Конспект образовательной деятельности по творчеству кубанского писателя в. нестеренко. чтение стихотворения «муравей»

Анализ произведения «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова

История создания басни

Вокруг басни «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова всегда
было много обсуждений.

Автор написал
басню в 1808 году. В это автор писатель был в расцвете сил, достаточно
известен, уже был опубликован сборник басен. Крылов писал и работал
одновременно на гос. службе.

Литературный анализ произведения

 Размер басни –
четырехстопный хорей с разнообразием рифмовок: тут и смежная, и охватная, и
перекрестная.

Рассказ состоит из диалога героев, а в конце идет назидательная
часть,   в которой заключается основная
мысль и мораль.

  •  «Лето красное» попрыгунья Стрекоза «пропела».
  • Вообще, такие насекомые как стрекозы не обладают талантами красивого пения.
  • Напротив, она «резвилась» в «муравах». Здесь идет противоречивость образа Стрекозы, так как в траве стрекозы не обитают.  Скорее всего автор имел ввиду кузнечика.
  •  «Зима катит в глаза» (метафора).
  • А глаголы придают сюжету красочность.  
  • Помертвело «чисто поле»
  • «Под листком стол и дом».
  •  «На желудок петь голодный!»: звучит прозаизм.
  • Эпитет «попрыгунья Стрекоза» характеризует героиню с негативной стороны. «Ползет она»: героиня стрекоза беспомощна, и унижена.
  • Муравей —  кум Стрекозе.
  • «До вешних дней»: Стрекоза уйдет от Муравья весной.
  • «Прокорми и обогрей» — Муравей должен позаботиться о Стрекозе.
  •  Муравей ведет себя скромно, называет гостью: кумушка.
  • Выясняется, что героиня «не работала» под зиму. У нее есть оправдание – у стрекозы был праздник, пения и танцы. Стрекоза честна с героем.
  • Но кум ей отвечает: поди попляши!

Мораль и суть басни: Муравей все лето трудился, честно зарабатывал свой хлеб. Стрекоза пела и веселилась и зимой осталась без крова и еды. Главная мысль – нужно работать, чтобы достойно жить. Делу – время, а потехе час. Жизнь не может быть сплошным праздником.

Подборка детских стихотворений о муравьях

В окружающей среде множество животных, удивительных созданий, сотворенных природой. Стих муравей расскажет ребенку о маленьких и трудолюбивых, упрямых насекомых, способных поднимать предметы намного тяжелее себя. Они работоспособны и терпеливо выстраивают большой общий домик, а затем подтаскивают пищи на всех. Никто не ленится, не перекладывает обязанности на другого, не обижается и не кричит – идеальные существа, кропотливо выполняющие свои функции. У таких можно и поучиться полезному, познать цену труда. Мелкие затейники и интересные для изучения существа определенно покажутся детям любопытными, раскроются с разных сторон в стишках.

Домик муравья

Я увидел муравьишку,
Он спешил к себе в домишко.
А домишко невысок —
Ветки, иглы и песок!

Наталья Меркушова

Муравей пришёл в кино

Муравей пришёл в кино,
Cел на стул удобней, но
Стало вдруг вокруг темно —
Гром ударил в барабаны,
Дождь запрыгал на экране.
Испугался муравей,
Слез со стула поскорей
И быстрее — от дверей
К муравьям в обратный путь —
Рассказать про эту жуть!

Евгений Голубев

Тяжеловес

Муравьишка
На весь лес
Знаменит —
ТЯЖЕЛОВЕС.
Тяжесть
Может он поднять
Тяжелей себя
Раз в пять.

Семен Островский

Муравей

На пути у муравья
Шишки, хворост и хвоя.
И шагает муравьишка
В хвойном хворосте по шишкам:
То левей, а то — правей…
Вездеходный муравей!

Евгений Заикин

Храбрый муравей

– Брёвнышко моё пустое,
Из тебя я дом построю… –
Пел отважный муравей
О соломинке своей.

Щебетали птицы звонко,
По реке плыла соломка.
На соломке – муравей
Пел соломинке своей:

– Я на волны не сержусь,
За соломинку держусь.
Знаю я: в родном лесу
Я соломинку спасу.

Анна Алферова

Ползи, муравей

Ползи, муравей,
Тебя нет смелей,
Ползи, муравей,
В свой дом без дверей,
Сестричка там ждёт.
Смотри же вперёд,
Забыв лишний страх,
На всех парусах!

Зевает пусть кот,
Начни свой поход
К цветам, за окно…
Ещё не темно…
Вот робкий ползок,
От стенки – шажок
Туда, где восток…
Вздохнуть бы чуток!

Под свет фонаря
И сны до утра
Храпит у дверей
Младой муравей.
Недремлющий взгляд
Заботой объят:
Качает луна
Постель у бревна.

Илана Арад

Муравьишка

Муравьишка-хвастунишка
Влез на ёлочную шишку,
Что есть силы, закричал:
— Я чудовище поймал!

Страшное, колючее,
Жуткое, скрипучее!
Весь народец муравьиный
Восхищён такой картиной.

Мимо муха пролетала,
Муравьишку услыхала:
— Ах, какой же ты врунишка,
Ты поймал простую шишку!

Татьяна Лаврова

Два веселых муравья

Два веселых муравья
Заползли в окошко.
Поиграли на столе
Мячиком — горошком.

В корабле из лепестков
Плавали в компоте.
Хорошо, что целый день
Люди на работе!…

Два веселых муравья
Кушали варенье.
«Жаль, что завтра не придем:
Будет воскресенье»

Татьяна Казырина

Муравьи

Положила хлеба крошку
Муравьишке на дорожку.
Вот, сижу и наблюдаю
Что то будет, я не знаю.

Натолкнулся на краюшку
И, бегом, позвать подружку.
Та зовёт ещё двоих,
Может быть родных своих.

Прибежали, поглядели:
Хлеб такой сто лет не ели.
Может он упал с небес?
Или здесь тропа чудес?

Кто то крикнул:-«Навались!»
И откуда не возьмись…
Лезут слева,сзади, справа,
Муравьинная облава!

Тащат в муравьинный дом
И не ссорятся притом.
Каждый рад помочь другим.
Вот, тебе бы, быть таким!

Хлеб унёс за поворот
Дружный, маленький народ.

Лена Аккуратова — Свердлова

Трусливый муравей

Муравей на черной спинке
В домик палочку несет.
На ухабистой тропинке
Жарко солнышко печет.

Погоди-ка, муравьишка,
Помогу я, чем могу,
Донесу твое бревнишко,
Хочешь, даже побегу!

Но не понял муравьишка,
Зря ему я помогал.
Оказался он трусишкой,
Бросил палку и удрал!

Ульяна Яворская

Читать текст басни полностью

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».-

Попрыгунья Стрекоза

«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

«Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!»

Ход НОД:

Логопед: Дети, давайте вспомним нашу кричалочку:

«Кричалка» :

Дождик, дождик, пуще-

На лесные пущи!

На цветы! На кусты!

Посильнее припусти!

Поливай пшеницу,

Не жалей водицу,

Поливай, поливай-

Будет добрый урожай!

(дети проговаривают стихотворение и хлопают)

Логопед: Эту кричалочку вы выучили с воспитателем и я знаю, что вы её очень любите, а написала её В. П. Бардадым. Мы с вами знакомились с её творчеством. А сегодня я познакомлю вас с творчеством ещё одного кубанского поэта Владимира Дмитриевича Нестеренко. Родился Владимир Дмитриевич в 1951 году в станице Брюховецкой.

Посмотрите на портреты. Это Владимир Дмитриевич в возрасте трёх лет, а на этом портрете он уже взрослый.

В. Нестеренко начал заниматься литературным творчеством ещё в школе. Он печатал свои стихи в журналах «Мурзилка». «Весёлые картинки», во многих газетах. Он большой друг детских библиотек. Часто встречается со своими читателями. Дети и взрослые, читая стихи этого поэта, становятся добрее.

Владимир Дмитриевич много лет прожил в станице и постоянно наблюдал за повадками животных и птиц и очень необычно, тонко описывал их в своих стихах. Послушайте стихотворение

«Сельский двор».

Зовёт кота братишка Вовка-

«Моя живая мышеловка».

А о Полкане говорит:

«Пёс- друг, который защитит».

Вот с красным гребешком петух.

Он как костёр, что не потух.

А вот стоит свирепый бык.

Он подчиняться не привык.

А это Сивка, славный конь.

Бежит красиво и свободно.

Его поводья только тронь,

Он отвезёт куда угодно.

-Ребята, посмотрите как поэт подметил все тонкости характера кота. Как он его называет? Правильно. «Моя живая мышеловка».

-А что он говорит о Полкане? Верно. «Пёс друг- который защитит».

-А как необычно автор сравнил гребешок петуха с костром, описал характер грозного и свирепого быка: «А вот стоит свирепый бык. Он подчиняться не привык».

Логопед: дети, сейчас я познакомлю вас с книгой Владимира Дмитриевича. Она называется «Работяга- муравей» и предлагаю вам послушать стихотворение :

«Муравей»

И бедняжка сразу слёг.

Жук пришё л его проведать:

-Друг, пора бы пообедать!

Молочко парное пей!

Выздоравливай скорей!

Логопед:

-Дети, что случилось с муравьём?

-Кто пришёл его проведать?

-Что посоветовал жук муравью?

-А что делаете вы, если заболеете?

-Как вы помогаете своим родным, если они болеют?

Молодцы. Вы правильно поняли стихотворение и хорошо отвечали на вопросы. Хотите послушать стихотворение ещё раз?

(логопед читает стихотворение, а дети проговаривают вместе с ней некоторые слова)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: