Мошковская эмма эфраимовна

Весёлые стихи для малышей. сборник стихов — мошковская э.

Вежливое слово

1.
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты продаются
За вежливое слово.

2.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой:.

3.
Подходите,
Ежик, ежик!
Вам билет в каком ряду?

4.
Мне поближе:
Плохо вижу.
Вот Спасибо! Ну пойду.

5.
Говорит Овечка:
— Мне — одно местечко!
Вот мое. Благодарю —
Доброе словечко.

6.
Утка: — Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят!
И достала Утка
Доброе Утро.

7.
А Олень — Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот мое — Пожалуйста!

8.
Говорит Дворовый пес:
— Поглядите, что принес!
Вот мое Здорово —
Вежливое слово.
Вежливое слово!
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти Здрасте
А здорово бросьте! Бросьте!

9.
— Бросил! Бросил!
— Просим! Просим!
Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Козам, Лосям,
Благодарность
Вам приносим.

10.
И вдруг, отпихнув,
Старух, стариков
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:

11.
— Касса, выдай мне бил
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.

12.
Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.
— Мне билет!
— Нет и нет.

13.
Не стучите — мой ответ
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

14.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И пришел к мохнатой маме.

15.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:

16.
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
— Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?

17.
Изволь: Позволь:
Их давно уж съела моль!
Но Пожалуйста: Прости:
Я могла бы их спасти!

18.
Бедное Пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое
Это слово залатаю!

19.
Живо-живо положила
Две заплатки..Все в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:

20.
До Свиданья, До скаканья
И еще До кувырканья,
Уважаю очень Вас:
И десяток про запас.

21.
— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

22.
Театр открывается!
К началу все готово
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:

23.
— До Свиданья! Здрасте!
Доброй ночи! И Рассвета!
Замечательной зари!
И кассир дает билеты —
Не один, а целых три!

24.
С Новым годом!
С Новосельем!
Разрешите Вас обнять!
И кассир дает билеты —
Не один, а целых пять.

25.
Поздравляю с Днем
Рожденья!
Приглашаю Вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!

26.
И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень —
Очень вежливый Медведь!»

27.
— Благодарен! — Извиняюсь!
— Славный парень!
— Я стараюсь!
— Вот какая умница!

28.
Вот идет Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
-Здравствуйте, Медведица!
Знаете Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!

29.
— Почему не верится?
Говорит Медведица, —
— Мой сыночек-молодец!
— До Свидания!

Косарев Матвей

Мультфильмы

Литературная карьера Мошковской одними только стихами для детей не ограничилась. В 70-е годы она занялась написанием сценариев для мульфильмов. Параллельно она записала несколько пластинок со своими детскими стихами, которые пользовались у советских ребят небывалой популярностью.

Все стихи поэтессы были написаны будто бы ребёнком. Такой стиль часто вызывал бурю негодований и критику со стороны коллег. Кто-то даже писал пародии на её произведения. Но Мошковская Эмма не обращала на это пристального внимания. Ведь главное — это детская любовь.

В последние годы своей жизни поэтесса очень плохо себя чувствовала. Поэтому ничего не сочиняла. Она лишь корректировала и дописывала уже когда-то начатые ею стихотворения. Именно они легли в основу посмертных сборников Эммы:

  • «Дедушка Дерево»;
  • «Хорошие вести».

Вредный кот

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит! —
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!»

Б. Заходер

Анализ стихотворения «Обида» Мошковской

Стихотворение «Обида» Эммы Эфраимовны Мошковской – поучительный юмористический пример вреда обид.

Стихотворение написано в 1960-е годы. Поэтессе в эту пору около сорока лет, она один из самых востребованных детских авторов, в ее литературном багаже – множество изданных книг. В свое время она получила музыкальное образование и даже работала по профессии. Однако «нерастраченная память детства» влекла ее на писательский путь. Она успела заручиться поддержкой С. Маршака и К. Чуковского, увидела свои стихи в журналах, наконец, началось сотрудничество с издательством «Детский мир». В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка смежная, перекрестная, тавтологическая, 3 строфы. Лирический герой – обиженный мальчишка. В первой же строке он делает заявление: я ушел. Естественно, «в свою обиду». Обижаться, так уж всласть. Тем более, если никто не замечает, как ты расстроен. Как можно заниматься повседневными делами, когда тут такое. Пожалуй, надо произнести какую-нибудь впечатляющую угрозу. Например: буду жить в ней все года! Нужно же, наконец, проявить характер. Вторая строфа – последствия обиды. Они всегда одинаковы. Весь мир стал серым и неинтересным. Герою даже захотелось, чтобы в его шкуре побывал еще кто-нибудь. Тот, кто на него не пожалуется. Например, можно прогнать ласкового щеночка или исподтишка дернуть старого кота за хвост. Не очень сильно, но чтобы он почувствовал, какова его обида на вкус.

В финале у героя некстати просыпается аппетит. И зачем это мама пирог испекла, ведь у него совершенно не было настроения его есть. А теперь вот появилось. Однако его не проведешь, и мальчик кушает с обидой напополам. После чего, разумеется, пришлось прилечь. На два часика, не больше. Обида, само собой, прилегла рядом. Он даже как будто держал ее за руку, чтобы не ушла. Проснувшись, герой чувствует себя просто великолепно, мир вновь разноцветный и полон чудес. «Куда-то делась!» Он немножечко смущен, что так долго дулся. Ну, ничего, еще не поздно наверстать потерянное время. Надо сбегать во двор, там ребята во что-то играют. Э. Мошковская в этих стихах смотрит на жизнь глазами ребенка, использует характерные особенности детской речи и поведения, живописует эмоции, испытанные мальчиком, в том числе, детскую отходчивость. Портрет получается узнаваемым и назидательным как для ровесников героя, так и для тех, кто постарше, но любит обижаться. Звукопись (аллитерация), многоточия подчеркивают недовольную, капризную интонацию стиха. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают несправедливость угрюмого взгляда на мир: цветочка, щеночка. Глаголы придают стихам динамичность. Строфы связаны многосоюзием, перечислительными градациями.

Стихи Э. Мошковской о детях отличаются тонким психологическим рисунком и неподдельно искренней интонацией.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Жадина

Пёс шагал по переулку,

он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

попросил кусочек.

Сел Пёс, стал гадать —

дать или не дать?

Погадал-погадал,

пожевал-пожевал,

не дал.

Подошла Кошка-Мяушка,

попросила Кошка мякушка.

Встал Пёс,

Стал гадать —

дать или не дать?

Погадал-погадал,

пожевал-пожевал,

не дал.

Прискакала Лягушка,

пошептала на ушко,

попросила

Лягушка горбушку!

Сел Пёс,

стал гадать —

дать или не дать?

Погадал-погадал,

пожевал-пожевал,

не дал.

Подошла Курочка.

Попросила Курочка корочку!

Встал Пёс,

стал гадать —

дать или не дать?

Погадал-погадал,

пожевал-пожевал,

не дал.

Подошла Уточка,

постояла минуточку,

попросила Уточка чуточку,

только попробовать!

Сел Пёс, стал гадать —

дать или не дать?

Погадал-погадал,

пожевал-пожевал…

и сказал:

— Я бы дал!

У меня у самого

больше нету ничего!

Захотелось в полет Бегемоту

Захотелось в полет

Бегемоту.

Вот идет Бегемот

к самолету

и просит Слона:

«Покатай, старина!»

Си-

­дит

Бегемот,

тррре-

щит самолёт…

Вдруг откуда-то хитрющий

Котище,

и шипит он в длиннющий

усище:

«Что ли, что ли хорошшшо ли?

хорошшо ли это, что ли?

Если каждый

такой бегемот

сядет в каждый

такой самолёт,

что с машшшинами—

шшшинами станется?

От машшин, кроме шшшин,

что останется?

Это будут не машшшины,

не машшшины, а смешшшины!»

И бранит он Бегемота:

«Ишшшь, летать ему охота!

Отойди от самолёта!

Уходи в своё болото!

А тебя я, Слона, не пойму:

ты же первый у нас по уму!

Вот меня, Кота-Кота,

ты давай,

поката-ката-ката-

покатай!

И котят, и котят!

и котятки

хотят

и соседки

хотят,

и их детки

хотят,

и племянники

хотят.

и приятели

хотят…

Вон, идут они сюда,

ты давай,

поката-ката-ката-

покатай!»

Цыплёнок шёл в куд-кудаки

Цыплёнок Шёл В Куд-кудаки.

— Не трррусь! — Трещали Сороки.

И пели Синички и Сойки! И было не страшно в дороге!

А Воробей: — Чик-чирики! Решил посмотреть Куд-кудаки? Запомни: Страна Куд-кудаки — На северо-юго-востоке.

— Что ж, Идёшшшь В Куд-кудаки, — Шептали тихие Раки. — Скоро ты встретишь реки! Возьми у нас плоскодонку, — Шептали они Цыплёнку. — Циплёнок Идёт в Куд-кудаки? —

Спросил Медведь из берлоги.

— Дам-ка ему медку… Медку Дам я сынку…

Цыплёнок Шёл в Куд-кудаки. Светляки Светили во мраке, И говорил кто-то: — Тут не ступи, тут — болото…

— Не спи на сырой земле! В дупле… в тёплом дупле…

Цыплёнок Шёл в Куд-кудаки. Слабели, болели лапки… — Я не войду в Куд-кудаки! — Сказал он одной Черепахе.

— Ты переплыл реки! Ты прошёл полдороги! Брось тревоги и страхи, Ты войдёшь в Куд-кудаки!!! —

Пчёлы жужжали: -Дойдёжжжь!

— Дойдёшшшь! — Говорил Ёж.

Цыплёнок Шёл в Куд-кудаки.

И вот обезьяны Макаки Сказали: — Во-о-о-он Куд-кудаки! Гляди, Впереди Куд-кудаки!

Но На счастливые крики Примчались злые Собаки!

— Сейчас мы тебя покусаки, Разорваки, Готовься к дррраке!

Цыплёнок делает знаки, Что вот уже Куд-кудаки! Что он пршёл Половину земли! Но поверить ему не могли.

— Гав! — Сказали Собаки. — Как?! ТЫ НЕ ПУГАКИ?»

— Но меня не пугали! Не пугали, А помогали

Светляки, Медведи, И Раки…

И Пчёлы…

— И Пчёлы-кусаки?! И даже Пчёлы-кусаки Помогли Прийти В Куд-кудаки?!

Как удивились Собаки! Забыли Собаки о драке! Сидят Собаки-кусаки…

А Цыплёнок Идет В Куд-кудаки!

Слон и его настроение

Слон потерял настроение.

В десять часов в воскресенье

упало его настроение

и попало в бочку варенья.

Слон

ходил и ходил,

настроения

не находил.

Ходил он весь день,

как тень,

и думал, что он —

Слон —

чересчур неуклюжий!

Слишком большой!

Что Зайцу лучше!

Ему хорошо!

К примеру:

звери играют в прятки.

Заяц — в кусты,

и всё в порядке!

Слона из куста видно.

Слону, конечно, обидно.

Жить Слону очень сложно:

надо ходить осторожно —

наступить на кого-нибудь можно!

Раздавить кого-нибудь можно!

Получается: жизнь Слона

огорчений одних полна!

А Заяц к Слону стучится:

«Мчится за мной Волчица!»

Слон говорит: — Прошу

к нашему шалашу.

Мы, говорит, вдвоём

чайку, говорит, попьём.

Заяц, ему не до чаю!

— Ног, — говорит, —

не чую!

Как ноги унёс я давеча!

Доля ты наша, заячья… —

Заяц вздыхает:

— Плохо нам.

Плохо нам,

хорошо Слонам.

Слону, к примеру,

Волк попадётся —

не Слону, а Волку

плохо придётся!

Думаешь об одном,

хочется быть Слоном!

Коль говорить по душам…

Слон не поверил ушам!

И от большого волненья

слопал бочку варенья.

А в этой бочке варенья

было его настроение!

Варенье было клубничное.

Настроение было отличное.

Слон как захохочет!

Как тут Заяц подскочит!

Голос слоновый грубый —

как будто ревут трубы!

Или какое чудовище!

Заяц думает: «Вот ещё,

нет уж, думает, братцы,

лучше в зайцах остаться.

В зайцах

тоже не худо».

— Пойду, — говорит, —

покуда…

Эмма Мошковская / Книги и диафильмы в Национальной электронной детской библиотеке

  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. Н. Войдинова и др. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1966. — 1 дф. (30 кд.).
  •  : диафильм / Эмма Мошковская ; худож. Эрик Беньяминсон. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (30 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. В. Трубкович. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1970. — 1 дф. (36 кд.).
  •  : диафильм / Мошковская Э. ; худож. Портнягина Г. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1977. — 1 дф. (43 кд.).
  • Мошковская, Э. Э. Вежливое слово / Эмма Мошковская ; иллюстрации Татьяны Обухович. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2016. — 80 с. — Режим доступа: в здании РГДБ.
  •  : диафильм / Мошковская Э. ; худож. Дмитрюк В. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1987. — 1 дф. (35 кд.).
  •  : диафильм / Мошковская Э. ; худож. Аврутис Х. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1969. — 1 дф. (34 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; рисовала Т. Морковкина. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1973. — 1 дф. (38 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. Ю. Макаренко. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968. — 1 дф. (34 кд.).
  •  : диафильм / Мошковская Э. ; худож. Аврутис Х. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (33 кд.).
  •  : диафильм / Эмма Мошковская ; худож. А. Вовикова. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1973. — 1 дф. (31 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. В. Тарасов. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1970. — 1 дф. (34 кд.).
  • Мошковская, Э. Э. Мы играем в магазин / автор текста Эмма Мошковская ; худож. В. Дмитрюк. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1975. — с. — Режим доступа: в здании РГДБ.
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; художник П. Репкин. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1964.- 1 дф. (36 кд.).
  • Тувим, Ю. Паровоз / Юлиан Тувим ; пер. с польск. Э. Мошковской. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1965. — с. — Режим доступа: в здании РГДБ.
  •  : диафильм / Мошковская Э. ; худож. Дмитрюк В. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1981. — 1 дф. (31 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. М. Жеребчевский. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1972. — 1 дф. (31 кд.).
  •  : диафильм / Мошковская Э. ; худож. Беньяминсон Э. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968. — 1 дф. (32 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; эскизы кукол и постановка И. Рублева. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (35 кд.)
  •  : диафильм /Мошковская Э. ; худож. Аврутис Х. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968. — 1 дф. (30 кд.).
  •  : диафильм / смешинку придумали С. Прокофьева, Э. Мошковская. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (38 кд.).
  •  : диафильм / С. Прокофьева, Э. Мошковская, Л. Кондрашенко, Э. Успенский ; худож. Г. Портнягина, Х. Аврутис, М. Жеребчевский, Э. Беньяминсон. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968. — 1 дф. (47 кд.).
  •  : диафильм / стихи и текст Э. Мошковской ; пересказ загадок Ю. Вронского. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1970. — 1 дф. (32 кд.).
  •  : диафильм / Мошковская Э. ; худож. Портнягина Г. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1982. — 1 дф. (41 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. А. Брей. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968. — 1 дф. (32 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. А. Брей. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1966. — 1 дф. (36 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; рис. М. Жеребчевского, Н. Лернера, Н. Сурвилло. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1978. — 1 дф. (34 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. А. Вовикова. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1972. — 1 дф. (32 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. Н. Афанасьева. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1965. — 1 дф. (32 кд.).
  •  : диафильм / Э. Мошковская ; худож. А. Вовикова. — Текст : изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1975.- 1 дф. (31 кд.).

Хитрые старушки. Эмма Мошковская.

Вот попала мне в руки свеженькая книга избранных стихотворений Эммы Мошковской «Хитрые старушки», с тёплыми, чуть ли не акварельными иллюстрациями Натальи Корсунской, — и на меня прямо дохнуло от этой книги радостью чтения, которую я испытал когда-то, впервые открыв для себя стихи Эммы Эфраимовны Мошковской (1926–1981).

Первая книга её стихов для детей вышла в 1962 году и называлась «Дядя Шар». Поэтесса словно подчёркивала преемственность традиции, идущей от воздушных шаров в давних детских стихах Даниила Хармса, Осипа Мандельштама или Евгения Шварца. Это традиция изображать ребёнка в реальных обстоятельствах жизни, в которой главное место уделяется праздничному удивлению и радости от соприкосновения с неизвестным. Герой Э. Мошковской задаёт множество вопросов, с дотошностью допытывается, как устроен мир, и настолько чувствует себя на равных со всем вокруг, что свои страхи и свою решимость их преодолеть, не задумываясь, переадресует окружающему:

Я боюсь,
И лес боится —
Замирает и таится…
Ты не беспокойся, лес!
Ты не бойся —
Я же
Здесь!

Художник Наталья Корсунская.

Дошкольник, детсадовец — любимый персонаж стихов Э. Мошковской. Стихов множество — как много загадок, которые приходится решать открывателю мира. И мир этот постепенно расширяется. Сначала вопросы домашние — кто притворился часами? Почему стул не ходит? Какие бывают подарки? Потом уличные — легко ли грузовику? Куда из города девались лошади? Не попробовать ли взлететь? Потом «природные» — как лягушки научились квакать? О чём ревёт осёл? Ходит ли крокодил на работу? Кто видел зелёное солнышко?.. На каждый вопрос — свой ответ, своё стихотворение.

Удивительна ритмика этих стихов, — как будто девчонка скачет через скакалку или восторженный ребёнок, глотая слова, рассказывает о чём-то для него небывалом:

Жил Лев.
Лев добрый.

Ел
Хлеб.
Хлеб с воблой.

И кефир
Пил
На ночь.

Звали его
ЛЕВ ИВАНЫЧ!

Кажется, что это уже давно ставшее хрестоматийным стихотворение, равно как и многие другие стихи, буквально копирует детскую речь, давая высказаться каждому по любому, даже пустяковому поводу. Если внимательно читать Мошковскую, на вас обрушится такая разноголосица, будто вы стоите в окружении целого детского сада, и все наперебой спешат поделиться с вами своими новостями.

Правда, книга «Хитрые старушки» адресована уже детям чуть постарше, младшеклассникам, поэтому целый раздел в ней отдан поэтическим урокам — про всё на свете.

Вычитаем!

Начинаем
Изо всех ручьёв и рек
Вычитать и лёд и снег.

Если вычесть снег и лёд,
Будет птичий перелёт!

Сложим солнышко с дождём
И немного подождём…

И получим
Травы.
Разве мы не правы?

А ещё стихи Эммы Мошковской переполнены словами, рассказывающими о звуках и изображающими звуки. И вдруг из весёлого звукопада рождается тишина, когда можно посидеть и подумать. Ведь вопросы, которые звучат в стихах Мошковской, вызваны тем, что её герои — думают. Вот что самое главное.

Как лисёнок штанишки потерял

Говорит Утёнок: — Кряк. Вот Лисёнок. Он добряк. Он хороший. Он мне нужен. Почему же мы не дружим?

А Лисёнок говорит: — Вот Утёнок. Он хитрит. Он в песочке роется. За этим что-то кроется. В коробочке роется. Что это готовится?

А Утёнок Из коробки Вынул нитки и иголки, Говорит: — Давай пришью Пуговицу твою На штанишках…

— Ишь как! А что? А зачем? — А то На смех всем Оборвётся пуговица!

А Лисёнку думается: «Он неправду говорит. Он, по-моему, хитрит. Что это за этим кроется И когда откроется?» Говорит в сторонку: — Не верю я Утёнку. До чего же он хитрющий! Я пойду на всякий случай. Пойду со двора. К маме пора.

И пошёл, пошёл Лисёнок Меж сосёнок На просёлок, И пришёл он на просёлок, Побежал скорей в посёлок, К маме, папе и братишке…

И по пути потерял штанишки!

*** Жил-был один Слонишка. Слонишка был малышка. Но рос и рос, И вот потом Он стал большим-большим СЛОНОМ.

Но маленький Слонишка Был маленький врунишка! Он рос и рос, И вот потом Он стал большим-большим ВРУНОМ.

*** — Что ты, волк? Что с тобой? Почему с одной ногой?

Кто тебя Одолел?

Может, лев?

— Нет, не лев. Честное слово!

Пятилетний Лёва!

Сочинение

В день моего рождения Воробей принёс сочиненье.

— Чив-чив! — Закричал он отчаянно. — Стихи сочинил я нечаянно! Чудные! Чув-чудесные! Мне самому интересные!

— А ещё кому? — А ещё никому. — А потому И мне — ни к чему! — Говорю я, Гоню Воробья, Глядь, вот те на — Опять у окна!

Говорит Воробей опечалено: — Сочинил я сказку нечаянно… Очень-чень сказочка сладилась, Мне самому понравилась.

А ещё кому?

— Лесу всему! Белке-соседке, Калиновой ветке, Дятлу-соседу, Туче, Ветру…

— Давай! Подавай мне сказочку эту! — Говорю я И кормлю Воробья.

В день моего рождения Я получил сочиненье, Воробей получил угощенье, Сел, поклевал печенье, Ел-пил, чив-чивил, Полетал по делам…

Он мне сочинил, А я — вам!

Зара Левина

5 февраля 1906 года в Симферополе (Крым).

Умер 27 июня 1976 года в Москве.

Образование

Зара Левина с золотой медалью окончила Одесскую консерваторию по классу фортепиано у Б. Дронсейко-Мироновича. В 1932 г.

Стиль

В молодости в Одессе она была поражена музыкой Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, а также Бетховена и Шумана. Их влияние прослеживается во всех ее работах. Ее дар был прежде всего мелодичным, лирическим и глубоко личным. Ядро его творческой деятельности составляет вокальная музыка, а именно романсы (более 200), за которыми следуют вокальные миниатюры о детях. В 1930-е годы ее естественным выбором были героические и страстные монологи. Легкая музыка расширила диапазон ее творчества в конце 1940-е и детская музыка всегда были в центре внимания. Дух патриотизма присутствует и в ее трагических монологах военных лет, и в суровых и заунывных романах на африканскую поэзию, сочиненных ею в 1960-е годы. Ее мелодии просты, но их индивидуальность достигается тонкой детализацией, тонкой гармонией, гибкой модуляцией и разнообразной фактурой.

Два концерта для фортепиано, камерная музыка и вокальная музыка.

Произведения

Соната для фортепиано № 1 (1924-1925)

«Октябрьский путь» по М. Горькому для солистов, хора и оркестра (1926)

для альта и фортепиано (поэма)

Баран, который не знал правил уличного движения

Автобусы бежали,

пыхтели и жужжали,

и все автомобили

бежали и спешили.

И все мотоциклисты, в

се вело­сипедисты,

все очень торопились,

катились и катились.

Вдруг, откуда ни возьмись,

на самом перекрёстке —

БАРАБА-

                 БАРА-

                             БАРАН.

Встал Баран как истукан.

И все поперепуталось!

Попо-пере-пупуталось!

Авто-

          цици-

                     педисты!

Мото-

           бубу-

                     циклисты!

Вело-

          цици-

                     онеры!

Мили-

          цици-

                     билисты!

Баран шарах-шарахнулсяи бахнулся,и трахнулся,и бухнулся,и стукнулся…И бе-е-е-е-е-е-е-е-жать!!!Он бы убе-бе-бежал,если б Гусь не задержал.

Гусь стоял на возвышении,регулировал движение.И сказал он: — Ага-га!Наруш-ш-шаеш-ш-шь, га-га-га?Всем меш-ш-шаеш-ш-шь, га-га-га?Что моргаеш-ш-шь, га-га-га?Иль не знаеш-ш-шь, га-га-га,что бежать по мостовойНЕ ПО-ЛО-ЖЕ-НО!Что для этого нарочноесть удобная дорожка —пеш-ш-ш-шш-ш-шеходная дорожкаПРО-ЛО-ЖЕ-НА!А сейчаскак возьму…как я ш-ш-штраф с тебя возьму!

Вынул ножницыи вмиг —вмиг Барана он постриг!

Канцелярская сказка

Лист кленовый — желтый, влажный —
Отправляется в полет.
В магазин писчебумажный
Устремляется народ.

В магазин писчебумажный —
Самый нужный, самый важный:
Шелестящий, словно лес,
Полный всяческих чудес.

Есть там ручка-самописка,
Карандашик-самогрызка,
Есть конструктор «Сделай сам»
Весом двадцать килограмм!

Там на паре тонких ножек
Вдруг пройдет сама собой
Груда розовых обложек,
Сверху — бантик голубой.

Там и глобус в три обхвата
Над толпой плывет куда-то
И вращает, как живой,
Великаньей головой.

Как неведомые пташки,
Вспархивают промокашки;
Счетных палочек мешок
Тащит кто-то, сам с вершок.

Гномы дружною семейкой
У прилавка голосят:
«Двести в клетку! Сто в линейку!
И в горошек — пятьдесят!»

За охапками охапки
Покидают магазин
Кнопки, скрепки, краски, папки,
Даже черствый пластилин…

Весь товар писчебумажный,
Самый нужный, самый важный,
Раскупили до конца, —
Кроме дяди продавца:

Продавец был непродажный,
Он стоял для образца.

Отдышавшись еле-еле,
Он снимает свой халат:
«Вот и полки опустели,
Скоро листья облетят».

М. Бородицкая

Детская поэтесса Мошковская Эмма: веселые стихи для малышей

Мошковская Эмма Ефраимовна родилась в 1926 году в Москве. Как она сама вспоминала, детство прошло в атмосфере взаимопонимания, любви и дружелюбия. Ее дяди известны на всю страну:

  • М. Мошковский — основоположник фармакологии в России;
  • Ю. Мошковский — полярный летчик.

Биография

В детстве Эмма Мошковская начала петь. И в этом не было ничего плохого.

Эмма даже не помышляла ни о какой литературной карьере поэтессы. Хотя уже тогда она с удовольствием писала стихи, небольшие шуточные тексты и эпиграммы, застольные песни.

Детские стихи

Только в 60-е годы отправила несколько своих стихов на суд редакции в журнал Мурзилка. Мало того, что их печатали, так еще и ее работы получали отличные оценки от таких мастеров, как Чуковский и Маршак. Все это пророчило будущей детской поэтессе отличную карьеру.

Помимо Мурзилки, Эмма Мошковская также отправляла свои стихи в такие журналы, как Вожатый, Пионер. А к 1962 году она уже издала свой первый сборник, в котором были собраны лучшие детские стихи. Эта книга называлась «Дядя Шар».

Имма Мошковская быстро завоевала популярность. Биография это подтверждает. После первого сборника она стала выпускать по 2-3 книги в год. И все они были невероятно востребованы среди издателей.

Мультфильмы

Литературная деятельность Мошковской одними стихами для детей не ограничивается. В 70-х начала писать сценарии к фильмам. При этом она записала несколько пластинок со своими детскими стихами, которые пользовались небывалой популярностью у советских детей.

Все стихи поэта написаны словно ребенком. Такой стиль нередко вызывал бурю негодования и критики со стороны коллег. Кто-то даже написал пародию на ее произведения. Но Мошковская Эмма не обращала на это пристального внимания. Ведь главное – это детская любовь.

В последние годы жизни поэтесса чувствовала себя очень плохо. Поэтому ничего не писал. Она только исправляла и дополняла уже начатые стихи. Они составляют основу посмертных коллекций Эммы:

  • «Дедушкино дерево»;
  • «Хорошие новости. »

Творение

До сих пор Эмма Мошковская остается популярной. Ее стихи переиздаются, переводятся на другие языки. И песни, которые она когда-то писала вместе с известными советскими композиторами, а сейчас исполняют звезды эстрады.

Поэтесса Мошковская Эмма остается успешной до сих пор. А ее секрет прост – она искренна и неподдельна в своих чувствах к детям. Жаль, что все ее лирические произведения, предназначенные для взрослой аудитории, остались неопубликованными.

Мошковская Эмма — автор многочисленных сборников:

  • «Земля кружится!»;
  • «Дядя Шар»;
  • «Слушай дождь»;
  • «Жадина»;
  • «Сто детей — детский сад» и многие другие.

Во всех этих книжках собраны стихи, которые очень тонко передают всю полноту мировоззрения ребенка. Они могут видеть различные оттенки эмоций, которые дети испытывают в течение жизни. Благодаря музыкальному образованию поэтессы все ее стихи удивительно музыкальны, поэтому идеально подходят к музыке.

А сейчас многие понимают, что Мошковская — поэт с большой буквы. Ведь чтобы порадовать ребенка, нужно разговаривать с ним на одном языке. А стихи Эмме писала будто малышка, а не взрослая тетка:

Я пошел на свою обиду А он сказал что я не выйду. Я никогда не выйду, Я буду жить в нем все годы!

Детство, которое описывает в своих произведениях Эмма Мошковская, это остров счастья. Главные герои, конечно же, дети. Все они очень разные, но невероятно многогранные. И хотелось бы, чтобы было, как в стихах поэтессы: все разбитые чашки снова стали целыми, и любимая мама никогда не злилась!

Дядя Шар

На бульваре

Дядя Шар

предлагает свой товар:

лёгкий воздушный

товар непослушный…

Красный, синий, голубой,

розовый…

Любой!

Покупают папы,

покупают мамы,

покупают дети, п

окупает… Ветер!

На глазах

детворы

он купил

все шары…

Красный, синий, голубой

и— скорей домой!

Он летел, держась за шарик,

а внизу— буль-буль-бульварик…

И ходят печальные дети…

и смотрят на шарики эти…

И никто уж не хохочет,

и никто-никто не хочет —

в чехарду, в перегонки,

даже в пры­-

                      гал-

                              ки!

И Ветер подумал,

что так не годится,

что надо спуститься

и извиниться.

И вот он печально-печально вздохнул,

и вот

шары

он вернул!

Он летал над буль-бульваром,

раздавал шары он даром!

И от этой доброты

распускались все цветы!

И смеялась детвора!

И кричали все «Ура!».

Все скакали-прыгали

и ногами дрыгали!

2 1928)

CD Русский диск RDCD 11382: Г. Калачева (альт), А. Бакчиев (фортепиано)

Соната для скрипки и фортепиано № 1 (1928) LP Мелодия 33М10 38009-12: Д. Ойстрах (скрипка) ), З. Левина (фортепиано)

«Поэма о Ленине» по А. Суркову для солистов, хора и оркестра (1930)

Стихотворение для виолончели и фортепиано (1931)

Три романа после Пушкина (1936)

Поэма и Канзонетта для виолончели и пианино (1938)

Три из них для Piano (1938)

  1. Берсёз

  2. Танец

  3. Токката

LP Мелодия 33M10 38009-12: Танец ля-бемоль мажор и Токката ми минор, Л.

Четыре романса на Лермонтова (1940-1942)

Фантазия на башкирские темы для скрипки и фортепиано (1942)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 в 3-х частях Москва. LP Мелодия 33M10 38009-12: Большой Московский СО Радио и ТВ, В. Кин (конд.), Л. Брумберг (фортепиано) 

Каприччио C 5269; Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin, Ариана Матиах (кондуктор), Мария Леттберг (фортепиано)

Два романа после Долматовского (1942-1943)

Канзонетта для виолончели и фортепиано (1943)

Три симфонические вальсы для больших симфонии (1945)

9000 2

Два рома.

«Вокруг мой год», цикл песен О. Шираза (1947)

«Мы идем в Кремль», песня Л. Некрасовой (1948)

«Дети мира за мир» «, песня Т. Рублева (1950)

Соната для скрипки и фортепиано № 2 (1952)

«Моя родина», песня после О. Шираза (1952)

Piano Sonata № 2 (1953)

Три пьесы для легкого оркестра (1955)

Романсы на А.

«Акварели», вокальный цикл на стихи Эммы Мошковской (1966-1967)

«Музыкальные картинки», вокальный цикл на стихи Эммы Мошковской (1966-1967)

900 шт. для юности для фортепиано (1975)

Еврейская рапсодия (1975)

Восемь романсов на стихи С. Есенина для голоса и фортепиано (1975) LP Мелодия 33М10 38009-12: Н. 1-3), Л. Белобрагина (сопрано, № 4-8), З. Левина (фортепиано)

Концерт № 2 ми минор для фортепиано с оркестром (1975) CD Русский диск RDCD 11382: Москва С.О., В. Дударова (конд.), Б. Петрушанский (фортепиано)

Каприччио C 5269; Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin, Ариана Матиах (кондуктор), Мария Леттберг (фортепиано)

Десять пьес для скрипки и фортепиано (1976)

Горные вершины, песня по М.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: