Распределяю время
Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.
Можно порекомендовать такой план:
- Первый день. Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
- Второй день. Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.
Способ «пирамиды»
Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.
Третий день. Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.
Как изучать поэзию с удовольствием
Чтобы помочь педагогам, ученикам и их родителям в изучении поэзии, эксперты из ГК «Просвещение» создали ресурс «Учим стихи».
Сервис включает материал по всей школьной программе — начиная с уроков литературного чтения в 1 классе и заканчивая литературой в 11-м. Тексты подобраны в соответствии с учебниками, по которым сейчас занимаются в российских школах.
На сайте есть:
- аудиобиблиотека профессионального чтения;
- комментарии к непонятным словам;
- иллюстрации к целым стихотворениями или их фрагментам в виде рисунков, репродукций или фотографий;
- алгоритмы заучивания;
- тематические каталоги с фильтрами — начиная временами года и заканчивая праздниками и памятными датами.
Особое внимание уделено незнакомым словам и понятиям, так как часто именно они приводят к непониманию. В эту категорию попали историзмы и архаизмы, «высокая лексика», оттенки чувств и цветов, некоторые деепричастия
Они даны в сносках, которые открываются по клику. В пояснениях дается значение, в котором слово употреблено в конкретном тексте.
Сервис предлагает специальную методику для заучивания стихотворений:
- Прослушать текст, рассмотреть иллюстрации.
- Мысленно воссоздать происходящее, понять настроение. Здесь можно обратиться к сноскам, представить все в воображении.
- Прочитать выразительно текст целиком, представляя полную картину жизни. Вариант: записать себя на диктофон, чтобы послушать, насколько удалось выразить настроение и подчеркнуть интонацией слова, которые его ярко описывают.
- Прочитать по памяти.
Эксперты отмечают, что если ребенок вдумчиво подходит к содержанию стихотворения и может проникнуться эмоциями, которые хотел передать автор, никакая зубрежка не понадобится. Когда текст разобран и внимательно прочитан, школьнику достаточно просто прочитать его еще раз — и он легко воспроизведет его по памяти, опираясь на воображение и понятые смыслы.
Опробовать сервис «Учим стихи» и дать обратную связь педагоги могут с 6 сентября в рамках закрытого тестирования. Подробная информация на сайте.
Запись лектория «Учим стихи» в школе и дома. Новый цифровой инструмент для учителя и ребенка», а также презентация эксперта доступны по ссылке.
Партнерский материал
Метод караоке — помогает легче учить стихи
Попробуйте выучить стихотворение Владимира Маяковского с помощью этого видео ролика. Автор читает вслух и помогает более простому запоминанию текста.
Маяковский — «Послушайте»
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной? И, надрываясь
Далее
в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Нравиться читать и учить стихи — пишите как вы это делаете.
А занаете ли вы, кто автор строк на заставке к этой статье? И кто перевел эти строки на русский язык?
Все просто:
Автор строк — Иога́нн Во́льфганг Гете. А перевел это короткое стихотворение с немецкого языка — Михаил Юрьевич Лермонтов
Почему школьники не любят поэзию
Поэзия не только воспитывает вкус и совесть, но и приносит практическую пользу. Например, известно, что заучивание стихотворений наизусть развивает:
- мышление;
- речь и словарный запас;
- память;
- воображение;
- кругозор;
- музыкальный слух и чувство ритма;
- коммуникативные навыки;
- способности к публичным выступлениям.
Но далеко не всем школьникам эта польза очевидна. И даже если учитель интересно рассказывает о поэзии и вызывает у класса эмоциональный отклик, когда дело доходит до самостоятельного чтения, энтузиазм у детей часто пропадает. Эксперты «Просвещения» выяснили, что у большинства учеников и студентов одинаковые причины неприязни к лирике.
- «Зачем учить стихи, если их можно прочитать в интернете?». Ребенок не осознает, что знать поэзию — значит обладать широким кругозором.
- «Меня заставляют зубрить». У ребенка не создана мотивация учить стихи, следовательно, он воспринимает их как нечто скучное.
- «В стихах ничего непонятно». Очевидно, что совсем «ничего непонятно» быть не может, а значит, это сигнал о том, что ребенок не знает значение некоторых слов или понятий.
- «Трачу много времени на заучивание». У ребенка нет методики, по которой он мог бы выучить стихотворение быстро и интересно.
- «В стихах ничего не происходит». Ребенок не осознает, что лирика — это отдельный род литературы, в котором, как правило, важны не столько события, сколько переживания и настроение.
- «Стесняюсь рассказывать перед классом». У ребенка нет навыков выступлений на публике, и он не знает, как правильно подавать стихи.
Что мешает учить стихи наизусть
Одна из самых распространенных причин, по которой детям не дается именно заучивание поэзии, — это непонимание содержания. Незнакомые слова, реалии, в которых ребенок не жил, философские понятия, с которыми он не знаком, мешают прочувствовать стихотворение, вникнуть в ход мыслей лирического героя. Так произведение превращается в пустой набор слов.
Сложнее всего школьникам дается:
1. Осмыслить содержание стихотворения и восстановить его картину мира.
Причина в том, что ребенок, вероятнее всего, не понимает значения некоторых слов. Яркий пример — стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», в частности последнее четверостишие:
Опыта работы со словарем у детей нет, сноски в тексте отсутствуют, и важные детали начинают ускользать
Что немаловажно, ребенок может не уметь воображать. Все это приводит к тому, что общая картина стихотворения не складывается
Иногда ученикам сложно определить даже время года (например, в произведении Е. А. Баратынского «Где сладкий шепот», которое проходят в 4 классе).
2. Осмыслить эмоциональное состояние лирического героя.
Особенно это актуально для младшеклассников. У учеников в начальной школе очень много переживаний, но словарного запаса, чтобы назвать все эти эмоции, чаще всего не хватает, и они не могут «узнать» их в тексте. Следовательно, ребенку сложно понять, что речь идет о том же, что он испытывал сам. Кроме того, в лирике «ничего не происходит», нет героя, за которым можно следить, и ученику тяжело воспринимать переживания, не подкрепленные описанием действий.
В итоге школьник заучивает слова и строки механически, не понимая их сути, а затем, при чтении наизусть, может перепутать местами целые строфы. Это говорит о том, что ребенок не «вжился» в стихотворение и целостная картина происходящего у него не сложилась.
Разноцветная книга
Зеленая страница Эта страница зеленого цвета, Значит, на ней постоянное лето. Если бы здесь уместиться я мог, Я бы на этой странице прилег. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза. Вот темно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сестры, Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пестрой, То, раскрываясь, несутся опять. Синяя страница А эта страница - морская, На ней не увидишь земли. Крутую волну рассекая, Проходят по ней корабли. Дельфины мелькают, как тени, Блуждает морская звезда, И листья подводных растений Качает, как ветер, вода. На дне этой синей страницы Темно, как в глубинах морей. Здесь рыбы умеют светиться Во мраке, где нет фонарей... Желтая страница Вы любите, ребята, Пересыпать песок. В руках у вас лопата, Ведерко и совок. Как нитка золотая, У вас из кулака Бежит струя густая Прохладного песка. Садовая дорога Усыпана песком. Но плохо, если много Песка лежит кругом! Вот желтая страница - Пустынная страна. Песок по ней кружится, Несется, как волна. Неведомо откуда, Неведомо куда Бредут по ней верблюды, Степные поезда. Идут они в кочевье Под музыку звонков. Лежачие деревья Растут среди песков. Безлиственные сучья К сухой земле пригнул Живучий и колючий Кустарник - саксаул. А ветер носит тучи Горячего песка. Идет песок летучий На приступ, как войска... Но люди остановят Зыбучие пески. Они канал готовят Для синих вод реки,- Чтобы в степях пшеница Высокая росла, Чтоб желтая страница Зеленою была! Белая страница Это - снежная страница. Вот прошла по ней лисица, Заметая след хвостом. Тут вприпрыжку по странице В ясный день гуляли птицы, Оставляя след крестом. Здесь проехали полозья - И сверкает на морозе Серебристый гладкий след. Там на утренней пороше Отпечатались галоши,- Это бродят внук и дед. Цепь следов на снежной глади Остается, как строка. В чистой, новенькой тетради Первого ученика. Красная страница Эта страница Красного цвета. Красное солнце. Красное лето. Красная площадь Флаги полощет. Что же на свете Лучше и краше? Разве что дети Веселые наши! Ночная страница Пред вами - страница ночная. Столица окутана тьмой. Уходят на отдых трамваи, Троллейбусы мчатся домой. Спешат на ночлег пешеходы, Нигде не увидишь ребят. И только вокзалы, заводы, Часы и машины не спят. Скользят огоньки по аллее, Спускаясь с московских холмов, И с каждой минутой тусклее Бессчетные окна домов. Встречаясь на всех перекрестках, Бегут фонари через мост. А небо над городом - в блестках Далеких, чуть видимых звезд. Над старой зубчатой стеною, Над всею Советской страною Горят, как огни корабля, Рубины на башнях Кремля.
Какого цвета земля
Какого цвета земля? Весной - Чернее угля. Морозной зимой была Она абсолютно бела. Летом планета Зелёного цвета. Осенью землю Покрасили охрой, Краска от дождика Долго не сохла. Какого цвета земля? Леса, Перелески, Поля? Такого, какого Захочет природа? Такого — В какой её красит Работа! Вот садовод с головой убелённой Красит пустыню краской зелёной. И тракторист занят работой — Он покрывает поля позолотой. Нет, не асфальт, рассыпаясь, дымится — Чёрная краска на землю ложится. Дом воздвигая пятиэтажный, Каменщик дружит с краской оранжевой Краска вишнёвая — В зелени сочной. Белая краска — На ферме молочной. Чтоб раздобыть Фиолетовой краски, Надо посеять Анютины глазки. Красьте, Красьте, Всё в вашей власти! Красьте поле Краской пшеничной. Красьте город Краской кирпичной. Синим небом Красьте пруды. Красьте сиреневой краской Сады. Какого цвета земля? Цвета хлеба. Цвета угля. Зелёного. Чёрного. Белого, Красного - Разнообразного.
Цветной огород
Красок много у природы, Помогает ей погода. Красят вместе луг, поля, Океаны и моря. Но однажды так спешили- Огород наш пропустили. И стоит он серый-серый, Смотрит грустно и несмело. Быстро в путь! Но не домой, Мы по речке голубой Вдаль безбрежную плывём, Чудо–радугу найдём. А как радугу найдём, То с собою заберём Ярких красок хоровод И раскрасим огород. Красным выкрасим клубнику - То-то визгу, то-то крику! У оранжевой морковки Красим хвостик. Ой, плутовка! Ну, а яблоки все – жёлтым, Пестрым, солнечным и теплым. В цвет зелёный - лук-лучок, И укроп, и кабачок. Красим двадцать три минутки Голубые незабудки. Вот так слива! «Ох» да «ах»! Стала синей на боках! Чтобы было веселее, Яркой краски не жалея, Одевали баклажан В фиолетовый кафтан. Вот теперь на наших грядках Всё в порядке, всё в порядке. Улыбнутся небеса: «Это что за чудеса? Вы собрали все цвета – Загляденье, красота!» Потрудились мы с природой Над любимым огородом, Разукрашенный стоит, Нам спасибо говорит.
Вижу цель!
Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.
Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?
Или мы готовимся к экзамену по литературе?
Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».
Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.
Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки. И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой. Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.
Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение. Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо. Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.