Химия

Удивительные факты из химии

Как работает плацебо?

placebo.com.au

О плацебо, или веществах, которые не имеют явных лечебных свойств, но положительно воздействуют на организм, известно давно. В основе эффекта плацебо лежит психоэмоциональное воздействие. Но исследователи не раз доказывали, что плацебо, не имеющее активных веществ, может стимулировать реальные физиологические реакции, в том числе изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также химической активности в головном мозге. Плацебо также помогает избавиться от болей, депрессии, тревоги, усталости и даже некоторых симптомов болезни Паркинсона.

То, как наша психика может воздействовать на здоровье, до сих пор до конца не ясно, и учёные не могут раскрыть механизмы, лежащие в основе физиологических реакций на плацебо. Очевидно, что в эффекте сплетено много различных аспектов, при этом лекарства-пустышки не оказывают влияния на источник или причину заболевания. Опытным путём установлено, что реакция организма различается в зависимости от способа доставки плацебо (при приёме таблеток или инъекциях). Также плацебо дают только ожидаемый, то есть известный заранее, терапевтический эффект. И чем выше ожидания — тем сильнее эффект плацебо. Кроме того, известно, что его можно усилить при активном вербальном воздействии на пациента. Действию плацебо подвержены далеко не все. Чаще плацебо действует на экстравертов, людей с повышенным уровнем тревожности, мнительности, неуверенности в себе.

В октябре 2013 года было опубликовано исследование, демонстрирующее, что плацебо-эффект связан с повышением альфа-активности головного мозга. Альфа-волны возникают в расслабленном состоянии, которое похоже на лёгкий транс или медитацию,-то есть в наиболее внушаемом состоянии. Эффект плацебо оказывает значительное воздействие на нервную систему человека в области спинного мозга. Но пока подробно описать механизм его воздействия так никто и не смог.

Сочинение #2: Химия — это область чудес

Химия — это область чудес. Прекрасная наука которая изучает строение веществ, так же их свойства.

Такая наука как химия окружает нас везде. Можно сказать, что все предметы состоят из определенной материи.

Есть цепные реакции различных превращений, они происходят примерно ежеминутно, а так же они происходят и в нас. Приведу пример нескольких превращений: метаболизм, расщепление белков, жиров и углеводов, синтез ферментов, гормонов и витаминов. Без этих процессов невозможна жизнь человека, животного, растения.

Химическая наука лежит во многих процессах, которыми люди пользуются. Например брожение: Спиртовое брожение — используют часто в виноделии. Молочнокислое брожение -применяется как и для производства , так и участвует в мышцах человека при физической нагрузке.

Благодаря достижениям ученым в области химии, мы можем пользоваться современными лекарствами. Благодаря ее развитию появилась фармакология, что позволило людям лечить болезни и дольше жить. А так же химические технологии используются в нефтепереработке, красках, журналов, в кулинарии, быту, продуктах питания, растениеводствах и других отраслях сельского хозяйства.

Практически все открытия в этой области граничит с другими науками, такими как биология, физика и математика. Конечно у химии много положительных сторон, но не смотря на это есть и отрицательные стороны. Например ученым, изучающим химию, удалось изобрести ядерное топливо, которое плохо сказывается на всем живом. Первые ядерные электростанции появились в середине прошлого века. В случае утечки такой станции топливо заражало почву , воздух, воду и живых существ проживающих на этой территории. Многие химические вещества начали использовать в обычных продуктах для продления срока годности или придания насыщенности вкусу. Тем самым делая пищу вредной для нашего организма. Порой мы слышим выражение: «да тут одна химия!» и подразумеваем опасность от того продукта, к которому оно имеет отношение.

Таким образом, химия была и остается источником новых открытий. Да, химия — это область чудес. Химия можно сказать, что один из самых интересных и важных предметов в школе. Эта наука была и остается источником новых открытий.

Химия в организме человека

Наш организм можно назвать настоящей биохимической лабораторией. Поскольку мы уже упомянули об элементах и сложных соединениях в человеческом организме, приведем еще несколько примеров:

  • Подсчитано, что мы примерно на 70% состоим из воды, а в период внутриутробного развития – на 90%;
  • В организме можно найти 81 элемент периодической системы, 15 из которых относятся к тяжелым металлам, которые в большом количестве являются смертельным ядом (например, мышьяк);
  • За наше настроение отвечают гормоны, которые с точки зрения химии являются сложными соединениями. Под их влиянием можно испытать весь известный спектр эмоций от страха и паники (адреналин и норадреналин) до влюбленности (фенилэтиламин) и удовольствия (эндорфины);
  • Голубая кровь действительно встречается у людей, хоть и редко. Это происходит, когда в гемоглобин вместо железа встраивается медь. По некоторым данным в мире насчитывается около 7 тысяч людей с голубой кровью, их называют кианетиками. А в Канаде хирурги во время операции столкнулись с еще одним феноменом: при операции у пациента пошла кровь зеленого цвета. Анализ показал, что к гемоглобину присоединилась сера.

Вещество. Классификация веществ

От активности химических элементов зависит — будут они существовать в свободном виде или будут частью вещества.

Вещество – это совокупность атомов, атомных частиц или молекул, находящаяся в определённом агрегатном состоянии.

Вещества делятся: простые и сложные.

Определение достаточно несложное и легко запоминается.

 

Закономерно возникает вопрос: чем сложное вещество отличается от смеси простых и сложных веществ?

На рисунке обозначено:

А) молекулы простого вещества кислород О2;

Б) молекулы простого вещества водород Н2;

В) смесь простых веществ О2 и Н2;

Г) молекула сложного вещества вода Н2О;

Д) смесь молекул простого вещества водород Н2 и сложного вещества Н2О.

Смеси образуются в результате физического воздействия, например, смешивание железных опилок и воды, а сложные вещества – с помощью химического воздействия, например, ржавчина на железе, вызванная взаимодействием железа и воды.

В зависимости от того, какими частицами образованы вещества, их различают молекулярного и немолекулярного строения.

Другие тесты автора Давайте пройдем тесты

23 ноября 2021 125936

Проходили 35591 раз

Тест: «Хороший Вы человек или злой?

HTML — код

17 февраля 2021 131869

Проходили 48699 раз

Тест: Какой у тебя характер?

HTML — код

4 апреля 2021 73944

Проходили 14168 раз

Тест по биологии: «Клетка»

HTML — код

18 марта 2021 334616

Проходили 236799 раз

Кто ты из My Little Pony? Тест

HTML — код

9 декабря 2021 23295

Проходили 7486 раз

Тест для самых умных и эрудированных

HTML — код

31 мая 2021 52457

Проходили 18058 раз

Тест: Кто ты из Mortal Kombat?

HTML — код

16 декабря 2021 7551

Проходили 1171 раз

Тест о русских художниках

HTML — код

20 февраля 2022 96079

Проходили 45967 раз

Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…

HTML — код

18 августа 2021 33707

Проходили 6539 раз

Тест: Приставки пре / при

HTML — код

18 февраля 2021 95408

Проходили 36779 раз

Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»

HTML — код

16 декабря 2020 74022

Проходили 9731 раз

Тест на времена английского языка

HTML — код

9 декабря 2020 63340

Проходили 17657 раз

Тест на психопатию: ты псих или нет?

HTML — код

27 января 2022 59793

Проходили 22516 раз

Тест: Кто ты из певцов?

HTML — код

13 июля 2021 20125

Проходили 3535 раз

Тест: Отечественная война, 1812 г.

HTML — код

31 марта 2021 146905

Проходили 30686 раз

Тест на когнитивные способности

HTML — код

23 января 2022 12933

Проходили 4613 раз

Большой тест по мировым столицам

HTML — код

И в жизни

Современный мир невозможно представить себе без химии. Мы постоянно пользуемся веществами с разными свойствами, даже не задумываясь об этом. Хотя самостоятельной наукой и отдельной дисциплиной ее признали в XVII—XVIII веках, до этого активно развивалась алхимия, упоминания о которой встречаются еще III веке. Да и в более ранние времена люди пытались объяснить те или иные явления. А первой лабораторией можно считать огонь, который первобытные люди научились зажигать самостоятельно. После этого началось развитие экспериментальной и практической химии, которая не имела теоретического обоснования. Но это не мешало нашим предкам воспользоваться ее плодами. Открытия совершались, некоторые из них были преждевременными, некоторые — случайными. Вот несколько интересных фактов из истории:

  • Порох был изобретен в Китае и долгое время использовался только в мирных целях — для салютов и фейерверков.
  • Спички были созданы случайно: в 1827 году аптекарь Джон Уокер забыл палочку, покрытую химической смесью, которая засохла. Пытаясь отчистить палочку, английский химик провел ей по полу, в результате вспыхнул огонь. Практичный англичанин тут же понял, как можно применить свое изобретение. А ведь еще в 1680 году физик Бойл показывал опыт с зажиганием палочки с серной головкой с помощью листка, покрытого фосфором. Удивительно, что человек, сформулировавший закон Бойля, не смог найти практического применения такому опыту.
  • К случайным открытиям также можно отнести: антибиотики (Александр Флеминг), небьющееся стекло (Эдуард Бенедиктус), фосфор (алхимик Бранд Хенниг пытался получить золото из… человеческой мочи).
  • Также случайно были открыты: вулканизированная резина (Чарлзом Гудьиром), йод (кот фармацевта Бернара Куртуа разбил приготовленные для опыта бутылки, в результате реакции на полу остался кристаллизованный йод). Заменитель сахара сукралоза: студент Шашикант Пхаднис плохо понял команду профессора и попробовал вещество, приготовленное для опыта (анг. test и taste звучат почти одинаково, но имеют абсолютно разные значения). И таких примеров немало.

Зима в стакане

Опыт заключается в сублимации бензойной кислоты и ее оседании на еловой ветке. Бензойная кислота является органическим веществом, которое может переходить из твердого состояние в газообразное без жидкой фазы и благодаря этому давать красивые эффекты. 

Что нужно: 

  1. Термостойкая или боросиликатная стеклянная посуда.
  2. Еловая ветка.
  3. Бензойная кислота.
  4. Спиртовка.

Инструкция:

  1. Насыпьте небольшое количество кислоты в стакан.
  2. Положите внутрь стакана еловую ветку, чтобы на ней оседали пары бензойной кислоты.
  3. Подожгите спиртовку и поставьте на нее стакан для нагревания. Через некоторое время кислота начинает сублимироваться, и стакан наполняется парами. 
  4. Снимите стакан с огня, чтобы он остыл.
  5. После остывания пары бензойной кислоты начинают оседать на еловой ветке и стенках стакана и создавать эффект пушистого снега

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

ЩМЯГА и экзоскелет

— В чем же суть химии? 

— Это наука о веществах и их превращениях. Вы изучаете вещества, их состав, особенности строения, и, зная эти особенности, вы можете предсказывать какие-то химические свойства и реакции.

А если уже говорить о настоящей химии, то люди пытаются найти применение этим реакциям. Это не значит, что вся химия прикладная, но, даже занимаясь фундаментальной наукой, ты понимаешь, что какие-то вещи не имеют применения прямо сейчас, но могут найти его лет через 20 или 50. 

— Есть какие-то хитрости, которые человек должен понимать, если он хочет просто сдать химию — не по любви, а по расчету?

— Мы в химии всегда от общих вещей переходим к частным, поэтому я против лайфхаков. Конечно, есть какие-то мнемонические приемы, которые кочуют от учителя к учителю, типа ЩМЯГА. Это первые буквы названий двухосновных карбоновых кислот: щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая и адипиновая.

Екатерина Строганова. Фото: из личного архива

Мой личный прием: дети часто путают экзо- и эндотермические реакции. Экзотермические реакции протекают с выделением тепла. Я провожу аналогию с экзоскелетом, он снаружи, значит и тепло выделяется «наружу». Эндотермические реакции протекают с поглощением тепла. Я провожу пример с эндотелием, он внутри, значит и тепло выделяется «внутрь», то есть поглощается.

Факты по химии. Интересные факты о химии

Мы представим интересные факты о химии , понятные всем и каждому. Один из актуальных и полезных вопросов, касается метилового спирта.

Это вещество практически невозможно отличить от этилового спирта, но воздействие первого очень вредно для здоровья человека и его употребление может привести к летальному исходу.

Совсем небольшая доза метанола может лишить человека зрения, а употребление спирта от 30 мл приводит к смерти.

Теперь становится ясно, почему отравляются люди в случае употребления некачественного алкоголя. И что самое поразительное есть противоядие и это этиловый спирт.

Как не вылететь с 1-го курса меда

— Не слишком ли заумная параллель?

— Я стараюсь не скатываться в объяснения типа «мальчик-атом взялся за руку с атомом-девочкой, получилась химическая связь». Это как-никак 11-й класс, я чувствую ответственность за их знания для вуза. В универе все серьезно, там уже вообще никто никаких параллелей не проводит. И с первого курса меда часто отчисляют именно из-за химии.

В любом случае на «запоминалках» далеко не уедешь. 

Химикам повезло меньше всех, им нужно знать и физику, и математику. Зато, когда есть такой фундамент, никакой экзамен не страшен. 

В биологии есть некоторые вещи, которые нужно запомнить, для них нет объяснений, хотя логические взаимосвязи все равно прослеживаются. А наш предмет нужно понимать на самом базовом уровне — строение атома, периодический закон, химические связи, степени окисления, валентности. Дальше мы поднимаемся на следующую ступень, к реакциям. Нужно разбираться с основами, а не пытаться запоминать химию, как стихотворение.

Зазубривать ничего не нужно, за исключением каких-то вещей, которые сложно объяснить в школе. А в остальном, ребята и сами говорят, что одна тема плавно вытекает из другой, все связывается вместе, петелька к петельке. 

— Это мантра всех предметников: «У нас ничего зубрить не нужно, у нас все логично». Почему же так трудно-то?

— В некоторых учебниках — неверная последовательность изучения тем. В лицее мы шли не по учебнику, а по программе учителя. Увы, не все учителя имеют профильное химическое образование. Чем лучше ты понимаешь этот предмет как науку, тем его легче объяснить простым языком.

Фото: freepik.com

Сама я пришла в школу сразу после университета, совсем молодым преподавателем, поэтому мне не давали профильных классов. А с непрофильными — самое сложное заинтересовать. Особенно гуманитариев, которые с ходу отключают мозг: «Так, это не мое». 

Но я старалась рассказывать про биохимию, про лекарства и медицину, поскольку это имеет непосредственное отношение к жизни. Неорганическая химия — это потенциально какие-то новые материалы, те же батарейки в телефонах, дисплеи и многое другое. Я всегда пытаюсь привязать химию к тому, что мы используем в быту, сделать ее более осязаемой и наглядной. 

Но при этом говорю ребятам: чтобы добраться до интересного, вы должны узнать обычную школьную химию. Зато если вдруг вы захотите связать свою жизнь с этой наукой, то сможете заниматься суперинтересными вещами.

Знакомство с химией

Когда мы слышим слово «химия», сразу представляем человека, окружённого колбами, пробирками, наполненными веществами всевозможных цветов. Он записывает непонятные символы, которые нам кажутся иероглифами. Перед нами встает вопрос: что это за наука, какие задачи изучает? Ответ достаточно прост, предмет химии – вещества.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях в другие вещества.

Как и каждая наука, химия имеет свою историю развития. Первые химические знания появились до нашей эры, в Древнем Египте. Египтяне обладали химической наукой, которую называли «Священным искусством». Некоторые рецепты приготовления парфюмерии и лекарственных препаратов используют и до сих пор. Наверняка вы слышали об алхимиках и философском камне, с помощью которого, можно превратить любой металл в золото.

В современном представлении термин «химия» можно услышать в нескольких интерпретациях: химия как наука, а также продукты химического производства (одним словом химия). Мы не представляем наше существование без химических веществ. Просыпаясь утром, идём умываться: мыло, зубная паста ждут нас в ванной комнате. Ароматный чай и хрустящие хлопья на завтрак. Одежда, обувь, школьные принадлежности и многое другое мы получаем благодаря химическим технологиям.

Но также можно сказать, что химия – это вред. Неоднократно слышали о кислотных дождях, о гибели морских жителей из-за нефтяных пятен, о нитратах в овощах и фруктах и т. д.

Химия тесно связана с человечеством, является неотъемлемой его частью. Чтобы не наносить вред нашей планете, необходимо применять химические знания и рационально использовать вещества.

Именно благодаря своей многогранности химия применяется в каждой области:

  • Медицина: лекарственные препараты, вакцины, искусственные органы, косметические средства;
  • Искусство: живопись, архитектура, фотографии, изготовление ювелирных изделий, ковка, литье;
  • Сельское хозяйство: удобрение, средства для борьбы с вредителями;
  • Криминалистика: опознание личности по ДНК, отпечаткам пальцев, определение состава ядовитых и взрывчатых веществ;
  • Строительство: производство строительных материалов, обработка древесины;
  • Металлургия: без металлов не существует ни одна отрасль. Металлы и сплавы окружают нас повсюду;
  • В быту: средство бытовой химии, при приготовлении обеда также применяем химические знания;
  • Пищевая промышленность: молочная, мясная продукция, соусы, кондитерские изделия и т. д.;
  • Охрана окружающей среды. На данный момент остро стоит проблема охраны окружающей среды. Деятельность человека губительно действует на планету. Но с помощью химических знаний, которые базируются на свойствах веществ, учёные находят способы очистки воды, почвы, воздуха от вредных веществ.

(Источник)

Химия – наука очень обширная и включает в себя много разделов, которые имеют своё назначение и изучают вещества, их строение и свойства.

  • Неорганическая химия или её ещё называют химия неживой природы. Предмет изучения химические элементы и их соединения;
  • Биохимия изучает процессы, которые происходят в организмах при обмене веществ, дыхании и т. д.;
  • Органическая химия или химия углерода. Это увлекательный раздел знакомит о множестве соединений, благодаря уникальным свойствам углерода;
  • Физическая химия рассматривает закономерности реакций;
  • Аналитическая химия, благодаря качественному и количественному анализу позволяет исследовать смеси.

Чтобы овладеть химическими знаниями, необходимо изучить физику, биологию, а также математику. Как видно из схемы, химия тесно перекликается с другими науками.

 

Почему велосипед не падает на бок?

provocityevents.blogspot.com

Конструкция велосипеда довольно проста, и, кажется, что давно понятно, как и почему двухколёсное средство сохраняет отличную устойчивость. Всегда считалось, что в сохранении баланса велосипеда важнейшую роль играют два механизма. Первый — автоматическое подруливание, или эффект кастора: если велосипед наклоняется в какую-то сторону, переднее колесо само поворачивается туда же, после чего центробежная сила возвращает колесо в начальное положение. Второй механизм связывают с гироскопическим моментом вращающихся колёс.

Американский инженер Энди Руина с коллегами взялся опровергнуть оба этих утверждения. Они сконструировали велосипед, похожий на самокат, у которого переднее колесо касается опоры перед точкой пересечения с нею оси передней вилки, что «отменяет» действие кастора. А кроме того, переднее и заднее колёса связаны с двумя другими, вращающимися в обратную сторону, и тем самым обнуляющими гироскопический эффект.

Тем не менее этот велосипед не так уж и быстро падает на бок. По сути, равновесие он держит не хуже обычного велосипеда и даже демонстрирует то же самое автоматическое подруливание. По результатам эксперимента авторы сделали вывод, что оба эффекта — и кастора, и гироскопа — играют важную роль в сохранении баланса едущего велосипеда, но оба не являются критически важными для него.

Отчего же не падает велосипед, до конца так и неизвестно. По последним предположениям инженеров, ключевую роль в этом играет особое распределение нагрузки.

Горячий лёд

Опыт показывает, как с помощью простых веществ — соды и уксуса — образовывается «горячий лед». Полученный раствор кристаллизуется с выделением большого количества тепла. Благодаря этому получившиеся кристаллы можно переплавить и вновь использовать в опыте. 

Что нужно:

  1. Уксусная кислота 70% (100 гр.).
  2. Сода пищевая (97,8 гр.).
  3. Вода (20 мл).
  4. Высокая емкость. 
  5. Кристаллы ацетата натрия. 

Инструкция:

  1. Налейте уксусную кислоту в емкость.
  2. Добавьте к ней соду и воду. 
  3. Подождите, пока образуется тригидрат ацетата натрия (понадобится около 10 часов). Он будет похож на талый снег. 
  4. Поставьте емкость на плиту и, постоянно помешивая, растворите содержимое до прозрачной жидкости.
  5. Охладите раствор до комнатной температуры. 
  6. Нанесите небольшое количество кристаллов ацетата натрия на кончики пальцев и опустите их в емкость. 
  7. Дождитесь реакции. Вокруг вашей руки начнут образовываться кристаллы, похожие на треснувший лед. 

Материалы по теме:

  • Необычные новогодние «ёлки» России: огонь, вода и джем-сейшен на барабанах;
  • Как мотивировать детей на учебу в конце года. Советы учителям «началки»;
  • Что посмотреть в кино с детьми на новогодних каникулах.

Загадки про кислород

  1. И деревьям, и цветам,
    И животным тут и там,
    Нужен он на свете всем,
    Съесть его нельзя совсем.
    Ель, сосна,
    И кедр, и пихта
    Выделяют круглый год
    Этот газ прозрачный, чистый
    Под названьем ……
    (кислород)
  2. Я коварный поджигатель,
    Вы огня хотите- нате.
    Я всесильный окислитель,
    Если только дров дадите.
    (Кислород)
  3. В чем горят дрова и газ,
    Фосфор, водород, алмаз?
    Дышит чем любой из нас
    Каждый миг и каждый час?
    Без чего мертва природа?
    Правильно, без…
    (Кислорода)
  4. Он повсюду и везде:
    В камне, воздухе, воде,
    Он и в утренней росе,
    И в небесной голубизне.
    (Кислород)
  5. Нахожусь, друзья, везде:
    В минералах и в воде.
    Без меня вы как без рук:
    Нет меня – огонь потух.
    (Кислород)
  6. Известно, что горит отлично
    В нём сера, фосфор, углерод,
    железо, магний, энергично
    Сгорает даже водород.
    (Кислород)
  7. Адрес точный, если спросят: 32,16,8
    (Кислород)
  8. Я жилец квартиры восемь,
    Я могу зажечь на спор
    Спички, свечку и костер,
    Кто вам всем дышать дает?
    Атмосферный…
    (Кислород)
  9. Примерно века два назад
    Открыт он был случайно.
    Сейчас знаком с ним стар и млад,
    Он и для вас не тайна.
    Известно, что горят отлично
    В нем сера, фосфор, углерод,
    Железо, магний. Энергично
    Сгорает также водород.
    (Кислород)

Химия вокруг нас интересные факты. Химия — интересные факты

В 21 веке химия, наряду с математикой и физикой, проникла во все сферы жизни людей. Лекарства, зеркала, покрышки машин… Химические элементы окружают нас повсюду. Даже сам человек состоит из молекул и химических цепочек. Представляем интересные факты о химии.

Удивительное рядом

  1. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газообразное в химии называется сублимацией.
  2. Для изготовления кваса используется реакция брожения.
  3. Если опустить в пересоленный суп марлю с рисом, блюдо можно спасти, так как за счёт абсорбции соль вытянется.
  4. В фекалиях содержится скатол, и именно из-за него они неприятно пахнут. Интересно то, что в небольших количествах скатол приятно пахнет, и его добавляют в сигареты и парфюм.
  5. 100000 – именно столько химических реакций проходят за секунду в мозге человека.
  6. В состав пластмассы для «Lego» входит сульфат бария. Это вещество совершенно безвредно для человеческого организма.
  7. 16 сентября – Международный день охраны такого химического элемента, как озон.
  8. Слезы у человека при нарезании лука вызывает содержащаяся в нём сера.
  9. Интересные факты о химических элементах. Множество элементов называют в честь стран – Америций, Индий, в честь городов – Иттербий, Берклий, Гольмий, в честь учёных – Бор, Менделевий.
  10. Дефлогистрированный воздух – принятое в науке название кислорода.
  11. Американец Чарльз Гудьир случайно открыл процесс вулканизации и создал прочную резину, которая не размягчается в жару и не трескается на холоде. Он просто забыл на горячей плите смесь серы и синтетического каучука.
  12. Во время стирки белья происходит гидролиз солей.

Уравнения химических реакций

Вещества, состав которых отражают химические формулы, могут участвовать в химических процессах (реакциях). Графическая запись, соответствующая данной химической реакции, называется уравнением химической реакции. Например, при сгорании (взаимодействии с кислородом) угля происходит химическая реакция:

Запись показывает, что один атом углерода С, соединяясь с одной молекулой кислорода O2, образует одну молекулу углекислого газа СО2. Число атомов каждого химического элемента до и после реакции должно быть одинаково! Это правило — следствие Закона сохранения массы вещества: масса исходных веществ равна массе продуктов реакции. Закон был открыт в 18-м веке М. В. Ломоносовым и, независимо от него, А. Л. Лавуазье.

Выполняя этот закон, необходимо в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента не изменялось в результате реакции. Например, при разложении бертолетовой соли КClO3, получается соль КСl и кислород О2:

Число атомов калия и хлора одинаково, а кислорода — разное. Уравняем их:

Теперь изменилось число атомов калия и хлора до реакции. Уравняем их:

Теперь между правой и левой частями уравнения можно поставить знак равенства:

Полученная запись показывает, что при разложении двух молекул КClO3 получается две молекулы КСl и три молекулы кислорода O2. Число молекул показывают при помощи коэффициентов.

При подборе коэффициентов необязательно считать отдельные атомы. Если в ходе реакции не изменился состав некоторых атомных групп, то можно учитывать число этих групп, считая их единым целым:

Последовательность действий такова:

1. Определим валентность исходных атомов и группы PO4:

2. Перенесём эти числа в правую часть уравнения:

3. Составим химические формулы полученных веществ по валентностям составных частей:

4

Обратим внимание на состав «самого сложного» соединения: Ca3(PO4)2 и уравняем число атомов кальция (их три) и число групп РО4 (их две):

5. Число атомов натрия и хлора до реакции теперь стало равным шести; доставим соответствующий коэффициент:

Эти правила образуют Алгоритм составления уравнений химических реакций обмена, так как, пользуясь этой последовательностью, можно уравнять схемы многих химических реакций, за исключением более сложных окислительно-восстановительных реакций (см. урок 7).

Химические реакции бывают разных типов. Основными являются:

1. Реакции соединения:

Здесь из двух и более веществ образуется одно вещество:

2. Реакции разложения:

Здесь из одного вещества получаются два вещества и более веществ:

3. Реакции замещения:

Здесь реагируют простое и сложное вещества, образуются также простое и сложное вещества, причём простое вещество замещает часть атомов сложного вещества:

4. Реакции обмена:

Здесь реагируют два сложных вещества и получаются два сложных вещества. В ходе реакции сложные вещества обмениваются своими составными частями:

Существуют и другие типы химических реакций.

Задание 1.5. Расставьте коэффициенты в предложенных выше примерах.

Задание 1.6. Расставьте коэффициенты и определите тип химической реакции:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: