Глубокий анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольность»
February 18, 2016
Константин Бальмонт в свое время пользовался невероятной популярностью. Особенно его стихами увлекалось молодое поколение, склонное к анализу и размышлениям. Произведения Бальмонта наполнены романтизмом и лиризмом, они проникнуты нежностью и юношеской тоской. Данный поэт принадлежал к числу символистов, к которым относил себя и Александр Блок. Во многом распознать основную мысль произведения помогает анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольность» писал с особенным настроением. Он показывает читателю русскую душу, склонную испытывать хандру и депрессию. Строки буквально проникнуты тайной грустью, с которой поэт возвещает миру о своем присутствии.
«Безглагольность» (Бальмонт)
Анализ по плану эффективен, он позволяет ничего не упустить и выделить наиболее существенные детали. Основная мысль текста – это то, на что направлено все повествование. Ее выделению способствует глубокий, вдумчивый анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольностью» хотел показать поиск душой утраченного «я», это безуспешная попытка самопознания. Лирический герой тоскует по самому себе и собственному потенциалу, который пока не вполне раскрылся. Оттого и нет удовлетворения в сердце, и не посещает чувство наполненности. Одиночество – центральная проблема произведения. Такое состояние представляется лирическому герою всеобъемлющим и безграничным, поэтому и появляется сковывающее ощущение безысходности.
Едва ли еще можно найти столь пафосные строки, как те, что написал Бальмонт («Безглагольность»). История создания самого стихотворения показывают саму безысходность, неспособность предпринять решительные шаги для изменения ситуации. Бездействие проявляется буквально во всем: от невозможности лирического героя противостоять законам этого мира до звенящей тишины, разлитой в природе.
Образ главного персонажа
Лирический герой Константина Бальмонта погружен в себя, он отягощен грустными раздумьями и размышлениями о жизни. Неутешительная истина, к которой он приходит, ранит его намного больше, чем переживания, связанные с состоянием природы. Он не уверен в себе, не способен оценить по достоинству собственные перспективы, не видит выхода.
Его можно назвать безнадежным романтиком, мечтающим отыскать свое место в мире и обнаружить принадлежность к природе. Глядя на окружающий мир, он тоскует, созерцает собственное состояние.
Образ тишины
Природа у Бальмонта олицетворяет собой русский характер, загадочную душу, которую невозможно постичь разумом, но только сердцем. Отсюда возникает склонность к раздумьям, типичная национальная хандра, сопутствующая глубоким и важным переосмыслениям. В природе разлито безмолвие – это последний час, минуты перед рассветом. Состояние окружающего мира отмечено скрытостью.
Природа как будто находится в собственном коконе, позволяющем ей укрыться от посторонних глаз. Здесь возникает знаменитая метафора Бальмонта: спрятаны чувства, сдержанность их проявлений. Центральный образ тишины возвеличен до предела – она обволакивает собой все видимое пространство, и такому видению помогает анализ стихотворения. Бальмонт, «Безглагольность» демонстрируют читателю загадочную русскую душу, которая не находит понимания и успокоения.
Вместо заключения
Данное лирическое произведение является одним из самых любимых и узнаваемых в русской поэзии Серебряного века. Особенно его строки оказываются до боли понятными молодым людям. Они будоражат душу, заставляют сердце сладко трепетать от восторга и ощущения близости всего происходящего. Читая эти строки, как будто начинаешь самостоятельно проживать все то, о чем в них говорится. Вот почему необходим анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольностью» показывает отношение отдельного человека к миру, самому себе, своим возможностям.
Темы, проблемы, настроение
Многомудрый Литрекон перечисляет темы и проблемы в одном списке.
- Основная тема стихотворения «Арион» — крушение челна, которое можно считать метафорическим изложением декабрьских событий 1825 года. Все члены команды погибли, корабль не дошел до цели, и лишь поэт уцелел в неистовой буре.
- Тема поэта и поэзии тоже звучит в произведении — лирический герой не пал жертвой крушения, судьба смилостивилась над ним. Почему? Ответ мы видим в значении слова «риза» — это одеяние священнослужителей. Поэт приравнивается к жрецу искусства и выделяется из всей команды. Он один ничего не делает, а лишь поет, то есть его песни считаются достаточным основанием для пребывания на судне. Видимо, его дар высоко ценили моряки, и недаром сама стихия не занесла над ним клинка.
- Одиночество — то состояние, в котором пребывает поэт. Его судно разрушено, его команда перебита, и он остался наедине со своими песнями. Это основной мотив произведения: герой грустит, ведь один в поле не воин, а других его единомышленников смыла волна.
- Настроение стихотворения «Арион» — грустное, ностальгическое. Лирический герой вспоминает о том времени, когда пел и верил в святые идеалы, движущие теми, кто плыл на этом судне. Он мысленно оплакивает их и поет прежние песни.
Образы и символы
Обратим внимание на образный ряд. Образ «таинственного певца» сильно контрастирует с образами других членов экипажа
Кормщик показан читателям задумчивым человеком, предпочитающим «в молчаньи» править челном. Несмотря на свою важную роль, он остаётся спокойным, уверенным и сосредоточенным на выполняемом деле. Лирический субъект, наоборот, беспечен. Им движет лишь его вера, а не серьёзная ответственность перед целым экипажем.
Чужда герою и физическая работа. Он не гребёт, не поправляет парус. Лирический субъект поёт. Без него корабль может продолжать своё плаванье, а без кормщика и матросов челн обязательно потонет. Автор создаёт такой сильный контраст, чтобы показать иерархию, существовавшую в декабристском движении. Матросы — простые солдаты, верившие в идеи тайного общества и вышедшие 14декабря на площадь. Кормщик — образ собирательный. Он объединяет всех руководителей южного и северного обществ
Александр Пушкин использует инверсии, чтобы расставить в тексте смысловые акценты, заострить внимание читателей на важных образах. С помощью этого приёма выделяется словосочетание «вихрь шумный», обозначающее декабристское восстание
Эпитет помогает автору создать правдоподобную картину бушующей природы.
Для чего нужен анализ стихотворения?
Анализу стихотворения начинают учить в школе на уроках литературы. Зачастую школьникам не нравится это занятие, оно кажется для них скучным. Но только целостный анализ стихотворения может помочь лучше понять замысел автора, его идеи.
Для успешного анализа необходимо в первую очередь полностью прочитать стихотворение, не отвлекаясь на внешние раздражители. Если в тексте встречаются незнакомые слова, их значение следует посмотреть в толковом словаре.
Анализ стихотворения требует полной тишины и сосредоточенности. Необходимо выключить телевизор или радио, чтобы ничто не отвлекало от поэтического текста.
Вариант №3
Стихотворение В.Брюсова «Творчество» датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, «Золотой век» которой в конце XIX века сменился «Серебряным». Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.
Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней «несозданных созданий», с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как «тень несозданных созданий колыхается во сне», то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается «колыхание латаний на эмалевой стене». По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в «фиолетовые руки», что «чертят звуки». Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, «словно блестки», «прозрачные киоски»– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов «обнажённый месяц» при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.
В последнем четверостишии чувствуется умиротворение и блаженство, какое наступает после проделанной работы. И звуки, уже »прирученные», нежно ластятся к творцу.
Несмотря на необычное содержание, «Творчество» написано в классической форме, четырёхстопным хореем и перекрёстной рифмой. Брюсов использовал много эпитетов (фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный), применил повторы (при лазоревой луне, на эмалевой стене), аллитерацию (звуки , ).
Примечательно, что поэт не уходит полностью в свой мистический мир, а словно держит под контролем реальный, который ограничивается эмалевой стеной и тенями на ней. «На эмалевой стене» повторяется трижды на протяжении всего стихотворения и завершает его.
Выразительные средства
Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.
Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).
Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.
Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.
В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.
Композиция
В первой части стихотворения мы видим спокойное и размеренное описание природы, легкое и мелодичное описание зимнего леса заставляет читателя погрузиться в то зимнее волшебство, которое старается донести нам автор. Он как художник рисует картину, глядя на которую, мысленно переносишься туда.
Во второй части стихотворения мы видим более яркие краски, и изначальная тишина уходит на второй план. Начинает присутствовать некая мистика.
Автор использует ряд риторических вопросов, которые придают некую активность тексту.
Но, достигнув кульминационного момента, резко обрывается, уступая снова место прекрасному отдыху и умиротворению природы.
Лирический герой выступает простым наблюдателям этой зимней сказки.
Большое количество критиков отмечали в творчестве Бальмонта использование именно музыкального стиля написания, благодаря которому Бальмонту удалось в строках своей поэзии показать всю певучесть и красоту русского языка.
В заключительной части стихотворения поэт снова возвращается к тихому и нежному повествованию, описывая прекрасную дремоту зимней природы, используя видоизмененные слова и образы из первой строфы.
Бальмонт использует достаточно расплывчатые образы, что придает тексту некую воздушность и невесомость.
Для придания таинственности и романтичности, автор прибегает к использованию выразительных средств языка.
Все вместе это создает гармоничную и законченную картину, которую хочется перечитывать снова и снова.
Ранняя лирика Бальмонта
Один из замечательных русских поэтов Серебряного века Константин Бальмонт (1867—1942) не сразу пришёл к увлечению творчеством. В юном возрасте его занимали вопросы общественного устройства, ещё будучи гимназистом, он принимал участие в работе кружка народовольцев. В 1886 году молодой человек поступил на юридический факультет Московского университета, но бунтарский характер проявился и здесь, и через год студент был отчислен за выступления против руководства учебного заведения.
Позже Бальмонту разрешили вернуться на факультет, но учиться на юриста он так и не смог, его увлечения повернулись в сторону литературного творчества. Кроме того, в 1889 году Константин женился на дочери купца Гарелина, рассорился со своими родителями и оказался в очень стеснённом финансовом положении.
Первый небольшой сборник стихов 1890 г. оказался неудачным дебютом, и начинающий поэт принял решение уничтожить тираж. Семейная жизнь тоже не заладилась, а начавшаяся депрессия привела к попытке самоубийства, Бальмонт выбросился из окна третьего этажа. Восстановление после полученных травм заняло около года, после болезни жизнь стала постепенно налаживаться.
Небольшой доход приносила работа над переводами, это позволило совершить поездку в Петербург, познакомиться с редакцией журнала символистов «Северный вестник», опубликовать в этом издании несколько новых стихотворений. Одним из них стала «Фантазия» (дата написания 1893 г.), размещённая в октябрьском выпуске журнала.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.
Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.
Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.
В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.
Идея
Основная мысль стихотворения – счастье его автора. Смысл произведения становится ясен, когда во время прочтения возникает чувство, что ничто не может помешать ему творить. Он совершенно свободен, только лёгкий ветерок, дождь, гроза и пух одуванчиков немного отвлекают его от творчества. Но это небольшое отвлечение приятно и совсем не раздражает. Писатель по молчаливому согласию и доброй воле «сдал» весь дом настырному летнему месяцу и с удовольствием наблюдает за тем, как текут прекрасные июльские деньки.
Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.
Композиция
В стихотворении «В ресторане» Александр Александрович Блок использует кольцевую композицию. В то время, как само стихотворение разделяется на шесть строф.
В первой строфе автор готовит читателя к предстоящему рассказу. Все это выглядит как разговор двух старых товарищей, которые рассказывают друг другу все самое личное.
Данная строфа является началом композиционного кольца.
Во второй строфе уже начинается сама история. Автор переносит читателя в тот памятный вечер. Именно в этой строфе мы знакомимся с главным образом, который раскрывает поэт в стихотворении.
В третьей строфе мы видим реакцию женщины, благодаря которой мы имеем возможность узнать её лучше.
Четвертая строфа рассказывает о том, как это все воспринял сам лирический герой.
В пятой строфе мы опять возвращаемся к образу незнакомки. То, как поэт описывает даму, дает понять, что он увлекся ею не на шутку.
И завершающая строфа произведения рассказывает читателю об уходе дамы. О том, какие взгляды она бросала. Мы можем лишь догадываться – это была взаимность чувств, или же простая благодарность. Последними строками автор снова возвращается к описанию ресторана, чем закрывает начатое кольцо композиции.
Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта К.Д.
В стихотворении создается картина спящего зимнего леса. Поэт не стремится к «ботанической» точности, но использует тему зимней природы как повод для того, чтобы широко развернуть игру лирического воображения. По сути дела, содержание стихотворения — мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Каждая последующая строчка не столько расширяет сферу изображения, сколько варьирует на разные лады первоначальное мимолетное впечатление. Внутренняя выразительность стихотворения — в преображении статичной картины застывшего леса в динамичный, беспрерывно меняющийся поток образов. Природные стихии — ветер, метель, лес — оживлены характернейшим для Бальмонта приемом — олицетворением: в стихотворении все движется, чувствует, живет. Образы вольных стихий (ветра, моря, огня) в художественном мире Бальмонта приобретают прозрачность и глубину символов. Они передают ощущения свободной игры сил природы, легкости, воздушности, раскованной дерзости, в конечном счете — вольности человека в мире. В «Фантазии» за быстро меняющимися, калейдоскопически мелькающими ликами зимней ночи — легкокрылое воображение художника, его ничем не скованная творческая воля.
Внешние очертания бальмонтовских образов утрачивают графическую четкость. Тончайшими касаниями поэт наносит лишь контуры предметов, заставляя их будто пульсировать под лунным освещением. Для лирических пейзажей Бальмонта вообще характерны мотивы дрожания, вибрации, трепета, придающие образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности. Выделим в стихотворении словосочетания этой семантической группы: «трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искры лунного сиянья» (продолжите этот ряд самостоятельно).
«Фантазия», как и большинство других стихотворений Бальмонта, пронизана радужной свето-воздушной игрой. Создаваемые образы (сосны, ели, березы и т. д.) утрачивают вещественность, приобретают летучую невесомость, будто растворяются в «светлом дожде», в «лунном сиянии». Этому способствует любимое поэтом нанизывание многочисленных эпитетов, в цепочке которых тонет определяемое ими существительное.
Другая заметная в стихотворении особенность бальмонтовской поэтики — интенсивная, порой гипертрофированная музыкальность. Словесно-звуковой ряд в «Фантазии» создает впечатление баюкающего плескания, нежного журчания. Тишина лунной ночи оттеняется всполохами шепота, вздохов, моления. Излюбленный ритмический ход Бальмонта — повторы разных типов. He менее заметна и другая грань звуковой организации стиха — широчайшее использование аллитераций и ассонансов. Особенно любит Бальмонт инструментовку на шипящие и свистящие согласные: по стихотворению прокатываются звуковые волны ж-ш-щ-ч, с-з; велика роль сонорных л-р-м-н. He проходит поэт и мимо возможности эффектно использовать ассонансы: например, в третьем стихе в пяти из восьми ударных позиций оказывается е, а в шестом — четырежды использован ударный а. Бальмонту присуще умение придать традиционному стихотворному размеру новый ритмический оттенок. Так, хорей, которым написана «Фантазия», пользовался в русской поэзии репутацией энергичного, стремительного размера. За счет сильного удлинения стиха (поэт растягивает его до восьми стоп) ритмическое движение приобретает качества сонливой замедленности, певучей медлительности, размеренной ворожбы.
Общие ощущения от лирики Бальмонта — непосредственность реакций поэта на мир, неиссякаемая жажда все новых впечатлений, его умение поэтически возвысить непостоянство настроений и вкусов, импрессионистичность видения и сильнейшая тяга к внешней музыкальности.
Образы и символы
Лирическим героем и рассказчиком стихотворения выступает некий мужчина, который вместе с ямщиком оказался в ночном поле. Извозчик первым понимает, что их водит по полю бес, а после описывает своему спутнику всю нечистую силу, которую видит вокруг. Мужчина олицетворяет собой весь честный народ
В повествовании не объясняется, куда путники держат путь и зачем, но это и неважно. Через рассказчика Пушкин доносит все свои мысли и эмоции до читателя
Лирический персонаж боится, его пугает непредсказуемость разгулявшейся вокруг нечистой силы.
Главные образы стихотворения — ямщик и его спутник олицетворяют привычный всем строй настоящего мира. Они потерянны, испуганы и несколько сбиты с толку из-за ходящих перед ними ужасных созданий. Эти самые существа — это бесы. Они абсолютно другие, совершенно непохожи на обычных людей и символизируют загробный мир. Эти существа — истинные приспешники темной стороны — они сбивают людей с верного пути, обманывают и вызывают страх. Создания предстают то высокими и страшными, то едва заметными, как искра.
Образ природы был создан такой, словно она помогает темным силам — луна мутного цвета, на небе собрались такие тяжелые тучи, что звезд не видно, и постоянно идет снег. Пушкин нарисовал по-настоящему загадочную картину, что ужасает и вгоняет в тоску. В психологических параллелях и проявляется мастерство поэта. Пугающий пейзаж — одна огромная метафора, показывающая несправедливость, происходящую в современном обществе.
Александр Сергеевич был знаком с декабристами, некоторые из них были его друзьями, поэтому поэт отлично понимал, насколько остра поднятая им проблема. Пушкин осознавал, что так не может больше продолжаться. При помощи ярких литературных образов автор передал проблемы социального неравенства, описал, какой является его предвзятость и жестокость в отношении бедных. Последние строки стиха «…визгом жалобным и воем надрывая сердце мне», в них явно проявляется образ самого Пушкина. Автора волнует сложившиеся социальная ситуация в стране, и оттого посещают тревожные мысли.
Сюжет и композиция
В начале сюжета автор рассказывает, что по ночному, заметенному снегом полю едет запряженная лошадьми карета.
Пассажир внутри повозки не видит, что происходит на дороге. После остановки коней он спрашивает у ямщика, почему они встали, и подгоняя мужчину, интересуется, что же произошло.
Ямщик ответил лирическому герою, что ехать дальше не получится, так как по дороге ходят бесы, и это пугает лошадь. Затем в стихотворении описываются шалости нечистой силы, и передаются эмоции путников.
У стихотворения «Бесы» композиция кольцевая, трехчастная. Ее части четко разделены по смыслу:
- Первую часть можно считать завязкой, в ней описывается пейзаж, бушующая природа, в которой простой, верящий в суеверия крестьянин видит таинственных бесов. Рассказчику передается страх мужика. В этой части просматриваются фольклорные черты произведения.
- Следующая часть — основная, здесь происходит кульминация сюжета. В ней лирический персонаж сам видит и чувствует мистических существ вокруг. От этого напряжение в стихотворении нарастает и достигает своего пика.
- В завершающей части наступает развязка стиха. Рассказчик предается описанию своего внутреннего состояния и испытываемых эмоций. В этот момент он отстраняется от нечисти и перестает на них смотреть, герой только чувствует, как их вой влияет на его душу, надрывает ее, испытывает.
Последняя часть считается наиболее сильно наполненной символами. В ней не только виднеется параллель между бесами и представителями власти, но и Пушкин показывает свое отношение к высшему свету. Через лирического героя отрекается от такого мира, поэт не хочет быть таким же эгоистичным, как большинство господ. Автор показывает: ему не все равно на тяжелую жизнь крестьян.
Жанр, направление, размер
Однозначно, лирическое стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» относится к любовной лирике, так как главная тема его – любовь. Многие считают, что данное произведение принадлежит и к философскому направлению, а именно к духовной лирике, но это не совсем так. Да, действительно поэт пишет о Храме, о лампадах, ризах, но здесь данные упоминания необходимы для создания атмосферы, для более точной передачи авторских чувств, его отношения к «Прекрасной Даме». Религиозная же лирика – это произведения, которые созданы на основе переосмысления своей веры, на основе размышлений о добре, о зле, созданы на основе раскаяния, осознания своей греховности. Этот жанр можно назвать поджанром философской лирики.
Направление стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» модернистское. Отличительной чертой данного направления является стремление передать особенности личностного восприятия окружающего мира, передать исключительность чувствительности каждого человека, то есть задачей автора является раскрыть сокровенное, душевное, то, что является неповторимым, субъективным. Именно поэтому стихотворения данного направления очень интимные, откровенные. Поэт раскрывает читателю свою душу, объясняет свою точку зрения.
Александр Блок – поэт-символист. Особенностью символизма является передача воспринятого через символы, через метафоричные образы и сравнения, создание определенной атмосферы, которая более подробно опишет чувства, мысли поэта, его мироощущение и взгляды.
Размер стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» – трёхстопный дольник на двусложной основе. Рифмовка перекрестная, с чередующимися женской и мужской рифмой.