Этапы обучающего процесса
Научить ребенка цифрам непросто, к этому делу следует подойти внимательно и серьезно – так выстроить работу, чтобы соблюдать логику «от простого к сложному».
Можно выделить несколько этапов работы.
- Знакомство. Родитель заранее готовит материал: карточку, на которой изображена, например, единица или двойка, подбирает необходимое количество одинаковых предметов. После этого поясняет, что «сегодня мы знакомимся с цифрой «Один», она обозначает один предмет. Вот, посмотри, мишка один». Сколько мишек ты видишь?».
- Запоминание. Предложение ребенку различных заданий, которые помогут ему запомнить, как выглядит единица и что она означает. Допустимо немного помогать ему. Задания должны быть двух типов: сначала те, которые помогают соотнести цифру с конкретным количеством, а затем – направленные на запоминание внешнего вида цифры.
- Закрепление. Следующая «порция» заданий, которые малыш уже должен выполнить полностью самостоятельно.
- Новый материал.
Следует подчеркивать связь с прошлым, показать одного медведя и спросить, сколько мишек видит ребенок, после чего выставить второго, сказать, что мишек теперь два. Не стоит перегружать ребенка, знакомство с каждой последующей цифрой стоит проводить только тогда, когда предыдущая хорошо усвоена. Если у родителей нет возможности покупать одинаковые игрушки, на помощь придут карточки, конфеты, фрукты, овощи. Решая, с чего начинать, упражнения необходимо подобрать таким образом, чтобы каждое из них было доступно крохе.
На что похожа цифра 3?
Помочь дошкольнику или ребенку, который ходит в 1 класс, запомнить цифру 3, может вопрос: на что она похожа? Чтобы ответить на него, дайте малышу подсказки в виде загадки, цифр в картинках. В фольклорных жанрах часто проводятся ассоциации между цифрами и предметами, явлениями. Например, тройка похожа на крючок, на половину восьмерки и т.д. Если малыш все же не может провести параллель, помогите ему, показав фото различных предметов.
Посчитай, сколько мишек на картинке.
Можно предложить малышу книжку о цифрах в картинках. Также может пригодиться красочная презентация. Она отлично подойдет и для учителей, которые идут к детям на урок в 1 класс. Презентация с комментарием на русском языке даст возможность ребятам выстроить ассоциативный ряд с цифрой. Презентация может заключать в себе некоторые фото предметов, явлений, связанных с цифрой 3.
Также следует помнить, что существует еще римская цифра 3. Это число также может быть представлено в картинках.
В каком возрасте лучше всего происходит процесс запоминания
Мозг у детей быстро впитывает любую информацию. До 7 лет запоминается такой объем данных, который человек получает за всю свою жизнь. Необходимо использовать способности мозга в этом возрасте.
В игровой форме обучение можно начинать с ранних лет. Мир цифр открывается для маленького человека со счета пальчиков. С 4 лет требования повышаются, необходимы упражнения, направленные на разработку мелкой моторики. Задача взрослого — помочь ему не упустить этот момент.
Факторы, влияющие на запоминание:
- эмоции, которые вызывает преподносимая информация;
- методы обучения;
- значение материала, его доступность для понимания;
- ребенок должен понимать, для чего ему нужно знать ту или иную информацию;
- повторение пройденного материала.
В детском возрасте хорошо запоминается информация, которую дают постоянно. Можно выучить цифры в 3 года, но ребенок не будет осознавать необходимость данных знаний. Если выученное не повторять, оно легко забудется.
Дошкольник понимает, что для познания мира ему нужно уметь читать, считать. Запоминание, обучение уже воспринимается легко и быстро. Старшая группа детского сада позволяет получить свои первые знания.
Подготовка к занятию
Если занятия проводятся в домашней обстановке, то учитывать нужно следующее:
- настроение детей;
- состояние здоровья;
- психологическую ситуацию в семье.
Педагог — мастер своего дела, он легко может определить настроение ребят, организовать процесс их обучения.
Чтобы заинтересовать маленьких учеников, нужно подготовить дополнительный вспомогательный материал:
- цветные картинки;
- карточки, палочки;
- раскраски, прописи.
Хорошее настроение и заинтересованность в обучении облегчат процесс.
Перед изучением числа и цифры 3 необходимо выполнить следующие действия:
- Проверить наличие дидактического материала, карандашей, раскрасок для проведения интересного занятия.
- Используя стихи, картинки, психологически настроить ребенка на учебный процесс.
- Проследить за тем, чтобы маленький ученик правильно сидел, держал карандаш.
- Необходимо убедиться, что усвоен материал по предыдущему числу. Поэтому начинать урок необходимо с повторения.
Стихи детям о патриотизме
Любовь к Родине
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от отчего порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Кремлёвские звёзды
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
С. Михалков
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Наша Родина – Россия!
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Россия – самая большая страна в мире
От северного полюса и до горы Рагдан
И от Чукотки до Калининграда
Лежит Россия – большая из стран,
И нам земли другой вовек не надо!
Дальний Восток, Сибирь, Урал, Кавказ,
Карелия, Кубань, Крым, Черноземье –
Всё это в сердце каждого из нас,
Всё это наши родовые земли.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Моя великая Россия
Раскинув широко свои просторы,
И с поднятою гордо головой,
Стоит она, как прежде, непреклонна,
Победный триколор воздвигнув свой.
Она – моя великая Россия,
Владелица героев-городов,
Мать русского народа, с ратной силою,
Который за нее отдать готов
Все то, что было дорого когда-то,
И молодость, и кров, и жизнь свою,
Встать в армию из тысячи солдат,
Честь Родины отстаивать в бою!
Вы покажите мне страну другую,
Где есть такой же доблестный народ,
Одну Россию знаю я такую,
Всем вопреки, идущую вперед.
Пусть гордо возносясь, орел двуглавый, —
Свободы герб ей крылья дарит вновь,
Россия увенчалась вечной славой,
Покуда с ней народная любовь.
Мы сохраним святых традиций веер,
Богатство нации на много сотен лет,
Из года в год идем вперед и верим:
Продолжится история побед…
И. Кулиева
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Привет, Россия
Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое. . .
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
Н. Рубцов
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Отчизны моей.
Г. Ладонщиков
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Россия начиналась не с меча
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить — вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой — озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой — города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Э. Асадов
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Духовные ценности
Люди в некоторых странах
Больше собственной души
Любят деньги, рестораны,
Яхты, шубы из шиншилл,
О себе шумиху в прессе.
А у нас в стране важней
Справедливым быть и честным,
Верить в Бога и людей!
Есть духовные богатства,
Надо их копить стараться!
Читаем слова и предложения.
Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее
Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению
— Поиск загаданных слов.
Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.
— Следы со словами.
Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.
— Игра «Аэропорт» или «Парковка».
В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.
— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.
Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.
Примеры таких цепочек:
- КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.
- ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.
Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.
Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.
Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования Светлана Зырянова
Простые операции с предметами: сложение и вычитание
Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):
Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»
Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
- Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
- Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
- Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.
Считаем играя
Здесь выложены материалы для занятия с детьми, помогающие запомнить счет от 1 до 10. На бланках заданий ребенок увидит на что похожи цифры, какие предметы напоминают по форме цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Также ребенку нужно будет обвести контуры каждой цифры (это способствует лучшему запоминанию зрительного образа цифры). Считаем, играя, чтобы занятия были интересны ребенку! Для обучения счету вы также можете поиграть в развивающую игру для малышей «Счет от 1 до 10» А в разделе презентации можете показать ребенку слайды по теме «Цифры и числа от 0 до 10 и от 0 до 20» А для закрепления пройденного материала можете включить ребенку игру «Найди цифры от 1 до 10» — здесь малыш должен найти все эти цифры на картинке.
Цифра 1
Познакомься, это цифра 1. Попробуй ее написать. Примечание для родителей: спросите у ребенка, какие еще предметы напоминают ему по форме цифру один.
Цифра 2
Сегодня мы с тобой будем проходить цифру 2. Примечание для родителей: спросите у ребенка, какие предметы (части тела у человека) всегда парные (например, ботинки, перчатки, лыжи, серьги и т.д.)
Цифра 3
Сегодня мы проходим цифру 3. Посчитай, сколько птичек на рисунке, сколько рыбок в аквариуме. Примечание для родителей: попросите ребенка вспомнить сказки, в названии которых упоминается число три: например, «Три поросенка».
Цифра 4
Сегодня мы проходим цифру четыре. Осмотри комнату, в которой ты сидишь. Каких предметов в ней четыре? Дополнительные вопросы: — Назови четыре времени года.
Цифра 5
А здесь — цифра 5. Какая самая лучшая отметка в школе? Правильно! Конечно, пять. А сколько пальцев на одной руке? А на одной ноге?
Цифра 6
Это цифра 6. На что она похожа? Сегодня в шесть часов вечера к тебе в гости придут пять друзей. Назови их имена. Сколько всего человек (вместе с тобой) будут пить чай?
Цифра 8
Сегодня мы будем проходить цифру 8. Назови предметы, которые по форме напоминают эту цифру. Сосчитай, сколько уточек на картинке? Сколько из них смотрят назад, сколько вперед, а у скольких голова под водой?
Цифра 9
Сегодня мы проходим цифру 9. Вспомни цифры, которые мы уже прошли, и подумай, какая из них, если ее перевернуть, будет похожа на цифру девять?
Считалки для детей подготовительной группы
В работе с детьми седьмого года жизни можно использовать иностранные фольклорные произведения, что вызовет интерес дошкольников подготовительной группы к культуре разных народов мира, повысит познавательную активность и расширит кругозор. Примеры считалок из иностранного фольклора:
- 1, 2, 3, 4, 5.Поймал рыбку я опять.6, 7, 8, 9, 10.Отпустил её, не смейся.Я скажу тебе: Эх ты!Снова вышло — водишь ты! (Английская).
-
Ана-бана, Ана-бана, Мыться не хочу Из крана! — Ах, не хочешь! Ну так что ж, Значит, в гости Не пойдёшь! (Грузинская, автор Маквала Мревлишвили, перевод Якова Акима).
- Если б я жирафом был, Я б по крышам не ходил, А заглядывал в чердакПросто так. (Французская, перевод В. Микина).
- Ты да я — считаем снова:Есть у пекаря корова,А у мельника осёл,Я остался, ты — ушёл! (Немецкая, перевод В. Микина).
-
Знаешь буквы А, Бе, Це? Сидит кошка на крыльце, Шьёт штанишки мужу, Чтоб не мёрз он в стужу. (Чешская, перевод С. Маршака).
- Катилась торбаС великого горба.В этой торбе:Хлеб, пшеница, Кому придётся,Тот будет делиться. (Украинская).
У старших дошкольников большой интерес вызывают считалки, в которых фигурируют персонажи любимых мультфильмов:
-
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда!Разбегайтесь кто куда!
- Астерикс и Обеликс Два лентяя — высший сорт. Астерикс и Обеликс —Запивают пивом торт.Кто мне верит без оглядки —Марш искать: играем в прятки!
Видео: считалочка от 1 до 20
Смотрите это видео на YouTube
Дети в любом возрасте открыты новому и талантливы. Раскрыть и стимулировать их талант помогут правильно подобранные разнообразные считалки.
Изучение букв.
Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.
Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).
В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.
Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:
Видишь хвостик на конце,Значит это буква Ц.
Буква Б как бегемот –У нее большой живот!
Г похожа на гуся — Изогнулась буква вся.
Д – высокий с крышей дом! В этом доме мы живем.
А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы!
В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.
Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.
Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.
Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.
Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).
Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.
Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.
Занятия на физическое развитие
В 3-4 года позвоночник еще слабый, а суставы и кости легко деформируются. Еще одна особенность — узкие проходы дыхательных путей и уязвимая слизистая дыхательных органов. Поэтому нагрузки должны быть умеренными и осторожными, с учетом особенностей возраста.
В 3-4 года дети стремительно растут и у них много энергии. Задача родителя — направить ее в полезное русло. Но время занятий не должно превышать 15 минут.
«Пушинка». Для развития и укрепления дыхательной системы. Предложите ребенку посоревноваться, кто дальше или выше сдует пушинку. Можно использовать другие предметы и двигать их воздухом или купить дыхательный тренажер. А также включать упражнения в другие виды активности. Например: вы читаете с ребенком сказку о трех поросятах — предложите ему изобразить, как волк дул на домики.
«Делай, как я». В 3–4 года дети могут бегать, прыгать, стоять и ходить на носочках и пяточках, держать равновесие. Предложите ребенку вместе по команде выполнять то или иное действие: прыжки двумя ногами, ходьба на носочках, цапля (замереть на одной ноге), прыжок вперед-назад.
Можно все действия переименовать в животных (по аналогии с цаплей). Например, прыжки — заяц, ходьба на носочках — жираф (словно тянетесь вверх и становитесь выше). Перед игрой обсудите с ребенком команды, чтобы он знал, как действовать.
«Полоса препятствий». Соорудите ее из разных этапов, например: бег по прямой, ходьба по линии, прыжки через предметы (высота — не более 5 см), «змейка» между предметами. Можно устраивать соревнования в семье или приглашать других детей, проводить соревнования между семьями на улице.
В 4 года можно отдать ребенка в спортивную секцию. Оптимальный график занятий — один или два раза в неделю по 1–1,5 часа. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, который больше откликается ребенку.
Как дать характеристику числу?
Разберём несколько примеров.
Число 7 — однозначное, нечетное, соседи числа 7 числа 6 и 8.
Также чисел первого десятка можно добавить такое дополнительное задание, как состав числа. Т.е. число 7 можно получить сложением чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.
Число 10 — двузначное, чётное, круглое, соседи числа 9 и 11. Число 10 можно получить сложением чисел 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Чем крупнее число, тем больше можно о нём рассказать.
Число 999 — наибольшее трёхзначное число, нечётное, соседи 998 и 1000, в числе 9 сотен, 9 десятков и 9 единиц.
Надеюсь, что полученные знания были вам полезны и теперь вы знаете чем отличается цифра от числа, сможете объяснить это ребёнку простыми словами, а также потренироваться давать характеристику числам.
Общие рекомендации по обучению
Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:
Делайте занятия интересными, но полными новой информации
Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать
Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.
Стихи про знак плюс, минус, равно
Он любит цифры отнимать И всё на свете отрицать. И чтобы в счёте мы не сбились, Поможет знак с названьем МИНУС!
А этот «крестик» каждый знает: Сложить он цифры помогает. Ответит каждый карапуз, Что этот знак зовётся ПЛЮС!
Две палочки напишут дети И что получится в ответе, Ведь каждый выучил давно, Как пишется тот знак: РАВНО!
Цифровые стихи — числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения.
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой.Их обязательно надо читать с выражением и вслух.
Цифровые стихи ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов.
Цифры в стихах
Стихи про цифру НОЛЬ
Ноль похож на букву О, Он не значит ничего. Но любую цифру враз Увеличит в десять раз.
Ноль похож на колобок, Он пузат и круглобок. На него похожа Кошка, Если сложится в клубок.
Я оранжевый овал На листе нарисовал. У него большая роль, Так как это цифра Ноль.
На горшке сидит король, Ищет всюду цифру Ноль. Можем подсказать ответ: Ноль – когда чего-то нет!
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ОДИН
Эта цифра — единица. Тонкий носик, будто спица, Вниз повесила. Грустна, Ведь она всего одна.
Раз, один иль единица – Это стройная девица. А задорная косица Чуть ли не до поясницы.
Всех смешнее единичка. Цифра тонкая, как спичка. Длинный стебель, тонкий носик, Чуть стоит и есть не просит.
Среди килек и сардин Плавает дельфин ОДИН, Ищет жемчуг меж камней Для ЕДИНСТВЕННОЙ своей!
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ДВА
По воде скользит едва, Словно лебедь, цифра два. Шею выгнула дугой, Гонит волны за собой.
Выгнуть так, как двойка, шею Я, пожалуй, не сумею. Может, сможешь ты? Едва! Смогут лебедь с цифрой 2.
На кого похожа двойка? Может быть на утку? Стой ка! Нет сравниться может с нею Только лебедь, выгнув шею.
Что за диво! Что за стать! Единице два под стать. Шея лебедя дугой Не найти другой такой!
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ТРИ
Тонкое колечко Упало на крылечко. Раскололось! Посмотри- Получилась цифра три.
Полкольца и полкольца Мы сложили, посмотри, И спаяли два конца — Получилась цифра 3!
Цифра тройка, как угрозу, Выставляет три занозы, Три крюка для рыбной ловли, Между ними две оглобли.
Два крючочка, посмотри, Получилась цифра три. Но на эти два крючка Не насадишь червячка.
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ЧЕТЫРЕ
На обычный старый стул Я смотрю в квартире. Взял его, перевернул, — Получил Четыре!
Вилку как-то уронили, Один зубчик отломили. Вилка эта в целом мире Называется «четыре«.
Кто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире Стал он цифрою 4!
Очень странная четвёрка. Угловата и не вёртка. Наклонилась понарошку, Поднимая кверху ножку.
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ПЯТЬ
Цифра пять — с большим брюшком, Носит кепку с козырьком. В школе эту цифру пять Дети любят получать.
На груди тельняшка, С козырьком фуражка. Моряка должны вы знать: Он зовётся цифрой Пять.
Пять пальцев на одной руке, Я пятачок нашел в песке. А если я кольцо найду, То к Светке свататься пойду!
Посмотри на цифру пять. Взяв пятёрочку за ручку, Можно, как ковшом черпать, Воду и песок-сыпучку.
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ШЕСТЬ
Шесть на яблоко похоже: Тот же хвост, округлость тоже. А сестра её – девятка. Но, давайте по порядку.
Что за вишенка, дружок, Кверху загнут стебелек? Ты ее попробуй съесть, Эта вишня — цифра шесть.
Если навесной замок Вверх поднимет хоботок, То тогда увидим здесь Не замок, а цифру шесть.
Дом закрыть нам не помог Этот маленький замок. Он для дела нужен здесь: Да ведь это цифра Шесть!
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру СЕМЬ
Я такую кочергу Сунуть в печку не смогу. Про нее известно всем, Что она зовется «семь«.
Дама, словно кочерга, У неё одна нога. Дама та известна всем, Так как это цифра Семь.
* * * Цифру семь перевернём И с утра на луг пойдём. Чем семёрка не коса? Так коси, пока роса!
* * * Семь – казак лихой с усами, Мы его узнаем с вами. Только нужно не забыть Саблю на бок прицепить.
Вот семерка кочерга. У нее одна нога.
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ВОСЕМЬ
Вилась веревочка, вилась, В две петельки заплелась. «Что за цифра?» — маму спросим. Мама нам ответит: «Восемь«.
Две баранки вместе сложим, Выйдет цифра. Это – 8! 8 – вместе два руля, Или вместе два нуля.
Я слепил снеговика: Взял из снега два комка, Из морковки сделал носик, — Получилась цифра Восемь.
У восьмерки два кольца Без начала и конца.
Как бы долго ни катали Две округлые детали, Не сломают, не подкосят Эту правильную восемь.
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Стихи про цифру ДЕВЯТЬ
Ветер сильный дул и дул, Вишенку перевернул. Цифра шесть, скажи на милость, В цифру девять превратилась.
Цифра девять — колобок? Или, может быть, клубок? Это котик Барсик спит, И крючочком хвост лежит.
Цифра шесть перевернулась И девяткой обернулась.
Головастая девятка Всех постарше для порядка, Чтобы цифры стали строем, От семёрок и до троек.
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. Художник — Панюшкин Илья Евгеньевич.
Занятия на развитие логико-математического мышления
В 3–4 года преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок уже может что-то представить как целостный образ, но ему нужно видеть все части образа перед собой. Пощупать, примерить, подвигать их. Поэтому для большинства упражнений потребуется сделать дидактический материал.
«Найди предмет». Вырежьте из картона основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал. Положите их на один столик, а рядом на другую поверхность — разные предметы аналогичных форм. Например: яблоко, печенье, треугольная коробка из-под чего-то, книга, овальный кусочек ткани. Можно взять меньше фигур, но больше не рекомендуется, так как ребенку будет сложно удерживать их все во внимании.
Предложите малышу подойти к столику с вырезанными фигурами, а потом найти похожий по форме предмет и поднять его над головой. При правильном выборе похлопайте в ладоши и похвалите ребенка. При неправильном предложите подумать еще раз, но не критикуйте и не ругайте.
Пентамино». Это набор из 5 плоских геометрических фигур. Каждая фигура состоит из 5 равных квадратиков. Цель игры — собрать из отдельных деталей фигуру. Можно купить готовый набор с инструкциями и всем дидактическим материалом или вырезать фигурки по шаблону:
Распечатайте шаблон, наклейте на картон, вырежьте фигурки.
Есть цветной вариант, который делает развивающее занятие еще более привлекательным для ребенка и дополнительно помогает знакомить его с цветами:
А это примеры фигурок, которые можно собрать:
Варианты для цветного набора:
Еще больше схем можно найти в книгах, например, Драко М.В. «Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино».
А также можно придумывать свои фигурки или собирать прямоугольники. Из набора получится 4 прямоугольника разного размера: 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20.
«Широкое–узкое, длинное–короткое». Для занятия понадобятся:
- 2 игрушки с разной «талией», например, кукла и плюшевый зайчик;
- капроновые или атласные «пояски» разной длины — по «талиям» игрушек;
- полоски из картона той же длины, что тканевые.
Скажите ребенку, что зайчик и кукла сегодня идут на праздник. Предложите помочь им собраться — завязать пояски. Затем скажите, что они хотят примерить пояски друг друга и предложите ребенку поменять их. На этом этапе он заметит, что поясок куклы не подходит зайчику, а его — кукле. Объясните ребенку, что такое «широкий и узкий», «длинный и короткий». Объясните, как при помощи пояска измерить длину картонной полоски (наложить на нее поясок). А затем предложите ему самостоятельно сделать это и найти пару для каждого пояса.
9. С. Прокофьева «Маша и Ойка» (Лабиринт, Ozon, My-shop)
Скажу сразу, мне книга не понравилась. Но не написать про нее я не могу, потому как дочь слушала ее не без интереса, да и в магазинах про эту книгу можно найти большое количество положительных отзывов. Я выскажу свое мнение, а вы почитайте отзывы других людей и примите решение.
Итак, эта книга о двух девочках – Маше и Ойке. Маша – девочка абсолютно положительная, не имеющая недостатков в принципе, Ойка в свою очередь вобрала в себя все отрицательные черты, какие только могут быть у детей. Уже само по себе это деление на хороших и плохих немного настораживает с самого начала книги.
Каждая история – это очередная проблема, возникнувшая у Ойки – жадность, трусость, мокрые штанишки и т.п., с которой она справляется с помощью своих друзей. Я не против добрых поучительных историй (как у того же Пляцковского), но у Прокофьевой мораль слишком уж очевидная. Постоянно наталкиваешься на фразу «Как тебе не стыдно!» и усмешки зверей в адрес Ойки. Более того, частенько Ойку стыдят за огрехи, за которые и стыдить-то смысла нет. Еще никто не перестал писаться в штанишки или бояться темноты от того, что его за это пожурили.
Несколько советов па заучиванию стихов
И в заключение хотим дать несколько рекомендаций, которые помогут вашем ребенку освоить таблицу умножения с помощью стихов быстрее.
Начинать заниматься лучше всего с самого раннего возраста, даже когда ребенок еще не совсем понимает смысла того, что учит, но начинает более-менее осознанно говорить, т.е. в 2-3 года. Впоследствии объяснить ему смысл того, что он уже знает, будет гораздо проще, да и сама такая активность будет способствовать развитию мозга.
Сначала показывайте ребенку, как должно звучать стихотворение. Произносите все с выражением и расстановками. Старайтесь объяснять то, что ему непонятно. Причем заниматься можно не только дома, но и на прогулке, по пути в магазин или по дороге в садик. Когда ребенок начнет осваивать стихи, просите его заканчивать предложения вместо вас.
Интересуйтесь у малыша, понимает ли он, о чем идет речь. Для лучшего понимания используйте игрушки, картинки, фотографии и предметы, вызывающие нужные образы и ассоциации. Также будет замечательно, если у ребенка будет мотивация понять и запомнить стих. Так, вы можете сказать, что сегодня хотите удивить дедушку или поднять настроение папе.
И, конечно же, не забывайте повторять с ребенком стихи и саму таблицу умножения. При этом избегайте бездумной и скучной зубрежки, иначе интерес быстро пропадет, а вернуть его будет очень сложно.
Давайте простые примеры из повседневной жизни, учите малыша применять знания на практике, просите его помогать вам посчитать что-нибудь. Это поможет ему почувствовать, что новые знания ему действительно нужны.
И обязательно проявляйте терпение, если у ребенка что-то не получается. Результат обязательно будет, просто иногда его нужно немного подождать. Желаем удачи!