Детство
Огромные глаза, как у нарядной куклы,Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,Доверчиво-ясны и правильно округлы,Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаенИ сельский этот дом, и сад, и огород,Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,Шершавый хмель ползёт по столбику крыльца.А девочка глядит. И в этом чистом взореОтображён весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервыеОчаровал её, как чудо из чудес,И в глубь души её, как спутники живые,Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смутыИ счастье к ней придёт. Но и жена, и мать,Она блаженный смысл короткой той минутВплоть до седых волос всё будет вспоминать.
(Николай Заболоцкий)
Как изучать поэзию с удовольствием
Чтобы помочь педагогам, ученикам и их родителям в изучении поэзии, эксперты из ГК «Просвещение» создали ресурс «Учим стихи».
Сервис включает материал по всей школьной программе — начиная с уроков литературного чтения в 1 классе и заканчивая литературой в 11-м. Тексты подобраны в соответствии с учебниками, по которым сейчас занимаются в российских школах.
На сайте есть:
- аудиобиблиотека профессионального чтения;
- комментарии к непонятным словам;
- иллюстрации к целым стихотворениями или их фрагментам в виде рисунков, репродукций или фотографий;
- алгоритмы заучивания;
- тематические каталоги с фильтрами — начиная временами года и заканчивая праздниками и памятными датами.
Особое внимание уделено незнакомым словам и понятиям, так как часто именно они приводят к непониманию. В эту категорию попали историзмы и архаизмы, «высокая лексика», оттенки чувств и цветов, некоторые деепричастия
Они даны в сносках, которые открываются по клику. В пояснениях дается значение, в котором слово употреблено в конкретном тексте.
Сервис предлагает специальную методику для заучивания стихотворений:
- Прослушать текст, рассмотреть иллюстрации.
- Мысленно воссоздать происходящее, понять настроение. Здесь можно обратиться к сноскам, представить все в воображении.
- Прочитать выразительно текст целиком, представляя полную картину жизни. Вариант: записать себя на диктофон, чтобы послушать, насколько удалось выразить настроение и подчеркнуть интонацией слова, которые его ярко описывают.
- Прочитать по памяти.
Эксперты отмечают, что если ребенок вдумчиво подходит к содержанию стихотворения и может проникнуться эмоциями, которые хотел передать автор, никакая зубрежка не понадобится. Когда текст разобран и внимательно прочитан, школьнику достаточно просто прочитать его еще раз — и он легко воспроизведет его по памяти, опираясь на воображение и понятые смыслы.
Опробовать сервис «Учим стихи» и дать обратную связь педагоги могут с 6 сентября в рамках закрытого тестирования. Подробная информация на сайте.
Запись лектория «Учим стихи» в школе и дома. Новый цифровой инструмент для учителя и ребенка», а также презентация эксперта доступны по ссылке.
Партнерский материал
Несложные стихи для заучивания наизусть детям 4-5 лет по программе Васильевой
Программа М. А. Васильевой включает чтение малышам произведений отечественных и иностранных поэтов. Объем для заучивания наизусть несколько больше. Впрочем, малыши отлично справляются с этой задачей.
***Комарики неумные,Неумные и шумные,Столпились в целый рой,Повисли над водой.
Весёлая летуньица,Касатка-щебетуньица,Пропела комарам:«Жужжать уж будет вам,
Любезные сударики,Комарики-макарики,Довольно вам летать», —И стала их глотать.Константин Бальмонт «Комарики-макарики»
***Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснётсяИ заплачет спросонья.Константин Бальмонт «Осень»
***Люди ездили по свету,Усадив себя в карету.Но пришёл двадцатый векСел в машину человек.
Тут пошло такое дело!В городах затарахтело.Шум моторов, шорох шинМчатся тысячи машин.
В паровые тихоходыЗабирались пешеходы.И могли они в путиНа ходу легко сойти.
А теперь под стук колёсНас везёт электровоз.Не успел двух слов сказатьСмотришь: надо вылезать!
Корабли такими были —Как игрушечные, плыли.Плыли месяц, плыли год…Появился пароход!
А сегодня в океаныВыплывают великаны.Удивляет белый светБыстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный,Поднимался шар воздушный.Человек умел мечтать,Человек хотел летать!
Миновал за годом год…Появился самолёт!В кресло сел, завтрак съел.Что такое? Прилетел!
Ну, а это, ну, а это —Кругосветная ракета!От кареты до ракет!Это чудо или нет?Сергей Михалков «От кареты до ракеты»
***«Расскажи, мотылёк,Чем живёшь ты, дружок?Как тебе не устатьДень-деньской всё порхать?»
«Я живу средь лугов,В блеске летнего дня;Ароматы цветов —Вот вся пища моя!
Но короток мой век —Он не долее дня;Будь же добр, человек,И не трогай меня!»Лев Модзалевский «Мотылёк»
***Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»Сергей Есенин «С добрым утром!»
Стихи Сергея Есенина
Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.
Думы
Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!
Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!
Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?
Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!
***
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Звезды
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Ты ушла и ко мне не вернешься…
Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.
Поделиться статьей с друзьями!
70
Поделились
“Зачем, как и какие учить стихотворения с детьми 2-3 лет”(практические советы и рекомендации) | Статья по развитию речи (младшая группа):
“Зачем, как и какие стихи учить с детьми 2-3 лет”
(Практические советы и рекомендации)
Подготовила: Апевалова М. Н.
Многие родители знают золотое правило: чем больше сказок и стишков вы читаете ребенку с самого раннего возраста, тем быстрее развивается его интеллект. Стихи для детей 2-3 лет короткие и легкие для заучивания наизусть. Секрет прост: ребенок, услышав новое для себя слово, непременно заинтересуется им. Таким образом, вы постепенно и ненавязчиво расширяете кругозор крохи, помогаете ему активно познавать мир. Заучивание детьми стихов — один из самых важных развивающих, воспитательных и обучающих моментов. Детские стихи для заучивания наизусть мелодичны, они не просто легко заучиваются, но и пробуждают интерес малыша к книге. Не случайно многие детские писатели (С. Маршак, Б. Заходер, С. Михалков, К. Чуковский) писали большинство своих произведений именно в рифмованной форме.
Учить стихи наизусть с ребенком 2-3 лет очень полезно для развития речи, памяти, воображения, пополнения словарного запаса. Малыш учится говорить и говорить стихами – красивым литературным языком. Учите стихи вместе с детьми, показывайте, как читать их выразительно!
Своим отношением и вовлечением, дорогие мамочки, вы привьете ребенку правильные ценности и ускорите его развитие.
Стихи для детей младшей группы детского сада
Цели:— формирование умения внимательно слушать стихотворение, эмоционально реагировать на его содержание;— создание интереса к стихам, желания их выучить, прочитать;— активизация знаний об окружающем, связывание их с личным опытом детей.Задачи:— учить понимать содержание стихотворения, видеть связь между названием стиха и его содержанием, замечать выразительные средства речи в произведениях, осознавать значение образных слов;— упражнять в осмысленном использовании средств интонационной выразительности.
Чтение стихов сопровождайте показом игрушек, картинок. Побуждайте детей производить с игрушкой действие, которое описано в стихотворении, договаривать фразу, проговаривать ее целиком, использовать соответствующие интонации.При заучивании стихов можно использовать графические рисунки к каждой строчке для лучшего запоминания, сопровождая каждую фразу соответствующими действиями, движениями.
Учить стихи, играя, намного интереснее и для мам и для малышей!
Известный стих Ладушки
Ладушки, ладушки,Испечём оладушки.На окно поставим.Остывать заставим.А остынут — поедим,И воробышкам дадим.
Детский стих “Мышонок”
У мышонка целый пир,Ест мышонок вкусный сыр.Маму просит:«Пи-пи-пи!Сыра мне еще купи!»
Стишок про киску
Киска бантиком играла,Тихо лапками катала,Убегала, догоняла:«Мяу! Мяу! Я устала!»
Мяч
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик:
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
САМОЛЕТ
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Стих для малышей Пальчики
Раз, два, три, четыре, пятьПошли пальчики гулять,Подружились, покружилисьИ друг другу поклонились!
Водичка
Водичка, водичка,Умой моё личико,Чтобы глазки блестели,Чтобы щёчки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.
Стихотворение наизусть перед едой
Супчик ели, Супчик ели, Поскорей бы супчик съели! Много кушать? Ну так что ж, Ай да супчик! Ай , хорош!
Ты ещё не можешь говорить
Ты ещё не можешь говорить.И о жизни ничего не знаешь.Спит в тебе мальчишеская прыть.Неизвестно, кем ты после станешь.
Как все дети — ты смешон и мил.И хотя ещё так мало прожил,Всё ты в доме нашем изменил.Да и нас, поди, изменишь тоже.
(Андрей Дементьев)
Стихи помогают малышам развивать речь и погружаться в фонетическую игру звуков. Детям постарше стихи нужны уже для развития памяти и мышления. Но, пожалуй, главный эффект поэзии во все времена заключается в том, что хороший стих про детей доведёт до слёз и школьника, и взрослого. И это необязательно будут слёзы грусти, это могут быть слёзы радости и ностальгии. Поэтому не ленитесь и не стесняйтесь всей семьёй читать стихи, даже если они написаны детскими авторами.
Андрей Усачев
“Сначала я хотел быть путешественником, потом я хотел быть геологом, потом музыкантом, а в итоге стал писателем. Не всякий писатель сразу знает, что он станет писателем. Толстой, например, сначала был военным…”
А Усачев еще и драматург, и сценарист. Помните “Умную собачку Соню”? Это именно он ее придумал. Потому что вместо дочки Сони у него родился сын Миша – так не пропадать же было такому хорошему имени!..
Три брата Три брата-акробата Пошли однажды в парк: Один – с зонтом, Другой – с котом, А третий – просто так. Вдруг хлынул дождь… Скорей под зонт! Но мало проку в том: Втроем никак не влезть под зонт, Тем более – с котом. И все же братья под дождем Пришли домой сухими: Один – с зонтом, Другой – с котом, А третий – с остальными!
Как работает память
Процесс сохранения информации в нашей памяти можно разбить на три этапа:
- Запоминание. Когда мы видим, слышим или чувствуем что-либо посредством наших каналов восприятия, наш мозг обрабатывает эту информацию, трансформируя ее в звук, изображение либо значение, после чего сохраняет в кратковременной памяти.
- Хранение. На данной стадии закодированная информация перемещается из кратковременной памяти в долгосрочную.
- Воспроизведение. Третий этап – это произвольное либо непроизвольное воспоминание. В какой-то момент наш мозг извлекает записанные в него данные и возвращает их в сознание.
Проблемы с памятью могут проявляться на любом из перечисленных этапов
То, что для нас действительно интересно и важно, запоминается более эффективно, но с другими сведениями часто возникают сложности
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Петр Синявский
“Иногда сижу в ресторане или иду по улице, и что-то вдруг придумывается. Книжку «Грибная электричка» я писал минут сорок, а «Зеленую аптеку» – семь лет”.
Синявский начал писать стихи аж в сорок лет, но первую песню – в двадцать пять. До того, как сделаться писателем и поэтом, он был музыкантом. И сейчас свои вещи исполняет под гитару. Залы с удовольствием подпевают!
Штранная иштория Встретил жук в одном лесу Симпатичную осу. – Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться. Увазаемый прохозый, Ну на сто это похозе! Вы не представляете, Как вы сепелявите! И красавица оса Улетела в небеса. Штранная гражданка, Наверно, иноштранка. Жук с досады кренделями По поляне носится. – Это ж надо было так Опроштоволоситься! Как бы вновь не окажаться В положении таком – Надо срочно жаниматься Иноштранным языком.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Мы — друзья
С виду мыНе очень схожи:Петька толстый,Я худой,Не похожи мы, а всё жеНас не разольешь водой!
Дело в том,Что он и я —Закадычные друзья!Всё мы делаем вдвоём.Даже вместе…Отстаём!
Дружба дружбою,ОднакоИ у нас случилась драка.Был, конечно, важный повод.Очень важный повод был!Помнишь, Петя?— Что-то, Вова,Позабыл!— И я забыл… Ну, неважно! Дрались честно,Как положено друзьям:Я как стукну!— Я как тресну!— Он как даст!— А я как дам!.. Скоро в ход пошли портфели.Книжки в воздух полетели.Словом, скромничать не буду —Драка вышла хоть куда!Только смотрим — что за чудо?С нас ручьём бежит вода!Это Вовкина сестраОблила нас из ведра!
Скоро в ход пошли портфели.Книжки в воздух полетели.Словом, скромничать не буду —Драка вышла хоть куда!Только смотрим — что за чудо?С нас ручьём бежит вода!Это Вовкина сестраОблила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,А она ещё смеется:— Вы действительно друзья!Вас водой разлить нельзя!
Как разучить стихотворение с ребёнком
Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).
При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.
Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение
Поэзия Эдуарда Асадова
Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.
***
Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.
Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.
Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.
Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.
А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.
***
Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!
***
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
***
Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.
***
Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.
***
Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!
***
Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.
У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.
Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!
***
— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!
Михаил Векслер
“Я придумал себе такое определение: «сочинитель». Я даже избегаю слова «стихи». Либо заменяю его словом «тексты», либо называю их – придумал такое слово – «векслеростишья»”.
Одессит Векслер – тот самый талант, чья ближайшая родственница – краткость. Любые его стихи, и детские, и недетские, запоминаются мгновенно – и прекрасно цитируются на каждом шагу!
*** Идя своей дорожкою, Ем пирожки с картошкою. Потом иду и думаю: “Куда я дел еду мою?” *** Я шел вдоль берега. Скучал. К моллюску в домик постучал. “Добро пожаловать!” – услышал, Но не вошел. И он не вышел. *** И с собачьим языком, И с кошачьим я знаком: Псов и кошек понимаю С полугава, с полумяу.
Советы по развитию памяти
Мы рассмотрели 6 методик для тренировки памяти. В дополнение приведем ряд рекомендаций, выполнение которых поможет улучшить вашу способность запоминать информацию.
Различные исследования по изучению взаимосвязи сна и памяти говорят о том, что сон не менее 8 часов в сутки играет решающую роль в нормальной работе мозга, тогда как недостаток сна ухудшает память. Перед сном выполняйте такое упражнение: воспроизведите в уме все события прошедшего дня, вспомните как важные, так и совсем незначительные детали. Подключите зрительную память: попробуйте воссоздать в своем воображении мимику людей, с которыми вы разговаривали
Визуализируя свой день, вы не только укрепляете память, но и стимулируете воображение.
Больше читайте – во время этого занятия повышается мозговая активность и улучшается кровообращение, чтение поддерживает тонус нейронов и синапсов нашего мозга, а их активная работа улучшает память и внимание. Как выяснили ученые из Канады, лучше запоминать информацию и дольше удерживать ее в памяти помогает чтение вслух.
Еще одно упражнение – произнесение слов наоборот – развивает воспроизведение, то есть тренирует быстрое получение из памяти нужных данных
Занятие на первых порах не такое уж простое, поэтому для начала можно посоветовать произносить в обратном порядке алфавит. Чем более высокой скорости произнесения вы добьетесь, тем лучше. Также отлично стимулирует воспроизведение устный счет – решение арифметических задач в уме.
Изучение иностранного языка – известный способ улучшить память. В процессе вы активизируете свой мозг, научитесь структурировать сведения и анализировать их. Даже запоминание всего нескольких слов в день даст заметный результат уже через месяц.
Составление интеллект-карт (mind-mapping), согласно исследованиям, задействует радиантное мышление, которое присуще нашему мозгу, и способствует лучшему пониманию и усвоению новых сведений, а также улучшает качество запоминания.
Существует множество онлайн-игр и приложений для смартфона, созданных для тренировки различных видов и механизмов памяти. Выберите интересный именно вам вариант, но не забывайте периодически менять игры, так как наш мозг быстро привыкает к одному типу заданий.
Большинство людей лучше запоминает информацию, когда она визуализирована. Рисуйте графики и задействуйте разноцветные маркеры – так вероятность, что вы запомните все детали, многократно возрастет.
Считается полезным периодически устраивать своему мозгу встряску. Тренируйте мозг, меняя привычный ход вещей: выбирайте новые маршруты, если вы правша, пробуйте писать или пользоваться компьютерной мышью левой рукой (и наоборот) и т.д
Такие занятия заставят мозг запоминать непривычную последовательность и научат лучше ориентироваться в пространстве.
Мозг функционирует тем эффективнее, чем чаще и интенсивнее вы его нагружаете, поэтому старайтесь больше полагаться на память, меньше записывайте информацию, реже пользуйтесь поисковиками.
Включайте внимание, старайтесь чаще фокусироваться на том, что в данный момент делаете. Память и внимание тесно переплетены: то, чему мы не уделили достаточно внимания, как правило, вспомнить потом удается с большим трудом
Таким образом, улучшая концентрацию, мы способствуем развитию памяти.
Для лучшего запоминания старайтесь проассоциировать новые сведения с тем, что вы уже знаете. Установка связи между новыми идеями и уже имеющимися воспоминаниями увеличивает шансы, что вы легко вспомните недавно полученную информацию.
Михаил Яснов
“В детстве я был уверен, что стану большим серьезным поэтом. Потом к стихам прибавился перевод, детская поэзия, эссеистика, рецензии, статьи, история… В результате получился кентавр”.
Яснов подарил детской литературе (то есть, нам!) огромное количество переводов с французского – и аж шестьдесят книжек собственных стихов для детей.
*** Я утром вышел из дверей – Кругом была весна, И стая мыльных пузырей Летела из окна. Она летела так и сяк, И вбок, и вдаль, и вширь, А впереди летел вожак – Большой такой пузырь. Сперва вперед, потом назад, И вниз, и вверх опять, – Но пузырей и пузырят Никак не мог собрать. Один, веселый как во сне, На проводах повис, Другой, поднявшись по стене, Уселся на карниз. А третий, солнцем ослеплен, Свистел: “Фа-ми-ре-до…” И полетел на старый клен, – Наверно, вить гнездо.
Наталья Хрущева
“Областью моих исследований были процессы, проходящие в твердых телах при облучении электронами. Во всем этом была своеобразная поэзия: «демон Максвелла», «сфера Эвальда», «зона Бриллюэна»…”
После рождения дочери Насти свершилось чудо: серьезный физик ударился оземь и превратился в детского лирика! Кроме детской аудитории в целом, отдельно повезло Санкт-Петербургскому театру “Зазеркалье”, где Наталья заведует литчастью.
Мой папа – ученый-философ Мой папа – ученый-философ, Он верит: учение – свет, Он множество ставит вопросов И ищет на каждый ответ. Пуская колечки из дыма, Очки водрузивши на нос, “Что может быть неизгладимо?” – Он задал однажды вопрос. Тут каждый подумал немножко И высказал мненье свое: Я весело выкрикнул: “Кошка!” А мама вздохнула: “Белье…”
Что не так с поэзией?
А как пробудить интерес к поэзии? Какие приемы есть в распоряжении современного учителя?
Тексты читать сложно, а стихи — архисложно. Но если стихи звучат, если они перед глазами, и если есть при этом возможность заглянуть в словарик с непонятными словами, то процесс прочтения и заучивания становится проще.
Так можно развивать читательскую грамотность. И тут есть целый простор для фантазии — даже если вернуться к тому, с чего мы начали — к Маяковскому и его «Тучкиным штучкам». Зайдите на сервис и найдите все произведения с тучами и облаками. Даже если их нет в названии, то они могут быть внутри самого стихотворения.
Задайте вопрос: чем туча Пушкина отличается от облаков Блока, от Лермонтовских туч, от туч Полонского и Тютчева? Почему вообще к этому образу поэты так часто обращаются? Ведь тучи бывают грозовые, мрачные, а бывают просто серые облака. Тучи — это ведь образ людей, это не просто природное явление.
В сервисе «Учим стихи» есть еще и музыка. Ну и профессиональное прочтение, деление на смысловые блоки, подсказки, толкование непонятных слов — все это хорошо помогает воспринять стихотворение, пропустить его через себя и стать тем самым осознанным читателем, увидеть, как я уже говорила, себя в стихотворении и стихотворение в себе.
«Учим стихи» — сервис для учеников, которые заучивают стихотворения наизусть, и для учителей, которые хотят провести урок интересно. Иллюстрации к стихотворениям помогают запомнить поэтические образы, которые станут опорой для понимания смысла и заучивания. Словарик для каждого стихотворения содержит объяснения непонятных слов.
Можно даже дать ребятам такое задание с использованием сервиса: по ключевым словам, которые даны в словарике к каждому конкретному стихотворению, определить, из какого произведения они взяты, кто его автор. Еще один вариант: сделать такой разбор по иллюстрациям.