Катушка памяти
Данный способ больше подходит для детей-кинестетиков
Им важно совместить запоминание и двигательный акт
- Берем толстую нитку или нитку с бусинами. И сначала вы сами читаете ритмично стихотворение, а ребенок ритмично наматывает нитку на пальчик как на воображаемую «катушку памяти» (сматывает в клубочек) или нанизывает бусины на нитку.
- Потом вы вместе по строчке воспроизводите стихотворение, совмещая с ритмичным наматыванием (нанизыванием) и разматыванием.
- Затем прячем ручки с ниткой за спину. И воспроизводим стихотворение, а наматываем уже нитку или нанизываем бусины понарошку.
Знакомство с цифрой для детей
В 4 года дети еще не совсем хорошо держат руку и не готовы писать много. В этом возрасте изучайте цифру 4 с помощью аналогий, раскрасок, веселых ребусов и игровых заданий.
Цель педагога при знакомстве с цифрами:
- Научить соотносить 4 с количеством предметов, обозначать цифру четырьмя точками.
- Определить состав числа 4: это 2+2, 3+1, 1+3.
- Показать, как группы фигур делятся на части.
- Развивать самостоятельную работу и математическую речь.
- Формировать интерес к учебе.
Важен эмоциональный настрой перед началом занятия, обратите внимание ребят на прекрасную погоду, солнышко, скажите, как весело и интересно изучать математику. Начните с игры «Цифры к рисункам»
Дети должны сосчитать количество предметов и соединить его с нужной цифрой, которая это число обозначает
Дети должны сосчитать количество предметов и соединить его с нужной цифрой, которая это число обозначает
Начните с игры «Цифры к рисункам». Дети должны сосчитать количество предметов и соединить его с нужной цифрой, которая это число обозначает.
Пример: раздать каждой группе зайцев, морковки и раскрасить их, посчитать, сколько зайчиков и морковок.
Подбор ассоциаций
Загадайте загадку: «Сколько ножек у стула и у кошки лапок?» или «Сколько времен года?».
Посчитайте с детьми количество слонов и мишек — сколько их всего, сколько не хватает до 4, как сделать поровну.
Посмотрите, на что похожа цифры 4 — на перевернутый стул. Предложите ребятам обвести число на картинке и найти его.
Можно работать с геометрическими фигурами. На столах у детей лежат разные фигуры — треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Предложите детям взять квадрат и посчитать, сколько у него углов и сторон.
Положите 4 треугольника и добавьте 1 круг, пусть дети переставляют их местами, используют другие фигуры и считают их.
Рисование и раскраски
Методика использования рисования и закрашивания изображений готовит ручку ребенка к письму. Рисование полезно для нервной системы, развития речи, интеллекта. Оно помогает научиться писать красиво в школе и развивает воображение.
Удивительный мир математики можно изучать с помощью раскрасок. Используйте рабочие тетради: в них дети могут выполнить логические задания с цифрой 4, а затем раскрашивать.
Это не только весело и заинтересует любого непоседу, но и развивает мелкую моторику.
Для дошкольников подойдут раскраски с крупными интересными картинками — животными, людьми и цифрами. Раскрасьте их вместе с детьми красками, фломастерами, карандашами, мелками.
Для возраста 4-ех лет и старше подойдут развивающие раскраски. В них нужно не просто раскрашивать, а выполнять задания. Например, посчитать 4 предмета, изучить состав числа 4.
Простые рисунки
Автор этой методики — Л. А. Валуева дает простые рекомендации, как быстро выучить стих. Педагог предлагает призвать на помощь при запоминании стихотворений любой сложности карандаш, ручку, фломастеры, краски и бумагу.
Суть методики — почти та же, что и в описанной выше, только ключевые понятия ребенок не показывает движениями, а рисует.
Этапы заучивания — те же, а на этапе рисования картинок важно, чтобы малыш проявил фантазию, сам выбрал символ, который обозначит то или иное понятие. Если ребенок затрудняется, взрослый может ему помочь, не навязывая собственного мнения
Стоит заметить, что чем проще рисунок, тем легче его будет запомнить и воспроизвести. Поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, ограничьтесь простой и понятной картинкой. Если у малыша хорошо развито абстрактное мышление, он может нарисовать не совсем понятные вам композиции, состоящие из фигур и линий. Не стоит требовать конкретизации. Главное — чтобы ребенок был способен вспомнить строки стихотворения, опираясь на созданные им образы.
На финальном этапе запоминания картинки убираются, но ребенок к этому моменту уже настолько запомнил собственные образы, что они остаются у него в памяти и будут помогать вспомнить стихотворение.
Для примера возьмем все ту же потешку «Ерши».
На каждую строчку там можно нарисовать по изображению — в зависимости от того, насколько трудно ребенок запоминает.
- Пруд, к примеру, вполне можно изобразить в виде овала с волнами внутри, и камыш тоже рисовать несложно — длинные вертикальные линии с метелками на концах. Первая картинка готова.
- Строчку «Расплескались там ерши» можно изобразить в виде колючего ершика, от которого летят брызги.
- Остальные две строчки нарисовать совсем просто: три постепенно уменьшающихся круга с изображением рыбок — большой, средней и маленькой на каждом из кругов.
Если ребенок хорошо запомнил слова, только нарисовав круги, не стоит его дополнительно заставлять рисовать еще и рыбок. Этого будет достаточно.
Данная методика подходит детям, начиная с 3 лет, но пока ребенок не научится хоть немного рисовать сам, картинки должен будет рисовать взрослый, советуясь с малышом.С 4—4,5 летребенок может начинать рисовать изображения самостоятельно.
Методики
Способ изображения прочитанного эффективен для запоминания стихотворения
Некоторым школьникам тяжело выучить стихотворение, заданное на дом. Как бы родители не старались, не повторяли с ним день за днем один и тот же текст, ребенок все равно будет волноваться на уроке и мечтать, чтобы его не вызвали. Конечно, найдутся и такие детки, которые с радостью изучат новое стихотворение и буду тянуть руку, чтобы первыми ответить. Для того чтобы добиться результатов второго сценария, используют простые методики, знакомство с которыми можно начинать еще перед первым классом. Вы должны понимать, что это значительно облегчит жизнь будущего школьника.
5 на 5. Если малыш уже в состоянии самостоятельно читать стихотворение, то предложите ему раз за разом перечитывать выбранный текст, но только про себя. Желательно совершать это действие пять раз. После этого необходимо столько же раз прочитать текст вслух
Родители внимательно слушают, обращают внимание малыша на паузы и правильную интонацию. После этого можно приступать к изучению наизусть.
Ассоциации
Придумывайте образы, которые помогут сформировать представление о произведении. Ребенку будет гораздо легче запомнить такой стих. Особенно удачными будут ассоциации при возникновении непонятных слов.
Рисуем стих. Хороший метод, который подходит даже малышам. Мама может читать стихотворение, желательно, по четверостишью. Задача ребенка — иллюстрировать услышанное. Это поможет лучше представить общую картину.
Собираем строчки. Задача родителей — несколько раз прочитать стихотворение или предложить это сделать самому ребенку. После этого распечатать произведение, желательно, крупным шрифтом и нарезать на строчки. Все, что нужно сделать малышу — собрать их в правильной последовательности.
Полное погружение. Предложите ребенку почувствовать на себе происходившее в произведении. Пусть он буквально перенесется в то место, представит себя в роли главного персонажа.
Учим частями. Данный метод особенно хорошо подходит к стихотворениям большого размера. Зачастую детей пугает, что стих слишком длинный, они начинают волноваться и думают, что им не справиться с таким объемом информации. Поэтому, лучшим способом является разделение текста на четверостишья и постепенное их изучение. Вам необязательно справляться со всей работой в один вечер, можно разбить материал на пару дней.
Представление. Очень хороший метод, когда работает и слуховая и зрительная память. Родители могут разыграть целый спектакль, чтоб ребенок смог еще и наглядно осознать материал.
Аудиозапись. Если у вашего малыша хорошо развита слуховая память, то данный метод может быть весьма кстати. Ребенок может сам, с интонацией, выразительно прочитать стихотворение, при этом, записывая его на диктофон. Все, что ему остается — это прослушивать аудиозапись, пока она полностью не отложится в его памяти.
Читаем на ночь. Считается, что стихотворение, прочитанное перед сном, наилучшим способом откладывается в памяти малыша. Некоторые даже кладут книгу под подушку, думая, что за ночь стих запечатлится в их памяти.
Рекомендации
Подбирайте стихотворения, которые будут интересны вашему ребенку
Если вас интересует вопрос, как научить ребенка запоминать стихи, то можно следовать простым правилам.
Главное, не сильно упорствовать и давить на малыша. Такими действиями вы вызовите полное отвращение и нежелание читать стихи, не то, что их учить.
С детства приучайте малыша слушать всевозможные прибаутки, загадки, скороговорки или потешки.
Первая подготовка к правильному выразительному рассказыванию выученных стихотворений заключается в том, чтоб мама, читая малышу сказки или стихи, делала это выразительно, с интонацией.
Прежде, чем приступать к учению, нужно научить малыша пересказывать услышанное или прочитанное стихотворение.
Не нужно торопиться и подгонять ребенка. Будьте готовы к тому, что в первое время на изучение одного, даже совсем маленького стиха будет уходить достаточно много времени. А ваше давление и напор могут вызвать только сопротивление и нежелание изучать стих.
Деткам гораздо легче удается запоминать содержание, если они представляют образы в своем воображении.
Как только родители приступают к обучению малыша, необходимо выбрать самые маленькие и понятные для возраста ребенка стихотворения. По мере приобретения навыка, можно будет увеличивать размер изучаемого текста. Главное это делать постепенно.
Чтоб легче было удерживать в памяти новый материал, можно учить по частям. Тут уже, как вам удобнее или по двум строчкам или по целому абзацу. Когда кусок будет изучен, можно приступать к следующему
А затем объединить все в одно целое.
Очень важно, объяснять малышу все сложные фразы и непонятные слова. Ребенок должен понимать, что он учит.
Стихотворение, которое вы подбираете для тренировок, должно быть интересным для малыша, соответствовать его увлечениям.
Если вы задумываетесь над вопросом, как ребенка научить читать стихи, то идеальным вариантом будет подбирать тексты с крупным шрифтом и сразу растолковывать малышу необходимость делать паузы в местах, где стоят знаки препинания, изменять интонацию голоса в зависимости от настроения, изложенного в стихотворении.
Считается, что намного легче запоминать текст, если в момент изучения совершать движения руками, следуя ритму.
Когда малыш выучил стихотворение, следует обязательно его повторить
Но лучше делать это не сразу, а спустя несколько часов, если есть такая возможность. Также рекомендуется напомнить малышу о произведении на следующие сутки.
Не садитесь за изучение стихотворения, если видите, что малыш в плохом настроении или плохо себя чувствует.
Прочитав данную статью, вы узнали, как научить ребенка учить стихи. Помните о том, что нельзя давить на малыша и поторапливать его. Не забывайте начинать с маленьких произведений и лишь постепенно переходить к большим. Используйте способ, который лучше всего подойдет вашему карапузу в изучении стихотворений. Прививайте любовь к литературному искусству с малых лет.
Разрезанные строчки
А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.
Друзья, я не знаю каким способом учила произведение Пушкина эта милая девочка, но рассказывает она его просто великолепно! Не отказывайте себе в удовольствии, посмотрите видео)
https://youtube.com/watch?v=V0m_eG39WgE
Всего вам самого доброго!
Детишкам привет!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Великолепная восьмерка
Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого…». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!
Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.
Мотивация
Привлекаем любимые игрушки
Очень важно начинать изучение стихов еще с момента, когда малыш отправляется в детский сад
- Разыгрывайте стихотворение по ролям.
- Переносите прочитанное на листок бумаги, создавая образы главных героев произведения.
- Используйте мягкие игрушки, чтобы они рассказывали стих или выступали в роле слушателей.
- Успешным будет процесс, проводимый в виде игры.
- Привлекайте других членов семьи в качестве слушателей. Пусть малыш выступает, декламируя выученный стих, а родственники хвалят его за достижения.
- Пусть ребенок чувствует вашу поддержку, учите стих вместе.
Какие стихи подходят для самых маленьких?
- Именно простые стихи с часто повторяющимися простыми слогами и словами наиболее всего подходят для первого восприятия ребенка и помогают речевому развитию малыша. Без них развитие речи в дальнейшем запаздывает, ребенок говорит хуже и начинает говорить позже. Результат чтения таких стихов для новорожденных и самых маленьких сразу незаметен. Но через год Вы увидите, сколь значительно опережает Ваш малыш своих сверстников, у которых не было такого речевого общения с мамой!
- Сейчас больше внимания уделяют готовым аудиозаписям детских стихов на дисках или в интернете. Но исследования убедительно доказывают, что малышу в раннем возрасте нужен прежде всего не технический прогресс, а мамин голос, ее теплота и ласка, эмоциональный контакт с ней. Голос мамы даже крошечный малыш уже отличает от голосов других людей и разных звуков! И именно этот голос вызывает максимальную активность ребенка – зрительную, слуховую, двигательную.
Стихи про овощи и фрукты
Как то спонтанно мне пришла еще такая мысль, ведь всегда на осенних утренниках используются стихи про овощи и фрукты, ведь такое время, как осень предполагает сбор урожая. Поэтому думаю к месту будет такая коллекция. Пользуйтесь, пожалуйста.
Они будут небольшими, я бы сказала короткими. Подойдут для любой возрастной категории учащихся или малышей. Предлагаю вам посмотреть эти видео сюжеты.
https://youtube.com/watch?v=z_SJtxjrRgM
Так что выбирайте, вдруг и вам понадобятся уже прямо сегодня такие простые четверостишия.
На этом у меня все. Желаю вам отличного дня и хорошей погоды. Всем удачи и до скорого.
Обучение в форме игры
Самый главный принцип получения новой информации для детей дошкольного возраста — игра. Если ребенку интересно, то он запомнит большое количество нового материала: познавательного и красочного.
В просторах интернета есть очень увлекательный и полезный мультфильм «Тетушка Сова». Он поможет ребенку найти ответы на большое количество вопросов. Но следует помнить, что не нужно необдуманно отпускать ребенка за просмотр мультфильма и думать, что проблема решена, необходимо садиться рядом и беседовать.
Итак, ребенок ориентируется в признаках каждого времени года и достиг необходимого возраста (4,5 года) для знакомства с месяцами.
- Следует рассказать, что каждое время года делится на три месяца. Здесь отличным вариантом станут календари природы, где каждое время поделено на три месяца. Календарь можно как сделать самому, так и приобрести в любом магазин. У каждого месяца есть своя картинка, которая ассоциируется строго с ним. Нужно дать понять, что в мае распускаются цветы, а в сентябре начинают сбор урожая. В дальнейшем ребенок, смотря на картинку, будет называть месяц.
- Можно провести наблюдение. Выбрать для себя объект за окном и наблюдать за ним, все 12 месяцев, отмечая какие происходят изменения.
- Так же поможет чтение сказок. Правильным выбором станет сказка «12 месяцев», где подробно знакомят с каждым из них.
- Хорошо подойдут сочинения маленьких четверостиший с ребенком.
- Есть огромное количество запоминалок, про каждое время года.
- Можно учить песни, которые ассоциировались бы с временем года и месяцами, такие как «Три белых коня».
Для проверки можно использовать картинки небылицы, где художник, что-то перепутал, пусть ребенок отгадает. Альбом для заполнений «Времена года», где в ячейку нужного месяца необходимо вставить картинку.