Тема Родины в произведениях русских классиков
Эта тема является настолько всеобъемлющей, что так или иначе затрагивается в большинстве произведений русской классической литературы. Перечислим лишь некоторые из них
- Слово о полку Игореве
- А.С. Пушкин
Песнь о вещем Олеге
Н.В. Гоголь
Тарас Бульба
Н.А. Некрасов
Русские женщины
М.Ю. Лермонтов
Бородино
Родина
А.А. Ахматова
Мужество
Реквием
М.А. Булгаков
Белая Гвардия
Б.Л. Пастернак
Доктор Живаго
М. А. Шолохов
Тихий Дон
Поднятая целина
Судьба человека
В.М. Шукшин
Калина Красная
Живет такой парень
В.П. Астафьев
Царь-рыба
А.И. Солженицын
Матренин двор
В.Г. Распутин
Прощание с Матерой
Лирика А. Кольцова, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского и многих других.
«Русь», Иван Никитин
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
Красные дни календаря
Страница 28 — 29
1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.
День России |
12 июня — День России |
22 августа — День Государственного флага Российской Федерации | |
День знаний |
1 сентября — День знаний |
Международный день учителя |
5 октября — День международный день учителя |
День народного единства |
4 ноября — День народного единства |
День Конституции РФ |
12 декабря — День Конституции Российской Федерации |
Новый год |
1 января — Новый год |
День защитника Отечества |
23 февраля — День защитника Отечества |
Международный женский день |
8 марта — Международный женский день |
1 мая — День весны и труда | |
День победы |
9 мая — День Победы |
2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря ( по своему выбору). Придумай к ней подпись. Можно использовать фотографии из журналов.
С 8 марта!
Подборка книг о России и Родине для учеников начальных классов
Серия книг «Страницы истории нашей Родины»
Адель Алексеева
Колокольчик (об актрисе русского крепостного театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой)
Петр Алешковский
Как новгородцы на Югру ходили (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях)
Леонид Асанов
Все они люди храбрые (об истории одного из древних народов, населявших Русь — скифах)
Владислав Бахревский
И светом чудным озарены (о жизни русских святых: Княгини Ольги, Владимира Красное Солнышко, Александра Невского, Святейшего патриарха Тихона, Серафима Саровского и других).
Сергей Голицын
До самого синего Дона
Ладьи плывут на север
Про Бел-горюч камень
Сказание о Евпатии Коловрате
Яков Гордин
Полтавская битва
Александр Дорофеев
Ключ от моря (о взятии Петром I крепости Азов)
Корабельные пути (о строительстве Петровского флота)
Михаил Лободин, Михаил Бойцов
Мужество (о знаменитом русском полководце Петре Ивановиче Багратионе)
Анатолий Маркуша
Синее небо
Человек-птица (о знаменитых русских летчиках)
Елена Матвеева
Полярная звезда (о полярной экпедиции Георгия Яковлевича Седова) и многие другие книги серии.
Елена Симонова
Моя первая книга о России (иллюстрированная адаптированная энциклопедия об истории, географии, культуре России)
- Богатырская застава (сборник русских былин)
- Иван Никитин
Русь
В. Бенедиктов
Москва
«Вот говорят: Россия…», Вероника Тушнова
Вот говорят: Россия…
Реченьки да березки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жесткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведенные,—
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые…
Отдохнуть бы, да нет привычки
на коленях лежать им праздно…
Я куплю тебе рукавички,
хочешь — синие, хочешь — красные?
Не говори «не надо»,—
мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье свое держу их,
волнения не осиля.
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
С. 50-51. Чудесные цветники осенью
3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.
Определяем по атласу определителю Плешакова.
Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.
Фото для вклейки:
Георгина
1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.
2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.
Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.
1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.
лягушка жаба ящерица змея
2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.
Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.
Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.
3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.
Ответ: 1. Белка. 2. Мышь. 4. Впиши в текст названия животных.
На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.
«Русь», Александр Блок
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Погода
Страница 22 — 23
1. Практическая работа «Термометр».
1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.
Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?
Сходство разных термометрах, то что все они используются для измерения температуры. Различия разных термометрах заключается в сферах их применения, а также в диапазоне температур, нанесенном на шкалу.
3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.
Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.
Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.
Запиши числами:
десть градусов тепла - +10°C десять градусов мороза - -10°C ноль градусов - 0°C шесть градусов выше нуля - +6°C шесть градусов ниже ноля - -6°C
Запиши словами:
+5°C - пять градусов тепла. -7°C - семь градусов мороза.
4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.
Температура воздуха | Температура воды | Температура тела (отметить галочкой) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
в классе | на улице | в стакане №1 | в стакане №2 | менее +37°C | +37°C | более +37°C |
+24°C | -15°C | 10°C | 50°C |
5) Запиши определение.
Термометр - это прибор для измерения температуры.
Страница 24 — 25
2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.
Дождь |
Гроза |
Град |
Радуга |
Снег |
Туман |
Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать. 3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
Обозначения явлений природы
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.
«Вновь я посетил», А. С. Пушкин
…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Наш «Космический корабль» — Земля
Страница 8 — 9
1. Как ты представляешь себе Землю — наш «космический корабль»? Нарисуй.
Земля — наш космический корабль
2. Заполни пропуски в тексте.
Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонт. Граница этой поверхности получила название линия горизонта.
3. Обозначь на схемах стороны горизонта. Схему №1 заполни с помощью учебника. Закрой её ладонью или листом бумаги. Постарайся заполнить схему №2 самостоятельно, а затем проверь себя.
4. Практическая работа «Компас».
1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса.
Устройство компаса
*Картушка — круговая шкала (пластина с делениями) с обозначением сторон горизонта.
2) Выполни все действия по инструкции и определи стороны горизонта.
Как пользоваться компасом - Положи компас на ровную горизонтальную поверхность. - Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. - Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный - с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. - Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.
3. Расставьте на рабочем столе таблички с обозначением основных сторон света. 4. Допишите.
Компас - это прибор для определения сторон горизонта.
5. Разгадай кроссворд.
- Модель Земли (глобус).
- Самая северная точка нашей планеты (Северный полюс).
- Самая южная точка нашей планеты (Южный полюс).
- Огромные водные пространства на Земле (океаны).
- Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой (материки).
6. С помощью глобуса или самостоятельно определи материки по контуру. Подпиши названия материков.
Материки
Стр. 56-57. Птичьи секреты
1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.
См. фото.
Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.
Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.
2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».
Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.
Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.
3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия
Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ
Сделай рисунок и наклей фотографию.
Сойка.
Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.
«Черное море», Федор Тютчев
Пятнадцать лет с тех пор минуло,
Прошел событий целый ряд,
Но вера нас не обманула —
И севастопольского гула
Последний слышим мы раскат.
Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя;
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово;
То слово — русского царя.
И все, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой
, Так нагло, так самоуправно,
Пред честностью его державной
Все рушилось само собой.
И вот: свободная стихия, —
Сказал бы наш поэт родной, —
Шумишь ты, как во дни былые,
И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой!..
Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену;
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил — насилье пало:
Оно пошло, как ключ, ко дну.
Опять зовет и к делу нудит
Родную Русь твоя волна
, И к распре той, что бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.
И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В свое сочувственное лоно,
Отдашь ты нам — и без урона —
Бессмертный черноморский флот.
Да, в сердце русского народа
Святиться будет этот день, —
Он — наша внешняя свобода,
Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень…
«Ночь на Родине», Николай Рубцов
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сел не слыхивали грома!
Не встрепенется ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик…
Вернулся я, — былое не вернется!
Ну что же? Пусть хоть это остается,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
Список книг о Родине для учеников средней школы
Ветры Куликова поля (книга об истории древней русской земли, подвигах русских князей и многом другом)
Как Россия стала морской державой (научно-популярная книга повествует о морсом развитии России)
Александра Ишимова
История России в рассказах для детей (о важнейших событиях истории России, начиная с древнейших времен, повествуется простым и ярким языком)
Алла Кононова
История России в картинах русских художников (русская история через живописное искусство)
Храбрые славны вовеки! (сборник стихов поэтов XVIII—XIX веков о военной доблести русского народа)
С. Алексеев
Рассказы о Кутузове
Рассказы о Петре Первом
Сергей Максимов
Год на севере
Д. Мамин-Сибиряк
На реке Чусовой
В. Дорошевич
Сахалин
О. Тихомиров
Победы русского оружия
Книги о Родине для самых маленьких
Маленькие читатели оценят стихотворения о Родине и небольшие рассказы русских классиков.
С. Михалков.
Кремлёвские звёзды
П. Воронько.
Лучше нет родного края
• Г. Ладонщиков
Родная земля
Родное гнёздышко
Наша Родина
С добрым утром!
Т. Бокова
Родина
В. Орлов
Здравствуй, Родина моя
Л. Олифиров
Главные слова
А. Пришелец
Наш край
В. Степанов
Что мы Родиной зовём
Необъятная страна
В. Боков
Какая наша Родина!
П. Синявский
Родная земля
Россия
Рисунок
Родная песенка
М. Пожаров
Край родной
З. Александрова
Родина
К. Авдеенко
Дождик, дождик, где ты был?..
М. Исаковский
Поезжай за моря-океаны
А. Прокофьев
Родимая страна
И. Шаферан
Журавлёнок
Н. Асеев
Песня славы
В. Гудимов
Россия, Россия, Россия
Русский дом
Е. Пермяк
Сказка о большом колоколе
М. Пришвин
Весна света
И. Пивоварова
Мы пошли в театр
Стихи о Родине для дошкольников
1. П. Воронько «Лучше нет родного края»
Стихотворение для младших дошкольников о родном крае. Автор спрашивает у журавлей, где самая лучшая земля? Они ответили ему, что лучшая земля – это родной край.
2. Т. Бокова «Родина»
Стихотворение, разъясняющее детям понятие Родины. Это не только земля, но и родные люди, игрушки, дом, город – всё, что окружает ребёнка и ему дорого.
3. В. Степанов «Необъятная страна»
Стихотворение о необъятной России, о её красоте, природе и бескрайних полях. Произведение наполнено любовью к России и гордостью за неё.
4. Е. Кисляков «Россия – моя Родина»
Произведение, в котором автор признаётся в любви к своей стране. Он готов отказаться ради неё от любых благ, которые мог бы получить в другой стране. Это – его Родина, которую он всегда будет любить и никогда не предаст.
5. К. Симонов «Родина»
Стихотворение связано с Великой Отечественной войной. Автор пишет о любви к Родине и готовности защищать каждый её кусочек. В момент боя вспоминается не вся страна, а именно Родина. Это место, где он родился и вырос. Именно эта Родина – самое ценное, что есть в жизни. Воспоминание дает ему силы и мужество в сражении с врагом.
6. А. Жигулин «О, Родина!»
Стихотворение посвящено любви к Родине. Автор находит утешение в ней в самые печальные моменты жизни. Родина – самое дорогое место для него.
С. 66-69. Охрана природы осенью.
3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.
См. фото.
4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.
Гриб баран, водяной орех, мандаринка.
5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.
Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Константин Симонов
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.
1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.
Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.
2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.
Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.
3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.
Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).
4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.
Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.
Стр. 64-65. Будь здоров.
1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.
Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.
2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.
Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.
3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…
ИГРА «Высокий дуб»
В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.
Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.
Играют до тех пор, пока не надоест.
Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.
Время
Страница 12 — 13
1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.
Единицы измерения времени
Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.
По часам можно определить: часы, минуты, секунды. По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.
3. Практическая работа «Часы». 1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.
2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?
Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.
Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.
Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.
3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.
Слева на часах: 12 часов 39 минут. В центре на часах: 5 часов 20 минут. Справа на часах 11 часов 00 минут.
4) Допишите.
Часы - это прибор для измерения времени.
Книги об Отечественной войне 1812 года
Война и мир
Е.В. Тарле
Наполеон
Артуро Перес-Реверте
Тень орла
М.Н. Загоскин
Рославлев, или Русские в 1812 году
Геннадий Серебряков
Денис Давыдов
Денис Давыдов
Военные записки
Надежда Дурова
Записки кавалерист-девицы
Юрий Когинов
Багратион. Бог рати он
Н. Рыленков
На старой смоленской дороге
Константин Сергиенко
Бородинское пробуждение
Г.П. Данилевский
Сожженная Москва
Олег Михайлов
Кутузов
Эдвард Радзинский
Наполеон: жизнь после смерти
Федор Глинка
Письма русского офицера
П. Краснов, В. Биркин
Атаман Платов
Александр Дюма
Наполеон. Жизнеописание
Завершить обзор книг о Родине хочется словами изветсного русского историка и философа Д.С. Лихачева: «Прошлое должно служить современности! Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам народа».
Ход Занятия
Воспитатель.
— В какой стране мы живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
— Что такое традиции? (Ответы детей)
Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
— Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди. чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должны быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
— Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? ( дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин, кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
— Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
— А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка : свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
— Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
— Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)
— Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки.)
Другие народы России тоже занимаются народными промыслами : на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.
У осетин и ингушей – халва, пахлава.
Татары делают вкусные сладости, например чак –чак.
Итог занятия
Воспитатель.
— Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.