0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках
Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.
Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.
Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!
Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.
5 этап – работа с «музыкальной азбукой»
Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.
Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.
Пример карточки для музыкальной азбуки:
Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ
Легкие ноты для фортепиано
В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой
Есть две распространенных образца:
Мажор — это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.
Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.
Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих
«Песня капитана Врунгеля»
Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.
«Антошка»
Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.
«Песенка зайца и волка на карнавале»
Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.
«Настоящий друг»
Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.
«Кабы не было зимы»
Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.
«Три поросенка»
Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.
Музыка из кинофильма «Амели»
Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.
2 этап – лесенка на фортепиано
Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками
Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.
Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.
Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек
Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.
Азбука музыкальной теории
Методическое пособие предназначено для детей от 4-х лет и родителей, которые готовы им помогать в процессе обучения. В этом пособии на самом понятном детском уровне даются правила и первоначальные музыкальные понятия. Когда ребёнок играет на уроках сольфеджио, находится в сказке про Волшебный замок и Королевскую семью, он незаметно знакомится со взрослыми профессиональными терминами и понятиями, которые можно дома закреплять. Поскольку эффективнее дети учатся, сравнивая различные понятия, а не воспринимая их как штамп, ниже даны удобные таблички, которые можно повторять и проговаривать с родителями. Они отлично расширяют кругозор и развивают мышление ребёнка. Таким образом гораздо лучше усваиваются различные понятия и материал в целом.
Также здесь опубликованы основные правила – азы, а также уже более сложные их вариант, готовящий к переходу с подготовительного отделения в музыкальную школу:
Скачать
Развить музыкальность
Что же делать, чтобы развить в себе музыкальность и научиться петь с листа по нотам?
-
Самое главное с чего следует начать — изучение нотной грамоты. В первую очередь, вам необходимо выучить ноты. Это то же самое, что начать учиться чтению с изучения алфавита. Правда в музыкальном алфавите всего 7 нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Изучите их расположение на нотном стане, написание нот на латинском языке, а также основные аккорды и интервалы.
Если вы ощутили трудности в запоминании нотной грамоты, то попробуйте подойти к ее изучению через систему “нот в виде геометрических фигур”. Изначально данная методика создавалась для обучения церковному пению, но со временем стала использоваться многими педагогами. Идея системы в том, что ноты представляются в виде геометрических фигур. Благодаря записи фигурных нот, партитура учится легче и быстрее. Такая система помогает выработать ученику устойчивую связь между гаммой, формой и звуком. Сначала звуки пропевают в виде названия фигур, после уже со словами.
Также отличным способом запомнить тональности является квинтовый круг. Это запись всех мажорных и минорных тональностей в виде круга, а интервал между соседними знаками составляет квинту. На внешней части круга изображают мажорные тональности, а на внутренней их параллельные минорные. Также на круг прописываются знаки при ключе каждой из тональностей. - Обязательно возьмите уроки сольфеджио. Это не самый любимый предмет учеников музыкальной школы, да и не самый простой, но очень полезный. На этих уроках учат петь музыкальные интервалы, а также ноты. Вы можете заняться этим самостоятельно, взяв учебник за 1-2 классы музыкальных школ. Пойте, для начала, самые простые мелодии, в которых ноты идут по порядку. Постепенно переходите к более сложным — к чередованию нот. Так со временем, вы научитесь петь с листа любую мелодию, видеть и чувствовать ее звучание.
- Отличным способом для развития “внутреннего” слуха считается распевание интервалов “про себя”. На уроках сольфеджио такое часто практикуют. Пишут на доске короткую мелодию, задача учеников воспроизвести ее про себя, а потом пропеть по одному или небольшими группами. Если ученик в данный момент не поет, то он все равно озвучивает ее мысленно. Также кого-то из учеников могут попросить воспроизвести хорошо знакомую всем мелодию в другой тональности.
- Обязательно контролировать ритм мелодии. Для этого рекомендуют читку с листа начинать с народных песен. Они более мелодичные и лирические, легче воспроизводить голосом. Чтобы избежать сбивания ритма, можно отсчитывать ритм “про себя”, простукивать его рукой или дирижировать. Также можно использовать метроном.
Пробуйте аккомпанировать себе на инструменте, чтобы было проще тренировать связки и запоминать звучание нот. Начинайте с нот, после переходите к гаммам в пределах первой октавы. Она самая популярная в мелодиях. После того как вы научитесь улавливать голосом звучание нот, попробуйте спеть без помощи музыкального инструмента. Лучше всего записать свои занятия на видео или диктофон, чтобы можно было корректировать ошибки.
Перед тем как начинать пение с листа по нотам, внимательно ознакомьтесь с произведением. Просмотрите мелодию, все тональные скачки, паузы, ритм, интервалы. Мысленно пропойте ее. Это поможет вам избежать неприятных неожиданностей в виде шестнадцатых и тридцать вторых нот.
Тренируйтесь как можно чаще. Можете подпевать известным исполнителям, когда слушаете музыку дома или в машине. Тренируйтесь попадать в резонанс с певцами.
Учитесь чувствовать свой голос и связки. Обязательно распевайтесь перед началом занятия. Если почувствовали дискомфорт в горле во время тренировки или боль, сразу прекращайте практику. Перенапряжение мышц голосового аппарата может привести к травме и даже полной потере голоса. Ни в коем случае не пойте с больным горлом.
Если вы чувствуете, что не попадаете в ноты, не переживайте. Это происходит из-за раскоординированности мышц вокального аппарата. В разговорной речи мы задействуем лишь малую часть связок, поэтому, когда мы начинаем учиться петь, непривычные для нашего горла мышцы включаются в работу. А так как раньше они практически не использовались, то сразу слаженного звучания добиться будет тяжело. Идеальное звучание достигается регулярными занятиями и желанием научиться петь красиво любую мелодию.
Стишки-запоминалки (ноты и цвета)
Чтобы малышам было веселей учить табличку соответствия звуков определённым цветам, мы придумали специальные стишки-запоминалки:
На скакалке До скакала, покраснела и упала.
В мандарине нота Ре отдыхает в кожуре.
Солнце светит, мы лучи превращаем в ноту Ми.
Нота Фа сидит на ветке и мечтает о конфетке.
Нота Соль всегда хотела, чтобы с неба соль летела.
В синем море Ля купалась, полотенцем вытиралась.
В тучу фиолетовую Си попал ракетою.
Можно нажимать на них поочереди как вверх, так и вниз, а можно и в произвольном порядке. Обязательно пойте ноты. Если Вы уже разобрали и выучили по цветным ноткам какую-нибудь детскую песенку («Петушок», «Василёк», «Во саду ли, в огороде, «Чижик-Пыжик»), то их также можно попытаться исполнить.
Цель этих занятий — запомнить цвет каждой нотки. При перезагрузке странички голоса ноток должны меняться, но не всегда с первого раза. Для перезагрузки странички пользуйтесь клавишей F5.
Играйте! Это весело!
Указывая на машину, деревья, небо, мамину кофточку спрашивайте ребёнка: «А это какая нотка?» В такой забавной, игровой манере Вы вскоре выучите все названия нот, и соответствие их цвету.
Расслабляемся и смотрим мультик!
Нравится
Яндекс. ДЕНЬГИ:
Записаться на гитару в Минске
Группы «В Контакте»: ЦВЕТОНОТЫ, ДЕТСКИЕ ЦВЕТНЫЕ НОТЫ, РАЗВИВАЕМ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ,ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА
Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.
Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:
- Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
- Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.
Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.
Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.
Мифы и легенды про певцов
И в завершении, давайте еще немного поговорим о мифах и легендах, которые окружают певцов.
-
Если нет слуха и голоса, то петь точно не получится. Давайте разбираться по порядку. Голос есть у каждого из нас, кроме разве что людей, которые не могут говорить. Все мы умеем кричать, шептать, разговаривать. Значит голос есть. Просто в обычной жизни мы чаще спокойно общаемся, а значит задействуем лишь малую часть наших связок. Когда человек начинает учиться пению, он тренирует весь вокальный аппарат.
Очень часто люди путают понятия “нет слуха” и фальшивое пение. На самом деле, на Земле есть очень маленький процент людей, которые не способны чувствовать мелодию и ритм. Вся музыка для них выглядит как непонятный шум. Это называется амузия. У всех остальных людей просто отсутствует навык пения и не натренированы связки.
Болезнь под названием “нет слуха и голоса” лечится регулярными занятиями; - Если хочешь красивый голос, нужно разогреть его сырым яйцом. Этот миф передавался из поколения в поколение, практически как семейная музыкальная легенда. На самом деле, сырое яйцо сушит слизистую гортани, что может привести к травме во время пения. Самый лучший способ разогреть связочный аппарат — распевка естественным путем.
-
Певцу нельзя заниматься физическими упражнениями на пресс. Кажется этот миф придумали ленивые люди, которые искали оправдание своему нежеланию выглядеть красиво. На самом деле, хорошо тренированные мышцы живота только способствуют лучшему звучанию и правильному дыханию.
И помните, что люди учатся петь, читать с листа и разрабатывают свой музыкальный слух годами. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Но если у вас есть желание, и вы получаете огромное удовольствие от процесса, то вы обязательно добьетесь успеха. А регулярные тренировки в школе музыки 1musicfamily помогут закрепить полученный результат. Даже профессионалы своего дела не перестают заниматься и постоянно поддерживают себя в форме. Ведь в пении как в спорте — без упорного труда и регулярных тренировок не будет должного результата. Петь надо с душой и от души.
Знакомство с интервалами
Юным музыкантам предлагаются красивые карточки с ассоциативным рядом картинок, с помощью которых быстро запоминаются интервалы на слух. Карточки необходимо вырезать. Они должны лежать на столе у каждого ребёнка в порядке возрастания интервалов.
В работе находятся сразу все 13 карточек. Со всеми изображёнными на них сказочными героями знакомимся на одном уроке. Нет необходимости пока запоминать сложные названия, достаточно запомнить соответствие образа, интонации, а затем и цифры. Педагог исполняет на фортепиано различные попевки (и мелодически, и гармонически), показывает карточки, а затем спрашивает на слух.Родители должны дома разрезать карточки и поместить в папку. Дети на уроке поднимают карточки, кто какого героя услышал в проигранной музыкальной интонации. Педагог сразу видит и правильные ответы, и ошибки. После проигрывания педагогом интервала следует пропеть его с детьми и вверх, и вниз на удобные гласные. Интервалы на карточках подписаны, поэтому они быстро запоминаются сами собой.
Ассоциативный ряд при игре педагогом на фортепиано:
Прима — репетиция по одной клавише.
Секунда малая — исполнение полутона мелодически и гармонически.
Секунда большая — исполнение тона мелодически и гармонически.
Терция малая — исполнение попевки «кукушка».
Терция малая — исполнение попевки «кукушка».
Кварта — начало песни «В траве сидел кузнечик».
Тритон — любой. Рассказать о сказочном существе.
Квинта — любая
Обратить внимание на «прозрачность» интервала.
Секста, сначала познакомить с большой — «В лесу родилась ёлочка».
Секста малая — песня про Ёлочку, но сыграть в миноре, «В лесу погибла ёлочка».
Септима малая — песня из мультфильма про Кота Леопольда: «Я весь день сижу на крутом бережку. надо мной плывут в небе облака»
Последняя фраза строится по доминантсептаккорду, по краям которого малая септима.
Септима большая — сыграть начальную интонацию «Бабы-Яги» М. Мусоргского.
Октава — любая, «отражение звуков».
Скачать
Научиться петь с помощью технологий
Сегодня прогресс в обучении пению шагнул далеко вперед. Если у вас нет времени, возможности, финансов, чтобы заниматься с педагогом в вокальной студии, вы можете делать это дома с помощью мобильных приложений. Например, Voice training learn to sing, GNU Solfege, Абсолютный слух. Эти приложения помогают тренировать ритмичность, чувствовать тональность, развить внутренний слух. В них вы можете изучать нотную грамоту, знакомиться с фортепианной клавиатурой и учиться петь. Единственный недостаток — такое обучение не сможет заменить работу педагога по вокалу и скорректировать ваши ошибки. Вам также необходимо будет записывать себя на видео или диктофон. К тому же вы не сможете наработать навык исполнения на публику.
“GNU Solfege” — это приложение для компьютеров. Самым главным его преимуществом являются тренажеры, которые эффективно знакомят вас с основами нотной грамоты, интервалами и помогают тренировать слух.
“Абсолютный слух” — более удобное приложение, так как оно доступно для установки на мобильные устройства. К сожалению, установить его можно только на Android. Наличие такого приложения на телефоне поможет вам заниматься пением где угодно и когда угодно, без привязки к конкретному месту. Преимуществом “Абсолютного слуха” являются упражнения, направленные именно на чтение с листа.
Voice training learn to sing — приложение можно установить как на ПК, так и на мобильное устройство. Отлично подходит на новичков, помогает найти свой голосовой диапазон, развить слух. Главное преимущество, во время занятия вокалом помогает понять насколько чисто вы поете. На клавиатуре приложения подсвечивается нота, которую нужно спеть и которую вы поете сейчас.
Полезные советы родителям
Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:
- использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
- играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
- устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
- в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
- хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.
Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.
Освоение нотного текста
Учебное пособие для начинающих по освоению нотного текста и чтению с листа предполагает следующие действия:
- Осваиваем понятие доля=четверть и тактируем сильную и слабую доли ладошкой и колечком.
- Усложняем: доля=две восьмые и две доли=половинка. Тактируем: сильная доля – ладонь, слабая доля – колечко (большой и средний пальцы).
- Упражнения разбиты попарно; то, что в одном упражнении приходится на сильную долю, в другом приходится на слабую. Тренируем сопоставление задач и их переосмысление. Развиваем координацию.
- На начальном этапе осуществляем только два действия: тактируем и поём.
- Когда координация улучшилась, переходим к исполнению трёх задач сразу: поём, игрем правой рукой, тактируем левой рукой по коленке.
- Чуть позже можно меняем функции рук, продолжая петь, что ещё более улучшит координацию, добавит новые нейронные связи и улучшит мыслительные возможности.
- После свободного исполнения данными нотами, начинаем транспонировать, не обращая внимания на необходимость подставления диезов и бемолей. Только называем новые ноты, считаем от тоники.
- Сочиняем с детьми легкие стишки и подписываем их под упражнениями. Поём эти песенки со словами и тактируем.
Скачать
Как научиться писать ноты
Чтобы перейти к записи нот, надо убедиться, что ребёнок хорошо держит карандаш в руке и умеет считать до пяти.
Первые ноты надо записывать не в нотной тетради, а в альбоме для рисования. Линейки в нотной тетради слишком мелкие для маленьких детей. Поэтому первые записи очень часто выглядят так:
Линейки и промежутки между линейками не воспринимаются ребёнком, поэтому задание «Напиши ноту на первой линейке» вообще пока не актуально.
Другое дело — альбом для рисования. Здесь можно рисовать линии, дорожки, верёвочки и т.д. Здесь можно играть с нотным станом, представить его как бассейн с верёвочками (линейки) и водными дорожками (промежутки между линейками). Или придумайте свою сказку. Дети это очень любят.
Вот, например, мои первые ноты на нарисованном нотном стане. Я уже осознавала, что линеек пять — я же сама их рисовала и считала. По-моему, замечательно для четырёх-летки.
Итак, понимая, что нотных линеек пять, можно начинать рисовать кружочки на линейках, между линейками.
В подготовительном классе мы уже вполне были готовы к узким линейкам и мелким нотам:
Очень важно, чтобы записанные ноты тут же связывались с клавишами, проигрывались на клавиатуре. Ведь нота — это не просто кружок с палочкой — это символ конкретной клавиши, звука
Поэтому, изучать нотную грамоту изолированно от клавиш и пения — категорически нельзя!
Знакомство с музыкальными инструментами и пение
Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:
- дудочка;
- детская гитара;
- барабан.
Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.
После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту
Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот
Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:
- Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
- Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.
Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
Для начала подготовим все, что нам понадобится:
- нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
- вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.
Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.
Обучение должно проходить в несколько этапов:
- Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
- Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
- Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
- После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
- На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
- После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.
Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.
Продолжительность нот
Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.
Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.
- Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
- Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
- Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
- Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
- Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
- Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.
Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.
Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.