по возможности избежать подобной ситуации.
- Слишком раннее начало. Желание родителей как можно скорее научить читать не всегда оправданно. Многие дети в трёхлетнем возрасте хотя ещё лепить куличики в песочнице, а не читать книги, пусть даже интересные.
- «Репрессии». Прочитывание книг должно ассоциироваться исключительно с приятными эмоциями и впечатлениями. Нельзя упрашивать и тем более заставлять ребёнка корпеть над книжками. Если же родители принуждают к чтению, в дальнейшем подросток будет отказываться от подобного варианта времяпрепровождения.
- Наличие альтернативы. Сегодня дети окружены гаджетами и элементами виртуальной реальности. Дома несколько телевизоров, компьютеров, у каждого члена семьи (и у ребёнка с дошкольного возраста) – смартфон. Ребёнок получает возможность выбора: книги или телефон. И последний часто побеждает.
- Доступность информации. Ещё пару десятков лет назад чтобы подготовить доклад или сообщение, ребёнок вынужден был посетить библиотеку, изучить несколько энциклопедий. Сегодня же достаточно зайти в интернет, открыть пару-тройку источников, подготовить выступление за полчаса.
- Негативный пример взрослого. Если родители не любят читать, предпочитают в свободное время полежать на диване не с книжкой, а со смартфоном, то, с большой вероятностью, и ребёнок тоже не будет испытывать интереса к чтению.
Ещё один момент: мотивация к чтению у детей подросткового возраста очень часто снижается. В психологии это принято объяснять сменой авторитетов. Ребёнок теперь смотрит в большей степени не на родителя или педагога, а на ровесника. Так что подросток если и будет что-то читать, так это книгу, которую ему посоветует приятель.
Детские стихи
Существует уникальный способ воспитать умного, честного, доброго ребёнка. Мало родителей уделяет этому способу должное время, от недостатка знания его эффективности и простоты. Стихотворения это возможность показать сложное простыми словами. Пора вернуться к истокам воспитания с помощью детской литературы. И вот почему!
⦁ Они формируют позитивный образ мышления, добрый характер, гуманную манеру поведения, здоровое отношение к обществу. Иногда малыши не слышат, что говорят им родители, потому что не понимают их язык. Если объяснить им почему нельзя поступать плохо на примере героев из книжек, ребёнку будет интересно слушать маму, и проще будет понять смысл и содержание услышанного. ⦁ Для воспитания грамотности, интереса к чтению, художественного вкуса. Сейчас ребятишки забыли истинную ценность слова, у них пропал интерес к книгам. Всё это заменили гаджеты и мультфильмы, которые пагубно влияют на мозг. Только взрослые могут изменить положение, достаточно лишь привлечь сына или дочь к библиотеке. Детские стихи простые, поэтому их увлекательно слушать. Там есть юмор, захватывающий сюжет, интересные персонажи, которые напоминают ребёнку самого себя ⦁ Развивать: оба полушария головного мозга, речь, дикцию, слуховое восприятие, память. Начать читать можно с года, сначала небольшие четверостишия, прибаутки, колыбельные, затем объёмы побольше. Так как детский стих построен на рифме, его легче запоминать, повторять, и учить. Если одни и те же строки проговаривать несколько раз подряд вы заметите что ребёнок начинает заканчивать за вами предложение, или повторять строки целиком. ⦁ Изучение художественной литературы помогает дошкольнику подготовится к школе. Благодаря ритмичным предложениям развивается образное мышление и воображение. В младшем возрасте дошкольник воспринимает информацию на слух, ему приходится рисовать картинки услышанного в разуме. Это тренирует мыслительные процессы, поэтому, когда ребёнок становится на школьную ступень, ему проще даётся учебный материал. Вместе с подготовкой к школе, родители готовят дитя к общению со взрослым миром. Зачастую мы видим дошкольников, которые рассуждают не по годам. Раскроем секрет – это происходит благодаря чтению и слушанию книг. ⦁ Чтобы знакомить слушателя с классическими и современными авторами, воспитывать любовь к профессии писателя. Для чего им знать информацию об авторах книг? Ответ прост, для общей грамотности. Это как знания о важных исторических событиях.
7 вдохновляющих стихов для писателей, которым нужна передышка
Книги
by Джоанна Новак
Ханна Бертон для Bustle
Любой, кто называет себя писателем, знает, что ревизия — это не прогулка в парке — если, конечно, эта поговорка не была изобретена писатель, который знал, что парки — это просто места, где можно отвлечься, то есть время, когда вы не работаете над своим письмом, то есть неприятности. Редакция — это тяжелая работа, даже если это весело. (И да, иногда это может быть очень весело.) Когда коэффициент удовольствия равен нулю, а работа слишком тяжела, у вас может возникнуть соблазн… ну, сделать что угодно. (Вот насколько плохим может быть редактирование!) К счастью, вы можете избавить себя от агонии полной потери писательского духа, прочитав что-то, что гарантированно поможет вам в редактировании. Ребята, вы знаете, я говорю о стихах.
Роман другого писателя может засело в вашем мозгу, и обращение к идеальному рассказу может только спровоцировать зависть к словеснику, но стихотворение — верный способ улучшить вашу игру на повторение.
Отложите красную ручку или стикер, автор, и прочитайте одно из этих семи стихотворений.
В каком возрасте можно прививать детям любовь к чтению
Прививать интерес к книгам можно уже с начала обучения чтению. Оптимальным считается возраст в три четыре года
Но важно приучать ребенка не исходя из возраста, а самостоятельного интереса малыша к чтению
Прививать любовь к чтению необходимо по хотению самого ребенка
Для каждого возраста необходимо выбирать разные книги. Обычно с двух лет малыши начинают слушать с интересом и понимать, простые стишки-потешки. Поэтому родителям рекомендуется до четырех лет рифмованные стихотворения, а не прозу. После трех четырех лет уже рекомендуется заинтересовывать чадо к рассказам и сказкам в прозе, а после пяти приучать к энциклопедиям.
А вот уже с шестилетнего возраста, ребенок сам определяется с выбором интересных для него произведений и способен сам их себе подбирать. Родители в этот период должны помогать, но не давить на дитя. Помощь должна заключаться в советах, о том не будет ли трудно для прочтения и понимания произведение.
Важно! Не обязательно заставлять малышей любить чтение в три года. Каждый ребенок индивидуален. Он может полюбить книги в пять, три семь и даже в десять лет
Главное не оказывать давление
Он может полюбить книги в пять, три семь и даже в десять лет. Главное не оказывать давление.
От любви к чтению зависят успехи в учебе