Анализ произведения «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова
История создания басни
Вокруг басни «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова всегда
было много обсуждений.
Автор написал
басню в 1808 году. В это автор писатель был в расцвете сил, достаточно
известен, уже был опубликован сборник басен. Крылов писал и работал
одновременно на гос. службе.
Литературный анализ произведения
Размер басни –
четырехстопный хорей с разнообразием рифмовок: тут и смежная, и охватная, и
перекрестная.
Рассказ состоит из диалога героев, а в конце идет назидательная
часть, в которой заключается основная
мысль и мораль.
- «Лето красное» попрыгунья Стрекоза «пропела».
- Вообще, такие насекомые как стрекозы не обладают талантами красивого пения.
- Напротив, она «резвилась» в «муравах». Здесь идет противоречивость образа Стрекозы, так как в траве стрекозы не обитают. Скорее всего автор имел ввиду кузнечика.
- «Зима катит в глаза» (метафора).
- А глаголы придают сюжету красочность.
- Помертвело «чисто поле»
- «Под листком стол и дом».
- «На желудок петь голодный!»: звучит прозаизм.
- Эпитет «попрыгунья Стрекоза» характеризует героиню с негативной стороны. «Ползет она»: героиня стрекоза беспомощна, и унижена.
- Муравей — кум Стрекозе.
- «До вешних дней»: Стрекоза уйдет от Муравья весной.
- «Прокорми и обогрей» — Муравей должен позаботиться о Стрекозе.
- Муравей ведет себя скромно, называет гостью: кумушка.
- Выясняется, что героиня «не работала» под зиму. У нее есть оправдание – у стрекозы был праздник, пения и танцы. Стрекоза честна с героем.
- Но кум ей отвечает: поди попляши!
Мораль и суть басни: Муравей все лето трудился, честно зарабатывал свой хлеб. Стрекоза пела и веселилась и зимой осталась без крова и еды. Главная мысль – нужно работать, чтобы достойно жить. Делу – время, а потехе час. Жизнь не может быть сплошным праздником.
Подборка детских стихотворений о муравьях
В окружающей среде множество животных, удивительных созданий, сотворенных природой. Стих муравей расскажет ребенку о маленьких и трудолюбивых, упрямых насекомых, способных поднимать предметы намного тяжелее себя. Они работоспособны и терпеливо выстраивают большой общий домик, а затем подтаскивают пищи на всех. Никто не ленится, не перекладывает обязанности на другого, не обижается и не кричит – идеальные существа, кропотливо выполняющие свои функции. У таких можно и поучиться полезному, познать цену труда. Мелкие затейники и интересные для изучения существа определенно покажутся детям любопытными, раскроются с разных сторон в стишках.
Домик муравья
Я увидел муравьишку,
Он спешил к себе в домишко.
А домишко невысок —
Ветки, иглы и песок!
Наталья Меркушова
Муравей пришёл в кино
Муравей пришёл в кино,
Cел на стул удобней, но
Стало вдруг вокруг темно —
Гром ударил в барабаны,
Дождь запрыгал на экране.
Испугался муравей,
Слез со стула поскорей
И быстрее — от дверей
К муравьям в обратный путь —
Рассказать про эту жуть!
Евгений Голубев
Тяжеловес
Муравьишка
На весь лес
Знаменит —
ТЯЖЕЛОВЕС.
Тяжесть
Может он поднять
Тяжелей себя
Раз в пять.
Семен Островский
Муравей
На пути у муравья
Шишки, хворост и хвоя.
И шагает муравьишка
В хвойном хворосте по шишкам:
То левей, а то — правей…
Вездеходный муравей!
Евгений Заикин
Храбрый муравей
– Брёвнышко моё пустое,
Из тебя я дом построю… –
Пел отважный муравей
О соломинке своей.
Щебетали птицы звонко,
По реке плыла соломка.
На соломке – муравей
Пел соломинке своей:
– Я на волны не сержусь,
За соломинку держусь.
Знаю я: в родном лесу
Я соломинку спасу.
Анна Алферова
Ползи, муравей
Ползи, муравей,
Тебя нет смелей,
Ползи, муравей,
В свой дом без дверей,
Сестричка там ждёт.
Смотри же вперёд,
Забыв лишний страх,
На всех парусах!
Зевает пусть кот,
Начни свой поход
К цветам, за окно…
Ещё не темно…
Вот робкий ползок,
От стенки – шажок
Туда, где восток…
Вздохнуть бы чуток!
Под свет фонаря
И сны до утра
Храпит у дверей
Младой муравей.
Недремлющий взгляд
Заботой объят:
Качает луна
Постель у бревна.
Илана Арад
Муравьишка
Муравьишка-хвастунишка
Влез на ёлочную шишку,
Что есть силы, закричал:
— Я чудовище поймал!
Страшное, колючее,
Жуткое, скрипучее!
Весь народец муравьиный
Восхищён такой картиной.
Мимо муха пролетала,
Муравьишку услыхала:
— Ах, какой же ты врунишка,
Ты поймал простую шишку!
Татьяна Лаврова
Два веселых муравья
Два веселых муравья
Заползли в окошко.
Поиграли на столе
Мячиком — горошком.
В корабле из лепестков
Плавали в компоте.
Хорошо, что целый день
Люди на работе!…
Два веселых муравья
Кушали варенье.
«Жаль, что завтра не придем:
Будет воскресенье»
Татьяна Казырина
Муравьи
Положила хлеба крошку
Муравьишке на дорожку.
Вот, сижу и наблюдаю
Что то будет, я не знаю.
Натолкнулся на краюшку
И, бегом, позвать подружку.
Та зовёт ещё двоих,
Может быть родных своих.
Прибежали, поглядели:
Хлеб такой сто лет не ели.
Может он упал с небес?
Или здесь тропа чудес?
Кто то крикнул:-«Навались!»
И откуда не возьмись…
Лезут слева,сзади, справа,
Муравьинная облава!
Тащат в муравьинный дом
И не ссорятся притом.
Каждый рад помочь другим.
Вот, тебе бы, быть таким!
Хлеб унёс за поворот
Дружный, маленький народ.
Лена Аккуратова — Свердлова
Трусливый муравей
Муравей на черной спинке
В домик палочку несет.
На ухабистой тропинке
Жарко солнышко печет.
Погоди-ка, муравьишка,
Помогу я, чем могу,
Донесу твое бревнишко,
Хочешь, даже побегу!
Но не понял муравьишка,
Зря ему я помогал.
Оказался он трусишкой,
Бросил палку и удрал!
Ульяна Яворская
Читать текст басни полностью
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».-
Попрыгунья Стрекоза
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
«Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!»
Ход НОД:
Логопед: Дети, давайте вспомним нашу кричалочку:
«Кричалка» :
Дождик, дождик, пуще-
На лесные пущи!
На цветы! На кусты!
Посильнее припусти!
Поливай пшеницу,
Не жалей водицу,
Поливай, поливай-
Будет добрый урожай!
(дети проговаривают стихотворение и хлопают)
Логопед: Эту кричалочку вы выучили с воспитателем и я знаю, что вы её очень любите, а написала её В. П. Бардадым. Мы с вами знакомились с её творчеством. А сегодня я познакомлю вас с творчеством ещё одного кубанского поэта Владимира Дмитриевича Нестеренко. Родился Владимир Дмитриевич в 1951 году в станице Брюховецкой.
Посмотрите на портреты. Это Владимир Дмитриевич в возрасте трёх лет, а на этом портрете он уже взрослый.
В. Нестеренко начал заниматься литературным творчеством ещё в школе. Он печатал свои стихи в журналах «Мурзилка». «Весёлые картинки», во многих газетах. Он большой друг детских библиотек. Часто встречается со своими читателями. Дети и взрослые, читая стихи этого поэта, становятся добрее.
Владимир Дмитриевич много лет прожил в станице и постоянно наблюдал за повадками животных и птиц и очень необычно, тонко описывал их в своих стихах. Послушайте стихотворение
«Сельский двор».
Зовёт кота братишка Вовка-
«Моя живая мышеловка».
А о Полкане говорит:
«Пёс- друг, который защитит».
Вот с красным гребешком петух.
Он как костёр, что не потух.
А вот стоит свирепый бык.
Он подчиняться не привык.
А это Сивка, славный конь.
Бежит красиво и свободно.
Его поводья только тронь,
Он отвезёт куда угодно.
-Ребята, посмотрите как поэт подметил все тонкости характера кота. Как он его называет? Правильно. «Моя живая мышеловка».
-А что он говорит о Полкане? Верно. «Пёс друг- который защитит».
-А как необычно автор сравнил гребешок петуха с костром, описал характер грозного и свирепого быка: «А вот стоит свирепый бык. Он подчиняться не привык».
Логопед: дети, сейчас я познакомлю вас с книгой Владимира Дмитриевича. Она называется «Работяга- муравей» и предлагаю вам послушать стихотворение :
«Муравей»
И бедняжка сразу слёг.
Жук пришё л его проведать:
-Друг, пора бы пообедать!
Молочко парное пей!
Выздоравливай скорей!
Логопед:
-Дети, что случилось с муравьём?
-Кто пришёл его проведать?
-Что посоветовал жук муравью?
-А что делаете вы, если заболеете?
-Как вы помогаете своим родным, если они болеют?
Молодцы. Вы правильно поняли стихотворение и хорошо отвечали на вопросы. Хотите послушать стихотворение ещё раз?
(логопед читает стихотворение, а дети проговаривают вместе с ней некоторые слова)